Крымские легенды. Легенды Артека

Знаменитый международный детский лагерь «Артек», расположенный на южном берегу Крыма в поселке Гурзуф, был создан более 90 лет назад. Особенно популярным являлся он в советские времена. Разумеется, за многие десятилетия это место обросло множеством легенд, среди которых есть мистические и жутковатые…

История «Артека»

Первоначально «Артек» представлял собой лагерь-санаторий для детей, больных туберкулезом. Он был основан по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Название свое лагерь получил в честь урочища с одноименным названием по месту расположения. Открытие состоялось 16 июня 1925 года.

Постепенно из санатория для туберкулезников «Артек» превратился в элитный лагерный комплекс, куда детей направляли за различные заслуги, например, успехи в учебе и общественной работе. Также туда часто приезжали иностранные дети.

Артековские репрессии

В начале лета 1937 года в лагерь прибыл сотрудник НКВД Николай Иванов, которому поручили выявить здесь «вражеские элементы». В докладной записке Иванова говорилось: «В подсобном хозяйстве “Артека” орудуют враги: заражены бруцеллезом коровы, погибли 34 пчелиные семьи, 19 подсвинок. В пище пионеров обнаружены стекла, гвозди, пуговицы, в хлебе - спички. Имело место отравление восьми рабочих, срывы работы радиоузла, предпринята попытка поджога здания, где жили испанские дети… Вожатый Малютин избил 8-летнюю Элю Щукину, а пионерку Тамару Кастрадзе изнасиловал. Были случаи, когда детей под видом похода уводили группами на всю ночь на Аю-Даг и возвращали их простуженными»…

В результате 17 сотрудников лагеря исключили из партии и комсомола, 22 человека отдали под суд. На их счастье, через полгода все они были оправданы благодаря жене Молотова Полине Жемчужиной, которая обратилась к мужу и уговорила его помешать дать ход этому бредовому делу.

Загадочное захоронение

В 1966 году на пустыре между лагерями «Кипарисный» и «Лазурный» было обнаружено странное погребение. В каменном ящике под крышкой лежали сразу шесть скелетов. Все они принадлежали сильным рослым мужчинам и все были лишены голов и кистей рук. Внизу находился слой морского песка. Когда его убрали, под ним обнаружился еще один, меньший по размеру ящик, где лежали недостающие части тел. Под ними тоже оказался толстый слой песка. Когда расчистили и его, то обнаружили останки грудного младенца.

Почему тела мужчин с отрубленными головами и руками были захоронены поверх детской могилки, так и осталось загадкой.

Мертвые дети

В наши дни две девушки, Лена и Аня, устроились медсестрами в «Артек». В начале октября лагерь почти опустел. Лена с Аней жили в одном из небольших домиков-корпусов, вдвоем в одной комнате. Больше в домике никто не жил. И вот по ночам девушки стали слышать странные звуки: шаги в коридоре, журчание воды, и наконец, посреди ночи кто-то дергает ручку двери их спальни… Иногда, проснувшись, Лена и Аня обнаруживали дверь открытой, а ведь на ночь запирались! Или же с тумбочек кто-то невидимый скидывал книги.

Как-то Аня отправилась с детьми в поход, и Лена осталась одна. Ночью ей привиделся сон: дверь в комнату открывается и туда медленно входят дети. Были они разного возраста, и мальчики и девочки. Дети обступили кровать девушки и, с грустью глядя на нее, стали молча тянуть к ней руки… Проснувшись, Лена увидела, что дверь опять открыта. За завтраком она поделилась этой историей с другой медсестрой, давно работавшей в лагере. Та рассказала ей, что когда в «Артеке» лечились туберкулезные дети, самых тяжелых клали в тот самый корпус. И многие из них прямо там умирали…

Призрачная графиня

До сих пор бытует в «Артеке» легенда о французской графине Жанне де Ламотт, якобы ставшей прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. В реальности эта авантюристка жила во времена Людовика XVI и похитила у королевы Марии-Антуанетты бриллиантовое колье стоимостью в полтора миллиона ливров. Ее поместили в темницу, откуда она таинственным образом исчезла. По неофициальной версии, графиня перебралась в Крым. Однажды она получила сильную травму, упав с лошади. Успев спрятать свои драгоценности, дама попросила слуг после смерти ни в коем случае не снимать с нее одежду. Но те ослушались ее. Когда покойницу переодевали, то увидели на ее плече клеймо в виде королевской лилии…

С тех пор неупокоенный дух Жанны де Ламотт не находит себе покоя, по ночам прохаживаясь по территории «Артека» и пугая тех, кто не ложится вовремя спать. По крайней мере, такую страшилку рассказывают своим воспитанникам здешние вожатые.

14.06.2015

«Знает каждый человек: с буквы А (заглавной) начинается «Артек» - детский лагерь славный». Маршак был прав — «Артек» знают все. «Артек» это бренд. Один из символов советской эпохи, знаменитый детский лагерь на Черноморском побережье в Крыму, в Гурзуфе. Трудно представить, но «Артеку» уже 90 лет. Впрочем, и в свои девяносто он подросток.

Свой 90-й день рождения «Артек» официально будет отмечать во вторник. А в преддверии праздника в Крым отправился наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН. Он из того поколения молодых, которые уже не застали пионерские лагеря, линейки, речевки. Но, как мне показалось, встреча с «Артеком» убедила его в том, что и в нашем с вами советском пионерском прошлом было нечто такое, что обязательно надо взять с собой в будущее. Главное — не забыть подняться на Аю-Даг.

Есть в «Артеке» давняя традиция - в конце каждой смены на рассвете, пока солнце не такое жаркое, подниматься на вершину горы Аю-Даг, чтобы там дать клятву настоящего артековца. Так было заведено еще 90 лет назад. Старейший кинооператор «Артека» Владимир Подзноев не раз взбирался на Медведь-гору, чтобы поймать красивые кадры. С первых дней своей работы мечтал снять детский лагерь с высоты птичьего полета. И никак не ожидал, что мечта его осуществится совершенно неожиданно. Пятьдесят пять лет назад на отдых в Крым под покровом строгой секретности прилетела правительственная делегация.

«Это студия «Артек-фильм»? Я говорю - да. Тогда заряжайте ваш съемочный аппарат, садитесь в машину, будете снимать».

Плёнки было мало, времени на разговоры не оставалось. Когда поднялись в небо, оператор все время смотрел в объектив, стараясь не задавать лишних вопросов. О том, кто именно прилетал тогда в «Артек», Владимир Ерофеевич узнал только через несколько лет.

Владимир Подзноев, режиссер-оператор киностудии «Артек-фильм»: «Оказывается, в то время на студии был Сергей Павлович Королев с делегацией. Конечно, в то время он очень засекреченный был».

До того как осуществилась мечта всего человечества о полетах в космос, ученый исполнил одну мечту человека с киноаппаратом, который очень хотел увидеть лагерь с высоты птичьего полета. С тех пор так и повелось, «Артек» остался в памяти поколений местом, где сбываются мечты.

Наталья Бондаренко: «Вот мой будущий супруг, а это я из-за головы выглядываю».

Наталья и Александр познакомились 36 лет назад. Он был отличником из Саратова. Она - школьным активистом из Душанбе. Встретились на весенней смене в «Артеке». Полтора месяца в лагере пролетели как один день. Когда разъехались по домам, стали переписываться».

Наталья Бондаренко: «Мне первую неделю приходило писем по пять, по семь».

Но вскоре связь как-то незаметно оборвалась. У каждого была своя жизнь. Вот только «Артека» в ней всегда не хватало. И только годы спустя они снова случайно встретились, уже в Петербурге. Узнали друг друга сразу, общение быстро переросло в чувства, а год назад они поженились.

Наталья Бондаренко: «Настолько все друг к другу привязывались, что как будто часть дорогих людей мы теряли».

Здесь часто любят повторять: «Кто сдружился в Артеке - тот сдружился навеки!» Современные дети, избалованные заграничными пляжами и курортами, пожалуй, только тут начинают осознавать настоящую цену человеческих отношений. Отряд «Морской» - один из первых, с которого начинался лагерь рядом с урочищем Артек. Международный детский центр вырос из палаточного кемпинга на 80 человек, созданного по инициативе «Красного креста». Уже очень скоро лагерь на берегу Черного моря становится визитной карточкой пионерской организации страны. Сюда мечтал попасть любой ребенок.

Идеальная картинка счастливого советского детства - на веранде дворца Суук-Су пионеры едят на десерт вишню в шоколаде. Кадры хоть и постановочные, но вполне реальные. Кормили детей действительно в дворцовых интерьерах, а столовое меню было, как в лучших курортных ресторанах. За что Никита Хрущев даже прозвал «Артек» самым буржуазным лагерем. «Все лучшее детям!» - вы удивитесь, но этот лозунг появился именно здесь. Даже когда началась Великая Отечественная война, на столе всегда были свежие фрукты, шоколад и мороженое. В истории детского лагеря, словно в капле воды, отразилась вся история нашей страны. Взять хотя бы отдельные эпизоды. Молодому государству нужны были рабочие руки - артековцы первыми вызываются помогать взрослым и отправляют все заработанные деньги на строительство танка. В Советский Союз приезжают идеологи коммунизма со всего мира, от Хо Ши Мина до Пальмиро Тольятти. В их программе всегда обязательный пункт - посещение «Артека». Юрий Гагарин летит в космос - и уже через несколько недель он докладывает школьникам, какой увидел Землю из иллюминатора.

Вера Бондарева, лектор-экскурсовод музейно-выставочного центра МДЦ «Артек»: «Блестящими кругленькими значками обозначены столицы государств, откуда приезжали к нам дети, из разных стран мира: Латинской Америки, Австралии, Ближнего и Дальнего Востока».

Международным лагерь стал уже с первых дней. Чтобы поднять флаги всех стран, порой не хватало лееров на мачтах. Впрочем, смена 1983 года навсегда останется в истории не только детского лагеря, но и всего мира.

Саманта Смит: «Дорогой, мистер Андропов, я очень не хочу войны».

Письмо простой американской школьницы Саманты Смит Генеральному Секретарю ЦК КПСС Андропову и его ответ с приглашением посетить нашу страну облетели тогда весь мир. Летом 1983 года Саманта вместе с родителями прилетела в СССР. Фотографии улыбающейся девочки в пионерском галстуке, отдающей салют на торжественной линейке, попали на обложки всех мировых газет и журналов. На Западе никто не верил, что в «цитадели тоталитаризма» американскому ребенку может быть настолько хорошо. Но Саманта, кажется, на самом деле не хотела уезжать из «Артека».

За 90 лет выросло несколько поколений детей, страна Советов распалась, кардинально поменялся мир и люди вокруг. Изменился и сам «Артек», украинский собственник привел все в такое запустение, что пришлось проводить масштабную реконструкцию. Но даже после грандиозного ремонта душа «Артека» осталась прежней.

Родион Газманов, артист: «Мне хотелось окунуться в эти условия».

Сын Олега Газманова Родион первый раз побывал в «Артеке» 20 лет назад. Приехал туда на гастроли с отцом и буквально со слезами на глазах просил оставить его здесь на всю смену. Вот и фирменную артековскую песню помнит до сих пор наизусть.

Родион Газманов, артист: «Корпуса цветные встали в ряд - желтый, красный, синий и зеленый, встали перед морем на парад, к ним бегут морские волны».

А солист группы «Иванушки» Андрей Григорьев-Аполлонов признается, что именно в «Артеке» получил свое прозвище Рыжий. Правда, попал он сюда не как певец, а как филателист - собрал самую богатую среди сверстников коллекцию марок.

Андрей Григорьев-Аполлонов, певец: «Я знал, что в «Артек» едут исключительно отличники, и когда я ехал туда, это была достаточная ответственность, как представителя юных филателистов от Краснодарского края».

Сегодня в «Артек» снова приглашают не детей богатых родителей, как это делали на Украине, а тех, кто проявил особые таланты в учебе, творчестве и общественной жизни.

Школьница: «Я стала лучшим волонтером Ульяновской области».

Школьник: «Я написал научную работу».

Школьница: «Хоть мне и 15 лет, я преподаю у маленьких детишек гимнастику».

«Артек» должен снова стать заветной детской мечтой, говорит директор лагеря. Местом, которое навсегда остается в твоей памяти.

Алексей Каспржак, генеральный директор Международного детского центра «Артек»: «Все традиции остались, и все, кто помнят, все дети идут для посвящениё на Аю-Даг».

Считается, чтобы стать настоящим артековцем, нужно взобраться на вершину горы Аю-Даг, прихватив у подножия камень, для того чтобы оставить его здесь хранителю лагеря - старику Абсолюту. Кому-то это традиция покажется наивной, но может быть именно благодаря искренней вере миллионов мальчишек и девчонок со всего мира город детства «Артек» продолжает жить спустя 90 лет. Из всех камешков, принесенных артековцами на вершину Медведь-горы, за долгие годы сложилась огромная пирамида. Пожалуй, самый трогательный на свете символ детских открытий и надежд.

Школа юных мультипликаторов в «Артеке» продолжает свою работу. Артековцы девятой смены решили не просто экранизировать уже существующие мифы о различных объектах и традициях «Артека». Дети придумали свои истории. Какими стали их первые шаги в мультипликации, судите сами. Для артековцев прикосновение к миру анимации стало увлекательным и познавательным опытом.

Например, фильм «Медведь в раю» Валерии Бондаренко (ХМАО - Югра) начался с появления на экране медведя и волшебной яблони, а закончился образованием Аю-Дага. А легенда, нарисованнаяПолиной Малеевой (Самара) и озвученная Богданом Галаганом (Москва) и Екатериной Балабановой (ХМАО), объяснила, почему «Артек» называют «перепелиным островком». Внезапный поворот сюжета раскрывает тайну возникновения артековцев. Если в легенде гигантский медведь может окаменеть, почему тогда из перепелиных яиц не могут вылупиться крошечные пионеры-артековцы в полной униформе?

Трудоёмким процессом для ребят оказалось создание легенды Екатерины Балабановой (ХМАО) о битве «титанов» – Годзиллы и ожившего Аю-Дага. Финал очевиден – наша Медведь-гора побеждает. Но тот факт, что окаменевшие ноги Годзиллы это и есть, по задумке автора, Адалары, не смог оставить равнодушным артековских зрителей.

Все работы были выполнены на кальке, в специально собранных для этого блокнотах. Потом листочки выкладываются на сканер и сводятся воедино уже на компьютере. Озвучением дети занимаются самостоятельно. Только монтаж остаётся на совести руководителя студии юных мультипликаторов Юрия Звегинцева. Основная работа преподавателя заключается в том, чтобы раскрыть креативный потенциал детей. Они учатся рассказывать истории в картинках и рисуют раскадровки к своим будущим мультфильмам. Некоторые дети утверждают, что плохо рисуют, но часто оказывается вполне достаточно и начальных навыков для выпуска своего первого фильма.

Некоторые фильмы рождались из удачно слепленного из пластилина персонажа. Есть главный герой и уже для него придумывается история, в которой он мог бы себя проявить наилучшим образом. Так произошло со снеговиком Олафом, которого слепили девочки Алина Ярёменко (Курган), Алиса Кузькина (Московская область), Виолетта Решетняк (КЧР). История про снеговика «Внезапное счастье» развеселила «лазурников» 9-й смены на показе не меньше, чем другие фильмы.

Также в эту смену была представлена техника анимации перекладки, в которой свой мультфильм создавали Александра Гришанцова и Юлия Мещерякова из Саратова. Перекладка позволяет в достаточно сжатые сроки сделать мультфильм и рассказать историю. И даже не обязательно при этом уметь рисовать – персонажей можно вырезать из газет и журналов или распечатать на принтере. Ведь иллюзия движения создаётся за счёт перемещения кусочков бумаги или картона. Можно использовать и природные материалы – всё зависит от сюжета. Например, в фильме«Синергия» рассказывается про волшебную силу объятий, всепобеждающую дружбу и доброту к ближнему. Девочки использовали цветной картон различных цветов. При смене материала, менялась и эмоция персонажа.

Всё таки одним из главных условий успешного мульт-показа является юмористическая составляющая. Поэтому важно, что эти мультфильмы делались детьми для детей, и юмор был понятен артековцам. Весь лагерь «Лазурный» воспринял работы мультотряда бурными овациями. Показ удался.

С творчеством юных мультипликаторов «Артека» можно ознакомиться по ссылкам:

Маргарита Тихонова | 16 марта 2016

Лента событий

Не секрет, что в каждом детском лагере существуют свои легенды, связанные с его географией и историей. В этом отношении «Артек» особенно знаменит. Точное число артековских легенд затруднятся назвать даже бывалые опытные вожатые. В этой статье мы попытались собрать самые интересные и красивые легенды одного из лучших международных лагерей, которые поведала самая добрая и милая вожатая «Хрустального» Маша.

Источник молодости Ай-Петри

Как думаете, где все вожатые Артека черпают бодрость духа, позитивные эмоции и творческую энергию на много недель вперёд?

Давным-давно у подножия горы Ай-Петри, на самом берегу моря, жила пожилая пара. Старик со старухой прожили долгую и счастливую жизнь, но детьми так и не обзавелись. Почувствовав приближение смерти, старик решил раздобыть денег на достойные похороны: собрать хворост и продать его. Он отправился в лес на рассвете и не успел заметить, как оказался на самой вершине горы. Издали приметив неизвестный источник, утомлённый за день старик жадно прильнул к воде, а напившись, заснул. Когда он проснулся, солнце уже заходило за горизонт, забеспокоившись о жене, он поднял хворост и направился к дому. Всю дорогу он чувствовал прилив сил, ноша казалась ему легка. Жена же встретила мужа странными словами: «Не видал ли ты, добрый молодец, моего старика?» Дед с удивлением ответил ей: «Разве ты не узнаешь своего мужа?» Старуха пристально посмотрела на незнакомца: тот был одет в точности как её супруг, но выглядел лет на 40 моложе. Он поведал любимой о чудесном горном роднике, наутро старуха отправилась на его поиски. Прошло много часов, а её всё не было. Старик встревожился и отправился вслед. Уже у источника услышал детский плач: в кустах лежал сверток с младенцем. Он подобрал малышку, успокоил, уложил в кровать в своем доме. А когда рассвело, увидел, что девочка завёрнута в лохмотья его старухи.

В финале каждой артековкой смены ребята отправляются на экскурсию в Севастополь, проезжая через современные курорты Гаспра и Мисхор. Предположительно здесь и находится загадочный источник молодости и одновременно источник энергии для наших неутомимых вожатых.

История Аю-Дага

Эта легенда – одна из самых древних в «Артеке», да и на всём крымском побережье. Знаете ли вы, почему гора Аю-Даг – главный символ лагеря – тюрские народы, населяющие эти края много веков назад, называли «медведь-гора»?

Давным-давно, когда южное побережье Крыма ещё служило домом для греческих перепёлок-ортеков, на месте Крымских гор была равнина. По древнему поверию, на ней обитали могучие и мудрые медведи. Однажды они нашли одинокую маленькую девочку и взяли к себе на воспитание. Дали ей пищу и кров, вырастили доброй и трудолюбивой. На их ласку девушка отвечала благодарностью и любовью. Когда медведи отправлялись добывать пищу, она следила за хозяйством и поддерживала домашний очаг. В одно такое утро, когда медведи ушли на охоту, к берегу прибило плот с прекрасным юношей, сильно пострадавшим во время кораблекрушения. Девушка решила во что бы то ни стало помочь незнакомцу: выходила, поставила на ноги, вернула молодому человеку душевное равновесие и… полюбила его. Медведей долго не было, охота затянулась, и юноша стал умолять любимую вернуться в мир людей вместе с ним. И любовь смогла победить чувство долга. Однако когда счастливые влюблённые уже отчалили от берега, вернулись медведи. Их вожак рассвирепел, увидев уплывающую вдаль приёмную дочь. Он повелел собратьям пить воду из моря, чтобы помешать ей. Те, не желая разрушать счастье девушки, отказались, и тогда вожак решил выпить море в одиночку. Увлёкшись, медведь увеличился до размеров горы и даже не заметил, как проглотил плот с падчерицей. Судьба наказала любящего «папашу» – он навсегда превратился в камень.

Сегодня Аю-Даг считается местом силы, сосредоточением энергетических полей, пристанищем НЛО. И действительно, если посмотреть на гору с определённого ракурса, можно вполне различить медвежью морду, голову, хвост и даже угрожающе взъерошенную шерсть на спине.

Рождение гор Кошка, Дива и Монах

Как вы думаете, с чем связаны названия Крымских гор? Испокон веков южане давали им романтичные имена, связывая их с животными, с которыми схож горный силуэт. Чаще всего истории их происхождения скрывались за завесой тайны, однако некоторые предания дошли до наших дней. Доподлинно известна, например, легенда рождения гор Монах, Дива (в переводе с индоарийского «живая душа») и Кошка.

Близ издревле Чёрного моря селились добрые и дружные люди. В их общинах царили мир и согласие. Однажды в тех краях появился чужестранец, за которым шла дурная молва: куда бы он ни пришёл, его неизменными спутниками были насилие, грабежи и убийства. Странник бродил по свету в поисках места, где бы мог проявить свою силу, озлобленность и жестокость. Он не жалел никого на своём пути, но в душе понимал, что преступления не приносят ему счастья. Мужчина решил избрать путь отшельника и отправился в горы, как можно дальше от людей. Праведный образ жизни очистил его душу, а годы изгладили в памяти людей историю его ужасных злодеяний. Чаще и чаще паломники стали обращаться к монаху-мудрецу за советом. Злые духи, которые раньше двигали его поступками, очень удивились такой стремительной перемене и решили его проучить. Чтобы подобраться поближе, один из них обернулся кошкой и тайком пробрался в его пещеру. Монах сжалился и принял её к себе в дом. Нередко в его голову приходили мысли о домашнем очаге, заботливой супруге, детях. Но чары жестокого духа, всегда оказывающегося рядом в такие моменты, вызывали в душе отшельника прилив злобы и агрессии. Так злой призрак, в кошачьем обличии, день за днём выжигал из монаха всё доброе, что он приобрёл за годы отречения от общества. Только этого тёмным показалось мало, и вскоре над ним решил посмеяться сам дьявол. В один из солнечных дней, прогуливаясь морскому побережью, монах увидел тело прекрасной девушки, выброшенное на берег. Обомлев от ее красоты, он не удержался и поцеловал её. Но как только девушка открыла глаза, в сердце её спасителя вскипели ярость и негодование. Не ведая, что творит, он утопил несчастную жертву. Ангелы же не смогли смириться с подобными надругательствами над самым прекрасным чувством на земле и превратили монаха, его кошку и дьявола в жуткие, испещрённые гротами и расщелинами скалы.

Знаменитый международный детский лагерь «Артек», расположенный на южном берегу Крыма в поселке Гурзуф, был создан более 90 лет назад. Особенно популярным являлся он в советские времена. Разумеется, за многие десятилетия это место обросло множеством легенд, среди которых есть мистические и жутковатые…

История «Артека»

Первоначально «Артек» представлял собой лагерь-санаторий для детей, больных туберкулезом. Он был основан по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Название свое лагерь получил в честь урочища с одноименным названием по месту расположения. Открытие состоялось 16 июня 1925 года.

Постепенно из санатория для туберкулезников «Артек» превратился в элитный лагерный комплекс, куда детей направляли за различные заслуги, например, успехи в учебе и общественной работе. Также туда часто приезжали иностранные дети.

Артековские репрессии

В начале лета 1937 года в лагерь прибыл сотрудник НКВД Николай Иванов, которому поручили выявить здесь «вражеские элементы». В докладной записке Иванова говорилось: «В подсобном хозяйстве “Артека” орудуют враги: заражены бруцеллезом коровы, погибли 34 пчелиные семьи, 19 подсвинок. В пище пионеров обнаружены стекла, гвозди, пуговицы, в хлебе - спички. Имело место отравление восьми рабочих, срывы работы радиоузла, предпринята попытка поджога здания, где жили испанские дети… Вожатый Малютин избил 8-летнюю Элю Щукину, а пионерку Тамару Кастрадзе изнасиловал. Были случаи, когда детей под видом похода уводили группами на всю ночь на Аю-Даг и возвращали их простуженными»…

В результате 17 сотрудников лагеря исключили из партии и комсомола, 22 человека отдали под суд. На их счастье, через полгода все они были оправданы благодаря жене Молотова Полине Жемчужиной, которая обратилась к мужу и уговорила его помешать дать ход этому бредовому делу.

Загадочное захоронение

В 1966 году на пустыре между лагерями «Кипарисный» и «Лазурный» было обнаружено странное погребение. В каменном ящике под крышкой лежали сразу шесть скелетов. Все они принадлежали сильным рослым мужчинам и все были лишены голов и кистей рук. Внизу находился слой морского песка. Когда его убрали, под ним обнаружился еще один, меньший по размеру ящик, где лежали недостающие части тел. Под ними тоже оказался толстый слой песка. Когда расчистили и его, то обнаружили останки грудного младенца.

Почему тела мужчин с отрубленными головами и руками были захоронены поверх детской могилки, так и осталось загадкой.

Мертвые дети

В наши дни две девушки, Лена и Аня, устроились медсестрами в «Артек». В начале октября лагерь почти опустел. Лена с Аней жили в одном из небольших домиков-корпусов, вдвоем в одной комнате. Больше в домике никто не жил. И вот по ночам девушки стали слышать странные звуки: шаги в коридоре, журчание воды, и наконец, посреди ночи кто-то дергает ручку двери их спальни… Иногда, проснувшись, Лена и Аня обнаруживали дверь открытой, а ведь на ночь запирались! Или же с тумбочек кто-то невидимый скидывал книги.

Как-то Аня отправилась с детьми в поход, и Лена осталась одна. Ночью ей привиделся сон: дверь в комнату открывается и туда медленно входят дети. Были они разного возраста, и мальчики и девочки. Дети обступили кровать девушки и, с грустью глядя на нее, стали молча тянуть к ней руки… Проснувшись, Лена увидела, что дверь опять открыта. За завтраком она поделилась этой историей с другой медсестрой, давно работавшей в лагере. Та рассказала ей, что когда в «Артеке» лечились туберкулезные дети, самых тяжелых клали в тот самый корпус. И многие из них прямо там умирали…

Призрачная графиня

До сих пор бытует в «Артеке» легенда о французской графине Жанне де Ламотт, якобы ставшей прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. В реальности эта авантюристка жила во времена Людовика XVI и похитила у королевы Марии-Антуанетты бриллиантовое колье стоимостью в полтора миллиона ливров. Ее поместили в темницу, откуда она таинственным образом исчезла. По неофициальной версии, графиня перебралась в Крым. Однажды она получила сильную травму, упав с лошади. Успев спрятать свои драгоценности, дама попросила слуг после смерти ни в коем случае не снимать с нее одежду. Но те ослушались ее. Когда покойницу переодевали, то увидели на ее плече клеймо в виде королевской лилии…