Можно ли читать библию. Как правильно читать библию

— Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

— Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4-5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15-20 минут, чтобы прочитать одну-две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Мы живем в мире, в котором очень много проблем, но очень мало решений. Миллионы людей голодают. Растет число тех, кто злоупотребляет наркотиками. Все чаще распадаются семьи. В сводках новостей постоянно говорится о насилии в семье и кровосмешении. Воздух, которым мы дышим, и вода, которую мы пьем, постепенно отравляются. Наряду с этим все больше людей становятся жертвами преступности. Как вы думаете, будут ли когда-нибудь решены эти и подобные им проблемы?
Кроме того, сегодня жизнь полна противоречий. Например, многие непримиримы к аборту и называют его убийством еще не рожденного человека. Другие не менее уверенно утверждают, что женщины вправе распоряжаться своим телом и должны решать подобные вопросы сами. Многие считают гомосексуализм, прелюбодеяние и добрачный секс вопиющей безнравственностью. Другие полагают, что это личное дело каждого. Как же узнать, кто из них прав, а кто - нет?
Руководство в вопросах нравственности, а также эффективные решения проблем преступности, голода и загрязнения предоставляет Библия. Однако тревожит тот факт, что большинство людей уже не считают Библию компетентной в таких вопросах. Было время, когда к мнению Библии прислушивались с уважением - по крайней мере, на Западе. Хотя текст Библии записали люди, раньше почти все в христианском мире считали ее Словом Бога и были убеждены, что ее содержание вдохновлено самим Богом.
Сегодня же модно сомневаться во всем: в обычаях, взглядах, морали, даже в существовании Бога. Тем более люди сомневаются в ценности Библии. Большинство считает ее устаревшей и бесполезной. Редко кто из мыслящих людей современности относится к Библии как к Слову Бога. Скорее многие люди согласятся с мнением ученого Джеймса Барра: «Мой доклад о составлении библейского предания - это доклад о труде, созданном людьми. Это изложение человеком своих верований» 1.
Думаете ли вы так же? Что такое, по-вашему, Библия - слово Бога или человека? Каким бы ни был ваш ответ, подумайте вот о чем: если Библия - просто слово человека, тогда логично ожидать, что в ней нет ясного ответа, как разрешить проблемы человечества. Людям придется и впредь изо всех сил стараться кое-как прожить жизнь, надеясь при этом избежать гибели от отравления или самоуничтожения в ядерной войне. Но если Библия действительно Слово Бога, тогда это именно то, что нам нужно, чтобы пережить эти трудные времена.
В этой книге вы найдете доказательства того, что Библия - действительно Слово Бога. Издатели этой книги надеются, что, рассмотрев приводимые доказательства, вы поймете: в Библии содержится единственно возможное ценное решение проблем человечества. Но прежде мы хотели бы привести несколько фактов, которые уже сами по себе делают Библию достойной вашего внимания.

Бестселлер всех времен
Начнем с того, что Библия - это бестселлер, наиболее распространенная книга на протяжении всей истории человечества. По данным Книги рекордов Гиннесса, изданной в 1988 году, за период с 1815 по 1975 год было напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии. Это огромная цифра. Ни одну другую книгу в истории нельзя даже сравнить с Библией по числу напечатанных экземпляров.
Кроме того, ни одну другую книгу не переводили на столько языков. Сейчас Библию можно читать - частично или полностью - более чем на 2 100 языках мира. Американское библейское общество сообщает, что сегодня Библия доступна 98 процентам населения нашей планеты. Представьте, сколько потребовалось усилий, чтобы сделать так много переводов! Какой другой книге уделялось такое внимание?

Книга, которая влияет на жизнь людей
В «Новой британской энциклопедии» Библия называется «сборником книг, оказавшим, вероятно, самое большое влияние на историю человечества». Немецкий поэт XIX века Генрих Гейне признал: «Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. ...Эта книга... „Библия“. Правильно называют ее также „священным писанием“; кто потерял своего бога, может вновь обрести его в этой книге». В том же веке активный член антирабовладельческого движения Уильям Сьюард заявил: «Вся надежда на прогресс человечества зиждется на постоянно растущем влиянии Библии». Шестнадцатый президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн называл Библию «наилучшим подарком из всех, которые Бог когда-либо давал человеку... Без нее мы никогда не узнали бы, как отличить добро от зла». Английский юрист Уильям Блэкстон так подчеркнул значение Библии: «На этих двух столпах, на законе естества и законе откровения [Библии], основываются все человеческие законы; то есть нельзя допускать, чтобы человеческие законы противоречили им».

Ненавидимая и любимая
В то же время нужно отметить, что ни одна другая книга в истории не становилась объектом такого жестокого преследования и даже ненависти. Со времен средневековья и вплоть до XX века Библию сжигали на кострах. И даже в наше время за чтение и распространение Библии людей штрафовали и сажали в тюрьму. В прошлые века за такие «преступления» часто пытали и казнили.
Наряду с этим Библия вселяла в людей дух преданности. Несмотря на жестокое преследование, многие продолжали читать Библию. Познакомимся, например, с жившим в XVI веке англичанином Вильямом Тиндалем, который получил образование в Оксфордском университете, а затем стал уважаемым преподавателем в Кембриджском университете.
Тиндаль любил Библию. Но в его дни религиозные власти настаивали на том, чтобы Библия оставалась на латинском языке, который к тому времени уже стал «мертвым». Чтобы сделать Библию доступной для своих соотечественников, Тиндаль решил перевести ее на английский язык. А поскольку закон это запрещал, Тиндалю пришлось оставить свою престижную научную должность и бежать на континент. Ведя трудную жизнь беженца, Тиндаль успел перевести на родной язык Греческие Писания (Новый Завет) и некоторые книги Еврейских Писаний (Ветхий Завет), но в конце концов его арестовали, обвинили в ереси и задушили, а тело его потом сожгли.
Тиндаль - это лишь один пример из огромного числа людей, которые пожертвовали всем ради того, чтобы читать Библию или сделать ее доступной для других. Ни одной другой книге не удалось вселить в стольких обычных мужчин и женщин такое мужество. В этом Библии поистине нет равных среди всех книг.

Утверждают, что это Слово Бога
Уникальной Библию делают еще и утверждения многих из тех, кто ее писал. В написании различных книг Библии участвовало около 40 мужчин, среди которых были цари, пастухи, рыбаки, государственные служащие, священники, по меньшей мере один полководец и врач. Но снова и снова эти люди утверждали, что записывали не свои мысли, а мысли Бога.
Поэтому в Библии часто можно встретить выражения типа: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» или «так сказал Господь, Господь Саваоф» (2 Царств 23:2; Исаия 22:15). Апостол Павел написал в письме одному верному проповеднику: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16, 17).
Библия дает ответы на такие вопросы, на которые может ответить только Бог, и это согласуется с утверждением о том, что Библия - это слово Бога, а не человека. Например, в Библии объясняется, почему людские правительства не в состоянии достичь прочного мира, как люди могут получать глубочайшее удовлетворение от жизни, какое будущее ожидает нашу планету и живущих на ней людей. Безусловно, как мыслящий человек, вы сотни раз задавались этими и подобными вопросами. Почему хотя бы не допустить, что Библия - это Слово Бога и что только в ней можно найти ответы, заслуживающие доверия?
Мы советуем вам внимательно изучить доказательства, представленные в этой книге. В некоторых ее главах будут обсуждаться критические замечания, которые часто делают в адрес Библии. Действительно ли Библия ненаучна? Противоречит ли она себе? Что в ней записано - подлинные события истории или всего лишь мифы? На самом ли деле происходили чудеса, о которых говорится в Библии? В качестве ответов на эти вопросы приводятся логичные доказательства. Затем в книге будут рассмотрены яркие свидетельства боговдохновенности Библии: записанные в ней пророчества, пронизывающая ее глубочайшая мудрость, а также огромное влияние, которое Библия оказывает на жизнь людей. И наконец, мы увидим, какое влияние может оказать Библия на вашу жизнь.

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображенных лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть Церковь Христова. Библия есть книга Церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть Церковь.

Но сначала порассуждаем вот о чем. Сегодня каждый человек может приобрести Библию, открыть ее и начать читать. Что же нужно для того, чтобы это чтение привело к положительному результату, стало спасительным? И можно ли читать Библию так, как читают обычную книгу?

Библия есть книга Божественная, это обращенное к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подготовить. Если мы открываем священные страницы где-нибудь в метро или в автобусе, если пытаемся проникнуть в их смысл наспех или без усилий, то скорее всего не поймем ничего. Здесь требуется внутренняя подготовка, определенный духовный настрой.

Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва - концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы “остыть” от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. “Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”, - внушает преподобный Исаак Сирин. Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен “плавать” в словах Писания. Читая Библию, нужно с

готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. “Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Но с размышлением вникай в каждое слово”. Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.

Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается свое восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но с другой стороны - мы не застрахованы от ошибок, когда, читая Библию, способны по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования прийти к неправильным выводам.
В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия - Церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот критерий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.

Почему же общецерковное понимание Библии безошибочно, а индивидуальное может обернуться заблуждением?
Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своем сердце.

Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой - дальше. Один имеет великие дары Духа Святого, а другой этих даров не имеет. Но известно: в Церкви как общине веры живет и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому Церковь, имея в себе этот Дух, способна безошибочно постигать Слово Божие. Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном учении, которое формируется на основании Священного Писания, принадлежит Церкви и передается в лоне ее из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа.

С какой торжественностью, с какой величавостью происходит в Церкви чтение Священного Писания! В один из самых важных моментов богослужения Слово Божие торжественно выносят на середину храма. Перед тем как провозгласить текст во время Божественной литургии, священник читает особую молитву, в которой просит Господа помочь всем присутствующим понять смысл читаемого. Диакон возглашает: “Премудрость. Вонмем”, - подчеркивая тем самым, что Слово Божие несет особую мудрость людям, и воспринимать его надо с особым вниманием. После прочтения библейских текстов за литургией следует проповедь, содействующая правильному церковному пониманию Божественных истин.

Вслушиваясь в слова Священного Писания, мы стоим со склоненной головой, готовые к приятию Слова Божия. Вслушиваясь в вечные глаголы Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола, действием своим подобно “мечу духовному” (Еф. 6. 17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы, добро от зла. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры.

После прочтения нескольких книг из Библии я, наверное, могу попытаться дать ответ на вопрос - Нужно ли читать Библию неверующему человеку, или это пустая (и весьма продолжительная) трата времени?

Начну с основного, думаю все знают, что Библия - это не одна книга, а сборник большого количества книг, написанных в разное время разными людьми. Книг было написано в те далекие времена много, но не все они были отобраны и включены в Библию. Более того, Библии разных верований немного отличаются количеством книг. По нашей классике 39 книг в Ветхом Завете, 27 книг в Новом Завете. Пусть такое количество вас не пугает, некоторые книги совсем короткие. Это первый важный момент.

Второй важный момент - это разделение на Ветхий и Новый завет. Книги Ветхого завета написаны задолго до рождества Христова (первые книги от 1500 г. до н.э.), а книги Нового завета уже после его рождения. С таким разделением связана одна из самых больших проблем для начинающих читателей. Дело в том, что если вы посмотрите рекомендации в интернете от христиан, то часто в них будут доносить мысль, что читать нужно в начале Новый завет, а потом - Ветхий. Т.е. не по времени написания, а по новизне.

Объясняется это тем, что Ветхий завет был написан в совсем старые времена и многое в нем может шокировать неподготовленного читателя. Почитав первым Новый завет и проникнувшись человеколюбивыми идеями христианства (получил по щеке - подставь другую) , книги Ветхого завета уже не будут вас так шокировать (око за око, зуб за зуб) . Потому что Новый завет как бы уточнил/дополнил/модернизировал/развил и углубил установки Ветхого.

Дело в том, что Ветхий завет писался во времена, когда понятие ценности человеческой жизни, равноправие полов и т.п. особо никого не интересовало. Жизнь была тяжелой, в Египте правили фараоны, войны, набеги, рабы.... Это почти живая история, которая творилась до нашей эры! Неудивительно, что тексты Ветхого завета на первом этапе действительно могут шокировать. Убить, закидать камнями, переспать с рабыней, спровоцировать, накрутить многоходовок, пресловутое "око за око" вы будете встречать чуть ли не на каждой странице. Крови и жестокости в Ветхом завете столько, что даже сценаристы Голливуда еще не отсняли всех сюжетов. Просто морально приготовьтесь к этому и столкнувшись с ужасами тех времен не торопитесь кричать - Как это возможно! Это же Библия! Дальше будет еще хуже, но со временем вы привыкните.

Помимо жестокости современного человека начнут напрягать нелогичности. Вы их тоже будете встречать часто, если что-то вам показалось странным - ищите толкование в интернете. Приведу простые примеры, почему есть два понятия Бог и Господь? Зачем Моисей боролся с Богом? Если Бог всезнающ, зачем ему было спускаться смотреть на Содом и Гоморру? Как в небольшой Ковчег мог поместиться весь животный мир? Почему Бог "случайно" забыл свой договор с евреями аж на 430 лет? И т.д. и т.п.

Толкование или разъяснение такого рода фактов сами по себе весьма любопытны. Я почитал пару статей на православных сайтах и интернет-форумах, чтобы понять - нет смысла искать объяснения, потому что аргументы различны и вызывают иногда еще больше вопросов. Надо просто принять, что так и должно было быть. Таких текстов в Ветхом завете много и вы скоро начнете переставать обращать на них внимание.

Еще раз повторюсь - книги Ветхого завета написаны очень очень давно, отражают тяжелые условия жизни тех времен, "их принципы и нравы", поэтому если вы считаете себя современным и логически мыслящим человеком, читать эту часть Библии нужно как раз с учетом фактора древности. Я бы привел пример современных законодательных книг. Написаны они по историческим меркам буквально вчера, на современном языке, но и то к ним приходится выпускать дополнительные толкования в 10 раз толще и после всего этого все равно остаются вопросы, как же понимать ту или иную норму закона. Книги Библии начинали писаться во времена правления фараонов, поэтому требовать от них точности такой же, какую мы хотим получить (но не всегда получаем) от современных книг наверное не совсем справедливо.

Зачем

Может возникнуть вопрос, если в Ветхом завете все так плохо, местами кроваво, а в большинстве своем просто скучно, зачем его читать? Мне Ветхий завет показался более интересным, чем Новый по причине своей историчности.

Тут наверное самое время обсудить, зачем вообще читать Библию:
- Библия оказала очень большое влияние на литературу, кино, искусство, народное творчество. Если вас интересует любая из этих тем - читать Библию надо.
- Если вы живете в стране, в которой верующие люди составляют ощутимую часть общества;
- Если вас интересует история нашего общества;
- Если вам нужны аргументы для бессмысленных интернет-споров;
- Если вы хотите повысить свою эрудицию в целом;
- Безусловно, если вы верующий человек;
- Если вы псевдоверующий, тоже неплохо было бы почитать. А то Пасху все отмечают и в прорубь ныряют, а об исторических корнях мало что знают.

Для меня самым интересным оказалась именно историческая составляющая. Не в той части, что мир был создан за 6 дней, а история о жизни иудеев, перепитии еврейского народа и появление новых религий. Те же книги, где идет проповедование нравственных составляющих, норм уголовно-административного характера, интереса наоборот не вызвали. Нужно понимать, что в библейских книгах уделено огромное внимание регламентирующей части - как жить, как разрешать споры, по сути, если отвлечься от религиозной составляющей - этакий аналог уголовного, налогового, административного и других кодексов. Читать эти тексты так же "интересно", как и современные кодексы.

Как читать Библию?

Мой метод был следующий. Начал читать с Ветхого завета, морально настроившись и прочитал первые 5 книг (пятикнижье). В них описаны основные исторические события - создание мира, потоп, вавилонская башня, исход из Египта и пр. Далее на Википедии посмотрел краткое содержание остальных книг кликаете по каждой ссылке и читаете краткое содержание. Если есть интерес - читаете, если нет - пропускаете. Например любопытно было почитать Книгу Екклезиаста, весьма своеобразный взгляд на жизнь, удивительно, что данная книга включена в состав Библии.
В книгах пропускал части, где идет перечисление родословен, а также, как писал ранее, описание норм и правил жизни. Их можно прочитать один раз, этого хватит в целом для понимания, если вы конечно не планируете выстраивать свою жизнь в соответствии с такими предписаниями.

Если вы добрались до этого места и (вдруг) вы даже почитали или полистали Ветхий завет, то сейчас будет один из ключевых моментов с моей точки зрения. Станет понятно, почему все таки правильнее идти по пути Ветхий-Новый завет, а не наоборот Новый-Ветхий завет, как рекомендуют христиане (причем они рекомендуют читать Ветхий завет выборочно).

Что мы узнали из Ветхого завета? Евреи=иудеи= "сыны Израиля" являются богоизбранным народом , потому что подписали договор с Богом (Завет=договор). Возможно вы возмутитесь этим фактом, но каждый народ имеет право считать себя богоизбранным, просто кому-то не повезло, например египтянам с их религией, сейчас нет ни египтян, ни бога Ра (хотя чудеса той религии до сих пор признаются Чудом Света), а евреям условно «повезло».

Итак, евреи жили по своей религии, описанной в Ветхом завете, до рождества Христова. Как известно (хотя оспаривается некоторыми), Иисус был евреем и на базе иудаизма он развил несколько новое направление, которое позже вылилось в христианство. По сути евреи сказали бы, что он создал секту.

В чем кардинальное различие христианства и иудаизма? Евреи не считают Иисуса сыном Бога, и верят в единого Бога, в то время как христиане верят в Иисуса, как сына Бога, и как следствие вынуждены ввести понятие троицы - верят в Отца, Сына и Святого духа. Почитайте различие между иудаизмом и христианством, узнаете очень много интересного.

Христиане не могли отбросить Ветхий завет, потому что без него рушилась бы основа религии, но и следовать Ветхому завету буквально, как это делали иудеи/евреи они тоже не могли в силу понятных принципиальных разногласий. Как следствие, родился Новый завет (т.е. как бы новый договор между людьми и Богом) , который соответствовал духу новой религии.

Здесь же на мой взгляд нужно отметить еще один важный момент. Согласно Ветхого завета, если быть объективным, то согласно еврейского Ветхого завета, евреи являются богоизбранным народом. Вопрос - как простому человеку стать тоже богоизбранным или вариантов нет? Вот на этом вопросе, как мне кажется, иудаизм и проиграл конкурентную борьбу другим религиям. Дело в том, что Ветхий завет рекомендует при захвате территории выгонять или уничтожать местное население, не идет речи о том, чтобы насадить там свою религию. (Жестоко? Наверное да. Но и по отношению к иудеям действовали те же принципы. Времена были такие). Евреем ты можешь быть либо по крови от матери, либо пройдя особую процедуру - гиюр. Это непросто, сейчас процесс занимает от 2 до 5 лет и не факт, что заканчивается успешно для претендента. Таким образом евреи создали религию, которая принципиально не могла масштабироваться на большие народные массы. Христианство (и ислам) этой проблемы лишено, свою аудиторию они расширяют не только за счет добровольцев, но и, как показала мировая история, временами принудительно.

Две религии, основанные на Ветхом завете пошли развиваться параллельно. Развивались так они шесть веков, пока не возникла третья религия - ислам. Во многом она имеет больше общего с иудаизмом, чем с христианством, так как ислам также не признают божественность Иисуса, считая его одним из Пророков, не более того. Мусульмане, как и иудеи верят в одного Бога, а не в святую Троицу, кроме того, только у христиан человек рождается грешным (первородный грех), в конкурирующих религиях человек рождается безгрешным и наживает грехи в процессе жизни. Или не наживает.

Теперь, если вас интересует христианство, можно перейти к Новому завету.

Новый завет

По Новому Завету есть смысл прочитать все Евангилие, их четыре. Почему четыре, а не 12, ведь апостолов было именно 12? Потому что... четыре стороны света. Есть и другие обоснования, например, потому что остальные Евангилие не вписывались в "политику партии". Но в целом к выбору цифры 4 не стоит особо придираться, Ньютон в свое время выделил 5 цветов радуги, но число ему показалось не очень гармоничным и поэтому он добавил еще 2 цвета, доведя их до числа нот - 7. Магия цифр преследует нас везде. Но я отвлекся.

Прочитав все Евангилие можно воспользоваться перечнем книг Нового завета на Вики и выбирать те, которые покажутся вам наиболее интересными. Как минимум нужно обязательно почитать Апокалипсис=Откровения, чтобы понять, что ждет верующих в конце их пути и что дает такую богатую пищу сценаристам, писателям и поэтам.

Заострю внимание, что читать Библию лучше всего именно в такой последовательности. Т.е. обязательный минимум к прочтению, потом осознанный выбор, если сразу начнете скакать по книгам вразброс, может не сложиться единой картины в голове. Условно единой, скажем так.

Погрузившись немного в тему у вас могут появиться более конкретные вопросы, о которых вы захотите узнать поподробнее. Опять ищем ответы в интернете и возвращаемся к Библии. К примеру договор с евреями предусматривал обязательное обрезание:

Гл.17 Ст. 10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

эта норма соблюдается у иудеев и в исламе, но не у христиан. Ответ:

Гл.10 Ст. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего

Одна из целей Нового завета как раз уйти от жестких ограничений, накладываемых Ветхим заветом (обрезание, субботы и пр.), сосредоточившись больше не на формальном следовании букве Завета, а на духовной составляющей.

Читать Библию или нет?

Библия не катастрофически сложна для чтения. Хотя перевод на русский был сделан давно, в целом все слова и смысл понятны. Иногда могут раздражать многочисленные повторы из книги в книгу, но это легко объяснить - книги написаны разными авторами, которые описывают временами одни и те же события. По мере погружения вы определите для себя, на чем сосредотачиваться, а что можно пропускать.

Я прочел около трети книг каждого Завета (все основные +по выбору), еще несколько книг просмотрел поверхностно. Мне показалось это достаточным, чтобы утолить исторический голод и в целом понять концепцию. Детальное изучение норм и правил, нюансов их применения, по которым нужно жить людям верующим, меня не интересовало. Гораздо интереснее было понять развитие христианства и мусульманства от иудаизма. Часть книг пришлось выборочно перечитывать, потому что изучая различные вопросы со стороны других религий приходится повторно обращать внимание на какие-то тексты, на которые при первом прочтении не обратил внимания. Например, казалось бы с чего все начинается - Книга Бытие:

"...и вы будете, _как боги_ , знать добро и зло" (Бытие, 3:5) .И сказал Господь Бог: вот, Адам стал _как один из нас_ , зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Бытие, 3:22) .

Результатом остался доволен, многие события тех времен, которые были покрыты туманом, прояснились. Выстроились определенные причинно-следственные связи, которые тянутся в современные дни. Какие-то вещи были любопытны мне лично, простой пример - некоторые читатели знают, что у меня есть друг по фамилии Левитанус, и как-то он мне рассказал, что фамилия эта произошла от Левитов - одного из колен Израиля, которому была уготована особая роль:

Гл.1 Ст. 50 но поручи левитам скинию (шатер) откровения и все принадлежности ее и все, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой;

С левитами связаны и некоторые версии развития самого иудаизма, так как есть мнения, что левиты существовали сами по себе и Моисей попал под их влияние, а потом евреев приобщил к верованиям левитов. Много интересного с исторической точки зрения можно читать Библию и по этим темам.

Несмотря на то, что в развитых странах общий уровень религиозности идет на снижение, прогнозы на 2050 год неутешительные. Процент неверующих остается приблизительно на одном уровне, в районе 14%. Порядка 70% населения мира будут сторонниками либо Христианства, либо Ислама, поэтому знание Библии будет востребовано еще очень долго.

Отдельно отмечу, что хотя я и потратил на чтение Библии и других материалов около 3-х месяцев, этого времени ничтожно мало для столь сложной темы, поэтому по мнению приверженцев той или иной религии какие-то мои выводы могут казаться ошибочными, пишите в комментарии, буду уточнять и дорабатывать.