Немецкие лодки на Ямале: вымысел или правда? Фильм о восстании хантов и ненцев наградили на римском кинофестивале. Ямало-ненецкий автономный округ

За годы становления и укрепления советской власти немало народов СССР восставало против насильственной коллективизации, продразверстки, создания колхозов. Недовольных арестовывали и отправляли в дальние лагеря. Но один из активно протестующих народов Советского Союза ссылать было некуда – ненцы и так жили на самом краю Земли.

Протесты ненцев в полярных предгорьях Урала против действий советской власти получили название мандалада. На их языке это слово означает «воинский сбор», «собравшиеся в круг вооруженные люди».

Восстания ненцев на Ямале и в Приуралье вспыхивали несколько раз. Исследователь Севера А. В. Головнев пишет, что старейшины народа затруднялись вспомнить точное количество противостояний с советской властью. Разные люди называли два, три и даже четыре восстания. По словам некоторых стариков, протесты лишь затихали на некоторое время, но никогда не прекращались полностью.

Причины восстаний

Общепринятое определение мандалады – восстание ненцев против прихода в тундру советской власти. Фактически жители Заполярья реагировали на произвол властей, реквизировавших в голодное время последние припасы. Ненцы, как могли, пытались спасти устоявшийся уклад и свое хозяйство.

В марте 1929 года на Ямале был создан первый оленеводческий колхоз, где организована ячейка ВКП(б). Вскоре в долинах рек начало развиваться земледелие и молочное животноводство, а также рыбный промысел – добыча сига, нельмы, семги. Советская власть начала ликвидацию неграмотности среди коренного населения тундры – до революции умели читать и писать не более 2% ненцев. Но специфика кочевой жизни привела к тому, что детей ненцев для обучения насильно отнимали у родителей, поселяя в школы-интернаты.

В заполярной тундре невозможно выжить без оленей, одежды и обуви на меху. Все это реквизировалось при создании колхозов. Ненец Эсико Лаптандер вспоминал: «Когда началась советская власть, красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый - всё равно должен дать оленей и нарты, если кто не дает, значит, он за белых, его сразу стреляют».

Ненцы были недовольны коллективизацией, жесткими решениями советских властей, разрушением жизненного уклада.

Первые протесты

В 1931 году был образован Ямальский (Ненецкий) национальный округ. Вместо существовавших в тундре много десятилетий родовых советов власти начали организовывать национальные. Постепенно в народе накапливались протестные настроения. В 1932-1933 годах небольшие группы шаманов и кулаков (зажиточных оленеводов) пытались повлиять на настроения ненцев, выступая против пушных и оленьих заготовок.

сказал уполномоченным Ханского кооператива, что не признает постановление собрания бедняков о контрактации оленей. Он пояснил, что у бедняков нет никакого права решать судьбу его олене:. «Разных уполномоченных много было, они ничего не добились, вы и потом не добьетесь. Я могу жить без русских – у меня есть олени, сыт буду».

24 апреля Май Солинтэр отказался получать повестку в суд по поводу эксплуатации им наемных работников – батраков. Он ответил курьеру: «Судей ваших и советскую власть не признаю, у меня свои законы». На повторное требование получить повестку Солинтэр кинулся с ножом на курьера, но был быстро обезоружен.

Восстание 1934 года

К весне 1934 года на Ямале набрало силу протестное движение. Сначала восстания ограничивались блокадой советских факторий в Приуральском и Ямальском районах или же саботажем на них. Грузы (мех и шкуры), направлявшиеся на фактории, сбрасывались с нарт в тундре.

Градус противостояния возрастал. Участники мандалады устроили на северном Ямале народный суд, а попросту расправу, над членом Тамбейского нацсовета Нуми Тусида и председателем Совета Пивичи Окатэтто. Отступников догола раздели, избили, вываляли по снегу, после чего потребовали присоединиться к восставшим.

Мандалада продолжалась до зимы 1934 года. Члены нацсоветов под страхом избиения и смерти сдавали свои удостоверения, а протестующие требовали выдачи им для расправы руководителей, оставшихся на стороне Советской власти. Мандалада блокировала фактории на севере Ямала, прервав их связь с властями округа, распустила несколько нацсоветов. Разграбили разъездную факторию в районе реки Надым, убили ее заведующего и милиционера. Колхозные стада были смешаны с кулацкими.

Требования восставших фактически сводились к полному уходу из тундры Советской власти: «Уберите русских, не надо факторий, верните право голоса кулакам и шаманам, детей в школу отдавать не станем, не признаем советов и советских законов, подчиняться им не будем».

В конце декабря 1934 года направленный на подавление протестов отряд ОГПУ (100 человек) бескровно разогнал восставших.

Мандалада 1943 года

Весной 1943 года пункты кооперации на Ямале перестали отпускать ненцам хлеб. Народ справедливо возмутился, потому что исправно выплачивал налоги рыбой, дичью, оленями. Покатилась волна протестов – ненцы массово покидали оленеводческие совхозы, угоняя стада оленей в тундру.

По всем стойбищам был брошен клич о мандаладе. Его инициировали ненцы Топка, Неле и Сэротетта. В предгорьях Приполярного Урала появилось стойбище протестующих, расположенное в сотне километров от фактории Яра и окруженное сторожевыми чумами. Восставшие были вооружены охотничьими ружьями и американскими винтовками «Ремингтон». В лагерь стали стекаться недовольные ненцы из окрестных районов. Вооруженные повстанцы угоняли стада оленей из колхозов, захватывали обозы с мукой.

21 июня 1943 года из Воркуты и Архангельска для подавления восстания направлены оперативные отряды НКВД. 23 июня архангельский отряд окружил стойбище протестующих. Ненцы открыли огонь и ранили командира отряда НКВД. Массовая перестрелка длилась несколько часов, с обеих сторон были убитые и раненые. После бесплодного боя командир отряда НКВД Земзюлин отправил к восставшим ненецких женщин – передать требование о прекращении огня под угрозой полного уничтожения. После раздумий ненцы сбросили вниз оружие и сдались сами. 36 человек было арестовано, еще троих схватили позднее.

Один из вождей мандалады — Сергей Ного — умер в тюрьме до суда. Второй – Василий Лаптандер – приговорен к расстрелу, который заменили на 20 лет каторжных работ, и скончался в феврале 1944 года. Двадцать один человек приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества, остальные – к срокам от 5 до 8 лет. Почти все участники мандалады, отправленные судом в лагеря, впоследствии пропали без вести.

Провокация ради чинов и наград

В октябре 1943 года полыхнуло еще одно восстание ненцев – теперь в Тамбейской тундре. Протесты были цинично спровоцированы Медведевым, начальником Ямальского райотдела НКГБ, который рвался к новым званиям и должностям. Он поручил председателю колхоза оленеводов «Красный Октябрь» найти недовольных действиями Советской власти и начать новую мандаладу.

16 ноября отряд НКВД открыл огонь по ненецкому стойбищу Вэнга, а Медведев послал из п. Тамбей радиограмму в Салехард: «Положение тяжелое. Имели 10-минутную перестрелку. Просим выслать самолетом ручные пулеметы. В мандале 200 человек». Оперативная группа УНКГБ под командованием Гаранина вылетела из Омска через Салехард и захватила в тундре без сопротивления два стада оленей, до полусмерти напугав ненцев.

Чекисты приказали участникам мандалы явиться в стойбище Сатоку-Яптика. Пришло более 150 человек, из которых арестовали 50. Семеро ненцев пытались бежать, но погибли под огнем чекистов. Остальных увезли в Тамбей, судили и отправили в лагеря. Попутно Гаранин «раскрыл германского разведчика», арестовав по обвинению в шпионаже начальника гидрографической партии Главсевморпути Плюснина.

Последствия мандалады для ненцев

События мандалады ненцы обсуждали тайком, вспоминая родных и близких, которые сгинули после того, как их увезли милиционеры. Из тюрем и лагерей вернулись лишь несколько человек, большинство сгинуло без следа.

Тяжело, а порой трагично, сложилась жизнь членов семей участников мандалады. Советская власть конфисковала имущество – тёплую меховую одежду и оленей, заперла за решетку кормильцев. Беспомощные дети и беззащитные жены остались в тундре на верную гибель. Сородичи-ненцы перевезли осиротевших людей ближе к поселкам, но далеко не всех это спасло от смерти, вызванной голодом или морозами.

Отец ненки Секо Ламдо был арестован за участие в мандаладе 1943 года. Её мать председатель поселка изгнал как жену врага народа. Женщина попросилась рыбачить с другими ненцами в устье Малой Оби, но начальство разрешило только кормить ездовых собак. Животные напали на неё и сильно искусали. Малышка Секо и ее мать месяцами голодали, скитаясь в безуспешных поисках работы. Женщина скончалась от голода и в конце 1946 года, девочку отправили в интернат.

Память народа жива

Много лет сведения о мандаладах замалчивались советской властью. Информация попала в открытый доступ лишь после событий перестройки и развала СССР. В период с 1991-го до 2010 года опубликовано несколько научных и этнографических работ, освещающих мандаладу как неизвестную трагедию ненецкого народа. В устном народном фольклоре ненцев до сих пор можно услышать рассказы о событиях мандалады, превратившиеся в мифы и легенды.

Казымское восстание (1930-1934), развернулось в пределах Казымского туземного совета Берёзовского района Остяко-Вогульского округа (на территории проживания казымских ханты). В 1933-34 гг. центр восстания переместился в район святого озера Нумто. Союзниками казымских хантов стала группа местных ненцев. В декабре 1933 - январе 1934 события едва не захватили хантов Полноватского туземного совета, уже готовых к выступлению.

Восстание проходило в 2 этапа: с марта 1930 по март 1933 и с марта 1933 по июль 1934. Первый можно назвать «холодной войной» в отношениях с советской властью, а второй -- «самоедской войной с русскими» (так называли события сами коренные жители).

Цивилизаторские устремления власти стали подрывать традиционный уклад жизни коренного населения. События в Приказымье приобрели серьёзный характер, когда за организацию сопротивления взялся И. Ерныхов. В своё время он был представитель тузРИКа в Полновате и приобрёл на этом поприще опыт общения с русскими и уважение соплеменников. Сыграв на первом этапе восстания активную роль, Ерныхов не имел в нём самостоятельного значения, а был выдвинут шаманами, и в первую очередь наиболее авторитетным среди них -- Н.Н.Молдановым -- как выразителем интересов всего казымского общества.

На одном из тайных собраний влиятельных людей в конце 1931 г. Ерныхов добился коллективного решения: собрать весь казымский народ и сообща двинуться на культбазу, чтобы предъявить свои требования русским. Впервые на данном собрании были сформулированы эти единые требования. Важнейшие из них: восстановить в правах «кулаков», закрыть школу, отменить твёрдые задания, убрать с Казыма культбазу, переизбрать туземный совет.

После этого собрания были устроены «поры», на которых было объявлено, что лунх (бог) одобрил принятые решения и повелел: «русским подчиняться не надо». Для аборигенов решение, объявленное на «порах», является законом, поэтому все были готовы идти до конца. Заручившись поддержкой обских и куноватских ханты, около 50 казымцев двинулись из Хуллора на культбазу, забрали своих детей из школы и потребовали её закрытия. Остальные группой более 100 чел. направились в Полноват, чтобы объединиться с обскими и куноватскими хантами, а затем потребовать удовлетворения требований.

Однако запланированного объединения не произошло: отряд встретился в пути с 4 ответственными работниками из Берёзово и округа, они уговорили Ерныхова отправиться на культбазу и там разрешить все вопросы. 8 января 1932 г. в Амне состоялось собрание с участием представителей власти, где им были предъявлены сформулированные ранее требования. Часть из них была удовлетворена (переизбран туземный совет), другие требования обещали рассмотреть позже.

Но после отъезда бригады аборигены вновь собрались и дали наказ туземному совету исполнить свои решения. В июле 1932 г. руководство культбазы было сменено, её возглавил А. Д. Шершнев. По его настоянию в марте -- апреле 1933 г. были арестованы 4 активных участника событий.

После ареста этих авторитетных среди коренного населения людей период «холодной войны» закончился и уступил место «самоедской войне с русскими» -- началась подготовка к вооружёному столкновению. Ханты убедились, что тактика давления на русских не принесла им успеха. В события вмешались лесные ненцы во главе с Выллой Атлета, который состоял в родстве с казымским ханты М. В. Молдановым. Вмешательство лесных ненцев придало событиям конфронтационный характер, подняло угасший боевой дух казымцев.

Поводом для обострения ситуации стало решение властей о начале промышленного облова оз. Нумто. 22 апреля 1933 г. ненцы потребовали прекратить такой облов, а также (солидарно с ханты) настаивали на освобождении арестованных ранее «лучших людей». Летом 1933 г. большую активность проявили шаманы Молдановы (Большой и Хромой). В ноябре 1933 г. в 40-50 км. к юго-востоку от оз. Нумто ханты и ненцы объединились. По предложению ненцев Вылла Енкух и Вылла Атлета вождём избрали главного шамана Казыма Е.С. Вандымова.

Было решено захватить бригаду «русских», прибывшую на оз. Нумто в конце ноября, и обменять их на своих лидеров, арестованных весной 1933 г. Бригаду возглавлял председатель Берёзовского райисполкома Астраханцев. В её составе были уполномоченный Уральского обкома ВКП(б) Шнейдер, помощник Берёзовского райуполномоченного ОГПУ Посохов, помощник заведующего Казымской культбазой Смирнов, заведующий Амнинским интегральным товариществом Нестеров и 2 ханты-переводчика. Утром 4 декабря 1933 г. члены бригады были связаны, обезоружены и избиты.

Властям были переданы требования восставших: недовольство хозяйственной политикой, тем, что детей забирали в школу, арестом 4 человек, которых требовали вернуть в течение месяца, оставляя членов бригады Астраханцева в качестве заложников. Ночь с 4 на 5 декабря 1933 г.стала кульминационной в Казымском восстании. Все 5 заложников были задушены. Расправу решили сохранить в тайне от «русских».

К разрешению кризисной ситуации после исчезновения бригады Астраханцева подключилось Уральское областное руководство. Ответственными за подавление восстания были назначены председатель Уральского областного суда Чудновский и руководитель оперативной группы ОГПУ по Уралу Булатов. Через 2 недели восставшим привезли письмо Чудновского с требованием освободить членов бригады. Е.С. Вандымов ответил, что это будет сделано только после того, как вернут 4 арестованных казымцев, что восставшие готовы с оружием в руках воевать с властями до полного удовлетворения своих требований.

Но через неделю в лагере повстанцев наступил раскол по этническому признаку: от ханты откололись лесные ненцы. Вылла Атлета, почувствовав первые признаки разложения, увёл своих людей в сторону р. Казым. После ухода ненцев ханты Полноватского туземного совета в январе 1934 г. отказались от запланированного выступления. В январе 1934 г. небольшими группами казымцы стали рассеиваться по тундре.

В ходе восстания было арестовано 83 чел., часть туземцев оказала вооруженное сопротивление и была уничтожена, имелись жертвы и со стороны карательных отрядов. Часть арестованных была затем отпущена, 3 чел. умерли в заключении. В суде, который проходил с 25 июня по 25 июля 1934 г., предъявлено 52 обвинения: 33 -- казымским ханты, 14 -- полноватским и 5 -- лесным ненцам. 11 человек были приговорены к расстрелу, 3 оправданы, остальные получили различные сроки тюремного заключения. 25 декабря 1993 прокуратура Тюменской области рассмотрела дело о Казымском восстании, отказав 49 его участникам в реабилитации.

Казымское восстание явилось выступлением всех категорий туземного общества против мероприятий советской власти за сохранение традиционного образа жизни. Оно было спровоцировано официальной политикой, не учитывавшей национальную специфику.

А. С. Пиманов.

Литература:
Судьбы народов Обь-Иртышского Севера (Из истории национально-государственного строительства. 1822 --1941 гг.). -- Тюмень, 1994;
Тимофеев Г. Казымская трагедия // Югра. 1995. № 9.

До войны население Ямальского района, на севере которого произошли интересующие нас события, насчитывало 8842 человека (в т.ч. коренного населения 5596 человек, в большинстве - ненцы, кочующие оленеводы). Занимались преимущественно оленеводством и промыслом пушнины. Оленеводство являлось основой хозяйства местного населения. Из оленьих шкур ненцы шили обувь, одежду, упряжь, шкурами покрывали чумы. Оленье мясо являлось основным продуктом питания. В глубинных районах олени широко использовались в охотничьем промысле для перевозок грузов.

Ненецкое оленеводство исторически было слабо связано с рынком. Продавали оленей редко и неохотно, по большей части жителям 06-дорска-Салехарда и своим малооленным соседям, а также меняли на водку. Такое отношение к рынку вытекало из совершенно иного, нежели у зырян, отношения ненцев к оленю. Он являлся источником жизни, мерилом социального статуса, а не средством обогащения. Поэтому ненцы тщательно избегали забоя домашних оленей сверх необходимого удовлетворения своих потребностей Под нож шли взрослые животные, дававшие больше мяса, но шкуру худшего качества. Продавались одни шкуры, а практически все мясо съедалось.

По количестсву оленей Ямало-Ненецкий округ занимал до войны второе место среди национальных округов Севера, уступая только Чукотскому округу. В 1940 г. их насчитывалось 358018 голов, а в Ямальском районе было сосредоточено оленей больше, чем в любом другом районе округа - 159700, или 44,6 процента.

До войны 759 ямальских ненцев активно сдавали продукты охотничьего промысла. Большинство сочетали охоту с оленеводством и занимались ею, когда олени требовали наименьшего внимания. Ненцы Ямала добывали половину всей пушнины по округу.

Рыбодобычей в промышленных целях до 1941 г. занималась лишь небольшая часть населения, проживавшая на побережье Оби, преимущественно в южной ее части и в устьях рек Таз, Пур и Гыданского залива.

Все доходы население Северного Ямала употребляло в своем хозяйстве. В 1940-41 гг. материальное положение ямальцев и, прежде всего, ненцев катастрофически изменилось. В эти годы для них были введены налоги, которые ранее они не платили. С этого все и началось.

Обязательные и добровольные платежи в годовом доходе коренного населения стали составлять свыше 50 процентов, оставшиеся средства не могли обеспечить даже прожиточный минимум. Денежные доходы колхозников в Ямальском районе в годы войны стали в два раза ниже, чем в Тазовском районе и составляли в среднем 1127 рублей в год. В северной части района они были еще ниже - 500-800 рублей в год. Сравнивая положение с налогами в первую мировую войну, ненцы спрашивали представителей власти: почему тогда с них брали меньше? На что секретарь Сынской первичной парторганизации отвечала, например, так: "Раньше война была грабительская, а сейчас освободительная". Такой ответ не мог удовлетворить даже неграмотных коренных жителей Ямала, и вопрос, не нашедший ответа, оставался. Стало появляться недовольство.

Еще больше оно возросло во время кампании по сбору налогов. В ходе ее проведения, особенно на Северном Ямале, был допущен настоящий произвол. Частично это объяснялось неквалифицированностью финансовых работников, отсутствием контроля за их деятельностью. В 1943 г. налоги и платежи собирались не по срокам, а за весь год сразу. Зачастую деньги с ненцев взимались под расписки, в которых не указывалась ни фамилия взявших деньги, ни дата, когда они были взяты. В том случае, если денег у ненцев не хватало, финансовые работники без постановления суда, насильно заставляли их продавать пушнину, оленей и даже национальную одежду. Как выяснила проверка, в 1943 г. в Ямальском районе было допущено 222 случая незаконного взыскания налогов. В том числе по Северному Ямалу из проверенных 797 хозяйств в 102 случаях было переплачено 28288 рублей, а всего по региону переплаты составили 56139 рублей. Злоупотребления были особенно распространены в северных сельсоветах района Теутейском и Тамбейском.

В Тамбейском сельсовете из ненцев насильно выбивали добровольные платежи, в частности на второй военный заем. Собирали их одновременно с налогами. Обо всем этом было известно вышестоящим властям, но они покрывали виновников и бодро рапортовали в вышестоящие инстанции об успехах в работе по сбору налогов и добровольных платежей. Так, 18 сентября 1942 г. руководитель бригады Омского обкома, проверявший работу Ямало-Ненецкого окружкома ВКП(б), докладывала, что в Ямальском районе за 1942 год билетов денежно-вещевой лотереи было размещено вместо 50000 рублей по плану на сумму 70000 рублей, подписка на военный заем также превысила контрольную цифру. Секретарь Ямальского райкома ВКП(б) информировал Ямало-Ненецкий окружком, что за 1943 г. в районе было собрано средств на фонд обороны 223929 рублей. На строительство танков, боевых кораблей - 151908 рублей, отправлено посылок в действующую армию - 258, на сумму 52938 рублей. Принято облигаций в фонд обороны - на 329080 рублей. Собрано и сдано вещей для Красной Армии - 1132 шт. Кроме того, в фонд помощи Запорожской области с населения было взято 17817 рублей, вещей 813 штук, оленей - 5, шкур -14, книг - 81. По данным окружного отдела НКВД много средств, незаконно собранных в виде платежей и налогов, было присвоено финансовыми работниками.

Следует отметить, что ненецкому менталитету не был чужд патриотизм. Ведущуюся войну они воспринимали как справедливую, освободительную. Когда в 1941 г. в Гыду пришла весть, что началась война, ненцы были убеждены, что "саю" - враги хотят отобрать у них землю. Земля по-прежнему находилась во владении различных ненецких родов - Тузеда, Око-тэтто, Вануйто, Ламду, Салиндер, Яптик. Для оленеводов земля, пастбища являлись главной ценностью. Отношение к ней выражалось поговоркой: "земля после нас останется". Поэтому коренное население было полно решимости защищать ее от врагов. Грамотных среди коренного населения Ямало-Ненецкого округа было всего 6 процентов. Из-за низкого культурного уровня до войны их в армию не брали. В годы.войны среди более 7 тысяч человек, призванных из округа, националы составляли всего 600 человек. Коренное население прекрасно понимало, что защищать свою землю можно было и другим путем: помогая государству. И ненцы, в частности, оказывали такую помощь. Однако, поборы сверх всяких разумных пределов не способствовали росту патриотических чувств коренного населения и уважения к власти.

До сих пор на Ямале рассказывают о немецких подводных лодках и вооруженном антисоветском восстании 1943 года.

Сговор

В сентябре 1947 года Особое совещание МГБ СССР рассмотрело уголовное дело в отношении генерал-майора Быкова Д. Р., министра МГБ Башкирской АССР, депутата Верховного Совета СССР, подполковника Гаранина Н. Н., советника МГБ в Польше, майора Медведева А. М., начальника Ямальского райотдела МГБ, и Езанги Манса, председателя колхоза «Красный Октябрь».

Что общего могло быть между ними? В конце 1943 года они спровоцировали волнения ненцев на Северном Ямале, получившие название «мандала» (по-русски – «группа людей» или «куча снега»). За долгие годы эти трагические события обросли всевозможными домыслами и мифами.

В действительности все началось со встречи Медведева и Езанги Манса в Тамбее в сентябре 1943 года. Они познакомились двумя годами раньше, когда Езанги Манс пожаловался на Салиндера Тявака, забравшего за долгие годы его оленей и чум. Медведев спросил о других ненцах, имевших много оленей, и он назвал еще семерых. Всех их увезли сначала в Тамбей, а потом в Салехард. Они исчезли, а Езанги достались их олени. И вот – новая встреча.

«В сентябре 1943 года я, работая в то время секретарем Ямальского райкома партии, получил радиограмму за подписью 1-го секретаря окружкома Гулина П. И. , в которой мне предлагалось немедленно по прибытии самолета совместно с начальником райотдела НКГБ Медведевым, сотрудником райотдела НКГБ Зябловым и старшим ветврачом района Шуткиным вылететь из райцентра Яр-Сале в поселок Тамбей для выяснения обстановки в тундре… Владея свободно ненецким языком я беседовал с пастухами, однако никаких высказываний против советской власти не услышал. У меня сложилось впечатление, что имевшаяся некоторая натянутость между ненцами и представителями советской власти объяснялась материальными трудностями».
(Из показаний Филиппова А. Ф.)

Секретарь Ямальского райкома ВКП(б) не знал, что начальник райотдела НКГБ выполнял приказ руководства Омского управления госбезопасности (тогда Ямал, Югра и Тюмень входили в состав Омской области) представить недовольство оленеводов непосильными налогами и отсутствием хлеба подготовкой к вооруженному восстанию по заданию представителей германской разведки, высаженных на побережье Ямальской тундры с подводных лодок.

«В первых числах октября 1943 года Медведев встретился в школе пос. Тамбей с Езанги Мансом. В моем присутствии (как переводчика) он предложил ему отправиться в чумы Венго Селе и Яптика Сатоко, выяснить их настроение, пригласить в «мандалу», и если они согласятся, то объехать с ними стойбища колхозников от пролива Малыгина через реки Пяседай, Теутей до Найтинских озер и призвать их путем антисоветской агитации в «мандалу». Я напомнил Медведеву, что обстановка в тундре ввиду отсутствия хлеба и неправильного начисления налогов неблагоприятная, а такое задание может толкнуть некоторых ненцев на активные антисоветские действия, что приведет к тяжелым последствиям. На мое замечание Медведев ответил, что я в оперативной работе не разбираюсь и потому обязан все дословно и точно переводить, а также хранить в тайне содержание этой беседы».
(Из показаний Шуткина П. А.)

Уговорить Венго Селе поделить колхозных оленей не составило для Езанги Манса большого труда: тот помнил, что является «костью головы своего отца», расстрелянного в 1937 году. Удалось заручиться и поддержкой Яптика Сатоко, а вот с другими ненцами пришлось повозиться. Не помогли ни вырезанная на палке «тамга» – символ «мандалы», ни обман, ни угрозы.

«Приблизительно в ноябре 1943 года ко мне в чум, который стоял в 150 км от Тамбея, приехали Езанги Манс и Венго Селе. Выпив чаю, Езанги Манс стал говорить, что всем надо идти в «мандалу». Я спросил: «Зачем? Ненцам она не нужна». Он ответил, что русские постановили судить всех плохо работающих колхозников. Мера наказания такова: виновных подвешивать за ноги, обливать керосином и поджигать. «Будут ли терпеть это ненцы?» – закончил Езанги Манс. Я ответил, что надо хорошо работать, тогда суда не будет. Венго Селе больше молчал, а когда услышал, что ненцев будут сжигать, то сделал удивленное лицо. Я понял, что это для него новость».
(Из показаний Вануйто Ныда)

Провокатору пришлось ни с чем вернуться в Тамбей. Но Медведев уже отправил
1 ноября в Салехард начальнику окружного отдела НГКБ Кривошееву такую радиограмму:
«В колхозах Калинина, Сталина, Кирова, 1 мая, Нарьяна Нумчи установлена повстанческая «мандала». Руководят Венго Селе и Яптик Сатоко. «Мандалисты» делят колхозные стада. Угрожают вооруженным выступлением. Оружия имеют недостаточно – пять винтовок».

Выслушав от Езанги Манса неутешительные вести, Медведев направился с опергруппой к стойбищу Венго Селе и без всяких причин обстрелял его.

«Эти действия укрепили у ненцев веру в распространенные Езанги Мансом провокационные слухи о том, что русские будут убивать ненцев за невыполнение планов по пушнине и рыбодобыче. Они стали сниматься со своих постоянных стойбищ и вместе с колхозными стадами оленей переместились в район реки Пяседай, где приступили к дележу обобществленных оленей. Опергруппа, в состав которой я входил, вернулась в Тамбей и стала ждать указаний из УНКГБ по Омской области».
(Из показаний Шуткина П. А.)

А в Салехард ушла еще одна телеграмма:

«Кривошееву. Гулину.
Вернулись сегодня группой из тундры, имели 10-минутную перестрелку. Жертв нет. Положение тяжелое. Просим выслать самолетом ручные пулеметы. Терпеть можем 3–5 дней. В «мандале» 200 человек. Захвачено четыре колхозных стада. В 15–20 км от Тамбея установлена ихняя разведка 20 человек. Положение угрожающее. 16 ноября, Медведев. Филиппов».

Начальник УНКГБ по Омской области полковник Быков в 1942 году входил в команду наркома внутренних дел СССР Берии, которую Сталин отправил спасать отчаянное положение на Кавказе. Быков хорошо усвоил тогда методику операций по выселению в Сибирь немцев Поволжья, чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар… Вряд ли он хотел той же участи для аборигенов Ямала. Понимал: выселять их некуда – дальше Полярный полюс. А вот получить с этой провокации орден, генеральские погоны и повышение по службе – реально.

«В ноябре 1943 года от начальника Ямальского отдела НКГБ Медведева я получил донесение о том, что проживающие в Ямальской тундре ненцы подняли восстание, распустили колхозы, разобрали обобществленных оленей и ушли в глубь тундры… Совместно с секретарем обкома Ярцевым было принято решение о моем выезде с опергруппой в Ямальскую тундру для принятия необходимых мер на месте. Об этом я в тот же день доложил наркому госбезопасности Меркулову, но он мой выезд запретил, и предложил направить туда моего заместителя Гаранина и начальника отдела по борьбе с бандитизмом УНКВД полковника Хмелева с опергруппой».
(Из показаний Быкова Д. Р.)

Подводные лодки в тундре Ямала

На нескольких самолетах из Омска и Салехарда в Тамбей кроме Гаранина, Хмелева и роты солдат вылетели секретари Ямало-Ненецкого окружкома ВКП(б) Гулин и Иванов, заведующий военным отделом окружкома Тюльков, заместитель председателя окрисполкома Броднев… Не обошлось без происшествий: один из самолетов потерпел аварию. На его поиски ушло девять дней. Наконец все собрались в Тамбее, провели совещание, проверили готовность 50 оленьих упряжек и пулеметов Дегтярева. Английские винтовки, поставляемые в тыловые районы по ленд-лизу, на Ямале не годились: примерзали затворы.

«Гаранин с первых же дней создавал видимость чрезвычайной обстановки. Без всякой нужды он выставил у помещения, в котором остановился на жительство, патрули, и даже для советского и партийного актива установил вход к нему по пропускам».
(Из показаний Броднева М. М.)

25 декабря 1943 года опергруппа двинулась в тундру. На первой упряжке – Медведев и его ездовой Езанги Манс. Не встретив сопротивления, захватили два стада оленей и предложили их владельцам явиться на собрание.

Через несколько дней у чумов Яптика Сатоко собралось свыше 150 ненцев. Медведев по списку, утвержденному Гараниным, назвал и арестовал около 50 человек. Солдаты стали снимать с них «гуси» (верхнюю меховую одежду) и привязывать к нартам. Все эти непонятные и тревожные действия испугали ненцев. Они пытались бежать, но опергруппа открыла по ним огонь. «Дегтяри» на морозе работали безотказно: семеро было убито, столько же ранено, не считая Хмелева и Тюлькова (в суматохе и их зацепили).

Так свершилась расправа над безоружными и безвинными людьми. Оставшихся в живых арестованных увезли в Тамбей, где держали в бане, которая не отапливалась, так как в поселке совершенно не было дров – по вине местных властей их своевременно не завезли. Тела убитых в тундре оленеводов были погребены только… в июле 1945 года. Через полтора года.

«В присутствии первого секретаря окружкома ВКП(б) Гулина, стенографиста Волокитина и переводчика Зотова я произвел допросы руководителя «мандалы» шамана Яптика Сатоко, Ямала Хаку, Окотэтто Хэрму и в тот же день улетел в Омск».
(Из показания Гаранина Ф. Н.)

Оставаясь в Тамбее, Гаранин времени зря не терял. Проводив опергруппу в тундру, он тут же арестовал начальника гидрографической партии Главсевморпути Плюснина Н. В., обвинив его «в сотрудничестве с гитлеровскими разведорганами, организации и руководстве повстанческим движением среди местного населения». Плюснин пытался опровергнуть этот вздор, но Гаранин и его подчиненные под пытками добились от него «признательных показаний» о том, что «будучи враждебно настроен к Советской власти и политике ВКП(б), в условиях военного времени был завербован представителями германских разведорганов, высадившихся на побережье с подводной лодки».

«Должен сказать, что Быков и Гаранин слыли в УНКГБ по Омской области как лица, страдавшие манией ареста. Сплошь и рядом они разрешали работникам производить аресты по первичным материалам (часто вымышленным), а потом приказывали допрашивать арестованных «с огоньком» (выражение Быкова), то есть добиваться результатов в ходе следствия, действуя «напролом».
(Из показаний Кулешова Т.Н., заместителя начальника следственного отдела УМГБ по Омской области)

В Москву отправили сфальсифицированные материалы о всплывавших в Обской губе немецких подводных лодках и показания о том, что «участники повстанческой организации «мандала» были разбиты на воинские подразделения, во-оружены большим количеством гладкоствольного оружия и что в своих враждебных действиях ненцы руководствовались указаниями начальника гидрографической партии Главсевморпути Плюснина – резидента германских разведорганов». Главным свидетелем по делу проходил все тот же Езанги Манс.

Награды не заставили себя долго ждать. Быков, Гаранин, Медведев получили ордена: Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звезды – в зависимости от звания и от «вклада в проведение операции».

Партийные и советские органы Ямала удачно списали свои упущения и перегибы в национальной политике на «мандалу».

«Кулацко-шаманская часть тундрового населения, находящаяся в колхозах, особенно на побережье Карского моря, организованно, с оружием выступила против мероприятий и органов Советской власти («мандалой») и только после решительных действий опергруппы прекратила сопротивление, отошла на места постоянных стоянок колхозов, приступила к промыслу зверя и рыбодобыче».
(Из решения Ямало-Ненецкого окружкома ВКП(б) от 04.02.1944 г.)

Провокатора Езанги Манса наградами обошли: пусть радуется, что жив остался.

«По приезде в Тамбей и после допросов Медведев сказал мне, чтобы я ехал в тундру. После этого я с ним не встречался».
(Из показаний Езанги Манса)

А из 51 ненца, силой лишенных свободы и привычных условий жизни, 41 умер в тюрьме Салехарда во время следствия. Двоим – Яптику Сатоко и Яунгату Нелико определили в феврале 1944 года по три года лагерей. Другие были освобождены за малозначительностью состава преступления.

Новый спектакль. Сценарий тот же

Только после образования Тюменской области Быкова спросили в июле 1946года: «Неужели вы не знали, что ненцы являются отсталой малочисленной народностью, географически отдаленной от культурных центров на большие расстояния, и вряд ли имеют представление о советском строе? Как же вы могли в своих донесениях в НКГБ СССР представить спровоцированные вами в тундре беспорядки как организованное повстанческое движение? Вы считали возможным, что руководитель гидрографической партии Главсевморпути Плюснин, ограниченный сроками изыскательских работ, привязанный к определенному маршруту действий, не имевший средств передвижения, и, наконец, не знавший ненецкого языка, мог собрать разбросанных по всей тундре отсталых ненцев в контрреволюционную организацию «мандала», возглавить ее, вооружить в условиях тундры и поднять на восстание против Советской власти? Какие подвод-ные лодки вам померещились, если над зажатой между полу-
островом Ямал и Гыданским полуостровом Обской губой особенно часты северные ветры, переходящие в бури, а река Обь ежегодно выносит к Карскому морю огромное количество ила и песка, которые образуют на входе обширные и весьма опасные подводные приустьевые валы. Проводить здесь самостоятельно суда практически невозможно».

Чем же было вызвано решение Москвы о привлечении к ответственности авторов «мандалы»? Запоздалым чувством справедливости? Совсем нет. Разыгрывался еще один спектакль по столь же дурному сценарию.

После окончания войны Сталин назначил министром госбезопасности своего нового фаворита – молодого генерал-полковника Абакумова В. С., совершившего за семь лет головокружительную карьеру от фельдъегеря НКВД до начальника военной контрразведки «СМЕРШ» (Смерть шпионам). Абакумову предстояло заменить людей прежнего наркома НКГБ Меркулова на своих, преданных ему «смершевцев». Для их компрометации использовали сообщение полковника Шатеркина, начальника УМГБ по Тюменской области, о нарушениях законности видным меркуловцем Быковым, ставшим к тому времени министром МГБ Башкирской АССР. Так троица – Быков, Гаранин и Медведев – попала в застенки МГБ СССР. Езанги Манса дальше Тюмени не повезли – не тот уровень.

В обвинительном заключении по их делу, в частности, отмечалось:

«Быков, в бытность его начальником Омского УНКГБ с мая 1943 г. по июнь 1945 г., допускал провокационные методы в своей работе, а также поощрял такую практику со стороны подчиненных. Так, начальник Ямальского райотдела УНКГБ Медведев в ноябре 1943 г. спровоцировал беспорядки среди ненцев – колхозников в Ямальской тундре. Быков эти беспорядки в своих донесениях в НКГБ СССР представил как контрреволюционное восстание ненцев против Советской власти, чем исказил действительную обстановку. Для ликвидации якобы вспыхнувшего восстания Быков направил в Ямало-Ненецкий национальный округ оперативную группу во главе со своим заместителем Гараниным. Последний без всякой проверки материалов произвел массовые необоснованные аресты ненцев – колхозников и начальника гидрографической партии Главсевморпути Плюснина, которого представил как руководителя восстания, якобы действовавшего по заданию германских разведывательных органов. Работниками Омского УНКГБ следствие по делу «мандалы» проводилось извращенными методами. С целью получения нужных им показаний к арестованным применялись меры физического воздействия. Таким путем от арестованных были получены вымышленные показания еще на 265 ненцев как на участников восстания, и они были также намечены к аресту. При допросах арестованных и свидетелей допускалась фальсификация их показаний, а некоторые протоколы подписывались вообще без ознакомления с ними обвиняемых, так как на ненецкий язык не переводились. В протоколах можно встретить нелепые записи. Например, задавался вопрос: «Куда делись олени, когда вы распустили колхоз?» Ответ: «Когда нами были распущены колхозы, то все мы и олени вступили в контрреволюционную организацию, мандала»…

Особое совещание МГБ СССР вынесло свое решение: 5, 8 и 10 лет – Быкову, Гаранину и Медведеву соответственно и Езанги Мансу – 8 лет. Потом произошли другие изменения в сценарии – расстреляли Берию, Меркулова и Абакумова.

Сводить сегодня счеты с авторами «мандалы» – напрасное дело. Никого из них нет в живых, а фамилия Езанги так же распространена на Ямале, как и Медведева – на юге Тюменской области. «Мандала-44» стала по существу лишь эпизодом великой трагедии больших и малых народов нашей страны.

За годы становления и укрепления советской власти немало народов СССР восставало против насильственной коллективизации, продразверстки, создания колхозов. Недовольных арестовывали и отправляли в дальние лагеря. Но один из активно протестующих народов Советского Союза ссылать было некуда – ненцы и так жили на самом краю Земли.

Мандалада

Протесты ненцев в полярных предгорьях Урала против действий советской власти получили название мандалада. На их языке это слово означает «воинский сбор», «собравшиеся в круг вооруженные люди».

Восстания ненцев на Ямале и в Приуралье вспыхивали несколько раз. Исследователь Севера А. В. Головнев пишет, что старейшины народа затруднялись вспомнить точное количество противостояний с советской властью. Разные люди называли два, три и даже четыре восстания. По словам некоторых стариков, протесты лишь затихали на некоторое время, но никогда не прекращались полностью.

Причины восстаний

Общепринятое определение мандалады – восстание ненцев против прихода в тундру советской власти. Фактически жители Заполярья реагировали на произвол властей, реквизировавших в голодное время последние припасы. Ненцы, как могли, пытались спасти устоявшийся уклад и свое хозяйство.

В марте 1929 года на Ямале был создан первый оленеводческий колхоз, где организована ячейка ВКП(б). Вскоре в долинах рек начало развиваться земледелие и молочное животноводство, а также рыбный промысел – добыча сига, нельмы, семги. Советская власть начала ликвидацию неграмотности среди коренного населения тундры – до революции умели читать и писать не более 2% ненцев. Но специфика кочевой жизни привела к тому, что детей ненцев для обучения насильно отнимали у родителей, поселяя в школы-интернаты.

В заполярной тундре невозможно выжить без оленей, одежды и обуви на меху. Все это реквизировалось при создании колхозов. Ненец Эсико Лаптандер вспоминал: «Когда началась советская власть, красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый - всё равно должен дать оленей и нарты, если кто не дает, значит, он за белых, его сразу стреляют».

Ненцы были недовольны коллективизацией, жесткими решениями советских властей, разрушением жизненного уклада.

Первые протесты

В 1931 году был образован Ямальский (Ненецкий) национальный округ. Вместо существовавших в тундре много десятилетий родовых советов власти начали организовывать национальные. Постепенно в народе накапливались протестные настроения. В 1932-1933 годах небольшие группы шаманов и кулаков (зажиточных оленеводов) пытались повлиять на настроения ненцев, выступая против пушных и оленьих заготовок.

сказал уполномоченным Ханского кооператива, что не признает постановление собрания бедняков о контрактации оленей. Он пояснил, что у бедняков нет никакого права решать судьбу его олене:. «Разных уполномоченных много было, они ничего не добились, вы и потом не добьетесь. Я могу жить без русских – у меня есть олени, сыт буду».

24 апреля Май Солинтэр отказался получать повестку в суд по поводу эксплуатации им наемных работников – батраков. Он ответил курьеру: «Судей ваших и советскую власть не признаю, у меня свои законы». На повторное требование получить повестку Солинтэр кинулся с ножом на курьера, но был быстро обезоружен.

Восстание 1934 года

К весне 1934 года на Ямале набрало силу протестное движение. Сначала восстания ограничивались блокадой советских факторий в Приуральском и Ямальском районах или же саботажем на них. Грузы (мех и шкуры), направлявшиеся на фактории, сбрасывались с нарт в тундре.

Градус противостояния возрастал. Участники мандалады устроили на северном Ямале народный суд, а попросту расправу, над членом Тамбейского нацсовета Нуми Тусида и председателем Совета Пивичи Окатэтто. Отступников догола раздели, избили, вываляли по снегу, после чего потребовали присоединиться к восставшим.

Мандалада продолжалась до зимы 1934 года. Члены нацсоветов под страхом избиения и смерти сдавали свои удостоверения, а протестующие требовали выдачи им для расправы руководителей, оставшихся на стороне Советской власти. Мандалада блокировала фактории на севере Ямала, прервав их связь с властями округа, распустила несколько нацсоветов. Разграбили разъездную факторию в районе реки Надым, убили ее заведующего и милиционера. Колхозные стада были смешаны с кулацкими.

Требования восставших фактически сводились к полному уходу из тундры Советской власти: «Уберите русских, не надо факторий, верните право голоса кулакам и шаманам, детей в школу отдавать не станем, не признаем советов и советских законов, подчиняться им не будем».

В конце декабря 1934 года направленный на подавление протестов отряд ОГПУ (100 человек) бескровно разогнал восставших.

Мандалада 1943 года

Весной 1943 года пункты кооперации на Ямале перестали отпускать ненцам хлеб. Народ справедливо возмутился, потому что исправно выплачивал налоги рыбой, дичью, оленями. Покатилась волна протестов – ненцы массово покидали оленеводческие совхозы, угоняя стада оленей в тундру.

По всем стойбищам был брошен клич о мандаладе. Его инициировали ненцы Топка, Неле и Сэротетта. В предгорьях Приполярного Урала появилось стойбище протестующих, расположенное в сотне километров от фактории Яра и окруженное сторожевыми чумами. Восставшие были вооружены охотничьими ружьями и американскими винтовками «Ремингтон». В лагерь стали стекаться недовольные ненцы из окрестных районов. Вооруженные повстанцы угоняли стада оленей из колхозов, захватывали обозы с мукой.

21 июня 1943 года из Воркуты и Архангельска для подавления восстания направлены оперативные отряды НКВД. 23 июня архангельский отряд окружил стойбище протестующих. Ненцы открыли огонь и ранили командира отряда НКВД. Массовая перестрелка длилась несколько часов, с обеих сторон были убитые и раненые. После бесплодного боя командир отряда НКВД Земзюлин отправил к восставшим ненецких женщин – передать требование о прекращении огня под угрозой полного уничтожения. После раздумий ненцы сбросили вниз оружие и сдались сами. 36 человек было арестовано, еще троих схватили позднее.

Один из вождей мандалады - Сергей Ного - умер в тюрьме до суда. Второй – Василий Лаптандер – приговорен к расстрелу, который заменили на 20 лет каторжных работ, и скончался в феврале 1944 года. Двадцать один человек приговорен к 10 годам лагерей с конфискацией имущества, остальные – к срокам от 5 до 8 лет. Почти все участники мандалады, отправленные судом в лагеря, впоследствии пропали без вести.

Провокация ради чинов и наград

В октябре 1943 года полыхнуло еще одно восстание ненцев – теперь в Тамбейской тундре. Протесты были цинично спровоцированы Медведевым, начальником Ямальского райотдела НКГБ, который рвался к новым званиям и должностям. Он поручил председателю колхоза оленеводов «Красный Октябрь» найти недовольных действиями Советской власти и начать новую мандаладу.

16 ноября отряд НКВД открыл огонь по ненецкому стойбищу Вэнга, а Медведев послал из п. Тамбей радиограмму в Салехард: «Положение тяжелое. Имели 10-минутную перестрелку. Просим выслать самолетом ручные пулеметы. В мандале 200 человек». Оперативная группа УНКГБ под командованием Гаранина вылетела из Омска через Салехард и захватила в тундре без сопротивления два стада оленей, до полусмерти напугав ненцев.

Чекисты приказали участникам мандалы явиться в стойбище Сатоку-Яптика. Пришло более 150 человек, из которых арестовали 50. Семеро ненцев пытались бежать, но погибли под огнем чекистов. Остальных увезли в Тамбей, судили и отправили в лагеря. Попутно Гаранин «раскрыл германского разведчика», арестовав по обвинению в шпионаже начальника гидрографической партии Главсевморпути Плюснина.

Последствия мандалады для ненцев

События мандалады ненцы обсуждали тайком, вспоминая родных и близких, которые сгинули после того, как их увезли милиционеры. Из тюрем и лагерей вернулись лишь несколько человек, большинство сгинуло без следа.

Тяжело, а порой трагично, сложилась жизнь членов семей участников мандалады. Советская власть конфисковала имущество – тёплую меховую одежду и оленей, заперла за решетку кормильцев. Беспомощные дети и беззащитные жены остались в тундре на верную гибель. Сородичи-ненцы перевезли осиротевших людей ближе к поселкам, но далеко не всех это спасло от смерти, вызванной голодом или морозами.

Отец ненки Секо Ламдо был арестован за участие в мандаладе 1943 года. Её мать председатель поселка изгнал как жену врага народа. Женщина попросилась рыбачить с другими ненцами в устье Малой Оби, но начальство разрешило только кормить ездовых собак. Животные напали на неё и сильно искусали. Малышка Секо и ее мать месяцами голодали, скитаясь в безуспешных поисках работы. Женщина скончалась от голода и в конце 1946 года, девочку отправили в интернат.

Память народа жива

Много лет сведения о мандаладах замалчивались советской властью. Информация попала в открытый доступ лишь после событий перестройки и развала СССР. В период с 1991-го до 2010 года опубликовано несколько научных и этнографических работ, освещающих мандаладу как неизвестную трагедию ненецкого народа. В устном народном фольклоре ненцев до сих пор можно услышать рассказы о событиях мандалады, превратившиеся в мифы и легенды.