Лесков зверь читать краткое содержание. Человек-зверь

Рассказ написан Лесковым в 1883 году и тогда же впервые опубликован в «Рождественском приложении к «Газете А. Гатцука» с подзаголовком «Рождественский рассказ».

Писатель воссоздает один из эпизодов жизни помещичьей усадьбы в дореформенный период. Произведение основано на детских впечатлениях Лескова, оставшихся у него от посещений усадьбы своего родственника - жестокого и деспотичного помещика Страхова.

В повествовании присутствуют традиционные условности рождественского рассказа («чтобы он оканчивался обязательно весело»), однако весь сюжет рассказа построен на противопоставлении злу добра, на сочувственном изображении жертв крепостничества.

С. 399. Серафим (1760-1833) - известный в свое время монах Саровской пустыни

С. 400. Претенциозное - бросающееся в глаза, искусственно выделяющееся.

С. 402 Подняня - помощница няни.

С. 403 Кухенрейтеровский штуцер - охотничье ружье, названное так по фамилии его изобретателей - немецких оружейников братьев Иоганна и Кристофа Кухенрейтеров, живших в XVIII веке.

Сошка - упор для стрельбы в форме развилки.

404. Грифон - легавая собака с длинной шерстью.

Для первоученки...- для начала.

«Больничка» - кольцо, продетое сквозь губу или носовой хрящ зверя.

С. 406. «Садка» - травля собаками пойманного зверя. С. 407. ...плавал с Ноем в ковчеге.- Ноев ковчег - судно, на котором, согласно библейскому сказанию, во время всемирного потопа спасся лишь Ной, взявший на свой корабль несколько пар различных животных.

Стременный (стремянный) - конюх при верховных лошадях.

Архалук (аркалык) (татарск.) - поддевка, стеганка.

С. 408. ...с пахвами и паперсями, убранными бирюзой и «змеиными головками»...- Пахва - седельный ремешок с колечком для продевания хвоста лошади; паперсъ - нагрудник в конской сбруе. Пахва не позволяет седлу сдвигаться вперед, а паперсь - назад. «Змеиная головка» - вид раковины.

Вершники - всадники.

«...шведские Штрабусы, немецкие Моргенраты, английские Мортимеры и варшавские Колеты» - марки охотничьих ружей по фамилиям их изобретателей.

Свора - веревка, повод для охотничьих собак.

Орчак - основа седла, остов.

Доезжачие - псари на охоте.

Арапник - кнут для собак.

Вальтрап - верхняя часть седла, покрытие.

411. ...будылъя соломы.- Будылъ-срезанный стебель.

С. 416. ...с бронзовым крестом двенадцатого года - то есть с наградой за участие в войне 1812 года.

Фуляр - здесь: шелковый платок.

Вольтеровское кресло - глубокое кресло с высокой спинкой. Филограневые - тонкой, филигранной работы. С. 417. ...«во время оно»...- то есть в давно прошедшие времена. Смирна - вид благовонной смолы.

Ливан - ладан, благовонное вещество, используемое при церковных богослужениях.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

Речь в рассказе идет от первого лица, героя, который вспоминает историю из своего детства, случившуюся в день Рождества Христова. Его, пятилетнего мальчика оставили в тетушки, так как отец в то время служил в Ельце, и мама уехала его проведать.

Муж тети был довольно строгим и жестоким орловским помещиком, о нем ходила не самая приветливая слава. Дом, в котором проживала семья помещика, навевал тоску и некий страх на всю округу. В этом доме никому никогда не было прощения за любую причиненную пакость, будь провинившийся человеком или животным, каждый должен был понести наказание.

Старый помещик очень любил охоту на медведей, для этого он держал специальных собак – пиявок, которые впивались в шкуру косолапого со всех сторон, что не оторвать.

Если во время охоты обнаруживали в берлоге маленьких медвежат, их привозили во двор и закрывали в специальном сарае. За ними присматривал молодой доезжачий парень Храпон (Ферапонт). Он вместе с медведями даже спал, поэтому хорошо знал характер каждого зверя, и выбирал из них самого смирного для охраны владений. Если же медведь со временем начинал шалить, то есть делал пакости хозяину, его бросали сначала в яму, а потом дядя организовывал травлю на медведя. Зверя выманивали из ямы, травили на него пиявок, после чего убивали выстрелом.

Но вот уже пять лет подряд охранником служил медведь по кличке Сганарель. Он стал настоящим другом Храпону, умел бить в барабан, носил полюбившуюся ему шляпу с пером павлина. Однажды в Сганареля все же проснулся звериный инстинкт, и его потянуло на «шалости», за что прощения ему не было. Дядя приказал Храпону бросить медведя в яму и объявил что в день Рождества, после праздничного обеда на Сганареля будет «травля». Это извещение очень огорчило детей, а особенно Храпона. Ему то и пришлось проводить друга к яме.

Наступило Рождество и к помещику съехались гости посмотреть на травлю Сганареля. Но, не все пошло по плану дяди. Медведь, как будто почувствовав беду, ни под какими пытками не хотел, выходит из ямы, тогда дядя приказал Храпону вывести зверя. Тот сразу исполнил желание хозяина. Но Сганарелю удалось бежать в лес, наделав много шуму и перепугав всех гостей. После «травли» члены семейства и оставшиеся гости с ужасом ждут, какую участь подготовит для Храпона дядя, считающий его виновным в провале зрелища. Но, услышав рассказ священника о чудесах Рождества Христова, жестокий помещик вдруг начинает плакать, просит покаяния и прощает все Храпону, при этом даруя ему волю. Подданный же благодарит хозяина за прощение и остается служить ему верой и правдой до конца своих дней.

Речь в рассказе идет от первого лица, героя, который вспоминает историю из своего детства, случившуюся в день Рождества Христова. Его, пятилетнего мальчика оставили в тетушки, так как отец в то время служил в Ельце, и мама уехала его проведать.

Муж тети был довольно строгим и жестоким орловским помещиком, о нем ходила не самая приветливая слава. Дом, в котором проживала семья помещика, навевал тоску и некий страх на всю округу. В этом доме никому никогда не было прощения за любую причиненную пакость, будь провинившийся человеком или животным, каждый должен был понести наказание.

Старый помещик очень любил охоту на медведей, для этого он держал специальных собак – пиявок, которые впивались в шкуру косолапого со всех сторон, что не оторвать.

Если во время охоты обнаруживали в берлоге маленьких медвежат, их привозили во двор и закрывали в специальном сарае. За ними присматривал молодой доезжачий парень Храпон (Ферапонт). Он вместе с медведями даже спал, поэтому хорошо знал характер каждого зверя, и выбирал из них самого смирного для охраны владений. Если же медведь со временем начинал шалить, то есть делал пакости хозяину, его бросали сначала в яму, а потом дядя организовывал травлю на медведя. Зверя выманивали из ямы, травили на него пиявок, после чего убивали выстрелом.

Но вот уже пять лет подряд охранником служил медведь по кличке Сганарель. Он стал настоящим другом Храпону, умел бить в барабан, носил полюбившуюся ему шляпу с пером павлина. Однажды в Сганареля все же проснулся звериный инстинкт, и его потянуло на «шалости», за что прощения ему не было. Дядя приказал Храпону бросить медведя в яму и объявил что в день Рождества, после праздничного обеда на Сганареля будет «травля». Это извещение очень огорчило детей, а особенно Храпона. Ему то и пришлось проводить друга к яме.

Наступило Рождество и к помещику съехались гости посмотреть на травлю Сганареля. Но, не все пошло по плану дяди. Медведь, как будто почувствовав беду, ни под какими пытками не хотел, выходит из ямы, тогда дядя приказал Храпону вывести зверя. Тот сразу исполнил желание хозяина. Но Сганарелю удалось бежать в лес, наделав много шуму и перепугав всех гостей. После «травли» члены семейства и оставшиеся гости с ужасом ждут, какую участь подготовит для Храпона дядя, считающий его виновным в провале зрелища. Но, услышав рассказ священника о чудесах Рождества Христова, жестокий помещик вдруг начинает плакать, просит покаяния и прощает все Храпону, при этом даруя ему волю. Подданный же благодарит хозяина за прощение и остается служить ему верой и правдой до конца своих дней.

К 185-летию русского писателя Н.С. Лескова

Для своего знаменитого рассказа «Зверь» Николай Семенович Лесков в качестве эпиграфа использовал выражение: «И звери внимаху святое слово» («Житие старца Серафима»).
И действительно, в его рассказе звери понимают людей с доброй душой и не понимают жестокосердных и злых. А доброе слово и зверю приятно.

В нашей охотничьей литературе имя Лескова «не замечено» — он не включен даже в сборник «Русская охота и культура» (Выпуск второй. Москва. 2001 год). Хотя, на мой взгляд, он заслуживает большего — рассказ «Зверь» является шедевром охотничьей литературы.

Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово на Орловщине 16 февраля 1831 года в семье чиновника. Отец Лескова — Семен Дмитриевич отличался твердостью убеждений, был близок к декабристам Рылееву и Бестужеву, ушел в отставку, разойдясь во взглядах с губернским начальством, и переселился на хутор Панине, где семья жила в крошечном домике, «который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой».

Обаяние прекрасной русской природы, предания старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, охотничьи страсти родного дяди навсегда запали в память мальчика. С детства он видел тиранов помещиков и принимал близко к сердцу судьбу барских холопов и, так случилось, судьбу диких зверей в усадьбе беспощадного дяди-помещика.

Н. Лесков получил хорошее домашнее образование, учился в Орловской гимназии, вторую не закончил. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, а потом в Киеве. От отца Лесков унаследовал абсолютную честность в делах и твердость в своих убеждениях.

Скоро Лесков оставил государственную службу и поступил на работу к мужу своей тетки А. Шкотту, управляющему имениями графов Перовских и Нарышкиных. Работа была связана с поездками по России. Писатель побывал на Севере, Поволжье, Казахстане, Прибалтике, Карелии и получил массу разнообразных впечатлений о жизни простого народа. Это дало ему право написать о себе: «Я не изучал народ… Я вырос в народе… с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом. Я с народом был свой человек». «Всеми силами души» Лесков возненавидел крепостное право. Нет, он не стал революционером, он испытывал «недоверие к бунту», но горячо сочувствовал многим демократическим идеалам.

В 1861 году Лесков переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал с написания статей, фельетонов, рассказов. Душевная щедрость Лескова в полной мере сказалась на его творчестве. Он в полной мере высказал горький взгляд на русскую действительность, полную сюрпризов и «насмешек жизни». Таков и рассказ «Зверь».

Лесков был еще мальчиком, когда жил некоторое время у тетки, которая была замужем за орловским помещиком. Помещик «был очень богат, стар и жесток». «В характере у него преобладали злобность и неумолимость». Помещик гордился этими качествами и считал их выражением «непреклонной твердости духа». В доме дяди «никогда и никому никакая вина не прощалась, даже для зверя или какого-нибудь мелкого животного». В доме и во всех деревнях, принадлежавших дяде, всегда царила безотрадная унылость.

Дядя был страстный любитель псовой охоты. С борзыми он травил волков, лисиц, зайцев. Были и особые собаки, которые брали медведей. Их называли «пьявками». «Они впивались в зверя так, что их нельзя было оторвать». Медведей было много, и дяде иногда удавалось брать живыми медвежат. За ними ухаживал дворовый Храпошка.

Из числа медведей выбирали самого умного и давали ему свободно гулять по двору, но только до тех пор, пока медведь ведет себя смирно. Таким медведем стал Сганарель, который за пять лет не сделал ни одной «шалости». Но звериная натура взяла свое, и Сганарель провинился: оторвал крыло гусю, переломил спину жеребенку и напал на человека. Храпошке велели посадить Сганареля в яму, а оттуда одна дорога — казнь с помощью «пьявок», а если они не справятся, то пуля из тяжелого кухенрейтеровского штуцера делала свое дело.

Сганарель за свои грехи непременно должен был заплатить лютой смертью. Его казнь была как послеобеденное развлечение для гостей. Вооруженные гости собрались у ямы с медведем. Шведские Штрабусы, немецкие Моргенраты, английские Мортимеры и варшавские Колеты (ружья, названные по именам создавших их оружейников) красовались на плечах гостей.

Дядя приказал выгнать медведя из ямы и начать травить его, но медведь не хотел выходить, и Храпошку послали в яму, чтобы он вывел его наверх. Сганарель обнял Храпошку и стал нежно лизать его, жалуясь на свою судьбу. Наконец, Храпошке удалось уговорить медведя выйти из ямы. Травля началась. Сганарель убил несколько «пьявок», бревном разогнал зевак и после выстрела из кухенрейтеровского штуцера убежал в лес.

Храпошка был обвинен в том, что способствовал спасению своего друга Сганареля, и ему грозило жестокое наказание. Его спасло чудо — услышав слова священника о всепрощении, дядя заплакал, подозвал Храпошку, дал ему вольную и сто рублей денег. Но Храпошка отказался и остался верным рабом дяди до самой смерти. Лесков тем самым подчеркнул рабскую сущность русского народа.
Сганареля искали, но не нашли.

Лесков любил в человеке мудрость доброты, но еще больше ценил доброту мудрости.

Стремясь «оправдать Русь», он весьма критично относился к русской действительности и вообще ко всему, что видел дурного в своем отечестве. «Он любил Русь, всю, какова она есть… — писал о Лескове Горький, — но он любил все это, не закрывая глаз». Это авторское возмущение «российскими гнусностями» особенно сильно проявилось в рассказе «Зверь».

Заслуги писателя перед русской литературой поистине велики. М. Горький считал, что Н.С. Лесков достоин стоять рядом с такими писателями, как Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев.
Н.С. Лесков скончался 21 (5 марта) февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Николай Лесков

И звери внимаху святое слово.

Житие старца Серафима

Глава первая

Отец мой был известный в свое время следователь. Ему поручали много важных дел, и потому он часто отлучался от семейства, а дома оставались мать, я и прислуга.

Матушка моя тогда была еще очень молода, а я – маленький мальчик.

При том случае, о котором я теперь хочу рассказать, мне было всего только пять лет.

Была зима, и очень жестокая. Стояли такие холода, что в хлевах замерзали ночами овцы, а воробьи и галки падали на мерзлую землю окоченелые. Отец мой находился об эту пору по служебным обязанностям в Ельце и не обещал приехать домой даже к Рождеству Христову, а потому матушка собралась сама к нему съездить, чтобы не оставить его одиноким в этот прекрасный и радостный праздник. Меня, по случаю ужасных холодов, мать не взяла с собою в дальнюю дорогу, а оставила у своей сестры, у моей тетки, которая была замужем за одним орловским помещиком, про которого ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили будто бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа.

Такое же мужество и твердость он стремился развить в своих детях, из которых один сын был мне ровесник.

Дядю боялись все, а я всех более, потому что он и во мне хотел «развить мужество», и один раз, когда мне было три года и случилась ужасная гроза, которой я боялся, он выставил меня одного на балкон и запер дверь, чтобы таким уроком отучить меня от страха во время грозы.

Понятно, что я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом, но мне, повторяю, тогда было пять лет, и мои желания не принимались в расчет при соображении обстоятельств, которым приходилось подчиняться.

Глава вторая

В имении дяди был огромный каменный дом, похожий на зaмок. Это было претенциозное, но некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башнею, о которой рассказывали страшные ужасы. Там когда-то жил сумасшедший отец нынешнего помещика, потом в его комнатах учредили аптеку. Это также почему-то считалось страшным; но всего ужаснее было то, что наверху этой башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны, то есть была устроена так называемая «Эолова арфа». Когда ветер пробегал по струнам этого своевольного инструмента, струны эти издавали сколько неожиданные, столько же часто странные звуки, переходившие от тихого густого рокота в беспокойные нестройные стоны и неистовый гул, как будто сквозь них пролетал целый сонм, пораженный страхом, гонимых духов. В доме все не любили эту арфу и думали, что она говорит что-то такое здешнему грозному господину и он не смеет ей возражать, но оттого становится еще немилосерднее и жесточе… Было несомненно примечено, что если ночью срывается буря и арфа на башне гудит так, что звуки долетают через пруды и парки в деревню, то барин в ту ночь не спит и наутро встает мрачный и суровый и отдает какое-нибудь жестокое приказание, приводившее в трепет сердца всех его многочисленных рабов.

В обычаях дома было, что там никогда и никому никакая вина не прощалась. Это было правило, которое никогда не изменялось, не только для человека, но даже и для зверя или какого-нибудь мелкого животного. Дядя не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал его за слабость. Неуклонная строгость казалась ему выше всякого снисхождения. Оттого в доме и во всех обширных деревнях, принадлежащих этому богатому помещику, всегда царила безотрадная унылость, которую с людьми разделяли и звери.

Глава третья

Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты. Он ездил с борзыми и травил волков, зайцев и лисиц. Кроме того, в его охоте были особенные собаки, которые брали медведей. Этих собак называли «пьявками». Они впивались в зверя так, что их нельзя было от него оторвать. Случалось, что медведь, в которого впивалась зубами пиявка, убивал ее ударом своей ужасной лапы или разрывал ее пополам, но никогда не бывало, чтобы пьявка отпала от зверя живая.

Теперь, когда на медведей охотятся только облавами или с. рогатиной, порода собак-пьявок, кажется, совсем уже перевелась в России; но в то время, о котором я рассказываю, они были почти при всякой хорошо собранной, большой охоте. Медведей в нашей местности тогда тоже было очень много, и охота за ними составляла большое удовольствие.

Когда случалось овладевать целым медвежьим гнездом, то из берлоги брали и привозили маленьких медвежат. Их обыкновенно держали в большом каменном сарае с маленькими окнами, проделанными под самой крышей. Окна эти были без стекол, с одними толстыми, железными решетками. Медвежата, бывало, до них вскарабкивались друг по дружке и висели, держась за железо своими цепкими, когтистыми лапами. Только таким образом они и могли выглядывать из своего заключения на вольный свет божий.

Когда нас выводили гулять перед обедом, мы больше всего любили ходить к этому сараю и смотреть на выставлявшиеся из-за решеток смешные мордочки медвежат. Немецкий гувернер Кольберг умел подавать им на конце палки кусочки хлеба, которые мы припасали для этой цели за своим завтраком.

За медведями смотрел и кормил их молодой доезжачий, по имени Ферапонт; но, как это имя было трудно для простонародного выговора, то его произносили «Храпон», или еще чаще «Храпошка». Я его очень хорошо помню: Храпошка был среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый парень лет двадцати пяти. Храпон считался красавцем – он был бел, румян, с черными кудрями и с черными же большими глазами навыкате. К тому же он был необычайно смел. У него была сестра Аннушка, которая состояла в поднянях, и она рассказывала нам презанимательные вещи про смелость своего удалого брата и про его необыкновенную дружбу с медведями, с которыми он зимою и летом спал вместе в их сарае, так что они окружали его со всех сторон и клали на него свои головы, как на подушку.

Перед домом дяди, за широким круглым цветником, окруженным расписною решеткою, были широкие ворота, а против ворот посреди куртины было вкопано высокое, прямое, гладко выглаженное дерево, которое называли «мачта». На вершине этой мачты был прилажен маленький помостик, или, как его называли, «беседочка».

Из числа пленных медвежат всегда отбирали одного «умного», который представлялся наиболее смышленым и благонадежным по характеру. Такого отделяли от прочих собратий, и он жил на воле, то есть ему дозволялось ходить по двору и по парку, но главным образом он должен был содержать караульный пост у столба перед воротами. Тут он и проводил большую часть своего времени, или лежа на соломе у самой мачты, или же взбирался по ней вверх до «беседки» и здесь сидел или тоже спал, чтобы к нему не приставали ни докучные люди, ни собаки.

Жить такою привольною жизнью могли не все медведи, а только некоторые, особенно умные и кроткие, и то не во всю их жизнь, а пока они не начинали обнаруживать своих зверских, неудобных в общежитии наклонностей то есть пока они вели себя смирно и не трогали ни кур, ни гусей, ни телят, ни человека.

Медведь, который нарушал спокойствие жителей, немедленно же был осуждаем на смерть, и от этого приговора его ничто не могло избавить.

Глава четвертая

Отбирать «смышленого медведя» должен был Храпон. Так как он больше всех обращался с медвежатами и почитался большим знатоком их натуры, то понятно, что он один и мог это делать. Храпон же и отвечал за то, если сделает неудачный выбор, – но он с первого же раза выбрал для этой роли удивительно способного и умного медведя, которому было дано необыкновенное имя: медведей в России вообще зовут «мишками», а этот носил испанскую кличку «Сганарель». Он уже пять лет прожил на свободе и не сделал еще ни одной «шалости». – Когда о медведе говорили, что «он шалит», это значило, что он уже обнаружил свою зверскую натуру каким-нибудь нападением.

Тогда «шалуна» сажали на некоторое время в «яму», которая была устроена на широкой поляне между гумном и лесом, а через некоторое время его выпускали (он сам вылезал по бревну ) на поляну и тут его травили «молодыми пьявками» (то есть подрослыми щенками медвежьих собак). Если же щенки не умели его взять и была опасность, что зверь уйдет в лес, то тогда стоявшие в запасном «секрете» два лучших охотника бросались на него с отборными опытными сворами, и тут делу наставал конец.

Если же эти собаки были так неловки, что медведь мог прорваться «к острову» (то есть к лесу), который соединялся с обширным брянским полесьем, то выдвигался особый стрелок с длинным и тяжелым кухенрейтеровским штуцером и, прицелясь «с сошки», посылал медведю смертельную пулю.

Чтобы медведь когда-либо ушел от всех этих опасностей, такого случая еще никогда не было, да страшно было и подумать, если бы это могло случиться: тогда всех в том виноватых ждали бы смертоносные наказания.