Легендарный древнерусский певец поэт и музыкальный. Мобильный контент

разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя

Альтернативные описания

Древнерусский певец-сказатель

Музыкальный инструмент

Не козье дело на нем играть

Персонаж Пушкина, певец, «Руслан и Людмила»

Персонаж пьесы «Клоп»

Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов

Хроматическая гармоника

Сказочный древнерусский поэт

Что могут порвать на свадьбе?

На его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд - от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой

Герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется»

Какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?

Так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном»

Клавишно-пневматический музыкальный инструмент

Продвинутая гармошка

Дореволюционный литературный журнал

Музыкальный инструмент, не нужный козе

Персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»

Персонаж пьесы Маяковского «Клоп»

Русская хроматическая гармоника

С мехом, но не зверь

Хроматическая гармонь

Вещий песнотворец у славян

. «Попу - гармонь, козе - ...»

Сельская гармонь

Потомок гармони

Вид гармоники

Русская гармонь

Его тянешь - он играет

Певец-сказитель на Руси

Гармонь «нараспашку»

На картине

Род гармоники

Аккордеон

Порванный на свадьбе

. «русский аккордеон»

Сказочный поэт

. «на фига козе...»

Меха плюс восемь кнопок (музык.)

Народ считает, что козе он не нужен

Старший братишка русской гармошки

Он козе не нужен

Гармонь, играющая в оркестре

Гармоника

Русская гармоника

Не нужная козе гармонь

Гармоника с «кнопками»

Брат аккордеона

Лучший крейсер порт-артурской эскадры

Картина Виктора Васнецова

Большая гармонь

Гармошка, сделавшая карьеру

Даже животным он не нужен

То, что козе не нужно

Клавишный духовой музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент, гармонь

Дореволюционный литературный журнал

Персонаж пьесы ""Клоп""

Этот удивительный эсперанто

Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.

Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos - «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык.

С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто.

Волапюк (воляпюк), созданный в 1879 году немецким учёным И. М. Шлейером, стал первым искусственным языком, получившим реализацию в устном общении и литературе. В волапюке слова естественных языков, в частности латинского, английского, немецкого, французского и других, видоизменяются так, что теряют свою узнаваемость. Примером может служить само слово волапюк , образованное от двух английских слов: world («мир») > vol + speak («говорить») > pu#k. Таким образом, волапюк (volapu#k) - «мировой, всемирный язык».

Несколько позднее были созданы ещё два искусственных языка: интерлингва (название говорит само за себя) и оксиденталь (окциденталь) («западный язык»). В основе их грамматической структуры лежит латинский язык, словарный состав включает корни разных европейских языков. Эти языки страдают, однако, одним недостатком - они ориентированы на людей западного мира. Усвоение такого языка для жителей Востока очень затруднительно.

Но самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто , созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто - «надеющийся») стал названием нового языка.

Первоначально эсперанто получил распространение в Польше и России, но к началу ХХ века приобрёл множество сторонников в других странах мира (ныне им владеют миллионы(!) людей).

Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём, а если вы уже пробовали учить какой-либо из романских или германских языков, то даже без словаря. Дело в том, что эсперанто выгодно отличается от других искусственных языков не только логичностью и простотой грамматики, но в первую очередь лексикой, в основе своей интернациональной: корни слов в нём на 60 процентов взяты из романских языков (главным образом латинского), на 30 процентов из германских и на 10 процентов - из славянских. Значит, любой образованный человек сможет узнать в текстах на эсперанто знакомые слова. Telegrafo, macino, citrono… Вряд ли в этом случае вам понадобится перевод.

Огромную роль в эсперанто играют словообразовательные аффиксы, что позволяет из ограниченного числа корней производить весь словарный состав языка.
Но самое главное - грамматика. Она включает в себя всего 16 основных правил, не допускающих исключений - мечта любого школьника! Так, например, все имена существительные имеют окончание (homo - «человек», patro - «отец», patrino - «мать») , суффикс -in указывает на женский род. Все имена прилагательные имеют окончание (homa - «человеческий», patra - «отцовский», patrina - «материнский») . Наречия оканчиваются на (bone - «хорошо», malbone - «плохо») и т. д.

Артиклем для всех имён и их форм является la . Множественное число получает окончание -j . Падежей всего два - именительный и винительный. В винительном к основе добавляется окончание -n , другие падежные значения передаются с помощью предлогов.

Теперь учим глаголы. Они тоже различаются окончаниями: неопределённая форма оканчивается на -i (skribi - «писать») , настоящее время на -as (mi skribas - «я пишу», li skribas - «он пишет») , прошедшее время на -is (mi skribis - «я писал») , будущее - на -os (mi skribos - «я буду писать») . Условное и повелительное наклонения также образуются с помощью особых окончаний, соответственно -us (mi skribus - «я бы писал») и -u (skribu - «пиши, пишите») .

Зная основные правила эсперанто, можно легко перевести с него, например, следующие поэтические строки:

Blankadas velo unusola
En la nebula mara blu’.

Конечно же, это М. Ю. Лермонтов: «Белеет парус одинокой / В тумане моря голубом».
Но даже если вам не удалось сделать перевод самостоятельно, вы смогли прочитать строки лермонтовского «Паруса»! Сделать это не трудно, так как каждая буква в алфавите эсперанто (за основу взята латиница) читается всегда одинаково независимо от места в слове и сочетаний с другими буквами. Ударение всегда падает на второй слог от конца.

Благодаря лёгкости изучения (относительной, разумеется), нейтральности (эсперанто не принадлежит ни одному народу), богатству и гибкости этот язык стал по-настоящему живым, полноценным средством общения.

Сегодня на эсперанто переведены произведения мировой литературной классики более чем с 50 языков: Библия, Софокл, Эзоп, Данте, Шекспир, Пушкин, Булгаков, Толкиен и т.д., на нём создаются оригинальные сочинения. Издаётся свыше ста пятидесяти периодических изданий, ведутся передачи более десяти радиостанций. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).

Количество эсперантистов в мире достигает 20 миллионов человек. Хотите пополнить их ряды - беритесь поскорее за учебник «La Esperanto».



Император и пирожное

Об именах собственных и нарицательных

Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями? Оказывается, можно: им соответствуют слова-омонимы. Одни из них (Баян, Меценат, Наполеон ) являются именами собственными и служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных; другие (баян, меценат, наполеон ) - нарицательными , служащими обобщёнными наименованиями предметов.

Имена собственные возникают на базе нарицательных. Однако нарицательное имя только тогда становится собственным, когда нарушается связь между его значением и тем, что оно называет (сравним: вера, надежда, любовь как отвлечённые понятия и Вера, Надежда, Любовь как женские имена; шарик - маленький шар и Шарик - кличка собаки и т.д.).

Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян) . Вспомним строки из «Слова о полку Игореве»:

«Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. <…> О Боян, соловей старого времени!»

Римский патриций (аристократ в Древнем Риме) Гай Цильний Меценат, живший в I веке до н.э., будучи состоятельным человеком, покровительствовал поэтам (в том числе Вергилию и Горацию). Со временем это имя превратилось в нарицательное и стало обозначать вообще щедрого покровителя наук и искусств. А пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Примеров, когда имена собственные переходят в разряд нарицательных, множество. Рассмотрим наиболее интересные.

Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. С античной мифологией связаны и такие названия растений, как кипарис и гиацинт . Однажды сын царя Кеоса и друг Аполлона Кипарис случайно убил на охоте оленя - своего любимца и любимца всех жителей. Безутешный юноша попросил Аполлона дать ему вечную грусть, и бог превратил его в стройное дерево кипарис (с тех пор греки стали вешать ветвь кипариса у дверей дома, где есть умерший). Красивый (обычно ярко-красный) цветок гиацинт назван по имени сына царя Спарты Гиацинта, погибшего во время состязаний в метании диска. Цветок печали вырос из крови Гиацинта.

Иногда растения получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия - современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как «китайское яблоко»). И не только растения. Например, привычное слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Довольно часто нарицательные имена восходят к фамилиям известных учёных, изобретателей… Вот некоторые: ампер (по имени французского физика Ампера ), ватт (по имени английского физика Уатта ), вольт (по имени итальянского физика Вольта )… Французский кавалерийский генерал Галифе (Galliffet) изобрёл брюки особого покроя - галифе , шотландский химик Макинтош - непромокаемый плащ. Кольт, Максим, Маузер, Наган - известные изобретатели оружия. Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту - саксофону .

Попутно скажем несколько слов и об именах нарицательных - производных от фамилий.

В названиях новых химических элементов увековечены имена выдающихся русских учёных Д. И. Менделеева (менделевий ), И. В. Курчатова (курчатовий ). Многим минералам даны имена наших соотечественников: Ю. А. Гагарин (гагаринит), М. Ю. Лермонтов (лермонтовит), М. В. Ломоносов (ломоносовит)…

Имена собственные, становясь нарицательными, могут с необыкновенной точностью раскрывать характер человека. Например, глуповатого юношу-недоучку мы называем митрофанушкой (по имени персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), угодливого, лицемерного человека, боящегося выразить своё мнение, беспринципного карьериста - молчалиным (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лгуна и хвастуна - мюнхгаузеном (Р. Э. Распе «Рассказы барона Мюнхгаузена…»). О выдающихся людях можно сказать:

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…

М. В. Ломоносов


Н. В. Гоголь, говоря о своих героях, подчёркивал вневременную универсальность созданных им образов. Например: «Может быть… станут говорить, что теперь нет уже Ноздрёва. Увы!.. Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».


Некоторые собственные имена, ставшие именами нарицательными, известны нам как филологические термины.

Например, одна из славянских азбук называется кириллицей (по имени одного из её создателей - Кирилла); многие названия литературных направлений восходят к именам собственным: Байрон - байронизм , Карамзин - карамзинизм , Петрарка - петраркизм … Богатые приключениями странствия или горестные скитания мы называем одиссеей (Одиссей - мифический царь Итаки, герой Троянской войны), приключения героя, лишённого человеческого общества, - робинзонадой (Робинзон - герой романа Дефо «Робинзон Крузо»)…

Проходят годы, десятилетия, века… Собственные имена нередко забываются… Но многие из них обрели новую жизнь, став именами нарицательными.

Злоключения перевода, или почему свёкла превратилась в компот

Однажды газета «Неделя» провела полушуточный, полусерьёзный эксперимент с целью выяснить, какие изменения претерпевает текст после перевода его на другие языки. К участию в эксперименте были привлечены профессиональные переводчики. Каждый из приглашённых, превосходно зная два смежных языка, должен был принять от своего коллеги текст и, переложив его на другой язык, передать следующему.

За исходный был взят отрывок из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: Она (Агафия Федосеевна) сплетничала, и ела варёные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась, - и при всех этих разнообразных занятиях лицо её ни на минуту не изменяло своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины.

Переводчики, получив текст, приступили к работе. Поначалу, в английском и немецком вариантах, мало что изменилось. Но вот, пройдя через японский, французский и индонезийский языки (в последнем личные местоимения он и она обозначаются одним и тем же словом), а затем через голландский и турецкий, фраза трансформировалась так:

В то время как женщина, поедая жидкое свекольное варево, отпускала ругательства, мужчина занимался болтовнёй. Они делали это, не выказывая своих чувств, как принято у женщин.

Но особенно творчески подошел к делу житель Судана, переиначив конкретное варево из свёклы на общее варево из плодов земли и, наоборот, общее занимался болтовнёй на конкретное хвастал своими мнимыми подвигами. В свою очередь, при переводе с языка йоруба1 на английский плоды земли превратились во фрукты, а выражение о хвастовстве подвигами было передано английской идиомой бил в литавры.

Осталось совсем немного. «Что такое жидкое варево из фруктов? - задумался знаток одновременно двух языков - африканского племени бамбара и французского. Да это же не что иное, как компот!» Ну а где литавры, там и тамтам (это такой африканский барабан).

И вот наступила заключительная фаза эксперимента - сопоставление самого последнего перевода с языком оригинала. Пройдя через руки не менее чем двух десятков переводчиков, гоголевская фраза трансформировалась в следующие нелепые строки:

Выпив компот, она выбросила из хижины старьё, а он радостно забил в тамтам.

Из 35 слов оригинала к финишу пришло только одно: личное местоимение она, а смысл фразы был утрачен полностью!

Известный лингвист и популяризатор науки о языке Э. А. Вартаньян, анализируя этот эксперимент в своей книге «Путешествие в слово», задаётся вопросом: "Что же произошло? Почему при переводе сработал механизм «испорченного телефона»?
Оказывается, в трудном деле художественного (и не только художественного) перевода существует множество опасностей. Вот основные из них.

Во многих ошибках повинны так называемые ложные друзья переводчика – слова одного языка, похожие по звучанию на слова другого, но различные по смыслу. Таких слов немало в каждом из языков. Они могут встретиться вам при изучении иностранного языка, например английского. Довольно легко спутать английское compositor с русским композитор , тогда как на самом деле в английском это слово означает не человека, сочиняющего музыку, а типографского наборщика. Так случилось с одним переводчиком, переводившим «Приключения Шерлока Холмса». В его версии знаменитый сыщик, увидев у кого--то выпачканные типографской краской руки, сразу догадывается, что этот человек… композитор!..

Вот ещё несколько примеров ложных друзей переводчика в русском и некоторых славянских языках: чешское слово trup значит вовсе не труп , а туловище ; по-польски zyletka не жилетка , а лезвие ; в украинском каблучка не каблучок , а кольцо , перстень ; в белорусском рэч не речь , а вещь , точно так же как гарбуз не имеет ничего общего с арбузом , а означает тыкву .

Не правда ли забавные примеры? Наверное, немало таких каверзных пар вы найдёте и при сравнении своего родного языка с русским, хотя, скорее всего, в случае неблизкородственных языков их всё же будет меньше.

Вторая причина многочисленных ошибок –незнание идиом (устойчивых выражений, фразеологизмов). Вспомните, что именно из-за неправильного перевода одной идиомы в конце концов и появился злополучный тамтам в нашей экспериментальной фразе.

Когда англичанин говорит: «He is pulling your legs », он совсем не имеет в виду, что кто--то тянет вас за ногу. Речь идёт просто о том, что над вами смеются, потешаются. Когда немцы говорят вам «Hals- und Beinbruch! », то вовсе не хотят, чтобы вы сломали себе шею. Напротив, они желают ни пуха ни пера. На этот счёт существует такое правило: переводить иностранные пословицы и поговорки нужно не дословно, а заменять их параллельными русскими, иначе курьёзов не избежать.

Множество ошибок вызвано и тем, что переводчик не знает (или плохо знает) культуру той страны, с языка которой он переводит. Еще раз вспомните описанный выше эксперимент: многие ляпы были вызваны именно тем, что переводчики привносили в текст языковые и культурные особенности своего родного языка. А ведь существует такое понятие, как безэквивалентная (непереводимая) лексика. В каждом языке есть слова, не имеющие точных аналогов в других языках. В языке саамов, живущих на севере Швеции, Финляндии и России, очень много своеобразных слов, касающихся разведения оленей, наименования их разных пород, типов пастбищ и т.п. Арабский язык богат словами для обозначения разновидностей песка или пород верблюдов. А в языках Азии сложился богатый словарь, касающийся риса и блюд из него. Переводчик, если он стремится к максимально точной передаче подлинника, не может не учитывать того, что языки по--разному «видят мир».

Итак, множество ловушек подстерегает переводчика на каждом шагу. И, чтобы обойти все эти ловушки, переводчику необходимы три вещи: превосходное знание языка, языковое чутьё и уважение к чужой культуре и к чужим традициям.

Как Жан Франсуа Шампольон "заболел"

иероглифами

Трудно поверить, но величайшим открытием в лингвистике нашего времени человечество обязано... Наполеону Бонапарту.

Знаменитый полководец был человеком умным, уважавшим науку и учёных, поэтому в свою египетскую экспедицию он решил взять не только 38 тысяч солдат, но и 200 художников и учёных. Пока солдаты воевали, учёные должны были изучать древние памятники, оставшиеся от некогда великой цивилизации Древнего Египта. И хотя экспедиция провалилась и Египет Наполеон не завоевал, учёные сделали своё дело: Северная Африка перестала быть таинственной страной, за исключением одной загадки – загадки египетских иероглифов. Помог случай.

В августе 1799 года во время земляных работ вблизи города Розетта солдат наполеоновской армии наткнулся на плиту чёрного базальта, покрытую какими-то надписями. На камне было три текста. Вверху текст был записан иероглифами – «священными» знаками, посередине – на каком-то неизвестном языке – «туземными» буквами, а внизу – по-древнегречески. Только эти последние – «эллинские» – буквы и смогли прочитать учёные, так как древнегреческий язык в то время хорошо знали все образованные люди. Все три надписи сообщали одно и то же: прославляли египетского царя Птолемея. По-видимому, жрецы хотели рассказать об этом всему миру и поэтому обращались к людям трёх разных национальностей на трёх известных им языках. Справедливо предположив, что перед ними три варианта одного и того же текста (иначе говоря – трилингва ), учёные поняли, что у них оказался ключ к дешифровке иероглифического письма.

Весть о находке быстро облетела Европу и подогрела азарт исследователей: каждый хотел первым расшифровать таинственные надписи. Однако, как ни бились учёные, ничего у них не получалось.

Но вот в 1802 году копию с надписи Розеттского камня случайно увидел один одиннадцатилетний мальчик. Звали его Жан Франсуа Шампольон. Словно зачарованный, рассматривает он иероглифы, высеченные на каменной плите. «Можно это прочесть?» – спрашивает он у знаменитого физика и математика Фурье – участника египетской экспедиции. Фурье отрицательно качает головой. И тогда маленький Жан с уверенностью говорит: «Я прочту это, когда вырасту!» С этого времени мальчик просто «заболел» иероглифами и ни о чём другом думать уже не мог.

Поставив перед собой цель, Шампольон ни на шаг не отклонился от намеченного пути. К 13 годам он выучил не только латынь и греческий, но и ряд древневосточных языков, в том числе коптский язык – потомок древнеегипетского, ведь в коптском могли сохраниться какие-то древние египетские слова. Однако до славы было ещё очень и очень далеко. Прошло долгих двадцать лет, прежде чем Шампольон сумел прочитать первые тексты, написанные иероглифами.

Как же удалось учёному сделать то, что до него не удавалось никому? Шампольон был особенным, необычным человеком. Кроме необыкновенной одарённости, проявившейся у него с раннего детства, он обладал одним особенно ценным для учёного качеством – отсутствием косности мышления. До Шампольона многие думали, что иероглифы – это знаки для передачи слов и понятий. Число различных знаков может достигать нескольких тысяч, а потому расшифровать загадочные письмена практически невозможно – таков был вывод учёного мира. К счастью, совершенно неверный.

Среди иероглифов Розеттского камня Шампольон нашёл имена египетского царя Птолемея и царицы Клеопатры (они были заключены в особые овалы – картуши).
Всё дело в этих именах. И не потому, что они царские, а потому, что собственные. А собственные имена звучат на чужом языке примерно так же, как и на родном. Значит, делает вывод учёный, такие имена должны передаваться не иероглифами-понятиями, а иероглифами-буквами! Таково было первое открытие юного гения.

Сравнив записи различных имён, сделанные иероглифами, с их греческим переводом, Шампольон получил первые 24 знака. Здесь любитель детективов может сказать, что, зная такое количество знаков, можно довольно легко расшифровать любой текст. Это так, если речь идёт о привычной для нас алфавитной системе письма. Другое дело – иероглифы. Шампольон установил, что существуют разные типы иероглифов: знаки-идеограммы (например, знак солнца может означать понятия «яркий», «свет», «день»), знаки-буквы, передающие отдельные звуки (как в случае с именами собственными), и, наконец, знаки-определители, которые сами не читаются, но помогают различать смыслы слов-омонимов.

Это открытие учёный совершил в 1822 году. Шампольона называют лингвистическим гением ХIХ века и отцом египтологии.

баян

Древнеисламское – bon (речь, слово).

Слово было известно в древнерусскую эпоху, но в словарях впервые встречается с 1935 г. в качестве названия музыкального инструмента, большой гармони.

Возможно, что существительное «баян» образовано от древнерусского глагола «баяти», происходящего от церковнославянского «баю», «баяти» – «рассказывать, говорить». Слово имеет индоевропейское происхождение и восходит к греческому fani – «говорю» от fono – «голос», а также является родственным древнеисламскому bon – «речь, слово».

Родственными являются:

Украинское – баян.

Чешское – bajan.

Производное: баянист.

баян

См. поэт...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

1. Сказочный древнерусский поэт.
2. Картина Виктора Васнецова.
3. Что могут порвать на свадьбе?
4. На его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд - от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой.
5. Герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется».
6. Какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?
7. Так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном».
8. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
9. Продвинутая гармошка.
10. Дореволюционный литературный журнал.
11. Музыкальный инструмент.
12. Музыкальный инструмент, не нужный козе.
13. Не козье дело на нем играть.
14. Персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
15. Персонаж пьесы Маяковского «Клоп».
16. Разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя.
17. Русская хроматическая гармоника.

Баян

или Боян - мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна в России, между тем как у других славян и в "Слове о полку Игореве" встречается исключительно форма Боян. В нынешнем столетии слово Б. сделалось нарицательным для обозначения поэта, и почти все славяне считают Баяна своим певцом. В действительности, однако же, это историческое или мифическое лицо всецело принадлежит России, и только в русском литературном памятнике можно найти кое-какие о нем сведения, которые, впрочем, совершенно неудовлетворительны. В "Слове о полку Игореве" имя Баяна повторяется четыре раза, и все случаи разобраны подробно двумя русскими учеными, которые почти ни в чем не согласны друг с другом. Всеволод Миллер в своем "В...

А, м. Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов. II прш. баянный, -ая, -ое. Русская баянная школа.

Баян I Бая́н (Нур Баян)

Нур Галимович (15.5.1905, деревня Аняк, ныне Актанышский район Татарской АССР, - 23.4.1945, Австрия), татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена» (1937), «Ленин в народе» (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечественной войны проникнуты верой в победу советского народа: «Весна» (1942), «На нашем пути - ленинская веха» (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.

Соч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.

II Бая́н (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ...

Баян

бая́нами,

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


БАЯН - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна).

(по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)) - клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. "Б." первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют и...

баян Искон. Неологизм русского гармониста А. Ф. Орланского-Титаренко (1877-1941) на базе собственного имени древнерусского поэта Баяна (ср. маузер , макинтош , галифе и т. п.). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Баян БАЯ Н , -а, м. . 1. Положение фишек в домино шесть к шести. 2. Шприц. 3. Ерунда, безделица, глупость. 4. Разговорчивый человек, болтун, пустобрех, трепло.

Думские баяны.

2. - из нарк. См. также Взять в руки баян

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов

(или боян), баяна, м. (муз.). Музыкальный инструмент, (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в "Слове о полку Игореве".)

в "Слове о Полку Игореве" так называется песнопевец древних времен.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

песнопевец в "Слове о полку Игореве".

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Баян

русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя Баяна (Бояна).

Баян (Боян)

древний (XI или начало XII в.) русский или славянский песнотворец, певец-сказитель; слагал песни славы в честь подвигов русских князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве», где назван «соловьем старого времени» и «вещим» певцом. Упоминается также в «Задонщине» (XIV в.). Имя Бояна стало нарицательным для обозначения поэта.


Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник . М.Г. Блау .

Баян`Биографический словарь`

Баян, см. Боян.

1) литp водки, 2) станок для дактилоскопиpования, 3) пила, 4) шпpиц для инъекции наpкотиков

см. шприц

баян

, м.

Большая гармоника со сложной системой ладов.

[По имени древнерусского поэта Баяна]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

БАЯН - см. Слово о полку Игореве.

баян

БАЯН

1. БАЯ́Н , -а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. По имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна).

Бая́нный, -ая, -ое. Б. регистр.

2. БАЯ́Н см. Боян.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.

Баян`Толковый словарь Ефремовой`

1. м. 1) Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2) Поэт, исполнитель песен, сказаний. 2. м. Большая гармоника со сложной системой ладов.

баян

БАЯ´ Н (боян ) - 1) легендарный певец-поэт древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». 2) Нарицательное имя древнего русского поэта.

Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучившихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошёл до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (Л.Щерба. Безграмотность и её причины)(Л.Щерба.



У существительных в русском языке - два числа - … Но в древнерусском языке было ещё двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Оно исчезло из русского языка приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Из истории … А ТЕПЕРЬ ЗАДАНИЕ … Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета «На заре ты её не буди» (это середина прошлого века) И ПОДУШКА ЕЁ ГОРЯЧА, И ГОРЯЧ УТОМИТЕЛЬНЫЙ СОН, И ЧЕРНЕЯСЬ БЕГУТ НА ПЛЕЧА КОСЫ ЛЕНТОЙ С ОБЕИХ СТОРОН


Из истории … Около 50 лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка исчезают из языка очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из 100. в каждом языке есть своя группа слов- долгожителей. А ТЕПЕРЬ ВОПРОС … Приведите в пример «10 слов- долгожителей» из русского языка?


Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку. Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. Из истории …


С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Из истории … А ТЕПЕРЬ ВОПРОС … Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки: Blankadas velo unusola En la nebula mara blu. ответ







Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака2 бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже». Итак, на Соне и Наташе платья были бело- розовые, а на старой графине... что означает слово масака (массака)? Скорее всего, цвет. Но какой именно?


Правило для запоминания: В предложении глагол­сказуемое выражает основное действие, а деепричастие­обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола, от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть один хозяин – подлежащее, производитель действий. Придя на экзамен, меня мучил страх.


Исправьте ошибки в построении следующих предложений. Обязательное условие: деепричастные обороты необходимо сохранить, изменять можно только части предложений с основным действием. Открыв дверь, в комнату влетела муха. Подойдя к реке, часы упали в воду. Злясь на брата, тарелка выскользнула из рук и разбилась. Оглянувшись назад, машины уже не видно. Неожиданно выйдя из берегов, посёлок оказался затопленным.


Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?! – Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка... -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...">


Термин этимология происходит от греческого etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем. Объясните, есть ли что- то общее у слова близорукий со словом рука?