Н а некрасов пророк. «Пророк» Н

«Пророк» Николай Некрасов

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.

Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, - высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.

Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.

Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству - возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» - «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.

Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.

В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

Стихотворение «Пророк» относится к позднему периоду творчества Н. Некрасова. Оно было создано в 1874 году. Стих посвящен С. Чернышевскому, поэту, с которым Некрасов публиковался в журнале «Современник». Их стихотворения стали лицом «Современника», сделали его остроактуальным периодическим изданием. С. Чернышевский в стихотворении принимает облик пророка, гражданина, искренне любящего свою страну.

Тема стиха «Пророк» – человек умеющий жертвовать собой ради блага других. Н. Некрасов утверждает, что жить для себя можно только в мирное время, в противоположной же ситуации нужно уметь умирать за других, служить ближним.

Название «Пророк» не только отсылает читателя к творчеству Лермонтова и Пушкина, но и подсказывает, кто будет ключевым образом произведения. В первых строчках автор рисует образ человека, жертвующих собой ради других. Окружающие говорят, что он сам виноват в своих бедах, ибо забыл про осторожность. Но пророк не обращает внимания на такие замечания, ведь «любит он возвышенней и шире…».

В последнем катрене Н. Некрасов возвышает пророка, говоря о том, что это посланник Бога, которого пока еще не распяли. Его миссия – напомнить людям о Христе, а значит и о его законах. Это раскрывает тайну, почему пророк совсем не боится смерти, даже считает ее любезностью. Воспринимая произведение целостно, можно легко догадаться, что под образом пророка подразумевается поэт.

Лирический герой отступает на задний план, его задача – поведать о пророке, выразить мысли автора произведения. Лирический герой обращается к читателю, с первой строчки, строя с ним доверительный диалог, для чего используется обращение на «ты». Он знает о предназначении великого человека и считает своим долгом открыть глаза других.

В произведении «Пророк» Н. Некрасов не отступает от своего стиля. Он не приукрашивает стихотворение художественными средствами, используя минимальный набор их. В некоторые строки автор вплетает эпитеты (смерть «любезна», помыслы «мирские»), а в последнем куплете использует метафору «бог Гнева и Печали». Метафора становится последним штрихом в созданном образе.

Стихотворение «Пророк» состоит из четырех катренов. Каждый следующий куплет является более углубленным в образ пророка в сравнении с предыдущим. Особенность первых двух катренов в том, что в них говорит не только лирический герой, автор, но и «народ», и сам пророк. Такой прием помогает выразить мнение всех сторон о самопожертве. Рифма в произведении перекрестная, стихотворный размер – пятистопный ямб. Раскрытию темы способствует интонация: автор использует восклицательные предложения там, где эмоции зашкаливают, и оборванное, где читатель должен задуматься.

Образ поэта-пророка в анализируемом произведении Н. Некрасова – плод многолетнего труда над данной темой. Если в предыдущих его стихотворениях истинный поэт – просто человек, умеющий жить ради других, в этом он – воплощение небесных сил, способное изменить мир.

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения «Пророк» Некрасова

В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

Только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей. Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе. Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же. Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

Читать стих «Пророк» Некрасова Николая Алексеевича обычно предлагают ученикам на уроке литературы в 10 классе. Тема произведения - предназначение поэта, его отношения в обществе. Иногда его задают учить на дом полностью наизусть. При желании вы можете читать произведение онлайн на нашем сайте или же бесплатно скачать его.

Текст стихотворения Некрасова «Пророк» был написан в 1874 году. Посвящен он Н.Г. Чернышевскому. Николай Алексеевич вслед за своими предшественниками А. Пушкиным, М. Лермонтовым решил порассуждать над следующими вопросами: для чего живет поэт, как он должен жить, что он должен делать. По мнению Пушкина, человек искусства должен нести истину людям. Некрасов же придерживается другой точки зрения. Он считает, что истинный творец - это человек, который должен жертвовать собой ради великих целей. Поэт для Николая Алексеевича – это, прежде всего, революционер, борющийся за общественную жизнь простого народа. Именно поэтому пророка в своем стихе он сравнивает с Христом, который погиб во спасение людей. Стих «Пророк» написан в форме диалога, во время которого два лица рассуждают о поведении третьего. Они, также как и он, понимают, что его скоро ждет смерть из-за его поступков. Однако же героя это ничуть не пугает. Он готов умереть за правое дело.

Не говори: “Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..”
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
“Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!”

Так мыслит он – и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтический сатирический французский поэт). Были и другие подзаголовки («Из Байрона», «Из Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н.Г.Чернышевскому». В прижизненные издания не входило.

Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского, а потом доработано. Оно могло быть посвящено другой личности, а затем переадресовано Чернышевскому. Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщённый характер.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает её на плечи жертвующего собой революционера. Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер и может быть с точки зрения Некрасова.

Стихотворение – образец гражданской лирики, хотя в нём есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращённую к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.

Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом. Эта мысль (нужно умереть для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвящённых революционерам.

Последняя строфа отделена от остальных трёх композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество». Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего («царями») человеческого облика, печали за всех угнетённых («рабов»).

Тема стихотворения – судьба борца за народное счастье, революционера.

Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит её на земле. Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.

Тропы и образы

В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк – тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ ещё ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна (метафора), как для апостола Павла смерть - приобретение. Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали .

Поскольку стихотворение – спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но : не живёт для себя, но умирает для других; его ещё не распяли – но распнут.

Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он . Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.

Антитеза жить для себя – умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.

Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к пушкинскому «Пророку» , написанному четырёхстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.

Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова