Изгибаем, искажаем и деформируем в Photoshop. Объемный дизайн ногтей: оригинальный маникюр на любой сезон

Изгибаем, искажаем и деформируем в Photoshop

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г.Санкт-Петербург

Деформировать фрагменты и объекты в Photoshop можно как с помощью команд меню Редактирование, так и с использованием фильтров. Большинство фильтров, применяемых для деформации, входят в группу Искажение, а кроме того, три фильтра — Коррекция дисторсии, Пластика и Исправление перспективы — расположены особняком. Обо всех этих инструментах и пойдет речь в настоящей статье. Также следует отметить, что для деформирования текста Photoshop предлагает особый инструмент, который мы тоже рассмотрим.

Команды меню Редактирование

Если вы раскроете меню Редактирование (Edit), а затем выберете подменю Трансформирование (Transform), перед вами предстанет список команд, позволяющих трансформировать фрагмент изображения. Перечислим их: Масштабирование (Scale), Поворот (Rotate), Наклон (Skew), Искажение (Distort), Перспектива (Perspective) и Деформация (Warp). Однако доступ к этим командам можно получить гораздо быстрее — через режим свободного трансформирования, вход в который осуществляется комбинацией клавиш Ctrl+T (в Mac OS — Command+T), а выход из него — клавишей Enter (в Mac OS — Return). Для включения той или иной команды используйте приведенные ниже приемы:

  1. Для масштабирования фрагмента следует навести указатель мыши на один из маркеров возникшей рамки трансформирования и провести мышь с нажатой кнопкой. Клавиша Shift позволяет сохранять пропорции фрагмента, а Alt выполняет масштабирование из центра.
  2. Если подвести указатель мыши к любой вершине рамки трансформирования, то он примет вид изогнутой стрелки, перемещение которой приводит к повороту фрагмента. Перед тем как повернуть фрагмент, можно сместить центр поворота — для этого необходимо сместить в требуемое место центральный маркер рамки. Так, на рис. 1 поворот осуществляется относительно верхней левой вершины рамки трансформирования. Клавиша Shift позволяет выполнить поворот на угол, кратный 15°.

Для наклона необходимо смещать средний или угловой маркер границы рамки трансформирования, удерживая нажатыми две клавиши — Ctrl и Alt (в Mac OS — Command и Option).

Чтобы добавить эффект перспективы в режиме свободного трансформирования, перетащите верхний или нижний угловой маркер, нажав комбинацию клавиш Shift+Alt+Ctrl (в Mac OS — Shift+Option+Command) — рис. 2.

Активировать команду Искажение (Distort) из режима свободного трансформирования позволяет клавиша Ctrl (в Mac OS — Command) — рис. 3.

Деформация фрагмента

В результате выбора команды Редактирование (Edit) -> Трансформирование (Transform) -> Деформация (Warp) на фрагмент накладывается сетка, редактирование которой выполняется путем изменения положения узлов и угла наклона направляющих (рис. 4).

Чтобы применить изменения и выйти из режима действия этой команды, нажмите клавишу Enter (в Mac OS — Return).

Масштаб с учетом содержимого

Масштаб с учетом содержимого позволяет изменить размер изображения или его фрагмента, не затрагивая людей, здания, животных и т.д. При обычном масштабировании (команда Свободное трансформирование — Free Transform) все пикселы обрабатываются одинаково, а при масштабировании с учетом содержимого в основном затрагиваются пикселы заднего плана и фона. Более того, такое масштабирование позволяет защитить от трансформации выделенную область или области, содержащие цвета, близкие к оттенкам кожи. Так, на рис. 5а представлено исходное изображение коровы, а на рис. 5б — результат обычного масштабирования. Как видите, произошло сплющивание изображения коровы вместе с фоном — выбор команды неудачен.

Рис. 5. Исходная фотография коровы (а); результат применения команды Свободное трансформирование (б); результат применения команды Масштаб с учетом содержимого без предварительных настроек инструмента (в); результат применения команды Масштаб с учетом содержимого с защитой выделенной области (г)

На рис. 5в и г представлен результат применения команды Масштаб с учетом содержимого (Content-aware scaling). На рис. 5в команда выполнялась без предварительных настроек, а на рис. 5г изображение коровы было защищено от масштабирования.

Для защиты фрагмента необходимо создать выделение, сохранить его в альфа-канале, а затем перед масштабированием на панели свойств инструмента выбрать имя альфа-канала из списка Защищать (Protect) — рис. 6.

Для защиты от масштабирования пикселов, цвет которых близок к оттенкам кожи, используется кнопка с изображением человека на панели свойств. Результат действия этой кнопки представлен на рис. 7б .

Марионеточная деформация

Режим марионеточной деформации появился в версии Photoshop CS5. Этот удивительный инструмент позволяет деформировать определенные фрагменты изображения, не затрагивая других его частей. В режиме марионеточной деформации на объект накладывается сетка, редактирование которой приводит к деформации фрагмента. Но, в отличие от команды Деформация (Warp), марионеточная деформация трансформирует объект не с помощью узлов и направляющих сетки, а с использованием булавок.

Булавки обозначаются жирными желтыми точками , которые можно перемещать и относительно них производить поворот сетки. Причем булавки выполняют двоякую роль: защита фрагмента изображения и, наоборот, его деформация. Для деформации используются активные булавки, которые помечаются черной точкой в центре , а неактивные булавки фиксируют часть изображения на месте.

Рассмотрим основные действия с булавками:

1. Добавление булавки производится простым щелчком мыши в режиме марионеточной деформации.

Примечание. Для входа в этот режим следует выполнить команду Редактирование (Edit) -> Марионеточная деформация (Puppet Warp), для выхода из режима — нажать клавишу Enter (в Mac OS — Return) или кнопку на панели свойств .

2. Щелчок мыши по созданной булавке выделяет ее, в результате чего в ее центре появляется черная точка .

Примечание. Для выделения нескольких булавок необходимо щелкать по ним, удерживая нажатой клавишу Shift.

3. Для перемещения булавки сначала нужно выделить ее, а потом протащить при нажатой кнопке мыши (рис. 8).

4. Чтобы повернуть сетку вокруг булавки, следует активировать булавку, а затем выполнить одно из действий:

  • чтобы осуществить поворот вручную, необходимо подвести указатель мыши к булавке, удерживая нажатой клавишу Alt (в Mac OS — Option). Когда появится круг с изогнутой стрелкой, протащить мышь при нажатой кнопке (рис. 9);
  • чтобы поворачивать сетку на заданный угол, необходимо на панели свойств из списка Поворот (Rotate) выбрать пункт Авто (Auto), а в соседнее поле ввести требуемое значение.

5. Если часть сетки перекрывается, то можно изменить ее положение — для этого применяются две кнопки Глубина (Pin Depth) , находящиеся на панели свойств.

6. Для удаления булавки следует использовать любой из способов:

Помимо работы с булавками на панели свойств можно настроить эластичность, частоту и область покрытия сетки. Также возможно отобразить ее или отключить:

  • параметр Режим (Mode) — определяет эластичность сетки. В большинстве случаев используется значение Нормальный (Normal) — рис. 10;
  • параметр Частота (Density) — отвечает за расстояние между узлами сетки, в основном применяется значение Нормальный (Normal);
  • параметр Расширение (Expansion) — отвечает за область покрытия сетки: чем больше это значение, тем больше внешний край сетки (рис. 11). По умолчанию установлено значение 2 пиксела;
  • флажок Сетка (Show Mesh) — отображает или снимает сетку.

С помощью марионеточной деформации вы легко можете повернуть руку или ногу (рис. 12а ), изогнуть прямую линию в круг или в какую-нибудь цифру, к примеру в восьмерку или девятку (рис. 12б ).

Марионеточная деформация может применяться к слоям, векторным фигурам, тексту, слоям-маскам и векторным маскам. Если необходимо деформировать объект, то предварительно его следует поместить на новый слой.

Рис. 12. Примеры использования марионеточной деформации: а — встаем на мостик, б — изгибаем георгиевскую ленточку в девятку

Фильтры группы Искажение

Почти все фильтры группы Искажение (Distort) производят геометрические искажения, создавая трехмерные или другие эффекты изменения формы. Назовем некоторые из них:

  • Рассеянное свечение (Diffuse Glow) — придает изображению цвет со свечением и шумом;
  • Океанские волны (Ocean Ripple), Рябь (Ripple) и Волна (Wave) — используются для имитации ряби и волн на воде;
  • Скручивание (Twirl) и Зигзаг (Zig Zag) — применяются для создания кругов на воде или эффекта закручивания (рис. 13);
  • Смещение (Displace) — деформирует изображение на основе карты смещения, которая представляет собой альфа-канал, сохраненный в формате PSD;
  • Стекло (Glass) — создает впечатление, что поверх изображения лежит стекло, рисунок и структура которого настраиваются в данном фильтре;
  • Искривление (Shear) — позволяет изогнуть изображение вдоль кривой, которая рисуется в области предварительного просмотра. В некоторых случаях этот фильтр можно заменить командой Редактирование (Edit) -> Деформация (Wrap).

Только три фильтра из этой группы могут быть применены с помощью галереи фильтров: Рассеянное свечение (Diffuse Glow), Стекло (Glass) и Океанские волны (Ocean Ripple).

Рис. 13. Примеры использования фильтра Зигзаг из группы Искажение: а — для рисования кругов на воде, б — для закручивания краев рамки

Коррекция дисторсии

Фильтр Коррекция дисторсии (Lens Correction) предназначен для исправления дефектов, создаваемых объективом при съемке. Это могут быть бочкообразные и подушкообразные искажения,
виньетирование или хроматическая аберрация.

Фильтр (Filter) -> Коррекция дисторсии (Lens Correction).
В области предварительного просмотра можно наложить на изображение сетку, нажав кнопку Перемещение сетки (Move Grid) — она включена по умолчанию. С ее помощью легко отслеживаются результаты коррекции. Также фильтр имеет инструменты Рука (Hand) и Масштаб (Zoom) для прокрутки и изменения масштаба изображения. Коррекцию можно выполнять двумя инструментами:

Регулировка хроматической аберрации, виньетирования и перспективы происходит на вкладке Заказная (Custom) с помощью соответствующих ползунков.

На рис. 14 приведен пример исправления бочкообразного искажения, полученного при съемке обложки книги с очень близкого расстояния.

Рис. 14. Примеры использования фильтра Коррекция дисторсии для исправления бочкообразного искажения: а — исходное изображение, б — результат коррекции

Исправление перспективы

Фильтр Исправление перспективы (Vanishing Point) используется для коррекции перспективных плоскостей на изображении, например боковых стен зданий, пола, крыши или любых других прямоугольных объектов. В этом фильтре следует построить плоскости, совпадающие с плоскостями изображения, а затем приступить к их редактированию: рисованию, клонированию, вставке из буфера обмена текстур или преобразованию. Все добавляемые на изображение элементы автоматически масштабируются и преобразуются в соответствии с построенными перспективными плоскостями, поэтому результат коррекции выглядит весьма реалистично.

Рис. 15. Примеры использования фильтра Исправление перспективы для нанесения текстуры и надписи на коробку: а — исходные изображения коробки и двух текстур, б — результат коррекции

На рис. 15 приведено исходное изображение коробки и результат нанесения текстуры на все грани параллелепипеда, в результате чего получен эффект обертки. Как видно из рисунка, текст поздравления также нанесен на коробку и сориентирован в соответствии с боковыми гранями.

Диалоговое окно фильтра открывается командой Фильтр (Filter) -> Исправление перспективы (Vanishing Point), в левой части которого располагаются инструменты фильтра. Рассмотрим инструменты, использованные для создания приведенного эффекта.

Инструмент Создать плоскость (Create Plane) создает плоскость по четырем угловым узлам. После задания четырех вершин становится активной перспективная плоскость, отображаются ограничивающая рамка и сетка, которые обычно обозначаются синим цветом (рис. 16а ).

Если при размещении угловых узлов возникают ошибки, то плоскость становится недопустимой и цвет линий ограничительной рамки и сетки меняется на желтый или красный. В этом случае узлы следует перемещать до тех пор, пока линии не станут синими. Также можно удалить неудачную плоскость клавишей Backspace (в Mac OS — Delete) и создать плоскость заново.

После создания плоскости становится активным инструмент Редактировать плоскость (Edit Plane), который позволяет отредактировать положение узлов, угол наклона плоскости. Положение узла изменяется простым перетаскиванием мыши, а для поворота плоскости применяется ползунок Угол (Angle) в параметрах инструмента Редактировать плоскость (Edit Plane) или клавиша Alt (в Mac OS — Option). Если навести указатель мыши на средний маркер ребра рамки с нажатой клавишей Alt (в Mac OS — Option), то указатель сменится на изогнутую стрелку. Перемещение мыши приведет к повороту плоскости.

Если вам необходимо создать новую плоскость, повторно выберите инструмент Создать плоскость (Create Plane) и определите четыре вершины будущей грани. Для создания связанных между собой плоскостей после создания первой плоскости (материнской) перетащите средний узел требуемого ребра рамки, удерживая нажатой клавишу Ctrl (в Mac OS — Command). В результате возникнет дочерняя плоскость (рис. 16б ). Если создаваемая плоскость уходит в сторону и не совпадает с гранью изображения, измените для нее угол наклона.

Примечание. Редактирование угловых узлов материнской и дочерней плоскостей невозможно!

После того как перспективные плоскости созданы и отредактированы их узлы, можно приступать к наложению текстуры. Поэтому необходимо на некоторое время выйти из окна фильтра, подтвердив все свои изменения кнопкой Ok. На рис. 16в представлены пять созданных плоскостей, которые в дальнейшем будут использоваться для нанесения текстуры.

Текстуру для каждой грани лучше располагать на отдельном слое, чтобы в дальнейшем было удобнее редактировать результат. В нашем случае мы имеем две пары связанных плоскостей (боковые грани крышки и самой коробки) и одну плоскость, расположенную на верхней грани крышки. Поэтому нам понадобятся три новых слоя.

Нужно скопировать в буфер обмена изображение текстуры, выделить пустой слой в палитре Слои (Layers) и открыть диалоговое окно фильтра Исправление перспективы (Vanishing Point), а затем выделить инструментом Область (Marquee) нужную плоскость и вставить из буфера обмена фрагмент. При перемещении указателя мыши текстура автоматически впишется в плоскость. После нанесения текстуры на каждую грань не забывайте выходить из диалогового окна фильтра с применением изменений, иначе все текстуры будут расположены на одном слое. На рис. 17 приведен результат нанесения текстур на грани коробки, а также палитра Слои (Layers).

Для расположения текста на боковой поверхности коробки необходимо создать текстовый слой в текущем или новом документе, скопировать его в буфер обмена, а затем вставить его в окне фильтра на предварительно выделенную плоскость.

Фильтр Пластика

Фильтр Пластика (Liquify) позволяет искажать отдельные области изображения: сдвигать, перемещать, поворачивать, отражать, делать вздутие и сморщивание пикселов. Он используется для создания шаржей, ретуши и коррекции фотографий, а также для выполнения художественных эффектов.

Диалоговое окно фильтра вызывается командой Фильтр (Filter) -> Пластика (Liquify). Все инструменты находятся в левой части окна, а их настройка производится в правой части.

На рис. 18 приведен пример использования фильтра Пластика (Liquify) для создания кукольного эффекта.

Увеличение глаз выполнено с помощью инструмента Вздутие (Bloat). Для обработки каждого глаза необходимо использовать довольно большую кисть, размер которой должен превышать размер глаза (рис. 19).

Скорость кисти лучше установить достаточно низкую — в примере использовалось значение 30. Следует выполнить несколько щелчков мышью в разных местах глаза, сохраняя при этом его округлую форму.

Для уменьшения рта применялись инструменты Сморщивание (Pucker) и Деформация (Forward). Сморщивание применено к уголкам рта, сделано несколько щелчков мыши в каждом из них. Чтобы еще больше сузить рот, необходимо передвинуть уголки рта навстречу друг другу инструментом Деформация (Forward) — рис. 20.

Для сужения носа использованы те же инструменты, что и для уменьшения рта. В процессе работы может понадобиться уменьшать размер кисти для более детальной обработки. Чтобы заострить подбородок, был применен инструмент Деформация (Forward).

В завершение эффекта проведена обработка белков, зрачка и радужной оболочки глаз инструментами Затемнитель (Burn) и Осветлитель (Dodge), а также выполнена цветовая коррекция изображения в диалоговом окне Цветовой тон/Насыщенность (Hue/Saturation).

Помимо создания карикатур перечисленные инструменты часто используются для коррекции фотографий. Так, на рис. 21 приведен пример коррекции портрета мужчины.

Рис. 22. Процесс коррекции портрета инструментом Деформация: а — уменьшение мочки уха; б — подтягивание нижней губы

Инструментом Деформация (Forward) были обработаны следующие фрагменты:

  • мочки ушей — чтобы уменьшить их и прижать к голове (рис. 22а );
  • нижняя губа — для изменения ее формы (рис. 22б ).

Инструментом Сморщивание (Pucker) была проведена обработка других фрагментов:

Помимо коррекции фильтр Пластика может использоваться для создания различных художественных эффектов. На рис. 24 приведен результат обработки лепестков лилий инструментом Скручивание (Twirl). По умолчанию вращение производится по часовой стрелке, для вращения в обратном направлении нужно удерживать нажатой клавишу Alt (в Mac OS — Option). Тычинки и пестик обработаны инструментом Вздутие (Bloat).

Рис. 23. Процесс коррекции портрета инструментом Сморщивание: а — уменьшение родинки; б — уменьшение мешков под глазами, защищенная область обозначена красным цветом

Деформация текста

Для искривления текста применяется специальная функция, которая вызывается щелчком по кнопке Деформированный текст (Warp Text), расположенной на панели свойстав инструмента Горизонтальный текст (Horizontal Type). Удобство функции заключается в том, что она не растрирует текст, позволяя редактировать его после деформации. Более того, все настройки сохраняются и их можно изменять сколько угодно раз.

В настройках инструмента можно выбрать стиль искажения и установить величину эффекта по вертикали и горизонтали. Так, на рис. 25 для деформации текста использовался стиль Флагом (Flag).

Мы рассмотрели далеко не все инструменты Photoshop для выполнения разного рода деформаций. За кадром осталось множество инструментов группы 3D. Но и приведенные примеры показывают, что возможности Photoshop действительно очень разнообразны. 

Чтобы придать создаваемому баннеру огромную выразительность и привлекательность, можно применить к каждому слою разные эффекты. Поглядим, какие эффекты предлагает Adobe Photoshop для слоев и как их применить. За ранее следует сделать активным подходящий слой. Сделаем эффекты для слоя Layer 1 с надписью SD.

Щелкните мышью на слое Layer 1 в гамме Layers (Слои), чтобы сделать его активным.

Изберите команду меню Layer - Layer Style (Слой - Стиль слоя). На дисплее появится меню с списком команд, управляющих применением эффектов к избранному слою.

Команды этого меню, начиная со второй, делают последующие эффекты:

Drop Shadow (Тень снаружи) - добавляет тень, которую отбрасывает содержимое слоя;

Inner Shadow (Тень внутри) - добавляет тень, которая лежит внутри слоя, создавая чувство его отодвинутости либо приподнятости;

Outer Glow (Свечение наружу) - добавляет свечение, исходящее от слоя наружу; Inner Glow (Свечение внутри) - добавляет свечение внутри слоя;

Bevel and Emboss (Скос и рельеф) - дает возможность добавить разные композиции подсветки и затенения слоев, которые делают эффекты рельефности и скошенных кромок;

Satin (Атлас) - добавляет затенение внутри слоя, создавая эффект конфигурации формы слоя;

Color Overlay (Наложение цвета) - заполняет слой цветом;

Gradient Overlay (Наложение градиента) - заполняет слой градиентом;

Pattern Overlay (Наложение текстуры) - заполняет слой узором;

Stroke (Обводка) - обводит контур объекта на текущем слое, используя цвет, градиент либо узор. Обычно употребляется для объектов с жесткими границами, таких как текст.

Применим к активному слою Layer 1 эффект Bevel and Emboss (Скос и рельеф).

Изберите из меню Layer - Layer Style (Слой - Стиль слоя) команду Bevel and Emboss (Скос и рельеф). На дисплее появится диалог Layer Style (Стиль слоя).

Расположите этот диалог так, чтобы он не перекрывал изображение в окне документа, чтобы созидать конфигурации, которые будут происходить при настройке характеристик эффекта.

Данный диалог состоит из двух панелей. На левой панели - Styles (Стили) отмечено флагом и выделено заглавие избранного эффекта - Bevel and Emboss (Скос и рельеф). На этой же панели вы сможете избрать, установив флаг, другие доступные эффекты из вышеперечисленных.

При установленном слева от наименования эффекта флаге данный эффект будет использован к слою после закрытия диалога кнопкой ОК. Чтобы отменить эффект, довольно, вызвав диалог, скинуть соответственный флаг.

Удостоверьтесь, что в диалоге Layer Style (Стиль слоя) установлен флаг Preview (Подготовительный просмотр). При всем этом все конфигурации характеристик, изготовленные в диалоге, будут сразу отображаться на рисунке.

Необходимо подчеркнуть, но, что значения характеристик, данные по умолчанию, являются хорошими и почти всегда делают более колоритные эффекты. На рисунке в окне документа вы сможете созидать, как будет смотреться надпись SD при значениях характеристик эффекта, определенных по умолчанию.

Добаиваемся эффекта рельефности

Эффект рельефности надписи создается композицией подсветки (Highlight) и затенения (Shadow), характеристики которых определяются надлежащими органами управления. В каждой из групп можно избрать цвет тени либо свечения, щелкнув мышью на образчике, степень непрозрачности этого цвета (Opacity) и режим наложения пикселов (Mode). Значения, установленные по умолчанию, обычно дают лучший итог.

В открывающемся перечне Style (Стиль) вы сможете избрать один из 5 вариантов данного эффекта.

Просмотрите разные варианты эффекта, выбирая их из открывающегося перечня Style (Стиль), после этого изберите стиль Inner Bevel (Скос внутри).

Выбирая из открывающегося перечня Technique (Разработка) разные варианты, просмотрите вероятные методы формирования кромок, после этого изберите вариант Smooth (Сглаженный).

Параметр Depth (Глубина) позволяет поменять степень затенения. Параметр Size (Размер) управляет размером скоса, а параметр Soften (Смягчение) закруглением кромок.

Проверьте, как меняется эффект при изменении характеристик Depth (Глубина), Size (Размер) и Soften (Смягчение) и изберите лучшие значения этих характеристик.

Переключателями Up (Вверху) и Down (Понизу) определяют положение подсветки по отношению к содержимому слоя.

Поглядите, как меняется эффект при установке переключателя Down (Понизу), после этого установите переключатель Up (Вверху).

Параметр Angle (Угол) определяет угол, под которым падает свет из слоя либо на слой. Если установлен флаг Use Global Light (Использовать глобальный свет), то употребляется глобальный угол, определяющий угол падения света на все изображение. Если данный флаг сброшен, то применяется локальный угол, который задает угол падения света на активный слой. Для установки глобального угла следует использовать команду меню Layer - Layer Style - Global Light (Слой - Стиль слоя - Глобальный свет).

Щелкайте мышью в различных местах радиальный шкалы Angle (Угол) и наблюдайте на рисунке, как меняется нрав эффекта при различных углах падения света. Изберите более лучший, с вашей точки зрения, угол.

Изменяя параметр Altitude (Высота), проверьте, как меняется эффект при изменении высоты источника света и изберите подходящее значение этого параметра.

Нажав кнопку ОК, закройте диалог Layer Style (Стиль слоя). Избранный эффект будет использован к слою Layer 1.

Направьте внимание, что после внедрения эффекта в гамме Layers (Слои), под строчкой с активным слоем Layer 1 появилось заглавие примененного к слою эффекта, а справа от имени слоя - значок в виде буковкы f внутри белоснежного круга, который значит, что к слою использован эффект. Слева от этого значка находится треугольный переключатель, позволяющий выключить и опять включить отображение заглавий эффектов, примененных к слою. Слева от наименования эффекта - Bevel and Emboss (Скос и рельеф) - находится значок в виде открытого глаза, при помощи которого можно выключить и включить отображение эффекта в окне документа.

К одному слою можно применить сразу несколько эффектов. Добавим к слою Layer 1 очередной эффект - Drop Shadow (Тень снаружи). Для вызова диалога Layer Style (Стиль слоя) воспользуемся другим методом.

Нажмите кнопку Add a layer style (Добавить стиль слоя) в нижней части палитры Layers (Слои) и в показавшемся меню с списком эффектов изберите Drop Shadow (Тень снаружи). На дисплее появится диалог Layer Style (Стиль слоя).

На левой панели диалога уже установлен флаг Drop Shadow (Тень снаружи) и справа показываются элементы управления эффектом.

Избранный эффект имитирует тень, которую отбрасывает содержимое слоя. И этот эффект, сделанный параметрами по умолчанию, вы видите в окне документа.

Режим Blend Mode

Элементы управления Blend Mode (Режим наложения) и Opacity (Непрозрачность) определяют соответственно режим наложения пикселов и степень непрозрачности тени. Используемая по умолчанию тень создается черным цветом. Но для избранного объекта таковой цвет тени не является лучшим. Выберем другой цвет тени, более близкий к цвету надписи.

Щелкните мышью на поле с прототипом цвета справа от открывающегося перечня Blend Mode (Режим наложения). На дисплее появится диалог Color Picker (Цветовая палитра).

Если этот диалог перекрывает окно документа, переместите его в сторону, чтобы созидать на рисунке итог выбора цвета.

Щелкните мышью на спектральной шкале - узенькой вертикальной полосе - в области цветов голубого. В цветовом поле слева отобразится цветовое место избранного колера.

Щелкая мышью в различных местах цветового поля, наблюдайте, как меняется цвет тени на рисунке. Подберите колер синего, более подходящий, с вашей точки зрения, для тени.

Закройте диалог Color Picker (Цветовая палитра), нажав кнопку ОК.

Параметр Angle (Угол) определяет угол, под которым свет падает на слой, а параметр Distance (Расстояние) - расстояние, на которое отбрасывается тень. Эти два параметра можно изменять интерактивно, прямо на рисунке.

Установите указатель мыши, который воспримет форму в окне документа на тени, которую отбрасывает надпись SD.

Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.

Не отпуская левую кнопку мыши, перемещайте указатель мыши поблизости надписи. Совместно с ним будет передвигаться и тень от надписи. В процессе перемещения текущие значения угла (Angle) и расстояния (Distance) будут отображаться в соответственных полях ввода диалога Layer Style (Стиль слоя).

Добейтесь более рационального положения тени и отпустите левую кнопку мыши. Параметр Spread (Размытие) определяет степень четкости тени.

Перемещая ползунок Spread (Размытие), установите более подходящую степень четкости тени.

При помощи ползункового регулятора Size (Размер) настраивается размер тени.

Просмотрите, как данный параметр изменяет эффект, и изберите для него, если считаете необходимым, новое значение.

В открывающемся перечне Contour (Контур) можно избрать форму контура тени. Если установить флаг Anti-aliased (Сглаживание), то контур будет сглажен. Ползунковый регулятор Noise (Шум) позволяет добавить к тени шум.

Закройте диалог Layer Style (Стиль слоя), нажав кнопку ОК. В гамме Layers (Слой) появится заглавие второго эффекта - Drop Shadow (Тень снаружи), примененного к слою Layer 1.

Изберите команду меню File - Save (Файл - Сохранить), чтобы сохранить документ.

Нажав кнопку в правом верхнем углу окна документа, закройте текущий документ.

Следует держать в голове, что все эффекты, которые используются к слою, связаны с его содержимым. В процессе редактирования слоя соответственно меняется и эффект.

В этом уроке я покажу вам как создать классный необычный эффект для текста.
Превью:

Начнем с создания нового документа. Я выбрал маленький размер 500х300 пикс. Залейте фон зеленым цветом #74a103:

После этого создайте новый слой, выберите инструмент Elliptical Marquee Tool (Овальная область) и сделайте выделение, залейте выделенную область цветом # b 6 e 100 .

Снимите выделение при помощи Ctrl + D и добавьте размытие Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр - Размытие- Размытие по Гауссу) с такими настройками:

В результате должно получиться приблизительно так:

Теперь необходимо добавить текст. Для этого используем инструмент Horizontal Type Tool (Горизонтальный текст) и пишем текст. Автор использует шрифт Futura, но Вы можете использовать любой шрифт, который Вам понравится.

Теперь приступим к созданию необычного эффекта для нашего текста. Растеризуем текстовый слой Layer > Rasterize > Type (Слой - Растрировать- Текст), либо ПКМ по текстовому слою - Растеризовать тип. Дублируем текстовый слой при помощи сочетания клавиш Ctrl + J . Скроем нижний оригинальный слой с текстом нажав на глазик в палитре слоев. Применим к верхнему дублированному слою следующий стиль:
Gradient Overlay (Наложение градиента) от цвета # fffca6 к # cce80d :

Вот что должно получиться:

Приступим к трансформированию верхнего текстового слоя Edit > Transform > Skew (Редактирование - Трансформация - Наклон), должно получиться что-то похожее как на моей картинке:

Теперь нам нужно добавить блики на буквы. Создаем новый слой, на нем сделаем выделение с помощью инструмента Rectangular Marquee Tool (Прямоугольное выделение). Заливаем выделение белым цветом.

Жмем Ctrl + D чтобы снять выделение. Применяем размытие Filter > Blur > Gaussian Blur

Результат Вы можете увидеть на картинке ниже:

После этого создайте новый слой, используя инструмент Rectangular Marquee Tool (Прямоугольное выделение) сделайте выделение и залейте его белым цветом как показано на рисунке.

Снимите выделение (Ctrl + D ) и примените фильтр Filter > Blur > Gaussian Blur (Фильтр - Размытие- Размытие по Гауссу) со следующими настройками:

Ваше изображение должно выглядеть примерно так:

Слейте эти два слоя с полосками в один (Ctrl+Е) и поверните как показано на картинке при помощи Edit > Transform > Skew (Редактирование - Трансформация- Наклон)

Дублируйте этот слой несколько раз и разместите полосы на каждой из букв.

Слейте все слои с полосками в один. Удерживая клавишу Ctrl щелкните левой кнопкой мыши по слою с текстом, чтобы получить выделение. Потом нажмите Ctrl+Shift+I, чтобы инвертировать выделение. Находясь на слое с полосками, нажмите Delete , чтобы удалить лишнее.

Снимите выделение с помощью Ctrl + D .
Возвращаемся к спрятанному слою с текстом, делаем его видимым, нажав на глазик в палитре слоев. Далее применяем к тексту трансформацию Edit > Transform > Skew (Редактирование - Трансформация- Наклон) как на картинке ниже.

Жмем Enter , чтобы применить трансформацию. Теперь необходимо уменьшить высоту букв при помощи Edit > Transform > Scale (Редактирование - Трансформация- Масштабирование).

Применяем к этому тексту стиль слоя Color Overlay (Наложение цвета) #689106.

Должно получиться как на картинке ниже:

Создаем новый слой, на нем, используя инструмент Polygonal Lasso Tool (Полигональное лассо), создаем выделение как показано на картинке. Заливаем выделение цветом #689106 .

Проделайте то же самое с остальными буквами. Должно получиться примерно так:

Объединяем этот слой с предыдущим слоем с зелёными буквами.
Теперь необходимо добавить буквам объем. Снова используем Polygonal Lasso Tool (Полигональное лассо) для создания выделения. Применяем инструмент Dodge Tool (Осветлитель) с такими настройками:
Brush (Кисть): 45 пикс., Range (Диапазон): Midtones (Средние тона), Exposure (Экспозиция): 30% .

Объемный дизайн ногтей – красивый и нетривиальный маникюр, который отлично подойдет как для торжественного случая, так и для обычного повседневного дня. Выпуклые узоры на ногтях вошли в моду не так давно, однако успели покорить множество женщин и девушек, ведь это действительно оригинально и здорово смотрится! Но как сделать такой маникюр?

Немного об объемном маникюре

Выпуклый дизайн ногтей с различными яркими деталями впервые появился на подиумах. Не секрет, что кутюрье всегда стремятся привлечь внимание к своим модным показам не только броскими нарядами: в ход идут как макияж и прически, так и оформление ногтей. Такой необычный маникюр пришелся по вкусу многим девушкам, поэтому вскоре он перекочевал в салоны красоты.

При выполнении такого дизайна ногтей есть несколько важных правил, которыми не следует пренебрегать. Для начала, не стоит украшать таким образом каждый свой ноготь: обилие трехмерности на руках будет смотреться вызывающе и неуместно. Особенно актуален этот совет для повседневного маникюра – в праздничном дизайне ногтей такая яркость вполне допускается, однако соблюдать меру все равно важно.

Также постарайтесь не совмещать объемный дизайн с другими яркими и кричащими техниками маникюра, особенно если их несколько. Обилие блесток, страз, цветовых переходов и прочих интересных деталей загубит этот интересный и яркий маникюр – к сожалению, он не терпит конкуренции!

Существует несколько техник объемного дизайна ногтей: давно известная и успевшая себя зарекомендовать акриловая лепка, дорогостоящий и невероятно удобный в применении гель-пластилин, а также гель-лак, используемый для такого маникюра в нескольких вариациях. Каждый из вариантов имеет свои недостатки и преимущества, которые стоит осветить несколько подробнее.

Объемная акриловая лепка

Несмотря на разнообразие новых материалов, акриловые пудры и по сей день остаются самым популярным материалом для лепки на ногтях. Они не слишком просты в обращении, а также являются достаточно хрупкими – однако этот материал позволяет создавать невероятно красивые и объемные фигуры!

Чаще всего такую лепку размещают на нарощенном акриловом либо гелевом ногте, однако подойдет и натуральный ноготь, покрытый вашим любимым лаком или гель-лаком. Для выполнения такого маникюра, помимо акриловой пудры, вам потребуются мономер, острая кисть, дотс и специальный клей для крепления фигурки.

Техника акриловой лепки выполняется следующим образом: мономер, предварительно перелитый в подходящую емкость, смешивается с пудрой, а из полученного материала создается необходимый вам узор. Это можно делать как на ногте, так и на рабочей поверхности: второй вариант удобнее, однако после готовую лепку необходимо приклеить к ногтю.

Получившийся элемент, прикрепленный к ногтю, необходимо покрыть сверху акриловым или гелевым слоем – это продлит срок эксплуатации вашего ногтя, сделав его крепким и устойчивым к внешним повреждениям.

Важные правила при работе с акрилом: старайтесь создать фигуру как можно быстрее, и не прикрепляйте ее к таким хрупким местам ногтя, как зона запила, кончик ногтя и пространство возле кутикулы. Первое правило связано с тем, что акрил быстро застывает, а второе поможет лепке продержаться на ногте дольше.

Гель-пластилин для объемного маникюра

Гель-пластилин – новый и невероятно удобный материал, который гораздо комфортнее в применении, чем давно знакомая и любимая всеми акриловая пудра. Он не течет, не расплывается, не оставляет после себя ни липкости, ни неприятного запаха. Кроме того, с ним не нужно работать наспех – до полимеризации он никак не меняет своих свойств!

Техника лепки гель-пластилином проста и под силу даже новичку: на предварительно покрытый гель-лаком, а также обезжиренный ноготь переносится небольшое количество пластилина, и прямо на ногте с помощью дотса, кистей или апельсиновых палочек из него моделируется необходимая фигура. Когда вы получите необходимый результат, просушите слой в УФ-лампе!

Если вы создаете разноцветные фигуры, в которых присутствует несколько цветов гель-пластилина, сушите каждый цвет по отдельности, чтобы не испортить уже имеющийся результат. Также не забудьте покрыть вашу лепку топовым покрытием для стойкости и яркости маникюра!

Объемный дизайн гель-лаком

В этом сезоне очень распространен объемный маникюр, выполненный при помощи нескольких гель-лаков. Самый нашумевший дизайн, известный как «зеркальные капли», делается именно этой техникой – на зеркальный гель-лак с помощью дотса капается несколько точек такого же зеркального топа, и полученный результат быстро полимеризуется в лампе. Это действительно просто!

С помощью гель-лака делается и знаменитый «вязаный свитер», который выглядит, как косички, расположенные прямо на ногтях. Плотный гель-лак подходящего цвета наносится тонкой полосой ровно по центру накрашенного ногтя. От нее отходят в стороны подходящие узоры: овалы, круги, ромбы или любая понравившаяся вам фигура. Это достаточно кропотливая работа, но этот крутой дизайн стоит таких стараний.

Теперь вы знаете, как можно сделать объемный дизайн ногтей в различных интересных техниках. У них есть свои плюсы и минусы, но куда важнее, что каждый из этих способов поможет создать вам неповторимый и запоминающийся маникюр!

Тиснение на бумаге набирает с каждым днём всё большую популярность. Такая методика используется для украшения чего угодно: блокнотов, альбомов, скрап-буков, декора стен. Прелесть теснения на бумаге в том, что этим нехитрым занятием можно заниматься в домашних условиях, и оно не требует больших денежных затрат. Этот метод не требует каких-то определённых навыков, и он довольно прост.

Существует несколько технологий тиснения в домашних условиях, которые необходимо изучить, чтобы выбрать наиболее подходящую. Каждая технология включает в себя обладание определёнными инструментами: печатями, штампами и рельефными трафаретами .

Чаще всего тиснение на бумаге используется для скрапбукинга. Такое увлекательное занятие помогает украсить свой фотоархив или дневник, декорировать комнату. В последнее время такой вид рукоделия стал особенно популярным, ведь приятные моменты жизни хочется сохранить в красивом виде, с приятными памятными мелочами, фотографиями и вырезками.

Техника тиснения на бумаге поможет рукодельницам оригинально и индивидуально оформлять свои творения. Так как занятие это довольно простое, навыки приобретаются очень быстро. Кроме того, творить можно сидя дома за своим рабочим столом, или же оформив специальную рабочую зону.

Виды тиснения на бумаге:

  • Кримпером (специальное валиковое приспособление, позволяющее за раз выполнять тиснение на любом отрезке бумаги)
  • Тиснение фольгой (наиболее распространённый вид)
  • При помощи ламинатора и фольги
  • Дебоссинг (техника вдавливания)
  • Тиснение в технике конгрев (используется преимущественно для тиснения на картоне, переплётах книг и других жёстких материалах)

Галерея: тиснение на бумаге (25 фото)























Оттиск на бумаге фольгой

Наиболее лёгкий способ получить красивый и качественный рисунок – сделать тиснение фольгой . Популярнее всего на сегодняшний день золотое тиснение. Для этого понадобится фольга золотого цвета. Выглядит этот материал очень красиво и презентабельно, поэтому используется чаще всего для декора в стиле ампир с характерными ему вензелями и завитками. Таким видом тиснения часто оформляют визитки, дипломы, грамоты и свидетельства.

Легче всего сделать оттиск фольгой с помощью листа бумаги с текстом или рисунком, фольги и утюга.

На принтере отпечатывается желаемый текст или рисунок. На изображение кладётся лист фольги необходимого размера. Если нужно получить цветной рисунок, то и фольга должна быть с одной стороны цветная, в таком случае, именно этой стороной она должна смотреть вверх. На ровную твёрдую поверхность кладётся бумага с фольгированной заготовкой и носиком утюга, аккуратно проглаживается. Важно тщательно прогреть поверх фольги всю поверхность листа, в противном случае изображение плохо отпечатается. Гладить нужно в течение 4–5 минут, после чего рекомендуется подождать, пока фольга полностью остынет, и только после этого можно освобождать её от рисунка и любоваться результатом.

Горячее тиснение можно также наносить при помощи специальных штампов или печатей. Для этого штамп (главный инструмент) нужно сильно нагреть над открытым огнём и максимально прижать им фольгу к бумаге или любому другому материалу, предназначенному для тиснения. После процедуры останется лишь убрать остатки фольги с готового изделия.

Выпуклый рисунок на коже, плотной бумаге или картоне можно выполнить при помощи пресса или специального станка, который можно как купить, так и смастерить из тяжёлых подручных материалов. Такой метод очень трудоёмкий и требует специальной техники, поэтому в домашних условиях выполнить его затруднительно.

Ещё одним быстрым способом создать бумагу с тиснёным узором из фольги – прогнать лист с изображением и фольгой сверху него через ламинатор (конечно, не применяя при этом плёнки).

Кримпер для тиснения бумаги

В некоторых случаях рельеф на бумаге большой длины вручную с помощью печати или штампа сделать невозможно. Тогда на помощь приходит специальный инструмент – кримпер . Стандартная методика с использованием штампов и небольших печатей в этом случае не подходят, так как по всей длине листа просто физически невозможно полномерно отобразить равномерный рельефный оттиск.

Основным достоинством кримпера является отсутствие ограничений по длине листа, а также лёгкость эксплуатации. Однако есть и минусы:

Один существенный плюс и огромное количество минусов отбивает желание мастеров и мастериц скрапбукинга использовать этот инструмент для создания своих шедевров. Заменить кремпер может тиснёная фотобумага , которую можно приобрести в любом фотосалоне.

Также можно приобрести или сделать самостоятельно трафарет для тиснения, с помощью которого будет невероятно легко сделать рельефную печать на бумаге.

Альтернативный способ тиснения

Есть ещё один способ, придуманный одной из рукодельниц в процессе работы. Для его воплощения понадобится скалка, вода, бумага, папка для тиснения и цветные чернила.

Папка для тиснения прокрашивается с одной стороны цветными чернилами, окрашивая необходимые части узора в нужные цвета и оттенки. Затем влажный от воды (но не мокрый) лист бумаги кладётся в папку. После этого нужно твёрдой рукой пройтись скалкой по закрытой папке, равномерно вдавливая рисунок. Для того чтобы рисунок лучше пропечатался, на скалку нужно давить как можно сильнее.

Тиснение на бумаге – это наименее затратный способ украсить множество повседневных серых вещей, а разнообразие техник удовлетворит даже самую капризную рукодельницу.