О письма женщины нам милой некрасов анализ. Анализ стихотворения о письма женщины, нам милой

«О письма женщины, нам милой!…» Николай Некрасов

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы —
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

Анализ стихотворения Некрасова «О письма женщины, нам милой!…»

В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался один из самых странных романов в литературной России девятнадцатого столетия. Авдотья Яковлевна, ее муж и Некрасов начали жить вместе. Столь необычный союз продержался около шестнадцати лет. Естественно, он осуждался общественностью. От Николая Алексеевича отвернулись многие друзья и знакомые. Несмотря на это, в отношениях с Авдотьей Яковлевной писатель был счастлив. Панаева даже родила ему ребенка в 1849 году, но долго малыш не прожил. Считается, что это трагическое событие оказало сильнейшее негативное влияние на дальнейшее развитие романа. В 1862 году скончался Иван Панаев, после чего Авдотья Яковлевна ушла от Николая Алексеевича.

Своей возлюбленной Некрасов посвятил так называемый «панаевский цикл». В него входит и стихотворение «О письма женщины, нам милой!», датированное 1852 годом. В произведении поэт рассказывает об отношениях любящей пары. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же мужчина не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Сходные мотивы встречаются в более поздних стихотворениях Некрасова, также посвященных Панаевой, — «Письма» (1855), «Прощанье» (1856), «Горящие письма» (1877).

Любовная лирика Николая Алексеевича особняком стоит в русской поэзии. Часто характеризуют ее как «прозу любви». Также широко распространено определение, данное Чернышевским, — «поэзия сердца». В стихотворениях Некрасов создает особенный мир, наполненный неистовыми страстями, безудержной ревностью, угрызениями совести, попытками самоутверждения. В некоторой степени мир этот близок героям романов Достоевского. К сожалению, любовная лирика Некрасова не так известна широким массам, как его поэзия, пропитанная гражданским пафосом. Возможно, для нее просто не пришло еще время.

О письма женщины, нам милой!...

1 мин.

74 16 0

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажите: увы! -
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Как задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской…

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай мне время доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей,
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей! 1

предложить метку

Мне нравится!

Дать монетку!

1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 133–134.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст № 56, с. 193–194, под заглавием: "Отрывок". Перепечатывалось (без заглавия) в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
Автограф не найден.

В Ст 1879 датировано: "1852".
Видимо, относится к циклу стихотворений, посвященных А. Я. Панаевой. С. И. Пономарев указал на связь этого стихотворения со стихотворениями "Письма" (1855) и "Горящие письма" (1877), обращенными, очевидно, к ней же (см.: Ст 1879, т. IV, с. XXXII). Ст. 24–26 перекликаются с концовкой обращенного также к А. Я. Панаевой стихотворения "Прощанье" (1856).

Николай Алексеевич Некрасов

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской…

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы —
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

В 1842 году Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, женой писателя Ивана Панаева. Красавица-брюнетка сперва не ответила на чувства Николай Алексеевича. Тем не менее, позже ему удалось добиться взаимности. Так начался один из самых странных романов в литературной России девятнадцатого столетия. Авдотья Яковлевна, ее муж и Некрасов начали жить вместе.

Панаев, Панаева, Некрасов

Столь необычный союз продержался около шестнадцати лет. Естественно, он осуждался общественностью. От Николая Алексеевича отвернулись многие друзья и знакомые. Несмотря на это, в отношениях с Авдотьей Яковлевной писатель был счастлив. Панаева даже родила ему ребенка в 1849 году, но долго малыш не прожил. Считается, что это трагическое событие оказало сильнейшее негативное влияние на дальнейшее развитие романа. В 1862 году скончался Иван Панаев, после чего Авдотья Яковлевна ушла от Николая Алексеевича.

Своей возлюбленной Некрасов посвятил так называемый «панаевский цикл». В него входит и стихотворение «О письма женщины, нам милой!», датированное 1852 годом. В произведении поэт рассказывает об отношениях любящей пары. Лирический герой не решается сжечь письма, полученные от обожаемой женщины. При этом он понимает, «что правды в них и проку мало», сравнивая послания с праздным детским лепетом. Почему же мужчина не в силах избавиться от писем? Почему по-прежнему бережно хранит их в портфеле? Ответ прост — они служат напоминанием о прекрасном прошлом, выступают в роли «поблекших цветов с могилы погибшей юности». Сходные мотивы встречаются в более поздних стихотворениях Некрасова, также посвященных Панаевой, — «Письма» (1855), «Прощанье» (1856), «Горящие письма» (1877).

Любовная лирика Николая Алексеевича особняком стоит в русской поэзии. Часто характеризуют ее как «прозу любви». Также широко распространено определение, данное Чернышевским, — «поэзия сердца». В стихотворениях Некрасов создает особенный мир, наполненный неистовыми страстями, безудержной ревностью, угрызениями совести, попытками самоутверждения. В некоторой степени мир этот близок героям романов Достоевского. К сожалению, любовная лирика Некрасова не так известна широким массам, как его поэзия, пропитанная гражданским пафосом. Возможно, для нее просто не пришло еще время.

Стихотворение «О письма женщины, нам милой » написано в 1852 году, в эпоху, когда для поэта важным было понятие гражданственности, но тему любви Некрасов обойти не смог. Это стихотворение посвящено А.Я. Панаевой.

Характер лирического героя показан в развитии. Душа его, отказавшись от любви, похожа на душу дельца и эгоиста. Она наполняется унынием, «злобою ревнивою», «мучительной тоской». Герой прикрывает душевное опустошение холодной усмешкой, об этом свидетельствует эпитет «ленивой». Автор ставит многоточие, разрывает затем его пробелом, деля на две неравные части, заставляя нас на мгновенное остановиться.

Противоречия в душе лирического героя поэт показывает с помощью антитезы: «пламя страсти – благоразумья строгой власти»; с помощью психологических эпитетов: «душе ленивой».

Стихотворение написано ямбом. Стихотворение разделено на две неравные части. В первой части герой говорит о никчемности и даже вреде писем возлюбленной, с которой они не могут быть вместе. Во второй части (дециме) лирический герой акцентирует внимание на том, что несмотря на: «пускай мне время доказало, что правды в них и проку мало…», но «…и теперь они мне милы…».

Лирический герой, видимо, сторонник всего продуктивного, требует от лирической героини невозможного, пользу от её писем. Но какую пользу, продуктивность в письмах можно требовать от влюбленной женщины?

Стихотворение заканчивается развернутым эпитетом «… поблекшие цветы с могилы погибшей юности моей! В этом эпитете заключены и другие средства выразительности: метафора, сравнение.

Стихотворение «О письма женщины, нам милой» написано в 1852 году, в эпоху, когда для поэта важным было понятие гражданственности, но тему любви Некрасов обойти не смог. Это стихотворение посвящено А.Я. Панаевой.

Характер лирического героя показан в развитии. Душа его, отказавшись от любви, похожа на душу дельца и эгоиста. Она наполняется унынием, «злобою ревнивою», «мучительной тоской». Герой прикрывает душевное опустошение холодной усмешкой, об этом свидетельствует эпитет «ленивой». Автор ставит многоточие, разрывает затем его пробелом, деля на две неравные части, заставляя нас на мгновенное остановиться.

Противоречия в душе лирического героя поэт показывает с помощью антитезы: «пламя страсти – благоразумья строгой власти»; с помощью психологических эпитетов: «душе ленивой».

Стихотворение написано ямбом. Стихотворение разделено на две неравные части. В первой части герой говорит о никчемности и даже вреде писем возлюбленной, с которой они не могут быть вместе. Во второй части (дециме) лирический герой акцентирует внимание на том, что несмотря на: «пускай мне время доказало, что правды в них и проку мало…», но «…и теперь они мне милы…».

Лирический герой, видимо, сторонник всего продуктивного, требует от лирической героини невозможного, пользу от её писем. Но какую пользу, продуктивность в письмах можно требовать от влюбленной женщины?

Стихотворение заканчивается развернутым эпитетом «… поблекшие цветы с могилы погибшей юности моей! В этом эпитете заключены и другие средства выразительности: метафора, сравнение.
23.12.2011

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.