Свободы сеятель пустынный средства художественной выразительности. Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный: Стих

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году , в период южной ссылки.

Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.

Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.

Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.

2. Литературное направление

Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.

Произведение написано в реалистической манере.

3. Род

Стихотворение является образцом гражданской лирики.

4. Жанр

Жанр стихотворения – послание.

Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.

Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.

5. Проблематика

В стихотворении затронута социальная проблематика.

Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.

6. Тематика

Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.

В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.

Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.

Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом отрицания.

Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

9. Система образов

Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.

Евангельский сеятель , с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга .

Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.

Библейский образ агнца , связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.

Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.

Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».

Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.

Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.

Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.

12. Сюжет

Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:

  1. Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
  2. Неготовность почвы принять зерно

В качестве вывода звучит последнее четверостишие:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

13. Композиция

Линейная композиция отражает последовательное развитие сюжета.

В первой части (семистишии) прославляется сеятель и ценность свободы.

Во второй части (семистишии) осуждается толпа, не готовая услышать «клич свободы».

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Схема рифм в каждом из двух семистиший такова: АБАБВВБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения подчёркивает трудность воплощения задачи сеятеля.

Ассонансы с «ы», «у», «и», труднопроизносимые, вязкие аллитерации («св», «тр», «пр») создают ощущение сопротивления материала. Кажется, будто почва тверда, непроходима и сеятелю приходится продираться к истине сквозь дикие дебри бурьяна.

Итоговая строчка выглядит жёсткой и хлёсткой. Фраза «ярмо с гремушками» будто произносится сквозь зубы, а слово «бич» бьёт наотмашь.

Синтаксис первой строфы представляет собой сложное предложение с противительным союзом «но». В нём рассказывается, как старался сеятель, какой потерей времени это обернулось.

Вторая строфа состоит из призыва с обращением: «Паситесь, мирные народы», риторического вопроса «К чему рабам дары свободы?» и простых предложений, заключающих в себе приговор «мирным народам».

Лексика высокого стиля («сеятель пустынный», «живительное семя», «бразды») сочетается с просторечиями «ярмо с гремушками». Контраст подчёркивает несовместимость высоких идеалов гуманизма с самим ходом русской жизни.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «сеятель пустынный», «порабощённые бразды», «мирные народы». Они подчёркивают авторское отношение к теме произведения.

Метафоры «живительное семя» (поэзия), «паситесь, народы» (оставайтесь покорными, соотечественники), «ярмо с гремушками» (власть), «бич» (закон) придают произведению характер притчи.

Овеществление «стада», превращающее людей в скотов, обесценивает жизнь, лишённую духовных запросов и попыток к освобождению.

17. Значение произведения

Смирение не входило в перечень важных для Пушкина жизненных ценностей. Значение данного произведения в том, что в нём порицается человеческая пассивность.

Знаменитая пушкинская фраза о том, что мы «ленивы и нелюбопытны», а также завершение трагедии «Борис Годунов» словами «народ безмолвствует» подтверждают пафос отчуждения поэта от той части народа, которая не готова к гражданской осмысленности.

Поэт произносит приговор человеческому равнодушию и напоминает о том, что свободы нужно по-настоящему желать, чтобы её получить.

18. Актуальность

Тема свободы, столь остро озвученная Пушкиным, актуальна до сих пор. Рабство живёт в душах людей, в их исторической памяти. Вероятно, предсказание о ярме, которое передается «из рода в род» сбывается.

19. Моё отношение

Непривычно видеть Пушкина гневным и рассерженным. Обычно его воспринимают как певца гармонии. Однако его неравнодушие к проблемам общества задевает за живое.

Чувствуется, что поэту небезразличны его соотечественники. Ему жаль, что люди ничего не делают для своего же блага. Душа у поэта болит, а потому его стихи глубоко трогают и вызывают горечь и досаду.

20. Чему учит

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» учит неравнодушию и ответственности. Чтобы быть свободным, нужно научиться брать на себя ответственность за свои поступки и всю жизнь.

Много прекрасных произведений написал наш любимый русский классик А. С. Пушкин. В своих стихах он всегда был откровенным, поэтому нетрудно проследить, как стремительно менялись его настроения и взгляды. Одним из любопытнейших произведений стало стихотворение «Свободы сеятель пустынный», созданное в 1823 году. Этот период у поэта был не самым лучшим, а точнее, кризисным в плане упадка творческих сил и пессимизма.

История притчи

Кто-то из великих людей сказал, что на творчество лучших мастеров литературного слова, таких, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский, надо смотреть сквозь призму Евангелия. Оттуда они черпают мудрость и великолепные образы. Вот и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» анализ говорит о том, что Пушкин использует известный библейский сюжет. рассказывается Иисусом Христом своим апостолам.

В этот день Господь вышел из дома и направился к морю, и пришло к нему много народа, чтобы послушать его. Тогда он сел в лодку и стал поучать, рассказывая разные притчи. На этот раз он поведал о сеятеле, который стал сеять зерно, и одна его часть рассыпалась на дороге, и птицы ее склевали. Другая упала на камни, и семена тут же взошли, но погибли из-за слабого корня. Несколько зерен попали в терновый куст, который потом заглушил рост семени. И еще одна часть упала в хорошую удобренную почву, и принесла многократные плоды. Притча объяснялась тем, что сеятель - это сам Бог, семя - Его слово, а поле - народ.

«Свободы сеятель пустынный». Анализ

Над пушкинской интерпретацией задумываться особо не стоит. В своем стихотворении поэт сравнивает себя с сеятелем свободы, у которого результаты трудов были совершенно неутешительными. Отсюда и такое разочарование, и уныние у поэта. «Свободы сеятель пустынный» - стих, который по смыслу можно поделить на две композиционные части. В первой чувствуется возвышенно приподнятый тон, во второй он меняется на гневный.

Пушкин в своей ранней молодости (как и вся молодежь того времени) был буквально заражен идеями революции. Он верил в справедливое будущее своей страны, где не будет жестокого самодержавия и рабства. Для многих такие идеи оказались губительными и заканчивались ссылками и смертными казнями.

Вольнолюбивая лирика

О чем пишет Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»? Анализируя творчество поэта, можно заметить, что он много писал вольнолюбивой поэзии, и она была у него как то «семя», которое должно было пробудить светлые умы общества к борьбе. Он хотел быть нужным и полезным своему народу. В работах поэта чувствовалась прогрессивность взглядов и патриотические настроения. Царь, конечно, ему этого не простит, и отправит его подальше из Северной столицы в Южную ссылку, где у Пушкина будет очень плодовитый период, но очень быстро его настигнет разочарование.

Прозрение

Размышляя над своей судьбой и подытоживая творчество, Пушкин пишет «Свободы сеятель пустынный» - стих, в котором он пытается донести до народа и общества мысли о свободе и желании поменять уклад своей прозябающей нищенской жизни. Но они не прислушались к призывам поэта и стали для него тем стадом, которому не нужны были дары свободы. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Пушкин создал в период прозрения, когда понял, что напрасно тратил свои силы и время - бедные люди готовы довольствоваться малым, а богатые будут манипулировать ими в свою угоду.

Поэт возмущен, но понимает, что не в силах изменить народа, заключавшийся в терпении и смирении. Именно эту мысль хочет выразить Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Анализируя дальше жизнь Пушкина, стоит отметить, что пройдет еще какое-то время, и его революционные взгляды изменятся. Он помудреет и немного остепенится, но жаль, что судьба отвела на спокойную и счастливую семейную жизнь поэта очень мало времени.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

* * *
Начиная свой анализ этого стихотворения А.С. Пушкина, я прежде остального полагаю необходимым привести полностью текст того произведения, в котором впервые появилось стихотворение. Это письмо А.С. Пушкина к А.И. Тургеневу:

Вы помните Кипренского, который из поэтического Рима напечатал вам в «Сыне отечества» поклон и своё почтение1. Я обнимаю вас из прозаической Одессы, не благодаря ни за что, но ценя в полной мере и ваше воспоминание и дружеское попечение, которому обязан я переменою своей судьбы2. Надобно подобно мне провести 3 года в душном азиатском заточении, чтоб почувствовать цену и не вольного европейского воздуха. Теперь мне было бы совершенно хорошо, если б не отсутствие кой-кого. Когда мы свидимся, вы не узнаете меня, я стал скучен, как Грибко3, и благоразумен, как Чеботарёв4.

Исчезла прежня живость,
Простите ль иногда мою мне молчаливость,
Моё уныние?.. терпите, о друзья,
Терпите хоть за то, что к вам привязан я5.

Кстати о стихах: вы желали видеть оду на смерть Наполеона6. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:

Когда надеждой озарённый
От рабства пробудился мир,
И Галл десницей разъярённой
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал –
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В своё погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой,

И обновлённого народа
Ты буйность юную смирил,
Новорождённая свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.

Вот последняя:

Да будет омрачён позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Твою развенчанную тень!
Хвала! ты русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал...

Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года – впрочем, это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа Иисуса Христа (Изыде сеятель сеяти семена своя):

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич 7.

Поклон братьям и братье8. Благодарю вас за то, что вы успокоили меня насчёт Николая Михайловича и Катерины Андреевны Карамзиных – но что делает поэтическая, незабвенная, конституциональная, антипольская, небесная княгиня Голицына?9 возможно ли, чтоб я ещё жалел о вашем Петербурге.
Жуковскому грех; чем я хуже принцессы Шарлотты, что он мне ни строчки в 3 года не напишет10. Правда ли, что он переводит «Гяура»?11, a я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлёбываюсь желчью. Две песни уже готовы12.
-- -- --
РА, 1866, No 4, стлб. 654-656 (неточно); ИВ, 1899, май, с. 11-19; Акад., XIII, No 70.
1 Пушкин имеет в виду «Письмо из Рима» О. А. Кипренского, во второй половине которого, прерывая повествование о Милане, художник писал: «Милан не прогневается, подождёт, покуда я съезжу в Петербург, повидаться с почтенными соотечественниками моими. – Вот я на дрожках приехал на славный Васильевский остров: здравствуйте, любезная Академия художеств! Потом пробираюсь через Исакиевский мост; сердце радуется при виде Невы и великолепного города; кланяюсь монументу Петра, оттуда на Невский проспект, заезжаю в Морскую к С. С. Уварову, встречаю у него А. И. Тургенева, г. Жуковского и желаю им доброго здоровья» (СО, 1817, No XLVI). Пушкин вспомнил письмо О. А. Кипренского, так как оно давало возможность противопоставить «поэтический Рим» «прозаической Одессе».
2 Пушкин благодарит А. И. Тургенева за хлопоты о переводе его в Одессу. 15 июня Тургенев писал Вяземскому: «О Пушкине вот как было. Зная политику и опасения сильных сего мира, следовательно и Воронцова, я не хотел говорить ему, а сказал Нессельроде в виде сомнения, у кого он должен быть: у Воронцова или Инзова. Граф Нессельроде утвердил первого, а я присоветовал ему сказать о сём Воронцову. Сказано – сделано. Я после и сам два раза говорил Воронцову, истолковал ему Пушкина и что нужно для его спасения. Кажется, это пойдёт на лад. Меценат, климат, море, исторические воспоминания – всё есть; за талантом дело не станет, лишь бы не захлебнулся. Я одного боюсь: тебя послали в Варшаву, откуда тебя выслали; Батюшкова – в Италию – с ума сошёл; что-то будет с Пушкиным?» (ОА, т. II, с. 333-334). Прикомандирование Пушкина к М. С. Воронцову стало возможным после того, как тот был назначен новороссийским и бессарабским генерал-губернатором.
3 Грибко – Отто-Христиан Александрович, доктор медицины, петербургский знакомый Пушкина.
4 Чеботарёв – Андрей Харитонович, чудаковатый, остроумный, разносторонне образованный человек, магистр философии и физико-математических наук.
5 Пушкин цитирует послание И. И. Дмитриева «К друзьям моим (По случаю первого свидания с ними после моей отставки из обер-прокуроров Правит. Сената)» (1800).
6 Ода «Наполеон» была написана Пушкиным летом 1821 г., после получения известия о его кончине.
7 Эпиграфом к этому стихотворению поставлены слова: «Изыде сеятель сеяти семена своя» (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 3). В этом стихотворении отразилось разочарование поэта в возможности близких общественных перемен, вызванное поражением революционных движений в странах Западной Европы.
8 Поклон братьям – Н. И. и С. И. Тургеневым; ...братье – арзамасцам.
9 Е. И. Голицына была возмущена тем, что Александр I «даровал» Польше конституцию.
10 Принцесса Шарлотта – Александра Фёдоровна, жена будущего Николая I. Ей посвятил Жуковский «Лалла Рук» (1821).
11 Жуковский не переводил «Гяура» Байрона.
12 Вторая глава «Онегина» была закончена 8 декабря 1823 г.

«Свободы сеятель…» – это истинно и совершенно символистское стихотворение; хотя и написано за семьдесят лет до появления в России символистов. И анализ его целесообразно строить в первую очередь с позиций символизма.
Сам тот факт, что Пушкин впервые поместил это своё стихотворение не в ином документе, а в письме, в послании, написанном своею РУКОЮ, уже делает намёк на послания апостола Павла к НАРОДАМ (цитаты из посланий смотрите ниже).
Не случайно и то, что в этом же письме Пушкин помещает строфы из стихотворения о Наполеоне, которые написаны были более двух лет назад, в 1821 г. Напрашивается связь с излюбленной у Пушкина темой военных действий, сражений, и конкретно – наполеоновских войн.
Я уверен, что говоря "последний либеральный бред", "я закаялся", Александр Сергеевич лукавил – он продолжал думать о Наполеоне и в момент сочинения "Свободы сеятель..."

Что до меня, то в этом году я побывал в славном и скромном городке Фридланде, который ныне носит искажённое, но в целом верное, название Правдинск (Правда – это современное название речушки, протекающей там неподалёку).
Земля Мира, Поле Мира – как окрестили городок германцы, его исконные жители. Friedland... Вот домик, где останавливался двести с лишним лет назад сам император Франции и всего Запада...
Мир и свобода – практически однокоренные слова в германских языках. Frieden и Freiheit германского языка; free языка английского, со значениями «свободный», «чистый», «нейтральный», [«мирный»]. Более того, французское слово «franc» означает не только «свободный», «вольный», «откровенный», но и «франкский», «европейский» – очередной явный намёк на французов и на Наполеона. Конечно, не будем забывать, что liberte – это ещё и первое слово из девиза французских республиканцев, которым Бонапарт обязан возможностью прийти к власти.
Несомненно и сейчас уже доказанное исследователями влияние К.Н. Батюшкова на Пушкина. В сноске к другому своему стихотворению (которое так и названо – «К Батюшкову») А.С. Пушкин прямо ссылается на стихотворение Батюшкова «Воспоминание на 1807 год»; а Батюшков являлся непосредственным участником военной кампании 1807 г. в Восточной Пруссии, в одном из сражений (при Гейльсберге) с войсками Наполеона был ранен. Оба стихотворения, сначала Батюшкова, а затем Пушкина, считаю необходимым здесь привести:

Мечты! – повсюду вы меня сопровождали
И мрачный жизни путь цветами устилали!
Как сладко я мечтал на Гейльсбергских полях,
Когда весь стан дремал в покое
И ратник, опершись на копие стальное,
Смотрел в туманну даль! Луна на небесах
Во всём величии блистала
И низкий мой шалаш сквозь ветви освещала;
Аль светлый чуть струю ленивую катил
И в зеркальных водах являл весь стан и рощи;
Едва дымился огнь в часы туманной нощи
Близ кущи ратника, который сном почил.
О Гейльсбергски поля! О холмы возвышённы!
Где столько раз в ночи, луною освещённый,
Я, в думу погружён, о родине мечтал;
О Гейльсбергски поля! В то время я не знал,
Что трупы ратников устелют ваши нивы,
Что медной челюстью гром грянет с сих холмов,
Что я, мечтатель ваш счастливый,
На смерть летя против врагов,
Рукой закрыв тяжёлу рану,
Едва ли на заре сей жизни не увяну... -
И буря дней моих исчезла как мечта!..
Осталось мрачно вспоминанье...
Между протекшего есть вечная черта:
Нас сближит с ним одно мечтанье.
Да оживлю теперь я в памяти своей
Сию ужасную минуту,
Когда, болезнь вкушая люту
И видя сто смертей,
Боялся умереть не в родине моей!
Но небо, вняв моим молениям усердным,
Взглянуло оком милосердным:
Я, Неман переплыв, узрел желанный край,
И, землю лобызав с слезами,
Сказал: «Блажен стократ, кто с сельскими богами,
Спокойный домосед, земной вкушает рай
И, шага не ступя за хижину убогу,
К себе богиню быстроногу
В молитвах не зовёт!
Не слеп ко славе он любовью,
Не жертвует своим спокойствием и кровью,
Могилу зрит свою и тихо смерти ждёт.

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид,
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?
Ужель и ты, мечтатель юный,
Расстался с Фебом наконец?
Уже с венком из роз душистых,
Меж кудрей вьющихся, златых,
Под тенью тополов ветвистых,
В кругу красавиц молодых,
Заздравным не стучишь фиалом,
Любовь и Вакха не поёшь,
Довольный счастливым началом,
Цветов парнасских вновь не рвёшь;
Не слышен наш Парни российский!..
Пой, юноша, – певец тиисский
В тебя влиял свой нежный дух.
С тобою твой прелестный друг,
Лилета, красных дней отрада:
Певцу любви любовь награда.
Настрой же лиру. По струнам
Летай игривыми перстами,
Как вешний зефир по цветам,
И сладострастными стихами,
И тихим шёпотом любви
Лилету в свой шалаш зови.
И звёзд ночных при бледном свете,
Плывущих в дальней вышине,
В уединённом кабинете,
Волшебной внемля тишине,
Слезами счастья грудь прекрасной,
Счастливец милый, орошай;
Но, упоен любовью страстной,
И нежных муз не забывай;
Любви нет боле счастья в мире:
Люби – и пой её на лире.
Когда ж к тебе в досужный час
Друзья, знакомые сберутся,
И вины пенные польются,
От плена с треском свободясь -
Описывай в стихах игривых
Веселье, шум гостей болтливых
Вокруг накрытого стола,
Стакан, кипящий пеной белой,
И стук блестящего стекла.
И гости дружно стих веселый,
Бокал в бокал ударя в лад,
Нестройным хором повторят.
Поэт! в твоей предметы воле,
Во звучны струны смело грянь,
С Жуковским пой кроваву брань
И грозну смерть на ратном поле.
И ты в строях её встречал,
И ты, постигнутый судьбою,
Как росс, питомцем славы пал!
Ты пал, и хладною косою
Едва скошенный, не увял!.. 1)

1) Кому неизвестны «Воспоминания на 1807 год»? (Прим. А. С. Пушкина)

Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры жалом,
Подчас прими её свисток,
Рази, осмеивай порок,
Шутя, показывай смешное
И, если можно, нас исправь.
Но Тредьяковского оставь
В столь часто рушимом покое.
Увы! довольно без него
Найдем бессмысленных поэтов,
Довольно в мире есть предметов,
Пера достойных твоего!
Но что!.. цевницею моею,
Безвестный в мире сем поэт,
Я песни продолжать не смею.
Прости – но помни мой совет:
Доколе, музами любимый,
Ты пиэрид горишь огнём,
Доколь, сражён стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон.

Свободы сеятель пустынный,

О свободе сказано выше; также о свободе упоминается не раз в посланиях Павла. Но свобода может означать и лишение свободы для Наполеона, который был в итоге удалён на пустынный остров в одиночество.
Сеятель – под ним разумеются фактически и Пилат, и Павел, и сам Христос, и Бог-Отец; причём – таинственно – сеятели пшеницы оказываются менее удачливы на этом поле, нежели сеятели терний и волчцов; и Павел, и Пилат сожалеют об этом, каждый по-своему: один – что ему не удаётся проповедовать истинную свободу, освобождение от греха и от мелочного еврейского закона; второй – что ему не удаётся переманить христиан на свою сторону, пересадить на римскую почву, «разнуздать, чтобы взнуздать» еврейский народ – на место иудаизма поставить римскую веру, но на основе учения Иисуса…
Пустынный – одинокий; один в пустом поле; единичный; одиночный, обособленный (франц. isole, solitaire). Пустое поле, пустыня – довольно частая тема в поэзии Пушкина. Также Иисус, начавший проповедь в пустыне и часто удалявшийся в пустыню и в пустынные места.

О поле, поле, кто тебя
Усеял [мёртвыми костями] – намёк на войны Наполеона и на само имя императора (На поле он – то есть, Сеятель).

Примечательно, что именно в данном стихе у Пушкина нет слова «поле», и даже похожего слова (например, «нива») нет (в отличие от стихов на тему сеяния и сеятелей у Хомякова А.С., Некрасова Н.А., Мережковского Д.С., Брюсова В.Я., В. Хлебникова); только слово «бразды». Случайно ли? Если бразды понимать как окопы на поле битвы, то «семя» приобретает просто издевательски-мрачный смысл: пушечные снаряды и пули, которые разбрасывала армия Наполеона.
Кроме того, поэтому же ещё выразительнее становится связь «Сеятеля…» с пассажем из поэмы «Руслан и Людмила», где слово «поле» в самом начале употребляется два раза:

Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.
Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле.
Вдали всё пусто; здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит;
В костях руки здесь меч лежит;
Травой оброс там шлем косматый
И старый череп тлеет в нём;
Богатыря там остов целый
С его поверженным конём
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает...
Ничто безмолвной тишины
Пустыни сей не возмущает,
И солнце с ясной вышины
Долину смерти озаряет.
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?..
Времён от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить о нём!»
Но вскоре вспомнил витязь мой,
Что добрый меч герою нужен
И даже панцырь; а герой
С последней битвы безоружен.
Обходит поле он вокруг;
В кустах, среди костей забвенных,
В громаде тлеющих кольчуг,
Мечей и шлемов раздробленных
Себе доспехов ищет он.
Проснулись гул и степь немая,
Поднялся в поле треск и звон;
Он поднял щит, не выбирая,
Нашёл и шлем и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог.
Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей,
Но все легки, да слишком малы,
А князь красавец был не вялый,
Не то, что витязь наших дней.
Чтоб чем-нибудь играть от скуки,
Копьё стальное взял он в руки,
Кольчугу он надел на грудь
И далее пустился в путь.

Я вышел рано, до звезды;;

До начала века – в 1799 г.; либо до Вифлеемской звезды, то есть, до знамения. Намёк на то, что слишком рано вышел, прежде знамения; соответственно, свидетельство такого Мессии не истинно.
Было ли Наполеону уже тридцать лет?
Да; 15 августа 1769 г. – 9 ноября 1799 г.
Тем не менее, 9 ноября это до Рождества, и до конца года.
Вышел рано – можно сказать и об Иуде, раньше вышедшем с вечери, до звезды; ведь день у иудеев начинался с вечера, с звезды вечерней.
Можно это сказать и про самого Пушкина, который тоже «вышел» в 1799 году (то есть, до звезды по году, до начала века, и одновременно с этим до звезды по месяцу, то есть, родился раньше (6 июня), чем Наполеон взял власть).

Рукою чистой и безвинной

Понтий Пилат, наместник Рима, вымыв руки перед всем народом, очистил вину с рук, как это было в обычае иудеев (Евангелие от Матфея, 27:24). Здесь же со словами «из рода в роды» – кровь и вина в убийстве Бога перешла на народ и на их детей.

В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –

Бразды правления, возможно (то есть, снова намёк на Бонапарта).
Тёмное место. О браздах также смотрите выше.
Не слышат и не разумеют – см. Евангелие от Матфея и книгу Исаии. Семя – слово Божие.

Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Цитата из книги Исаии (5:1) о винограднике, принесшем дикие ягоды. Здесь же сеятель – это виноградарь, вырастивший виноградник, из первой строки.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Пилат искал случая отпустить Иисуса, но в итоге пришлось умывать руки.
Также, сокрушается о потерянных напрасно трудах и Павел (см. ниже, Послание Галатам, глава 4).

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.

См. книгу Исаии, 2 места (5:17 и 6:10) – стада пасутся по своей воле; не слышат и не видят.
Здесь нам может посодействовать словарь В.И. Даля, в котором «мирные» определяются также определяются и как «немирные» (снова намёк на войну); народ – одной страны, одного дома, хозяина (стадо тоже одного хозяина); чести клич – клич от слова «кликушество» (безумный крик, непонятный для толпы) или от клика лебединого, предсмертного… Честь (по Далю) связывается с цитатой (слова Христа): «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём» (Евангелие от Матфея, 13:57 – это та же самая глава, где содержится сама притча о сеятеле).

К чему стадам дары свободы?

Евангелие, Иисус, разъяснявший притчи только ученикам, и Пилат, презиравший народ иудейский; Пилат спрашивает – кого же отпустить, освободить: Иисуса или Варавву? здесь же как бы звучит обида Наполеона и самого Пушкина на народы, не принявшие свободы...
Не мечите бисер перед свиньями.

Их должно резать или стричь.

Резать – как в буквальном смысле «убивать», «закалывать», так и обрезание иудеев, не обрезание сердец, а телесное, сопряжённое с физической болью, но духовно само по себе бесполезное.
Стричь волосы – может быть, Самсон, из предков Иисуса, Назорей. Также, те цитаты, где Павел пишет о необходимости в ношении коротких волос на голове у мужчин.

Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Ярмо и бич – возможно, бичевание Иисуса и надевание тернового венка, как ярма на голову. Гремушки – соцветия колючих растений (волчцов - репейников) с семенами, которые гремят внутри.
Или другое, как проклятия на Адама и Еву, Бытие 3:16-19 (ярмо – тяжёлые и часто бесплодные труды; бич – болезни при рождении детей).
Наследство – царство Божие.

Заканчивая анализ, я ещё раз хочу отметить, что тема войны – особо любимая Пушкиным в его стихах. Вот, для примера, стихотворение «Война»:

Война! Подъяты наконец,
Шумят знамёна бранной чести!
Увижу кровь, увижу праздник мести;
Засвищет вкруг меня губительный свинец.
И сколько сильных впечатлений
Для жаждущей души моей!
Стремленье бурных ополчений,
Тревоги стана, звук мечей,
И в роковом огне сражений
Паденье ратных и вождей!
Предметы гордых песнопений
Разбудят мой уснувший гений! -
Все ново будет мне: простая сень шатра,
Огни врагов, их чуждое взыванье,
Вечерний барабан, гром пушки, визг ядра
И смерти грозной ожиданье.
Родишься ль ты во мне, слепая славы страсть,
Ты, жажда гибели, свирепый жар героев?
Венок ли мне двойной достанется на часть,
Кончину ль тёмную судил мне жребий боев?
И всё умрёт со мной: надежды юных дней,
Священный сердца жар, к высокому стремленье,
Воспоминание и брата и друзей,
И мыслей творческих напрасное волненье,
И ты, и ты, любовь!.. Ужель ни бранный шум,
Ни ратные труды, ни ропот гордой славы,
Ничто не заглушит моих привычных дум?
Я таю, жертва злой отравы:
Покой бежит меня, нет власти над собой,
И тягостная лень душою овладела...
Что ж медлит ужас боевой?
Что ж битва первая ещё не закипела?

И, кто же может сказать, не стали ли подобные его стихи, в том числе, и «Война», воспитанные на стихах Батюшкова, сверхъестественной причиной того, что Пушкин, не участвовавший в военных сражениях и даже не бывавший рядом с полями брани, получит тяжёлое ранение и погибнет – так безвременно и скоропостижно – от пули молодого и дерзкого кавалергарда, сына 1812 года, родом франка, который хотел поначалу служить в армии прусского короля, да раздумал, и отправился в Петербург.

"то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт"...

Приложение.
Цитаты из Нового Завета:

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim2.htm
Послание к Римлянам, глава 2:
25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim8.htm
Послание к Римлянам, глава 8:
35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor3.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 3:
6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. ;;
16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor7.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 7:
17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor9.htm;
Первое послание к Коринфянам, глава 9:;
9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor11.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 11:;
4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor15.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 15:;
35Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
39Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47Первый человек – из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_kor9.htm
Второе послание к Коринфянам, глава 9:;
6При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal2.htm
Послание к Галатам, глава 2:;
3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal3.htm
Послание к Галатам, глава 3:;
16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal4.htm
Послание к Галатам, глава 4:;
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. ;
11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal5.htm
Послание к Галатам, глава 5:
1Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8Такое убеждение не от Призывающего вас.
9Малая закваска заквашивает все тесто.
10Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12О, если бы удалены были возмущающие вас!
13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal6.htm
Послание к Галатам, глава 6:
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ef2.htm
Послание к Ефесянам, глава 2:
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_flp3.htm
Послание к Филиппийцам, глава 3:
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr2.htm
Послание к Евреям, глава 2:
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr3.htm
Послание к Евреям, глава 3:
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне

14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr6.htm
Послание к Евреям, глава 6:
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.

Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре. Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора. Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха. Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.

Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.

«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта, желающего одарить свободой души людей.

Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.

Образы и символы

Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды. Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ — покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя. Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.

  1. Образ лирического героя . Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
  2. Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
  3. Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.

Темы и проблемы

  1. Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
  2. Бунт . Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
  3. Одиночество . Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
  4. Поэт и поэзия . Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию. Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
  5. Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство . Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе. Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.

Основная идея

Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.

Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.