О подвиге пастуха Ширака читали? Кто описал подвиг ширака.

В 520 году до н. э. персидский царь Дарий I собрал 700 000 войско и двинулся с ним в Скифию. Дарий I решил отомстить скифам за их вторжение в Мидию 100 лет тому назад. На самом же деле персидский царь задумал покорить не только Азию, но и Европу: разгромив скифов, он собирался захватить Причерноморье, откуда Греция получала пшеницу. Эти богатые земли и решил захватить Дарий, чтобы лишить Грецию поддержки скифов. Но поход этот не удался. О походе Дария и про подвиг пастуха Ширака поведали нам Геродот, Страбон и Полиэн.

«Пустыня гетов - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя через Петр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем своим войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул назад.

Персы переодели один из своих отрядов в скифские одежды, приблизились к скифскому войску, которым командовал царь Скунха (Скун хасак), и разбили его, воспользовавшись растерянностью скифов, не ожидавших такого коварства от персов».

Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль. В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им: - Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.

Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!

А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!

Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.

Увидев персов, Ширак закричал:

Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!

И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.

Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.

Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.

Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!

Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.

Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!

В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.

А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!

_______________________________________

* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007

Раздел долгосрочного планирования:

КГУ «Есильская СШ №1 ОО Есильского района Акмолинской области»

ФИО учителя: Пунегова Любовь Андреевна

Участвовали:

Не участвовали: ___

Тема урока

Подвиг Ширака (Урок 2)

Цели обучения, в рамках учебной программы по предмету

5.3.2.1 – определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене

Цель урока

К концу урока:

Все учащиеся знают значение понятия "подвиг";

Большинство учащихся описывают особенности вооружения сакских воинов по рисункам; могут составить характеоистику Ширака

Некоторые учащиеся объясняют почему иноземные завоеватели не могли победить саков, как саки боролись за свою независимость

Критерии оценивания

понимают значение понятия "подвиг";

составляет описания по рисунку и характеристику личности;

интерпретирует смысловое значение понятия «подвиг» как готовность пожертвовать собой ради свободы народа, такой народ непобедим

Языковые задачи

Учащиеся:

пишут определение термина "подвиг" (чтение-письмо),

создают словесное описание вооружения,

объясняют изображения на иллюстрациях (чтение-говорение),

формируют ответы на вопросы низкого и высокого порядка

Предметная лексика и терминология:

подвиг, военная тактика, Марафонская битва

Полезные фразы для диалога/письма:

Древнегреческий историкПолиэн писал, что …

Подвиг Ширака является символом героизма потому что …

Воспитание ценностей

Творческое и критическое мышление

Коммуникативные способности

Уважение к историческому прошлому, героям Родины

Межпредметная связь

Всемирная история

Предыдущие знания

Учащиеся должны быть знакомы с понятием "исторический источник", «Бехистунская надпись», уметь соотносить сведения из различных исторических источников.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Планируемые действия и в иды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

ВЫЗОВ

3 мин

3 мин

5 мин

3 мин.

2 мин

1. Эмоциональный настрой

Приветствую вас, друзья мои, и думаю, что этот день принесет вам радость, радость общения друг с другом, радость познания.

Существует легенда, что маки выра стают там, где пролита кровь героев. Мы с вами продолжаем исследовать, как саки боролись за свою независимость, в честь всех героев поляна маков расцветает

Приём «Маки ожидания».

Что нужно сделать, чтобы цветок расцвел?

Учащиеся на стикерах пишут ожидания от урока

2. Актуализация знаний учащихся

- На предыдущих уроках вы познакомились с тем, как сакские племена отстаивали свою свободу. Я предлагаю вам сейчас вспомнить изученный материал и успешно справиться с заданием.

И.Р.

Игра «Да-нет»
1. Саки занимались кочевым скотоводством. (да)
2. Юрта устанавливалась на четырех или шестиколесную повозку. (да)
3. Во время охоты или войн саки использовали куйме, своеобразные дома-кибитки. (да)
4. Основным хозяйственным занятием саков было земледелие. (нет)
5. Главное значение у саков имело разведение коров. (нет)
6. Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли верблюдов. (да)
7. Часть саков занималась земледелием. (да)
8. Период использования железных орудий труда называется эпохой железа. (да)
9. Железо часто встречается в чистом виде в природе. (нет)
10. Для получения расплавленного железа необходимо было достичь 1530 градусов. (да)

Взаимооценивание

Р.Г.

Мозговой штурм»

Используя полученную информацию, определите, какой исторический источник Бехистунская надпись или сведения Полиэна являются более достоверными? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Выход на тему урока, формулирование цели урока учащимися

С какой целью Дарий 1 около 519-518 гг до н.э. начал поход против саков?

Как вы думаете, что на уроке вам предстоит сегодня сделать?

Формирование навыков у учащихся

в постановке цели урока

Исследовательский вопрос:

Ребята, как саки боролись за свою независимость ?

Что было главным оружием саков?

Учащиеся высказывают предположения

на поставленный вопрос

Слайд-презентация

Ресурс "лепестки мака", стикеры

ЦОР «борьба саков за независимость»

Середина урока

Реализация

4 мин.

Прочтите текст учебника с 96, рассмотрите картинки.

Обсудите в парах, почему поход Дария был неудачным?

Выскажите предположения в группе.

Озвучить самые точные версии.

(Предполагаемый ответ.

Саки использовали тактику заманивания врага вглубь степи

Саки- прекрасные наездники

Одежда и вооружение саков более удобны, чем у персов, это давало возможность манёвра

Саки- гордое племя (народ), они готовы были бороться, не щадя своей жизни, за свою свободу)

Слово учителя:

Музафар Алимбаев сказал
«Несчетных героев рождает народ,
В часы испытаний и грозных невзгод,
На смерть из них каждый пойдет, если надо,
Поэтому вечно бессмертен народ».

Эта цитита очень точно выражает сущность подвига, который совершил сакский пастух Ширак.

Как вы понимаете, что такое подвиг?

Учащиеся высказывают предположения.

И.Р .Прочтите рассказ о подвиге Ширака с 97., составьте характеристику Ширака, используя алгоритм

В какое время жил Ширак?

Каким было общество, в котором жил Ширак?

Какие личные качества отличают Ширака?

Примерные ответы:

Ширак жил в эпоху железа. Он принадлежал к племени саков, которы больше всего ценили свободу. Ширак –мужественный человек. Он пожертвовал своей жизнью для спасения своего народа. Не каждый может так поступить, Ширак-герой.

РГ . Работа по карточке (закрепление, с последующим критериальным оцениванием)

    Работа по карточке «Заполните текст»

Саки не только воевали с _______________, но внекоторых случаях вступали с ними в _____________. В войне против____________ персы часто прибегали к помощи___________, нанимая их войско. Сакские воины входили в состав______________________ персидского царя. В _________________ в Марафонской битве в составе ___________________ армии были сакские воины, сражавшиеся против______________. Также они участвовали в битве при________________.

    Ребусы:




4 = 3

- «Поход Дария был неудачным. Персы следовали за сакскими отрядами, бродя по бескрайней степи» (Полиэн)

- «… скифы выбрали удачную тактику заманивания врага вглубь страны, изматывая его на степных просторах» (Геродот)

- «Вот она победа! Я обманул вас, чтобы сохранить землю моих дедов и отцов» (Ширак)

Лист критериального оценивания

Баллы

(уровень выполнения)

Заполнение учебного текста (вставь пропущенное слово)

9 слов

7-8 слов

5-6 слов

3 балла - высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Решить ребус

3 ребуса

2 ребуса

1 ребус

3 балла – высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Определить личности

3 личности

2 личности

1 личность

3 балла – высокий

2 балла - хороший

1 балл – слабый

Общий балл

9 – 8 баллов

7 – 6 баллов

5 – 4 баллов

Высокий

Хороший

Слабый

Конец урока

Рефлексия

Приём "Прямой телеэфир"

Класс имитирует студию, в которой учитель выступает в роли радиоведущего; четыре ученика (по одному от каждой группы) – в роли гостей и остальные ученики класса – в роли слушательской аудитории.

Алгоритм реализации метода

Избрана тема для обсуждения: «Подвиг Ширака», которая озвучивается радиоведущим.

Четыре ученика (гости студии) отвечают на поступившие в студию вопросы по изученной теме.

Слушательская аудитория «звонит» с вопросами, формативно оценивает ответы (аплодисменты).

Резервные вопросы от учителя:

В чём преимущество саков перед иноземными завоевателями?

Каково главное оружие саков?

Почему Ширак совершил подвиг?

Если бы он совершил подвиг в наше время, к каой награде его можно было бы представить? (можно дать задание любознательным подготовить сообщение о высших Государственных наградах РК)

Как вы думаете, а какова была награда Шираку от соплеменников? (задание для любознательных- тайна одинокого кургана)

Рефлекия учебного занятия

Учащиеся устно по желанию заканчивают выбранное предложение на листочках в форме лепестков мака, подводя итог своей деятельности на уроке, отвечая в контексте Исследовательского вопроса урока:

Как саки боролись за свою независимость?


ФО учащиеся

Самооценивание по итогам работы:

* большой палец поднят вверх означает,

что дан ответ на все вопросы

и ученик уверен в правильности ответа

* большой палец в сторону означает,

что ученик не уверен в правильности ответа

* большой палец опущен вниз означает,

что ответ дан не на все вопросы.

Результат письменной работы будет озвучен на следующем уроке после проверки учителем работ учащихся.

Итог урока

Ребята, вы сегодня на уроке вы работали отлично, а полученные знания закрепите домашней работой.

Творческое задание (на выбор):

* на основе иллюстраций и текста параграфа составить рассказ о подвиге Ширака из 5-7 предложений.

* подготовить сообщение о высших Государственных наградах РК.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация предусмотрена в групповой работе: задания подобраныи будут даны с учётом особенностей отдельных учащихся: креативные и творческие плучат задание творческого характера, имеющие навыки аналитического мышления получат возможность поразмышлять над целью создания петроглифов, имеющие навык работы с текстом будут подбирать ключевые слова. Дифференциация также предусмотрена в АМО "Прямой эфир" – возможность учащимся с лидерскими качествами и высоким уровнем учебных компетенций проявить свои способности.

Формативное оценивание учащимися проводится на протяжении всего урока:

взаимооценивание с использованием оценочного листа ученика, в котором записаны критерий к предлагаемому заданию и разработанные уровневые дескрипторы;

самооценивание учебной деятельности по итогам выполнения письменного задания.

Наблюдение и оценивание учителем используются паралелльно.

АМО:

1) Кумулятивная беседа

2) Исследовательский вопрос

3) «Мозговой штурм»

4) "Прямой телеэфир"

5) "На уроке я …"

Здоровьесберегающие технологии отражены в соблюдении светового режима в классе, корректировании осанки учащихся во время письменной работы.

Создание коллаборативной среды и активные формы работы предполагают достаточную двигательную активность на уроке.

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (как в преподавании, так и в учении)?

__________________________________________________________________________________

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (как в преподавании, так и в учении)?

1: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Что я узнал из этого урока о классе или отдельных учениках, которые помогут учителю в проведении следующего урока/ов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Примечания

ИР- индивидуальная работа

РГ – работа вгруппах

РП- работа в парах

Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль.В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им: - Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.- Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!- А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.Увидев персов, Ширак закричал:- Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.- Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.- Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!(Второй Иван Сусанин в общем!)

* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007

Помните Ивана Сусанина - простого русского мужика, который завел в лес вражеское войско? Погиб сам, но и поляков погубил. Один против целого войска! А в Азии есть свой Иван Сусанин, и зовут его Ширак.

Широко и привольно раскинулись приаральские степи. Жили здесь мирные саки, пасли свой скот, растили детей. Но ради мира и покоя всем им приходилось быть воинами: уж слишком много жадных глаз было устремлено на эти богатые земли. Любили саки свою Родину, храбро сражались за нее и гордились теми, кто отдал за ее свободу свои жизни.

Настал черный, страшный год. У персидского царя Дария I были грандиозные планы – он мечтал о мировом господстве. Часть плана он уже сумел осуществить и приступил к захвату Причерноморья. Официальный повод – месть скифам за вторжение в Мидию сто лет тому назад. Смешной повод? Но сакам, массагетам и скифам было не до смеха. 520 год до нашей эры поначалу был удачен для персов. Скифы пали жертвой своей наивности: они не были готовы к коварству персидских воинов. Те, переодевшись в одежду саков, напали на них с тыла и рассеяли войско. Небольшим отрядам было трудно противостоять натиску огромного (по данным историков, 700 тысяч воинов) войска Дария I. Пришлось отступать.

Когда персы выдавили саков на границу пустыни, стало понятно, что война проиграна. Уставшие до изнеможения воины готовились к последней битве. Цари отчаянно искали выход из положения, но, увы, не находили его. В этот момент в царский шатер явился простой пастух. Звали его Ширак. Он был беден, его одежда порвана во многих местах и покрыта пылью. Лицо почернело от безжалостного солнца и злых ветров. Он попросил разрешения говорить, добавив, что знает, как победить персов. Цари были рады выслушать любого.

План Ширака был прост: заманить персов в непроходимые пески, а уж там пустыня сама расправится с врагами. Царь Омар, недоверчивый и вечно во всем сомневающийся, спросил: «Как это сделать?» Ширак сказал, что берет это на себя, он заставит Дария поверить ему и даже станет его проводником. Он расскажет персам, что его соплеменники – жестокие люди. Покажет им свои раны и обвинит саков в неблагодарности. А потом попросит Дария помочь ему отомстить. Ширак был уверен, что персидский царь не упустит возможности пройти кратчайшим путем в страну саков и, застав их врасплох, одержать окончательную победу.

Цари саков - Тамыр и Сакесфар сразу поняли, что Ширак настроен решительно, а его план – это единственный шанс избавиться от персов. Они спросили пастуха, понимает ли он, что живым от врагов ему не уйти. Ширак ответил, что смерть за Родину он примет, как и подобает мужчине, глядя ей прямо в глаза. Его жена погибла от рук персов. Сыновья его еще малы, но они из племени гордых саков, а потому достойно примут свою сиротскую участь. Цари поверили пастуху и дали ему обещание, что они позаботятся о его семье. Теперь нужно было, чтобы кто-нибудь из воинов жестоко избил Ширака. Достоверность прежде всего: синяки и ссадины, порезы и кровоточащие раны должны выглядеть ужасно. В войске саков не нашлось ни одного человека, который согласился бы поднять руку на отважного пастуха. Ширак сделал все сам. Истекая кровью, он побрел в сторону вражеского войска.

Через несколько часов персы наткнулись на истерзанное тело, едва прикрытое разорванной одеждой. Человек, лежащий на песке, был страшно изувечен: у него не было носа и ушей, лицо обезображено несколькими рваными ранами, всё тело покрыто шрамами от ударов кнута и ожогами от солнца. Его с трудом привели в чувство, дали воды и допросили. Ширак рассказал, что он сак, обычный, ничем не примечательный пастух. Один из царей возжелал его красавицу жену, а его за непокорность приказал изувечить и бросить в пустыне умирать под палящими лучами солнца. Ширак рыдал, бил себя в грудь и просил только об одной милости – дать ему возможность отомстить. Он говорил, что лучше него никто не знает эти места. Он сумеет провести войско Дария по таким тропам, которые выведут персов в тыл войска саков. Ширак обещал царю легкую победу. И Дарий ему поверил.

Потом были долгие семь дней по раскаленным пескам. Пастух не солгал: эти места он знал отлично. Он обошел все колодцы, и у персов очень быстро закончилась вода. Кони пали, воины еле волочили ноги, увязая в глубоком песке. Когда персы поняли, что Ширак специально завел их в глубь пустыни, они начали угрожать ему страшными пытками. Пастух смеялся им в лицо: он не боялся боли, а смерти все равно не избежать. Он был готов к ней.

Гибель Ширака не была напрасной. Треть персидского войска погибла в пустыне за семь дней похода, оставшиеся в живых воины были сильно измучены жарой и обезвожены. Еды и воды не было, а им еще предстояло идти обратно. Еще семь дней – и потери персов составили больше половины солдат. Воины не захотели больше сражаться и потребовали от Дария I возвращения на родину. Земля саков так и не покорилась персам. А имя Ширака осталось в легендах и песнях, в которых благодарные потомки прославляют его мужество и самоотверженность.

В 520 году до н. э. персидский царь Дарий I собрал 700 000 войско и двинулся с ним в Скифию. Дарий I решил отомстить скифам за их вторжение в Мидию 100 лет тому назад. На самом же деле персидский царь задумал покорить не только Азию, но и Европу: разгромив скифов, он собирался захватить Причерноморье, откуда Греция получала пшеницу. Эти богатые земли и решил захватить Дарий, чтобы лишить Грецию поддержки скифов. Но поход этот не удался. О походе Дария и про подвиг пастуха Ширака поведали нам Геродот, Страбон и Полиэн.«Пустыня гетов - сплошная безводная равнина. Здесь Дарий, сын Гистаспа, перейдя черезПетр, попал в западню, подвергшись опасности погибнуть со всем своим войском от жажды; однако царь, хотя и поздно, понял опасность и повернул назад.Персы переодели один из своих отрядов в скифские одежды, приблизились к скифскому войску, которым командовал царь Скунха (Скунхасак), и разбили его, воспользовавшись растерянностью скифов, не ожидавших такого коварства от персов».Скиф по имени Ширак пас коней вдоль реки Едиль. В самый разгар войны с персами, когда враги уже далеко зашли на территорию скифов, он пришел однажды к скифским царям Омару, Тамыру и Сакесфару и сказал им: - Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если идти по этому пути прямо, то можно увлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, где персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами.- Ширак! - ответили на это скифские цари. - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!- А теперь, - сказал Ширак, - изрежьте, изрубите меня, исполосуйте мне все тело и лицо, оборвите уши. Сделайте меня неузнаваемым, покалечьте меня и бросьте на пути у персов. Иначе они мне не поверят!Но никто из скифов не осмелился причинить вред герою, и тогда он сам исполосовал себя, обезобразил свое лицо и тело собственным ножом и в таком виде предстал перед персами, которые подошли вскоре.Увидев персов, Ширак закричал:- Спасите меня! Вот, смотрите, что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной!И Ширак вошел в доверие к персам и повел их в глубину пустыни.- Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один.Так прошли они семь дней и ночей, и воины Дария начали болеть и умирать от жажды и зноя. Наконец, терпение царя иссякло, и его военачальник Ранасбат выхватил меч и устремился к Шираку.- Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похоронено здесь!Разгневанный Ранасбат взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.Персов, потрясенных неслыханным поступком пастуха, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков!В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну, переправившись по мосту через реку Истр.А имя Ширака, его подвиг остались в веках, как пример героизма и самоотверженности ради родной земли, ради свободы!_______________________________________* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007