Как проводить занятия репетитору по русскому языку. Определение контингента учеников

Перед занятием уточните у родителей, по какой программе занимается ребенок, какие сложности в обучении у него есть и т.д.

Репетитору желательно иметь несколько видов учебных пособий : и учебник, и материал тестового характера, и развивающие карточки, и наглядные схемы-таблицы-плакаты. Для 1-2 классов пригодятся мячик, фигурки-карточки мультяшных героев, либо игрушки, одевающиеся на руку.

Как организовать урок

Выясните в беседе на первом занятии, по какому учебнику учится ребенок в школе, какие темы ему непонятны, как у них организован урок в классе. На это отведем 3-5 минут. (В дальнейшем на приветствие и «как успехи в школе» отводите не более 1-2 минут).

Первый урок направлен на выявление знаний, умений, навыков ребёнка . В дальнейшем в начало каждого занятия необходимо включать актуализацию имеющихся знаний у школьника.

Постарайтесь не устраивать контрольных, диктантов и т.п. для проверки (и актуализации) знаний ученика. Возьмите последнюю обширную тему, изучаемую в школе (либо с репетитором).

Форма заданий при занятии с репетитором должна носить лаконичный характер: поменьше писанины (если урок не по письму, конечно), побольше мыслительных операций и устных рассуждений .

Это может быть: тест (вставить пропущенные буквы, запятые по русскому языку; вписать результат выражения в клеточку по математике; составить схему к задаче и т.п).

Просите ребенка комментировать свои действия : что нарисовано на картинке, о чем говорится в задаче, что нужно сделать, почему так решил и т.п. Ребенок должен учиться формулировать мысли и объяснять.


Имейте ввиду, что на новом , либо сложном материале ребенок может концентрироваться максимум 5-7 минут в НАЧАЛЕ урока (пока не устал). Именно поэтому знакомство с новой темой лучше проводить после этапа актуализации знаний .

Разбор сложного материала лучше делать не по школьному учебнику (ребенку он приелся еще на уроке), а по аналогичному материалу другого пособия, а еще лучше – по красочному плакату, наглядной схеме, схематическому рисунку .

При необходимости можно помочь (не выполнять за ребенка) ребенку с выполнением домашнего задания : вместе набросать краткую запись к задаче, устно расставить пропущенные буквы и запятые и т.д.

Как заинтересовать ребенка

Сложные задания хорошо бы чередовать с игровыми заданиями, а в середине урока желательно провести физминутку . В неё можно включить повторение или закрепление изученного материала .

Все игры, задания с карточками и т.д. нужно брать не просто из головы, а составлять заранее на основе изучаемого материала. Я обычно беру упражнения, задачи учебника и перевожу их в игровую форму .

Я стараюсь по минимуму использовать школьный учебник , предлагая похожие задания.

Я никогда не заставляю детей сидеть целый час за столом во время репетиторства. Я разрешаю ходить по комнате во время устных заданий. Главное – чтобы ребенок вовремя отвечал.

Форму задания желательно чередовать каждые 3-5 минут: обсудили, сделали устное упражнение, поработали письменно, игра «похлопали» или карточки, выполнили еще одно письменное задание, устное упражнение, поиграли с мячом и т.д.

По своему опыту скажу, что учебный материал тоже лучше менять каждые 5-7 минут: то учебник, то дополнительные пособия, то карточки, то обучающий плакат или наглядная схема.

Этапы занятия с репетитором

Таким образом, можно выделить следующие этапы занятия с репетитором:

  • организационный момент (взаимное приветствие).
  • актуализация знаний (беседа, игра, тестовая форма).
  • новая тема (объяснять, используя наглядные и дополнительные материалы; школьный учебник по минимуму).
  • помощь с домашним заданием.
  • физкульминутка.
  • закрепление новой темы (можно сочетать с игрой или физкультминуткой).

Игры на уроке

Начать урок можно с игры . Например, в мячик.

Игры с мячиком

Математика. Устные вычисления:

Будем играть в мяч. Я кидаю мячик тебе и называю выражение, твоя задача – кинуть мяч обратно, назвав ответ. 2*3, 2*4 и т.д.

Русский язык. Имя прилагательное (либо другая часть речи):

Я называю имя существительное, твоя задача – придумать и назвать имя прилагательное. Роза (белая) и т.д

Части речи: -Я называю слово, ты – к какой части речи относится. Слон (имя существительное).

Можно усложнить: называть часть речи и краткие характеристики (имя существительное, мужской род, единственное число и т.д. На игру отведите не более 5 минут.

В середине урока, когда ребенок утомился, а еще лучше, для закрепления только что изученной темы желательно тоже использовать игру .

Игры с карточками

Для первоклассника подойдут карточки с буквами, цифрами :

  1. Вы показываете карточку, ученик называет, что на ней изображено написано (цифра, буква, математический знак, схема гласного или согласного звука и т.д.).
  2. Репетитор показывает и намеренно называет неправильно, ребенок исправляет.


Состав числа:

Закрываем рукой один столбец с цифрами и предлагаем ребенку озвучить состав числа.

Для 2, 3 класса можно предложить составить предложение из слов на карточках; придумать однокоренные слова к слову на карточке; назвать, на какие цифры делится число на карточке без остатка и т.д.

Играем в магазин

Данную игру я использовала и на уроках английского языка для запоминания фруктов и овощей, и на уроке математики для закрепления навыков счёта, умножения, при работе с мерами длины, веса и т.д.

Вы — продавец, ребенок – покупатель. Или наоборот. На «витрину» кладем «товары». Подготавливаем игрушечные «деньги». В качестве «товаров» берем произвольные предметы со стола ребенка (ручку, ластик, тетрадь):

Сколько стоят тетрадь и ручка? (Тетрадь 7 рублей, ручка 2 рубля).

Мне, пожалуйста, три ручки и 2 тетради.

либо карточки с фруктами, овощами . Для усвоения темы «меры веса», конечно, лучше использовать карточки с продуктами:

Сколько стоят апельсины? (1 кг апельсинов стоит 5 рублей).

Дайте мне, пожалуйста, 3 кг апельсинов. (С Вас 15 рублей).

Можно дать «продавцу»-ученику 20 игрушечных рублей, пусть посчитает, сколько должен дать «сдачи».

Игры со словами

Вы называете слово, ребенок должен придумать однокоренные слова; образовать от имени существительного глагол ; подобрать наречия к глаголу и т.д.

Физминутка с движениями.

Репетитор: -Сейчас мы немножко подвигаемся. Встань. Я буду называть слова. Когда услышишь имя прилагательное – присядь. Наречие – подпрыгни. Имя существительное – руки вверх.

Физминутка за партой:

Я буду показывать карточки с геометрическими фигурами и называть их. Если я назвала правильно – сиди ровно. Если неправильно – хлопни в ладоши.

Игры по ролям

С 1-2 классами еще можно попробовать «игры по ролям». Для этого возьмите фигурки, карточки или перчаточные куклы:

Как будто не вы решаете эту сложную задачу, а любимые учеником мультяшные герои. Один герой (Вы) “не знает”, как выполнить задание, второй мультгерой (ребенок) ему объясняет.

Иногда такие задания интересны и «взрослым» четвероклассником, все зависит от каждого конкретного ребенка.

Репетитор – это человек, владеющий необходимыми знаниями и методиками, которые позволяют ему заниматься с учениками индивидуально. Речь идет как о повышении уровня знаний в рамках школьной или вузовской программы, так и об освоении новой области, например, иностранного языка.

Если вы решили заняться этой деятельностью, прежде всего следует разобраться с рядом вопросов.

1. Определить, в какой области вы хотели бы предложить свои услуги репетитора. Исходить нужно из собственных знаний и уровня подготовки, но учитывать, что наиболее востребованы преподаватели иностранного языка, математики и русского. Другие школьные предметы менее популярны, но возможность заниматься ими тоже есть. Особенно если речь идет о подготовке к сдаче ЕГЭ или работе со студентами.

2. Выбрать возраст учеников, с которыми вам предпочтительнее заниматься. Это могут быть школьники младших классов, подростки или выпускники. Востребованы также занятия с дошколятами, чтобы подготовить их к школе. А если вы планируете заняться обучением иностранному языку, то среди ваших учеников вполне могут оказаться и взрослые люди.

3. Подготовить методическую базу: учебники, учебные и наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, программы и методики. Для успешного начала карьеры репетитора нужно иметь хорошие методические разработки. На первых порах можно воспользоваться готовыми программами и методиками, которые легко найти на различных специализированных сайтах.

Подобранный материал должен соответствовать возрасту и подготовке ваших учеников, поэтому лучше иметь несколько программ.

Помните, что репетиторство подразумевает не только обучение других, но и постоянное самообразование. После того как вы решили вопросы, связанные с методической подготовкой, можно приступать к поиску учеников.

Как начать репетиторство: поиск учеников

Доброго времени суток!

Я на сингапурских курсах вместе с молодыми учителями, у которых я научилась нестандартно мыслить

Этот пост будет посвящён тем, кто в будущем, а может и сейчас, планирует стать репетитором английского языка!

В своё время, когда (заниматься индивидуально), возможности спросить обо всех тонкостях работы у кого-то не было. Всё делала так, как подсказывала интуиция и книги.

Конечно, я изучала в институте методику преподавания, но пока не столкнёшься с реальностью, не поймёшь всех моментов.

А уж тем более, многие просто бояться начинать работать индивидуально с учеником (а вдруг не получиться?не понравится мне или ученику?)

В силу своей огромной заинтересованности в предмете я стала осваивать сферу частных занятий более детально, много читать и знакомиться с опытом других репетиторов.

Частными занятиями я занимаюсь уже 8 лет. В течение этих лет я изучала особенности и тонкости работы один на один, посещала вебинары, покупала литературу по этой теме. Мне хотелось знать об этом всё. Мне это интересно. Это не так легко, как многие думают.

Совет №1

Любовь к предмету — главное!

Если вы решили стать репетитором, первый и самый важный совет, который я могу дать — это ЛЮБОВЬ к своему предмету. Если вы обожаете предмет, которому собираетесь обучать — это всё! Вы обязательно зарядите своей энергией ученика, поможете преодолеть ему все его страхи перед иностранным языком!

Если вы рассматриваете репетиторство только как возможность хорошо заработать — это не есть хорошо, вы не получите удовольствия и самоудовлетворения от процесса и долго не протяните. Ни в коем случае не надо допускать, чтобы деньги управляли вами! Будете работать с удовольствием, на результат — деньги сами к вам будут проситься))

Совет №2

Как составить правильно объявление?

Если вы решили подать объявление о своих услугах, то помните, что грамотно составленное объявление о репетиторстве — половина успеха. По своему опыту могу сказать, что объявления с фото имеют больше просмотров, нежели без него. Поэтому фото желательно! В самом тексте обязательно указываете:

ФИО полностью

Предмет, который преподаёте (не пишите сразу много предметов в одном объявлении, это многих отталкивает)

Немного о себе (образование, что заканчивали, ваши звания и заслуги по предмету)

Какие услуги оказываете (например, подготовка к ГИА и ЕГЭ, работаете только со школьниками или наоборот со взрослыми, обучаете разговорному английскому и т.д.)

Цена занятия и продолжительность (обязательно указываете академический или астрономический час). Насчёт цены немного оговорюсь: не советую ставить слишком низкую или высокую цену. Обязательно изучите рынок цен в вашем городе.

Работаете ли вы с выездом или без (указываете обязательно район или метро)

Работаете ли вы дистанционно (например, по скайпу).

Контакты (указывайте как можно больше способов связи с вами – мобильный, электронная почта). Это подойдёт только для объявлений без посредников.

Совет №3

Заинтересуйте ученика английским!

Старайтесь сделать ваше первое занятие с учеником — запоминающим! Конечно, танцевать перед ним не надо, но заинтересовать своим предметом обязательно. Конечно, всё зависит от целей ученика. Но в любом случае, каждый репетитор может найти интересные фишки или секреты, как на 100% удивить ученика!

Совет №4

Если вы работаете на выезде, то никогда не опаздываете и не приходите слишком рано (вдруг ученик кушает или занят каким-то своим делом). Обязательно приносите свои учебные материалы (книги, доп.пособия или распечатки), ноутбук (если используете обучающие программки или видео). Странно, если репетитор приходит без ничего и сходу всё делает. Выглядит непрофессионально.

Совет №5

Изучение английского должно быть в радость!

Не давайте ученику скучать! Используйте разные виды деятельности. Объяснили материал, проделали упражнения, поговорите на английском на какую-нибудь интересную тему, послушайте или посмотрите отрывок из какого-нибудь занимательного , закрепите материал при помощи какой-нибудь интерактивной программки.

И самое главное, ваш голос не должен быть тихим или монотонным. Я считаю, умение владеть голосом – одно из главных качеств успешного репетитора, наравне со знанием предмета и умением его объяснять. Так что работать над своей речью обязательно нужно.

Совет №6

Контакт с родителями очень важен!

Обязательно контактируйте с родителями, если вы работаете со школьниками! Держите в курсе их, как проходят занятия, есть ли прогресс, полностью ли выполняет ученик домашнее задание, все ли он занятия посещает. Очень часто бывает, что родители дали ребёнку деньги на занятие, а он не пришёл, сказав что заболел или не смог по семейным обстоятельствам. В ваших интересах проверять достоверность информации.

Вот те моменты, на которых я хотела остановиться. Желаю вам успешной преподавательской деятельности и смышлёных учеников!

Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему.

P. S. Ну и, конечно, в преддверие новогодних праздников и долгожданных каникул, я просто не могу вас поздравить с Наступающим Новым Годом и пожелать вам всего самого хорошего!

Скоро!!! (мои успехи, открытия, яркие события)? Не пропустите! Подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе событий казанской учительницы и просто хорошего человека!

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство - это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

1. Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

2. Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

3. Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы - например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

4. Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

5. Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях - на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики - репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант - специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве - не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

6. Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту - два рубля). Можно подумать о коворкинге - своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ - уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

7. Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

8. Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы - ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей - это всегда и ваши победы.