Количество населения г джульфа нахичеванская ар. Нахичеванский джокер, или скрытая карта в рукаве алиева

Город Нахичевань - столица Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана. Город возник в 6 в. до н.э., а в 11 в. превратился в столицу государства сельджуков. Сегодня Нахичевань и ее окрестности по праву гордятся не только своей древней историей, но и богатейшими подземными ресурсами минеральной воды.

Достопримечательности

Основной достопримечательностью Нахичевани считаются памятники средневековой архитектуры: мавзолеи Юсуфа ибн Кусейира (XI в.) и Момине Хатун (XII в.), крепость Гяур-Кала (Шахтахты, II тыс. до н. э.), а также уникальные Худаферинские мосты через Аракс.

Неподалеку от Нахичевани находится мавзолей Алинджа-Кала (XI-XIII вв.), известный в народе как "Атабаба".

Главный бриллиант в короне нахичеванских монументов - мавзолей Гюлистан. Это потрясающе красоты сооружение. Мавзолей сложен из красного песчаника в виде двенадцатигранника, где каждая грань имеет свой неповторимый восточный узор. Гармония архитектуры переплетается с гармонией природы - мавзолей расположен в живописном месте у подножья гор, в долине реки Аракс.

На юго-востоке Нахичевани, у границы с Ираном, раскинулся город Джульфа. Неподалеку от него, на оголенной вершине горы возвышающейся посреди широкой равнины, находится древняя крепость Алинджа-Кала (XI-XIII вв.), расположенная на правом берегу реки Алинджа.

Западнее Джульфы, прямо на берегу Аракса, найден караван-сарай - один из крупнейших караван-сараев Азербайджана. Остатки этого караван-сарая были обнаружены в 1974 г. Впоследствии были раскопаны целые сооружения.

Рядом с каваран-сараем были обнаружены остатки моста, построенного нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века.

В Нахичевани расположен университет, научный центр АН Азербайджана, функционируют театры, литературный и исторический музеи, картинная галерея.

Лечебные воды

Курортная привлекательность города Нахичевань определяется также наличием нескольких минеральных источников, которые дают почти все разновидности углекисло-карбонатных, углекисло-хлоридных, а также сероводородно-сульфатных вод. По разнообразию минеральных источников Нахичеванская Автономная Республика представляет собой буквально геохимический музей.

Пять групп источников - Даррыдагские, Сирабские, Нагаджирские, Бадамлинские и Гызылвангские являются чрезвычайно ценными гидроминеральными ресурсами для бальнеологических питьевых курортов.

Даррыдагские источники являются самыми высокодебитными мышьяковистыми минеральными источниками. Ценные лечебные качества этой воды обусловлены тем, что на ряду с достаточным количеством мышьяка она содержит борную кислоту, литий, большое количество углекислого газа, йода, брома, железа и другие компоненты.

Сирабские источники являются аналогом Боржоми. Сирабские воды имеют большое значение как гидроминеральная база.

Нагаджирские источники однотипны с Ессентуками №17

Бадамлинские источники относятся к категории вод типа Нарзан. Они обладают сложным гидрокарбонатным составом, содержат большое количество углекислого газа, имеют благоприятную температуру и большой дебит.

Гызылванская горько-солевая и минеральная вода, вообще редко встречающаяся в природе, является слабительной водой (сульфатно-хлоридно-кальциево-натриево-магниевой).

Нахичевань считается традиционным центром туризма. Поездка туда включена в программы большинства турфирм Азербайджана.

Как добраться

Гражданам России и некоторых стран СНГ для пребывания в Азербайджане на срок до 90 дней виза не требуется. На границе достаточно предъявить загранпаспорт.

В Нахичевань из России попасть можно только самолетом (рейсы из Москвы три раза в неделю). Из остального Азербайджана – самолетом либо наземным транспортом через территорию Ирана (потребуется виза).

Граница Азербайджана с Арменией закрыта на всем ее протяжении.

Нахиджеван -Исконно Армянская земля,под оккупацией закавказских татар(1923-азербайджана)


Флаг Нахиджевана

Административное деление нахиджевана

Нахиджеван-Руки прочь от нахиджевана

История Нахиджевана

Нахичеван — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова. «Нахичеван» — арм. → «Нах» — первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает об этническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского «Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют „местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монах Месроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана, после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Краткая хроника

Нахичевани, относятся к эпохе неолита(9500 лет до н. э).

Айастан

Айаса

Аррата

Torgom(2570-2507)

Айаса(Hayasa) (2492 г. - 331 г. до н. э.)

История Нахиджевана(Нахичеван)-Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает, что по преданию город Нахичевань был основан Ноем, а дата основания города по персидским и армянским источникам — 1539 год до н. э. — первая остановка Ноя, после всемирного потопа. В ряде языков имеется своя трактовка слова.«Нахичеван» — арм. → «Нах» Современная наука также относит основание города к 1500 году до н. э.— первичная, «иджеван»-высадка;Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает обэтническом составе края, употребляя топоним «Апобатерион», что грамматический буквальный перевод армянского«Нахиджевань», и означает «местом высадки»: «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принесязатем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют„местом высадки“, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».Ученый и монахМесроп Маштоц с конца IV века вел активную проповедческую работу в гаварах Голтн и Ернджак вблизи Нахичевана,после чего стал перед потребностью перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением.Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной

Армянские, хеттские, ассиро-вавилонские, персидские и греческие источники свидетельствуют о правлении семи основных всеармянских царских династий в Армении:

590 г. до н. э. — в составе Арарата(на ассирийском Урарту)

Во II веке н. э. Нахичеван уже был известен Птолемею под именем Ναξουὰνα.

Тигран II -140 год до н. э. — 55 год до н. э.

Столицы Арташат, с ок. 200 Вагаршапат, с 338 Двин

Мовсес Хоренаци (V или IX вв н. э), описывая деяния легендарного армянского царя Тиграна I Ервандида (Тигран I Древний) повествует о крепости Нахиджеван (арм.Նախիջևան).

Средневековый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби приписывал основание Нахичевана (Нахшеван или Накшиджихан) легендарному царю Турана по иранской мифологии Афрасиябу. Иранский историк и географ XIV века Хамдаллах Казвини в своей книге «Нузхат Ал-кулуб» («Услада сердец») основателем города Нахичевань (Накш и-джахан) считал сасанидского иранского полководца, в последующем шахиншаха Ирана, Бахрам Чубина, жившего в конце VI века н. э.

В составе Великой Армении

C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянамиземель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составеАрмении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары(уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн,район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственнымигофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мыслио необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, гдепроповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоцаназвание Месропаван.

В VI—IV вв. до н. э. город — в составе персидской сатрапии «Армения».

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии.

В V—VII вв. столица Персидской (т. н. Марзпанской) Армении,после в составе провинции Армения Арабского Халифата.

590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии «Армения»,В составе Великой Армении. C начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Арменией. Нахчаван находился в центре населенных армянами земель, простиравшихся, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигран. В составе Армении, район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник, причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтан (в древнеармянском произношении Голтн, район Ордубада) входили в состав Васпуракана, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»..В конце IV в. в Голтне и Ернджаке проповедовал ученый и монах Месроп Маштоц, который именно там пришел к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.

В 623 году временно отошел к Византии, в
середине VII века завоеван арабами.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Хармпредставителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)




В VIII векенаселение этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.

В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек).

Анийское царство Багратидов


В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. о владения князю Сюника. В 902 г.

Владычество персов и арабов

С 428 район — часть армянского марзпанства (наместничества) Персии. В 623 году временно отошел к Византии, в середине VII века завоеван арабами. В 705 г. арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Харм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек) В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нем не играло.



Анийское царство Багратидов

В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, накануне монгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


Смбат передал его владетелюВаспуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. После этогоНахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районеНахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна(XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания По свидетельству папского посла Рубрука, наканунемонгольского нашествия в Нахичеване было 800 армянских церквей.


В 902 г. Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 г. — вновь владетелю Сюника Смбату. Во второй половине IX века и особенно в эпоху правления Гагика I Нахичевань, как остальные южные области Армении не были подвергнуты нападениям.
После этого Нахчаван, или Нахиджеван, как его также стали называть, оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани.



Сельджуки, монголы, Тимур



Сельджуки, монголы, ТимурВ 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства.
Династия Закарян (Еркарабазук, Мхаргрдзели) (1196 - 1261)

В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом; в XII в. здесь располагался центр государства Ильдегизидов.В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»Оттеснение армянского населения тюрками.Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как и мусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменские кочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору

В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.),сохранили свое значение и после тюркского завоевания.Разорялась монголами (XIII век), Тамерланом (конец XIV века).

Ильдегизидов.

В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Робрук, посетившийНахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства ивеличайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нем было восемьсотармянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»

Папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашёл на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

В XVII веке входит в состав государства Сефевидов.

Оттеснение армянского населения тюркамиУже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского населения пришлымтюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура. В 1603 г. все нахичеванские армяне, впрочем как имусульмане, были уведены шахом Аббасом I в Персию.

В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватывает у турок практически не сопротивлявшийся Нахичевань, об этом свидетельствует побывавший с австрийским посольством Георг Тектандер отмечая, что«Все города и села, затем, куда бы мы не пришли, подчинялись Персам добровольно, без всякого противодействия, как н. п. города Маранд в Мидии, Нахичевань, Джульфа в Армении и многие другие, чему я сам был свидетелем»»После занятия города шах выселил всё его население в глубь Персии, по словам армянского автора Аракела Даврижеци, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал регион как цветущий край. Челеби писал о Нахичевани, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».

Одновременно, в XVI-XVII веках, в Закавказье не только стихийно, но и преднамеренно заселялись туркменскиекочевые племена, которых местные правители рассматривали как свою опору.

Эпоха персидско-турецких войн

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенный преимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):

а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;

б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);

в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных

путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.В составе Персии. Нахичеванское ханство.Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели

Эпоха персидско-турецких войн.

В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.

Сефевидов.

Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизонгорода Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе сжителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци,поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинныебороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержатьрегион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел все население Нахичевани и Эривани (какармянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню]благоденствующую и плодородную Армению». Всего, по данным армянских авторов, из Нахичевани и Еревана былоугнано в Персию 400 тысяч армян. В частности, лишился своего населения крупный город, населенныйпреимущественно армянами и бывший центром армянской торговли (прежде всего шелком) в регионе - Джуга(Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе сосвященниками. Ее население около 20.000 человек было переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород,существующий до сих пор - Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли припереселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха. Современная исследовательница Е.Родионовавыделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»):а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»;б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей);в)экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванныхпутей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительныхработах в Исфахане В числе переселенных было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться вНахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивалрезню суннитского населения. По мнению иранско-британского историка Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидскихвойн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы - суннитов.

Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В составе Персии. Нахичеванское ханство.

Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий крайи называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городеКарабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описываягород Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборныхмечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок».В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдаp-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.

В конце XVIIIначале XIX веков столица независимого Нахичеванского ханства. 26 июня 1827 без боя занята русскими войсками генерала Паскевича.

Согласно статье III Туркманчайского мирного договора, подписанного 10 февраля 1828 г.

Вместе со всем ханством была уступлена шахом «в полную собственность» Российской империи. Тогда же вошёл в состав Армянской области.

В составе России

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии, однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью, и cогласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеваньское и Эриваньское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в

результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгеpли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешел на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожаловано звание генерал-майора русской службы и походного атамана войска Кенгерли.; он был назначен наибом (капитан-исправником, руководителем гражданской части) Нахичеванского уезда, тогда как его брат - Ордубадского. По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединенных к России Нахичеваньского и Эриваньского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением

Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркское население. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое

переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %, «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66 армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.Погром армян в Нахичевани 1905—1906 Вандализм азербайджанцoв 1905—1906

С 1849 года центр Нахичеванского уезда Эриванской губернии.

К моменту присоединения Нахичеванского ханства к России эта провинция имела преимущественно тюркскоенаселение. Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовоепереселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения,лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российскийпосол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичудать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез.Согласно данным 1896 года в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали армяне — 56,95 %,«адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) —42,21 %,. В уезде была 1 православная церковь, 66армяно-григорианских церквей, 58 мечетей.

Жизнь в Нахичевани, неотъемлемой части Азербайджана, географически полностью оторванной от основной территории страны, сильно отличается от условий жизни в остальной части страны. Этот край более авторитарный и упорядоченный, чем основная территория Азербайджана. Население автономной республики живет в тяжелых условиях из-за лишений и эмиграции.

До Нахичевани трудно добраться. От остальной части страны он отделен территорией Армении и за последние 16 лет попасть туда наземным транспортом невозможно. Из Баку добраться до Нахичевани можно только на самолете, но в аэропорту имени Гейдара Алиева всегда стоит внушительная очередь желающих купить билеты.

По данным последней переписи населения, проведенной в 1999 году, население автономной республики составляло 370 тысяч человек, но фактически очень много нахичеванцев живет не в автономии, а в Баку или в соседней Турции.

На улицах города Нахичевани, столицы автономии, к 9 вечера уже довольно безлюдно, как и в центральном парке имени Гейдара Алиева. Студент Нахичеванского государственного университета Ильгар Гусейнов объяснил это следующим образом: «Молодежь опасается выходить в парк, тем более, вечером. После 10 вечера полиция все равно закрывает все чайханы. С другой стороны, исполнительная власть города наложила неофициальный запрет на совместные прогулки девушек и парней. Девушкам также запрещено носить мини-юбки».

По чистоте Нахичевань не уступает самым опрятным городами Европы. На улицах и в парках невозможно найти ни одного окурка. Эта чистота результат административного привлечения жителей к принудительным работам, известного в советское время как «субботник».

«При уборке улиц широко используется труд сотрудников бюджетных организаций и солдат нахичеванского гарнизона», – говорит житель Нахичевани Газанфар Агаев.

«Врачи, медсестры, учителя белят стены, подметают улицы, ухаживают за деревьями. А когда кто-то отказывается работать, его пугают санкциями, ибо приказ издан самим Васифом Талыбовым», – сообщил IWPR член оппозиционной партии «Мусават» Мухтар Юсифов.

ВасифТалыбов – председатель парламента Нахичевани и фактически правитель края.

«Талыбов – абсолютный властелин всей Нахичевани. Как будто вся республика является его частной собственностью. Не зря его прозвали «Нахичеванским ханом», – говорит доктор по имени Вахид.

По его словам, «хан» иногда издает удивительные распоряжения. Например, в Нахичевани запрещено вешать белье на балконах и въезжать в город на старых автомобилях. Это объясняется заботой о внешнем виде города.

«Существующий жесткий режим сделал Нахичевань похожим на Туркменистан», – говорит таксист, имея в виду самое репрессивное государство в Средней Азии.

Однако проправительственные политики оправдывают жесткие методы правления. Председатель партии «Ана Ветен» («Мать Родина») Фазиль Агамалы в беседе с IWPR сказал: «Васифа Талыбова нельзя обвинять в существующем в автономной республике жестком режиме. Регион существует, как эксклав, отрезанный от остальной части страны и с трех сторон окруженный Арменией. Без твердой руки в регионе начались бы хаос и анархия».

Экономика является самой большой проблемой региона. Бедствующие нахичеванцы связывают надежду на развитие региона с притоком в страну нефтедолларов. Однако пока жизнь для них остается сложной.

Таксист отвез корреспондента IWPR на городской рынок. Оказалось, что цены там намного ниже бакинских. Например, килограмм мяса в Баку стоит 5 манатов, а в Нахичевани всего 3 маната. Фрукты и овощи дешевле порой в 2-3 раза.

В Нахичевани все еще сохраняется высокий уровень трудовой миграции. По словам Агаева, села Ейдже и Гаргун Шарурского района полностью опустели. Жители этих сел, расположенных у самой границы с Турцией, целыми семьями переехали жить в близлежащий турецкий город Игдыр.

По словам председателя Объединения демократических реформ Парвина Раджабова, в Нахичевани проживает только половина из числа жителей, указанной в результатах переписи.

«В данный момент в связи с безработицей в автономной республике осталось 150-170 тысяч человек. В результате мониторинга мы выяснили, что в турецких городах, таких как Стамбул и Игдыр только выходцев из Шарурского района Нахичевани проживает и работает около 50 тысяч человек, с учетом того, что по официальной статистике население этого района составляет около 120 тысяч человек».

По словам сотрудника пресс-службы правительства Адиля Гахраманова, уровень эмиграции начал снижаться, а многие жители автономной республики постепенно возвращаются назад.

«Открываются новые рабочие места и создаются условия для деятельности малых предпринимателей, что служит основной причиной, по которой население возвращается в Нахичевань», – заявил он и добавил, что за последние два года в республике сданы в эксплуатацию 4 больших и 200 малых предприятий.

Коренной нахичеванец, депутат азербайджанского парламента, председатель партии «Великое созидание» Фазиль Газанфароглу все же верит в лучшее.

«Нельзя не отметить относительные улучшения в социальной жизни автономной республики, – сказал он. – Невозможно отрицать чистоту и красоту столицы Нахичевани. Но, с сожалением должен отметить, что от этой красоты населению лучше не становится».

Изоляция является основным фактором, тормозящим развитие Нахичевани. Местные власти готовы способствовать развитию оздоровительного туризма и использовать с этой целью популярные в советское время санатории. Однако, как говорит доктор некогда знаменитого санатория Батабат Сулейман Мамедов, «в наших санаториях в Батабате, Бадамлы и Вананде достаточно возможностей для развития туризма, но эти районы находятся на границе с Арменией и сюда перестали приезжать не только из стран СНГ, но, и других регионов самого Азербайджана, а о приезде туристов из дальнего зарубежья и говорить нечего».

Политическая жизнь в Нахичевани в состоянии застоя. Оппозиционные и независимые газеты, которые можно купить в других районах Азербайджана, здесь в киосках не продаются, они лишь передаются из рук в руки. Если в какой-то из этих газет пишется что-то негативное о руководстве автономной республики, власти добывают все экземпляры, поступившие в Нахичевань, и уничтожают их. Продавец, который все же осмелится продать газету с компроматом, получит 15 суток ареста.

«Существование оппозиционных сил носит лишь формальный характер, для отвода глаз международных организаций. Оппозиционным партиям не разрешено не только организовывать акции протеста, но даже публично праздновать национальные праздники. Они вынуждены проводить конференции с участием сотрудников местной полиции и спецслужб», – говорит член оппозиционной партии «Мусават» Эльчин Гадимов.

Некоторое время назад, местному жителю Ильхаму Нариманоглу пришлось писать объяснительную записку в полицейском управлении только потому, что у него гостил корреспондент оппозиционной газеты.

Корреспондент IWPR на себе испытал подозрительное отношение властей к независимым журналистам, заплатив штраф в размере 2 манатов за то, что при отъезде в Баку имел при себе совершенно безобидный диктофон. Причину ему никто так и не объяснил.

Сабухи Маммадли, корреспондент газеты «Йени Мусават», Баку.

Нахичевань от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Нахичеване.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Нахичевань - древняя столица Нахичеванской Автономной Республики, волею исторических судеб оказавшейся отрезанной от территории «большого» Азербайджана. Из-за этого обстоятельства, а также из-за довольно жестких правил посещения НАР, город не очень часто принимает гостей из-за рубежа. А между тем, в нем есть на что посмотреть. Во-первых, именно здесь родился первый президент Азербайджана Гейдар Алиев. Кроме того, в Нахичеване сохранилось множество памятников времен средневековья, среди которых мавзолеи местных правителей, мечети, дворцы и мощные крепости. И, конечно, любой местный житель обязательно расскажет, что именно в окрестностях Нахичеваня впервые после долгих недель Потопа ступил на твердую землю легендарный Ной.

Как добраться до Нахичеваня

Пожалуй, самый удобный вариант добраться до Нахичеваня - прямым авиарейсом «Ютэйр» из Москвы. Самолеты летают три раза в неделю - по средам, пятницам и воскресеньям из Внуково , время в пути 3 часа. Аэропорт Нахичеваня находится на окраине города (всего в 6 км), с центральной частью он связан автобусным маршрутом № 6. Можно воспользоваться и недорогим такси, поездка продлится около 10 минут.

Поиск авиабилетов в Нахичевань

Транспорт

Общественный транспорт Нахичеваня - это автобусы и маршрутки. Но в их услугах нет необходимости - основные достопримечательности находятся в пешей доступности от центра города. В случае чего можно вызвать такси - оно недорогое, особенно если заказывать машину по телефону. Парковки везде бесплатные. По городу удобно передвигаться на велосипеде, байк можно взять напрокат в некоторых гостиницах.

Отели Нахичеваня

Отелей в Нахичеване мало. Редкие для этих мест туристы и командировочные из Баку в основном селятся в главной гостинице города Tebriz 5*. Номер в ней обойдется в 130 AZN в сутки с завтраком. Бюджетные трехзвездочные отели стоят в районе 100 AZN за ночь. Квартиры можно снять за 60-70 AZN. Хостелов в городе нет. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Кафе и рестораны

Почти все заведения в Нахичеване специализируются на азербайджанской кухне. Прежде всего, это блюда с мангала: шашлык, «люля-кебаб». Очень популярны салаты из свежих овощей, причем все ингредиенты режут очень мелко: «Азербайджан» (политые сметаной помидоры, огурцы, лук, редис), «хазар» (отварной картофель с огурцами, тархуном и осетриной), «кюкю» из копченого кутума (каспийского карпа). Вообще, в меню местных ресторанов много рыбных блюд. Регион богат водными ресурсами, и рыбу, особенно, осетра нередко используют вместо мяса в долме и даже плове! Популярны и кисломолочные изделия: «фирни» (кисель из молока и рисовой муки), «довга» (кисломолочный суп), «овдух» (окрошка на кефире).

Плотный ужин в ресторане обойдется в 13-26 AZN на персону. Есть несколько заведений с европейской кухней (с пиццей и вездесущим салатом «Цезарь»), поесть там можно примерно за ту же сумму.

Достопримечательности Нахичевани

Гордость Нахичеваня - его многочисленные мавзолеи. Правда, методы реконструкции гробниц с почти тысячелетней историей вызывают вопросы. Самая легендарная из усыпальниц, мавзолей Ноя, расположена у Старой крепости (или Кёхня-Галы) в южной части города.

Говорят, что на месте построенной в 2006 г. башни когда-то находилось святилище, и гробницу возвели из остатков нижнего его этажа. В центре мавзолея стоит массивная каменная колонна, под которой якобы покоятся мощи Ноя.

Точную дату основания этого оборонительного сооружения археологи пока не выяснили. Но во время раскопок в конце 1950-х гг. обнаружили элементы каменных кувалд и фаянсовой посуды возрастом до 5000 лет. Ширина сохранившихся стен - 1 м, а в части, примыкающей к городу, достигает 4 м.

Неподалеку от крепости находятся еще два мавзолея. Гробница Юсифа ибн Кусейра (Yusif ibn Kuseyr), или «Атабаба», построена в 12 веке известным нахичеванским зодчим Аджеми ибн Абубекром Нахчивани. Необычное здание в виде 8-гранного цилиндра украшено геометрическими узорами из кирпича и покрыто пирамидальным куполом. Мавзолей Момине хатун (Momina Khatun Mausoleum) - тоже дело рук Аджеми Нахчивани. Когда-то высота мавзолея 12 века достигала 34 м. Сегодня он чуть пониже - всего 25 м. Каждая из граней покрыта резными деталями - арабским письмом, стилизованным под геометрический орнамент.

Еще одна заслуживающая внимания достопримечательность - Ханский дворец (пр-т Гейдара Алиева, 21). Начиная со времени постройки (конец 18 века), он был местом проживания нахичеванских ханов. В 1998 г. в двухэтажном здании открыли государственный Музей ковра. В нем экспонируются 283 изделия, сгруппированных по разным школам ковроткачества Азербайджана.

Погода в Нахичеване

Климат Нахичеваня - резко-континентальный со знойным летом и морозной зимой. Поэтому лучшим временем для посещения этих мест будет межсезонье: осень и весна.

Нахичевань (также Нахчыван , Нахчиван ) - небольшой город в Азербайджане, расположенный в Нахичеванской Автономной Республике, отрезанной от основной территории страны территорией Армении. Население – около 75 тысяч человек (2013).

Город находится в примерно в 400 километрах к юго-западу от Баку, в 150 километрах к юго-востоку от Еревана, рядом с иранской границей.

Немецкий языковед Макс Фасмер утверждает, что название города произошло от слияния армянских слов: «нахич» - имени собственного – и «аван», что в переводе означает «местечко». По преданию, город был основан Ноем, а его название ассоциируется с «местом высадки» ковчега.

Каких-то особо уникальных достопримечательностей, ради которых стоит пролететь пару тысяч километров, чтобы очутиться в Нахичеване, вы здесь вряд ли найдёте. Редкие иностранные туристы обычно посещают Ханский дворец, несколько древних мавзолеев и гробниц. Сам город в архитектурном плане ничего интересного собой не представляет – обычные обезличенные дома-коробки, обложенные плиткой и стеклом либо обшитые сайдингом. В центре всё «причёсанное» и облагороженное, на окраинах попроще.

История Нахичевани

Персидские и армянские источники утверждают, что город Нахичевань был основан еще в 16 столетии до нашей эры. Первое упоминание о Нахичевани относят ко 2 веку н.э. Несколько веков город подвергался набегам и завоеваниям. В 11 веке Нахичевань стала резиденцией для султана сельджуков, а веком позже - уже столицей Великих Азербайджанских Атабеков из династии Ильдегизидов.

В 13 и 14 веках соответственно город разоряли монголы и Тамерлан. Затем Нахичевань восстановили, и настал период ее расцвета. В 18-19 веках город стал столицей Нахичеванского ханства, а в 1827 году ее заняли русские войска, и через год Нахичевань вошла в состав Армянской области.

На референдуме 1921 года 90% населения высказались за вхождение в состав Азербайджана в качестве автономной республики, и с 1924 года город стал столицей Нахичеванской АССР. За времена СССР город был реконструирован и застроен.

Последние изменения: 07.08.2014

Достопримечательности Нахичевани





Гробница Юсифа ибн Кусейра (Yusif Küseyir oğlu türbəsi)
- постройка 12 века, созданная архитектором Аджеми ибн Абубекр Нахчивани. Гробница составлена из восьми граней, а венчает ее крыша пирамидальной формы. Это один из старейших памятников города.




Мавзолей Момине хатун (Mömünə xatun türbəsi)
– это прекрасная работа того же знаменитого архитектора Аджеми Нахчивани. Высота мавзолея, сооруженного в 12 веке, ранее достигала 34 метров, но сейчас его высота – лишь 25 метров. Мавзолей был построен для жены правителя Джахана Пехлевана.




, также известный как Гробница пророка Нуха (Nuh peyğəmbərin türbəsi) — находится в южной части города на территории Старой Крепости (Кёхня-галы). Был построен в 2006 году на остатках древнего храма. Считается, что в склепе этой гробницы находятся мощи Ноя.





Ханский дворец
– достопримечательность более позднего периода, он был построен в 18 веке. Создал его отец последнего из нахичеванских ханов. До 20 века в нем проживали ханы, а с 1998 во дворце размещается Музей ковра.

Последние изменения: 07.08.2014

Как добраться до Нахичевани

В Нахичевани есть аэропорт, расположенный в 4 км от города, который принимает рейсы из Москвы, Киева, Гянджи, Баку, Стамбула. Из российской столицы сюда без пересадки по понедельникам летает только авиакомпания UTair , время в пути - 3 часа 15 минут.

Последние изменения: 07.08.2014