«Монолог», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова

«Монолог» Михаил Лермонтов

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»

Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.

Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы,
когда мы их употребить не можем?».

Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.

Стихотворение «Монолог».

Восприятие, толкование, оценка

М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность со­впала с суровым десятилетием после восстания декабристов. То была тяжелая эпоха николаевской реакции, период, когда ум­ные, мыслящие люди не могли найти достойного применения своим силам. Отсюда грустная тональность произведений по­эта. Как точно заметил В.Г. Белинский, в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни», но «везде воп­росы, которые мрачат душу, леденят сердце». И одним из про­изведений, где поэт ставит эти вопросы необычайно остро, яв­ляется стихотворение «Монолог», созданное в 1829 году. Оно является своеобразным предварением более поздних произве­дений Лермонтова - стихотворения «Дума» и романа «Герой на­шего времени».

В «Монологе» удивительно точно и верно передано то миро­ощущение, которое было свойственно Печорину:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Умный, порядочный, одаренный человек в России обречен на бездействие, ему негде применить свои таланты, «глубокие познанья», «пылкую» любовь к свободе. Родина и существую­щий в ней общественный порядок повинны в этом. В этом сти­хотворении (как и в «Думе») поэт выступает от лица целого поко­ления:

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Это поколение не знает «ни любви, ни дружбы сладкой», ему «душно» на Родине, вся жизнь этих людей пуста и безрадостна. Отсюда - грустные интонации поэта. Лирический герой сти­хотворения с горечью осознает, что жизнь его и его современни­ков бесплодна, «пасмурна», лишена какого-либо смысла и цели. Однако в стихотворении нет суда над поколением. Лирический герой сочувствует ему, вызывая ответную реакцию читателя.

Форма «Монолога» (вольный ямб без рифмы, со строчками, обрывающимся на многоточиях) помогает передать и грустное настроение автора, и искренность его размышлений. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: сравнения («Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пас­мурна жизнь наша»), метафору («И нам горька остылой жизни чаша»), эпитеты («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»), анафору («И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…»), риторический вопрос (К чему глубокие познанья, жажда славы, Таланти пылкая любовь свободы, Когда мы их упот­ребить не можем?»).

Таким образом, «Монолог» - это грустное размышление Лер­монтова о судьбе поколения в этот жестокий век.

В.Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога» , написанного пятнадцатилетним поэтом, пронзительно-щемящее ощущение дисгармонии.

В центре лирического повествования - судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...

Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы на них безотрадны. Последователен и категоричен вывод. Ни к чему человеку, живущему там, где «сердцу тяжко» , «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы» . Куда лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним миром и действительностью.

Трагедия лирического героя - яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.

Уже в ранней лирике разрабатывается Лермонтовым концепция рефлектирующей, раздвоенной личности. С одной стороны, герой противостоит обыденности и пустоте существования, но, с другой стороны, прекрасно понимает тщетность этого. Недаром, так часто повторяется в тексте местоимение «мы» .

Тема «потерянного поколения» переплетается с темой родины , очень близкой поэту, интимной для него. «Здешний свет» , «север» - так обозначена здесь Россия, глубоко любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению, потому что отрицает яркость отдельного человека.

Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...

Избранная поэтом форма философского монолога , не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.

Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.

Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью градации.

Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины , стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.

Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное, потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне» . Силу духа, цели, желания - все можно черпать из родной земли. Но общественная атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности, заложенную природой.

К мыслям о судьбе своего поколения М.Ю. Лермонтов будет возвращаться неоднократно. Одно из самых знаменитых его произведений, «Дума» , является своеобразным двойником «Монолога». В ней тоже с горечью прозвучат мотивы утраты ценностей и смысла жизни .

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова

Лермонтов в очень раннем возрасте охладел к светскому обществу, совершенно не соответствующему тем идеалам, которых он придерживался. В 15-летнем возрасте он написал стихотворение «Монолог» (1829 г.), в котором выразил волнующую его идею о бесцельной жизни своего поколения. Просто поразительно, что такого молодого человека серьезно беспокоили сложные философско-социальные проблемы. В дальнейшем Лермонтов будет неоднократно возвращаться к этой теме, наиболее полно выразив ее в стихотворении «Дума».

Само название произведения подчеркивает, что автор не видит вокруг себя понимающих его состояние людей. Он признает, что его поколение получает «глубокие познанья». От рождения в его сверстниках заложены «жажда славы», «пылкая любовь свободы». Но вся проблема в том, что никто не может достойно применить свои знания и таланты. Лермонтов был убежден, что всему виной тесные рамки царского режима. Скрывая эти опасные взгляды, он развивал свою идею в другом направлении. Называя свое поколение «детьми севера», поэт утверждает, что это становится причиной быстрого цветения и раннего увядания. Возможно, что Лермонтов в образе «солнца зимнего» имеет в виду тяжесть монархической власти, не дающей развиться природным склонностям талантливой молодежи.

Описав условия, мешающие нормальному развитию людей, поэт делает вывод, что вся их жизнь становится «однообразным теченьем». Поколение Лермонтова не способно испытывать настоящие сильные чувства. В нем царит равнодушие и склонность к холодному анализу. Такое положение вещей приводит к тому, что молодые люди рано утрачивают вкус к жизни, озлобляются и разочаровываются во всех своих прежних идеалах. После этого им остается с нетерпением ждать смерти, распространяя вокруг себя скепсис и откровенный цинизм. Не имея возможности проявить себя на действительно достойном поприще, молодые люди прикладывают все свои силы к порочным и бесполезным занятиям. Добро и справедливость подвергаются насмешкам, а всевозможные пороки молчаливо одобряются обществом.

Лермонтов действительно очень рано разгадал главный порок своего поколения. Вместе с врожденной склонностью к уединению это привело к тому, что он все больше отдалялся от людей. Его начали считать злобным и нелюдимым человеком. В конце концов, именно это привело к трагической гибели поэта на дуэли.