Конспект занятия по обучению грамоте звук щ. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: Звук, буква Щ

Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Конспект подгруппового логопедического занятия , проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е . Н.

Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка . Звук [щ] , буква Щ .

Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

Цель : сформировать знание о звуке [щ] , букве Щ .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [щ] в слогах , словах;

познакомить с графическим обозначением звука [щ] ;

закрепление понятий : “согласный звук” , “слог”, “слово”;

коррекционно-развивающие :

автоматизировать произношение звука [щ] изолированно , в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

профилактика дисграфии и дислексии;

совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа ;

улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

развитие основных психических процессов : внимание, память, мышление.

коррекционно-воспитательные :

воспитывать интерес к занятиям , любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность) ;

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование :

Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ ) ; мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

Карточки формата А5 с буквами Щ , Ш, Ц.

Зеленый квадрат (без колокольчика) .

Индивидуальные зеркала по количеству детей.

Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1) .

Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2) .

Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3) .

Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4) .

«Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ] , и других предметов (см. приложение 5) .

Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6) .

Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7) .

Лингвистический материал :

Слоги : ещ, щё, щи, ащ, ще.

Слова : щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

Место проведения : логопедический кабинет .

Организационная форма проведения : традиционная.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие (тренинг общения) .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии .

Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.

"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

А теперь посмотрите на меня.

2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну » .

Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка »

Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами .

(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1) .

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку . Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну , там мы встретимся с новой буквой , познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай :

Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

Как называется детеныш собаки? (щенок)

Как называется суп с капустой? (щи)

Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

Чем защищались воины в старину? (щитом)

Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук .

– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ] . Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ] . (дети берут индивидуальные зеркала) .

В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ] ?

– Губы «окошком» .

– Какую форму принимает язык?

– Язык в форме чашечки.

– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

– Все эти звуки – шипящие , звук [щ] тоже шипящий .

4. Дидактическая игра «Что за звук ? Расскажи» .

Звук [щ] согласный или гласный?

– Согласный.

– Как определить?

– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Глухой.

– Как проверить?

Звук [щ] твердый или мягкий?

– Мягкий.

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий , у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ] ?

– Зеленым квадратом без колокольчика.

– Кто даст характеристику звука [щ] ?

Звук [щ] согласный , глухой, мягкий.

5. Дидактическая игра «Веселая щетка» .

– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

Щ – метем мы мусор щеткой,

Произносим звуки четко :

Вычистим любую вещь,

Пропоют нам щетки – ЕЩ.

Ещ-ещ-ещ-ещ.

Что почистить вам еще?

Спросят щетки маму – ЩЁ.

Щё- щё-щё-щё.

Вещь для чистки поищи.

Повторяют щетки – ЩИ.

Щи- щи-щи-щи.

Станет чистым мамин плащ.

Щетки звонко чистят – АЩ.

Ащ- ащ-ащ-ащ.

Ни соринки на плаще.

Щетки так довольны – ЩЕ.

Ще- ще-ще-ще.

6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» .

Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук , что нужно сделать?

– Записать его, написать букву .

– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы . (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2) . Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим , читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [щ] обозначается буквой Щ . Эта буква обозначает только один мягкий звук .

– Это буква Щ . На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) .

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег. (Г. Виеру) .

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) .

Щ, по просьбе овощей,

Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников) .

(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3) .

– На какие буквы похожа буква Щ ?

(Логопед уточняет , чем отличается буква Щ от названных букв ).

– Верно. А из каких частей состоит буква Щ ?

– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

– Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке ) . (см. приложение 4) .

– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе ; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе . Кто пойдет выкладывать букву ? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

Давайте поселим эту букву в наш дом букв .

7. Динамическая пауза.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

Кепка… (щепка,

кит… (щит,

мель … (щель,

тетка … (щетка,

река … (щека,

венок … (щенок,

полка … (щелка) .

– Молодцы. Продолжаем занятие .

8. Дидактическая игра «Где спрятался звук .

– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5) . В названии каких предметов есть звук [щ] ? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

– В конце слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

– В середине слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

–В начале слова.

– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ . Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ .

9. Дидактическая игра «Найди букву Щ » .

– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ . (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ ) . (см. приложение 6) .

10. Дидактическая игра «Найди и назови» .

– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ] ? (см. приложение 7) .

– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

– А теперь придумайте предложение с этими словами.

(Дети придумывают предложения) . Таня держит ящик с овощами. И т. д.

11. Итог. Рефлексия.

На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка ! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ] , чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка » )

– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

– О звуке [щ] .

– Какой буквой он обозначается ?

Буквой Щ .

– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

– …. (ответы детей)

Занятие окончено .

Самоанализ.

Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты .

Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены .

Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной , интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии .

Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием .

Литература :

1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей : пособие для логопедов и родителей . – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2008 г. – 128 с.

2. Светлова И. Е. Домашний логопед . – М., ООО «Издательство «Эксмо» , 2004 г. – 250 с.

3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . Трудные звуки . Грамматика в картинках . Звуки Ш-Ж . для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева» , 2003 г. – 64 с.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: знакомство со звуком и буквой [щ].

  • учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух звук [щ];
  • закрепить произношение звука [щ];
  • учить определять место звука [щ] в слове;
  • совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности;
  • познакомить со зрительным образом буквы щ;
  • развивать дикцию, связную речь;
  • развивать грамматический строй речи;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать доброжелательность, коллективизм.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карандаши, вырезанные из бумаги кости, круги желтого цвета, прищепки, зеркала.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Мы очутились в Королевстве звуков и букв.(слайд 3)

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Давайте послушаем, что он говорит.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].) (слайд 4)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий. При произношении звука [Щ] губки округлены. Произнесите этот звук и посмотрите в зеркало как округлились ваши губки.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук. (слайд 5)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем карандаши и напишем букву Щ в воздухе.

4. Развитие фонематических процессов.

Мы узнали первый звук, давайте поиграем с ним. Игра “Хлопушка”. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Щ]:

К-щ-л-н-щ-п-щ-с-т-щ-щ-м-л-щ;

Ща-сы-па-щу-ащ-ан-оп-чу-щи.

5. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи. (слайд 6)

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э]. (слайд 7)

6. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь! (слайд 8)

7. Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

  • Письмо опускают в почтовый … (ящик).
  • На огороде выросли сочные … (овощи).
  • У собаки сынок - … (щенок).
  • Емелины желания исполняла … (щука).
  • Зубы чистят зубной … (щеткой).
  • В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране – слайд 9.

Верно и следующий звук для щенка… Звук [П]. (слайд 10)

8. Звуковой анализ, определение места звука в слове.

К нам прилетела “Звуковая сорока”. Покажите место звука [Щ] в словах и узнаете следующий звук.

Овощ, площадь, щит, плащ, клещи, щипцы. (слайд 11)

Молодцы, следующий звук…[К]. (слайд 12)

9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

А теперь последнее и самое сложное задание: У большого чудища не глаза, а … (глазищи), не усы, а … (усищи), не нос, а … (носище), не руки, а …(ручищи), не ноги, а …(ножищи). (слайд 13)

Чудище-юдище щенку сказало последний звук. Это звук [А]. (слайд 14)

10. Развитие языкового синтеза.

Давайте вспомним, какие звуки мы разгадали: [Щ], [Э], [П], [К], [А]. Составьте имя щенка. (Щепка). Правильно.

А теперь приготовим подарок нашему товарищу, чтобы он не забывал свое имя. (Дети раскрашивают букву Щ на косточке.)

Щенок благодарит вас за помощь и подарки. (слайд 15) Давайте скажем ему до свидания. Закроем глазки и отправимся на поезде домой. (слайд 16)

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

Литература.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М., 2010
  3. Агранович З.Е. В помощь логопеда и родителям. СПб., 2004
  4. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. СПб., 2010
  5. Светлова И.Е. Домашний логопед. М., 2008

Цель:

I Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

Произнесем ее медленно.

Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

Какой звук встречается чаще других?

Какой он? Почему?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Правильно, звук “ш” всегда твердый!

Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

А есть ли у него твердый братик?

Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

  1. Знакомство со звуком.
  2. Знакомство с буквой:

Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки -

Другой не нужно им науки!

На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

Ш Й Щ

Какой звук лишний? Почему?

У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща - що - щу - щи

Ащ - ощ - ущ - ищ

Произнесем чистоговорки:

Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

Щу - щу - щу - я щенка ищу.

Щи - щи - щи - где же он пищит?

Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

Составим схему к слову “щука”

Сколько слогов? Почему?

Какой слог ударный? Какой он по счету?

Назовите безударный слог? Какой он по счету?

Произнесите первый слог.

Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

Какой второй звук первого слога? Характеристика.

Произнесите второй слог.

Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

Произнесем еще раз слова.

К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

Кто вы? (дрессировщики)

Катя, а ты кто? (дрессировщица)

Семен, а ты кто? (дрессировщик)

На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

В названии каких животных тоже 1 слог?

На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

Поиграем в игру “Ходим как…”

Цирковая лошадь;

Великаны;

Послушаем рассказ.

Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

Кого подарили Кате?

Куда посадила Катя щенка?

Где уснул щенок?

Что сделал щенок, когда проснулся?

Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

Перескажем рассказ по цепочке.

Поиграем в игру “Едет поезд”

Едет поезд! (С чем?)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

  1. Тактильное восприятие:
  2. Игра “Какой звук лишний?”
  3. Физминутка:
  4. Воспроизведение слоговых рядов:
  5. Воспроизведение чистоговорок:
  6. Работа над звуковым составом слова:
  7. Работа над слоговым составом слов.
  8. Физминутка:
  9. Работа над рассказом:
  10. Физминутка:
  11. Работа над предлогами:
  12. Игра “Путанки”:

Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

И для вас практический материал на букву «Щ», это и художественное слово , и игры , и варианты картинок которые можно использовать при знакомстве с буквой.

Буква «Щ»

Веселые стихи

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Щука клад нашла на дне,

Вот бы щуку в руки мне.

На лужайке, как звонок,

Заливается щенок.

Щ – играющий щенок,

Кверху лапками он лег.

Г. Виеру

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Щетку щеголь уважает,

Щеткой щеголь пыль счищает.

* * *

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила,

Окуньков, бычков, лещей

Щами угостила.

* * *

Могут щетки чистить шубы,

Могут щетки чистить зубы.

Щетки – это не трещотки,

Нам всегда помогут щетки.

Щука в озере жила.

Червяка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Угощала двух ершей.

Рассказали всем ерши:

– Щи у щуки хороши!».

Г. Сапгир

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела.

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

С. Чернов

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки.

Б. Заходер

Щегол на березе щебечет,

Щурится, греясь на солнышке,

Щелкает в роще певец-соловей,

Щиплет теленок траву у реки…

Щедрые, добрые нынче деньки!

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Скороговорки

Чистоговорки

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы надели плащ.

Щу-щу-щу – в чаще щуку поищу.

Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.

Игры

Игра «Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

2. С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок ?

3. Стукните карандашом по парте, если услышите звук [щ ’] в словах: шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, честный, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы, пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

4. Сколько звуков [щ ’] в поговорке: щи да каша – пища наша ?

Игра «Слоговой аукцион»

Продолжите слова слогами чу-щу.

То (-чу ), пи (-щу ), кри (-чу ), уго (-щу ), встре (-чу ), наве (-щу ), та (-щу ), изве (-щу ), кру (-чу ), защи (-щу ), зачи (-щу ).

Продолжите слова слогами ча-ща.

Ро (-ща ), све (-ча ), пи (-ща ), встре (-ча ), ку (-ча ), зада (-ча ), ча (-ща ), да (-ча ).

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву:

– ука, ово – и, товари – и, ле –, – епка.

Игра «Превращение слов»

Измените одну букву в словах: роща (роза ), щенки (пенки ), ищи (иди ), щука (мука ).

Игра «Найдите слово в слове»

Щепка (щека ), щель (ель ).

Игра «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и придумайте с ними слова: ща (щавель, щадить), ще (щегол, щенок), щу (щука, щупальца), щи (щи, щипать).

2. Составьте слова из слогов:

О т в е т: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.

Игра «Найди слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а

щ – – – щ –

щ – – – – щ –

щ – – – – – щ –

щ – – – – – – щ –

щ – – – – – – – щ –

щ – – – – – – – – щ –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, тащу,

щавель, щекотка. роща, мощи.

Игра «Дополните слово»

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

О т в е т: ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и др.

Игра «Наборщик»

Составьте слова из букв слова товарищи.

О т в е т: товар, щи, ищи, вар, рот, ор, вот.

Игра «Из одного слова – несколько»

Составьте телеграмму из слов, начинающихся с букв слова щука.

О т в е т: «Щенок утащил ключи – Андрей».

Загадки

Жемчугова Светлана Юрьевна

Учитель-логопед, МАДОУ №64 "Искорка", Московская область

Жемчугова С.Ю. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [Щ], Щ» // Совушка. 2017. N1(7)..02.2019).

Цель:

1. Закрепление правильного произнесения звука [Щ].

2.Знакомство с буквой Щ.

3. Закрепление умения различать звук и букву.

4. Научение чтению слогов с буквой Щ.

5. Выработка навыка звуко-буквенного анализа.

6. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

7. Предупреждение оптической дисграфии.

8. Выработка навыка образования существительных с суффиксом -ищ.

Оборудование: плакат для чтения и анализа слогов, предметные картинки (щетка, плащ, щука, щит, щавель), изображение щегла, сюжетная картинка «кот охотится на щегла», фишки для звукового анализа слов, речевой материал, звуковой домик для обозначения места звука в словах, СD проигрыватель, СD диск «Голоса птиц».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел щегол. А где живет щегол?

Дети : В лесу.

2. Опознавание изученных букв по их элементам.

Профилактика оптической дисграфии.

Логопед: Щегол спрятал буквы в комод, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

Дети выполняют задание.

3. Поиск слов со звуком [Щ] в стихотворении на слух .

Логопед : А теперь послушайте стихотворение.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал!

Еще бы! Он счастливый рос.

Теперь мой щен не щен, а пес - Настоящий!

Е. Благинина

Найдите, пожалуйста, слова со звуком [Щ]?

Ответы детей.

Логопед : Дайте, пожалуйста, характеристику звуку [Щ].

Дети : Воздушная струя встречает препятствие, значит звук согласный, горлышко не дрожит - звук глухой и всегда мягкий.

4. Отгадывание загадок.

Логопед . Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да!

Логопед: Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Уши торчком,

Хвост крючком.

Весело лает,

В дом не пускает.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной строгой....

А теперь возьмите фишки и выложите ими слова-отгадки.

Дети выполняют задание.

5. Определение места звука [Щ] в словах с использованием звукового домика.

Логопед : Посмотрите на картинки, определите место звук [Щ] в слове, и поместите их в нужное окошечко нашего звукового домика.

Дети рассматривают предметные картинки и определяют место звука [Щ] в словах.

Картинки: щетка, плащ, щука, щит, щавель.

6.Знакомство с буквой Щ.

Логопед: Дети, посмотрите, щегол принес нам букву. Давайте ее рассмотрим.

Дети рассматривают букву Щ, обсуждают из каких элементов она состоит и на что похожа.

7. Чтение слогов.

Чтение слогов и соотнесение слогов с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

Логопед : Ребята, перед вами плакат. Выбирайте слог, читайте его и находите картинки, названия которых начинаются с данного слога.

Ответы детей.

8.Физкультминутка.

Щеглёнок выпал из гнезда,

Ему теперь грозит беда:

Котище чёрный рыщет,

Птенцов и птичек ищет.

Щеглёнка видит черный кот,

К нему, мурлыча, он идет,

Ступает очень мягко

По травке каждой лапкой…

Щеглёнок помощи не ждет

И от отчаянья - в полет…

И вот удача - высота

Спасла щегленка от кота.

9. Образование существительных с помощью суффикса -ищ

Логопед : Ой, дети, посмотрите, кто охотится на нашего щегла? (Картинка: кот охотится за щеглом).

Дети : Кот

Логопед : Нет, это не кот, а огромный котище! И у него не зубы, а огромные …

Дети : Зубищи

Логопед : Не глаза, а…

Дети : Глазищи

Логопед : Не лапы, а …

Дети : Лапищи.

Логопед : Не усы, а…

Дети : Усищи.

Логопед : Давайте поможем щеглу и прогоним кота. Кричите: «Щщщщ»

Дети прогоняют кота.

10. Минутка релаксации.

Логопед: Щегол очень рад, что мы спасли его от огромного кота и в благодарность споет нам свою песенку.

Дети расслабляются под запись свиста щегла и звуков леса.

11. Итоги занятия.

Логопед : Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

Дети : Мы говорили о звуке Щ.

Логопед : Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.

Дети выполняют задание

Логопед : Вспомните, пожалуйста, слова со звуком [Щ].

Ответы детей

Логопед : Какая птичка была с нами на занятии и пела для нас с вами, когда мы отдыхали?

Дети : С нами на занятии был щегол.

Логопед : А как вы думаете почему эта птичка прилетала к нам сегодня?

Дети : Название этой птички начинается со звука [Щ].

Логопед : Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!