Мне понравилась картина потому что она. «Сочинение по картине А.Саврасова "Грачи прилетели"

Передо мной картина И.Бродского «Летний сад осенью». Автор изобразил на ней красоту летнего сада в осеннюю пору.

На картине мы видим широкую просторную аллею. Вся земля усыпана золотисто-оранжевыми листьями. Деревья стоят обнажённые, но кое-где на тонких и голых ветках ещё сохранились золотистые листочки. Кажется, что вот-вот они оторвутся и упадут на дорожку.

В стороне стоит маленькая светлая беседка, в которой можно укрыться от ненастья. Беседка расположена на возвышении, поэтому, чтобы в неё зайти, надо подняться по лестнице. Окна имеют форму арок. Перила украшены красивым орнаментом.

Картина «Летний сад осенью» - это не безлюдный пейзаж. По аллее гуляют прохожие. Некоторые из них сидят на скамейках и наслаждаются последними тёплыми деньками, любуются природой.

Художник изобразил облачное небо с просветами. Облачка будто предвещают, что скоро начнутся неспокойные дни. Краски, использованные И.Бродским, удивительно нежные, с бледным оттенком.

Левитан начал писать картину «Березовая роща» в Подмосковье (в Баб­кине, близ Нового Иерусалима) летом 1885 года и закончил в Плесе на Волге в 1889 году. В Бабкине он жил и работал в окружении семьи А.П. Чехова. Дружба с писателем, совместные веселые прогулки, дивная природа тех мест - все это надолго сохранилось в памяти молодого впечатлительного художника и настолько прочно запомнилось, что он смог после длительно­го перерыва завершить картину «Березовая роща».

Примеры сочинений по картине Левитана "Берёзовая роща" 4 класс

На картине Левитана "Берёзовая роща" изображены берёзы. Они блестят на солнце своей неповторимой чистотой и радостью. Глядя на них я сразу переношусь в прекрасную сказку. Лучики солнца проникают в каждый тёмный уголок леса. На картине изображены не только берёзки, но и разные полевые травы и цветы. Картина очень светлая и радостная.

Мне эта картина понравилась, она светлая и радостная. Сразу хочется на природу, погулять по лесу.

На картине Левитана "Берёзовая роща" изображена роща, но не простая, а сказочная. Белые стройные стволы берёз стоят на поляне, ветерок дует свежестью и нежно качает ветки. Но на картине не только берёзы. На переднем плане много полевых цветов. Глядя на картину возникает желание отправиться в поход, любоваться русской природой, слушать лесных птиц.

Картина очень светлая и радостная. Мне она очень понравилась, потому что я очень люблю смотреть на берёзы.

На картине Левитана "Берёзовая роща" изображены белые берёзы. Они поражают своей русской простотой, хотя и блестят на солнце. Травинки качаются из стороны в сторону, зашевелились и заигрались с ветром полевые цветы. Эта картина очень яркая и светлая, блестят чистотой и радостью лучики солнца. Но на картине есть места, куда солнышко не смогло заглянуть. И это вызывает у меня какую-то таинственность и загадку. Мне эта картина понравилась, она напоминает мне прекрасную добрую сказку.

На картине Левитана "Берёзовая роща" изображены берёзы. Кажется, что это обычные берёзы, но на самом деле это прекрасные русские деревья, на них можно смотреть очень долго и удивляться их красоте. Глядя на эту картину, можно почувствовать, что ты попал в прекрасную сказку. Эта картина очень светлая. Замечательные берёзки блестят чистотой и радостью. Из-за лёгкого ветерка травинки качаются из стороны в сторону. Так хочется побывать в этой роще, насладиться русской красотой природы.

Мне очень понравилась эта картина. Ведь, глядя на неё, чувствуешь необъяснимую радость.

На картине Левитана изображена берёзовая роща. Она очень светлая, радостная и свежая. Берёзки, словно девицы-красавицы: ствол -это сарафан, а зелёные ветви - косынки. Девицы -берёзки гуляют по лесу, водят хороводы, поют песни. Погуляют на солнышке и в тень прячутся - тучка нашла, ветерок задул. Травка зашумела, цветочки наклонили свои головки, на берёзках косынки развязались. Смотришь на картину и радуешься её красоте.

Мне эта картина понравилась. она показывает мою родину Россию во всей её красе.

На картине Левитана изображены русские берёзки. Они так и блестят своей чистотой и радостью. Глядя на них, хочется улыбнуться. Берёзы-это символ России. Это моя Родина.

На переднем плане картины тонкие травинки и разноцветные полевые цветы. Они греются под лучами солнышка, как в прекрасной сказке.

Мне эта картина очень понравилась, она удивляет своей простотой. Здесь всё в ярких красках, всё радуется.

Сочинение по картине Левитана "Берёзовая роща" 4 класс

На картине Левитана изображены берёзы, которые поражают своей русской простотой. Кажется, что здесь всё из сказки. Лучики солнца осветили каждый ствол, согрели каждую травинку. В этой роще не осталось ни одного тёмного уголка. Берёзы блестят на солнце и радуют глаз.

Мне эта картина очень понравилась, потому что она светлая, яркая и красочная.

На картине Левитана изображена русская сказка. Солнышко осветило всё, даже самые тёмные уголки леса. Берёзки тянутся к свету. Травинки качаются из стороны в сторону. Прислушаешься и услышишь песню жаворонка.

Так хочется попасть в эту рощу, полежать на зелёной траве, посмотреть на чистое голубое небо.

Мне эта картина понравилась. Она светлая и добрая.

На картине Левитана изображены русские берёзки. Они блестят чистотой и радостью. Возле белых стволов шевелятся, словно играют друг с другом, полевые цветочки. Берёзки хоть и обыкновенные деревья, но в них таится прекрасная сказка. Если прислушаться, то можно услышать пение птиц. Солнечные лучи согревают каждую травинку, цветочек, листик.

Примечание: Уважаемые ученики, сочинения по картине И.И. Левитана "Березовая Роща" для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и попробуйте самостоятельно написать сочинение по картине к уроку литературного чтения.

Среди множества картин в музее лишь какая-то одна вдруг завораживает нас. Почему именно она? Что происходит с нами, когда мы застываем перед ней, забыв обо всем? Версия психоаналитика Андрея Россохина.

Экскурсоводы и искусствоведы обычно рассказывают нам о мастерстве живописца, о его художественных приемах, о вдохновлявших его идеях, подробностях эпохи и биографии, объясняя, какую мысль и какими средствами он хотел донести до нас. Все это по-своему интересно и важно, однако по большому счету нисколько не приближает к пониманию того, что именно происходит между нами и поразившей нас картиной и в чем на самом деле состоит наш с ней диалог.

Приоткрыть занавес

Явное содержание картины, ее сюжет – это своего рода ловушка. Можно провести параллель между картиной и сновидением. У сна тоже есть сюжет, но для выяснения того, что беспокоит человека, его глубинных проблем анализ этого сюжета ничего не даст. Психоаналитик же понимает, что сюжет сна подобен театральному занавесу, скрывающему суть – пространство сцены. Сколько ни рассуждай о том, что на нем нарисовано, занавес не откроется. А вот когда пациент начинает спонтанно, не размышляя, проговаривать свои ассоциации, чувства, возникающие в связи со сном, тогда-то и приоткрывается тот бессознательный театр, что находится за занавесом. Точно так же и с картинами. Художник в моменты творчества стремится разбудить в себе глубинный голос бессознательного. Он знает, что осознание убьет этот голос. И чем более глубокий бессознательный пласт он сумеет передать на холсте, тем сильнее будет захватывать его картина.

Доверять восприятию

Но с другой стороны, восприятие картины – это глубоко личностный акт. Либо в тебе что-то резонирует с этой картиной, либо нет. Поэтому так нелепы разговоры о том, что такая-то великая картина не может не потрясти. В Лувре всегда можно видеть толпу вокруг «Моны Лизы»: к ней не протолкнешься, со всех сторон вспышки фотокамер, все возбуждены, и каждому, похоже, кажется, что сейчас в его душе свершается что-то невероятное. Это пример ложного восприятия. Многие думают, что они нечто испытывают. Потому что это правильно, так положено. А поставив «галочку», уходят, довольные собой. На самом деле, подходя даже к самой прекрасной картине, мы никогда не можем быть уверены в том, что именно сейчас почувствуем. Чувства не дано запрограммировать. Картина может оказаться «не нашей», а сознательно вызвать в себе эмоции просто невозможно.

Войти в резонанс

Истинное же восприятие картины – это серьезная внутренняя работа, но не ума, а нашего бессознательного. Это происходит лишь тогда, когда мы, подобно творящему картину художнику, перестаем рефлексировать, рационализировать и отпускаем себя, свои чувства, фантазии. Бродим по залам, останавливаемся у одних полотен, по другим лишь скользим взглядом. Чем меньше ожиданий, тем лучше. И в какой-то момент, возможно, мы чувствуем мгновенный резонанс с одной из картин. Не понимая, что именно привело к нему. Сюжет картины не поможет нам это понять. Но в этот момент мы ощущаем что-то новое – волнение, возбуждение или какие-то другие эмоции. Возможно, нам даже захочется убежать от картины, потому что она будоражит в нас темные стороны или пробуждает болезненные переживания. Или, наоборот, открывает лучшие стороны в нас, и нам захочется продлить это ощущение. А можем и не почувствовать ничего особенного – просто захочется стоять и смотреть на нее. Возможно, на другой день мы увидим какой-то сон или с нами произойдет нечто, что нам не придет в голову связать с этой картиной (но что открылось бы, если бы человек проходил психоанализ). Ее воздействие может быть глубоким и длительным, даже предельно длительным. Но мы, скорее всего, не узнаем об этом, потому что не сумеем связать причину и следствие.

Почувствовать себя живым

Почему тогда для нас это так важно? Зачем мы раз за разом идем в музеи, галереи, на выставки? Снова и снова возвращаемся к «своим» картинам? Каждому из нас хочется быть более живым, более эмоциональным, открытым и творческим человеком. Но это и страшит нас, и мы закрываемся, пытаясь все взять под контроль, жить более механистично. Художники же, наоборот, всю жизнь пытаются внутри себя каким-то образом запустить этот живой, творческий процесс и передать его на холсте. И для нас картины становятся окнами в этот другой мир, мир бессознательного. Этот мир чуть-чуть приоткрывается нам и в наших сновидениях, и в наших фантазиях наяву. Но, не доверяя себе, мы боимся туда заглядывать. А картина – это окно, которое уже открыто. Дорога, которая уже была проложена. За этим «занавесом» точно есть мир! И мы чувствуем потребность приобщиться к этой тайне. Нам нужно знать, что есть другой мир, кроме нашего трехмерного. Это напоминание о том, что у нас есть бесконечная душа, бесконечное сознание, глубинные эмоции, которые придают совершенно иной смысл нашей жизни. И наш диалог с художником становится диалогом двух творцов.

Экскурсоводы и искусствоведы обычно рассказывают нам о мастерстве живописца, о его художественных приемах, о вдохновлявших его идеях, подробностях эпохи и биографии, объясняя, какую мысль и какими средствами он хотел донести до нас. Все это по-своему интересно и важно, однако по большому счету нисколько не приближает к пониманию того, что именно происходит между нами и поразившей нас картиной и в чем на самом деле состоит наш с ней диалог.

Приоткрыть занавес

Явное содержание картины, ее сюжет – это своего рода ловушка. Можно провести параллель между картиной и сновидением. У сна тоже есть сюжет, но для выяснения того, что беспокоит человека, его глубинных проблем анализ этого сюжета ничего не даст. Психоаналитик же понимает, что сюжет сна подобен театральному занавесу, скрывающему суть – пространство сцены. Сколько ни рассуждай о том, что на нем нарисовано, занавес не откроется. А вот когда пациент начинает спонтанно, не размышляя, проговаривать свои ассоциации, чувства, возникающие в связи со сном, тогда-то и приоткрывается тот бессознательный театр, что находится за занавесом. Точно так же и с картинами. Художник в моменты творчества стремится разбудить в себе глубинный голос бессознательного. Он знает, что осознание убьет этот голос. И чем более глубокий бессознательный пласт он сумеет передать на холсте, тем сильнее будет захватывать его картина.

Доверять восприятию

Но с другой стороны, восприятие картины – это глубоко личностный акт. Либо в тебе что-то резонирует с этой картиной, либо нет. Поэтому так нелепы разговоры о том, что такая-то великая картина не может не потрясти. В Лувре всегда можно видеть толпу вокруг «Моны Лизы»: к ней не протолкнешься, со всех сторон вспышки фотокамер, все возбуждены, и каждому, похоже, кажется, что сейчас в его душе свершается что-то невероятное. Это пример ложного восприятия. Многие думают, что они нечто испытывают. Потому что это правильно, так положено. А поставив «галочку», уходят, довольные собой. На самом деле, подходя даже к самой прекрасной картине, мы никогда не можем быть уверены в том, что именно сейчас почувствуем. Чувства не дано запрограммировать. Картина может оказаться «не нашей», а сознательно вызвать в себе эмоции просто невозможно.

Войти в резонанс

Истинное же восприятие картины – это серьезная внутренняя работа, но не ума, а нашего бессознательного. Это происходит лишь тогда, когда мы, подобно творящему картину художнику, перестаем рефлексировать, рационализировать и отпускаем себя, свои чувства, фантазии. Бродим по залам, останавливаемся у одних полотен, по другим лишь скользим взглядом. Чем меньше ожиданий, тем лучше. И в какой-то момент, возможно, мы чувствуем мгновенный резонанс с одной из картин. Не понимая, что именно привело к нему. Сюжет картины не поможет нам это понять. Но в этот момент мы ощущаем что-то новое – волнение, возбуждение или какие-то другие эмоции. Возможно, нам даже захочется убежать от картины, потому что она будоражит в нас темные стороны или пробуждает болезненные переживания. Или, наоборот, открывает лучшие стороны в нас, и нам захочется продлить это ощущение. А можем и не почувствовать ничего особенного – просто захочется стоять и смотреть на нее. Возможно, на другой день мы увидим какой-то сон или с нами произойдет нечто, что нам не придет в голову связать с этой картиной (но что открылось бы, если бы человек проходил психоанализ). Ее воздействие может быть глубоким и длительным, даже предельно длительным. Но мы, скорее всего, не узнаем об этом, потому что не сумеем связать причину и следствие.

Почувствовать себя живым

Почему тогда для нас это так важно? Зачем мы раз за разом идем в музеи, галереи, на выставки? Снова и снова возвращаемся к «своим» картинам? Каждому из нас хочется быть более живым, более эмоциональным, открытым и творческим человеком. Но это и страшит нас, и мы закрываемся, пытаясь все взять под контроль, жить более механистично. Художники же, наоборот, всю жизнь пытаются внутри себя каким-то образом запустить этот живой, творческий процесс и передать его на холсте. И для нас картины становятся окнами в этот другой мир, мир бессознательного. Этот мир чуть-чуть приоткрывается нам и в наших сновидениях, и в наших фантазиях наяву. Но, не доверяя себе, мы боимся туда заглядывать. А картина – это окно, которое уже открыто. Дорога, которая уже была проложена. За этим «занавесом» точно есть мир! И мы чувствуем потребность приобщиться к этой тайне. Нам нужно знать, что есть другой мир, кроме нашего трехмерного. Это напоминание о том, что у нас есть бесконечная душа, бесконечное сознание, глубинные эмоции, которые придают совершенно иной смысл нашей жизни. И наш диалог с художником становится диалогом двух творцов.

Коллективное бессознательное – вот источник вдохновения художника (в широком смысле – творца), утверждал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии. «Искусство, – писал он, – прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием»*. Главной чертой личности художника Юнг считал «двойственность», «синтез парадоксальных свойств»: в нем борются две силы – «обычный человек с его потребностями в счастье, удовлетворенности и жизненной обеспеченности» и «беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания». Вот почему личная судьба художника нередко складывается неудачно или даже трагично. Великое произведение искусства Юнг уподоблял сновидению, не имеющему однозначного толкования: сновидение «выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».

Искусство как инстинкт

* К. Г. Юнг «Психология и поэтическое творчество» (перевод С. Аверинцева) в сборнике «Самосознание европейской культуры ХХ века» (Политиздат, 1991).

Мы были в Третьяковской галерее.Мы входили по парадной лестнице. Потом мы увидели много картин. Мне больше всего понравилась картина А.Иванова «Явление Христа народу». Эта картина очень большая. Она держалась на кронштейнах. Иванов рисовал её 20 лет. Ещё мне понравилась картина В. Васнецова «Богатыри». Нам рассказали, что картины трескаются из-за перепада температуры воздуха. Но есть специальные аппараты,которые измеряют температуру воздуха.

Влад

Мы были в Третьяковской галерее. Там очень много картин. Мне больше всего понравилась картина В. Васнецова «Алёнушка» и картина И.Шишкина«Утро в сосновом лесу». Ещёмне понравилась картина «Всадница», её написал Брюллов. Понравились мне эти картины потому, что они были очень красивые. Писали эти картинымасляными красками. Чтобы они сохранились, их надо держать в тепле. Когда экскурсия закончилась, мы пошли в лавку. Там было много чего. Когда мы всё купили, мы поехали в школу.

Ива

Я была в Третьяковской галерее. Мы поднимались по парадной лестнице. Третьяков приглашал гостейк себе в дом посмотреть его картины. Когда гости приходили, он стоял на этой лестнице и приглашал гостей вкомнаты с картинами.Там была огромная картина. Художник Иванов В. рисовал её 20 лет. Картина называется«Явление Христа народу». Эта картинам была не сразу нарисована, сначала рисовали по кусочку, а потом всё соединили, и получилась картина. Ещё мне понравилась картина с медведями. Её написалИ. Шишкин. Мне понравилосьв Третьяковской галерее.

Ида

Мы были в Третьяковской галерее. Мне больше всего понравилась картина «Всадница» К. Брюллова. На этой картине были изображены девочки. Одна девочкастоит на балкончике,ей 5-6 лет, а другаясидит на лошади, ей17-18 лет. Эта картина мне понравилась тем, что лошадь была нарисована в движении. Ещё мне понравилась картина И. Крамского «Неизвестная». На ней была изображена дама, довольно, богато одетая. И по её взгляду невозможно было понять, почему она такая грустная. Мне очень понравилось в Третьяковской галерее.

Катя

Я со своим классам был в Третьяковской галерее. Она называется Третьяковской, потому что все картины там собрал купец Третьяков.Это было его хобби - собирать картины. Он их развешивал по всему дому.Третьяков отдал свои картины и сам дом в дар Москве. Позже из дома сделали музей. Все картины были красивые, но больше всего мне понравилась картина Иванова А. «Явление Христа народу». Она была огромной! Иванов нарисовал 600эскизов! Он писал её 20 лет!На ней было изображено крещение людей.

Кирилл

Наш класс был в Третьяковской галерее. Мне больше всего понравилась картина «Богатыри». Её написал В. Васнецов. Ещё мне понравилась картина «Явление Христа народу». Она мне понравилась потому, что она красивая. Её художникИванов писал целых 20 лет по эскизам.

Лёша

Мы ездили в Третьяковскую галерею.Мне оченьпонравился портретграфини Лопухиной. Графиня была изображена очень красиво. Краски были светлые, нежные.Ещё мне понравилась картина А. Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Она как будто вся светилась!Я занимаюсь рисованием-акварельюв школеСергеяАндрияки, и когдаяэто сказала, то мне сказали, чтоможет быть, здесь появятся и моикартины.

Лиза

Мы были в Третьяковской галерее. Мне больше всего понравились две картины. Первая картина называлась « Утро в сосновом лесу». Эту картину рисовали два художника: лес рисовал художникИ. Шишкин, а медвежат - Савицкий. А вторая картина называлась«Всадница», эту картину написал К. Брюллов. На картине были изображены две девочки. Маленькой было пять- шесть лет, а большой пятнадцать- шестнадцать лет. И нам рассказывали историю этих девочек. Эти девочки жили в Италии, они осиротели, и их приютила русская графиня. Мне очень понравилась Третьяковская галерея!

Марианна

Мы ездили в Третьяковскую галерею. Там было много разных картин. Но мне понравились 4 картины: картина Васнецова В. «Богатыри»,картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», картинаИванова А. «Явление Христа народу», картину Куинджи А. « Лунная ночь на Днепре». Мне понравилась картина Куинджи А. потому,что на ней луна светила, как слабая лампа. Я увидел одну картину, на которой была нарисована гора черепов, но мы к ней не пошли.

Миша К.

Мы ездили в Третьяковскую галерею. Там мы смотрели много картин. Мне больше всего понравилась картина Васнецова В.«Богатыри». На этой картине было изображено три богатыря. Ещё там была большая картина. Она называется «Явление Христа народу» И. Иванова. Художник её рисовал целых 20 лет. На ней было изображено,как людей крестил Иоанн Креститель. Анавстречу ему идёт Иисус Христос. Он говорит Иоанну: «Окрести меня».Иоанн отвечает: «Это ты должен меня крестить!». Мне ещё раз хочется туда поехать.

Миша Р.

Мы были в Третьяковской галерее. Мне больше всего понравилась картина «Богатыри». Её написал В. Васнецов.Ещё я видел огромную картину, она называлась«Явления Христа народу». Её написал Иванов. Она крепилась на кронштейнах. Эту картину рисовали 20 лет! Для этой картины понадобилось 600 эскизов! Меня больше всего поразила картина А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Он смешивал краски так, что они светятся на картине. На всех картинах есть таблички, на них написано имя автора и название картины. Картины могут портиться от времени. Их нельзя держать на сквозняке, а то они потрескаются.

Савва

Мы ходили в Третьяковскую галерею. Она так называется потому, чтокупец Третьяков коллекционировал картины в своём доме, а потомподарил их городу Москве.Мне больше всего понравиласькартина А.Куинджи«Лунная ночь на Днепре».Фон на картине очень тёмный, а луна как будто бысветится. Ещё мне понравилась картина И. Иванова « Явление Христа народу». Её Иванов писал 20 лет и сделал 600эскизов. Мне очень понравилось в галерее.