Как определить есть ли голос для пения. Как определить свои вокальные данные

Как развить голос?

Чтобы научиться красиво петь, нужно уметь владеть голосовыми связками. Достигается это выполнением определенных упражнений. Проходя мимо музыкальной школы или училища можно услышать, как студенты на распев поют звуки. Это и есть одно из таких упражнений. Связки представляют собой мышцы, которые нужно постоянно тренировать. Профессиональные музыканты занимаются этим с самого детства, поэтому мы заслушиваемся их голосами.

Существуют и другие упражнения, как развивать голос для пения:

  • произносите нараспев слоги, в которых есть глухие и звонкие согласные звуки;
  • читайте прозу вслух, растягивая предложения, как в песне;
  • пойте скороговорки;
  • тренируйте артикуляцию, раскрывая рот при пении как можно шире.

Особенно красиво звучит глубокий, грудной голос. Его тоже можно развить, но для начала проверьте, может, он у вас в норме. Приложите ладонь к груди и спойте что-нибудь. Если вы рукой чувствуете вибрацию за грудной клеткой, значит, у вас есть грудной голос.

Как научиться петь в домашних условиях?

Если вы всерьез решили заняться развитием певческих талантов и хотите узнать, как заняться и развить голос в домашних условиях, то чаще слушайте сами себя. Собственные звуки можно записать на диктофон, а потом анализировать. Кроме того, за правильное пение отвечает соответствующее дыхание, а его придется выработать. В противном случае вы не сможете допеть песню и начнете задыхаться.

  1. Начинайте утро с дыхательной гимнастики. Сделайте 7−8 коротких вдохов и 1 длинный выдох.
  2. При пении следите, чтобы ваша грудь «не колыхалась». Воздух должен опускаться в живот, который может раздуваться и сдуваться, а грудь должна оставаться неподвижной.
  3. Во время пения дышите только носом.
  4. Не задирайте голову. Растягивая гортань, вы мешаете себе петь.

Чтобы развить музыкальный голос, можно воспользоваться услугами педагога по вокалу. Совсем не обязательно учиться годами, если вы, конечно, не собираетесь покорить мир. Можно взять несколько уроков, во время которых педагог сможет проверить ваш слух, поставить голос и научить, как выражать эмоции в песне. Красивое пение не может быть без души, и поэтому, исполняя песню, вкладывайте в нее свои переживания и чувства.

Дата публикации:

Согласно утверждениям музыкальных преподавателей и экспертов, на Земле нет человека, у которого не было бы музыкального слуха. Всё дело в том, что одни люди наделены музыкальным слухом больше, другие – меньше. Однако людей, у которых он бы полностью отсутствовал, нет!

Вокальный голос очень тесно связан с музыкальным слухом, а его развитие требует колоссальных сил и энергии. Чтобы узнать, есть ли у вас голос, и насколько он развит, достаточно провести несколько небольших экспериментов.

Постарайтесь спеть какую-нибудь очень простую мелодию. Если мелодия будет казаться слишком тяжелой для освоения, попробуйте спеть обычную гамму (до, ре, ми...). Запишите своё пение за диктофон или мобильный телефон.

Прослушайте, и услышьте, как звучит ваш голос. Большинство людей, которые слышат свой голос на записи, впадают в панику, и им совсем не нравится ни голос, ни то, как он звучит. Собственно, это в порядке нормы. Голос будет казаться чужим по той причине, что вы слышите его через кости, и от этого, некоторые обертона теряются. Однако слушая запись, вы услышите свой чистый голос, такой, каким его слышат все вокруг.

Теперь, можно совершенно точно проанализировать, есть ли у вас голос или нет. Так, на записи будет слышна вся фальшь, которую допустили во время пения. И если при прослушивании вы её действительно слышите, это здорово, так как является подтверждением того, что слух у вас всё же есть. Если фальши нет, это еще не означает, что всё потеряно. Вполне возможно, наоборот, вы с рождения одарены развитым слухом и голосом.

Если не верите себе, включите свою запись преподавателю по вокалу или музыке, какому-нибудь музыканту, который скажет наверняка, есть ли у вас голос или нет. Скорее всего, ответ будет положительным, однако в зависимости от того, насколько развитым является слух, количество указанных ошибок может быть разным.



Что же делать, если обнаружилось, что слух у вас действительно есть? С этим можно делать всё, что угодно. Можно обратиться в музыкальную школу и получить дополнительные навыки, опыт и специальное образование. Можно попробовать себя в каком-нибудь певческом конкурсе и так далее.

Конечно, можно и вовсе ничего не делать, загубив тем самым, свою волю к музыке. Это самый простой путь, по которому пошло огромное количество людей. Сегодня, людей, которые поют намного меньше, чем было ранее. И дело даже не в том, что талантливых людей стало меньше, а в том, что работать над собой никто не хочет. Раньше, многие даже разговаривали рифмуя, а сейчас нет…

Я так понимаю, раз Вы зашли почитать эту статью, то Вас конкретно волнует определение своего голоса или определение голоса своего ученика. Тема эта, как Вы понимаете, очень длинная и Я не буду сейчас углубляться в различия голосов по их спинтовости или величине, о которой, Я уже писал в статье « ». Думаю, Вам интересно, именно определение голоса по типу, т.е.: , и т.д. Кстати, что б ни писать здесь о характеристиках различных голосов Вы можете ознакомиться с ними подробно в разделе « », та информация, надеюсь, Вам тоже поможет. Думаю, вообще трудно переоценить.

Сразу скажу, что невозможно прочитать текст и встав из-за компьютерного стола или убрав из поля зрения телефон с которого Вы это читаете, узнать способ, как не имея вокальной школы просто взять и определить свой тип голоса. Я могу помочь только тем, кто хоть как-то образован, кто имеет догадки и т.д. А вообще, что б ни лукавить, Я просто объясню способы, которыми педагоги определяют голос ученика, а Вы уже сами решайте, и если после этой информации Вы останетесь, не уверены, то, дорога в музыкальную школу или к частному преподавателю пения Вам заказана.


И так. Теперь собственно комплекс признаков, по которым определяется тип голоса:

  1. 1. Тембр. Ну конечно, первое на что смотрят – это звучание, окрас, густоту грудных и головных регистров голоса, что там говорить, если Магомаев, например, был баритоном, то этот чисто баритональный тембр ни с чем не спутать, конечно, некоторые тенора могут изобразить низкие баритоновые ноты, но это будет зажато, мало звучно, не окрашено. И наоборот, баритон не сможет изобразить той лёгкости и полётности верхней форманты, которую продемонстрирует тенор. Та же история с сопрано и меццо, да в принципе и с любыми голосами. А вообще, опытные преподаватели определяют тембр голоса ученика, просто по внутренним ощущениям и интуиции, потому что за жизнь уже наслушались столько голосов, что обмануть их слух почти невозможно.
  2. 2. Переходные ноты. В каждом голосе есть переходные ноты, «мосты» между регистрами, головным и грудным. Есть так же теория о том, что в каждом голосе 3 регистра и споры на эту тему до сих пор тянутся столетиями, сейчас не об этом. Так или иначе, эти переходники есть и нащупав их, так же можно, хоть не со 100% уверенностью, но всё же определить тип голоса, вот например, у тенора переходные ноты ми-фа# первой октавы, у баритона ре-ми бемоль первой октавы, переходные ноты меццо: ре-ми бемоль второй октавы, у сопрано ми-фа# второй октавы и т.д. Вот и хорошая идея для следующей статьи нашлась о переходных тонах. Но следует помнить, что опытные певцы переходных тонов не чувствуют и попросту забывают о них.
  3. 3. Диапазон. Наверное, это самый растяжимый критерий в этом списке.На начальном этапе обучения пению, диапазон, преимущественно мал у всех и никому ни о чём не говорит, а что касается оперных певцов, то их диапазоны зачастую 2,5 – 3 октавы, а значит и это не критерий. Многие меццо поют в тесситуре Сопрано, и наоборот, контральто могут доставать верхние ноты меццо, тенора доставать ноты баритонов, басы могут петь в тесситуре баритонов и т.д. конечно эти способности есть не у всех, но всё же они есть. У хороших певцов всегда большой диапазон и от этого никуда не денешься.
  4. Строение гортани и связок. Когда-то существовалислухи о том, что фониатрия якобы может, взглянув на связки спрогнозировать голос певца или сделать то же самое по размеру и форме кадыка. Якобы у теноров, кадык небольшой и еле заметный, а у басов большой и т.д. Но осмотрев хотя бы с пару десятков певцов, Вы сразу сообразите, что это далеко не так и тип голоса не зависит от строения гортани, а что касается связок, то этот критерий так же ничего значить не может. В конце концов, если строение связок играет роль, то нужно оценивать их размер, толщину, прочность, эластичность, подвижность и т.д.
  5. Телосложение. Миф о том, что меццо-сопрано и тенора обязательно полные, а басы и колоратуры обязательно тощие так же не имеет места, как обоснованная и доказанная теория определения голоса, потому что по статистике в этой теории будет больше половины исключений, а значит, теория не имеет смысла.
  6. Способность выдерживать тесситуру. Что касается этой способности, то здесь всё ясно, имеется ввиду способность певца долго петь в однообразно высокой или низкой тесситуре.

Например, если баритон, способен брать теноровые ноты, и даже тембром схож с драматическим тенором, это ещё не значит что он тенор, потому что, как не крути. Но у тенора, порой, тесситура всего произведения настолько высока, что способность едино-разово брать высокую ноту не спасёт, а вот тенор так устроен, что ему под силу выдерживать высокую тесситуру на протяжении всей оперы и т.д. Хотя конечно, Я уже писал о певце , который мог дать фору многим тенорам и доставал он До# 2 октавы, что кажется невероятным просто.

Стоит ли делать вывод из вышесказанного, что каждый человек сам делает свой голос с нуля? – «Нет! конечно». Потому что даже несмотря, на то, что по отдельности все эти факторы не значимы, в совокупности они рождают собой целую науку «определение голоса». Природа всё-таки вложила в каждого из нас особый перечень способностей и лучше всего раскрывать то, что уже есть и даже на это может не хватить жизни, не то, что бы на трансформацию себя.

По утверждению педагогов-музыкантов, нет в мире человека, лишенного музыкального слуха. Просто у одних этот слух развит больше, у других меньше, у третьих находится в зачаточной стадии и требует больших трудозатрат. Вокальный голос является производной от музыкального слуха, хотя его развитие требует больших усилий.

Инструкция

Попробуйте спеть простую мелодию, возможно. обычную гамму. Скорее всего, с первого раза вы не сможете этого сделать, потому что ваш голос не скоординирован со слухом. А слух, в свою очередь, пока еще недостаточно развит. Спойте еще раз и запишите свой голос на диктофон.

Прослушайте запись. Поголовно у всех людей первая реакция на свой голос – панический ужас. Во-первых, вы не узнаете свой тембр, так как в привычном состоянии слышите себя через кость, то есть без некоторых обертонов. Если вы запишете просто свою речь, ситуация не улучшится принципиально, но любой другой человек узнает на записи ваш голос – это внешний голос, который слышат все окружающие.

Во-вторых, на записи вы услышите фальшь, которой при пении не ощутили. Если вы ее распознаете, значит, все отлично, слух у вас все-таки есть. Если нет, тоже можно порадоваться: возможно, у вас от природы развита координация слуха и голоса.



Если эти доводы вас не убедили, попросите своего друга-музыканта провести с вами пробный диагностический урок. Пусть он просто сыграет несколько нот, которые вы можете повторить голосом, а потом выскажет свое мнение. Скорее всего, оно будет в вашу пользу.

Если друга не нашлось, обратитесь к педагогу-вокалисту музыкальной школы или училища. Преподаватели институтов возьмут даже за пробный урок большую сумму денег, а качество преподавания необязательно будет выше, чем у коллег из другого учебного заведения.

Как распознать ноты

Подбор произведений на слух – одно из многих умений, которыми должен обладать музыкант. Обучение этому навыку происходит на уроках сольфеджио и теории музыки. Благодаря развитию слуха и аналитического мышления на этих занятиях музыкант может легко распознать ноты произведения – отдельные партии или общую гармонию.

Вам понадобится

Учебник ЭТМ;
- пособия по сольфеджио;
- сборники диктантов в 1, 2, 3, 4 голоса;
- аудиозаписи нот.

Инструкция

Пойте гаммы в разной последовательности. Изучите весь кварто-квинтовый круг и все разновидности тональностей: натуральные, гармонические, мелодические, народные лады. Каждую гамму пойте в удобной октаве. Называя знаки альтерации.

Научитесь петь интервалы в мелодическом и гармоническом расположении (последовательно или одновременно). Для второго варианта пригласите друга-музыканта, который будет петь второй голос. Особенно полезны для этого хоралы Баха и упражнения, представленные в пособиях по сольфеджио (в частности, пособие Ладухина).

Попросите друга наигрывать вам диктанты. Начните с простых одноголосных: мелодия исполняется на фортепиано, а вы пытаетесь ее угадать, повернувшись к инструменту спиной. Не тыкайте пальцем в небо. После нескольких занятий по теории музыки и пении сольфеджио вы уже научились определять ступени гаммы. В мелодии также пытайтесь найти тонику, тяготение к ней, расстояние от нее до исполняемой ноты.

Постепенно усложняйте задачу, увеличивая количество тактов в диктанте от 4 до 12-16. По мере развития слуха усложняйте ритмический рисунок, добавляйте хроматизмы. Дописав диктант и сверив с оригиналом, спойте его.

Развивайте не только мелодический слух (на одноголосных диктантах). Постепенно включайте в занятия двух- и трехголосные диктанты. Маленькая подсказка: в многоголосных упражнениях сначала записывайте не верхний, а нижний голос. Средние и высокие идут следом. После записи также пойте диктанты.

Слушайте любимые песни. Пробуйте записать их таким же образом, как диктанты: много раз повторяйте, затем записывайте бас, а потом аккорд и мелодию. Кстати, в этом деле у вас больше свободы, чем в диктанте: неважно, сколько раз вы проиграете трек. Кроме того, вы можете проверить свои догадки, сыграв ноту на инструменте (гитаре или фортепиано).

Наверняка у большинства людей, решивших заняться пением, возникает один и тот же вопрос, как проверить голос. В общем, о голосе известно многое, достаточно полистать соответствующую литературу или воспользоваться Интернетом. Однако, любого человека, который увлекается вокалом, естественно интересует именно его родной голос. Вот об этом и поговорим.

Как проверить наличие голоса

Первым делом, необходимо напеть и записать на диктофон несложную мелодию или простую гамму. Может так случиться, что с первого раза у вас это не получится. Все потому, что, скорее всего ваш слух еще малоразвит, а голос с ним не скоординирован.

Впервые прослушав запись, вы наверняка не узнаете свой голос. Это происходит потому, что в реальности человек слышит себя через кость, а вот окружающие легко узнают исполнителя.

Если прослушав запись, вам удалось услышать фальшивые нотки, которые при исполнении не ощутили, то можете смело рассчитывать на то, что слух у вас все же есть. Если фальши не было, тогда вы обладатель природной развитой координацией голоса и слуха.

Можно обратиться к друзьям, которые занимаются музыкой. Они наверняка помогут вам в вопросе, как проверить есть ли голос. Для этого нужно позаниматься с музыкантом и попробовать повторить голосом сыгранные ноты.

Кроме друзей всегда можно обратиться к учителю пения в школе, либо к педагогу по вокалу в музыкальной школе. Профессионал вокалист поможет разобраться с возможностями вашего голоса и изменить его в лучшую сторону. С вопросом, как проверить свой голос целесообразно также обратиться к врачу фониатру. Большинство таких специалистов в частном порядке сотрудничают с музыкальными учебными заведениями.

Даже, если вы от природы не являетесь обладателем сильного голоса, это не помешает, вам заниматься пением. Голосовые параметры можно легко исправить и развить в процессе занятий. Причиной, по которой вы не сможете обучаться вокалу, может послужить патология органов слуха, которые отвечают за образование голоса.