Обязательное школьное образование. Нужно ли обязательное среднее образование? Закон Российской Федерации Об образовании

С первого сентября вступит в силу новый законопроект, согласно которому все граждане РФ будут обязаны получить полное среднее образование. К ак заявила «Правде.Ру» профессор МГУ Людмила Коханова, нововведение позволит сделать наше общество более высокообразованным.

Первого сентября вступит в силу новый законопроект, согласно которому все граждане РФ будут обязаны пройти три ступени образования - начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. В связи с этим появилось много нововведений, и получается, что люди могут учиться в школе чуть ли не всю жизнь.

Теперь в 9-м классе разрешается «сидеть» не до 15, а до 18 лет, а для учащихся 11-го класса нет никаких возрастных ограничений. Скорее всего, у многих парней первым делом возникнет вопрос: а как же армия? От службы у ребят будет отсрочка только до 20 лет. Еще одно нововведение порадует двоечников - запрещается оставлять детей на второй год в старших (10-м и 11-м) классах. Те, у кого не получится осилить школьную программу, будут завершать образование в других формах (заочно, в вечерней школе и т.д.).

Для чего же понадобились такие изменения? Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что делается это, чтобы поднять авторитет высшего образования: «Сейчас в стране 3,2 тыс. университетов и их филиалов. Поддерживая развитие вузов, планируя их расширение и строительство новых, необходимо понимать, кто придет в них учиться». Дело в том, что число желающих учиться в ВУЗах сокращается, и если в 1998 году число учеников 11-х классов школ составило 22 млн. человек, то в 2006 - 15 млн. Ожидается, что в 2008 году их число уменьшится до 13 млн., а в 2010 году - еще на 30% по сравнению с 2006 годом.

Фурсенко надеется, что выход из "демографической ямы" начнется после 2010 года.

Согласно новым поправкам, среднее общее образование будет бесплатным. Также в законе прописывается обязанность родителей и опекунов по созданию возможностей для получения детьми среднего полного общего образования. Таким образом, 11 классов теперь закончат все, тогда как ранее обязательным было окончание только 9 классов.

К новому законопроекту отношение довольно неоднозначное. Многие сомневаются, насколько необходимо именно обязательное среднее образование. Их аргумент понятен - в стране должны остаться повара, швеи и т.д. Мы попытались разобраться в этом вопросе и обратились за комментариями к профессору МГУ Людмиле Кохановой:

Весь мир уже говорит о повышениях стандарта образования. Все мы знаем, что прерогативой нашей страны всегда было образование и наука, поэтому государство снова возвращается на эти рубежи. Без них мы ничего не сделаем в технологическом информационном обществе, и у нас все будет рушиться, ломаться.

А как же такие профессии, как повар, швея, слесарь и т.д.? Неужели теперь придется обучаться им после 11 го класса?

Ну и что такого? Это и есть высокий профессионализм. Таким образом повышается уровень общества, ведь машины становятся сложнее, тот же повар уже должен знать основы биотехнологии и т.д. В современном обществе к любой профессии применяются другие мерки, и теперь мастерство определяется развитием информационного техногенного общества.

- Что будет с теми, кто не захочет получить полное образование и уйдет из школы?

Думаю, что их сама жизнь заставит доучиться. В любом случае, человек сам определяет свой путь и чего он хочет достичь в этой жизни. Также я считаю, что государство должно создать такие условия, чтобы у людей была мотивация учиться. Сейчас мы уже не переучим тех, кто окончил 9 классов, новая программа рассчитана на тех, кто вступает в жизнь сегодня. И мне кажется, что это хороший способ сделать наше общество более высокообразованным.

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Закон об образовании в РФ - 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель - формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение - целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание - процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

требование к образованию

Педагогический работник - это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование - бакалавриат.
  6. Высшее образование - специалитет.
  7. Высшее образование - магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. и инструкции - это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная - если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме - в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме - вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» - новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе - традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное - только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.