История фракии. Значение слова «фракия

Фракия

(2 Мак 12:35) - земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут начало свое от Фираса, сына Иафета. Фракия славилась в древнее время богатством металлов, прекрасными лошадьми и искусными всадниками (2 Мак 12:35). В настоящее время Фракия под именем Романии или Румулии, составляет провинцию европейской Турции.

Античный мир. Словарь-справочник

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Фракия

область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий (современный Вардар), служившей границей Фракии с Македонией. В 46 году н.э. стала римской провинцией и в дальнейшем частью оставалась в составе Византии, а частью - в составе Первого Болгарского царства, созданного в 681 году. В 687 году византийская территория вошла в состав одноименной фемы.

Энциклопедический словарь

Фракия

  1. историко-географическая область на северо-востоке Греции. 8,6 тыс. км2. Население 345 тыс. человек (1981). Наиболее крупные города - Ксанти, Комотини.
  2. историческая область на востоке Балканского п-ова, между Эгейским, Черным и Мраморным морями (от названия древнего населения - фракийцы). Вост. Фракия с Эдирне (до р. Марица) - в составе Турции, Зап. Фракия - Греции, Сев. Фракия - Болгарии (эти границы установлены Лозаннским мирным договором 1923).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фракия

(Θράκη, Thracia) - древними греками определялась, как страна, занимавшая часть нынешнего Балканского полуоострова, от северного побережья Эгейского моря (включая Македонию) и Пропонтиды до Дуная, причем к ней нередко относили и Скифию; позднее границу собственной Ф. составляла на З река Нест и горная цепь Родопа, на С - горная цепь Гем, на В - Черное море и Фракийский пролив, на Ю - Пропонтида, Геллеспонт и Эгейское море. К Ф. же относилась область Мезия (M œ sia), границей которой были на Ю горы Гем, Орбел и Скорд, на В - Скорд и реки Дрин и Сав, на С - река Дунай и на В - Черное море. Страна имела гористый, суровый характер. Главной горной цепью Ф. был Гем. (Hæ mus, нын. Балканские горы), от которого отделялись в юго-восточном направлении цепи Скомий и Родопа; кроме того заметную возвышенность представляла г. Исмар (на Ю). В системе орошения страны Гем служил водоразделом бассейнов р. Дуная и Эгейского моря. В последнее впадали р. Гебр, имевшая притоки: с правой стороны, Суем и Арду, с левой - Артиск, Тонз и Агриан; кроме того реки Нест, Коссинит Компсат, Трав, Мелас, Козья река (Айгос Потамос), Ксерогипс, Арз, Афирас, Бафиний. В Дунай, в пределах Мезии, впадали Ангр, Бронг и др. Из озер Ф. известны Бистонское, Стенторское и Исмарское. Фракийское племя, относимое к индоевропейской семье народов, распадалось на множество мелких племен, управлявшихся князьями. К числу фракийских племен относились бизальты, денселеты, дигеры, бессы, дии, элефы, диобессы, карбилесы, брисы, сапеи, одоманты, одризы, кабилеты, пирогеры, другеры, кеники, гипсальты, бены, корпиллы, боттиеи, селлеты, прианты, долонки, фины, геты, травзы, аорзы, гавды, морисены, сифонийцы, киконы, бистоны, бриги, треры и др.; к мезийским фракийцам относились мизы, трикорнензийцы, тимахи, трибаллы, певкины, кробизы, обулензийцы, и др. Сведения о фракийских обычаях и культуре весьма отрывочны. Судя по Геродоту и Страбону, это был воинственный, храбрый народ, презиравший мирные занятия и, между прочим, земледелие, хотя страна и отличалась плодородием. Обилие виноградников развило в них наклонность к пирам и пьянству: недаром греческий Дионис признается древними божеством фракийского происхождения. Необходимые принадлежности пира - песнь и пляска - также были распространены у фракийцев, на что указывает эллинское предание, приписывавшее мифическим певцам Орфею, Фамириду, Эвмолпу фракийское происхождение. Семья у фракийцев была полигамная; когда умирал муж, то над его могилой убивала себя его любимая жена, которую и хоронили вместе с ним. Фракийцы имели обычай татуироваться; татуировка считалась признаком благородного происхождения. - Близость Фракийского побережья и плодородие страны уже рано стали привлекать к варварским берегам греческих колонистов, которыми были основаны города Абдеры (VII в.), Маронея (колония, славившаяся вином еще во времена Гомера), Эн, Сест, Элей, Кардия, Перинф (VI в.), Каллиполь, Селимбрия, Бизанфа, Бизантий; на Черноморском побережье Ф. были известны греч. города Салмидесс (эллинизован в позднее время), Месамбрия, Аполлония, Одесс, Круны, Томы, Истр. Особым плодородием отличались берега Пропонтиды и Фракийский Херсонес, которые, в периоды зависимости от афинян, были житницей Афин. История Ф. известна нам лишь в отдельных эпизодах, поскольку фракийские племена вовлекались в общее течение греческой и, позднее, римской истории. Самым могущественным племенем в боевой период греческой истории (с V-го в.) были одризы: о них и имеется больше сведений, которые относятся к собственно фракийской истории. В V в. до Р. Х. царь одризов Терес сосредоточил под своим владычеством большую часть фракийских племен. По смерти его (около 440 г. до Р. Х.) владения его были разделены между его двумя сыновьями Ситалком и Спарадоком, а когда последний бежал от преследования брата в Скифию, Ситалк сделался единовластным правителем могущественного, но варварского племени, с которым афиняне состояли в союзе. Во время Пелопоннесской войны Бразид с войском вошел в пределы Ф., чтобы нанести здесь удары афинскому могуществу, но поход его имел целью завоевание не самой Ф., а афинских колоний на берегу Эгейского моря - Амфиполя, Стагиры и др. Вообще греческие походы во Фракию предпринимались для завоевания не собственно фракийских, а греческих владений в пределах Фракии, и эти перипетии греческой истории нисколько не мешали усилению могущества одризов. После преемника Ситалка - Севта, при котором могущество одризов достигло высшей степени развития, царство их постепенно стало приходить в упадок, благодаря внутренним неурядицам, и объединенная Севтом монархия распалась на ряд мелких государств. Царь Котис (384 - 360) вновь объединил страну, главным образом благодаря поддержке афинянина Ификрата, но внутренние неурядицы продолжались и при нем. Между прочим известно, что в 360 г. Котис отвоевал у афинян город Сест. По смерти Котиса в стране одризов вспыхнула борьба из-за престола между сыном Котиса Керсоблептом и двумя его соперниками, Амадоком и Берисадом, разрешившаяся тем, что Керсоблепт получил область на Пропонтиде и долину Гебра, Амадок - побережье Эгейского моря от Эна до Маронеи, Берисад - остальную часть страны до Македонии. В 357 г. афиняне отняли Сест у Керсоблепта, который был вынужден уступить им и Фракийский Херсонес. При Филиппе II Македонском Керсоблепт был вассалом Македонии; к 339 г. вся Фракия была приведена в зависимость от Македонии, причем, в качестве оплота Македонии, Филипп основал внутри страны город Филиппополь. В 335 г. Александр Македонский предпринял поход против тибаллов и гетов, окончившийся покорением беспокойных соседей. По смерти Александра Ф. перешла в управление Лизимаха. По смерти последнего (281), правителем ее был Селевк, затем Керавн. В 279 г. Фракия подверглась нападению кельтов, которые под начальством Церетрия заняли страну и основали царство в области Гема с столицей Тилисом. По изгнании кельтов, во Фракии установился прежний порядок правления и раздельного существования разрозненных племен, покорение и объединение которых удалось только римлянам после ряда походов: так, Минуций Руф (в конце II-го в. до Р. Х.) покорил трибаллов, Марк Лициний Лукулл (72 г. до Р. Х.) - бессов и южное побережье, Марк Лициний Красс (29 г. до Р. Х.) - бастарнов. Окончательное завоевание Фракии относится к 15 г. до Р. Х., первый же наместник провинции Мезии упоминается в 6 г. по Р. Х. При Домициане Мезия была разделена на две части - Верхнюю Мезию (Moesia Superior, нын. Сербия) и Нижнюю Мезию (Moesia Inferior, нын. Болгария). В Верхней Мезии были города Рациария, Сингидун, Скупы; в Нижней Мезии Эск, Никополь, Трэзмис, Истр, Томы, Одесс. Собственная же Ф. была обращена в провинцию лишь при Калигуле (46 г. до Р. Х.): к числу внутренних городов ее относились Филиппополь, Апры, Девельт, Флавиополь и др. При Диоклетиане в состав Фракийской диоцезы вошли следующие провинции: Европа , с гг. Перинфом и Апрами, Родопа, с гор. Максимианополем, Маронеей и Эном, Фракия с Филиппополем и Бероей, Гемимонт с Адрианополем и Анхиалом, Скифия с Дионисополем, Томами и Калатисом и Нижняя Мезия, с Марцианополем и Никополем. Ср. R ösler, "Einiges ü ber das Thrakische" в "Zeitschrift f ür ö sterr. Gymn." (1873, стр. 105); Kiepert, "Lehrbuch der alten Geographie" (Б., 1878, стр. 320 и след); "H ö ck, "Das Odrysenreich in Thrakien" в "Hermes" (XXVI, 1891, стр. 76 и след., 453 и след.).

Ныне, в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года , разделена между тремя государствами: Болгарией (Северная Фракия, также известная как Верхнефракийская низменность), Грецией (собственно современная греческая провинция Фракия, также исторически известная как Западная Фракия) и Турцией , которой отошла Восточная Фракия вместе с крупнейшим мегалополисом региона - Константинополем .

В географическом центре Фракии находится важный транспортный узел - турецкий город Эдирне (исторический Адрианополь ). В современном регионе проживают около 13 млн человек, в том числе около 10 миллионов турок, около 1 миллиона болгар и 0,2 млн греков.

География

Главная водная артерия региона - река Марица или Эврос, по которой проходит государственная граница между Грецией и Турцией. На востоке области находятся горы Странджа . Климат прибрежного региона - субтропический средиземноморский, во внутренних районах умеренный.

История Фракии

Древняя Фракия

Древнейшая Фракия - гористый регион впервые был населён пеласгами . Это территория традиционного проживания скотоводческих племён фракийского происхождения, позднее подвергнувшихся сильной эллинизации. Территория исторической Фракии (самого северного региона древней Эллады , простиравшейся вплоть до Скифии), охватывала бассейны Мраморного , Эгейского и Чёрного морей. Среди более знаменитых городов был Авдера - родина Демокрита . В древности была заселена в основном фракийцами , по имени которых и получила своё название. Фракийцы основали Элефсину в Аттике , а мифические музыканты Орфей и Мусеос происходили именно отсюда. По морскому побережью в античные времена основывались греческие поселения, крупнейшее из которых располагалось на берегу пролива Босфор и получило название Византий - стратегически важный торговый пункт на пути из Чёрного моря в Средиземное и из Европы в Азию. Богатства Византия привлекают сюда римлян. Территория Фракии переходит под контроль Древнего Рима уже в I веке до н. э. Затем, в 330 году н. э., в г. Византий на берегу Босфора переносится и столица Римской империи, переименованная в честь императора Константина - Константинополь . Фракия становится стратегически важным регионом новообразованной Восточной Римской империи .

Средневековье

Новое время

В конце ХIХ - начале ХХ веков Фракия стала ареной ожесточённых сражений, когда революционные силы угасающей Османской империи пытались отстоять Константинополь от нападений греческих и болгарских войск. Так развернулась кровопролитная борьба за Фракию . Параллельно ей происходила также и борьба за Македонию . В обоих случаях сильно пострадало местное болгарское население, составлявшие относительное большинство до 1913 г. Любомир Милетич описал события тех лет в своей книге «Разгром фракийских болгар 1913 года ». Большая часть территории Фракии в начале XX века была передана Болгарии . Турки взяли другую часть после Первой мировой войны (Лозаннский мирный договор , 1923 год), а Греции остались районы Ксанти, Комотини и Эврос. Река Эврос является натуральной границей на востоке.

Население

Население Восточной Фракии, как и Фракии вообще, в Средние века было преимущественно греко-славянским, хотя с конца VII века греческое влияние в регионе постепенно ослабевало и славяне численно преобладали практически во всех внутренних регионах области, составляя и значительную долю населения городов, в особенности Одрина (Эдирне). После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году славяне становятся основной этнической группой региона. После турецких нашествий XIV-XV веков к ним добавился и мощный тюркский элемент, постепенно наращивавший своё присутствие в регионе в первую очередь за счёт ассимиляции оставшихся греков и отчасти болгар. В настоящее время население Восточной Фракии представлено почти исключительно турками, имеется значительная, но уже исламизированная цыганская община. При этом значительное количество тюркско-мусульманских меньшинств сохраняется в соседних регионах Греции и Болгарии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фракия"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (греч.)
  • (греч.)

Отрывок, характеризующий Фракия

– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.

Можно смело утверждать, что регион Фракии и Мраморного моря - один из первых, с которым знакомятся многочисленные гости Турции, как только решают выехать из курортной зоны и прикоснуться к богатейшему историческому наследию страны.

Одно только перелистывание страниц истории Фракии, с древнейших времен до наших дней, поражает количеством этнических культур, сменявших друг друга, выдающихся имен, властных завоевателей и покоренных народов.

Представлявший некогда единое целое, и разделенный на сегодня между Турцией, Грецией и Болгарией исторически, регион Фракии и Мраморного моря, безусловно, заслуживает особого внимания путешественников. Сегодня под именем Румелия, именно Фракия и составляет регион Европейской Турции.

В античные времена древняя Фракия находилась на территории европейской части района Мраморного моря, а в Анатолии (на азиатском берегу) располагались Фригия и Вифиния. Эти страны были тесно связаны с античной Грецией, но с течением времени, в начале новой эры, вошли в состав Римской империи, а после Византии. К середине XV века были полностью завоеваны османами.

Страницы истории :
Катастрофа, постигшая мир поздней Эллады вследствие вторжения дорийцев, не обошла и земли Фракии. Колесницы дорийских завоевателей пересекли Балканы с севера на юг, всюду сея разрушение и смуту. Хаос, внесенный вторжением дорийцев (XIII-XI вв. до н. э.), и последовавшее вслед за этим давление киммерийцев (X-VIII вв. до н. э.), а позже и скифов (VIII-III вв. до н. э.) во многом спровоцировали продвижение фракийцев частью в Малую Азию, а частью к северо-востоку от Нижнего Дуная, в район Западной Подолии (Украина), где фракийцы растворились в среде носителей белогрудовской и чернолесской культур, представлявших оседлое восточное крыло славянской общности Европы.

Согласно одной из многочисленных легенд, древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. В прежние времена Фракия славилась разнообразием и богатством металлов, прекрасными лошадьми и искусными всадниками. Однако уникальное географическое положение превратило регион в некий перекресток, где сходились пути различных народов, мигрировавших между континентами, зачастую враждуя друг с другом. Следы древнейших цивилизаций, оказавших влияние на историческое развитие Европы и Азии, встречаются тут повсеместно.

Сегодня регион Фракии и Мраморного моря, включающий 11 провинций, один из самых привлекательных центров культуры, искусства и туризма. Центром всего региона, городом, где идея взаимного влияния культур нашла наиболее полное выражение, безусловно, стал прекрасный мегаполис Стамбул, раскинувшийся на обоих берегах Босфора.

Район Мраморного моря славится своими термальными источниками, имеющими уникальные лечебные свойства, так как вода в них богата серой и железом. Близ Измитского залива находится курорт Ялова, горячие ключи которого были известны еще во времена Римской империи. Термальные источники Бурсы стали популярны при императоре Юстиниане, по приказу которого над ними возвели первые здания общественных бань.

Интересно, что население Восточной Фракии, как и Фракии вообще, в Средние века было преимущественно греко-славянским, а с конца VII века славяне численно преобладали, составляя значительную долю населения городов, в особенности Одрина (Эдирне).

После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году славяне становятся основной этнической группой региона. После турецких нашествий XIV—XV веков к ним добавился и мощный тюркский элемент.

В настоящее время население Восточной Фракии представлено почти исключительно турками, хотя имеется значительная, но уже исламизированная цыганская община. Климат в районе Мраморного моря в целом можно назвать умеренно теплым. В летнее время здесь теплее, чем на побережье Черного моря, но прохладнее, чем на побережье Эгейского и Средиземного морей.

Восточная Фракия и побережье Мраморного моря - это равнинный регион, для которого характерны жаркое лето, мягкая и дождливая зима. Район Мраморного моря — это земля прекрасных парков и садов. Холмы и горы, возвышающиеся над равнинной местностью побережья, покрыты лесами. Наиболее часто встречающиеся виды деревьев — кипарисы, миндаль, оливки, каштан, магнолия, лавр.

Склоны гор покрыты виноградниками. Эта местность славится уникальными сортами персиков и инжира. Путешественников сопровождают картины удивительной красоты на всей территории региона, как в архитектурном строительстве городов и поселков, так и культуре местных жителей.

Многовековая история района Мраморного моря, являющегося естественной зоной соприкосновения Запада и Востока, оставила в память о себе огромное количество интереснейших следов, каждый из которых достоин носить гриф «обязательно посмотреть» или «нельзя пропустить». Такими символами эпохи в районе Мраморного моря являются три города, которым в разное время доводилось быть столицами Османской империи — Стамбул, Бурса и Эдирне, а также одно из самых прославленных мест на земле — Троя.

Фраки́йцы (др.-греч. Θρᾳκός ; лат. Thraci ) - древний народ, обитавший на востоке Балкан и прилегающих территориях. Говорили на фракийском языке, который большинство авторов относит к индоевропейским.

Внешний облик

Греческий философ Ксенофан описывает фракийцев внешне отличных от греков вследствие рыжих волос и голубых глаз.

Происхождение

Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской, либо белогрудовской культуры. Поскольку фракийцы являются индоевропейцами, то их предки могли оказаться на Балканах лишь после разгрома Трипольской культуры (Триполье-Кукутень). В II тыс. до н. э. обособились на Карпатах от прочих индоевропейцев и тогда же мигрировали на южный берег Дуная.

Согласно данным современной генетики фракийцы были носителями "арийской" гаплогруппы R1a.

Исторические области фракийцев

Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.

  • Фракия (Болгария и европейская Турция)
  • Дакия (Румыния)
  • Вифиния(северо-западная Анатолия)
  • Мизия (северо-западная Анатолия)

Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря

К V веку до нашей эры фракийцы заселяли северо-восток Балкан и земли, прилегающие с запада к Чёрному морю. Геродот в 5-ой книге назвал их вторыми (после индийцев) по численности в известном мире, и потенциально самыми мощными в военном плане - если они прекратят внутренние склоки. В ту эпоху фракийцы были разделены на большое количество враждующих племён, об их внутренних войнах красочно поведал Ксенофонт в своём «Анабасисе». Однако фракийцам удавалось создать на некоторое время непрочные государства, такие как Одрисское царство, самое крупное в Европе V в. до н. э., и в римское время: Дакия во главе с Буребистой. После вторжения кельтских племен во Фракию, образуется царство галлов со столицей в городе Тилис.

В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.

Однако небольшие группы фракийцев существовали еще до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., т.о. не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами.

Археология

На протяжении 2000-х годов археологи производят раскопки в центральной Болгарии, в местности, названной ими «Аллеей фракийских царей». 19 августа 2005 появились сообщения, что удалось обнаружить столицу Фракии неподалёку от современного города Карлово, Болгария. Множество гладких обломков керамики (куски черепицы крыш и греческих ваз), обнаруженных при раскопках, говорят о богатстве жителей города. Министр культуры Болгарии заявил о своей поддержке дальнейших раскопок.

Записи о фракийцах

Записи о фракийцах в Илиаде рассказывают в основном о Геллеспонте, и о племени Киконы, которое воевало на стороне троянцев (Илиада, книга II). От фракийцев, к их соседям грекам перешло множество мифических существ, таких как бог Дионис, принцесса Европа и герой Орфей.

В седьмой книге своих историй Геродот описывает снаряжение фракийцев, воюющих с персами:

У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх - пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами. После переселения в Азию это племя получило имя вифинцев, а прежде, по их собственным словам, они назывались стримониями, так как жили на Стримоне. Как говорят, тевкры и мизийцы изгнали их с мест обитания. Начальником азиатских фракийцев был Бассак, сын Артабана.

В своей пятой книге Геродот описывает обычаи фракийских племён:

У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, что выбор пал не на них: ведь это для них - величайший позор. Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. Целомудрие девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, верность замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почётом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почётной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.

Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета, Тирас. Он также утверждал, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их.

Фракийские племена

Ниже представлен неполный список фракийских племён:

  • Бизалты
  • Битины
  • Киконы
  • Даки:
    • Апулиты
    • Карпы (народ)
    • Костобоки
    • Сукьи
  • Эдоны
    • Сифоны
  • Мушки
  • Сатры
  • Травсы
  • Трибаллы
  • Одоманты

Не полностью фракийские племена:

  • Агафирсы(Скифско-фракийское племя)
  • Дарданы(племя, смешанное из фракийцев,иллирийцев и возможно пеонианцев)

Известные фракийцы

  • Буребиста - царь Дакии, подчинивший своей власти огромную фракийскую территорию от современной Моравии на западе до реки Буг на востоке, от Карпат на севере, до Дионисополиса (современный Балчик) на юге.
  • Децебал - король Дакии, победивший во множестве сражений с римлянами, но был разбит войском Траяна.
  • Орфей - в древнегреческой мифологии певец, музыкант, игравший на лире. Сыграл важную роль религии Греции и Болгарии.
  • Спартак - римский гладиатор, поднявший восстание на Апеннинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне, известной как «Третья война рабов» или «Восстание Спартака».

Литература

  • Данов Х. М. Древна Тракия. - София: 1968.
  • Златковская Т. Д. Возникновение государства у фракийцев (VII-V вв. до н. э.). - М .: 1971.
  • Фракийское искусство и культура болгарских земель. Каталог выставки. - М .: 1974.
  • Цончева М. Художественото наследство на Тракийските земи. - София: 1971.
  • Detschew D. Die Thrakischen Sprachreste. - W.: 1957.
  • Wiesner J. Die Thraker. - Stuttg.: 1963.
  • Болгарская академия наукы История Болгарии, том 1. - София: 1979.

«Спартак, фракиец из племени медов», - пишет о нем Плутарх.

Фракия, земля населенная многочисленными племенами фракийцев (гетами, даками, одриссами, трибаллами, медами), располагалась на территории современной Болгарии, но жили фракийцы и на территории современной Румынии, Македонии, Украины и даже в Турции, где у берегов Черного моря лежала земля «азиатской Фракии» - Вифинии.

Первое упоминание о фракийцах и Фракии содержится в «Илиаде» Гомера. Чудесной страной предстает здесь Фракия, так не похожей на ту, какой ее знали греки последующих столетий. «Мать стад руноносных овечьих», «Страна укротителей конных», плодородная, изобильная дарами земли.

Славилось фракийское вино: «…аргивяне его ежедневно

В черных судах от фракийцев привозят по шумному морю».


Быстрота и сила фракийских коней: «снега белее они, быстротою же ветру подобны».

Ремесла процветали. Внушали удивление и зависть изукрашенные золотом и серебром колесницы фракийских вождей, их оружие, их золотые доспехи:«…которых не людям, подверженным смерти,

Больше всего подобало б носить, а бессмертным богам лишь».


Сами фракийцы предстают на страницах «Илиады» людьми отважными, благородными, обладающими высокой культурой. Гомер упоминает фракийца Фамира, похвалявшегося, что он одержит верх в пении над самими музами, и в наказание за это ими ослепленного. Тут же нельзя не вспомнить и о другом великом певце Фракии, Орфее.

Но за эпохой расцвета, пришедшейся на Гомеровские времена, наступили долгие века угасания. Нельзя сказать, чтоб сокрушительное вражеское нашествие или неутихающие межплеменные войны (хотя и они бывали в истории страны) уничтожили богатейшую фракийскую культуру. Все пожрал медленный пламень истории, так что теперь лишь на основании отдельных археологических находок и упоминаний в исторических записях других народов мы можем судить о том, какой была Фракия.

Неисчерпаемые богатства Фракии влекли алчных соседей, а отсутствие единства между племенами превращали ее в удобный плацдарм для колонизации. Греки уже с VIII в. до н. э. вывели сюда множество колоний (на полуостров Халкидику, Абдера, Маронея); знаменитые, богатые золотом и серебром Пангейские рудники, открытые и разрабатываемые фракийцами, с 437 до н. э. принадлежат Афинам.

Самое крупное государство Фракии - Одрисское царство, сложившееся в начале V века до н. э. и подчинившее, по свидетельству Фукидида, большинство фракийских племен, своим богатством во многом было обязано греческим колониям. Можно представить, насколько выгодной для греков была фракийская торговля, если они готовы были уплачивать царю одриссов за протекторат огромную дань в 400 талантов, причем на такую же сумму он получал дары в виде изделий из драгоценных металлов. В свою очередь цари одриссов были заинтересованы в развитии торговли, для чего требовался постоянный приток продуктов сбыта. Этого добивались за счет жесткого управления захваченными территориями, где центральную власть представляли соправители, так называемые парадинасты. Они осуществляли царский контроль над отдельными областями страны, пользовались широкой автономией в своих действиях, имели право чеканить монету со своим именем. Им, в свою очередь, подчинялись их соправители с более узкими прерогативами власти. Те и другие происходили из царского рода. Автономия парадинастов, а также недовольство подчиненных племен грабительской системой управления, выгодной только греческим торговым партнерам одрисских царей, уже на рубеже V - IV веков привело царство одриссов к затяжному кризису, о котором красноречиво писал Ксенофонт в своем «Анабазисе». Представители разных ветвей рода Тереса, основателя Одрисского царства, вступили в ожесточенную борьбу между собой. Единое царство распалось на несколько частей. Это было время укрепленных замков, где цари и царьки день и ночь держали наготове оседланных коней, чтоб в случае опасности немедленно умчаться из захваченной страны.

А между тем набирает силу еще один могущественный и опасный сосед Фракии - Македония. С середины IV века она представляет собой мощное единое государство. В 342 г., пользуясь раздробленностью фракийцев, царь Филипп, отец Александра, подчиняет себе внутренние районы Фракии. На территории между Пестом и Понтом Филипп создал так называемую Фракийскую стратегию, которая управлялась наместником, назначаемым царем, и платила огромную подать. Впрочем, с III века до н. э. отношения с Македонией меняются. Царь Филипп V заселяет фракийцами македонские земли, обезлюдевшие в результате непрерывных войн. Он использует Фракию в качестве стратегического резерва в своих войнах с Римом. Так, например, фракийская конница определила исход сражения при Лариссе в ходе Третьей Македонской войны.

К сожалению, в отсутствие единого государства все мужество и прославленная доблесть фракийцев могли обусловить лишь незначительные военные успехи. Их кровь лилась в чужих войнах (многочисленные военные дружины фракийцев составляли отряды наемников в разных армиях), а сама Фракия превращалась в арену противоборства могущественных противников. В IV веке здесь мерились силами Македонское и Скифское царства, в начале III века до нашей эры страна надолго попала под власть кельтов, разграбивших ослабевшую страну. Со времени господства кельтов во Фракии уже не встречается захоронений с богатым погребальным инвентарем, что было характерно для IV - начала III вв. И, наконец, в 188 г. во Фракии появились войска римского полководца Гн. Манлия Вульсона, возвращавшегося через Фракию из Малой Азии после окончания Сирийской войны.

Прекрасным обобщением истории Фракии служат слова Геродота: «Фракийцы - народ самый многочисленный на земле после индийцев. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость».

«История» Геродота - наиболее полный источник, повествующий об обычаях фракийцев. Вот что он пишет:

«Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, [что выбор пал не на них]: ведь это для них - величайший позор.

Обычаи прочих фракийцев вот какие: детей своих они продают на чужбину. [Целомудрия] девушек они не хранят, позволяя им вступать в сношение с любым мужчиной. Напротив, [верность] замужних женщин строго соблюдают и покупают себе жен у родителей за большие деньги. Татуировка [на теле] считается у них [признаком] благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи».

Очень странным выглядит обычай (именно обычай, а не вынужденная мера) фракийцев продавать своих детей в рабство. Можно предположить, что он находится в прямой зависимости от обычая предоставлять девушкам свободу до брака. Судьбу прижитых от внебрачных связей детей решал, видимо, супруг матери, а для небогатого фракийца невозможно было кормить чужих детей, отнимая кусок хлеба у своих, и детей продавали.

С точки зрения афинян, обитателей знойной Аттики, Фракия была северной страной. Зимой там выпадал снег: «Тогда выяснилось, почему фракийцы носят на головах и ушах лисьи шкуры, а также хитоны, прикрывающие не только грудь, но и бедра» (Ксенофонт, «Анабазис»).

Геродот описывает одежду фракийцев так: «Фракийцы имели на головах лисьи шкурки, на теле хитоны, а сверху длинные пестрые плащи, на ногах и кругом икр - обувь из козьей кожи». На греческих вазах часто встречаются изображения фракийцев в подобной одежде.

Орфей у фракийцев. Роспись кратера. Ок 450 г. до н. э.