Лекция "Организация, подготовка, проведение спортивных походов, обязанности в походе.". Как приготовить поход - распределение обязанностей

Родительское собрание по теме

«Семейные традиции – основа семейного благополучия»

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

6. Семья – ключ к … (счастью).

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – это психологический тыл, защита, убежище.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Святого Валентина, Пасху, Сабантуй. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк, в боулинг, в Макдональдс. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве, которые были окрашены яркими красками разных впечатляющих мелочей.

1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.

2. Сказка на ночь.

3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.

4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.

5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь. И детство ваших детей намного богаче.

Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?

Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией. Но вам в эту традицию можно внести что-то свое, что запомнится вашим детям на всю жизнь.

Например:

Новый год – самый любимый праздник.

Праздник надежд. Его встречает каждая семья. Можно украсить елку вместе с детьми, можно украшать, когда дети спят, чтобы сделать им сюрприз, а можно выехать всей семьей в лес и украсить лесную красавицу угощениями для птиц и зверей.

В преддверии Нового года можно завести традицию посещать музей, театр, выставки, лепить всей семьей снежную бабу – символ зимы.

На масленицу найти возможность покатать детей на санях, сжечь вместе с ними ненужные вещи, чтобы старое и ненужное все ушло, хорошо бы научить их печь блины.

Навруз – время начал. В старину был обычай выходить всем миром в поле и бросать первые зерна в весеннюю землю. В наше время можно ввести традицию сажать деревья около своего дома.

День Победы – в этот день хорошо бы ввести традицию приходить с детьми к памятнику павшим в ВОВ и возлагать цветы, можно почитать детям рассказы о том, как воевали наши солдаты, посмотреть вместе с ребенком фотографии, поговорить о родных, которые воевали, вспомнить их, если они живы – обязательно поздравить.

Дарение подарков – это торжественный момент и его нужно продлить, сделать запоминающимся. Для этого:

1. Оставьте за ребенком право выбора: хочет он сделать подарок своими руками или он будет дарить купленный подарок. Если ребенок ходит в кружок выжигания или в художественную школу, ему будет приятно показать свои труды.

2. Откажитесь от стандартных форм подарка (пластилиновые фигурки, шишки и цветы на картонках). Это скучно? Позвольте своей фантазии действовать на полную катушку и обязательно спрашивайте совета у детей. Они много интересного могут вам предложить. Можно купить несколько белых футболок (для всей семьи) и расписать их специальными красками и фломастерами. А можно из пробок от пластиковых бутылок сделать занавес на дверь или сделать оригинальную вазу из бутылки, расписав ее красками по стеклу.

Да мало ли идей придет вам в голову. Думайте, это так увлекательно.

3. Помните, что главное не сам подарок, а способ его вручения. Если хотите, чтобы этот праздник запомнился на всю жизнь, продумайте сценарий от и до. Обговорите его с ребенком, спросите какую роль он хотел бы играть или какую песню исполнять.

4. Увлекайте в процесс как можно больше людей. Если вы дарите книгу, пригласите участвовать в вашем мини-спектакле по содержанию этой книги подружек и друзей сына и дочки, всех родственников, соседей. В общем, всех тех людей, которые любят и умеют веселиться. В этом случае, я уверена, ни ваши дети, ни вы сами никогда не забудете этот праздник.

Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.

День рождения для ребенка – это событие в детской жизни. Что можно сделать, чтобы он запомнился Вашему ребенку?

1. Можно с ребенком приготовить пригласительные (сделать аппликацию, нарисовать), можно приготовить пригласительные в стихотворной форме (стихи придумать самим).

2. Продумать, как украсить квартиру (это создаст праздничное настроение).

3. Продумать сценарий дня рождения:

а). это может быть кукольный спектакль (декорации и куклы готовить вместе с ребенком) в антрактах дети идут в «буфет» - садятся за стол.

б). Игры, прятки, хороводы.

в). Срезание игрушек с закрытыми глазами.

г). Беспроигрышная лотерея.

д). Игра «Ищи подарок» - по запискам.

4. Можно с ребенком нарисовать и повесить праздничную газету. В центре которой – именинник, а вокруг изобразить предполагаемых гостей в юмористическом виде и оставить место для пожеланий.

5. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.

Но традиции можно не только соблюдать, но и создавать. Давайте сейчас с вами попробуем создать «Первосентябрьскую традицию – праздник» (посвященный началу учебного года), «Повседневные традиции», традицию «Отдыхаем вместе». Работа будет проводиться в группах.

Придумайте первую, «первосентябрьскую » - праздник, посвященный началу нового учебного года. Этот праздник можно отмечать в своей семье, а можно объединиться с другими семьями.

Чтобы праздник запомнился вашим детям:

1. Четко распределите обязанности, ведь для проведения праздника нужен будет сценарист, декоратор, гример, кулинар.

2. Украсить квартиру шариками с веселыми мордашками. Достаточно вырезать из бумаги глаза, нос, рот, челку и все приклеить клеем ПВА.

3. Выпустите к 1 сентября семейную газету о том, как прошло лето или о первокласснике, четверокласснике, идущем в школу – герое дня. Покажите его путь от капусты (аиста) до сегодняшнего дня.

4. Начните праздник с подарков. Подарите ребенку что-нибудь необычное. Например, игрушку с карманом. Ее можно сделать самим, а можно купить и сшить для нее штанишки или сарафанчик с карманом. В карманчике каждое утро ребенка будет ожидать маленький сюрприз: яблочко, конфета, орешек, записочка с шуточными советами, пожеланиями, заданиями, напоминаниями, список дел, карта со схемой нахождения сюрприза.

5. Создайте семейный театр. Дверной проем превратите в ширму, сшейте куклу с живыми руками. Кукла состоит из двух частей: головы на палочке и балахона, со стянутыми резинкой прорезями для рук. Придумайте артисту имя.

Он может выступать в роли ведущего домашней студии СИН (самые интересные новости). Это новости «от мамы», «от папы», «из портфеля», «из детской». На детском празднике с помощью куклы можно провести викторину, лотерею, рассказать о гостях. Если делать ребёнку бесконечные замечания – ничего не изменится. Но вот если об этом расскажет кукла в ваших домашних новостях, смешно жестикулируя, изображая ужас – порядка будет больше.

1. Устройте конкурс загадок, в котором победители получают отгадку, в качестве приза. Загадки выбирайте известны, имеющие отношение к школе, или придумайте свои.

2. Можно провести игру, которая позволит всем получить подарки. Приготовьте 5 коробок, на каждой из них приклейте по одной букве – ш, к, о, л, а. Положите в коробки с буквами призы, названия которых начинаются на ту же букву. Например:

Ш – шампунь (мал.пакетик), шахматы, шкатулка, шоколадка.

Ведущий ставит коробку с буквой перед собой, игроки называют слово на эту букву. Если приз с таким названием есть, ведущий отдает его угадавшему.

3. Объявите конкурс: «Закладочных дел мастер». Помогите детям сделать для друзей закладки.

«Конверты любви» тоже могут стать традицией вашей семьи. Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, что так редко получается сделать словами. А как важно это знать!

«Конверты любви» можно повесить на холодильник, на каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В конверт можно положить записку друг другу, забавные открыточки. Младшим иногда можно положить конфетку. Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.

Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их хороших качествах, о том, как вы их любите. Если интерес к процессу немного ослабевает, можно конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе.

А туристические, байдарочные походы , где у детей появляется масса новых, не домашних занятий: костер, дрова, палатка, рюкзаки, удочки, новые обязанности и новые впечатления.

Или путешествие по Родному краю , посещение различных городов и исторических мест, из которых вы обязательно привозите различные безделушки и сувениры, которые хранят теплые воспоминания о вашем семейном отдыхе.

Очень хорошо, если в семье есть традиция собирать какие-либо коллекции у себя дома. Если же нет, то еще не поздно начать это делать. Что можно коллекционировать в семье? Это ракушки, камушки, коряги. Хорошо собирать марки, фантики, открытки.

Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать, в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.

¨Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;

¨Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;

¨Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.

Например: Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры. Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.

Это и чтение книги ребёнку на ночь;

¨ Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе и рассказывает друг другу события дня, совместное обсуждение бюджета семьи – что покупать в первую очередь, какие дела необходимо делать, кто их будет делать;

¨ Семейные чтения, когда читают не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений.

Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны и каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать историю своего рода, составлять родословную. Это будет своеобразный мостик между поколениями Ваших предков и потомков. В семье Файрушиных уже начали составлять это генеалогическое дерево. Давайте послушаем, что же дала им эта работа?

Скажите, что ещё может помочь нам сохранить историю рода? (семейный альбом, семейные архивы). Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетный грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии, вашу биографию, просто и доходчиво пересказанную для внуков.

Семейный альбом – это огромное, осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное. Отбор фотографий, Оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.Пушкин

О быте и традициях наших предков очень интересно рассказывается в книге «Домострой». В ней собран опыт предков, которые жили несколько веков назад. Возможны различные точки зрения при прочтении этой книги, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического документа. В этой книге содержатся советы, необходимые нам сегодня (как создать семью, как вырастить и воспитать детей, правильно построить взаимоотношения с ними, поднимаются наболевшие вопросы: распад семьи, трудности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми).

Подводя итоги услышанного, можно сказать, что:

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Родительское собрание

Тема: «Семейные традиции»

Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека

Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, способствовать более легкому запоминанию сути бесед.

Подготовка к собранию

1. Написать плакаты:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери) .

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой) .

"Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости".

"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".

(А.С. Макаренко)

2.Провести анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».

Ход собрания

Воспитатель:

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы будем говорить больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выходите во двор и наряжаете елку вместе с ними, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа-ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека, до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

"Закончи предложение"

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).

6. Семья – ключ к … (счастью).

А сейчас для вас викторина.

1. Скажите, как по латыни будет "семья". (Фамилия.)

2.А теперь скажите "семья" по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась "птицей Геры"? (Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"? (О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

("Дюймовочка".)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: "Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать"?

("Снежная Королева". Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, "тридцать три родных сестрицы". Что это за семья?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Молодцы, на все вопросы ответили.

Обсуждение ситуации.

Малышу исполнилось 6 лет, мать хотела отметить ему день рождение, устроить для него домашний праздник. Но соседка сказала, что нечего баловать ребенка, вырастет, вот тогда и пусть отмечает. Мать задумалась, возможно, соседка права, купить подарок, да и все.

Нужно ли организовывать праздники по поводу дня рождения ребенка?

Нужны ли праздники для детей в семье?

Какие вы устраиваете дни рождения?

Кого приглашаете к малышу в гости?

Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

Встретились две мамы, разговорились. «У меня сыну через два дня будет день рождения, - делилась радостью одна из них. - Думаю, ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все? » - поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне - клоуном перед ними быть».

Представьте, что такой разговор состоялся с вами, и ваша собеседница спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали?

Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

Запомниться ли он детям?

Что интересного было в вашей семье?

Чем можно привлечь детей во время подготовки? (Обмен опытом.)

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник - нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Вопросы для родителей.

Как быть, если праздник, например «Ваш день рожденья», предстоит Вам отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, чувствуя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать»? Что Вы ответите?

Можно ли посадить детей за один праздничный стол со взрослыми? В каких случаях да, нет?

Послушайте, как ответили ваши дети на такие вопросы:

Дети, приходилось ли вам отмечать праздник, сидя за одним праздничным столом с взрослыми?

Что на таком празднике запомнилось? »

Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Часто на взрослых праздниках ребенку уделяют особое внимание. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешивается в них. Ребенок скажет или сделает что-нибудь смешное - всем понравится это, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя».

Если вдруг приходят гости

В дом на праздничный пирог.

Мама с папой просят Костю:

Спой, пожалуйста, сынок!

Начинает Костя мяться.

Дуться, хныкать и сопеть.

И нетрудно догадаться:

Мальчуган не хочет петь.

«Пой! » - настаивает мама, -

Только стой на стуле прямо! »

Папа шепчет: «Константин,

Спой куплетик! Хоть один! »

От досады и от злости

Все кипит в груди у Кости.

Он, кряхтя, на стул встает,

С отвращением поет.

А поет он, как ни странно,

Серенаду Дон-Жуана,

Что запомнилось ему

Неизвестно почему.

Гости хлопают в ладоши:

«Ах, певец какой хороший! »

Кто-то просит: «Ты, малыш,

Лучше спой "Шумел камыш. "»

За столом смеются гости,

И никто не скажет: «Бросьте!

Перестаньте приставать,

Малышу пора в кровать».

А бывает, любим мы демонстрировать способности своего ребенка. А если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». А дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие ребята. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они, будут петь, танцевать, рассказывать, когда это выпадает им сделать при игре или по фанту. Помните, пожалуйста, об этом.

В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим своим детям подарки, они их любят и всегда ждут.

Какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям?

Нужно ли дарить их в праздники? Какие?

Как дарить подарки в Новый год? (обмен опытом)

Подарки всегда должны быть немного на вырост, но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, дисках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клеши, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, видеофильмов, кассет. Конечно, подарки детям - отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарками легко избаловать детей.

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал старше, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь.

Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаше у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько он подрос за год.

Неплохо, если в день рождения сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, это могут быть затейливые пригласительные билеты (показать, самодельные открытки с рисунками детей, аппликации по времени года, когда рожден ваш ребенок.)

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя - взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки или театрализованное представление с использованием кукол любимых сказок. Они могут появиться из-за самодельной ширмы, макета телевизора или из-за штор: приход желателен до того, как дети сядут за стол, так как могут напомнить гостям о правилах поведения за столом.

Почему мы коснулись эти вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты не только принесет радость другому человеку, но и посеет семена доброты у вашего ребенка.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Вспомните свое детство, как вы относились к праздникам - не то, что сейчас, это, действительно было событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «. тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К, Д. Ушинский.

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям: « Основные семейные традиции».

Памятка для родителей

Основные семейные традиции

Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

Сказка на ночь;

Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Анкета для родителей:

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) хорошие 3) нормальные

2) отличные 4) не очень хорошие

2. Считаете ли вы свою семью дружной?

1) да 2) не совсем

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

1) праздники 5) праздники и поездки

2) ужин в кругу семьи 6) не знаю

3) поездки 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин

4) всё, многое

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно 4) когда как

2) часто 5) редко

3) как получится 6) всегда

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) каждый занимается своим делом 8) смотрим TV передачи

2) всё (всё понемногу, всем, много чем) 9) общаемся

3) обсуждаем учёбу 10) вместе проводим досуг

4) занимаемся трудом и ходим летом на участок 11) читаем

5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 12) шутим, смеёмся

6) занимаемся семейно – бытовым трудом 13) отдыхаем

7) делимся впечатлениями

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) редко 2) иногда 3) нет


Родительское собрание «Семейные традиции»

Цель: заинтересовать родителей семейными традициями.

Познакомить с толкованием слова «традиция»

Привлечь внимание родителей к проблеме (отсутствие традиций в современных семьях)

Организовать работу по вопросам

Помочь сделать символ Нового года.

Привлечь внимание к традициям класса

Необходимое оборудование : презентация к собранию, вопросы (на листочках), цветная бумага, ножницы, клей, звёздочки разных цветов

Ход собрания

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я рада встрече с Вами. Сейчас Вам будут представлены слайды из презентации, подумайте, о чём пойдёт речь, и назовите тему нашего родительского собрания, (слайды)

Ответы родителей: семейные традиции

Учитель: Правильно. Мы будем с Вами говорить о семейных традициях. (Слайд)

Скажите, что такое традиция?

Ответы родителей.

Учитель . В толковом словаре такое толкование этого слова (слайд).

Учитель: Какие бывают семейные традиции? (слайд)

Ответы родителей.

Учитель: Предлагаю объединиться в группы. Перед началом собрания вы выбирали звёзды разного цвета, создайте группы по цветам.

Каждой группе я предлагаю ситуацию, которая часто встречается в нашей жизни. Проанализируйте её, ответьте на вопросы. (Слайд)

Работа в группах, ответы родителей

Учитель: Большинство семейных пар понимает, что семейные традиции - это важный фактор духовного единения и крепости семьи, но, не смотря на это, в свою семью вносят минимум таких традиций, делая акцент лишь на больших праздниках или других событиях, тогда как семейные традиции - это не только празднование Дня рождения и Нового года, но это и семейный завтрак или ужин, это чтение книг, походы в кино, на природу или просто совместное хобби.

Без этих маленьких ритуалов не будет достаточной доли общения и близости, которая необходима в полноценных семейных отношениях. Именно в семьях, в которых нет семейных традиций, при разводе на вопрос: «Почему разводитесь?» Ответ: «Нас ничего не связывало». По статистике таких разводов 30%. Чаще всего происходит такое не из - за того, что пара не желает создавать нечто общее, а из-за не знания того, как это сделать. Из всего сказанного вытекает следующий важный вопрос

«Как создавать семейные традиции?» (слайд)

Я предлагаю вам подумать над этим вопросом (работа в группах)

Ответы родителей.

Учитель : Семейные традиции не должны выбиваться из общих интересов и желаний Вашей семьи; они не должны быть сложным в выполнении; все члены семьи должны захотеть то, что Вы сделаете ритуалом и традицией; все члены семьи должны иметь возможность выполнять этот ритуал или традицию. Это могут быть правила, принятые в обществе (например, говорить «Доброе утро», «Спокойной ночи»); традиции Ваших родителей или других семей. Взяв за основу вышеперечисленные пункты, можно придумать традицию, которая будет неотъемлемой частью Вашей семейной жизни. Для того чтобы любое из выбранных занятий стало традицией, необходимо не смотря ни на какие посторонние дела выполнять задуманной. То есть если вы решили, что будете по выходным печь пироги, то, как бы не складывались обстоятельства, куда - бы Вас не приглашали, Вы должны оставаться и печь пироги. Только тогда это можно будет называть традицией и только в этом случае от такого занятия будет толк, потому, что иногда приходится переступить через какие-то желания, ставя семейные ценности на первое место. Именно поэтому в традициях легко воспитывать у детей чувство ответственности и долга, которые Вы будете прививать собственным примером. Учитывая эти принципы, вы сможете сделать семейные традиции желанными и естественными, ведь навязанные традиции, могут никогда не стать частью Вашей семейной жизни, так как не были приняты душой, а были лишь навязанной необходимостью. И дети, повзрослев, не взбунтуются и не скажут, «нам это не надо», так как это будет частью их жизни.

А сейчас давайте задумаемся: традиции созданы, но их нужно как-то сохранить:

Ответы родителей.

Учитель . Конечно же, самая сильная память запечатывается на наших сердцах, но еще одним важным хранителем счастливых и важных для членов семьи моментов являются семейные фотоальбомы. Их составление, бережное хранение и продолжение - дело рук не одного поколения. В этом и просматривается глубинная родовая связь, помогающая каждому члену семьи в непростой задаче самоидентификации самого себя. Беседы с детьми, воспоминания о своём детстве.

Праздники должны быть запоминающимися, яркими. Хорошо, если эти праздники будут описываться разными членами семьи либо сочинениями, либо рисунками, получится своеобразная летопись праздников вашей семьи. Это будет очень здорово!

Учитель: Приближается самый лучший семейный праздник - Новый год. Вспоминая своё детство, я помню, как накануне праздника мы всей семьёй мастерили своими руками новогодние игрушки. Сейчас эта традиция и моей семьи.

Я предлагаю Вам смастерить символ Нового года - ёлочку. Может быть, изготовление новогодних игрушек станет Вашей семейной традицией. (Слайд)

Работа в группах, изготовление ёлочки.

Учитель: (слайд) Подошло к концу наше родительское собрание. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. И ещё, я думаю, что семья - это не только дети, родители, но и наш класс - это тоже большая семья. Давайте мы тоже создадим нашу классную традицию. А вот какую, я предлагаю Вам дома обсудить это с вашими детьми и на следующем собрании мы обсудим ваши предложения.

Учитель. Подведём итог нашему собранию.

Продолжите предложения:

На собрании мне было интересно..

Я задумался (ась) о создании традиций... (слайд)

Спасибо, до новых встреч!

«ИДЕМ В ПОХОД»

Туризм, как известно, располагает большими воспитывающими возможностями. Он создает благоприятные условия для воспитания. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Поход позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе. Педагог, совершающий туристские походы с классом, воспитывает у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь.

Обязанности и права руководителя туристического похода.

Руководитель похода несет ответственность за жизнь и здоровье детей, безопасность проведения похода, выполнение плана намеченных мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

Руководитель похода обязан:

— до начала похода обеспечить комплектование туристской группы, организовать подготовку участников похода, проверить наличие у них знаний м навыков, обеспечивающих безопасность, подготовить маршрутный лист и приказ на проведение похода;

— совместно с участниками ознакомиться с районом похода, на основе картографического материала разработать маршрут, наметить место и время сбора группы, сроки возвращения с маршрута;

— в походе принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями, принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение, организовывать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.

За нарушение инструкции руководитель похода несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Организация безопасности.

Главная задача - обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Инструктаж может быть зачитан ребятам как «Правила безопасности в туристическом походе» с комментариями учителя.

Правила безопасности в туристическом походе.

1. Точно выполняй все распоряжения руководителя.

2. При замеченной опасности немедленно сообщай руководителю.

3. Во время следования по железной дороге: выходить из вагона только с разрешения руководителя; в тамбурах не стоять; на ходу поезда двери не открывать, из вагона не высовываться; садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

4. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

5. Строго соблюдать правила уличного движения. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту, быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.

6. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения, выходить на маршрут с тем снаряжением, которое указано руководителем.

7. При движении соблюдать установленный интервал.

8. В ветреную и холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

9. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

10. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

11. Обо всех признаках недомоганий немедленно сообщать руководителю группы.

12. Без разрешения руководителя не подходить к воде, не купаться.

13. В лесу не разводить костры без разрешения руководителя. Свечи и спички в палатках не зажигать.

14. Аккуратно обращаться с огнем и с кипятком, работать у костра только в одежде, иметь рукавицы.

15. Топоры, пилы и другие режущие инструменты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.

Подготовка к походу и распределение обязанностей.

К руководству походом выходного дня допускаются лица не моложе 18 лет, а количественный состав группы должен быть 6-10 , человек. Если в поход идет более 10 человек, то необходим заместитель руководителя. При проведении походов следует уделить большое внимание познавательной и литературно-краеведческой работе. В целях развития самодеятельности, активности, самостоятельности и творчества детей, каждому участнику похода поручается выполнение определенных обязанностей: командира группы, завхоза по питанию, медицинского инструктора, ремонтного мастера, физкультурного руководителя, художника, зоолога, летописца, завхоза по снаряжению, топографа, казначея, фотографа, биолога, кострового. Каждый участник похода ведет записи наблюдений, принимает активное участие в оформлении собранных материалов.

Туристическое снаряжение.

Большое значение для здоровья туриста и успеха похода имеет снаряжение. В поход берут только самое необходимое. Недаром говорится, что в походе и иголка пуд весит. Основные требования, которым должно отвечать туристское снаряжение, - это легкость, надежность, прочность, портативность и удобство при эксплуатации. Снаряжение делится на личное (индивидуальное) и групповое (общего пользования).

Личное снаряжение для похода выходного дня: 1. Рюкзак. 2. Коврик (полиуретановый, двухслойный). 3. Спортивный костюм. 4. Накидка от дождя. 5. Головной убор. 6. Кеды или кроссовки. 7. Носки хлопчатобумажные - 2 пары. 8. КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). 9. Блокнот, ручка, простой карандаш. 10. При необходимости индивидуальные лекарства.

Групповое снаряжение для похода выходного дня: 1. Костровой инвентарь (топор, лопатка, пила, таганок, котлы, объем которых зависит от количественного состава группы). 2. Полиэтилен. 3. Ремонтный набор (нитки простые и капроновые, иглы, наперсток, клей «Момент», изолента, капроновый шнур). 4. Фотоаппарат. 5. Картографические материалы, путеводители.

Аптечка. В любом, даже однодневном, походе или на прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи.

В медицинскую аптечку для туристского похода должны входить: бинты стерильные (4 шт.), вата (50 г), жгут (1 шт.), лейкопластырь (2 уп.), спиртовой раствор йода (5%, 10 мл), анальгин (10 табл.), валидол (10 табл.), сульфадиметоксин (10 табл.), активированный уголь (20 табл.), рас-вор перекиси водорода (50 мл), марганцовокислый калий (кристаллы, 5 г), сода двууглекислая, питьевая (10 г), нашатырный спирт (25 мл), левомицетин (10 табл.), крем «Детский» (1 тюбик), термометр (1 шт.), нашатырный спирт (1 уп.), эластичный бинт (1 шт.), спирт (96%, 100 мл.), аспирин (Ютабл.), ножницы (1 шт.).

Туристический строй.

В туристических походах принято ходить строем, в колонне по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено - никто не отстанет и не потеряется. Строем по лесу идти гораздо безопаснее и легче: за меньшее время можно пройти большее расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Всё это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду - парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.

Где место педагога в туристическом строю? Удобнее идти вначале колонны. Легче регулировать темп и направление движения. В конце замыкающим лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача - помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы сигнализации между замыкающим, направляющим и руководителем группы.

Любой класс разделен на микроколлективы ребят, которые дружат между собой. Им приятно и интересно быть друг с другом. Эти малые группы имеют своих неформальных лидеров. В походе члены микрогрупп также будут стремиться к совместному общению, и педагогу нужно это использовать. В строю члены микрогрупп могут идти вместе. А их лидерам учитель официально поручает руководить ребятами при движении по маршруту. Он может подсказать неформальным вожакам, что им удобнее идти в конце своего микроколлектива, замыкая его: так нет необходимости оглядываться, не отстал ли кто-нибудь, всегда видно тех, кому нужна помощь.

Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А в походе дисциплина - форма достижения цели безопасного его проведения.

Организация бивака.

Успех похода выходного дня во многом зависит от того, как была организована лагерная стоянка. Определяя место разбивки бивака, руководителю нужно учитывать многое: есть ли близко питьевая вода, дрова, нет ли подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром.

Нельзя располагать бивак на возвышенностях, около одиноких деревьев, так как при грозе в них может ударить молния. Опасно располагаться и под проводами электрических линий, в лесу под низко опущенными кронами деревьев, у подножия крутых берегов, где могут быть обвалы. Но самое главное - место бивака должно быть безопасным во всех отношениях.

Выбрав место для бивака, туристы по команде руководителя снимают рюкзаки, затем в течение 5-10 мин. отдыхают и переодеваются, после чего приступают к выполнению своих обязанностей.

Место для костра выбирают в отдалении от сухого леса, торфяников. При возможности нужно использовать место, где уже разводили костер. Если такого места нет, то следует аккуратно снять слой дерна и сохранить его, чтобы перед уходом с бивака (предварительно погасив костер) заложить на место кострища. Костры бывают разные: для приготовления пищи, обогрева, просушки вещей и снаряжения, отпугивания комаров и мошки, подачи сигналов. Туристам необходимо знать, какие существуют типы костров.

Для приготовления пищи на костре большой костер неудобен. Наиболее целесообразны «шалашик» или «колодец». Если группа большая, полезен костер из параллельно лежащих бревен. Для согревания и ночевки под открытым небом удобен «таежный» костер, когда на толстое бревно кладется 3-4 более тонких, и по мере их сгорания они пододвигаются друг к другу.

Лучшее топливо для костра - сушняк. Удобны также маленькие палочки и сухие сосновые ветки с хвоей. Снизу кладут тонкие сухие ветки, потом более крупные. Когда костер разгорится, на самый верх укладывают дрова. Для сохранения растительности рекомендуется использовать примусы типа «Шмель», газовые плитки.

Воду для питья и приготовления пищи берут из проверенного источника. Нельзя пить воду из реки, озера, особенно вблизи населенных пунктов, так как в ней могут оказаться болезнетворные микроорганизмы.

Любую воду (кроме родниковой) обязательно надо кипятить. В загрязненную воду предварительно бросают дезинфицирующие средства - алюминиевые квасцы (щепотку на ведро), кристаллики марганцовки (до очень слабой розовой окраски воды), таблетки пантоцида (одна таблетка на 0,75 л воды в течение 30 мин.) или хотя бы поваренную соль. При этом вода светлеет, а муть оседает на дно, ее сливают.

Походный быт.

Распорядок дня в походе зависит от состава группы, но общее правило состоит в следующем: поднимайтесь пораньше, так как утренние часы наиболее приятны. Дежурные встают на один-два часа раньше времени общего подъема.

Выходите на маршрут как можно раньше, а на ночлег становитесь за 1-2 часа до темноты.

Когда стемнеет, лагерь уже должен стоять, дрова должны быть заготовлены, а ужин вариться на костре. Продолжительность дневного привала на обед определяется погодой, маршрутом, режимом времени. При движении с рюкзаками необходимо делать регулярные остановки через 40-60 мин. хода продолжительностью 10-15 мин.

Умение находить чистую питьевую воду - необходимый навык туристов. Очень хороша вода из родника. Интенсивное кипячение воды - наиболее простой способ ее очистки. Если нет времени кипятить воду, можно ее дезинфицировать несколькими каплями йода или марганцовки. Существуют также специальные таблетки для обеззараживания некипяченой воды.

При выборе места для лагеря нужно учитывать: его безопасность, обеспеченность дровами и водой, комфортность существования (защищенность от ветра, сухость места, относительно удобное расположение костра и палаток, устройство кухни).

Придя на место ночевки, выделите 5-10 мин. для короткого отдыха и переодевания. Затем приступайте к организации лагеря. Необходимо расчистить место для установки палаток, определить, где будет находиться кухня, производиться заготовка дров.

Когда большая часть дров собрана и общее размещение лагеря определилось, дежурные разводят костер, а остальные ребята устанавливают палатки и помогают на кухне.

Денежные нормы расходов на питание в туристических мероприятиях устанавливаются руководителями учреждений и организаций, проводящих эти мероприятия, исходя из натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в регионе их проведения в пределах имеющихся средств.

После нас лучше, чем до нас.

Участники похода должны осознавать, что идут в чужой дом, гостеприимный, но живущий по своим законам. Сломанная зеленая ветка, сорванные и выброшенные цветы не прибавят радости в общении с природой. Идти лучше по тропинкам, так меньше риска потревожить какое-нибудь животное или птицу на гнезде. Костер, разведенный просто на траве, когда дерн не снят, будет потом чернеть несколько лет. А в городских лесопарках разведение костров вообще запрещено.

Туристическая группа школьников задержалась на обеденном привале. А нужно успеть на электричку. Чтобы аккуратно сложить оставшийся хворост, убрать мусор, залить огонь, заложить место костра дерном, требуется время, а поезд ждать не будет. И школьники во главе с учителем быстро собирают рюкзаки и уходят, оставив место привала неубранным. Вот уж урок практической «экологии»! Его запомнят лучше всякой лекции.

Куда девать мусор? Мусор, конечно, нужно убрать, а еще лучше просто не мусорить, предусмотрев специальные пакеты из ненужных, оставшихся после обеда упаковок и бумаги, и всё это забрать с собой. Горючий мусор (бумагу, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты) сожгите на костре, консервные банки обожгите на костре и закопайте, а места туалетов заройте. Оставшиеся дрова закройте ветками или прислоните к стволам деревьев: на земле они скорее сгниют. Костер необходимо залить водой, а кострище закрыть дерном. Всё, что могут съесть птицы и звери, оставляют под деревьями на видном месте. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Подведение итогов похода.

Давно уже на туризм не смотрят как на веселое время препровождение, как на примитивный отдых и развлечение на природе. Туризм - это поиск, это новые открытия, новые впечатления.

Поход, как правило, создает эмоционально-радостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для педагога возможность на классном часе вместе с учениками подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по-другому?

Значимым и памятным событием для ребят станет награждение их значками «Юный турист» и «Турист России».

Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении туристской летописи.

Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристическую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок туристских маршрутов. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В разработках маршрутов реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные туристическими группами в походах, можно использовать на уроках.


День 4.
День 5.
День 6.
День 7.
День 8.

Поход начинается с трассы на поселок Гузерипль, выходим из автобуса в районе впадения реки Киша в Белую (между Хамышками и Гузериплем). Белую переходим по старому мосту и выходим на тропу, ведущую к кордону Кавказского заповедника Киша. Где-то через километр тропа проходит по мосту через Черную балку. В этом же месте можно спуститься к реке.

Тропа идет по буко-пихтарному лесу вверх по реке Киша. Сама река по большей части протекает в каньоне, течение бурное, много порогов. В очередной раз спускаемся к воде в районе впадения в Кишу реки Безымянка.


По пути встречается множество ручьев, впадающих в реку. На некоторых ручьях красивые водопады. Ближе к кордону несколько полян с ароматом подвяленых на солнце трав.


Итог первого ходового дня - выход к кордону Киша. Протяженность пути составила 17 км. На кордоне остановились на ночлег.

Во второй день надо дойти до реки Шиша, тропа проходит по лесу. На Шише разбиваем лагерь недалеко от русла реки, ставим палатку. Кострище оборудуем прямо возле речки. Более подробно смотрите видео.

На третий день планируем выйти к лагерю на Порт-Артуре. Переход осложнен существенным набором высоты, хотя протяженность не очень большая. Так как на Порт-Артуре есть домик, то палатку оставляем у Шиши, скинув в нее часть ненужных вещей.

По пути организовали небольшой обеденный отдых.


Вторую половину маршрута шли под сильным дождем и в тумане. В итоге вышли к домику. Домик выглядит не очень, внутри частично поломан. Сбросили рюкзаки, и я отправился в поисках дров.


Пройдя метров 300 дальше по тропе обнаружил еще один домик - новый, в лучшем состоянии. Это был реальный облом, особенно учитывая, что моя спутница успела переодеться в сухую одежду. Пришлось снова надевать на себя мокрые вещи и переходить к новому домику.


Вид от домика просто замечательный. Поляна с цветами, мокрая после грозы трава и горы несколькими цепями хребтов, каждый из которых выше предыдущего.


С дровами оказалось весьма туго. Основу леса составляют березы, которые толком не горят. Нашел пару поваленных сосен, они и стали источником дров на все время пребывания в этом лагере. Растопили буржуйку и заварили витаминный чай: черничные листья, молодая сосновая хвоя, цветы манжетки и немного чабреца. На этом третий походный день подошел к концу.

На следующий день небо накрыло тучами, пошел ливень. В итоге весь день просидели в домике. В промежутках между дождем удавалось выскочить за новой партией дров. Вода в ручье, из которого мы брали воду, стала мутной.


На пятый день погода наладилась. Собрались рано утром, позавтракали и начали подъем на Солонцовый хребет. На хребте нас ждало крупное стадо зубров. Зубры лежали в траве и грелись на солнышке. Однако заметив нас начали уходить в лес, создавая мощный гул. Вес зубра может доходить до тонны.


С Солонцового хребта открывается вид на Тхач с его характерными скальными обрывами.


Тем временем зубры окончательно скрылись в лесу.


А мы продолжили движение в сторону вершины хребта. По пути нам встретился одинокий бык, отбившийся от стада. Удалось подойти к нему на очень близкое расстояние.


Внизу в долине рыскали медведица с медвежонком. Нас они не замечали, копаясь в земле в поисках чего поесть.


На другой стороне долины возвышалась гора Ачешбок (Чертовы ворота).


Вершина Солонцового хребта - 2475 м. На вершине стоит старая геодезическая вышка.


С вершины хорошо видны Бамбаки.


А под ногами альпийское разнотравье. В частности, встречается альпийская астра.


Так как вчерашний день из-за грозы просидели в лагере на Порт-Артуре, то на сегодня в планах было не только посетить альпийский пояс высокогорья, но и спуститься к реке Шиша. Поэтому времени на прогулки было совсем не много. Пошли вниз с хребта посмотреть на озеро.

Тхач уже немного с другого ракурса.


И вид на перевал Чертовы ворота.


Встретили пасущуюся серну, уже вторую за этот день.


Озеро особого впечатления не производит, вода грязная. Рядом на склоне до сих пор лежит снег, хотя уже август месяц.


Ближе к Бамбакам просматривается вагончик, который можно использовать, чтобы укрыться от непогоды. До вагончика достаточно далеко, делаю фотографию с зумом.


С этого места двинулись назад к домику на Порт-Артуре, но другим путем, не по хребту, а по низу через лес. Тропа оказалась тяжелой, постоянно терялась в траве, периодически уходили в сторону по звериным тропам. Все это усложнялось высотой травы выше человеческого роста и глубокими крутыми балками. Вышли к домику уставшие и вымотавшиеся. Пообедали, собрали рюкзаки и начали спуск в сторону Шиши.

Прошли поляны, по которым плутали в тумане и под дождем, когда шли вперед. Сквозь сосны проглядывается скала Афонка.


Далее в лесу наткнулись еще на одно стадо зубров. Никогда раньше не встречал зубров в лесу, так как это достаточно редкое явление. Фотографий лесных зубров нет, просто не успел их сделать. Зато заснял животных на видео - .

Ближе к вечеру вышли к палатке возле Шиши.


На шестой день похода надо вернуться в кордон Киша, а это не так далеко - полдня пути. Первую половину дня провели возле Шиши, искупались в реке, посидели у костра, отдохнули.

Вышли после обеда, к этому времени небо начали затягивать тучи и периодически слышались раскаты грома. И дождь нас таки накрыл, причем очень сильный ливень. На Кишу пришли полностью вымокшие. Обустроились в доме на кордоне, занялись сушкой вещей и готовкой ужина.

На следующий день сходили к реке Киша и на другой берег.


Спешить особо некуда, на этот день по планам выйти на четвертый километр, то есть на тропу, где до трассы остается 4 км. Но после обеда погода снова начала портиться. До места стоянки успели дойти до дождя, установили палатку, после чего зарядил ливень. Вода в реке стала очень грязной, светло-коричневого цвета. Однако неподалеку был неплохой родник с чистой прозрачной водой.

В последний походный день собрали палатку, вещи и пошли к трассе. В районе Черной балки спустились к реке, позавтракали. Затем вышли на трассу, где дождались автобуса и отправились обратно в цивилизацию.