Нацистские карикатуры времен второй мировой. Карикатуры великой отечественной войны Смотреть карикатуры на гитлера

следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

Хочу предложить несколько карикатур Кукрыниксов (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов,Н.А.Соколов) на военную тему. Рисунки и комментарии к ним взяты из издания «Кукрыниксы» 1984 года. Надо сказать, что агитпроп на фронте – дело не лишнее, а, может быть, и первейшее. В то время, как можно видеть, этим занимались люди талантливые, делали свое дело всерьез, и, главное, сами верили тому, в чем хотели убедить народ. Эти работы относятся к самому тяжелому периоду войны. Обратите внимание: никакой поспешности, никакой паники. Они были с самого начала абсолютно уверены в победе. Гитлер и его приспешники показаны в карикатурах жалкими и смешными людьми. В первую очередь упор делается на такие черты немецкого солдата, как его жадность и стремление поживиться за чужой счет. Враг не демонизируется, кажется даже, что художники чуть-чуть сочувствуют замерзающим немцам и их незадачливому фюреру. Наш солдат показан, как человек, стоящий значительно выше этих уродов. Таких можно только презирать, смеяться над ними, но их даже немного жалко. В стихах используются сложная лексика и литературные образы, обыгрываются текущие политические моменты. При этом авторы были уверены, что солдаты их поймут. Все это опровергает образ советского солдата, как полудикого существа, сражающегося с врагом исключительно из страха перед командирами и отсутствия воображения, как его изображала и продолжает изображать западная пропаганда, а молодые люди слушают – и верят.


АРАПСКИЕ СКАЗКИ НЕМЕЦКОГО ВЕРХОВНОГО КОМАНДОВАНИЯ, ИЛИ ТЫСЯЧА И ОДНА ЛОЖЬ. 1941



В первые недели войны против Советского Союза нацистским лидерам, завороженным успехами на Восточном фронте, казалось, что победа в только что начавшейся кампании фактически уже одержана.

Фашистский сумрачный калиф,
Кальян душистый закурив,
Велел войти с докладом
Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад
И прочитал ему доклад:

Один немецкий пулемет
Разбил сто тысяч дотов
И триста тысяч девятьсот
Семнадцать самолетов!

Два „мессершмитта" на лету
Забрали в плен Алма-Ату
С воздушным загражденьем,
С луной и затемненьем...

Калиф прервал его доклад,
Прикрыв плотнее двери:
- А каковы, Шехеразад,
Немецкие потери?

Калиф, ты задал мне вопрос
Весьма замысловатый,
Я на советский счет отнес
Немецкие утраты!

ФАШИСТСКАЯ ПСАРНЯ. 1941



Участники агрессии рассчитывали на территориальные приобретения за счет СССР: фашистская Германия обещала Румынии междуречье Днестра и Днепра, Финляндии - Восточную Карелию и часть Ленинградской области, Венгрии - предгорья Карпат до Днестра.
Карикатура сопровождалась стихами С, Маршака:
Гитлер вымолвил в Берлине:
„Муссолини, куш!"
-Ляжет на пол Муссолини,
Толст и неуклюж.

Если фюрер скажет резко:
„Мой Трезор, ату!"
-Вихрем мчится Антонеску
С плеткою во рту.

Если Гитлер палку бросит,
Говоря: „Аппорт!"
-Маннергейм ее приносит,
Радостен и горд.

У стола сидят собачки,
Образуя круг.
Ждут какой-нибудь подачки
Из хозяйских рук.

Но обещанные кости
Ест хозяин сам.
Только плети, только трости
Остаются псам.

ЗАВОЕВАТЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ ДРУЖБОЙ.




Смотрят жадные враги,
Чем бы поживиться?
Каши просят сапоги
У фашиста Фрица.

К нам явился без сапог
Этот вор и пьяница,
А домой уйдет без ног,
Если жив останется.
К НАМ ЯВИЛСЯ ОН ЗА КАШЕЙ... Упаковка для концентрата.
Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:
К нам явился он за кашей
С ложкой, вилкой и ножом,
Но его отучат наши
Заниматься грабежом.

Хотел отведать каши
Владетельный барон.
Теперь на грядке нашей
Пугает он ворон.

ДАМСКИЕ МОДЫ В ГЕРМАНИИ. ЗИМНИЙ СЕЗОН


ЛЮДОЕД-ВЕГЕТАРИАНЕЦ


БЛИЦ-ГРИП



Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
Молниеносную войну
Он обещал в июне,
И целый час метал слюну,
Беснуясь на трибуне.

Он говорил: - Исход войны
Решу я в две недели!
-И дураки его страны
В ответ ему галдели.

Когда же этот срок истек.
Бессовестный оракул
Двухмесячный назначил срок.
А Геббельс „хох!" проквакал.

То к ноябрю, то к рождеству,
То первого апреля
Грозился фюрер взять Москву.
А месяцы летели...

«Не думать о конце войны!» -
Таков приказ последний.
«Немедля сдать в казну штаны!» -
Гласит приказ соседний.

Уже листов календаря
Не остается, кроме
Сорок восьмого мартобря
На стенке в желтом доме…

ПЯТНА КРОВИ. 1942.


Фрау Траудель в письме к мужу Леонардо на советско-германский фронт просит прислать ей некоторые вещи для ее детей. «Ничего – пишет она – если они испачканы в крови, их можно выстирать.»(Из газет)
Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:
- Мой Фриц, сокровище мое,
Пиши нам о своем здоровье.
Пришли нам теплое белье,
Хотя бы залитое кровью.
Его могу я постирать.
Оно малютке пригодится...
Так пишет женщина и мать,
Достойная подруга Фрица.
Когда устраивал погром
Фашист, клейменый смертным знаком,
Незримо с ним врывалась в дом
Она с кошелкой и рюкзаком.

ПРОШЛО ВСЕГО НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ (ВЗИРАЯ НА
ЛИЦА.). 1942



«Прошло всего несколько месяцев, а как изменились» - Геббельс.

Огромные потери немецко-фашистских войск на советско-германском фронте, особенно возросшие в результате поражения под Москвой, создавали немалые трудности даже для таких мастеров лживой пропаганды, как Геббельс.
„Никто не знает, как долго еще продлится война", - сокрушенно заявил министр пропаганды в одном из своих выступлений. „Поход против России, - сказал он, - длится уже восемь месяцев. Упорный и ожесточенный характер этой войны выдвигает перед немцами все новые и новые трудные проблемы. Это отразилось даже на выражении лиц немецких солдат".

СКОРБНАЯ ПОМОЩЬ. 1942



Картинки отсканированы самостоятельно для свободного использования всех желающих.


Его антифашистские плакаты и карикатуры печатали в годы войны огромными тиражами. Наряду с легендарным диктором Юрием Левитаном, Артур Шик был зачислен в список личных врагов Гитлера, который, будучи оскорбленным его карикатурами, жаждал как можно скорее увидеть ненавистного художника повешенным. “Это личная война Шика против Гитлера, и я не думаю, что мистер Шик ее проиграет!” – так говорила Элеонора Рузвельт, жена американского президента.




Биография этого талантливого художника-антифашиста довольно интересна. Родился он в 1894 году в Польше, но в той ее части, которая до 1918 года входила в Российскую империю. Во время Первой мировой войны был призван на службу и воевал в рядах российской армии на германском фронте. Но уже в 1919-1920 годах, во время войны Советской России с Польшей, Артур Шик оказывается на стороне поляков, ему, как художнику, в родном городе Лодзь поручают руководство отделом пропаганды Войска Польского против СССР.





В 1937 году Артур Шик оставляет Польшу и переезжает в Англию, а в 1940 году – в Соединенные Штаты, на постоянное место жительства.

Еще в начале 30-х годов Артур Шик как-то сказал:«Художник не может оставаться нейтральным к важным сегодня темам. Он не может скрываться за натюрмортами, абстракциями и экспериментами. Наша жизнь вовлекается в ужасную трагедию, и я решил служить своему народу всем моим искусством, талантом и знанием». В 1939 году, когда его родную Польшу раскроили нацистская Германия и СССР, художник всю свою ненависть и отвращение к врагу стал отражать в своих работах, из-под его кисти выходит огромное количество антивоенных плакатов и карикатур.

Из приведенных ниже работ хорошо видно, как менялось отношение художника к стране Советов и лично к Сталину. Если в 1939 году он активно критикует союз Сталина с Гитлером и раздел Польши, то с июня 1941 года начинает понимать роль нашей страны в борьбе с нацистской Германией и отражает это в своих работах.

до июня 1941...






















и после...














На самом деле Артур Шик совершенно не стремился стать карикатуристом, но на его творчество очень сильно повлияла Вторая мировая война. И он становится политическим художником, стараясь быть наиболее полезным в этот период и сделать свои работы понятными и доходчивыми для большинства людей. Его оружие - едкий юмор и острая сатира. Для большего эффекта художник искажает фигуры и филигранно выписанные лица своих “героев” с запечатленными эмоциями и мимикой, отчего они становятся еще более безобразными. Беспощадной ненавистью к проклятым уродцам пропитаны все его работы.

«Не прощай им, Господи, ибо ведают, что творят»









Обложки журнала «Collier’s» военных лет


Также Шик, стремясь донести до американцев, которые практически ничего не знали о Холокосте, истинные масштабы трагедии, создал рисунки и на эту тему. Самый известный из них - “De profundis”, 1943 года. В этом году в застенках лодзинского гетто погибли все его родственники, оставшиеся в Польше, в том числе и мать. Этот небольшой рисунок чернилами он нарисовал еще не видя реальных снимков из гетто и лагерей смерти, но передал весь ужас происходящего так, будто ему самому довелось быть свидетелем этого кошмара.


Хотя Америка и была для Шика страной свободы и демократии, но и здесь он своими карикатурами обличал расовое неравенство и ведущуюся «охоту на ведьм».


Избежать преследований в эпоху маккартизма художнику не удалось, не помогла ни его популярность, ни многочисленные награды. В 1951 году его заподозрили в антиамериканской деятельности, подвергли унизительным допросам. И хотя доказать ничего не удалось, от перенесенного стресса осенью этого же года, в возрасте 56 лет, знаменитый карикатурист Артур Шик скончался.

Именно Кукрыниксы поставляли лулзы, используя сатиру положительно, что было новым для советской страны. В их состав входило три художника - КУприянов, КРЫлов и НИКолай Соколов, то есть «Кукрыниксы» - не что иное как коллективный псевдоним. Работая по отдельности, они постоянно генерировали новые агитплакаты тех времен. Большая часть плакатов посвящена конечно обличению фашистов и прочих… В общем, художники стабильно работали в духе социалистического реализма.

В годы Великой Отечественной войны они также прославились тем, что замутили с одним из успешнейших и влиятельнейших детских поэтов - с Самуилом Маршаком, чьи стихи сияли буквально на фоне каждого плаката Кукрыниксов и призывали к победе. Призывали столь хорошо, что А. Гитлер на них обиделся и обещался расстрелять после взятия Москвы.

Cуществует также старый советский анекдот про военрука, вразумлявшего студентов: «Пока вы тут смеётесь, в Америке кукрыниксы негров вешают!» - ну перепутал Ку-кры-никсов с ку-клус-кланом. Бывает.

Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944–46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940–60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945–46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937–39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967–69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.

Приступ сталинградского удушья

Атлантический вал

Геббельсовская пропаганда предпринимала огромные усилия, раздувая миф о неприступности «атлантического вала» (оборонительного рубежа, создававшегося вдоль атлантического побережья Западной Европы), якобы способного отразить вторжение любых сил с моря. В действительности же относительно немногочисленные немецко-фашистские войска на западе в основном служили для восстановления разбитых на советско-германском фронте дивизий и формирования новых из армий резерва. Находившиеся на западе части не были полностью укомплектованы людьми и современной техникой.

Итоги новой тотальной мобилизации

В связи с огромными потерями в живой силе на советско-германском фронте нацистское военно-политическое руководство приняло решение об осуществлении летом 1944 г. еще одной тотальной мобилизации. Был издан указ о призыве для работы на военном производстве всех мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 50 лет. В сентябре 1944 г. под командованием Гиммлера был создан «германский фольксштурм» для «обороны всеми силами и средствами» фатерланда; призывались мужчины от 16 до 60 лет.

У ворот восточной Пруссии

Последний крик парижской моды

Париж был освобожден в результате антифашистского восстания народных масс столицы Франции 19-25 августа 1944 г.

Битая карта Картежный плут и шулер ловкий,
Играл он черной мастью пик.
Войну он начал с пикировки,
А под конец, зайдя в тупик,
Попал он в положенье «пик»!

Гитлер — Гиммлеру: «А вы уверены, что они теперь безопасны?»

После провала покушения на Гитлера сразу же по всей Германии начались повальные обыски и аресты. Для расправы со своими противниками Гитлер создал специальный штаб «20 июля» во главе с Гиммлером, который действовал с особой жестокостью. В течение нескольких месяцев было казнено свыше 700 офицеров и генералов, общее же число жертв террора гестапо исчислялось тысячами. Вермахт лишился важной части своего офицерского корпуса.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

Вот, фюрер, несколько голов Опаснейших бунтовщиков!
- Мой друг, во избежанье риска Не подходите слишком близко!

С головы до пяток

Всякое назначение на должность после покушения на Гитлера, когда возникло большое количество вакантных командных постов, свидетельствовало о полном признании особых заслуг назначаемого перед фашизмом, перед фюрером, о мандате абсолютного доверия. Оно приносило новые звания и награды.

Геббельс: «Вы гениально предвидите, фюрер»

Недолговременный дот

Вверху на листовке написано: «В Ставке фюрера после 20 июля 1944 г.». Внизу: «Гитлер, обращаясь к Гиммлеру: «Не кажется ли вам также слишком рискованным, что я принимаю моих генералов так легко одетым?»

В обстановке непрерывных поражений вермахта в среде германского генералитета сложился заговор, преследовавший целью физическое устранение Гитлера и наиболее одиозных лиц из нацистского руководства, захват власти в стране и установление военной диктатуры, заключение сепаратного мира с западными державами, но продолжение войны с СССР. 20 июля 1944 г. в ставке Гитлера «Вольфшанце» во время совещания взорвалась подложенная бомба. Однако по стечению обстоятельств Гитлер остался жив, что в конечном счете привело к провалу заговора.

Костюм ефрейтора домашний
Довольно легок, строг и прост.
Он состоит из круглой башни
И пары пулеметных гнезд.
В таком наряде ходит дома
Немецкий фюрер в дни приема.
И шьет ему костюм стальной
Известный Крупп, мужской портной.

Громовой удар

6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились на территории Северо-Западной Франции в Нормандии, открыв тем самым, наконец-то, второй фронт в Западной Европе. Второй фронт сыграл положительную роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции против фашистской Германии и ее союзников.

Испанский нейтрал итенор

Крайне неустойчивое внутриполитическое положение в Испании, чреватое опасностями для установленного франкистского режима, заставило генерала Франко всеми силами избегать открытого вовлечения страны в мировой конфликт. Статус «нейтралитета» оказался вынужденным. Ранее, до конца 1943 г., Франко предпочитал определять статус Испании в войне как статус «невоюющей стороны». Только после того, как в результате событий на советско-германском фронте произошел окончательный перелом во второй мировой войне, франкистское руководство стало усиленно рекламировать свой нейтралитет.

Карикатура сопровождалась стихами С. Маршака:

«Я здесь пою!» — выводит томный Франко. «Тра-та-та-там!» — гудит ему в ответ Усатая любовница-германка, Закутанная в плащ-нейтралитет.

Тотальная круговая порука

Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака:

Впереди идет солдат.
У солдата — автомат.
А солдату офицер
Тычет в ухо револьвер.
Офицеру генерал
Пистолет к виску прижал.
Сзади Гиммлер с топором…
Так шагают вчетвером.

известно, что на Западе старались и стараются приравнять коммунизм и фашизм. Указывая - это были оба тоталитарные режимы.

Имхо, ответ несложен.

Структурно, на уровне "железа", да и фашистский режим и сов. власть схожи.

Власть - у одной партии.

Но, вот на уровне "софта" - духа, мозга стремления противоположны.

И маньяк и нормальный человек, скажем, тоже структурно, на биологическом уровне, очень похожи - две руки, две ноги и т.д. Но главное - что в мозгах, что определяет поступки этих, очень схожих, в биологическо-структурном смысле, тел.

Без "софта", как пытаются это подать - это трупы. И разница в трупах невелика, практически отсутствует.

Наци руководствуются тем, что они избранные, остальные - недочеловеки.

Коммунисты - интернационалисты. Для них все народы - братья.

Наци стремятся интегрироваться с другими странами путем враждебной, агрессивной экспансии. Поглощая их.

Коммунисты - стремятся, в идеале (оставим за скобками "мировую революцию", к которой так тянуло Троцкого, что сближало того с фашизмом) к интеграции мирной, путем экон. соревнования с капстранами. Где, опять-таки, в идеале, который чуть не случился (подставили ножку, мягко говоря, в виде ВОВ), народ уже на выборах, видя преимущество СССР, мог привести к власти коммунистов и там.

ПС: Правда, оговорюсь, говорю я здесь о тех коммунистах, для которых на горизонте, к которому идут - советская, а не партийно-монополистическая власть. Последнее - неизбежно ведет к реставрации капитализма. Монополия еще оправдана в авральные годы, когда не слишком до демократии. Но, как только необходимость в аврале исчезает, нужно продолжать путь к заявленной цели - власти народа, через советы, профсоюзы.., а не к всевластию партийных чиновников, куда, в этом случае, устремится все эгоистичное в стране, неразборчиво в средствах, прорвется наверх и, пользуясь всевластием партии, которую возглавили, начнет разрушать уже всю систему государства. Приведу слова Ленина, для сомневающихся:

Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований . Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. “Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Но социализм не может ввести меньшинство – партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Нашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно”

Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: “Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, что верховной государственной властью являются Советы , которые составляются из представителей трудящегося народа…свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением”

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А, следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс .

Ленин говорил, что “социализм не создаётся по указам сверху . Его духу чужд казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс

И Луначарский:

“Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению ко всей стране он очень малочислен. На всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав… Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Но не может ли получиться так, что эта публика… превращается в зачатки нового командного класса? Не получатся ли из них всё-таки “совбуры” - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию ”. (А.В. Луначарский “Ленин”, М., 1924 г.).

Но, случилось то, что случилось. Начиная с 1953-го, верхушка партии начинает устранять контроль над собой со стороны правоохранителей. Обвинив и уничтожив Берию, как предлог, запретив, до санкции партии, партконтроля разработку высших партийцев. Начиная подминать все в стране под себя, огосударствливая все. И страна не продолжила путь влево, к социализму, а пошла направо. От власти Советов к всевластию партии, ее верхушки, прежде всего. К отрыву о народа, обрыву обратных связей с ним. Выхолащивая, превращая живое в ритуалы, лишенные глубинного смысла лозунги, в чучело социализма, лишенное жизни. Как прежде, схожим образом, католичество перешло от истинного христианства, с его - любви к человеку и отрицания агрессивного насилия, к его противоположности, сжигая "во славу Христа" людей, благославляя грабительские "Крестовые" походы. Началась деградация, распад. Инерции еще хватило на почти 40 лет, но финал был неизбежен.

Агитация и пропаганда использовались всеми участниками конфликта во время Второй мировой войны. Политическая карикатура, как часть этой пропаганды, представляла собой настоящее идеологическое оружие. Разумеется, искусство не могло остаться в стороне и обойти военную тему. С помощью рисунков талантливых художников грозный враг превращался в жалкое, глупое, уродливое существо.

Мы собрали для вас карикатуры, выпущенные во время Второй мировой войны несколькими странами-участницами.

Рисунки художника Бориса Ефимова



Британские карикатуры


Призрак Наполеона замерзающим немцам, бегущим от Сталинграда: «Я сначала хоть Москву взял!»

«Ты может и сказочный персонаж, а меня не проведешь!» Гитлер Санта Клаус не может подложить британцам «подарки» в дымовую трубу.

Франция подписывает капитуляцию.

«Муссолини - император Африки» падает с пьедестала... (Посвящено победам англичан над итальянцами в северной Африке)

«Извиняй, товарищ, но очень заманчивая была возможность!» (Посвящено нападению немцев на СССР)

«Атлантической хартии» быть!


Надпись на автомобиле: «Весеннее наступление нацистов» (Посвящено первым бомбардировкам Германии королевскими ВВС)


Союзники бомбят индустрию Германии


Не достать Роммелю Александрии! (Посвящено разгрому немцев по Эль-Аламейном. Надпись на гнезде: «Шершни королевских ВВС»)

Первый камень в фундамент будущего мира! (Посвящено Тегеранской конференции лидеров союзников)


Мат гитлеровцам! (Посвящено успешному наступлению Красной Армии в Крыму. 1944 год)


Надпись на спине: «Возмездие»


Заголовки на газетах рассказывают о неудачах и потерях в Красной Армии (Посвящено полному разгрому Вермахта в Польше в конце 1944 года)


Встреча на Эльбе. Солдаты союзников вылавливают разбегающихся во все стороны фашистских лидеров


Солнце встает! (Посвящено капитуляции фашистской Германии)

Карикатуры польского художника Артура Жика в американской прессе





Вагнер в предтавлении Жика

Гитлер в роли Лоэнгрина


Немецкие карикатуры

Оптимизм: "Победа будет за нами! Король нашел один четырехлистный клевер!". По британским поверьям четырехлистный клевер приносит удачу тому, кто его найдет. Номер вышел зимой 41-го, когда бомбардировки Лондона стали намного менее интенсивными, но все еще продолжались

"Я друг всех маленьких стран". Черчиль снимает маску. Карикатура прозрачно намекает - англичане любят воевать чужими руками.

"Я думаю вам нужно двигаться, раз уж вы на нашей стороне" - говорит Черчиль, вцепившийся в Сталина. Один из первых номеров журнала, вышедший после 22 июня 1941 года.

"Меч самурая. Он порвет любой рот". Реакция журнала на 7 декабря 1941 года - удар японской палубной авиации по Перл-Харбору. 11 декабря Германия и Италия объявили войну Соединенным Штатам. Теперь героем карикатур стал и Черчиль.

"Что ты там прячешь за спиной, Франклин" - спрашивает Южная Америка. "Наши обручальные кольца". Читателям внушали простую мысль - Штаты используют войну, чтобы подмять под себя Южную Америку.

15 февраля 1942 года британский Сингапур стал японским. "Сингапур. Сильнейшая крепость в мире" - радуется журнал успехам японцев.

"Верь ему Британия. Он всего лишь хочет тебя защитить" - говорит Черчиль. Союз британцев и русских большевиков казался немцам противоестественным.

"Результаты зимнего наступления. Он укусил сталь". Зимой 41-го немцы потерпели первое поражение за всю войну. Карикатуристы, как могли, ободряли приунывших читателей.

"Американская гигантомания". "Не правда ли, прекрасно?" "Двигатель летит сам по себе, самолет и экипаж останутся целыми". Карикатура иллюстрирует отношение немцев к американцам.

"Американский канделябр". Очередное раскрытие темы антисемитизма.

"Выскочка" "Торпеда или бомба?" "Ни то, ни другое - шторм". Журнал радуется успехам немецких подводников.

Снова взбодрить читателей должны "волки Деница". Номер вышел весной 43-го, после Сталинграда, на фоне все усиливающихся налетов авиации союзников. Поэтому надпись под карикатурой гласит "Бомбоубежище для тонущих кораблей".

"Информация из США". Когда говорит американское радио, правда стоит вверх тормашками.

"Наши предложения". В США намерены поставить памятник неграм. По всей видимости он будет таким. Негров нацисты, разумеется, не считали людьми, но напомнить читателям о том, что в Америке негров вешают, считали совсем не лишним.

"Его путь освобождения Европы". По мере того, как война приближалась к финалу, образ врага в немецкой прессе принимал поистине инфернальные черты.

Источник