Конспект урока на тему «Единицы измерения времени — час и минута. Работа с моделями часов

Цели урока:

  1. расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
  2. формировать умение определять время;
  3. формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
  4. учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
  5. познакомить учащихся с историей создания часов;
  6. повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  7. формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.

Оборудование урока:

  1. модели часов, индивидуальные часы;
  2. выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме «Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание «Больше дела, меньше слов».

2. Актуализация знаний.

Какой предмет помогает определить дату? (Календарь ).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.

Работа по табелю-календарю.

Мы поедем в театр во второй вторник февраля. Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны, на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.

Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).

Определение темы урока.

Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?

4. Знакомство с новым материалом.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной

честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:

Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду!<Рисунок 1 .>

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.

Групповая работа.

Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла!(Показ песочных часов.)

Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.

Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3 >

Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4 .>

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Математический диктант.

а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (4800-1200):60

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
Выносили 52 сокола, 52 сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году .

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)

Практическая работа.

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.

Как называется маленькая стрелка?

А большая?

Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).

Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.

Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60

2) № 3, стр.60

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.

7 ч 30 мин – половина восьмого.

7 ч 15 мин – четверть восьмого.

7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность:

завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:

1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?

Задание 5.

№ 10, стр.61.

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5 .>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические , которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы , они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

А самые точные часымолекулярные . Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

10. Домашнее задание:

  1. с. 61, № 11, 13.
  2. творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  3. прочитать книги, представленные на выставке.

Тема: Единицы времени. Час. Минута.

Цели: познакомить с новой величиной; формировать представление о единицах времени- часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: часы песочные, электронные, карманные, наручные .

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас.

Пожелаем вам удачи-

За работу, в добрый час!

2.Актуализация знаний.

* Логическая разминка.

Случай странный, случай редкий:

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой не желает ни одна!

Труд не легкий, труд не малый:

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла от соседок вдалеке.

Цифры от 1 до 8 разместить в кругах так, чтобы ни одну цифру нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены.

Найдите сумму всех чисел по кругу (7+4+6+2+5+3=27)

Найдите сумму чисел по вертикали.

Найдите сумму чисел по горизонтали.

Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?

Какие получатся фигура, если мысленно соединить цифры:

3,7,4.8,3 (четырехугольник)

3,7,4,6,2,5,3 (шестиугольник)

5,1,6,5 (треугольник)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

*. Устный счет.

Сосчитайте, ответы показывайте с помощью веера.

*Сумму чисел 5и6 уменьшить на 8 (3)

*К разности чисел 13и5 прибавьте 4 (12)

*Из 12 вычтите разность чисел14 и 7 (5)

*К 20 прибавить разность чисел 11 и 6 (25)

*Из 48 вычесть сумму чисел 20 и 20 (8)

3.Самоопределение к деятельности .

Назовите величины, которые вы знаете. (длина, масса, объем)

Соедините каждую величину с единицами, в которых измеряют.

ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Длина сантиметр

Объем час

Метр

Литр

Минута

Дециметр

Миллиметр

Какие единицы измерения остались? (час, минута)

Что они измеряют? (время)

Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме.

* Знакомство с единицами времени.

Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (будильник)

И еще какой-то листик с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

О чем здесь идет речь? (о стрелках часов)

Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка)

Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (это минутная стрелка)

Как двигается часовая стрелка? (от одной цифры к другой, от одной большой черточки до другой большой черточки)

Что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки)

Сколько таких маленьких черточек? Сосчитайте. (60)

Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (минута)

А весь круг, который она проходит? (час)

Так сколько в часе минут?

Запись на доске, а дети в тетрадях. 1 ч= 60мин

*Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.31 Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика?

Сколько в часе минут?

Как движется часовая стрелка? А минутная?

Чтение правила на с.31.

5.Практическая работа, знакомство с разновидностями часов.

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

Кто знает, какие часы существовали раньше? (водяные, песочные,солнечные, огневые) ИКТ

Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 минуту. Давайте проверим, до какого числа можно сосчитать за 1 минуту.

Измерять время с помощью песочных часов было неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас. Кто знает, где?

Еще существуют и электронные часы. Они сами показывают время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.

Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля- на Спасской башне.)

Покажите на модели часов часовую стрелку.

Покажите минутную.

Поставьте минутную на цифру 12, а часовую на цифру 1. Какое время показывают часы? (1час)

Обойдите минутной стрелкой 1 круг. Сколько времени прошло? (1час)

На какую цифру встанет часовая стрелка?(2)

Поставьте минутную стрелку на цифру 1.Сколько времени прошло? (5мин)

Назовите время. (2часа 5минут)

Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут?(10мин)

Передвиньте минутную стрелку еще на 5 минут. На какую цифру поставили стрелку? (3)

*№2 стр.31 устно

Стихотворение о значении времени. (уч-ся читает отрывок и показывает на модели часов время) ИКТ

6.Физминутка.

ИКТ

7.Закрепление.

Задача 3 стр.31

Из каких частей состоит задача? Найдите условие. Какой вопрос у задачи? Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Краткая запись задачи на доске.1 ученик у доски, а остальные самостоятельно. Проверка.

Дайте ответ к задаче.

Какие еще варианты вопроса могут быть? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая. На сколько минут первая партия была длиннее второй?)

№ 5 самостоятельно с дальнейшей проверкой по образцу на доске.

Задача 4. Прочитайте задачу (хором, а затем 1ученик)

Разбор задачи и запись краткой записи.

Те, кто знает,как решать решает самостоятельно, а остальным оказывается индивидуальная помощь.

Составьте задачи обратные данной. Если есть время записываем и решаем.

8. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

9.Д/З : р.т.

Открытый урок

по математике

во 2 «В» классе

Тема: Единицы времени.

Час. Минута.

Учитель: Дзобаева И. В.

Владикавказ 2013г.


Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова

Коррекционная цель:

Обогащать представления детей об истории создания часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, внимание (слуховое и зрительное) , умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
  • Закреплять умение считать до 10, воспроизводить количество звуков, соотнося их с цифрами.
  • Обогащать словарь детей словами: циферблат, корпус, часовой механизм, солнечные, водные, песочные, механические часы; учить образовывать прилагательные.
  • Воспитывать чувство «времени» , умение его беречь и разумно использовать.

Форма проведения: интегрированное, групповое.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Приемы: рассказ воспитателя, загадки, дид. игры, пояснения, педагогическая оценка, выполнение заданий, переключение видов деятельности, рассматривание, использование мультимедийноего оборудования.

Предшествующая работа: Беседа о часах, рассматривание коллекции часов, отгадывание и придумывание загадок о различных часах. Дид. игры: «Назови который час» , «Что сначала, что потом?» , «Собери циферблат» . Чтение книги

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, будильник, сенсорная игра «Часы» -2 шт.; бубен, повязка, цифры от 1 до 5; песочные часы, циферблаты нарисованные (по количеству детей) , карандаши.

Ход занятия

Вводное слово воспитателя:

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летать самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь? (Нет, тогда ещё одна подсказка…дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?) . Без чего мы не можем жить в современном мире? (Без часов) . Постойте, кажется, кто-то плачет…

Включается мультимедиа: На экране появляется будильник

Здравствуй, будильник. Почему ты плачешь?

(Магнитофонная запись)

Будильник: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, я поссорился с минутной стрелкой, и она ушла от меня в Замок Часов к главному часовщику. Теперь я не работаю. Я написал письмо, извинился, но главный часовщик сказал, что вернёт мне минутную стрелку, если я выполню все его задания.

Ребята, помогите мне, я один не справлюсь!

Мы тебе обязательно поможем, правда, ребята!

Включается мультимедиа: Смотрите, главный часовщик даёт нам 1 задание:

«Здесь пословицы таятся, в них ты должен разобраться» . Нужно дополнить пословицы и поговорки.

«Всему своё …» дети дополняют (время) ,

«Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня) ,

«Утро вечера… (мудренее) ,

«Час от часа не… (легче) ,

«Делу время, а потехе… (час) .

Посмотрите и скажите, как называются эти часы: Включается мультимедиа: (На экране картинки)

Если часы стоят на полу, то они называются…? (напольные)

Если висят на стене, то называются…? (настенные)

Если надеваются на руку…? (наручные)

Если их носят в кармане…? (карманные)

Как называются эти часы? (Часы - украшения, часы - кулон, часы - браслет, часы - кольцо)

Как называются эти часы? (Часы с кукушкой)

Показ: уличных, электронных, башенных часов на мультимедиа.

Какие башенные часы самые главные в нашей стране? (Куранты на Спасской башне в Москве)

Вот видишь, Будильник, первое задание мы выполнили. Разреши нам познакомиться с тобой поближе и рассмотреть из каких частей ты состоишь. (Рассматриваем разобранный будильник) . Прошу назвать части: корпус, передняя стенка, задняя стенка металлическая, ключи для завода, кнопка, которая выключает завод, ножки, циферблат с цифрами и 3 стрелки. Короткая стрелка - часовая, длинная - минутная. Как вы думаете, какая стрелка быстрее движется минутная или часовая? Зачем будильнику нужна третья стрелка? (Для того, чтобы он прозвенел в определённое время) . Что двигает стрелки? (Часовой механизм. Он состоит из шестерёнок, которые вращаются и двигают стрелки) . Отсюда и название этих часов - механические. Хотите узнать, как работает будильник? Садитесь поудобнее… Смотрите.

Включается мультимедиа: (Отрывок из мультфильма «Фиксики» 4 серия «Будильник» )

А теперь второе задание часовщика. Настольная игра «Собери часы» . Дети делятся на 2 команды (мальчики и девочки) .

«Нужно вам часы собрать, времени не потерять

Раз, два, три – собирать начни…» (играет музыка)

Молодцы. Вы справились с заданием.

Теперь 3 задание: Вспомните, какие часы были самыми первыми на земле.

Включается мультимедиа

Они были гениально простыми: шест, воткнутый в землю вокруг него нарисована шкала времени. Тень, от шеста передвигаясь, показывала, который сейчас час.

Солнце любят все на свете,

Нет другой такой красы

Солнце греет, солнце светит,

А еще оно-часы.

Удобными ли были эти часы? Почему нет? (Высказ. детей: в пасмурную погоду, когда не было солнца, они не работали. Эти часы легко могли сломать и затоптать.)

Физминутка. Давайте поиграем в игру «Тик-так» . Дети становятся в круг, они- «цифры» . Выбирается водящий, он – «стрелка часов» . Ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Текст Движения

Тик-так, тик-так!

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо,

Стрелка, стрелка покружи

Час который, покажи. Наклоны влево, вправо

Ходьба на месте

Шаг влево, шаг вправо

Наклон вперед, наклон назад

Водящий вытягивает руку вперед

Поворачивается на месте вокруг себя,

После слова «покажи» -останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» .

Водящий должен угадать имя ребенка.

4 задание: Какие часы изобрели после солнечных? (водные)

«А солнца нет-тогда беда,

Но справились с бедою

Решили время измерять

Не солнцем, а … (водою)

Включается мультимедиа

По капелькам вода перетекла из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Интересно, что самый первый будильник был тоже водным. Его придумал философ Платон, для своих учеников, две тысячи лет назад. Состоял он из 2-3х сосудов, в верхний наливали воду, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, находящейся в нижнем сосуде и флейта звучала. Услышав этот сигнал, ученики бежали на уроки.

Интересно, а хорошо ли вы слышите сигналы. Давайте поиграем в игру «Будь внимательным» . Под музыку вы движетесь по залу, когда музыка заканчивается, слушайте и считайте, сколько раз я ударю о бубен. Нужно встать по столько человек, сколько будет сигналов.

Подвижная игра под музыку

5 задание.

Текла вода и годы шли,

Еще часы изобрели

Нехитрые, но точные

Назвали их … (песочные)

Показ песочных часов на мультимедиа.

Как они работают? Чем удобны и чем неудобно? (в них сыпется песок и люди узнают, который час) . Их можно носить с собой, но необходимо все время переворачивать. Зато именно по песочным часам можно «увидеть» минуту. Давайте, за то время пока сыпется песок, попробуем выполнить задание.

Дети садятся за столы. Вам нужно ровно за 1 минуту раскрасить эти часы.

Вы можете взять карандаш любого цвета, раскрасить только ремешок или часы, насколько вам хватит времени. Смотрите на часы-они покажут вам, торопиться или нет!

Молодцы, мы выполнили все задания главного часовщика и посмотрите, что изменилось в нашем Будильнике?

Включается мультимедиа. (У него появляется стрелка, он улыбается)

(Магнитофонная запись)

Спасибо, ребята! Ко мне вернулась минутная стрелка. За вашу помощь я хочу показать вам необычные часы, которые находятся в Москве, перед входом в кукольный театр С.В. Образцова.

Показ видеозаписи.

Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы сегодня говорили? Какие задания часовщика понравились?

Установка на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

1. Цветкова Н. «Время и часы» Москва «АСТ» , 2015 г.

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок по математике
Час. Минута.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бовкун О.В.

Открытый урок по математике
Тема: Час. Минута. Определение времени по часам.
Цель урока: Познакомить детей с новой величиной.
Задачи: 1. Образовательная: формировать представление
о единицах времени: час, минута; учить опреде­
лять время по часам.
2. Развивающая: совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивать умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное
отношение ко времени, любознательность,
пытливость и усидчивость.
Оборудование: Магнитофон с записью боя курантов,
математические веера, модели часов,
мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи
Игры, шутки­всё для вас.
Пожелать хочу удачи­

За работу, в добрый час!
Встали ровно, подравнялись. Ребята, у нас на уроке гости ­ поприветствуем
их. Урок математики.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
­ Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о времени, учиться определять время
по часам, познакомимся с различными видами часов и будем решать задачи на
определение времени.
А начнём наш урок с зарядки для ума­ устного счёта.
3. УСТНЫЙ СЧЁТ
(некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями).
Приготовили математические веера.
­ Покажите число, в котором 1 дес. и 5 ед.
­ Какое число надо прибавить к 8,чтобы получилось 12
­ Какое число надо вычесть из 15, чтобы получилось 6
­ Чему равно произведение 2 и 5
­ 14 разделить на 2
­ 20 разделить пополам

­ Суслик съедает за лето 6 кг зерна, сколько зерна за
лето съедят два суслика?
­ У Светы было 10 конфет, половину она отдала брату.
Сколько конфет осталось у Светы? Как решали?
­ Двое мальчиков играли в шашки 4 часа.
Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?
Молодцы, поработали дружно и хорошо справились с заданием.
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
­ Ребята, а для чего нужны часы?
(Чтобы определять время)
­ Зачем нам нужно знать время?
(Чтобы не опаздывать, вовремя приходить на
работу, в школу).
­ Как люди определяли время раньше?
Существует очень много различных видов часов. Какие часы вы знаете?
(Песочные. настольные, механические)
Молодцы, но вы назвали не все виды часов. Я сейчас расскажу вам о часах,
про которые вы даже и не слышали…

А) РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЧАСАХ
Сейчас о часах расскажу вам рассказ
О тех. что придуманы были до нас
Когда­то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу ­обедали
Капризней часов не знавали в природе
Но всё ж опоздания были не в моде…(СЛАЙД)
­ Ребята, а как вы думаете, всегда ли по солнечным часам можно было
определять время?(Нет, в дождливую погоду ­ нельзя).
Да и поэтому люди изобрели ещё одни часы (СЛАЙД)

­ Как вы думаете, что это за часы? (цветочные)
­ А как по ним можно определить время?
Правильно,некоторые часы раскрываются и закрываются всегда в одно и то
же время (СЛАЙД)
Например: МАК ­открывается в 6 ч утра, а закрывается в 16.
ОДУВАНЧИК ­в 7 утра,а закрывается в 15 ч
МАТЬ_И _МАЧЕХА­в 9 ч утра, а закрывается в 18.
Запомните эти данные, а весной,когда мы пойдём на экскурсию, то
обязательно понаблюдаем за цветочными часами.
­ Ребята, а какой цветок раскрывается раньше всех?
­ Позже всех?
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Одуванчик раскрывается в 7 часов, а мать­ и –мачеха в 9
часов.Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем, мать ­и – мачеха?
­ Как считали?
РЕШИМ ЕЩЁ ОДНУ ЗАДАЧУ:
МАК раскрывается в 6 часов утра, а закрывается в 16 часов.
Сколько времени он радует нас своей красотой?
Как решали?
Шли годы ­ часы появились иные.
КЛЕПСИДРОЮ звались часы водяные (СЛАЙД)
Раньше водяные часы представляли собой сосуд из которого через небольшое
отверстие постоянно вытекала вода. Отверстие было таких размеров, что вся
вода вытекала ровно за час. Потом нужно было снова наполнять сосуд водой.
Согласитесь, такие часы были неудобны.
(СЛАЙД ОГНЕННЫХ ЧАСОВ)
Хитрый будильник придуман в Китае
Тонкая нить равномерно сгорает

Падает шар и гремя, и звеня
Сони боялись часов, как огня!
(СЛАЙД ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ)
­ А это какие часы?
И вот появляются более точные
Их называют часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок…
­Как вы понимаете эту фразу? (значит человек тратил напрасно своё время).
А среди вас есть такие?
А мы своё время займём ФИЗМИНУТКОЙ

Физкультминутка «Часы»
Тик­так, тик­так­
Все часы идут вот так:
Тик­так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик­так, тик­так, тик­так
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево ­ раз, направо ­ раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому
плечу, потом ­ к левому, как часики)
Тик­так, тик­так.
Тихо сели.
Чтобы песку пересыпаться из одной части в другую­ проходит одна минута.
­Ребята, а вы задумывались, сколько стоит одна минута? Об этом нам
расскажет……….

­ А вы знаете, что на заводе по изготовлению холодильников за 1 минуту
выходит один новый холодильник.
­ На кондитерской фабрике за одну минуту выпускают 78 килограммов
конфет.
­ Каждую минуту с конвейера автомобильного завода
сходит один новенький автомобиль.
­ А в нашем классе Дима Пахомов за одну минуту читает более 100 слов.
Спасибо за полезную информацию.
Вот почему люди стараются экономить каждую минуту, Ведь каждая
сэкономленная минута­это хлеб, молоко, новые книги.
А у нас на уроке ­новые знания!
­ Что можете сделать за одну минуту вы?
Предлагаю вам за одну минуту решить примеры.Сами примеры списывать не
надо ­вы записываете только одни ответы.
35+10 15­5
14+9 25­10
28+6 40:2
74+8 2*4
56+12 16:8
80­40 10:2
67­12 5*2
28­18 60:2
Кто решит примеры­ тихо встанет. Проверяем (СЛАЙД)
­Кто решил все примеры за одну минуту и сделал это правильно? (Поставить
отметки первым кто встал и решил правильно)
б) РАБОТА С МОДЕЛЯМИ ЧАСОВ
Рождались открытия ­ со временем споря
маятник сделал часами часы (СЛАЙД МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ)
­ А теперь мы с вами будем определять время по часам.
­ А кто из вас уже умеет определять время?

­ Молодцы.
В парах рассмотрите модели часов и расскажите об их устройстве….
­ Почему одна стрелка большая, а другая маленькая?
(большая минутная, маленькая­ часовая)
Часовая стрелка за час двигается от одного числа до другого (показ на
макете). А минутная от одной чёрточки до другой и это расстояние
называется МИНУТОЙ. Время, за которое она проходит весь круг называется
ЧАСОМ.
­ Сосчитайте, сколько чёрточек от одного числа до
другого? 5
­ А сколько всего таких чёрточек? 60
­ Сколько же в часе минут? 60
Давайте запишем это в своих тетрадях:
1 ч = 60 мин
Ребята, а какие часы есть у вас дома?
Сейчас, чаще всего, используются более современные
часы, без стрелок­ электронные (СЛАЙД)

­ А кто из вас назовёт главные часы нашей страны?
­ Где они находятся?
­ Где вы их могли видеть? (СЛАЙД)
Давайте встанем и послушаем бой кремлёвских курантов.
В) ИГРА «ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО?»
А теперь другое задание, на доске записаны примеры, каждому ряду нужно
решить примеры своего столбика и расшифровать слово:
1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
48­40= 86­80= 75­50=
2*5= 2*4= 2*2=

41­20= 20+15= 35+15=
58+10= 18:2= 12:2=
21­р,68­о,10­т,8­у 8­е,9­ь,6­д,35­н 50­ч,6­ь,25­н,4­о
­ Какое слово получилось у 1­го ряда? 2­го? 3­го?
­ Что означают эти слова? (части суток)
­ Какой ещё части не хватает? (вечера)
Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием.
ФИЗМИНУТКА
Вы присядьте столько Раз ­ сколько времени на часах у нас (5 часов утра, а
как назовём вечернее время?)
Наклонились столько раз, сколько времени у нас (4 часа утра, а вечернее
время?)
Мы подпрыгнем столько раз,посмотрев, который час (7 часов, а вечернее
время?) Тихо сели.
Г) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
А теперь закрепим изученный материал и поработаем с учебником на с.42
­ Прочитайте про себя новый материал
­ Сколько в сутках часов?
­ Когда начинаются сутки?
­ Сколько в часе минут?
А теперь определим время по часам, выполнив задание под номером 1
(устно)
Задание № 2­устно
­ Внимательно посмотрите на макеты часов в задании №3 и ответьте на
вопрос: «Который час?»
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ТПО с.22 №1,2­ дорисовать на часах стрелки. Задание всем понятно?
5. ИТОГ УРОКА (СТОЯ)

­Перечислите единицы времени о которых мы говорили на уроке.
­Умеете ли вы ценить время?
Русский народ придумал много пословиц и поговорок о бережном отношении
ко времени. Какие пословицы знаете вы? (СЛАЙД)
Для многих из вас наш урок не прошёл даром.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
О чём вы можете рассказать родителям, придя домой?
РЕЛАКСАЦИЯ
Закройте глаза… Поставьте перед собой две ладошки. В левую мысленно
положите те знания, с которыми вы пришли на урок. В правую­то, что нового
вы сегодня узнали…А теперь сложите ладони и скажите ДА!
Мы добавили в свой багаж новые знания.
Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои часы и минуты
добрыми делами. Урок окончен. Благодарю за работу (СЛАЙД).

Организационный момент

Здравствуйте!

На вас надеюсь я, друзья.

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

Посчитай-ка

Соседи числа 11,13,8,7

Используя пример составь пример используя переместительное свойство

(ламинированные листы)

Соедини примеры с одинаковым ответом

2+4= 3+4= 8+2= 7+2= 4+5=

4+3= 4+2= 2+7= 2+8= 5+4=

Реши примеры

(2+6)-4= 7-(6+1)=

12-(2+8)= 11-(4+5)=

(10+2)-2= 8-4-2=

Повторение

Какие часы ты знаешь? Какими пользуются часами сейчас?

Механические, кварцевые, солнечные, водяные, огненные

Что вы узнали о минуте? Что можно сделать за минуту?

Как выглядит минутная стрелка?

2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А что? Поможет это предложение. (Флипчарт) Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места. Кто может исправить у доски?

Делу - время, а потехе - час. (час, делу -, время, потехе -, а).

Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу? Отгадайте загадку. (Слайд 3)

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы) !

Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу.(будильник)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)

3. Целевая установка

На уроке мы о чем будем говорить? О времени. О часах.

Мы научимся на уроке определять время по часам.

4. Знакомство с новым материалом

От одной цифры до другой проходит 5 минут.Давайте посчитаем что произойдет если мы пройдем круг.

5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60.

Когда минутная стрелка проходит один круг –получается один час.

Показ на модели часов. Коллективная работа

Цель: определить сколько времени на часах

11,10 часов,8 часов,3 часа,2 часа

(Г)Соедини циферблат с электронными часами

10ч.10мин 6 ч.10 мин 8.00 мин 2 ч.00мин

Тренировочные упражнения

Показать 12 часов

Исследование

На моделях часов покажи время и слелай вывод

Первая группа

3 часа 30 минут

Половина четвертого

Вторая группа

6часов 30 минут

Половина четвертого

Третья группа

5 часов 30 минут

Половина шестого

Четвертая группа

2 часа 30 минут

Половина третьего

Пятая группа

1 час 30 минут

Половина второго

Вывод: время одно тоже

Логическая задача

а.) Наступило время ответить на загадку, которую мы с вами услышали в начале урока о девочке, которая не знала, успеет ли она в кино или нет. Повторное чтение и разбор задачи.

«Приглашаем учащихся на кукольное представление. Продолжительность представления 60…Начало представления в 11 …»