Новые станции серпуховско тимирязевской линии. Серпуховско-тимирязевская линия

Серпуховско-Тимирязевская линия - девятая линия Московского метрополитена по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая северные районы Москвы через центр с южными районами. Полностью подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения. Линия обозначается на картах серым цветом.

Алтуфьево
Бибирево
Отрадное
Владыкино
Петровско-Разумовская
Тимирязевская
Дмитровская
Савёловская
Менделеевская
Цветной бульвар
Чеховская
Боровицкая
Полянка
Серпуховская
Тульская
Нагатинская
Нагорная
Нахимовский проспект
Севастопольская
Чертановская
Южная
Пражская
Улица академика Янгеля
Аннино
Бульвар Дмитрия Донского

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития будущего метро, состоящая из пяти проходящих через центр города диаметральных линий, одной из которых значился Замоскворецко-Дзержинский диаметр от ст. «Нижние Котлы» до ст. «Останкино». Замоскворецкий радиус этого диаметра начинался на центральном пересадочном узле «Красная площадь», шёл через Замоскворечье к Добрынинской площ., далее вдоль Люсиновской ул. к Серпуховской заставе и вдоль Большой Тульской ул. к Зелёным горам до линии Окружной железной дороги (район нынешней ст. МЦК «Верхние Котлы »).

Активные работы по проектированию Серпуховского радиуса от ст. «Добрынинская» до ст. «Днепропетровская» начались в 1974 г. В этом году институт Метрогипротранс подготовил технико-экономическое обоснование проекта. В мае 1975 г. началась разработка технического проекта. На участке длиной 13,8 км было запроектировано 8 станций: «Добрынинская», «Даниловская», «Нижние Котлы», «Нагорная», «Нахимовская», «Каховская», «Чертановская», «Днепропетровская».

Строительство началось в 1976 г. со стройплощадки шахты № 924. Осенью началось освоение стройплощадок всех восьми станций.

В январе 1980 г. началось строительство продления Серпуховского радиуса в центр к Арбатскому пересадочному узлу с двумя станциями: «Полянка» и «Библиотека имени Ленина». 30 июня 1981 г. был утверждён проект продления радиуса от ст. «Южная» до ст. «Пражская».

В начале 1983 г. начались работы и на Тимирязевском радиусе, здесь были заложены стройплощадки шахт №№ 910 и 911.

8 ноября 1983 г. I очередь Серпуховского радиуса со станциями «Серпуховская», «Тульская», «Нагатинская», «Нагорная», «Нахимовский проспект», «Севастопольская», «Чертановская», «Южная» была введена в строй. Была образована 9-я на тот момент линия Московского метро, обозначенная на схемах как Серпуховская. Ст. «Серпуховская» стала первой в СССР пилонной станцией с суженными пилонами - колонно-пилонного типа. С открытием пересадки между станциями «Каховская» Горьковско-Замоскворецкой линии и «Севастопольская» появился первый в Московском метро пересадочный узел, расположенный вне пределов Кольцевой линии.

21 октября 1985 г. пробный поезд прошёл от ст. «Южная» до ст. «Пражская», и 6 ноября 1985 г. ст. «Пражская» была открыта для пассажиров. Архитектурный проект станции был создан чехословацкими архитекторами в обмен на проектирование Метрогипротрансом ст. «Московская» Пражского метро.

30 декабря 1985 г. пробный поезд прошёл от ст. «Серпуховская» до ст. «Боровицкая». 22 января 1986 г. на ст. «Полянка» состоялся торжественный митинг, и 23 января 1986 г. участок с двумя станциями «Полянка» и «Боровицкая» вступил в строй. Станция «Боровицкая» была открыта с наклонным ходом, выходящим в построенный заново наземный вестибюль на Проспекте Маркса, общий со станцией «Библиотека имени Ленина». Пересадка на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии была открыта позже. С открытием ст. «Боровицкая» впервые в истории метрополитенов СССР был организован четырёхстанционный пересадочный узел.

Последнее обновление в августе 2017 г.

Серпуховско-Тимирязевская линия

Длина 41,47 км. 25 станций.

Конечные станции "Бульвар Дмитрия Донского" и "Алтуфьево"

Самая длинная линия метро в мире, целиком проходящая под землей. С учетом оборотных тупиков и подземного участка Бутовской линии (являющегося продолжением главных путей СТЛ), общая длина непрерывного подземного пути превышает 44 километра.

Движение открыто на участках:

"Серпуховская" - "Южная" в 1983,
"Южная" - "Пражская" в 1985,
"Серпуховская" - "Боровицкая" в 1986,
"Боровицкая" - "Чеховская" в 1987,
"Чеховская" - "Савеловская" в 1988,
"Савеловская" - "Отрадное" в 1991,
"Отрадное" - "Бибирево" в 1993,
"Бибирево" - "Алтуфьево" в 1994,
"Пражская" - "Улица Академика Янгеля" в 2000,
"Улица Академика Янгеля" - "Аннино" в 2001,
"Аннино" - "Бульвар Дмитрия Донского" в 2002.

Линия целиком проходит под землей.
Участок "Петровско-Разумовская" - "Серпуховская" - глубокого заложения, участки "Алтуфьево" - "Владыкино" и "Тульская" - "Бульвар Дмитрия Донского" мелкого заложения.

История

Строительство Серпуховско-Тимирязевская линии было предусмотрено Генеральным планом развития Москвы 1971 года. (Подробности Генплана см в Истории проектов Московского метрополитена). По Генплану предполагалось ответвление от Тимирязевского радиуса в Дегунино, однако впоследствии в районы Лианозово, Бескудниково и Дегунино было намечено строительство Дмитровского радиуса Люблинско-Дмитровской линии.

Сооружение линии началось со строительства Серпуховского радиуса, открытого в 1983 году. Трасса начинается от Серпуховской площади, проходит через одноименную заставу, дважды пересекает Павелецкое направление МЖД, минует Азовскую улицу, Нахимовский и Балаклавский проспекты и заканчивается в центре жилого массива Чертанова.

Переходный участок трассы с глубокого заложения на мелкое, в неустойчивых водоносных породах, успешно пройден способом контурного замораживания, в сочетании с водопонижением. Работы в замороженных грунтах велись буровзрывным способом. Перегон между "Серпуховской" и "Тульской" пройден Тоннельным Отрядом №6 в зоне размыва и с высокой концентрацией паров бензина от находившейся наверху автозаправочной станции. Бензин настолько пропитал грунт, что проникал и в тоннель, однажды вызвав пожар. Благодаря умелым действиям работников всех служб он был оперативно потушен. Но пострадала вентиляционная система. Ее восстановили бурением дополнительных скважин. На том же перегоне препятствовал проходке и вынос плывуна.

В ноябре 1985 г. Серпуховская линия была продлена до "Пражской" на 1,15 км. Архитектурное оформление станции разработано чехословацкими специалистами. Возведение этой станции явилось продолжением творческого сотрудничества советских и чехословацких метростроителей. В Праге одновременно возводилась станция "Московская", на сооружаемых станциях в Москве и Праге были созданы интернациональные бригады.

Центральный участок линии сооружен глубоким заложением. С пуском станции "Боровицкая" был образован крупнейший пересадочный узел из четырех станций. Станция "Чеховская" завершила пересадочный комплекс трех линий на Пушкинской площади. В 1988 году линия продлена на 4,3 км, открыты станции "Цветной Бульвар", "Менделеевская" с переходом на "Новослободскую" и "Савеловская". В 1991 году открыт Тимирязевский радиус. На участке длиной 8,6 км, построено пять станций - "Дмитровская", "Тимирязевская", "Петровско-Разумовская", "Владыкино" и "Отрадное".

Станция "Тимирязевская", единственная в Москве, построена по ленинградскому проекту, односводчатая на большой глубине (подробнее о строительстве глубоких односводчатых станций ). Общая длина станционного комплекса 282 м. Блок технологических помещений и СТП располагаются под единым сводом со станцией.

Станция "Петровско-Разумовская" построена с учетом будущей кроссплатформенной пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию. Сейчас (так как построена только половина двухстанционного комплекса), поезда северного направления Тимирязевского радиуса используют пути будущей Люблинской линии.

Станция "Владыкино" построена под одноименной станцией Малого Кольца МЖД методом последовательной перекладки железнодорожных путей.

В 1992 г. линия была продлена еще на 2,6 км до станции "Бибирево", а в 1994 г. на 2 км. до конечной станции - "Алтуфьево".

На станции "Алтуфьево" при обратной засыпке грунтом была повреждена гидроизоляция конструкций, что привело к многочисленным протечкам. Возможный способ их ликвидации - это раскрытие станции и восстановление гидроизоляции, но на это, к сожалению, не хватает средств.

В новый жилой район Бутово, расположенный за МКАД, сначала предполагалось построить линию скоростного трамвая от "Пражской", продублировав впоследствии скоростной хордой Митино-Бутово . Впоследствии было решено построить в Бутово продление Серпуховского радиуса, которое закончено в 2002 году. На новом участе построены станции "Улица Академика Янгеля", "Аннино" и "Бульвар Дмитрия Донского". На станции "Бульвар Дмитрия Донского", организована пересадка на Бутовскую линию " легкого метро " в Южное Бутово.

С целью снижения шума и вибрации от движения поездов под землей уложены вибропоглощающие конструкции пути. Вместо деревянных шпал начато применение композитных коротышей.

Дальнейшее развитие.

Линия построена полностью. Дальнейшее развитие не предполагается.

Серпуховско-Тимирязевская (серая) линия метро проходит через центр города с севера на юг. Протяженность ветки довольно большая – 41,2 км. На ней есть станции с возможностью пересадок на другие 7 веток метро.

Из-за большой протяженности ветки, гостиницы на Серпуховско-Тимирязевской линии метро довольно многочисленны и разнообразны по уровню сервиса и цен, от 700 рублей («Happy Oтель») до 18 000 рублей за ночь («Рэдиссон Белорусская 4*»).

Выбор гостиницы рядом с центрально расположенными станциями серой ветки дает возможность посетить большое количество достопримечательностей столицы в ходе пешей прогулки. Станция «Чеховская» находится недалеко от Тверской улицы, на которой расположено множество исторических зданий, офисов, а также магазинов и ресторанов. По Тверской улице можно прогуляться до Красной площади. Примерно в 15 минутах ходьбы от станции «Чеховская» находится Большой театр. В непосредственной близости от Московского Кремля находится станция «Боровицкая», от которой легко можно дойти до Старого и Нового Арбата. Станция «Цветной Бульвар» расположена рядом с садом «Эрмитаж». Кроме того, рядом со станцией метро находится знаменитый Цирк Никулина на Цветном бульваре. Расположенные рядом с центром гостиницы на Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии метро представлены довольно широко, что позволяет без труда выбрать оптимальный вариант.

Но и гостиницы, расположенные рядом с удаленными от центра станциями Серпуховско-Тимирязевской (серой) ветки, довольно удобны благодаря развитой инфраструктуре районов в сочетании с возможностью быстро добираться до главных достопримечательностей столицы. Например, рядом со станцией метро «Тимирязевская» находится Тимирязевский парк – одно из любимых мест для прогулок у местных жителей. Также недалеко от метро открыто несколько торговых центров, где можно совершить покупки или перекусить. Проживание в расположенных в этом районе отелях («Шереметьевский Парк Отель», «Классик») обойдется от 2700 рублей за ночь.