Конспект занятий логопеда на тему летние каникулы. Здравствуй, лето: конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе

Елена Никишова
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия в старшей группе «Здравствуй, лето!»

Задачи: Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе летом; активизировать словарь детей по темам: «Лето», «Насекомые», «Цветы»; совершенствовать у детей грамматический строй речи (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе). Развивать у дошкольников слуховое внимание, связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением; работать над восприятием ритма;

закреплять навыки звукового анализа;

воспитывать коммуникативные качества личности: помощь и взаимовыручку, гостеприимство, чувство коллективизма; закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Здоровье, Художественное развитие.

Оборудование: предметные картинки – поезд, василек, колокольчик, одуванчик, незабудка, ромашка, ландыш; стрекоза, комар, пчела, паук, муравей, жук, гусеница; картина «Лето»; мяч; краски акварельные, альбомы.

Раздаточный материал: цветочки из салфеток – 13 шт. для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте повторим правило поведения на занятии.

Упражнение «Правило поведения на занятии».

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Учитель-логопед -Проходите к своим местам и тихо садитесь.

– все внимание на доску, посмотрите и послушайте:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Дети: Летом!

Логопед: Верно! А когда наступает лето? (После весны).

Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август).

Какие приметы лета вы знаете? (Летом становится жарко,

идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуск и едут отдыхать на море).

2. Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Логопед стоит в кругу детей с мячом в руках и говорит слова:

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

3. «Подбери признаки».

Какое летом бывает небо? - … (Голубое, чистое, высокое).

Какое летом бывает солнце? - … (Яркое, тёплое).

Какой летом бывает воздух? - … (Чистый, прозрачный).

Какая летом бывает трава? - … (Зелёная, сочная, высокая).

Какие летом бывают ягоды? - … (Спелые, сладкие, сочные).

4. Игровое упражнение «В путь!»

Логопед: Лето – время путешествий. Хотите ли прямо сейчас отправиться в путь? -Ребята, на перроне стоит электричка, на ней мы поедем за город. Давайте займем места в вагоне и подготовимся к путешествию, а пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится? Дети-АУ!

Логопед: -А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:

ВА-ВО-ВУ; ВЫ-ВА-ВО; ВЫ-ВА-ВУ; ВА-ВЫ-ВО; ВО-ВА-ВЫ;

ВЫ-ВА-ВО; ВУ-ВА-ВЫ; ВУ-ВЫ-ВО; ВА-ВУ-ВЫ; ВО-ВЫ-ВА.

5. Игра: «Телеграфисты»

Посмотрите, что нарисовано на ваших картинках. Давайте узнаем, сколько слогов в словах-отхлопайте количество слогов. (предметные картинки со звуком В, ВЬ)

Вот мы и приехали мы на лужок!

6. Физминутка - оздоровительный самомассаж «Солнышко»:

А сейчас мы отдохнем, встаем и делаем вместе со мной:

Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх, потягиваются)

Всех ребяток приласкало:

гладит грудку, (Массируют грудь круговыми движениями.)

гладит шейку, (Поглаживают шейку.)

гладит носик, (Большим пальцем рук сверху вниз растирают крылья носа).

гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам.)

гладит ушки, (Растирают уши.)

гладит ручки, (Растирают ладошки.)

загорают дети. Вот! (Поднимают руки вверх.) Хорошо!

7. Игра: «Один-много» (на доске лесные цветы). Смотрите сколько здесь красивых цветов! Я называю один цветок, а вы- если их много.

8. Игра «Назови ласково».

А мы здесь не одни! Кто прячется в цветах? Конечно насекомые. Назовите их ласково! (Используются предметные картинки.)

9. Игра «Хлопаем – топаем»

Послушайте стихотворение о лете. Если вы согласны с выражением – хлопайте, если нет – топайте.

Летом птицы улетают на юг. Летом у школьников каникулы.

Летом в лесу много ягод. Летом звенит капель.

Летом после дождя можно увидеть радугу. Летом жарко.

Летом животные готовятся к зиме. Январь – первый летний месяц.

10. Упражнение на дыхание «Душистые цветочки»

Учитель-логопед:- Сколько цветов на полянке!

Чем пахнут цветочки?Давайте вдохнем аромат цветов носом, а выдохнем-ртом.

А теперь нам пора назад, в детский сад!

11. Рисование «Одуванчики»

Вот мы в детском саду. Хорошее было путешествие, давайте нарисуем одуванчики, чтобы родители увидели, на какой красивой полянке мы побывали.

Оформление выставки рисунков в приёмной.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей группе Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе с применением интерактивной доски Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов» Программное содержание: 1. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна!» Цель: уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Интеграция образовательных областей: 1. «Познание».

Конспект интегрированного занятия с участием родителей в первой младшей группе «Здравствуй, лето!» Цель: создание обстановки доверия, включение каждого ребенка в групповое взаимодействие, вызвать положительное эмоциональное отношение к.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Здравствуй, береста!» Цель: разбудить творчество девочек – расписать ткань орнаментом и фантазию мальчиков – сделать черпачок для воды. Задачи: закреплять умение.

Коррекционно-образовательные цели:

— расширение представлений о растениях луга, об охране природы;

— уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Полевые цветы» (природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, мак, колокольчик, ромашка, лютик, незабудка, гвоздика, букет, стебель, лист, бутон, корень, полевой, луговой, красивый, душистый, яркий, разноцветный, охранять, нюхать, рвать, собирать);

— совершенствование элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах 5);

— совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);

— совершенствование навыка слогового анализа слов;

— автоматизация правильного произношения поставленных звуков в словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие цели:

— развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, зрительного внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

— формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

— воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, мольберт, предметные и сюжетные картинки с изображениями полевых цветов, контейнер с карандашами, фишки для составления звуковых схем слов, мяч среднего размера.

Ход занятия:

1. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях Незнайка! Он принес вам много заданий. Давайте отгадаем его первое задание — з агадку.

В чистом небе

Солнце светит ярко,

Можно в речке искупаться,

Очень, жарко!

Нравится нам время года это!

Угадали? Ну, конечно, это… (ЛЕТО)

2. Поиграем в игру «Добавлялки»

— добавляйте слово в предложение:

ЛЕТОМ ЯРЧЕ СВЕТИТ… (солнышко)

ЛЕТОМ ИДЕТ ТЕПЛЫЙ…(дождик)

ЛЕТОМ МОЖНО КУПАТЬСЯ В…(речке,озере,море)

ЛЕТОМ НАД ЦВЕТАМИ ПОРХАЮТ…(бабочки, стрекозы)

ЛЕТОМ НА ЛУГАХ И ПОЛЯХ РАСЦВЕТАЮТ…(цветы)

3. Незнайка хочет загадать вам еще одну загадку ! Загадка.

— Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты? (БУКЕТ) – (Показ картинки букета)

— Ребята, в этом букете – ПОЛЕВЫЕ цветы. Полевые цветы вырастают сами, их не растит человек. – рассматривают и называют.

4. «Один-много» (с мячом)

Запоминайте названия полевых цветов:

ВАСИЛЁК – ВАСИЛЬКИ

РОМАШКА — …

ОДУВАНЧИК — …

ТЮЛЬПАН — …

КОЛОКОЛЬЧИК — …

НЕЗАБУДКА — …

ГВОЗДИКА — …

ФИАЛКА — …

МАК — …

ЛЮТИК — …

5. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (помахать руками перед собой)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (плавно сжать пальцы)

Головой качают,

Тихо засыпают. (плавно опустить их на стол).

6. Работа с предложениями (грамматический строй речи)

Ребята, помогите Незнайке правильно составить предложения!

В ПОЛЕ ВЫРОС ГОЛУБАЯ КОЛОКОЛЬЧИК.

ЛЕТОМ СВЕТИТ ТЕПЛЫЙ СОЛНЫШКО.

МАЛЬЧИК СОРВАЛ БЕЛАЯ РОМАШКА.

НАСТУПИЛ ЖАРКИЙ ЛЕТО

НА ЛУЖАЙКЕ КРАСИВЫЙ НЕЗАБУДКА.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КРАСНАЯ ТЮЛЬПАН.

7. Задача. (раздать карточки и карандаши)

— Незнайка принес из школы задачу, а сам решить не может. Давайте ему поможем. Слушайте внимательно, задачу вам помогут решить счетные палочки.

НА РОМАШКЕ 2 БУКАШКИ,

А НА ЛЮТИКЕ 1 ЖУЧОК,

В КОЛОКОЛЬЧИКЕ 1 КУЗНЕЧИК,

НА ГВОЗДИКЕ 1 ПАУЧОК,

А НА МАКЕ НИКОГО.

СКОЛЬКО БЫЛО ИХ ВСЕГО?

ПОСКОРЕЕ ВЫ РЕШИТЕ,

А ОТВЕТ-КА МНЕ СКАЖИТЕ

2+1+1+1 = 5

8. Физкультминутка «Букет»

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку,

Красный, синий, белый цвет…

Замечательный букет!

9. «Подскажи словечко» и « Хлопушки»

— Сейчас я проверю как вы запомнили названия цветочков. Подсказывайте нам с Незнайкой слова:

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался … (ВАСИЛЁК).

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек

Все веночки из … (РОМАШЕК).

Вот полянка, вся в цветочках

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые … (НЕЗАБУДКИ).

На прогулке видел я

Фиолетовый цветочек.

Это вырос у ручья

Тонкий нежный … (КОЛОКОЛЬЧИК).

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный … (МАК).

10. Звуковой анализ.

— Ребята, произнесите слово МАК, сколько звуков вы слышите в этом слове?

— Давайте выполним звуковой разбор и выложим фишками на столе это слово.

11. Работа со счетными палочками.

Ребята, а теперь выложим из палочек цветок-ромашку (дается образец). Сколько палочек нам нужно взять? (10 штук). Приступаем.

— Молодцы! У всех получились замечательные цветы-ромашки из палочек. Давайте их посчитаем.

12. Стихотворения.

Ребята читают заученные стихи о цветах.

13. Итог занятия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Как вы думаете, как нужно относится к цветам?

Можно ли их уничтожать? (срывать, выбрасывать и т.п.)?

Ребята, полевыми цветами лучше любоваться (рисовать, фотографировать), а не рвать! Потому что сорванные цветы живут недолго, быстро вянут, иногда вы даже не успеете донести их до дома, а они уже завянут и потеряют всю свою красоту. Некоторые виды полевых цветов занесены в Красную книгу – например, цветы колокольчика, василька, лютика, фиалки и гвоздики (показ картинок с изображениями данных цветов).

Помните! Полевые цветы надо охранять и беречь!

Лексическая тема: Лето.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. (Слайд 3)

Задачи:

Развивающая речевая среда:

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев;

Развивать связную речь и координацию речи с движением;

Закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря : (Слайд 4)

Обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

Учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи (Слайд 5)

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

формировать навыки коллективной работы, сотрудничества,

Солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, усидчивости, доброжелательности;

Прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;

Воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : лето, долгожданное, яркое, разноцветное, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Угадайте, где мы были?» - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Лето», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал : листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона на ниточках. Предварительная работа: разучивание упражнения «Угадайте, где мы были?», слушание и обсуждение пьесы А. Вивальди «Лето», рассматривание и обсуждение картины И. Левитана «Березовая роща», чтение рассказа К Ушинского «В лесу летом».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия: (Слайд 2)

1. Орг. момент. Отгадывание загадки.

2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке».

3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?»

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето».

7. Анализ слова «Лето».

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте тему нашего занятия:

Всех жарким солнцем одарило,

В цветной наряд луга укрыло,

Гулять, купаться позвало,

Цветов и ягод принесло.

Л: - О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: - О лете.

Л: - Почему вы так подумали?

Л: Назовите летние месяцы.

Д: Июнь, июль, август.

Л: Верно. А что же такое «лето»?

Д: Это время года.

Л: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: Это пора, состояние природы, это время после весны.

Л: Вот видите, как по-разному вы назвали лето. Это удивительное, веселое время года. О лете можно сказать много красивых слов, ведь оно бывает разным. А какие слова вы знаете о лете? Бросьте мне на ладошку.

2. Игра: «Слово на ладошке».

Л: - Лето, какое?

Д: - Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое.

Л: - Как много мы сказали красивых слов о лете. А какие же приметы у лета?

- Что вы можете сказать про солнце? (высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (зеленые, пышные). Трава летом какая? (высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (веселые, шумные, забавные, радостные).

3. Физкультминутка «Угадайте, где мы были?».

Набежала тучка,

Прокатился гром

Бег по кругу на носках

Три прыжка

Хлынул дождик теплый

Бег по кругу

Звонким серебром

Прыжки на носочках

Прозвенел над нами

Бег по кругу

И пропал вдали

Прыжки на носочках

Дома не сидится,

Мы гулять пошли

Маршируют

Взять сачок не позабыли

Маршируют, воображаемый сачок на плече

Угадайте, где мы были?

Останавливаются, пожимают плечами, разводят руками

Были мы за речкою, на том берегу

На большом душистом

Заливном лугу

Меняют направление движения

Бабочек ловили

И венки плели

На душистом сене

Отдыхать легли

Ложатся на спину, расслабляются

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Л: Ребята, лето оставило нам корзинку, а в ней листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева.

(Ребенок: - Это лист клена. Кленовый лист).

3. Упражнение «Ветерок»

Л: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Л.: - Молодцы. Садитесь на места.

6. Составление детьми рассказа "Лето" с использованием опорной схемы (слайд 6-13)

· Трава, деревья

· Насекомые

Наступило…..(долгожданное лето). Солнце….(светит ярко). Небо….(голубое с белыми облаками). Листья на деревьях….(зеленые), трава….(душистая). Птицы…….(весело щебечут). Ребята……(купаются в речке). На лугу … (много цветов). Весело … (кружатся бабочки).

7. Анализ слова «Лето».

Л: - Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (о лете).

· Сколько гласных в слове лето? (два)

· Сколько согласных? (два )

· Назовите количество слогов (два )

· Какое правило вы знаете о соответствии количества гласных и слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов )

8. Итог занятия. На ваших столах лежат листы и цветные карандаши, предлагаю вам нарисовать лето!

Включается запись летних шумов: леса, воды, птиц и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лето – дивная пора

Структура занятия: 1. Орг. момент. Отгадывание загадки. 2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке». 3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?» 4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?» 5. Дыхательная гимнастика «Ветерок». 6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето». 7. Анализ слова «Лето». 8. Итог занятия.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. Задачи: Развивающая речевая среда: - продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; - продолжать развивать речь как средство общения; - закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев; - развивать связную речь и координацию речи с движением; - закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки; - формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря: - обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Грамматический строй речи: - продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; - упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений. - совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь: - продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; - учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи: - воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию; - формировать навыки коллективной работы, сотрудничества, усидчивости, доброжелательности; - прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности; - воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией. Ценность: воспитание любви к родной природе. Активизация словаря: лето, долгожданное, яркое, разноцветное, солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

НАСТУПИЛО …. (долгожданное лето)

Солнце ….(светит ярко)

Небо ….(голубое с белыми облаками)

Листья на деревьях…(зеленые), трава… (душистая).

Птицы …(радостно щебечут).

Ребята…. (купаются в речке)

На лугу ….(много цветов).

весело …(кружатся бабочки)


Подготовила и провела: Волкова Арина Анатольевна, учитель – логопед МБДОУ №83 «Звёздочка» г. Астрахани

Задача: обобщить знания детей по теме «Лето» , используя разнообразные приёмы и методы.

Цель:

  1. Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха) , включая его компоненты – фонематический, ритмический слух, силу голоса.
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, чёткая дикция) .
  3. Формирование словаря по теме «Лето» , грамматического строя, связной речи.
  4. Способствовать развитию эмоционально – волевых и познавательных процессов детей.
  5. Использовать выразительные возможности изобразительного искусства для развития творческого потенциала детей, их самооценки и самовыражения.

Оборудование:

  • музыкальное оформление («Лесные звуки» , этюд «Из семени в цветок» )
  • рисунки детей (приметы лета)
  • картинки – символы «Гимнастика для язычка»
  • цифры от 1 до 5 по количеству детей
  • картинки на звуки С, Ш, Р, Л, изображённые на лепестках ромашек
  • краски, трубочки из – под сока
  • грибы из картона
  • зеркала на каждого ребёнка.
  • картинки с изображением летних месяцев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма «Лесные звуки» .

Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Хотите побывать в лесу?

Тогда отправляемся. А как же мы с вами туда попадём? Ведь у нас нет маршрута?!

(Стук в дверь. Входит почтальон Печкин)

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Логопед: Ребята, а вы узнали, кто это?

Печкин: Слышал я, что вы в лес собираетесь. А дорогу вы туда найдёте?

Логопед: Да вот в чём беда. Нет у нас карты.

Печкин: Я вам помогу. Есть у меня письмо от старичка – лесовичка, но я вам его не отдам. Покажите – ка вы мне, что вы умеете.

Логопед: Хорошо. Давайте, ребята, покажем Печкину «Сказку о Язычке» .

II. Артикуляционная гимнастика «Приключения Язычка» . (см. Приложение)

Ш. Ввод в занятие.

Печкин: Спасибо, ребята за интересную сказку. Но письмо я вам не отдам.

Отгадайте – ка вы мне загадку.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом)

(Печкин отдаёт письмо, прощается)

Логопед (читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас встретить лето в лесу, посмотреть, как здесь красиво и интересно. А чтобы вы не заблудились, отправляю вам маршрутный лист.

Старичок – лесовичок.

(Логопед показывает детям маршрутный лист)

Отправляемся в лес встречать лето.

Логопед: Мы пойдём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? – За малиной!
За грибами? – За грибами!

Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может мы пойдём за солнцем?
Что же?

Может и за солнцем!
Может, бабочка нам попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где – то…
Мы пойдём гурьбой весёлой

Ясным утром
В гости к лету!

Логопед: Ребята, а какие вы знаете летние месяцы?

IV. Дифференциация звуков. Игра «Собери ромашку» .

Логопед открывает карту и загадывает загадку.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)

Дети собирают ромашки по группам. (С – Ш, Р – Л)

Логопед: Какие полевые, лесные цветы вы ещё знаете?

V. Физ. минутка. Этюд «Из семени в цветок» .

(Звучит тихая музыка)

Давайте представим, что мы с вами маленькие семена цветов.

(садимся в комочек, прячем голову в колени и закрываем её руками)

Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними.

(логопед гладит детей по голове)

С тёплым солнышком семечко начинает медленно расти.

(дети поднимаются)

У него раскрываются листочки.

(руки тянутся кверху)

Растёт стебелёк.

(дети поднимаются на носочки)

Появляются бутоны

(руки в стороны, пальцы сжаты)

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются

(кулачки резко разжимаются)

Росток превращается в красивый цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой

(дети осматривают себя)

Улыбается цветам соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками

(кончиками пальцев дотрагиваются до соседей) .

VI. Ритмико – интонационное упражнение «Грибы» .
Логопед загадывает загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы –

Нет под шляпкой головы. (Гриб) .

На фланелеграфе расположен ряд грибов. Дети отхлопывают в ладоши нужный ритм.

II-II-II-II-II-II

I- II-I-II-I-II-I

I-III-I-III-I-III

II-III-II-III-II

Логопед: Какие вы знаете грибы?

VII. Слоговая структура слова. Деление слов на слоги.

Логопед: Какие ещё слова связаны со словом «лето» ?

Названные слова дети делят на слоги и поднимают карточку – цифру с нужным количеством слогов.

Логопед загадывает загадку.

Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А слышит. (Эхо)

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа произносит предложение, составленное по рисункам о лете, другая тихо повторяет только последнее слово из предложения три раза.

IX. Развитие речевого дыхания и дыхательной мускулатуры. Кляксография трубочкой.

Логопед загадывает загадку.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) .

Логопед: Сегодня мы попробуем нарисовать бабочку кляксой. (даётся инструкция)

Берётся плотный лист бумаги, сгибается пополам. Разводится краска до жидкого состояния. Краска капается на половинку листа. Берётся трубочка, и клякса выдувается в разные стороны. Теперь складываем бумагу пополам, разглаживаем, а затем разворачиваем. Получается рисунок. Рассматривание.

X. Подведение итогов занятия.

Игра «Собери ромашку»

Конспект фронтальной ОУД по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования на тему "Вот оно какое наше лето!" для детей старших групп детских дошкольных образовательных учреждений. Прилагается список используемой литературы и графические материалы.

Тема: Лето. Составление рассказа с опорой на картину.

Программное содержание:

Образовательная цель: Учить детей составлять рассказ с опорой на картину.

Коррекционные цели: Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; расширять словарный запас детей по данной лексической теме, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.

Развивающие цели: Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, общую и мелкую моторику.

Воспитательные цели : Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: печатное изображение Бонифация, картины на летнюю тематику, с изображением летней природы, сюжетные картины с изображением летнего отдыха, яркая коробка, мяч, соль, раскраски на летнюю тематику, гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки, клеенки для столов.

Ход занятия:

Логопед: Дети! Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях! Вы узнали этого героя? (Бонифаций) Правильно, это лев, который на время каникул едет отдыхать к своей бабушке. Как вы думаете, какое время года приближается, если Бонифаций едет в отпуск? Подскажет вам загадка:

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это вы все меня, я …

(лето)

Беседа по теме.

Логопед: Среди вас все любят лето?

Кто из вас ждет лето? Почему?

С кем вы проведете лето?

Как вы собираетесь отдыхать?

Где, по—вашему, лучше всего отдыхать летом?

Как нужно готовиться к поездке?

Если вы останетесь дома, и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Логопед: Расскажите, пожалуйста нашему гостю, за что же вы так любите лето?

Игра «Я люблю лето...»

Я люблю лето, потому что летом солнце светит ярко и греет жарко.

Я люблю лето, потому что летом день длинный, а ночь короткая.

Я люблю лето, потому что летом дует теплый ветер.

Я люблю лето, потому что летом часто идут теплые дожди, иногда с грозами.

Я люблю лето, потому что летом после дождя на небе бывает радуга.

Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться.

Логопед: Да, лето действительно прекрасная пора! Предлагаю сыграть в игру. Если я говорю верно - хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь - топаете ногами.

Игра «Бывает - не бывает»

Летом дети катаются на санках.

Летом на деревьях распускаются почки.

Летом дети лепят снеговика.

Летом дети пускают в ручьях кораблики.

Летом дети загорают и купаются.

Летом дети одевают легкую одежду.

Летом дети мастерят скворечники.

Летом на полях убирают урожай.

Логопед: Бонифаций очень любит подвижные игры и предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка (Выполняются движения в соответствии со словами)

У реки полной версии документа)

Логопед: Чем же еще знаменито лето? Посмотрите на картинки (Выставляются картины с летними пейзажами)

Упражнение «Подбери слово-действие».

На лугу…. много благоухающих цветов.

На деревьях …. много зеленых листьев.

На тропинках …. много ловких кузнечиков.

В траве …. много трудолюбивых муравьев.

Над душистыми цветами …. много пестрых бабочек.

На одуванчиках.… мед много мохнатых пчел.

В кронах деревьев весело … звонкие птицы.

Над летом ярко … солнце.

Логопед: У вас на столе лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Внимательно посмотрите на них и придумайте к ним ласковые слова.

Игра с мячом «Назови ласково».

Солнце - солнышко

Речка - реченька

Лес - лесок

Трава - травушка

Лист - листочек

Цветок - цветочек

Гриб - грибочек

Ягода - ягодка

Стрекоза - стрекозка

Птица - птичка

Логопед: За время своего путешествия Бонифаций услышал некоторые интересные слова и выражения, но значение их он не знает. Надеюсь, вы сможете ему помочь.

Упражнение «Почему так говорят?»

Лето красное, потому, что цветы красивые.

Лето солнечное, потому что солнце светит ярко.

Лето ягодное, потому что много ягод.

Лето дождливое, потому, что часто идет дождь.

Лето грибное, много в лесу грибов выросло.

Лето спортивное, потому, что летом можно заниматься спортом.

Пальчиковая гимнастика «Лето» (загибаются пальцы по одному на каждый счет)

(в полной версии документа)

Логопед: Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Наше лето». А помогут нам в этом картинки. Но они не простые. Рассмотрите их. На них нарисован летний отдых, как отдыхают взрослые и дети в летний период. Летом можно много гулять на улице, кататься на велосипеде, строить песочные замки, играть в мяч, бегать босиком, ездить в гости к бабушкам и дедушкам. Бонифаций очень хотел привезти своей бабушке подарок, но не успел ничего приготовить. Но посмотрите, у него с собой большая, яркая коробка. Интересно, что же в ней? (Раскраски. Столы накрываются клеенками, выставляются гуашь, соль, кисточки, стаканы-непроливайки с водой, салфетки)

Нужно помочь и сделать подарочные летние открытки. Для этого мы будем раскрашивать наши картинки гуашью, а пока она не высохла, посыплем сверху солью. Вот такие необычные открытки у нас получатся!

Кроме того, вы должны рассказать нашему путешественнику, что нарисовано на вашей открытке, а он обязательно передаст их своей бабушке. Рассказы не должны быть похожи друг на друга.

(Заслушиваются 2—3 рассказа)

Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем включается музыка на летнюю тематику. Дети слушают, закрыв глаза.

Логопед: Благодаря чудесной музыке, вашим прекрасный рисункам и увлекательным рассказам мы смогли почувствовать приближающееся лето. Бонифаций очень рад что погостил у нас. Говорит нам всем «Спасибо» и спешит на поезд. До новых встреч!

Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Сидоренко Наталья Николаевна, учитель-логопед, ясли-сад №23 «Ақниет», г.Караганда, Казахстан

Чтобы скачать материал или !