Милетская колония. Греческие колонии в малой азии

К югу от устья реки Большой Мендерес, которая в древности называлась Меандр, находятся руины одного из некогда самых могущественных и богатых ионийских городов. Милетус или Милет был основан во второй половине четвертого тысячелетия до нашей эры, примерно к 3500 – 3000 годам до н.э. Расположенный на западном побережье Анатолии в Турции, город считался важным центром философии и точных наук того времени. Геродот назвал его «жемчужиной Ионии». Греческие ученые создали здесь школу философии, а научными трудами в городе занимались такие великие умы человечества как Талес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен проводили здесь лекции об устройстве мира, бытии, занимались астрономией и геометрией.

Город находился в северо-западной части полуострова, и его естественной границей была Гераклейская бухта, в которую и впадал Меандр - самая полноводная река Малой Азии, впадающая в Эгейское море. С отрогами Карийских гор полуостров граничил на востоке. На юге полис омывался бухтой Менделии, а на западе граничил с Эгейским морем. В этой местности небольшие долины сменялись гористыми плато, а по оврагам текли речушки, орошающие поля и пастбища. Благодаря такому обилию горных источников жители полиса с успехом занимались земледелием, садоводством и виноделием.

Так как в городе были найдены тексты линейного письма и фрагменты фресок минойского стиля, считается, что первые поселения здесь возникли к неолитическому периоду. По легенде город был основан героем по имени Милет, который переселился сюда с Крита. В одно время с Милетусом были основаны или заселены и одиннадцать других ионийских городов, а также 12 полисов Эолии. Вместе с этими городами полис входил в так называемый Панионийский религиозный союз, который образовался около 700 г. до нашей эры, и был признан главой союза.

Благодаря удачному местоположению, в городе были развиты торговля и судоходство. Торговые суда Милета пересекали все Средиземное море, и часто заходили в Понт Эвксинский (Чёрное море), до устья реки Танаис (Дон). По берегам Понта Милет во время своего расцвета владел 80-90 колониями. Милетская колония была даже в Древнем Египте.

Полис делился на внешнюю и внутреннюю части. Последняя из них имела особую крепость, обе части которой были окружены одной стеной. В городе было четыре гавани, защищенные с моря Трагасайскими островами.

Милету неоднократно приходилось отстаивать свою независимость. Он боролся против лидийских царей и персидских владык. Четвертый век до нашей эры был периодом высшего расцвета науки и культуры полиса. Тираны города в этот период поддерживали дружественные отношения с персидскими царями. Но уже в 494 году до нашей эры город был захвачен персами и разрушен. Вскоре здесь вновь поселились греки. Блестящий период расцвета Милета приходится на Римскую эпоху, но в Византийские времена город пришел в упадок и утратил свою былую значимость в результате затопления порта. Значение его катастрофически уменьшилось со времени его вторичного разрушения Александром Македонским. Теперь на месте города стоит бедная деревушка Палатия, а античный город Милет представляет собой хорошо сохранившиеся руины.

В городе можно осмотреть хорошо сохранившиеся руины древнего театра, когда-то вмещавшего 15 тысяч зрителей. Это самое величественное сооружение Милета относится в римскому периоду и находится сразу же у входа за билетной кассой. Театр был построен во втором веке на фундаменте более древнего греческого театра. Он расположен на склоне единственного в городе холма. Размеры сооружения впечатляют: диаметр его амфитеатра составляет 140 метров, а высота равна 30 метрам.

Над театром сохранились руины византийского замка, датируемого VIII веком, и фрагменты когда-то довольно протяженных городских стен, которые огораживали двойным кольцом обе части города. Отсюда открывается отличный вид на весь полис.

Если спускаться с этой смотровой площадки к центру города, дорога пройдет мимо эллинистических гробниц, за которыми расположен небольшой круглый фундамент. В первом веке до нашей эры на нем стоял памятник в честь победы в морском сражении. В то время он находился на берегу бухты «Львиный залив», на берегу которой были найдены каменные львы. Расположенная здесь колоннада вела к храму Аполлона Дельфийского, покровителя судов, портов и мореплавателей. Это святилище было основано еще в древние времена, но дважды подвергалось реконструкции. В эпоху эллинизма сооружение было отреставрировано в дорическом стиле, а в римский период портики храма были переделаны на коринфские.

В Милете хорошо сохранились знаменитые термы Фаустины, построенные примерно в 150 году. Они посвящались сумасбродной жене Марка Аврелия и были подарком императора городу. Термы копировали римские, так сказать, предтечу турецких бань (хамам). Их центральный двор был окружен коринфскими колоннами, а в гимнастический зал можно было пройти через аподитериум, зал для раздевания, где стояли статуи Муз (сейчас они находятся в Музее Стамбула). Скульптурами, которые раньше были фонтанами центрального бассейна, был украшен и фригидарий бань. Одна из них представляла собой местное божество Меандр, а другая была выполнена в виде львиной головы.

Самым неожиданным на территории Милета является здание мечети, образец ранней турецко-османской архитектуры, восхищающий туристов искусной резьбой по камню. Мечеть была построена в начале XV века эмиром Ментеше Ильяс-беем в благодарность за свое благополучное возвращение из плена у Тамерлана. Это небольшое сооружение украшено мраморными плитами, а венчает его изящный купол. В здании был один минарет, который разрушился во время землетрясения в 1958 году. Ранее при храме существовали караван-сарай и медресе, но сейчас на заросшем травой дворе можно увидеть только стоящие и лежащие в беспорядке надгробные плиты.

Также в Милете можно осмотреть оставшуюся половину некогда огромного фонтана, частично восстановленный ионический портик, северную Агору (рыночную площадь). К западу от нее сохранились руины храма Серапия, датируемого III веком.

Большая же часть остальных зданий эллинской и римской эры скрыта за густыми зарослями колючего кустарника или под землей. Лучшее время посещения Милета - весна, когда развалины окружают свежая зелень и цветы. Интересным является факт, что имя милетцев у древних вошло в пословицу и употреблялось для обозначения счастливых и удачливых людей, так сказать «баловней счастья».

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Милет является одним из самых загадочных и древних античных городов . Он располагается к югу от устья реки Большой Мендерес, на территории Малой Азии. В древности, это был один из наиболее процветающих и могущественных центров региона, который населяли древнегреческие племена ионийцев. Сегодня же он представляет собой уникальный археологический комплекс, с несколько мистическим ореолом и богатым историческим наследием, в виде сохранившихся до наших дней античных строений, многие из которых появились на свет задолго до нашей эры.

Особенности

Одним из главных достоинств Милета является то обстоятельство, что спроектирован он был величайшим древнегреческим архитектором-градостроителем античного мира – Гипподамом Милетским. Его гениальные теории до сих пор используются современными дизайнерами при проектировке городов и жилых массивов. Задумка о прокладывании главных улиц таким образом, чтобы они перпендикулярно, под прямым углом пересекались вспомогательными улицами города, стала его своеобразным фирменным логотипом, который получил своё отражение и при планировке Милета. По своей дизайнерской структуре город был разделён на 3 внушительные зоны, две из которых представляли жилые кварталы, а одна предполагалась в качестве обширной торговой территории. В ходе процесса планировки Гипподам продумал все детали, связанные с водоснабжением улиц, корабельными доками, бухтой, условиями для строительства, местами для торжеств и многое другое. Сегодня, Милет находится в плачевном состоянии, и не слишком избалован туристическим вниманием, особенно весной, когда Большой Мендерес выходит из берегов, затапливая руины некогда величественного ионийского города.

Общая информация

Территория археологического комплекса составляет несколько кв. км. Для посетителей он открыт круглый год, а временные периоды варьируется в зависимости от сезона: с 08.30 утра до 18.30 с мая по октябрь и с 08.30 до 17.30 с ноября по апрель. Местное время отстаёт от московского на 1 час зимой и совпадает летом. Часовой пояс UTC+2 и UTC+3 в летние месяцы.

Краткий экскурс в историю

Согласно историческим данным, Милет основали выходцы из Аттики, примерно в X веке до нашей эры, а этнический состав был представлен греками в процессе ранней ионийской колонизации. VII век до н. э, сначала ознаменовался для города ожесточёнными сражениями с вторгшимися на эти земли киммерийцами, а затем экономическим подъёмом, связанным с успешной торговлей на Средиземноморье. Окрестности Милета изобиловали тогда плодородными равнинами, и многие жители активно занимались сельским хозяйством и виноделием. В годы своего расцвета символ могущества Ионии, делился на внешний и внутренний город, окружённый крепостной стеной и имевший 4 гавани. Трагасайские острова Ладе, Дромиск, Перне, защищали его с воды. Тогда, в Милете жили такие известные древнегреческие философы, как Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен и Аспасия – жена известного государственного деятеля, Перикла. Именно с греческим периодом владычества связаны наиболее славные страницы истории Милета.

С приходом нашей эры город уже начал терять былое величие, в особенности после 494 года, когда был разрушен персами. Вскоре его восстановили, но после повторного разрушения армией Александра Македонского, он окончательно утратил своё значение. В 1328 году власть в данном регионе захватили турки, а через некоторое время, после того, как Эгейское море отступило от берегов Милета на несколько километров, его покинули местные жители. Тольку спустя столетия, рядом с античными руинами выросла маленькая деревушка Палатия, а один из некогда величественных культурных и политических центров древнегреческой цивилизации, превратился в архитектурный комплекс.

Климат

В регионе главенствует мягкий средиземноморский климат, с тёплой зимой и жарким летом. С мая по октябрь тут довольно жарко и душно, а средняя температура воздуха составляет около +30 градусов. Этот временной промежуток считается в Турции купальным сезоном, поэтому с близлежащих курортов Эгейского побережья сюда съезжаются любители древностей, хотя в целом их количество очень не значительно.

Как добраться

Милет находится недалеко от , откуда до античного города можно доехать с пересадкой через посёлок Сёке. Оттуда, до места курсируют долмуши. На шоссе хорошо видны указатели в сторону комплекса, поэтому можно выйти прямо на нужной развилке и дойти пешком. Благо путь составляет не более 1 км. Впрочем, для надёжности, лучше воспользоваться такси, которые доставляют туристов прямо от дверей отеля до руин.

Достопримечательности и развлечения

Главным объектом археологического комплекса выступает внушительных размеров эллинистический театр, возраст которого насчитывает около 6000 лет. На живописном холме, прямо за ним, обращают на себя внимание руины древней византийской крепости, откуда открывается изумительная панорама на Милет и его окрестности. Неподалёку от крепостных стен располагаются термы Фаустины, возведённые в 164 году нашей эры по приказу супруги римского императора Марка Аврелия. Не меньшего внимания достойно Святилище Аполлона Дельфийского, появившееся на свет в эпоху эллинизма и от которого к храму Аполлона в Дидимах, ведёт знаменитая Священная дорога. На некотором отдалении от руин храма Сераписа, датированного III веком нашей эры, возвышается памятник посвящённый Августу в честь его победы в битве при Акции. Непременно стоит прогуляться по Северной Агоре, с реконструированной колоннадой, развалинами эллинистической гимназии и Булевтерием. Рядом, находятся стадион с вместительностью до 15000 мест, построенный ещё древними греками, мечеть Ильяс-Бея, созданная в 1404 году и руины римских бань, позволяющие оценить крепость и надёжность сооружений возводимых римлянами. Сегодня, археологами обнаружена лишь треть всего античного города, в то время как остальная территория всё ещё размещается под землёй.

В силу того, что никакой инфраструктуры рядом с комплексом нет, всё самое необходимое следует брать с собой. Несмотря на значительные разрушения, бывший торговый и культурный центр Ионии производит сильное впечатление и для истинных любителей древностей служит настоящим проводником в прошлое, поверхностно знакомя их с культурой и образом жизни людей античной эпохи.

«Геродот назвал его «жемчужиной Ионии». Милет был одним из двенадцати городов, основанных греками-ионийцами в период «темных веков». Город существовал на протяжении всей Античности, но временем его расцвета были VII-VI века до нашей эры. В эти века Милет был одним из самых влиятельных в греческом мире, выходцы из него основали десятки колоний, а в середине VI века до н. э. милетец Фалес положил начало философии.»

Милет до прихода ионийцев

Греческие мифы рассказывали, что критский юноша Милет бежал от гнева царя Миноса и прибыл в область Карию на западе Малой Азии. Карийцы приняли беглеца, он женился на дочери карийского царя и основал город, который получил название Милет.

Археология подтверждает рассказы легенд. Поселение на месте Милета прослеживается с IV тысячелетия до нашей эры. Город уже тогда служил мостом между Эгеидой и Малой Азией. В XX-XV веках до н. э. в нем появляются образцы минойской керамики. Если в XX-XVIII веках до н. э. населении было преимущественно карийским, то в XVIII-XV веках до н. э. в городе усиливается критское влияние.

В XV веке до н. э. побережье Малой Азии начали колонизировать греки-ахейцы. В этом столетии Милет из минойского становится ахейским городом. Предположительно, ахейцы после захвата Крита продолжили наступления на его колонии в Эгеиде и на побережье Малой Азии. В XIV веке до н. э. у поселения появилась оборонительная стена, в городе были дома с центральными залами-мегаронами, характерными для Микенской Греции. Около города появилось скальное захоронение с каменными камерами.

В конце XIV столетия до н. э. город был разрушен хеттами. В архивах Хеттского царства Милет упоминается под названием «Милаванда». В конце XIV века до н. э. хетты воевали с государством Арцавой (будущая территория полиса Эфес), которое поддерживало загадочное государство Аххиява . Историки не одно десятилетие спорят о локализации Аххиявы. Среди разных версий – область с центром в Милете. В ходе войны Арцава была уничтожена, также пострадал и Милет.

Вскоре Милет отстроили, и он просуществовал еще два века до нового разрушения. Из письма хеттского царя XIII века до н. э. следует, что правитель Милета был в те годы зависим от него. В XII веке до н. э. население ахейского города пополняется переселенцами-ионийцами.

Ахейский Милет был, как и другие ахейские города будущей Ионии , центром работорговли. В микенских табличках упоминаются «рабыни из Милета», под которыми понимают не уроженок города, а рабынь с его невольничьих рынков.

Ионийская миграция, темные века и Архаическая эпоха

В XII-XI веках до н. э. с Балкан в Малую Азию переселяются греки-ионийцы. Они заняли центральную часть западного побережья малоазийского полуострова между реками Герм и Меандр. Для поселений ионийцы выбирали прежние микенские и минойские центры.

В античной исторической традиции переселение ионийцев отделяли от Троянской войны на пять поколений. Основателями городов Ионии считали сыновей и внуков афинского царя Кодра . Основателем ионийского Милета историки называли Нелея, сына Кодра. Другая традиция считала основателями Милета выходцев из пелопонесского Пилоса . Сам процесс переселения ионийцев в Милет был не одномоментным, а растянулся примерно на сто лет.

С XI века до н. э. городом правила династия Нелеидов . В VIII веке до н. э. последний ее царь Леодамант боролся за власть со своим братом Амфитритом и был убит им во время праздника. Сыновья Леодаманта отомстили за отца. Следом за этими событиями в городе утвердилась республиканская форма правления, где во главе полиса стоял притан.

После основания города ионийцы истребили в окрестностях Милета карийское население. Милетяне воевали с местными племенами – абантами, лелегами, лидийцами. Затем ионийцы расширяли территорию полиса на мыс Микала. Здесь в VIII веке до н. э. они столкнулись с карийским городом Мелией. Милету помогли в войне другие города, и после победы они разделили земли уничтоженного города. Но, все равно, на территории хоры (сельской округи) Милета сохранились карийские поселения. На рубеже VIII-VII веков до н. э. Милет принял участие в Лелантской войне . Сведения о ней разрозненны и туманны. Фукидид называет ее крупнейшим конфликтом, случившимся после Троянской войны. Из-за Лелантской долины на Эвбее соперничало два города – Эретрия и Халкида. Война носила характер столкновений между воинами-аристократами. Они приглашали на помощь родственников и гостеприимцев из других городов. На стороне Эретрии сражались милетяне.

В Архаическую эпоху во многих полисах греческого мира существовали тиранические режимы. Не обошло это явление стороной и Милет . В конце VII века до н. э. тираном полиса стал Фрасибул. Он, вероятно, принадлежал к знатному роду города и накануне захвата власти занимал одну из высших должностей. Известно, что он командовал милетским ополчением в войне с Сикионом. Возможно, он захватил власть, будучи стратегом.

В Античности был популярен рассказ, что, якобы, Фрасибул советовал другому тирану уничтожать лучших граждан для укрепления власти. Но из источников неизвестно о каких-либо казнях при милетском тиране. Все правление Фрасибула его советником был философ Фалес. При тиране Милет основывал новые колонии. Фрасибул дружил с тираном Коринфа Периандром и даже помогал ему в войне против Сикиона.

После Фрасибула в Милете правили тираны Фоас и Дамасенор, но подробностей их властвования не известно. После их свержения в полисе начались новые смуты. Геродот сохранил рассказ о раздорах между гетериями Плутис и Хейромаха. Гетерией в Греции называли объединение аристократов, часто, для политических целей. Власть захватили представители гетерии Плутис. Они получили название «вечноплавающих», потому что принимали политические решения, сев на корабль и отплыв на нем в море.

Между гетериями шли конфликты, которые сопровождались редкой жестокостью и опустошением сельской округи Милета. Паросцы создали правительство из рачительных землевладельцев, чьи наделы были в эту эпоху в образцовом порядке.

Милет был одним из самых активных участников Великой греческой колонизации. В VIII-VI веках до н. э. его уроженцы основали не меньше 70 апойкий. Активнее всего милетяне осваивали Геллеспонт и Причерноморье. Среди них – Кизик, Трапезунд , Синопа и многие другие. Как правило, костяк колонистов составляли уроженцы Милета, к которым присоединялись эллины из других полисов.

На рубеже VII и VI веков до н. э. они основали на северном побережье Черного моря Ольвию . В начале своей истории город ощущал на себе значительное культурное влияние метрополии: календарь в колонии копировал милетский, действовала религиозная коллегия мольпов, аналогичная той, которая была в Милете.

Выходцы из Милета активно участвовали в основании общегреческой колонии Навкратиса в Египте. Как писал спустя века Страбон, они прибыли на тридцати кораблях во времена Псамметиха I (середина VII века до н. э.) и построили в устье Нила укрепление. Затем они поднялись по реке вверх, разбили ополчение города Инар и основали Навкратис. Через века в конце II века нашей эры милетяне в торжественной надписи назовут свой город метрополией великих городов Понта и Египта.

Среди греков и других народов были известны их святилища, такие как Дельфы или Додона. Около Милета в местечке Дидимы находилось святилище Аполлона. Роскошный храм для него был возведен в VI веке до н. э.. У Дидимского святилища было храмовое хозяйство. Жрецы получали подарки от сограждан, других греков и восточных правителей.

По легенде оракул основал юноша Бранх, ставший основателем рода Бранхидов, которые контролировали святилище. Греки считали, что оракул имел доионийское и даже догреческое происхождение. Сохранились легенды, что сам Нелей просил совета оракула перед поселением в этих местах. Происхождения слова «Дидимы» пытались связать с греческим словом «дидимос» (близнец). Другая точка зрения – слово идем карийское происхождение. Имя «Бранх» тоже считают карийским. Дидимы соединялись с Милетом священной дорогой. Ежегодно мольпы (жрецы храма Аполлона в городе) совершали шествие из города в святилище, делая остановки для молитв и песнопений. Дорога была украшена многими статуями и алтарями, возле которых мольпы делали остановки.

Дидимы были разрушены персами во время подавления Ионийского восстания в 494 году до н. э., но оракул продолжал действовать в Классическую эпоху.

Угроза с Востока

На рубеже VII и VI веков до н. э. над городами Ионии нависла угроза с востока – Лидийское царство. Большинство полисов Ионии и Эолиды стали данниками Лидии. Милет воевал с правителями царства Садиаттом и Алиаттом двенадцать лет. Лидийские войска каждый год опустошали сельскую округу города. Дважды милетяне выходили на бой, но проигрывали. Но в итоге под руководством Фрасибула город смог отстоять свою независимость. Следующий царь Лидии Крез сумел подчинить почти всю Малую Азию. Среди его подданных Геродот называет и греков-ионийцев. Вероятно, Милет тоже стал данником последнего царя из династии Мермнадов .

В 546 году до н. э. царь Персии Кир захватил Лидию. Еще во время войны с ней он посылал гонцов малоазийским грекам, предлагая присоединиться к нему. После взятия Сард послы греческих городов сами прибыли к нему и предложили подчиниться ему на тех условиях, на которых они подчинялись Крезу. Кир заключил такой союз только с Милетом, чтобы расколоть союз ионийцев. Персидская армия взяла штурмом ионийские города один за другим. Милет, заключив союз с Киром, остался в стороне от этой войны.

В конце VI века до н. э. Милетом правил тиран Гистий. Во время похода Дария на скифов он отвечал за сохранение моста через Стримон. После возвращения царь сделал эллина своим сотрапезником. Гистий отправился с Дарием в Сузы, а новый тираном Милета стал зять Гистиэя Аристагор.

В 500 году до н. э. начался конфликт между Милетом и островным полисом Наксосом, который вылился в восстание против Персии. К Аристагору обратились наксосские изгнанники, прося его о военной помощи. Тиран, заручившись поддержкой персов подготовил большой флот к походу.

Во время похода против Наксоса Аристагор поссорился с персидским военачальником Мегабатом. Четыре месяца осады не дали результата, и тиран, потратив впустую выделенные персами деньги, вынужден был отступить. В Милет прибыл вестник Гистия , который передал совет бывшего тирана – начать восстание. Аристагор собрал совет, и его соратники почти единогласно выступили за войну с Персией. Только историк Гекатей был против, указывая на несоизмеримые силы сторон. Он также предложил добиваться господства на море, но и этот совет не приняли.

Аристагор сумел взять под контроль ионийский флот, который собирали для войны с Наксосом. Затем он демонстративно сложил с себя тиранию, а затем сверг тиранов в других ионийских городах. После этого Аристагор отправился в Спарту просить о помощи, но его миссия осталась безрезультатной.

В 499 году до н. э. ионийцы под командованием милетских военачальников взяли и сожгли Сарды, но не сумели захватить акрополь города. Персидская армия настигла ионийцев около Эфеса и нанесла им страшное поражение. После этого ионийцы разошлись по своим городам и не собирали общего войска.

К восстанию присоединились другие области Малой Азии и Кипр. На подавление восстания у персов ушло несколько лет. Ионийцы одержали морскую победу над финикийцами у берегов Кипра. Милетяне послали войско на помощь карийцам на юге Малой Азии, но вновь потерпели поражение.

В 494 году до н. э. персы решили завершить войну, уничтожив центр сопротивления – Милет. Атака была запланирована с суши и моря. Весь ионийский флот был собран около острова Лада. В бою с персами греки были разбиты, и персы осадили Милет с суши и моря. В 494 году до н. э. персы взяли город. Милет был разграблен, выживших увели в рабство. Но, похоже, город не прекратил существование, и какая-то часть населения осталась.

Через два года афинский драматург Фриних отозвался на это событие постановкой трагедии «Взятие Милета». В 479 году до н. э. милетяне среди прочих сражались в битве при Микале, за которой последовало освобождение малоазийских греческих полисов от персидской власти.

Милет после Греко-персидских войн

После похода греческого войска в западную Малую Азию Милет был освобожден от власти Ахеменидов. Каллиев мир 449 года до н. э. закрепил его освобождение. Но город стал частью Делосской симмахии, которая была в середине V века до н. э. преобразована в Афинский морской союз.

Афины поддержали Милет в 440 году до н. э. во время конфликта с Самосом за небольшую область Приену на побережье Малой Азии. В 412 году до н. э. Милет переметнулся на сторону Спарты в войне с Афинами. Город стал главной морской базой пелопонессцев.

В 386 году до н. э. по условиям Анталкидова мира Милет в числе других полисов Малой Азии вернулся под власть империи Ахеменидов. Через пятьдесят лет Александр Великий взял город штурмом и прогнал местного тирана. Царь посетил оракул в Дидимах, который был заброшен. Визит македонянина дал стимул к возрождению святилища. В Эллинистическую эпоху город сохранял независимость, но был на вторых ролях в политике. В 129 году до нашей эры, в связи с образованием римской провинции Азия, Милет вошел в ее состав.

Известные милетяне

Фалес . Первый греческий философ, основоположник ионийской философской школы, а также математик и астроном. Фалес первый в истории науки стал доказывать геометрические теоремы.

Фалес совмещал занятия наукой и политикой. Происходя из знатного рода, он был приближенным тирана Фрасибула. А в 546 году до н. э. философ убедил милетян не вступать в союз с Лидией, которая вскоре была уничтожена Киром II. В период возвышения Персии Фалес предложил ионийцам объединиться в единое государство с центром на острове Теос. Полисы должны были сохранить местное самоуправление, но следовать единой стратегии.

Анаксимандр . Философ, ученик Фалеса. Среди его достижений – создание карты известных ему земель, небесного глобуса и солнечных часов.

Анаксимен . Ученик Анаксимандра, философ, который считал первоосновой всего воздух.

Гекатей . Историк и политический деятель. Написал труды «Описание земли», где рассказывал о географии Европы, Азии и Африки, и «Генеалогии» о древней истории греков. Гекатей критически оценивал мифы, ввел в своих трудах счет по поколениям (одно поколение – 40 лет). Во время Ионийского восстания был советником Аристагора, но к его рекомендациям мало прислушивались.

Архелай . Это последний в плеяде ионийских философов. По словам историка, он перенес из Ионии в Афины философию. Архелай был последним мыслителем, изучавшим физическую философию, но касался и вопросов нравственности. Учеником Архелая был Сократ .

Аристодем . Военный деятель эпохи войн диадохов. Аристодем Милетский был другом и одним из ближайших соратников Антигона Одноглазого. Впервые о нем упоминают в 319 году до н. э., но возможно он служил Антигону с времен его наместничества во Фригии. В эпоху войн преемников Александра Аристодем успешно выполнял военные и дипломатические поручения своего господина.

Имеет смысл взглянуть на Милет более пристально, так как интереснейшие находки, обнаруженные там в начале прошлого века, были в основном уничтожены до публикации результатов исследований. Кроме того, нет и общего отчета о последних открытиях на «микенской» стене.

Из всех поселений на побережье Малой Азии Милет производит наиболее сильное впечатление на современного посетителя. Когда-то называвший себя «первоосновой Ионии», «столицей Азии» и «матерью бесчисленных городов во многих частях света», Милет сейчас расположен в 4 милях от моря, оказавшись на возвышенности и без воды из-за ила, нанесенного рекой Меандр. Можно пройти пешком по занесенному песком и заросшему чахлым кустарником входу в его гавань. Необъятные руины античного города простираются вдоль того, что было когда-то мысом длиной примерно в милю и шириной от 1200 ярдов в самом широком месте до 200 ярдов у северной оконечности. Мыс имел три главных выступа, образуя естественные гавани, смотрящие в сторону Эгейского моря. В самой южной и мелкой, напротив большого театра, немецкие археологи после Второй мировой войны раскопали замечательные остатки времен бронзового века. Похоже, что Милет первоначально был критским поселением, захваченным микенцами в XV в. до н. э. Впоследствии оно было уничтожено сильным пожаром около 1320 г. до н. э. и вновь отстроено и окружено системой укреплений. Длина стены превышала 1100 ярдов, площадь, огороженная стеной, составляла 50 000 кв. ярдов (сравните, к примеру, с 38 500 кв. ярдами в Микенах, 22 000 - в Тиринфе и 20 000 - в Трое VI). Это был уже достаточно большой город. Стена имела одну замечательную особенность - квадратные бастионы шли через каждые 15 ярдов, что не имеет аналогов в хеттской, позднемикенской и кипрской архитектуре, и вполне возможно, что Милет был связующим звеном между анатолийской и Эгейской культурами. О внутренней планировке города мы знаем мало, но там были печи для обжига и сушки глиняной посуды, дома, а на невысоком холме - что-то вроде жилого комплекса, сконцентрированного вокруг площади - возможно, «дворец». Эти раскопки прерваны, хотя была надежда найти таблички. Керамика, связанная с этими остатками, включает множество микенских изделий, и не было особых сомнений относительно греческого присутствия в городе. Это подтвердилось после открытия в 1907 г. кладбища в миле на юго-запад от города. До сегодняшнего дня сохранилась дюжина высеченных в скале микенских гробниц с характерной круглой камерой и узким входом. К сожалению, их содержимое было уничтожено в Берлине во время Второй мировой войны, но та керамика, которая экспонировалась на выставках, была XIII в. до н. э. Вполне вероятно, что впереди находки других захоронений, относящихся к минойскому поселению.

Оценить общественное положение людей, для которых делали эти гробницы, можно по кладбищу, обнаруженному к югу от Мюсгеби (XIV–XIII вв. до н. э.). Здесь, примерно в 50 камерах, найдено большое число стремянных кувшинов, больших и маленьких ваз, типичных паломнических фляжек, чашек, кувшинов с длинным горлышком (все из материковой Греции), а также веретен, ожерелий, курильниц, браслетов, горшочков для фимиама или мазей и коллекция великолепного качества бронзового оружия - наконечников копий, искривленных лезвий, кинжал с рукояткой и короткий меч. Эти находки, выставленные в Бодрумском музее, создают ощущение принадлежности зажиточным эмигрантам. К таковым относилась, по крайней мере, часть микенской прослойки в Милете. Среди них, очевидно, были мастера и мастерицы разных ремесел.

Хотя скептическое отношение к тому, чтобы считать Милет микенской «колонией», и справедливо, но все же на всем протяжении поры расцвета микенского могущества на материке этот город был центром греческих контактов с Анатолией. Приблизительно с 1300 г. до н. э. микенцы были заметной составляющей населения Милета. Однако захоронения на богатом кладбище еще не доказывают, что они правили городом. Примерно с этого времени в Милете была могущественная власть, сумевшая возвести мощную стену длиной более тысячи ярдов. Она наладила импорт микенских гончарных изделий и изготовление местных копий, установила связи с другими анатолийскими греческими поселениями, такими как Иасос, осуществляла торговлю с Угаритом в Сирии, а возможно, и с Кипром и Троей. Был найден один предмет, привезенный от хеттов, - паломническая фляжка. Вероятно, что из этих краев происходили рабыни, названные в табличках Milatiai, которых мы видели работающими на льняных плантациях на материке. С учетом размеров Милета и богатства его гробниц трудно не прийти к заключению, что это был крупнейший и богатейший центр микенского влияния в Малой Азии, в котором перемещались минойцы, греки, ликийцы и анатолийцы. Правда, на основании одних лишь археологических данных трудно сказать, имел ли он прямые политические сношения с какой-нибудь частью материковой Греции. Но как мы увидим дальше, если судить по хеттским табличкам, то, пожалуй, - имел.

Много веков назад Пантикапей был великой столицей , которое посмело посягнуть на власть Римской империи. Местное население Керченского полуострова, где и был построен Пантикапей, долгое время составляли племена скифов.

воинственный народ, но не настолько, чтобы пожелать властвовать всем миром. В 6-5 веках до н. э. в Крыму появились , которые построили множество городов на всем побережье Северного Причерноморья. Им удалось не только достаточно мирно сосуществовать с коренным населением, но и создать великую империю, которой восхищаются до сих пор.
, Кафа, Ольвия, и другие города, были основаны выходцами из Ионийского Милета. Этот город был самым могущественным и богатым среди всех полисов Ионии. Археологи впервые принялись за изучение древнего Милета в 1899 году, и до сих пор не открыли и половины города.

Сегодня на территории археологических раскопок проводятся экскурсии, во время которых можно познакомиться в великим городом и увидеть поразительное мастерство древних умельцев. Даже если нет возможности лично побывать в Милете, сегодня виртуальные экскурсии можно устроить благодаря телевидению, журналам и интеренету. Милет, это город, который не обходят вниманием журнал «Вокруг Света» и научно-популяный телеканал «National Geographic.

Основная достопримечательность, не заметить которую невозможно, — это огромный театр на 15 тысяч зрителей, датируемый вторым столетием нашей эры. Здесь же можно увидеть византийский замок, остатки крепостных стен, колоннаду храма Дельфинион, который посвящен покровителю города — Апполону.

Геродот называл Милет «жемчужиной Ионии» и несомненно был прав. Город с очень долгой и богатой историей, по археологическим данным он появился во второй половине 4 тысячелетия до нашей эры. По древнегреческим мифам город был основан сыном Апполона Милетом, который переселился сюда с Крита.

Милет к 7-6 вв до нашей эры достиг своего величайшего расцвета и стал крупным центром ионийской культыры и торговли. Удачное местоположение способствовало развитию мореходства и торговли. Вообще греки были очень придирчивы при выборе места для постройки города. Обязательными факторами были безопасность, возможность обороны, наличие источников пресной воды, удобных бухт и даже красота окружающего ландшафта.

В Милете жил ученый практик и теоретик в вопросах градостроительства Гипподам. Его система планировки городов лучшая во всем мире и до сих пор используется для строительства и обустройства новых городов. Милет в этом отношении выгодно отличался от других поселений того времени.

Гипподам спроектировал главные улицы Милета перпендикулярно вспомогательным, а крепостные стены строились не вплотную к зданиям, а вдали и защищали немало пустынных земель. Это было сделано для того, чтобы город постоянно развивался и строился не выходя за пределы охраняемых территорий.

Весь Милет делился на три большие зоны, каждая из которых отводилась для определенных видов деятельности жителей: общественный центр, торговый район и жилые массивы. Достигнув своего наивысшего развития Милет основал много колоний на берегах Понта (соврем. Черное море), стал важным посредником между странами Средиземного моря и Причерноморья.