Конфликты между подростками в школе. Конфликты в классе: виды, решениия, профилактика

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи » — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы ». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники » — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники » в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

Очень часто у детей назревает конфликт, который позже выливается в драки прямо в учебном заведении. Подобные ситуации только отвлекают от учебы. По этой причине, нужно знать, как решать конфликты?

Возможные варианты конфликтов.

Конечно, проблемные ситуации могут возникнуть самые разные, но все же, зачастую они связаны с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому.

Чаще всего конфликтные ситуации возникают в старших классах в период переходного возраста. Повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость дают о себе знать.

Например, может возникнуть конфликт между двумя девочками по поводу спора за одного мальчика или наоборот. В подобной ситуации последствия могут быть катастрофическими, ведь дети привыкли все преувеличивать, поэтому искренно уверенны в том, что сейчас в их жизни происходит настоящая любовь. Бывали случаи, когда из-за споров по поводу сердца одного мальчика, девочки устраивали масштабные драки, в которых были и раненные и убитые. В данной ситуации каждой стороне необходимо сохранять максимальное спокойствие и стараться по-взрослому подойти к проблеме.

Конфликты в школе могут случиться и из-за пристрастий. Например, один ребенок любит популярную музыку, и у него вызывает недопонимание тот факт, что кто-то обожает рок-музыку. В результате, он начинает посмеиваться над одним ребенком, что вызывает лишь негативную реакцию. В конце концов подобная спорная ситуация может привести к тому, что дети начнут драку или будут испытывать друг к другу антипатию очень долго.

Зачастую ссорятся даже друзья из-за элементарных мелочей. Например, очень сложно двум подругам найти общий язык, если одна из них успешная в обучении и любимая преподавателями, а другая этим похвастаться не может. Здесь уже дело идет к зависти и опять же, к конфликтной ситуации. В начале решения подобной проблемы, успешные в обучении дети стараются помочь своим менее успешным друзьям. Однако когда у них это начинает выходить плохо, они сталкиваются с осуждением, вместе благодарности от друга. Справедливости ради стоит отметить, что подобный конфликт случается не так уж и часто. Дело в том, что в школе, дети стараются дружить с тем, чья сфера интересов им подходит.

Еще несколько вариантов конфликтов в школе.

Разрешение конфликтов в школе становится трудной и существенной проблемой в том случае, когда речь идет о простой агрессии. Например, есть всегда в школе ребенок, который ведет себя плохо, над всеми издевается и постоянно нарывается на конфликты. В данном случае, ему даже не нужен повод для того чтобы устроить драку. Гон начинает ее просто так с любым человеком, который на него неправильно посмотрел. В таком случае, вести себя надо менее агрессивно, чтобы у источника конфликта не было поводов для продолжении драки или оскорблений. Если этот человек видит, что к нему относятся нормально, не пытаются противостоять его провокациям, он скорее всего, отступит.

У детей могут возникнуть конфликты и сексуального характера. Зачастую в старших классах девочки испытывают не двусмысленное давление со стороны мальчиков. При этом, иногда, подобное давление выливается в очень серьезные проблемы, даже дальнейшие комплексы у девочки. Проблема в том, что сексуальные приставания со стороны одноклассников могут вызывать у нее шок и дальнейшее отторжение к сексу, как естественному процессу.

Наконец, одна из самых серьезных групп конфликтов – это социальная. Зачастую дети из благополучных и хороших семей, начинают издеваться над теми, кто вырос только с мамой или вообще без родителей в подобной ситуации реенок может либо проявить агрессию, либо навсегда замкнуться в себе. очень важно сразу же выявить подобную ситуацию, заметить ее и постараться разрешить правильным способом. В противном случае. Ребенок всегда будет испытывать комплексы по поводу своего социального происхождения.

Действия родителей и учителей в случае конфликтов.

Профилактика конфликтов в школе – важная задача, которая ложится на плечи учителя. Все дело в том, что многие грамотные педагоги умеют еще на ранних стадиях разрешить конфликт, сделать так, чтобы он не получил развитие.

Именно поэтому преподаватели часто устраивают конкурсы и разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей. Однако в этой ситуации очень важно добиться того чтобы конфликт не возник между двумя разными классами. Зачастую в школьных мероприятиях лучшим всегда признают какой-то один класс, что вызывает ненависть и зависть со стороны других детей. Необходимо как можно быстрее решить подобную ситуацию и сделать все, чтобы в школе был достойный «климат» для обучения.

Родители тоже должны проявлять свою мудрость и участие в подобных ситуациях. Зачастую только они могут оказать правильное давление на детей, проявить свое главенствующее положение в их жизни.

Например, если у родителя не слишком доверительные отношения с ребенком, но он знает, что он участвует в конфликтной школьной ситуации, не нужно пытаться с ним поговорить по душам. Чаще всего, если ребенок плохо общается с родителями, он не любит с ними откровенничать. Можно попробовать придумать историю якобы из своей жизни про то, как родитель сталкивался с подобной проблемой и нашел пути ее решения. Эту историю можно рассказать невзначай за семейным ужином, например.

Замечательно, когда у родителя и ребенка прекрасные отношения в семье. Обычно в такой ситуации, ребенок сразу же рассказывает маме или папе, что происходит в школе и часто просит совета.

Например, если возник конфликт из-за симпатии двух девочек к одному мальчику, то необходимо спросить у ребенка, действительно ли эти отношения кажутся ему такими важными и серьезными. Если чадо ответит положительно, то нужно постараться убедить его в мирном решении конфликта. Стоит поговорить с ребенком, от которого исходит агрессия, объяснить ему спокойно без упреков и так далее, что жизнь сложилась подобным образом. если объект их общего желания, то есть мальчик, выбирает одну девочку, а не другую, то они в этом не виноваты. Каждый ребенок достоин выражения своих чувств и ссориться из-за этого не стоит.

В другом случае, когда речь заходит о социальных конфликтах, необходимо узнать, как именно произошла спорная ситуация? Если другие дти из класса считают ребенка неполноценным из-за его проблем в семье, то обращать на это внимания не стоит. Родитель должен посоветовать вести себя активно, стараться успевать по учебе и принимать участие в социальной жизни класса. Важно вызывать такую ситуацию, чтобы другие одноклассники начали восхищаться успехами ребенка и поняли, что социальный статус совершенно не влияет на то, какой человек вырастает.

К тому же, и ребенку необходимо разъяснить, что он не хуже остальных из-за того, что растет в неполной семье. Скорее наоборот, он должен доказать всему миру, что даже из такой неблагоприятной среды, можно выйти победителем по жизни.

Как родителю вести себя не надо?

Многие родители совершают совершенно глупые ошибки в разрешении школьных конфликтов, которые позже имеют невероятные последствия. Например, родитель может обратиться к учителю с просьбой разрешить сложившеюся ситуации. В таком случае, на ребенка еще больше начнут оказывать давление, ведь он нажаловался взрослым. В детской среде это считается просто недопустимым.

Также не нужно пытаться слишком активно принимать участие в детских спорных ситуациях. Если родитель сам решает конфликт за ребенка, разговаривает с источником агрессии или целым классом, это не принесет свои плоды. Опять же на ребенка усилится давление, он будет чувствовать свою изоляцию от всего класса. К тому же, над ним начнут издеваться из-за того, как он себя повел. Якобы сам ребенок не может разрешить конфликт без участия мамочки. В результате, чадо еще больше замкнется в себе.

Также очень важно не заставлять ребенка проявлять излишнюю агрессию. Ни к чему хорошему это не приведет. Дело в том, что если мама говорит ребенку об участии в драке или конфликте, в дальнейшем, по жизни, он будет знать только подобный способ разрешения спорной ситуации. Во взрослом мире нет места слишком активному проявлению агрессии. По этой причине, ребенок не сможет разрешить ни одну проблемную ситуацию своей жизни.

Важно именно взрастить дипломатические качества в ребенке, умение грамотно воспринимать ситуацию и решать конфликтные ситуации. В результате подобного положения, ребенок сможет добиться максимального успеха как в школе, так и просто по жизни.

На самом деле, абсолютно любая конфликтная ситуация разрешима, если подойти к ней с умом. В школе ребенок впервые сталкивается с агрессией. Однако только опят родителей поможет им решить эту проблему. Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы и комплексы в его будущем.

Именно поэтому мама и папа всегда должны быть мудрыми. Они не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать малышу, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее.

Становится понятно, что конфликты в школе — это не редкость. Однако лишь мудрость учителей и родителей поможет детям преодолеть эту проблему в своей жизни. В результате, будут созданы все условия для успешного обучения.

Жизнь школьника, как и взрослого, не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Но для ребёнка конфликт со сверстниками может стать сильным потрясением и повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Как же относиться родителям к конфликтным ситуациям в жизни ребёнка - бросаться спасать, оберегать, наблюдать со стороны, - рассказывают психологи центра «Архитектура будущего» Данил Парникель и Александра Чернышева.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Конфликтные ситуации случаются со всеми

Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Столкновение мнений и интересов неизбежно. Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда - затяжное противостояние. Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт это шаг в развитии отношений и своём собственном.

2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него

Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания. Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Родительская помощь в данном случае состоит в умении выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.

3. Уберечь ребёнка от всего - невозможно

Внешний мир - место небезопасное, и мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок. Тревоги и переживания родителей можно понять, жизненный опыт позволяет прогнозировать развитие ситуации и опасаться, что в следующий раз при драке шишкой можно и не отделаться. Однако, защищая интересы ребёнка без его согласия (а иногда и вопреки ему), мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.

4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым

Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.

Речь идёт прежде всего о

  • ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят сексуальный контекст, о котором дети (и даже подростки) даже не задумываются;
  • закреплении статуса («ребята подрались и теперь всегда будут врагами»);
  • «Преднамеренном» членовредительстве (например, «драка» карандашами)

Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?

5. Разделить ответственность

Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.

Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.

Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.

Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.

6. Информации много не бывает

Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!

7. Быть на стороне своего ребёнка

В большинстве конфликтных ситуаций дети разберутся сами, и до родителей информация просто не дойдёт. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя. Это не означает, что родитель должен занять позицию «мой ребёнок всегда прав, а окружающие к нему пристрастны». Но все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.

Родитель - опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ

Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.

8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?

По итогам конфликтной ситуации, особенно если в ней есть активная роль ребенка, хочётся (да и полезно) провести «разбор полётов». Как же выразить ребёнку свою позицию, не потеряв желание слушать? Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главный недостаток такого монолога - «цикличность» речи, когда самая правильная мысль (наверняка уже не один раз ребёнку проговоренная) звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум.

Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге. К тому же в равноправном обсуждении можно собрать больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.

Наверняка общение с одноклассниками доставляет тебе много радости. Но, наверное, и у тебя случались ссоры и размолвки с другими учениками. Итак, тема данной статьи - конфликт с одноклассниками.

Стоит ли ссориться и драться с одноклассниками

В твоём классе учатся девочки и мальчики с разными вкусами, привычками, характерами, способностями. Вы все разные, поэтому вам иногда трудно понять друг друга.

Ты встречаешься с одноклассниками каждый день, поэтому для то­го чтобы сделать свою жизнь в школе приятной, научись ладить со все­ми, кто тебя в ней окружает.

В школе рядом с тобой могут оказаться люди, которые в чём-то бу­дут отличаться от тебя. Тебе нужно научиться с пониманием относить­ся к тому, что кто-то не такой, как ты. У каждого человека есть свои взгляды, привычки, мнение, характер, и каждый человек заслуживает уважения.

Почти в каждом классе есть кто-то, над кем остальные ученики по­стоянно смеются, шутят и дразнят, высмеивают какие-то черты характера этого человека, его поведение или внешний вид. Добрая, необидная шут­ка не заденет человека, у которого есть чувство юмора, но если все одно­классники или их большинство начинают кого-то высмеивать - это уже издевательство над человеком. Если в твоём классе сложилась ситуация, когда из кого-то все одноклассники делают шута или клоуна, обидно шу­тят над ним и его дразнят, не присоединяйся к ним. Постарайся помочь этому мальчику или девочке, объясни своим одноклассникам, что они не правы: ведь обижая этого человека, они поступают жестоко и некрасиво.

Помощь одноклассника в решении конфликта

Убедить своих одноклассников в том, что они поступают неправиль­но, дразня новенького мальчика в их классе, сумел восьмилетний Ваня. Когда в их классе появился новый ученик - невысокий худенький маль­чик, который носил очки в большой широкой оправе, все одноклассники стали называть новичка «очкариком» и «локатором». Над новым учени­ком начали шутить и смеяться с первого же дня его появления в школе, обидные шутки и прозвища часто доводили его до слёз. Ваня, который видел, как относятся к новичку его одноклассники и как тот страдает от их насмешек, решил помочь своему новому однокласснику.

Однажды, когда все смеялись над чьей-то очередной шуткой в ад­рес «очкарика», Ваня сел за парту новичка и начал с ним разговари­вать. Остальные были очень удивлены тем, что Ваня начал общаться с мальчиком, с которым никто не хотел дружить и над которым все сме­ялись. Но Ваня не обратил внимания на неодобрение одноклассников, а приходя в школу, каждый день подходил к новичку и разговаривал с ним. Скоро все привыкли к дружбе Вани и новичка, теперь они по­нимали, что если станут дразнить нового ученика, то этим они обидят не только его, но и Ваню, поэтому насмешек стало намного меньше. Дружба Вани и новичка заинтересовала других мальчиков в классе, и познакомившись с «новеньким» поближе, ребята поняли, что он инте­ресный человек и перестали замечать его большие очки и дразнить его.

Как видишь, смириться с тем, что другой человек чем-то отлича­ется от тебя или от большинства других людей совсем не сложно, нуж­но только проявить немного терпения, вежливости, понимания, а глав­ное - доброты.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их - в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми - умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Если спор, то без ссоры

Чтобы убедить других людей в правильности своей точки зрения, ты можешь вступить с ними в спор, но ты не должен с ними ссорить­ся. Помни, что каждый человек имеет право думать и поступать так, как считает нужным. Если ты уверен в том, что кто-то ошибается, ие оскорбляй и не обижай этого человека, а сумей объяснить ему, в чём он, как ты считаешь, не прав. Высказывая свою точку зрения, ты дол­жен говорить с собеседником вежливо и спокойно, не задевая его чувств. Спор нужен для того, чтобы каждый из его участников сумел объяснить свою точку зрения, чтобы в конце концов найти общее ре­шение проблемы.

Доказать свою правоту можно при помощи спора, но никогда тебе не удастся переубедить кого-нибудь, поссорившись с ним. Даже если последнее слово в ссоре останется за тобой, тот, с кем ты поссорился, останется при своём мнении и не будет с тобой согласен. Обидев кого-то, ты только потеряешь возможность иметь ещё одного друга или хо­рошего приятеля, а приобретёшь если не врага, то человека, который не будет к тебе хорошо относиться.

Драка одноклассников - худший вариант развития конфликта

Если ссоры не приводят ни к чему хорошему, то драки - и подав­но. И всё-таки, наверное, каждый мальчик хоть раз дрался в школе с кем-то из своих одноклассников.

Когда учителя разнимают драчунов и спрашивают, нельзя ли бы­ло мальчикам договориться на словах и обойтись без драки, как пра­вило, каждый из подравшихся мальчиков говорит, что другой его не хотел ни слушать, ни понимать.

Причин для драк между одноклассниками очень много - обиды, ссоры, желание кого-то доказать свою силу или привлечь к себе вни­мание. Часто драки возникают тогда, когда кто-то хочет защитить более слабого от того, кто на него нападает. Иногда поводы к драке бы­вают очень серьёзные, но чаще всего ребята начинают драться из-за пу­стяков, небольших разногласий.

А как ты думаешь, почему мальчики дерутся со своими однокласс­никами и даже… одноклассницами?

Чаще всего потому, что они не умеют доказывать свою правоту на словах, высказывать своё мнение. Если тебя кто-то обижает, то ударить этого человека намного проще, чем попытаться с ним договориться на словах. Особенно легко «переубедить» кого-то с помощью драки, если тот слабее и меньше тебя. Если ты начнёшь драться с кем-то, тебе не придётся думать, какими же словами и выражениями можно было бы ему объяснить, что он ошибается. Затеять драку намного проще, чем до­казать свою правоту в словесном споре. Но драка - это самый худший выход из ситуации. Если ты начинаешь драку, то показываешь, что ты не в силах переубедить своего соперника другими способами. Драка - самое неумное и негуманное решение проблемы. Даже если ты не побо­ишься вступить в драку с тем, кто сильнее и старше тебя, - это не сде­лает тебя героем: ведь насилие никогда и ничем нельзя оправдать, кро­ме тех случаев, когда тебе приходится защищаться.

Типичный пример конфликта, переросшего в драку

Вот обычная ситуация, в которой поссорившиеся мальчики не су­мели решить разногласия, возникшие между ними, без драки.

Игорь пришел в класс раньше всех после урока физкультуры и сел за парту своего одноклассника Димы. Игорю было интересно, как Дима выполнил домашнее задание к следующему уроку, поэтому он от­крыл Димину тетрадь, чтобы посмотреть, как Дима решил сложную за­дачку, которую им задали на дом. В это время остальные однокласс­ники начали заходить в класс. Когда Дима увидел, как Игорь смотрит его тетрадь, он обвинил Игоря в том, что тот списывает решение зада­чи. Мальчики сказали друг другу несколько обидных слов, Игорь уда­рил Диму тетрадью, и oни начали драться. Разняла дерущихся маль­чиков учительница, вошедшая в класс. Узнав о причине драки, она предложила всем ученикам в классе подумать, как должны были маль­чики решить свою проблему.

После обсуждения случившегося в классе все решили, что мальчи­ки не должны были драться. В драке были виноваты оба. Кстати, в большинстве драк виноваты оба дерущихся, и не имеет значения, кто первый ударил своего соперника. Стремиться решить любую проблему и любой спор только мирным путем должны оба ссорящихся: и тот, кто нападает, в чём-то обвиняет своего соперника, и тот, кто считает себя незаслужеио обиженным. В истории с Игорем и Димой каждый из мальчиков повёл себя неправильно, поэтому и произошла между ними драка.

Ошибка Игоря была в том, что он не должен был брать чужую те­традь без разрешения хозяина, а когда пришёл Дима, Игорю нужно было извиниться перед ним и объяснить, что он взял тетрадь не для то­го, чтобы списать решение задачи, а просто из любопытства и чтобы сравнить своё и Димино решение. Дима тоже был не прав, когда, не разобравшись в ситуации, сразу же обвинил Игоря в том, что тот спи­сывает. Мальчикам нужно было спокойно поговорить несколько ми­нут, и драки между ними не произошло бы. Очень важно уметь дер­жать себя в руках в любой ситуации, не начинать действовать поспешно, не разобравшись, что происходит на самом деле.

Мирные способы решения конфликтов

Бывают ли случаи, когда без драки не обойтись? Ответить на этот вопрос очень сложно. Стремиться избежать драки нужно в любом слу­чае. Если тебя обижают, обвиняют в каком-нибудь проступке, ты не должен позволять своему обидчику довести себя до такого состояния, когда тебе захочется броситься на него с кулаками. Попробуй объяс­ниться с тем, кто на тебя нападает. Ну, а если он не настроен на раз­говор и не хочет тебя выслушать, отложи решение вашего спора. Ино­гда людям нужно дать время для того, чтобы они поняли, что в чём-то ошиблись. Для того чтобы избежать драки и решить все спорные во­просы, ты можешь обратиться к человеку, который сможет со стороны оценить обстановку и сказать, кто прав и кто виноват. Человека, кото­рого ты собираешься попросить разрешить ваш спор, должен уважать и ты, и тот, с кем у тебя произошла ссора или спор. Таким «судьёй» между тобой и твоим соперником может быть учитель или кто-нибудь из ваших одноклассников.

Другая ситуация складывается, когда ты видишь, что кого-то оби­жают. Если ты видишь, что кто-то из твоих одноклассников дразнит или бьёт мальчика или девочку, ты должен помочь тому, кого обижа­ют. Попробуй поговорить с обидчиком, объясни ему, что он не прав, а если твои слова не произведут на него нужного впечатления, расскажи о происходящем учителю. Если ты решишь вступиться за кого-то, ко­го бьют, или остановить дерущихся, ты должен действовать так, чтобы самому не оказаться втянутым в драку. Если ты видишь, что остано­вить дерущихся тебе не под силу, лучше найди тех, кто сможет это сде­лать, - взрослых или старшеклассников.

С тем, что ни один уважающий себя мальчик ие станет драться с девочкой, ты, надеемся, согласен. Часто мальчики из шалости толкают девочек в классе, дергают их за волосы, дразнят и обзывают их, поль­зуясь тем, что большинство одноклассниц ие могут им ответить тем же. Как бы ии хотелось тебе иногда схватить особенно «вредную» девчон­ку за косичку, делать этого не следует: ведь ты сильнее и сможешь по­казать свою силу и ловкость в спортивном зале или на школьных суб­ботниках, а не в драках с одноклассницами.

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты.

В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте – такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга.

По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку.

Пример конфликтной ситуации между учениками можно хорошо проследить на примере известного художественного фильма «Чучело». Там главная героиня становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Чтобы девочка не делала, к ней уже крепко прикрепилось обидное прозвище — чучело.

К сожалению, подобные ситуации довольно часто встречаются и в реальной жизни. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе.

Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность.

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более, что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой.

Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других.

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока.

Также идут в ход различные насмешки – приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом – список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка.

Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе.

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников.

То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально, тем более, если школьник учится уже в старших классах. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками.

Конфликты ученик – ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник увел девушку либо не дал списать во время контрольной – причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное – несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту.

Конфликт меду учениками – довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт.