Мир велик и прекрасен.

Тема: Буква Р. Росомаха, рысь.

Цели занятия : расширить знания детей о многообразии животных на букву Р, познакомить с биологическими особенностями и значением в природе росомахи и рыси; развивать у детей логическое мышление, память, речь; способствовать развитию познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Ход занятия.

    Орг. момент: знакомство с темой и целью занятия.

    Новая тема.

1. Вспомните животных и растения, названия которых начинаются на букву Р .. Запишите их названия в карточки №1. (Работа с карточкой №1 «Обитатели Земли на букву Р.»).

Карточкой №1. «Обитатели Земли на букву Р».

Насекомое –

Птица -

Млекопитающее –

Дерево –

Овощ –

Цветок –

Явления в природе –

    Знакомство с рысью.

Подробный рассказ о рыси: внешний вид, биологические особенности, питание и охота, размножение, значение в природе.

Сегодня мы с вами подробно познакомимся с двумя хищными животными нашей сибирской тайги, название которых начинается на букву Р.

Первое животное: Если есть у кисочки на ушах две кисточки.

Эту киску берегись! Потому что это……. Кто?

РЫСЬ.

Дикая лесная кошка, гуляющая сама по себе – типичный хищник таежных лесов. Предпочитает глухие и сильно захламленные участки. Однако не узнать в лесу рысь невозможно. Ребята, а вам знакомо это животное? Давайте при помощи сенквейна попробуем мысленно нарисовать образ лесной кошки - рыси.

СИНКВЕЙН:

1-я строка – название синквейна. РЫСЬ.

2-я строка – два прилагательных. СКРЫТНАЯ, ПЯТНИСТАЯ.

3-я строка – три глагола. ОХОТИТСЯ, ПРЕСЛЕДУЕТ, ПРЯЧЕТСЯ.

4-я строка – фраза на тему синквейна. У РЫСИ ТОНКИЙ СЛУХ И ЧУТКИЕ УШИ.

5-я строка – существительное. КИСТОЧКИ.

(На доску записываются ответы детей, и затем вывешивается иллюстрация рыси обыкновенной).

Ловкий и сильный зверь с плотным и коротким туловищем на высоких ногах, с широкими мохнатыми лапами и коротким, будто обрубленным хвостом не любит попадаться на глаза человеку. Её визитная карточка необыкновенно выразительная расписная мордочка с «баками» по бокам и длинными темными кисточками на кончиках ушей. Кисточки на ушах – вовсе не украшение, а своего рода антенны, воспринимающие звуковые колебания и передающие их далее в органы слуха. Тонкий слух и чуткие уши – залог удачной охоты лесной кошки. Зимний мех рыси очень густой и мягкий, летний – реже, короче и грубее. У рыси чрезвычайно велика индивидуальная изменчивость окраски – от пепельно-голубой до темно-серой в наших лесах с более и менее выраженной пятнистостью на спине, боках и ногах. Пятнистость делает рысь незаметной днем среди падающих на землю солнечных бликов от освещенных крон деревьев и скрывает в сумерках и на заре, облегчая нападение на добычу. Действительно ли рысь относится к многочисленному семейству кошек, чем она схожа и чем отличается от домашней кошки, мы выясним с вами, сравнив отпечатки их следов. (На доску вывешивается иллюстрация кошки домашней).

Практическая работа №28: «След рыси».

Оборудование: карточки №2 с отпечатками следов рыси обыкновенной, кошки домашней в естественную величину; линейка; ручка.

Ход работы.

    1. Рассмотрите след рыси в естественную величину и след домашней кошки.

      Сравните их. Чем схожи следы и есть ли отличия.

      Измерьте длину и ширину отпечатка следа рыси и кошки линейкой.

      Сделайте вывод.

ВЫВОД:

1. У рыси, как и у большинства кошачьих, форма отпечатка округлая, когти втяжные, поэтому на отпечатках обычно не пропечатываются.

2. У рыси отпечатывается «меховая лыжа» на широкой лапе. Густой волосяной покров «одевает» ступни рыси зимой. Пальцы и мозолистое утолщение, расположенное у их основания, не дают таких четких отпечатков как у домашней кошки.

3. Размер отпечатка следа рыси примерно 10х10см., у домашней кошки – 3,5х 3,5см. Отпечаток следа рыси намного больше, чем у домашней кошки. Да и сама рысь не маленькая: длина тела 80-109см., хвоста – 20-31см., вышина у загривка до 75см, масса – 14-30кг, шаг около 40см.

Охотится обычно на земле, преимущественно в сумерках и ночью. На деревья забирается лишь в случае опасности. Основной способ охоты состоит в затаивании и осторожном подкрадывании к жертве, на которую рысь бросается большими прыжками. (На доску вывешивается иллюстрация рыси обыкновенной на охоте).

С деревьев на свою добычу рысь прыгает в очень редких случаях, хотя многие думают, что она охотится именно так. Добычу свою она разыскивает (рыщет по лесу – отсюда название), а, отыскав, способна подолгу преследовать. У рыси большой охотничий участок, поэтому повсюду она встречается редко. Питается преимущественно зайцами-беляками, а также другими животными – начиная от полевок до молодых лосей. Несмотря на довольно крупные размеры, лесная кошка ест мало. В зоопарке суточная норма для рыси не превышает 1,5кг. мяса. Изучение зимних следов показали, что ей удается поймать в среднем одного зайца в четыре дня. На человека рысь нападает исключительно редко и только в случае необходимой самообороны. А врагов у красивой кошки немало: волки преследуют ее как добычу, росомахи отбирают добычу. Самый главный враг – человек. Рысье мясо нежное и вкусное, похоже на телятину. В Древней Руси его подавали на стол во время боярских и княжеских пиршеств как деликатес. Рысь обладает пышным, прочным и красивым мехом, который высоко ценится. Истребляли рысь и потому что долгое время считали ее опасным зверем. Когда же люди поняли свою ошибку, оказалось, что исправить ее почти невозможно: во многих странах рысь уже полностью исчезла, в других очень редко встречается. Нам же можно порадоваться, что в нашей сибирской тайге до сих пор можно встретить немного сердитую и свободолюбивую лесную кошку – рысь. И пусть она всегда живет рядом с нами. Как хищник – санитар, рысь играет огромную роль в жизни лесного сообщества.

Рождаются у рыси 2 – 3 детеныша в глубоко скрытом логовище – расширенной барсучьей или лисьей норе, между удобными корнями дерева.

3. Знакомство с росомахой.

Подробный рассказ о росомахе: внешний вид, биологические особенности, питание и охота, размножение, значение в природе.

Второй хищник нашей тайги, название которого начинается на букву Р. (На доску вывешивается иллюстрация росомахи). Кто знает, как называется это животное? На кого оно похоже? Да, животное похоже на маленького медвежонка. Но к медведю, оно не имеет не какого отношения. Его родственники – куница, соболь, норка, ласка. Называется животное – росомаха.

РОСОМАХА.

Одно из самых неуклюжих созданий семейства куньи, скрытный и осторожный зверь – росомаха. Обитает в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америки, но нигде не встречается в большом количестве. Давайте посмотрим на иллюстрацию и познакомимся с её внешним видом. Попробуйте описать внешний вид животного по картинке. (Выслушиваем ответы детей). Туловище мощное и короткое; хвост короткий покрыт густой шерстью; спина дугообразно изогнута кверху; большая голова, морда удлиненная, но тупая на конце; ноги короткие и сильные, большие ступни с пятью пальцами вооружены острыми крючковатыми, короткими когтями. Зубная система сильная. Росомаха имеет в длину от 95см. до 105см, из которых 12-15см. приходятся на хвост; высота в плечах от 40 до 45см. Волосы на морде короткие и тонкие; на ногах грубые и блестящие; на туловище – длинные и косматые; на бедрах, боковых полосах и хвосте – жесткие и весьма длинные. Темя и затылок черно-бурого цвета с примесью серых волос; спина, нижняя часть и ноги чисто-черного цвета; между глазами и ушами светло-серое пятно; с каждой стороны вдоль всего туловища, начиная с лопатки, проходит светло-серая полоса.

Подобно всем куньим, это животное скорее ночное, чем дневное. Из пяти чувств больше всего развито обоняние, однако достаточно остроты зрения и слух. Росомаха двигается большими прыжками, как бы прихрамывая и даже кувыркаясь. Несмотря на все эти неуклюжие движения, она при необходимости передвигается настолько быстро, что легко может настигнуть мелких млекопитающих, а при продолжительном преследовании у неё хватает выносливости не отставать от утомленных больших животных. Невзирая на свою неловкость, она умеет взбираться на деревья, где, плотно прижавшись, лежит настороженно, выжидая, пока под деревом пройдет её добыча. Ловко использует в своих интересах и охотничьи успехи других хищников тайги. Росомаха часто ходит по следу волка, лисицы, рыси. Если рысь что-нибудь задавит, росомаха отбирает. Рысь боится росомахи, как увидит, убежит и добычу бросит. Она ловко похищает приманку и добычу из ловушек и капканов охотников. Бывают случаи, когда росомаха уничтожает даже продовольственные запасы самих охотников, забираясь в их отсутствие в избушки. Так как зверь не разборчив в пище, она не когда не испытывает голода. Летом росомаха ловит мелких грызунов, разоряет гнёзда птиц, осенью ест ягоды и кедровые орехи; зимой охотится главным образом за крупной добычей – раненными, ослабевшими, изголодавшими копытными животными. Мелкое животное съедает сразу с кожей и шерстью, большое животное весьма тщательно зарывает и ест в несколько приемов.

В зимнее время росомаха ведет бродячую жизнь, обследуя участок площадью 1000кв.км. Переходы её очень велики - 25-45км. за сутки. Наблюдения с самолёта за росомахой, движущейся по тундре, показали, что переходы могут достигать 75 и более. Глубокий снег совсем не мешает этому хищнику. При глубоком снеге и, особенно при насте, когда движение копытных сильно затруднены, росомаха справляется даже с огромным лосем и северным оленем. И это благодаря ступням зверя. Давайте выясним с вами

Практическая работа №29: «След росомахи».

Оборудование: карточка №3 с отпечатками следа росомахи, карточка №4 с отпечатками следа волка, карточка №5 с отпечатками следа лисицы в естественную величину; карточка №6 с размерами тела и весом росомахи, волка, лисицы; линейка; ручка.

КАРТОЧКА №6.

Росомаха: длина тела - 90см., хвост - 15см.; высота в холке – 45см.; вес – 30кг.

Волк: длина тела -120см., хвост - 45см.; высота в холке – 85см.; вес – 50кг.

Лисица : длина тела – 90см., хвост - 50см.; высота в холке – 35см.; вес – 8кг.

1. Сделайте промеры отпечатков лапы росомахи – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

2. Сделайте промеры отпечатков лапы волка, лисицы – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

3. Сделайте промеры отпечатков лапы лисицы – длина лапы, ширина отпечатка, длина когтей средних пальцев, длина среднего пальца без когтя, ширина среднего пальца, длина пястного мякиша. Запишите полученные результаты.

4. Сделайте вывод о размерах ступни росомахи, учитывая данные размеров тела и вес животных.

ВЫВОД: Отпечатки лап у росомахи пятипалые, широкие и когтистые. Размер отпечатка лапы росомахи – 14,5см. длиной и 11,8 шириной. Волк по своим размерам крупнее росомахи, весит больше её почти вдвое. По размерам отпечаток его лапы равен 12,5см. на 8,5см. Но лапа крупного матерого волка немного меньше, чем у росомахи. Лисица весит меньше росомахи, но по своим размерам они почти равны. Отпечаток её лапы – 7см. длиной и 5,5 шириной. Лапа росомахи в два раза длиннее и шире лапы лисицы. Можно сделать вывод, что ступни росомахи непомерно велики по сравнению с ростом и весом, она легко скачет, опираясь на свои широкие лыжи.

Для своих детенышей росомаха устраивает мягкое и теплое логовище в дуплистом дереве, или в глубокой норе в самой непроходимой чаще, овраге между гор, в ущелье. Разыскать такое логовище очень трудно. Если удается добыть детенышей росомахи еще маленькими, то приручить их можно без труда. Как хищник – санитар, росомаха также играет огромную роль в жизни лесного сообщества.

4. Игровой момент.

А. РАБОТА С КАРТОЧКОЙ №7.

Здесь спряталось 5 животных на букву Р.

Закрасьте карандашами разного цвета:

Рябчик, рак, руконожка, рысь, росомаха.

Б. КОНКУРС «ПЕЙЗАЖ».

Возьмём в руки карандаш, нарисуем мы пейзаж.

Отвечая на загадки, поместим в него отгадки.

1. Через реку – прыг да скок – перекинулся мосток. Подружила берега - семицветная дуга. (Радуга).

2.Из земли пробился, как сердечко бьется. Ты в жару напился и другой напьется. (Родник).

3.Из родничка журчит и вдаль бежит. (Ручей).

4.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река).

5.В воде озорница играет, резвится. Блестит чешуей: поплыли со мной. (Рыба).

III . Подводим итоги занятия.

Закончилось наше с вами занятие, на котором мы познакомились с двумя хищниками нашей сибирской тайги. Ответьте мне на вопросы.

1. Понравилось ли вам занятие?

2. Узнали ли вы сегодня что-то новое?

В копилку ваших знаний положите карточки, которые мы использовали на сегодняшнем занятие.

Список литературы.

1. Анашкина Е.Н. «Тропой натуралиста». - Ярославль: Академия развития, 2006.

2. Формозов А.Н. «Спутник следопыта». – М.: Изд-во МГУ, 1989.

3. Чухно Т.М. «Животные и растения». Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2006.

«Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.

«Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).

«Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.

«Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

«Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.

«Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.

Всего в теме 25 презентаций

Вода на Земле.
Цель: познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения; развивать любовь к природе.
Ход занятия: - Посмотрите на экран (слайд 1). Что случилось с цветком? Почему это произошло?
1. отгадайте загадку.
Без чего не может мама Чтоб росли колосья хлеба,
Ни готовить, ни стирать, Чтобы плыли корабли,
Без чего, мы скажем прямо, Чтоб варились кисели,
Человеку умирать? Чтобы не было беды -
Чтобы лился дождик с неба, Жить нельзя нам без….. (воды)
- О чем будем сегодня говорить?
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
Сегодня мы совершим путешествие по стране Царицы-водицы.
Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.
- А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как это бы выглядело
- Что изменилось? (изменился цвет – нет голубого и зеленого)
- Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?
- Ничто на Земле не может жить без воды!
- Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах).
- Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду)
- Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70% состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? (слюна, кровь, слёзы)
- В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость.
- Откуда мы с вами можем получить воду?
- Из пищи: из овощей, фруктов и другой еды, из напитков
2. первая остановка «Угадай-ка»
Назовите источники воды, разгадав загадки.
Из земли пробился,
Как сердечко, бьется.
Ты в жару напился,
И другой напьется. (родник)
Дом узнаешь без труда:
В четырех стенах вода.
И журавль у входа
Раздает всем воду. (колодец)
Все на свете отражает..Напоит и освежит.
И все время убегает, да никак не убежит. (река)
На дворе горой,
А в избе водой. (снег)
Вечером родится,
Ночь живет,
А утром умирает. (роса)
Разгадайте ребусы.
3. вторая остановка «подумай»
Однажды поспорили Знайка с Незнайкой.
Знайка: большая часть поверхности Земли покрыта морями, реками, озерами и океанами.
Незнайка: а вот и нет. В нашем Солнечном городе воды меньше, чем суши. Много воды бывает только после дождя. Значит и на Земле воды больше бывает только после дождя, а в пустыне ее вовсе нет.
Знайка: вода содержится в почве и в воздухе. Высоко в горах, на полюсах она предстает перед нами в виде снега и льда.
Незнайка: в почве и в воздухе воды совсем нет. Иначе мы бы всю жизнь ходили в резиновых сапогах по грязи. А в воздухе воды и подавно быть не может, потому что в противном случае мы бы дышали жидким воздухом, а жидкого воздуха не бывает.
Знайка: вода обладает текучестью, бесцветна и не имеет запаха и вкуса. Вода – хороший растворитель для многих веществ.
Незнайка: растворитель продается только в магазинах и он очень опасен для человека, поэтому вода не может быть растворителем.
Знайка: при нагревании вода расширяется, а при охлаждении – сжимается. Однако замерзая, она расширяется и превращается в лед. При нагревании до 100 градусов вода превращается в пар.
Незнайка: при температуре в 100 градусов вода кипит, а не превращается в пар. Если бы она превратилась в пар, то произошел бы взрыв: бац! И вместо воды сразу много пара! А раз вода не взрывается, то все это про пар - враки!
- Определите, кто из них прав и почему?
- У каждого из вас есть стаканчик с водой
1) Рассмотри воду в стакане.
Какого она цвета?
Можно ли через нее увидеть предметы?
Вывод: вода бесцветная и прозрачная
2) Понюхай:

Есть ли у неё запах?
Вывод: вода не имеет запаха
3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?
Имеет ли она вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса
Итак, какими свойствами обладает вода? (вода обладает прозрачностью и текучестью, цвета,формы и вкуса не имеет)
Знайка утверждал, что вода является хорошим растворителем для некоторых веществ. Какие же вещества могут растворятся в воде? Давайте проверим. (делаются опыты)
Соедините стрелочкой воду и то вещество, для которого она является хорошим растворителем.
вода
соль
сахар
масло
песок

Итог: что интересного узнали?

МБОУ Манычская СОШ

П. Сорговый

Зерноградский район

Ростовская область

Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.

Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс

Задачи

Образовательные:

    Познакомить учащихся с разнообразием воды;

    Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;

    Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,

    Формировать понятие «вода и её назначение».

Воспитательные:

    Формировать у учащихся эстетическое видение воды;

    Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;

    Прививать любовь к природе;

    Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наглядно-образное мышление;

    Умение сосредотачиваться на главном;

    Развивать память;

    Развивать наблюдательность и любознательность.

Ход работы

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

1 этап - «Вода на земле»

Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.

2 этап - «Живительная вода».

На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.

3 этап - «Берегите воду!».

На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.

При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.

В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».

Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.

    Это огромный водоём с солёной водой.

    Он бежит и журчит.

    Она шумит на дне страшной пропасти.

    Он только и делает, что падает.

    Оно – любимое место Кикиморы.

    За неё цепляются облака.

    Что общего у горы с ботинком

    Он растёт после дождей, но не вверх.

    С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.

̶ Пресная вода

̶ Солёная вода

    Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?

    Какой воды на земле больше: пресной или солёной?

    Где находятся запасы воды?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

________________


Кругом вода, а с питьём беда.

Приношу на берег я кусочки янтаря.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе. Все обходят это место:

Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;

А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Всё на свете отражает…

Напоит и освежит.

И всё время убегает,

Да никак не убежит.

___________________

Из земли пробился,

Как сердечко бьется.

Ту в жару напился,

И другой напьется.

____________________

Дом узнаешь без труда:

В четырёх стенах вода.

И журавль у входа

Раздаёт всем воду.

____________________

Приведи свои примеры.

Слайд 2

Что такое вода?

Слайд 3

Вода на Земле

Вода – самое распространенное на Земле вещество. Вода – одно из самых удивительных веществ на Земле, драгоценная жидкость, дар природы нашей планете.

В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе.

Слайд 4

Отгадайте кроссворд

1. Скатерть бела, весь мир одела.

2.В природе ею заполнены чаши океанов, морей, озер, рек, болота.

3. Рядом с горкой новичок -

Чистый добрый родничок

Из земли пробился,

Как сердечко бьется,

Ты в жару напился,

И другой напьется.

4. Стоит дуб вялый,

На нем сидит черт - дьявол

Кто ни пойдет,

Так не отойдет.

5. Снесли птички

Синеньки яички

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

6. Не море, не земля,..

Корабли не плавают.

И ходить нельзя.

7. Много рук, одна нога,.

8. Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит -

Не выбежит.

Слайд 5

Роль воды на Земле

  • Благодаря воде возникла жизнь на Земле.
  • Вода – среда обитания многих животных и растений.
  • Растениям, животным и человеку необходима вода.
  • Без воды все живое погибает.
  • Вода – всему голова!
  • Слайд 6

    Вода – это жидкость

    Слайд 7

    Вода не имеет запаха

  • Слайд 8

    Вода не имеет цвета

  • Слайд 9

    Три состояния воды

  • Слайд 10

    Превращение воды

    В природе вода может одновременно находиться в трех состояниях.

    Например., летом на вершинах гор она в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная

    При изменении температуры вода может переходить из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое.