Определение памяти его роль в жизни человека. Память и ее значение

Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти,- писал С. Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом""

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека . Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

47. Классификация видов памяти.

1. по времени сохранения материала :

А)Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Б)Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

В)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Г)Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Д)Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

А) Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Б) Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

в) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

г) Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

д) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

3. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

А) Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Б) произвольная память – запоминание и воспроизведение, происходит благодаря волевым усилиям человека, с постановкой специальной мнемической задачей.

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Основополагающая роль памяти в жизни человека в том, что она создает ряд привычек, ассоциаций и шаблонов, которые делают его тем, кто он есть сегодня. Нравится человеку это или нет, но он-продукт своего прошлого.

Его настоящее формируется им, и будущее зависит от его опыта который сосредоточен в мозгах.

Процесс преобразования опыта

Процесс преобразования опыта в память состоит из трех шагов:

1.Приобретение: приобретение происходит, когда мозг получает и обрабатывает внешние раздражители. Когда читаете эту статью, ваш мозг начинает формировать нейронную сеть на основе информации, которую он получает.

2.Консолидация : большая часть информации, поступающей в мозг, теряется в кратковременной памяти, но часть ее становится долговременной памятью. Чтобы внедрить опыт в долговременную память, нейроны соединяются через пути, которые в совокупности образуют большие нейронные сети.

Это физические карты, которые материализуются как структуры в мозгу, представляющие память. Процесс укрепления этих путей для построения сети памяти называется консолидацией. То, как каждое воспоминание (будь то счастливое или болезненное воспоминание) консолидируется, зависит от различных факторов, в том числе от того, сколько внимания уделено событию, какое эмоциональное воздействие оно оказало и сколько чувств оно задействовало.

Если вы просто пропустите это исчезнет из памяти. Если сосредоточитесь на содержании и примените его, вы получите эмпирическую память, необходимую для консолидации знаний в вашем подсознании.

3. Извлечение и переосмысление : извлечение — это когда извлекается прошлый опыт из своего мозга и переносится в настоящее. Во время извлечения мозг активирует нейрон, который запускает другие нейроны в этой конкретной сети. Если часть активирована, например, виды, звуки или вкусы, которые испытали, освещаются остальные нейроны в этой сети. Например песня вызывает чувства к бывшей девушке. Это мозг, черпающий информацию из различных мест объединяет эти части в единую память, чтобы принести в сознание.

Эффективность каждого из этих шагов зависит от многих факторов, включая гены, здоровье, уровень стресса и системы убеждений, чтобы назвать несколько. Однако независимо от того, где сейчас находитесь, память пластична, поэтому ее можно заполнять.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что делали вчера вечером? Чтобы ответить на этот вопрос, мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

  1. Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
  2. Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
  3. Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп .

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память . Это упрощение, но оно полезно для понимания двух типов памяти.

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».
Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в миндалине — центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Роль миндалевидного тела в сохранении жизни, научившись бояться.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Работа памяти человека

Большинство из нас думают, что роль памяти в жизни человека — это когда мы помним прошлое событие. Мы считаем, что она работает как видеокамера, точно фиксируя события, которые мы видим и слышим, чтобы мы могли рассмотреть и осмотреть их позже.

В действительности память подобна шпаклевке; она может быть сформирована всеми, кто ею обладает. Каждый раз, когда мы явно вспоминаем о каком-то событии, мы вспоминаем не само событие, а последнее действие.

Мы учимся, мы храним, мы извлекаем, и когда мы извлекаем в следующий раз, мы не извлекаем первоначальный опыт-мы извлекаем наш последний поиск. Другими словами, роль памяти в жизни человека при извлечении сформировать последующие действия.

Когда вы сознательно возвращаетесь назад во времени, чтобы вспомнить событие, память вызывается из гиппокампа, который работает с миндалиной и другими частями мозга, чтобы вспомнить свое прошлое.

Акт запоминания изменяет нейронную сеть этой памяти, создавая совершенно новую структуру нейронных связей. Поэтому каждый раз, когда человек думает о прошлом событии, «реальность» этого события меняется, исходя из текущего состояния бытия, текущего уровня осведомленности и настоящих условий. Поскольку хорошие и плохие воспоминания формируются сознательным воспоминанием о них, а не самим событием, изменение условий в мозгу во время отзыва может воссоздать нейронную карту воспоминаний и историй, которые они создают. при этом играет определенную роль.

Мозг не заинтересован в том, чтобы иметь идеальный набор воспоминаний о прошлом. Вместо этого данные поставляются с естественным механизмом обновления, что информация, занимающая ценное пространство внутри нашей головы до сих пор полезна. Это может сделать воспоминания менее точными, но это, вероятно, также делает их более актуальными для будущего.

Роль памяти в жизни человека на основе принципа нейропластичности ”используй или потеряй». Самосознание позволяет нам выбирать вид информации, которую мы хотим занять нейронной недвижимостью или стереть данные.

Мозг животных, возможно, уже давно пора обновить от примитивного образа жизни, к которому он все еще привык, но пока это не произойдет, мы должны активировать наш человеческий мозг, чтобы изменять и пополнять содержимое памяти. Как только мы делаем выбор сознательно путешествуя назад во времени мозг действует быстро.

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события. Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться.

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Человек и среда в рассказах Чехова

    Есть множество писателей, которые описывают множество различных проблем. Некоторые используют символизм, чтобы передать оттенок своего произведения, другие имажинизм

  • Сочинение Какими должны быть школьные перемены

    Ученики, безусловно, устают от уроков, на которых получают много новой и полезной информации. Урок длиться 45 минут, и детям, очень тяжело его просидеть, спокойно и не балуясь

  • В чем заключается конфликт между поколениями? Итоговое сочинение

    Наверное, многим знакомо такое понятие, как конфликт между поколениями. В чем же он заключается и почему происходит? Попробуем разобраться.

  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)

    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки

  • Сочинение по картине На севере диком Шишкина 9 класс

    Художник - пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна...». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память -- это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,-- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.