Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта.

Цели : показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с произведениями «К Чаадаеву», «Волность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…»; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.

Ход урока

Эпиграф к уроку :

…в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А. С. Пушкин. Памятник

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?

2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?

3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?

Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимыхпреподавателей:А. П.Куницына,И. К.Кайданова,Д. И.Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.

II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

Беседа по вопросам:

1. Против кого направлено негодование поэта?

2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?

3. К чему призывает поэт?

4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?

5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?

Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.

III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», - написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.

Беседа по вопросам:

1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?

2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?

3. В чем разница между обращениями - «мой друг» и «товарищ»?

4. Почемулюбовь,надежду,тихуюславупоэтназывает«юными забавами»?

5. Объясните значение слова «роковой».

6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?

7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?

8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?

Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».

IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

Беседа по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?

3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?

4. Проследитепотексту,какменяетсяописаниедеревнивовторой части?

5. На чем основывается благополучие крепостнического государства?

6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?

Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).

Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?» Произведение Пушкина покоряет беспощаднойправдойфактовичувств,поднятыхнавысотуогромныхобобщений.

V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Беседа по вопросам:

1. Расскажитеобисториипослания.(Черезженудекабриста
Н. М. Муравьева - Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.)

2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?

4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?

5. ЧтохотелсказатьдрузьямПушкин,отправляясвоепослание в Сибирь?

6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Послание Пушкина - огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок - проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.

Александр Иванович Одоевский - поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.)

О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.

М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»

В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»

П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания»ипр.,закоторыепострадал знаменитыйнашА. Пушкин» .

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения(повыборуучащихся).

«Одна свобода мой кумир» (А. С. Пушкин) Патриотические и вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина.


Цели : показать идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить с произведениями «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» ; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений; выяснить, в чём притягательная сила произведений Пушкина для современников; развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтическое произведение.


в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А. С. Пушкин. «Памятник»


1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?

2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?

3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?


ПОДСКАЗКА. Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились ещё в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.


Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

Беседа по вопросам:

1. Против кого направлено негодование поэта?

2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?

3. К чему призывает поэт?

4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?

5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?


ПОДСКАЗКА. Поэт обличает «тиранов мира» . Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.


Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

С Пётром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился ещё в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.


Беседа по вопросам:

1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?

2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?

3. В чём разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»?

4. Почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами»?

5. Объясните значение слова «роковой».

6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?

7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?

8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?


ПОДСКАЗКА. Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».


Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

Беседа по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?

3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?

4. Проследите по тексту, как меняется описание деревни во второй части?

5. На чём основывается благополучие крепостнического государства?

6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?


ПОДСКАЗКА. Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).

Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый?» Произведение Пушкина покоряет беспощадной правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений.


Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Беседа по вопросам:

  • Расскажите об истории послания.

2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?

4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?

5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь?

6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Через жену декабриста Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.


ПОДСКАЗКА. Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошёл до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество» . В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов» , выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.

Александр Иванович Одоевский – поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением.


О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.

М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»

В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»

П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин».


Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).

3. Подготовить материал по теме «А. С. Пушкин – певец русской природы» (+ подборка стихотворений о природе).

Литература

Ответ на билет №4

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

1. Слово о поэте.

2. Вольнолюбивая лирика.

3. Тема поэта и поэзии.

4. Философская лирика.

5. Пейзажная лирика.

6. Тема дружбы и любви.

7. Значение лирики А. С. Пушкина.

1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. “Муза Пушкина”, по словам В. Г. Белинского, “была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов”. На протяжении всего своего творческого пути поэт был с “веком наравне”, оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма - все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике “поэзию во всей ее очаровательной красоте”, научил уважать и любить литературу.

2. Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами - Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении “Лицинию” (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде “Вольность”, в стихах “К Чаадаеву” и “Деревня”. Ода “Вольность” (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Поэт призывает “на тронах поразить порок” и к воцарению Закона:

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Ненавидя тиранию, он восклицает:

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Ода “Вольность” написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с “самовластьем”:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. “Гнет власти роковой” противостоит порывам “нетерпеливой души”. Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В стихотворении “Деревня” (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил “страдание народов”. В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть “Деревни” - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает “везде следы довольства и труда”, так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается “от суетных оков”. Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня “открыла” свободу и которого сделала “другом человечества”, способен ужаснуться “барству дикому” и “рабству тощему”.Поэт негодует:

Этот “грозный дар” мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение

“Деревня”:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далекой “звездой пленительного счастья”, а “прекрасной зарей”. От пылкого послания “К Чаадаеву” и горького гнева “Деревни” Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением (“Кто, волны, вас оставил...”), к кризису 1823 года (“Сеятель”), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании “Дельвигу” (1821) Пушкин подтверждает:

Одна свобода мой кумир...

В послании “В. Л. Давыдову” (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение “Кинжал”. Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд,

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

……………………………………

Немое лезвие злодею в очи блещет,

…………………………………

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец...

В элегии “К морю” жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием “судьбы людей”, которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях “Зачем ты послан был и кто тебя послал?”, “К Языкову”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Заступники кнута и плети” и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание “Во глубине сибирских руд” (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А в стихотворении “Арион” свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою...

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении “Памятник”, подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что “в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

3. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании “К другу стихотворцу” (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки.
Лачужка под землей, высоки чердаки -
Вот пышны их дворцы, великолепны залы...
Их жизнь - ряд горестей...

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного “угрюмого рифмотворца” (“К Галичу”, 1815), “скучного проповедника” (“Моему Аристарху”, 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе “пламенный восторг”. Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на “священную” область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как “детище” вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: “Что ж изберете вы?” - поэт отвечает: “Свободу”. Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение “Пророк” (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: “Глаголом жечь сердца людей”. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт - избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только “Бога глас” дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. “Открылись вещие зеницы” для того, чтобы видеть окружающий мир, “жало мудрыя змеи” дано вместо языка, а вместо трепетного сердца - “угль, пылающий огнем”. Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит. “Бога глас” повелевает “жечь сердца людей” поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении “Поэт” (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, “божественный глагол до слуха чуткого коснется”, поэт ощущает свою избранность,ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

В стихотворениях “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от “толпы”, “черни”, понимая под этими словами “светскую чернь”, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплодна:
Какая польза нам от ней?

Такое отношение “непосвященной” толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес...

……………………………………

Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

Поэзия - удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. “Звуки сладкие” и “молитвы”, красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение “Поэту” (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение “Эхо”, 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда “нет отзыва”. Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти “толпы” и “черни”.

Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836):

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.

4. Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Жизнь поэта в лирике увидена “сквозь магический кристалл” прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829), “Телега жизни” (1823), “Анчар” (1828), “Сцена из Фауста” (1825), “О нет, мне жизнь не надоела...” и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска (“Зимняя дорога”), мучает душевная неудовлетворенность (“Воспоминание”, 1828; “Безумных лет угасшее веселье”, 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед (“Предчувствие”, 1828).

Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла...” поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении “Элегия” (1830) трагические нотки первой части

Мой путь уныл,
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнующее море...

сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:

Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении “...Вновь я посетил...” (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, “молодой семьи”, “племени младого, незнакомого”, навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня...

Но поэт не поддается унынию и находит опору в “лелеющей душу гуманности”, видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум...

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином, наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.

5. Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям.

Поэзия для Пушкина - это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в “вечной красоте” этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как “Редеет облаков могучая гряда”, “Погасло дневное светило...”, “К морю” и другие. В стихотворении “Погасло дневное светило” (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к “брегам печальным туманной родины”. Сумрак вечера превратил море в “угрюмый океан”, который навевает грусть, тоску и не излечивает “прежних сердца ран”.

А в стихотворении “К морю” (1824) поэт рисует “торжественную красу” моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит “скучный, неподвижный брег”. Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со “свободной стихией”, поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы...

В стихотворении “Зимнее утро” (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером “вьюга злилась”, подруга поэта “печальная сидела”, но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении “Осень” (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года - осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту осень мила “красою тихою, блистающей смиренно”, “из годовых времен он рад лишь ей одной”. Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне...

……………………………………………

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.

“Гаснет краткий день”, но “пробуждается поэзия”. “Пробуждается поэзия” только тогда, когда сам поэт “жизни полон”.

А. С. Пушкин написал стихотворение “...Вновь я посетил...” (1835) во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний - эту “связь времен” - грядущим поколениям.

Стихотворение “...Вновь я посетил...” пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.

6. В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина - счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в стихотворении <19 октября” (1825) дружба для поэта - защита от “сетей судьбы суровой” в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость “дома опального”. Дружба противостоит гонениям судьбы.

Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.

……………………………………………

Мы встретились и братски обнялись.
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Дружба для Пушкина - щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше уз дружбы для поэта нет ничего.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен -

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много его друзей и знакомых. “Повешенные повешены, - писал он, - но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна”. Поэт пишет друзьям своим стихотворение “Во глубине сибирских руд...”, поддерживая их в трудные минуты, и послания “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину”, “К Языкову” и другие. В стихотворении “19 октября” (1827) глубокое переживание за судьбы друзей вдохновляет Пушкина:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И та мрачных пропастях земли!

Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой...”. Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец; время меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам.

Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром - нет! - промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, -
Ужель один недвижим будет он?

Любовная лирика Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта - “святыня” (стихотворение “Красавица”).

В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание (“Певец”, “К Морфею”, “Желание”).

Мне дорого любви моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь - слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения (стихотворения “Редеет облаков летучая гряда”, “Ночь”). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность. Стихотворение “Я помню чудное мгновенье...” (1825) - гимн красоте и любви. Любовь не только обогащает, но и преображает человека. Это “чудное мгновенье” - стихия человеческого сердца. Любовь оказывается не убитой ни томленьями “грусти безнадежной”, ни “тревогой шумной суеты”. Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Явление “гения чистой красоты” внушило поэту и восхищение идеалом, и упоение любовью, и просветленное вдохновение. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья.

Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: “Не пой, красавица, при мне...” (1828), “Я вас любил...” (1829), “На холмах Грузии...” (1829), “Что в имени тебе моем-?..” (1830), “Прощание” (1830). Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств - безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, - огромное счастье, облагораживающее человека.

7. Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории. Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую независимость, сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не отступил и до конца продолжал следовать своей “дорогою свободной”. Он знал, что его подвиг смогут оценить будущие поколения и с думой о них создавал свои бессмертные произведения. В начале творческого пути в одном из стихотворений он вопрошал:

Мои летучие посланья

В потомстве будут ли цвести?..

А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил твердую уверенность в том, что к нему “не зарастет народная тропа”. Мечта Пушкина о “нерукотворном памятнике” сбылась, а его творчество во всех поколениях будет пробуждать “чувства добрые”. Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать:

“Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”.

Саша шел и задумчиво обозревал в дымке вечернего воздуха растянувшийся на многие версты Невский проспект. Не торопясь, помахивая тростью, дошел до Аничкова моста, самого оживленного места в городе. Потом в задумчивости свернул на аллеи Летнего сада. Представил утро, когда их беспрепятственно занимают гувернеры и гувернантки, которые суетятся возле своих питомцев…
Сейчас же они были заполнены франтами, бесцеремонно наводящими свои лорнеты на встречных дам. У них на лице застыла скука,она бросали на встречных холодно–презрительные взгляды,показывая безразлично-отчужденную вежливость…
В отличие от них, гвардейские офицеры, которые встречались здесь не менее часто, весело общаясь, стояли тут и там - в картинных позах, или ходили взад и вперед, демонстрируя свои блестящие мундиры. Их беседы взрывались громким хохотом.
Вдруг в толпе навстречу идущих Саша разглядел Крылова, Хвостова, Жуковского и Гнедича, оживленно спорящих о чем-то. Сашка быстро свернул в боковую аллею, пока они его не заметили – начнут опять его воспитывать.

Он сердито забормотал:
Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель…
И свобода, мой кумир,
За столом законодатель.

«Не хочу никаких ограничений, неужели они этого не понимают!» - передернул он плечами. Нахмурился: его судьбой озабочены не только старшие, но и Жанно, который, оказывается, тоже недоволен его образом жизни...
Да, друг очень недоволен им. Не раз он, находясь в театре, с клокотанием в сердце, наблюдал за тем, как Сашка вертится возле спесивой богатой молодежи, которая не обращает на него никакого внимания, а если когда и обратит, то с пренебрежительной усмешкой еле дожидается, когда же он закончит говорить.
Однажды не выдержав, Жанно поманил его к себе и, как только Саша подошел к его ложе, зашипел на него:
- Француз! Что ты делаешь? Что у тебя за дурацкая манера вертеться около них?
Саша тут же принял независимый вид:
- Около кого?
- Не прикидывайся, что не понимаешь! Ты что, не видишь, как они насмешничают над тобой? Это люди, которые своими подвигами заслужили почести и благосклонность Государя. И богаты они поэтому!
Жанно увидел, как Саша растерялся и сразу стал жалким. Он молчал, повесив голову.

Но Жанно еще не закончил:
- Неужели ж ты думаешь найти у них какого-то понимания или сочувствия? Что ты ищешь возле них? Они заняты только собой. Им никто, слышишь,никто не нужен! Мой тебе совет: брось возиться с этим народом! Они не стоят тебя, хотя они как раз думают наоборот…
Сашка не дал ему закончить: бросился к нему и стал обнимать его крепко и щекотать – как обычно делал, когда виноват, или когда растеряется.
Жанно сердито оттолкнул его:
- Перестань! Я не могу видеть, как они тебя унижают!
Сашка примирительно поднял руки:
-Ладно, ладно! Обещаю не подходить к ним больше! Только кончай эту головомойку,Жанно!..

Но не прошло и недели, как картина повторилась. Саша опять стоял возле оркестра, где собрались Волконский, Киселев, Чернышев, именно те, «обласканные» Александром I, за героизм на войне с Наполеоном.

Жанно опять с гневом и обидой за друга наблюдал, как те снисходительно слушают шутки и остроты Саши, всем свои видом показывая нетерпение.
Он еле дождался антракта и, схватив Сашу за рукав, оттащил к окну:
- Что ты с собой делаешь, Пушкин? Можно ли срамить себя на виду у всех? Ведь над тобою все смеются? Ты понимаешь? Смеются!!! Ты - известный всем человек! Уважай же себя!
Но Сашка стоял перед ним, сверкая гневными глазами и играя желваками. И неожиданно зло бросил:
- А что такого?
- А то! Мне мерзко видеть, как ты крутишься возле них, как комнатная собачонка, которая ждет подачки!

Жанно не стал дожидаться его ответа, а сердито процедив эти слова, отошел от него, ставшего совсем черным и уродливым от этих его слов…

Вечером он делился с Якушкиным, с которым состоял в тайном обществе, об этом и иных случаях и с болью воскликнул:
- Что за жалкая привычка у него изменять своему благородному характеру? Не понимаю, зачем ему отираться возле этих господ, которые его никогда не примут в свой круг? Зачем ему этот пустой свет, у которого нет никакой цели, кроме праздной жизни и все мысли которого направлены только на то, чтобы выслужиться да на личное обогащение!?
Якушкин, тоже Иван, понимал его возмущения. Но чем он мог помочь другу в такой ситуации? Он только посоветовал
- Да не кипятись ты, Иван! Ведь каждый сам избирает свой собственный путь.
- Дай пойми ты!Пушкин - не каждый! Он один такой!..

А предмет их забот, предаваясь праздной лености, умел выкроить время и для друзей-лицеистов, живущих с ним в одном городе: Дельвига и Кюхельбекера...
Жанно он теперь научился избегать…
Кюхельбекер жил совсем рядом – стоило только перейти Калинкин мост через Фонтанку.На противоположном берегу возвышался дом с мезонином. Там и помещался тот Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где он преподавал русскую словесность.
Сашка подумал с уважением: «И как только Виля успевает сочетать эти обязанности с должностью гувернера?».

Кюхельбекер жил вместе с двумя своими воспитанниками - братьями Тютчевыми и Мишей Глинкой. Друг его, как обычно, выламывая свое длинное неуклюжее тело, и улыбаясь большими, навыкате, глазами, ему похвастался, кивая на худенького и бледного паренька с длиннющими пальцами, который уставился на него, как только Саша зашел в комнату:
- Миша обещает стать талантливым музыкантом…
Саша внимательно посмотрел на паренька – он с уважением относился ко всем талантам.

Пока Виля, гордясь другом, улыбался блаженно, мальчик продолжал жадно рассматривать знаменитого брата своего пансионского друга - Лёвушки Пушкина...

Теперь их встречи стали часты. И, желая оказать Кюхле услугу, Саша имел неосторожность ввести его в дом Жуковского, с которым после Лицея он стал встречаться еще чаще. Он не раз пожалел об этом – Кюхельбекер зачастил к Василию Андреевичу и «заговаривал» его до такой степени, что тот невольно начал избегать его, деликатно не показывая, как его напрягает болтливость молодого педагога.

Виля, Сашка знал, всегда найдет, о чем поговорить: он же пишет стихи, статьи в журналы… А самое главное - неуёмно общается с теми, кто соглашается его слушать...

Один раз произошел курьезный случай. Где-то в августе, после того, как он вернулся из деревни, Саша договорился с Жуковским встретиться на одном приеме. Но, явившись туда, он долго пытался высмотреть его в толпе гостей. Но в этот вечер он так его и не нашел...

Утром, как обычно, прибежал к нему с очередными светскими новостями, которых он набрался на приеме, и сразу напал на поэта:
- Василий Андреевич, что же ты, милый друг, не пришел вчера на прием? Я весь извертелся, ища тебя глазами!
- Пушкин! Из-за твоего Кюхельбекера я не смог попасть на званый ужин!- ответил тот недовольно.
- Как это? И при чем здесь он?- удивился Саша.
- А при том, что он пришел и не уходил до поздней ночи! Не мог же я его одного бросить или выпроводить?!.. Да, и желудок у меня расстроился…
Сашка расхохотался и смеялся долго:
-Не иначе, как ты заразился от его словесного поноса - желудочным!..

Вечером он пришел навестить своего сердитого друга и произнес примирительным тоном.
- Ладно, не сердись милый! Я тебе принес утешительный подарок. Вот, слушай:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно…

Бледный еще Жуковский хохотал до колик, сложившись пополам и только всхлипывал:
- Как ты сказал? Кюхельбекерно? Ах-ха-ха-ха. Ах!
Отдышавшись, спросил:
- Скажи, а при чем же здесь мой Яков?
- Да ни при чем! Это для рифмы, - тоже смеясь, отмахнулся Сашка.

Он был страшно доволен своей выходкой и, утром явившись к Дельвигу, рассказал со смехом ему и Евгению Баратынскому об этом курьезном случае.

Дельвиг тоже знал способность Кюхельбекера вести нескончаемые нудные разговоры и неумение вовремя откланяться и осуждал его неуёмность – ведь сам страдал от них немало!
- А, ну-ка, повтори мне эпиграмму! - попросил он.

Они еще долго смеялись,прерываясь на чтение и продолжая хохотать...
Сашка с удовольствием посидел у них часа два, слушая литературные новости Жени Баратынского, молодого поэта, с которым Антон снимал жилье в пятой роте Семеновского полка.

«Рота» - потому, что так именуются все улицы, где квартируют гвардейцы - объяснил ему молодой поэт. Сам Баратынский тоже служил, но, как известному поэту, ему разрешили жить на частной квартире.
Вот они с Дельвигом и нашли сравнительно недорогую квартиру - оба сильно бедствовали.
Тося Дельвиг, который после окончания Лицея был определен в департамент горных и соляных дел, развлекал сослуживцев веселыми историями и анекдотами, не особо вникая в работу. И - получал соответственно. В комнате было пусто, еды почти не было, но они жили весело и беспечно, доверив заботы о себе не менее беспечному дядьке Антона – Никите…

В этот раз они разошлись веселые и довольные.Но поздно вечером в дверь раздалась сердитая барабанная дробь, и в маленькую комнатку Дельвига и Баратынского ворвался страшный Виля: голова всклокочена, щеки горят, он размахивает длинными руками и не может начать говорить от возмущения.

Женя бросился к нему в тревоге:
- Виля, Виля, что с тобой?
- Со мной? Со мной ничего!- Повернулся к Дельвигу – Тося! Передай своему Французу, что я вызываю его на дуэль. А ты будешь моим секундантом!
- Какую дуэль? Ты с ума сошел!ъ

Но Кюхельбекер только раздраженно и беспорядочно размахивал длинными руками и бормотал:
- К черту, к черту!
- Виля, ну, подожди, ты же можешь убить его, надежду России!..
- Donnerwetter! Доннерветтер! Не хочу ничего слушать! И не старайся!

Долгие уговоры Дельвига и Баратынского ни к чему не привели. Пришлось Антону идти к Саше с неприятной миссией и выложить условия Кюхли…

И вот они стоят у какого-то недостроенного склепа на Волковом поле и ненавидяще сверлят друг друга глазами. Но, спустя минуту, Сашка не удержался – нельзя было без смеха видеть, как Виля целится, и он прокричал с улыбкой Дельвигу:

Тося! Иди и становись на мое место – здесь безопаснее всего!

Кюхельбекер от бешенства затрясся, сделал круг вполоборота и тут же раздался выстрел…
Дельвиг схватил фуражку в руки и с удивлением рассматривал на ней дырочку – Кюхля умудрился прострелить ее и не задеть его самого!..

Сашка, который тоже не ожидал такой прыти от неуклюжего Вили, опомнился и начал громко хохотать, а потом, бросив пистолет, подбежал к посрамленному другу. Он обнимал его со словами:
- Послушай, Виля! Говорю тебе без лести: ты стоишь дружбы без эпиграммы, но пороха ты не стоишь, ей Богу!

Пристыженный всем происшедшим Кюхля в ответ обхватил его длинными неловкими руками, и они стали шутливо мутузить друг друга. Потом Сашка, смеясь, вывернулся из его объятий и сделал сальто, как бывало в Лицее, когда его переполняли радостные чувства…

Жанно, которому Антон вечером рассказывал о дуэли друзей, рассердился не на шутку:
- Тося, скажи, ты думал, что поощряешь преступление? А если бы Виля на самом деле убил Сашку?! Ты понимаешь, что он, из глупой своей гордости, застрелил бы будущее, вдумайся! будущее нашей российской поэзии! Ты понимаешь, что вы, два оболтуса, чуть не натворили!?

Дельвиг виновато сопел курносым носом. Он знал, что Жанно прав. Пущин - серьезный человек, чуждый светских развлечений. Он - целеустремленный и уравновешенный, не то, что они, все вместе взятые. И всегда таким был…

Жанно перебил его мысли:
- Знаешь, Антон, ты, оказывается, еще более безрассуден, чем эти двое. Тебе надо было приложить усилия не к тому, чтобы состоялась дуэль, а к тому, чтобы ее предотвратить. Эх ты!.. Как же истребить в нас это ложное чувство чести!?

В Благородном пансионе Саша навещал не только учителя и поэта Вилю Кюхельбекера, но и брата Лельку, которого родители перевели из Лицейского пансиона сюда - ближе к себе. Но братец вел себя не особо примерно – постоянно попадал в какие-то истории с преподавателями.А родителям приходилось улаживать все.
Поговорив с Лелькой, Саша понял, что ему ничего не докажешь, и не стал больше заниматься его воспитанием: «Кто бы меня самого воспитывал!» - подумал он самокритично.

А потом с головой ушел в дела Семеновой, которая не поделила славу с другой, начинающей, актрисой – Александрой Колосовой, той самой.
Ходили сплетни, что Колосова, не успев прийти в театр, развела интриги с ведущей трагической актрисой города, пользуясь влиятельным покровительством князя Шаховского, и что из-за этого между нею и Семеновой происходит это соперничество, которое постепенно переросло во вражду.

А теперь Екатерине приходится оставлять сцену и уходить из театра.

«…Уже умолк волшебный глас
Семеновой, сей чудной музы,
И славы русский луч погас?..» - писал Саша Семеновой,поддерживая её упавший дух.
На самом деле, Сашка переживал ее уход чуть ли не сильнее, чем она сама:
- Екатерина, неужели ты хочешь оставить театр навсегда? Как ты можешь позволить торжествовать этой выскочке, сделав это?
Семенова со слезами, ломая руки, вскричала:
-Да как же ты, Пушкин, не понимаешь, что театральное начальство предпочло ее? И что же мне остается делать!?

Театральное начальство – еще не весь Шаховской!* Давай бороться с ними всеми доступными нам способами! - Саша взял ее руки в свои, и стал гладить.- Я обращусь к Карамзину… или к Жуковскому!

Несчастная актриса была выведена из терпения его непонятливостью:
- Можно подумать, что ты не знаешь о его выпадах против них: в пьесе
«Новый Стерн» - против Карамзина, и в «Липецких водах» - против Жуковского.- Вздохнула глубоко и безнадежно: - Мне все равно не дадут работать…Что, систему эту не знаешь?..

Саша некоторое время посидел, свесив голову вниз. Потом убежденно сказал:
- Ну, мне остается только обратиться к Шаховскому – ведь он ввел меня в свой дом, считает меня даровитым, « не красивым собой, но резвым»… - Улыбнулся печально: - Есть у нас с ним еще общие знакомые, вот, например, Павел Катенин… Может, он его послушается?- он с надеждой заглядывал в ее глаза.

Но она только покачала головой. Семенова давно приобрела тот необходимый опыт в интригах, о которых этот почти мальчик еще не имел никакого представления…
-...Ничего, я верю, что ты все равно вернешься. Все всё когда-нибудь поймут…

Оба расстались в расстроенных чувствах. Но вечером он к ней вернулся с злой эпиграммой на Колосову, которая играла главную роль в пьесе «Эсфирь»:

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч.
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука.
Размалеванные брови
И огромная нога...

И торжествовал, узнав, что эту эпиграмму напечатали в «Русской старине» и потом перепечатали её во всех газетах...

После он услышал сплетню о том, что Колосова твердит всем, что эпиграмму он на нее написал потому, что он узнал о том, что она якобы назвала его «мартышкой». «И вот, раздраженный, раздосадованный, не доискавшись правды
(«это Грибоедов назвал его так!»), он озлобился и оклеветал меня!» - распространяла она слухи.

Но Саша знал, что Грибоедов уже несколько месяцев в отъезде, и он не мог этого сказать: «Но Бог - ей судья!» - решил он больше с нею не связываться. Он забыл, что испытывал когда-то нежные чувства к ней, которые прошли бесследно, как только он увидел Семенову.

*Князь Шаховской Александр Александрович – драматург, режиссер, театральный деятель

19 октября в рамках освоения Единого Пушкинского крымского пространства в Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина состоялась литературно-музыкальная гостиная «Одна свобода мой кумир », посвященная 206-летию со дня открытия Царскосельского лицея.

  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 4,5 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,7 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,6 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 5,2 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,8 МБ
  • «Одна свобода мой кумир » Скачать фото 6,5 МБ
  • 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Александровского (Царскосельского) лицея, давшего России плеяду выдающихся деятелей культуры, искусства и политики. Этот день считается неофициальным, но общепризнанным праздником русской культуры. Легендарное образовательное учреждение выпустило блестящую плеяду ученых, поэтов, дипломатов, военачальников, составивших славу Отечества. В их ряду - Александр Сергеевич Пушкин.

    Литературно-музыкальную гостиную открыли ведущие Елена Попова и Елена Муравьева, которые рассказали об истории создания лицея, преподавателях, воспитанниках и об общих для всех чувствах свободы, братства и любви к Отечеству, также вниманию гостей был предложен видеоролик о Царскосельском лицее.

    Любитель поэзии Александр Павлов продекламировал лицейские стихотворения А. С. Пушкина.

    Преподаватель МБУ ДО «Симферопольская детская музыкальная школа № 1 имени С.В. Рахманинова » Наталья Аврамчук рассказала о поэме «Цыганы » А.С. Пушкина, а дополнением к ее выступлению стала музыкальная видео-презентация.

    Множество стихотворений А.С. Пушкина положено на музыку. Около 100 опер, больше 1000 песен и романсов, десятки балетов и симфонических произведений написано на его творения. Все они составляют золотой фонд русской классической и современной вокальной лирики.

    Ярким музыкальным украшением мероприятия стало выступление Заслуженных артистов Крымской государственной филармонии: Людмилы Васильевой, Анжелики Захаровой, Николая Назарова, Дианы Хафизовой (концертмейстер Тамара Журавлева).

    Сотрудниками читального зала была организована выставка – инсталляция «И сердце билось наслажденьем… » с книгами из фонда библиотеки.

    За пять лет развитие государственной политики в сфере культуры и искусства вышло на совершенно новый уровень.
    02.03.2019 Крым 24 В Ялте прошло традиционное мероприятие «Семь струн», посвящённое очередной годовщине со дня рождения Леси Украинки, сообщает пресс-служба Ялтинского городского совета.
    02.03.2019 Крым 24