На лодках в венеции. Из огородного поля – в символы самого прекрасного из городов

Я хотела написать статью о лодках Венеции, а с руками в бинтах - это дело не легкое. Но когда наткнулась на две эти статьи. решила перепостить их без изменений. И вам интересно, и мне не мучиться)))) Но лучше я бы и не написала бы! Вот часть первая. сейчас и вторая будет

Оригинал взят у andanton в Венеция 1. Водный мир - часть первая

А как они еду в кафе доставляют? Там же полно туристов, им есть где-то надо.
- Тоже на лодках.
- Да что ты мне впариваешь?! Это невозможно. Как можно тонны еды привозить на лодках и поднимать из воды? И потом, что я, в Италии, что ли не был? У них такие драндулетки, скутеры грузовые трехколесные....
- Нет там ничего даже одноколесного, не то что трехколесного.
- Ну велосипеды-то есть! Не может не быть. Здоровый образ жизни, все такое...
- Нет велосипедов.
- Не может быть. Хорошо, а мусор, как вывозится мусор? Старый город, по узким улочкам шляются толпы народа. Это означает горы мусора. Куда и когда девается мусор? Не в руках же его таскают?
- Не знаю. Нет мусора. На лодках его, наверно, вывозят по ночам.
- А мебель? Там же роскошные дворцы, я слыхал. Как доставляют в них четырехспальные кровати и столы для банкетов? Или венецианские стекла? Это же не влезает в лодку! Какого размера должна быть лодка, чтобы доставлять мебель?
- Слушай, откуда я знаю? Сам зайдешь в мебельный магазин и спросишь. Перевозят как-то... У них парадные двери открываются в воду. У тебя машина у двери стоит, а у них моторка. Наверно, и диваны так же с воды в дома затаскивают...

Такими диалогами моя женушка накачивала меня перед поездкой, чтобы подогреть интерес.

Выходишь из аэропорта, там такси. Водные.
- Аэропорт тоже в воде с гидросамолетами?
- Нет, самолеты обычные. Аэропорт на берегу. Но стоянка такси уже в воде.
- А если я не хочу такси?
- Тогда автобус. Водный. Называется вапоретто.
- И куда он меня привезет?
- На остановку привезет. Все как у всех. Только в воде.
- Они лягушки, что ли?
- Типа того...

Все оказалось чистой правдой. Конечно, все мы читали, а кое-кто и видел плавучие населенные острова на озере Титикака; речной цветочный рынок под Бангкоком; свайные деревни в Азии и Африке. Но у меня в голове никак не укладывалось сочетание современной индустриальной культуры с аэропортом, автомобилями, скоростными поездами с образом жизни аборигенов на озере Титикака. Возможно ли такое чудо? Действительность превзошла все мои ожидания. В самом деле, чудеса начинаются прямо от аэропорта.

Как же ошибались европейцы – искатели сокровищ, пускаясь в опасную неизвестность на поиски несметных бриллиантов с изумрудами! Сокровищница, полная драгоценностей, находилась совсем рядом – между Альпами и Средиземноморьем. Имя ей – . Господу было угодно сотворить эту страну в форме сапога. Сия мысль пришла к нему неслучайно: Создатель решил наполнить его огромным количеством волшебных подарков. Так Италия вобрала в себя все великолепие доисторических времен, эпох древности и средневековья, «новых» столетий. Ей суждено было сыграть роль, возможно, главной европейской достопримечательности. Сколько «Оскаров» собрала за нее Италия, сегодня не скажет, наверное, никто, ни одно фото, ни одна карта.

Венеция – бесценное украшение итальянского сапожка

Если Италия – это подарочный сапожок, то, безусловно, самый заманчивый презент в нем – Венеция. Город Эпитетов, столица Уникальности, страна Романтики и вселенная Величественности. Воспетая лучшими сыновьями различных эпох, эта роскошная барышня с каждым столетием становится еще более манящей и трепетной. Венеция – таинственная карта, изысканная фреска, сказочный дворец, живописная картина, утонченная скульптура.

От «большой земли» ее отделяет всего ничего, но в этом городе все не так, как в остальной Италии и остальном мире. Когда лица большинства городов обращены к небесным горизонтам, бесконечным полевым просторам и суровым горным массивам, наша героиня – мудрая, одухотворенная и с некоторой ноткой грусти – взирает в водные глади. С любовью, надеждой и верой.

Царственная безмятежность, уместившаяся на 118 островах

Какой площади достаточно для того, дабы вместить в себя всю безмятежность мира? Тот, кто навсегда влюбился в достопримечательности Италии, знает правильный ответ – ровно 118 островов. На них и разместилась Венеция. Природа и история – дамы мудрые: выделив материковую часть для местной промышленности, все культурно ценное они умело раскидали по живописным островкам.

Роль «вен» организма Венеции отвели каналам и протокам. Карта города гласит: всего в городе их насчитывается 150, по ним осуществляются все внутренние перевозки. Ярким мазком в общей картине стали элементы, без которых сегодня не представить достопримечательности Венеции и коими пестрят многочисленные фото, – 400 изысканных мостиков, соединяющих разные частички венецианской лагуны. Здешние острова давно возвели в ранг культовых мест туристы, представители мировой киноиндустрии, мастера фото, архитектуры, живописи и просто настоящие ценители прекрасного. Именно они нарекли Венецию особенным именем – «Безмятежная».

Облик Венеции: вожделенная реальность в дымке воображения

Когда у людей, еще не побывавших в знаменитом городе на воде, оказывается в руках фото или карта со здешними достопримечательностями, в их головы приходит одна и та же мысль – познать суть этого островного дива. Неужели и в самом деле оно существует? Правда ли, что его мосты столь романтичны, а каналы слегка грустны? Что в нем могло пленить умы Байрона, Мадам де Сталь, Хемингуэя, Мопассана, Томаса Манна? Изучая местные достопримечательности, туристы не перестают приходить в восхищение от усыпанных цветами балкончиков и ангелов, украшающих старые колодцы, им трудно оторвать взгляд от изысканностей творений Тициана, Беллини, Веронезе и других мастеров искусства.

Кажется, прелестями главного украшения Адриатики можно любоваться бесконечно, ибо уникальностью в ней дышит каждый дом, каждая улочка, дворцы и музеи, театры и соборы – беспримерные достопримечательности человечества.

Из огородного поля – в символы самого прекрасного из городов

Нередко говорят: прелести Венеции – это сама Италия. И неизменная помощница в их изучении – карта, на которой обозначены все местные достопримечательности. Итак, запасаемся впечатлениями, очищаем память фотоаппаратов для незабываемых фото и в путь!

Один из «земных» символов города – площадь Сан-Марко. Мекка путешествующих личностей, главный персонаж туристических фото, место, считающееся венецианским центром и красивейшей площадью на Земле. Когда-то оно служило горожанам…огромным огородом. С прибытием сюда мощей Святого Марка все изменилось: был возведен собор, окруженный позже величественной площадью. Сам собор давно удостоился звания «венецианской достопримечательности № 2». Сегодня на площади, кроме него, красуется 3-е по значимости городское украшение – Дворец Дожей, Монетный двор, Прокурация и Музей Коррер.

Гранд – слово, не нуждающееся в переводе

И пусть одна из них водная, а другая земная – обе эти достопримечательности схожи между собой. Своей грандиозностью. В IX веке зодчие возвели Дворец Дожей, дабы поражать иноземных послов, и, надо отметить, это у них получилось. Роскошь резиденции венецианских правителей и ныне повергает в трепет посетителей изысканностью отделки и готическим величием.

Восхищение туристов неизменно вызывает и главная улица (если водную гладь можно назвать улицей) города – Гранд-канал. S-образная почти 4-километровая «змейка» делит центральную часть на две половины. Проплывая по ней, восседая в знаменитых гондолах, тяжело отказать себе в любовании архитектурой зданий, усеявших берега канала. Кому-то будет тяжело в это поверить, но возводили их в XII-XVIII веках.

Эксклюзив: достопримечательности Венеции

Что еще достойно внимания в уникальной местности, которой гордится вся Италия? Все та же туристическая карта подскажет вам дальнейший план действий. Скорее всего, поведет она вас в Музей Коррер, образовавшийся на основе богатейшей коллекции знатного венецианца Теодоро Коррера. Далее карта укажет на колокольню Кампаниллу – площадку, с которой вся лагуна видна, как на ладони. Не забудьте запечатлеть на фото величественные храмы города:

  • собор Сан Джованни э Паоло,
  • стены церквей Санта Мария Глориоза деи Фрари,
  • Санта Мария делла Салюте,
  • Сан Джорджио Маджоре.

Не обойдет вниманием карта и еще одни достопримечательности Венеции – мосты. Весь мир давно уж облетели фото с Мостом Вздохов и Мостом Академии. Любимейшими местами туристов являются Мост Риальто и Мост Босоногих.

Мост вздохов – романтическое название. Но оно означает совсем не романтику, а последний вздох приговоренных, которых вели по этому мосту из тюрьмы к месту казни.

Вариантов передвижения по городу немного – катера да знаменитые гондолы. Водное путешествие под песни гондольера обойдется гораздо дороже, чем на рейсовом катере. Но разве можно отказать себе в прогулке вдоль живописных берегов на еще одной венецианской достопримечательности? Кстати, плату гондольеры взимают не с одного человека, а за прокат лодки как таковой.

Прогулку на гондоле рациональнее совершать небольшой группой, нежели в одиночку.

Венецианская лагуна, или Почему на смену восхищению приходит грусть

Лишь об одной достопримечательности красочной лагуны вам не расскажет карта и вряд ли поведают фото – о ее двойственности. Она, как и вся Италия, способна кипятить человеческие страсти и дарить невероятное спокойствие. Строгость соборов в ней мирно уживается с веселым буйством фестивалей. Ни подробнейшая карта, ни самое четкое фото не передадут ту отвагу, с которой старинный город, имеющий сотни традиций и многовековую историю, борется за выживание в бою с наступающей водой. Не секрет, что в этом бою он проигрывает. Но не рассказывает об этом миллионам туристам. Что ж, такова она – Венеция. Такова она – .

Как известно, ни одна карта, ни сотни фото не заменят «живого» видео. Смотрите, наслаждайтесь, дивитесь и не забывайте делиться своими мыслями в комментариях.

Жизнь в Венеции поддерживают лодочники. Моторизированные рабочие лошадки развозят грузы по кровеносным сосудам – каналам, убирают мусор, перевозят людей – создают траффик. Для подавляющего большинства туристов, которые заглядывают в Венецию, все лодки в каналах являются гондолами. На деле их гораздо больше - около ста, приспособленных не для извоза туристов, но для конкретных утилитарных целей.

Правда, в Венеции закрыли морской музей. Не навсегда, конечно, на время, для реконструкции. Работает лишь гигантский лодочный павильон в верфях Арсенала. В этом ангаре когда-то были устроены вёсельные мастерские, а в XVI веке, после катастрофического пожара, который уничтожил большую часть Палаццо Дукале. он был временно приспособлен под заседания Большого Совета, главного органа власти города. После присоединения Венеции к Итальянскому королевству в 1866 году помещения были переданы военным инженерам под склады и мастерские.

18-вёсельная "Scalè reale", церемониальная лодка, которая доставила на Сан Марко короля Виктора Эммануила II, первого короля объединенной Италии, в его первое посещение Венеции. Сейчас бронзовый король навечно припаркован на набережной Скьявони. А корабль последний раз спускали на воду в 1959 году, - он доставил в Венецию тело папы-венецианца Пия X для перезахоронения в Базилике Сан-Марко.

Борт к борту с кораблем припаркована гондола с черным "оперением". Она хоть и принадлежала венецианскому нобилю, но лишена всяких признаков высокого статуса владельца – ни ковров и шелковых драпировок, ни позолоченных украшений гондола на себе не несла. Существует множество спекуляций насчет того, когда и почему почернела самая нарядная венецианская лодка. На рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков гондолы украшались вызывающе пышно, настолько, что Сенату Венеции показалась чрезмерной такая публичная демонстрация богатства. Для поощрения скромности он установил высокие штрафы для их владельцев, а затем и вовсе решил всех уравнять, постановив, что все гондолы следует перекрасить в черный цвет. По другой гипотезе, черный цвет был принят в память о тысячах жертв чумного мора в Венеции. Но все оказалось гораздо прозаичнее: черный в Венеции связан не с трауром - погребальные лодки были пурпурного цвета – а с использованием смолы в качестве герметика.


Со временем гондолы, приспособленные для обслуживания туристов, вернули себе часть былой пышности: золотая резьба и позолоченные украшения – гондола снова стала лодкой для удовольствий.

Это фельце – еще одна, не пережившая нашего времени часть гондолы. В городе запретных удовольствий кабинки-felzi использовали для защиты от непогоды и нескромных глаз. Когда гондолу использовали для любовных свиданий, гондольер благоразумно хранил тайну своих клиентов. Через гондольеров передавали тайные письма. В городе они по-прежнему могучая сила, часть сознательного маньеризма венецианской жизни. Но с 1930-ых годов, когда кабинки убрали, вся интимная жизнь клиентов протекает публично, напоказ сотням тысяч других туристов.

Теперь гондолу с фельце можно увидеть только в морском музее и в ка Редзонико, музее венецианского быта 18-го века. Акройд пишет, что отслужившую свое гондолу (а срок ее службы – около 20 лет) – отвозят на Мурано и там сжигают в печах стекольного производства, чтобы дать энергию еще одному местному ремеслу. Не знаю, правда ли это, или одна из венецианских легенд.

А это рабочие лодки, которые до сих пор используются: на одних рыбачат, другие используют для регат, третьи восстанавливают энтузиасты-реконструкторы. Ходят на веслах или под парусом, или устанавливают мотор. Это лодки-плоскодонки, приспособленные для работы в мелких водах лагуны.

Самый известный и романтичный водный транспорт в мире может похвастаться долгой историей и уникальными особенностями, которые делают его еще более особенным.

На свете нет ни одного путешественника, который не пал жертвой их чар: магия венецианских гондол с их характерным силуэтом, подстрекаемым ветром, гуляющим между каналами города любви и романтики, бесспорна.

Эти лодки являются одним из важнейших элементов всех венецианских сцен, настоящей притчей во языцах, однако не думайте, что вы знаете о них многое. Нетленный символ Серениссимы имеет множество секретов, о которых мы спешим поведать вам прямо сейчас.

Итак, вот самые интересные факты о венецианских гондолах, наиболее романтичных и завораживающих лодках планеты.

Традиции

Их неотразимый шарм и восхищение, которые вызывают их извилистые формы, известны всему миру: прокатиться хотя бы раз в жизни на гондоле мечтает каждый турист, попавший в . Однако характерный внешний вид гондол был присущ им не всегда. На самом деле, венецианские гондолы появились много веков назад и их внешний вид, о чем повествуют многочисленные документальные свидетельства, претерпел многочисленные изменения на протяжении столетий. Так, на картинах венецианских художников XV-XVI века гондолы изображены более короткими, широкими и менее удлиненными лодками, и, прежде всего, не ассиметричными.

Gentile Bellini "Miracolo della Croce caduta nel canale di San Lorenzo". Так выглядели гондолы в начале XVI века. Фото wikipedia.it

Сегодня же 500 экземпляров, которые бороздят воды каналов Венеции, сохраняют неизменные характеристики, знакомые туристам, появившиеся в их конструкции около 200 лет назад.

Надо отметить, что и сегодня символы Венеции построены по сложной технологии, которая передается из поколения в поколение в "squeri", корабельных доках. Когда-то места строительства гондол, которые берут свое название от слова "squara" (la squadra, команда), были многочисленны и все выходили на Гранд-канал, что отражало важность бизнеса.

На сегодняшний день доков в Венеции только пять и расположены они в разных частях города. Интересно то, что во всех все еще работают без оформления чертежей, полагаясь только на личный опыт. Именно по этой причине работа "squerarolo" (конструктора гондол) требует длительного ученичества, по крайней мере, 36 месяцев и только после сдачи экзамена ученик может взяться за эту деликатную деятельность.

Венецианский док "squero"

Каждая гондола, на самом деле, требует нескольких месяцев строительства и около 500 часов работы, а учитывая, что средняя продолжительность службы лодки составляет около двадцати лет, чтобы сохранить нынешний флот из 500 элементов, мастера должны строить около 20-30 гондол каждый год.

Характеристики

Каждый "Squero" состоит из площади, имеющей спуск к воде для доступа лодок, окруженного забором с двух сторон, и чуть поодаль деревянного здания, называемого "tesa", которое используется в качестве хранилища для инструментов и для защиты от непогоды. Прямо доком раньше всегда находился дом главного "squerarolo" или владельца мастерской.

Гондолы, которые производят в "Скуеро", имеют длину около 11 метров и вес около 600 килограммов. Каждая из лодок имеет характерную асимметрию между правой и левой стороной (более, чем на 20 сантиметров), и плоское дно, что позволяет навигацию даже при очень мелкой воде. Гондола состоит из 280 частей и имеет древесный корпус черного цвета вследствие обработки гидроизоляционным материалом на основе смолы. При изготовлении гондол мастера используют восемь видов древесины - дуб, ель, вяз, вишня, лиственница, орех, липа и красное дерево.

Так рождается гондола

Несмотря на похожесть гондол, каждая из них уникальна, потому что она сделана "под гондольера", который будет управлять ею. В частности, для строительства лодки мастера учитывают не только рост и вес гондольера, чтобы сбалансировать лодку, но и является гондольер правшой или левшой.

Есть в конструкции гондол и место символизму. Так, форма "ферро", железного наконечника, защищающего нос лодки и служащего определителем высоты моста и возможности прохода гондолы под ним, содержит шесть выступов, символизирующих шесть районов города, к ним иногда присоединяются три фризы, символизирующие острова Мурано, Бурано и Торчелло. С другой стороны закрепляется наконечник "risso di poppa", который символизирует остров Джудекка.

Гондола оснащена только одним веслом, что было вызвано узостью каналов, где широкие лодки не могли разминуться. Единственное весло закрепляется в "fоrcola", замке для весла, имеющем очень сложную форму. Действительно, "форкола" позволяет гондольеру медленно перемещаться вперед и назад, быстро грести вперед, разворачивать лодку и выполнять другие важные маневры.

Гондольеры

Исторически быть гондольером - приоритет мужчин, однако в 2009 лицензию на управление гондолой получила первая в истории женщина. Это довольно сложная профессия, которая требует выдержки и большого мастерства. Гондольерами становятся по наследству: навыки передаются от отца к сыну.

Максимальное количество пассажиров, которые одновременно могут совершить поездку на гондоле - шесть.

Однако, даже если лодка пуста, из-за ее конструкции при гребле гондольер фактически применяет одно и то же усилие.

Где строят гондолы

Если несколько веков назад была полна доков, сегодня из существует лишь пять. Это два исторических дока Сан-Тровазо - самый старинный - расположенный на Гранд-канале в квартале Дорсодуро, и Трамонтин в Оньисанти. К ним присоединились открытые сравнительно недавно Squero Bonaldi, расположенный рядом с доком Tramontin, Crea и Costantini - De Rossi в Джудекка.

Адреса

Для того, чтобы изучить историю судоходства и строительства судов прекрасной Repubblica Marinara отправляйтесь в Arsenale di Venezia, древний комплекс верфей и мастерских. Сегодня комплекс доступен для посещения в различных областях (некоторые из них можно посещать свободно, другие по запросу и с экскурсией) и принадлежит частично городу и частично ВМФ Италии.

Венецианская гондола уже давно является неизменным символом этого итальянского города на воде. Таких уникальных по своей конструкции и лодок нигде не повстречать. Точно так же, как неповторимые турецкие или арабские , итальянские гондолы прошли через века, сохранив не только свою оригинальную конструкцию, но и актуальность в современном мире.

Существует версия, что жителей Венеции появилась ещё задолго до возникновения самого города на воде, ещё в IV веке, а её первыми творцами были древние римляне. От древнеримской цивилизации досталось и название, которое в переводе означает «лодочка».

У такой лодки оказалось масса достоинств, благодаря которым она легко «прижилась» на каналах Венеции. Лёгкая, удобная, вместительная, отличающаяся хорошей маневренностью на поворотах и приличной скоростью перемещения – римская «фундола» полюбилась жителями Венеции и стала неотъемлемой частью их жизни.

Впрочем, сами венецианцы любят рассказывать иную историю возникновения гондолы – более романтическую, в духе своего родного города. Согласно этой легенде, когда-то одна влюблённая пара никак не могла найти место, где можно было бы уединиться, и тогда месяц сжалился над ними, спустился на воду и стал позолоченной лодкой – гондолой, на которой и провели всю ночь влюблённые.

Особенности конструкции гондол

Многие ошибочно полагают, что все венецианские гондолы одинаковы, но в действительности есть лишь ряд нюансов, которые при строительстве таких традиционных лодок являются неизменными правилами и определяются властями города. В целом же, создатели гондол не ограничены в создании оригинального лодки по пожеланиям заказчика.

Длина современных гондол – в пределах 11 м, и это притом, что ширина такой лодки венецианцев составляет всего 1,4 м. Создаётся такая традиционная венецианская лодка из 280 частей, которые вырезаются из восьми видов древесины. Стандартная гондола обладает вытянутой формой с высокой кормой, слегка приподнятым фигурным носом и плоским дном. Такая конструкция позволяет наиболее быстрое и удобное перемещение по узким каналам Венеции. Управляемая всего лишь веслом гондольера, гондола способна развивать скорость перемещения до 4 км/час, и это притом, что вес даже пустой такой лодки составляет как минимум 400 кг.

Отличительной чертой конструкции гондолы является и ферро – изящный набалдашник на носу лодки, которые многие принимают за украшение. На самом деле у него несколько практичных функций. Ферро служит противовесом гондольеру и защищает от столкновений, а также с его помощью определяется возможность прохождения лодки под мостами.

Дизайн гондол как дань истории

Исторические источники утверждают, что первые гондолы окрашивались в различные цвета, и лишь со временем приобрели свой стандартный строгий тёмный окрас.

Привычный тёмный цвет гондол, за который их поэтично называют «чёрными лебедями» поясняется различными преданиями. Согласно одному из них, мэрия города издала официальный указ об использовании исключительно строгого тёмного цвета для окраски лодок, чтобы прекратить борьбу местной аристократии, желающей всяческими украшениями продемонстрировать своё превосходство.

По иной версии, пёстрые расцветки исчезли в знак траура по погибшим в ту пору, когда в Европе властвовала чума, унесшая жизни и многих венецианцев. Ещё одно предание гласит, что к жене правителя Венеции тайком наведывался на чёрной гондоле любовник, и тогда, стремясь скрыть этакий позор, дож выдал закон, в котором все должны были перекрасить лодки в чёрный цвет.

Престижная профессия – гондольер

Гондольеры обычно работают исключительно на собственных лодках. Стоимость гондолы немаленькая и может составлять от 25 до 75 тысяч евро. Впрочем, профессия гондольера в Венеции переходит по наследству.

Только новичкам в любом случае (вне учёта семейных традиций) требуется пройти 9-тимесячный курс обучения искусству управления гондолой и по итогам сдать непростой экзамен на профпригодность. Кроме того, все желающие заниматься извозом туристов по каналам Венеции, обязаны подтвердить ещё и своё успешное свободное владение английским.

Как правило, профессия эта сугубо мужская, но известны случаи, когда право управлять гондолой получали и женщины. В 2010 году юная Джорджия Босколо – дочь гондольера, продолжила дело своего отца, став первой в современной истории женщиной, управляющей этой традиционной лодкой Венеции.

Современные гондолы

Процесс изготовления гондолы непростой, поэтому за год создаётся лишь до 20 таких лодок, каждая из которых делается исключительно под заказ. Изготавливают гондолы, как правило, на небольших лодочных верфях Италии. Цена одной такой лодки может составлять до 40-75 тысяч евро.

Один из наиболее престижных таких производителей Венеции – верфь Squero San Trovaso. Сюда нередко организовываются экскурсии, что позволяет воочию полюбоваться, как создаются новые и реставрируются старые гондолы. На этой гондолы до сих пор создаются вручную, исключительно по старинным технологиям и с применением инструментов тех времён. На создание одной такой лодки уходит до 4-х месяцев работы. На другой верфи города - Роберто Трамотина используют и современные инструменты и методы при создании гондол, что позволяет ускорить процесс создания гондолы, уменьшив срок до 2-х месяцев.

Кажется, что гондол в Венеции бесчисленное множество, но на самом деле сейчас насчитывается чуть менее 450 таких лодок, хотя во времена Венецианской республики их было более 7 тысяч. Во всём величие на многочисленные гондолы в Венеции можно полюбоваться в начале сентября. В первую субботу месяца проходит грандиозный парад гондол и гондольеров, совмещаемый с традиционной регатой таких лодок – Regata Storica, которая охватывает маршрут протяжённостью 7 км.