Иркутянин-святогорец Иннокентий (Сибиряков). Биографические повествования

«Таких теперь не бывает», - вот самое ясное заключение по поводу. Не должно было быть его и в то время, когда он жил, потому что присутствие его там - это нарушение закона всемирного тяготения новых поколений к земле, а не к небу. Но он был, этот человек, богатый юноша из евангельской истории.

Собственно, эти слова просто пересказ сказанного о великом бессребренике насельником Свято-Андреевского скита и его современником монахом Климентом . «И я им не могу не восхищаться теперь так же, как восхищался некогда, во время его жизни, как когда-то, в детские свои годы, восхищался я героями Четий -миней».

Это был человек, вступивший в борьбу собственным богатством, безмерно расточавший его на помощь нуждающимся. Его можно поставить рядом с Филаретом Милостивым, Петром мытарем, продавшим в себя в рабство и другими великими подвижниками, но есть в этом миллионере нечто, что делает его особенным. Иннокентий Михайлович происходил из семьи благотворителей, прославившихся на весь мир.

В 1932 году весь мир внимательно следил за «Сибиряковым», который совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути за одну навигацию. Все крупные газеты печатали ежедневно сводки о ходе экспедиции. Когда «Сибиряков» повстречал пароход «Лену», построенный Сибиряковым, научный руководитель экспедиции проф. В.Ю.Визе сказал начальнику экспедиции О.Ю.Шмидту: «Меня не оставляет странное полумистическое ощущение, что в этом плавании за нами тенью следуют Норденшельд и Сибиряков». Полумистические ощущения иногда оказываются более достоверными, чем научные факты. «С таким же нетерпением и трепетом, как родственники моряков и учёных, находившихся на его борту, читал сообщения о «Сибирякове» неразговорчивый старик, проживавший в одном из отелей французского курорта Ниццы», - пишет автор статьи о Сибирякове В.Балязин. Как уже нетрудно догадаться, это и был сам А.М.Сибиряков, именем которого ещё в 1914 году был назван ледокол, купленный у англичан, и которого нам уже с 1893 года БСЭ рекомендует считать покойником. И старший брат Александра Михайловича. Но Александр Михайлович, похороненный в 1893 году своими коллегами - местными купцами, которые, по рассказам иркутян, «недолюбливали учёного коллегу» и в изданном в Иркутске справочнике писали о нём уже в прошедшем времени, живо интересовался достижениями отечественного ледокола с его именем, потому что, будучи сам «похоронен», не смог похоронить в себе любовь к России. Этот бедный старик, по воспоминаниям председателя шведского географического общества Хессельмана, посетившего его в 1921 году, носил потёртую одежду и питался более, чем скромно. Ещё же точно известно, что никому из интересующихся героическим плаванием «Сибирякова» этот старик не сказал, что он - тот самый Сибиряков, только без кавычек. И поэтому трудно обвинить кого-либо из многочисленных русских жителей Франции, что они не пришли проводить в 1933 году «в путь всея земли» этого бедняка, бывшего когда-то одним из самых богатых людей России, предоставив эту честь трём шведам и одной француженке и, разумеется, русскому батюшке. Впрочем, удивительная скромность этого человека поражала даже тогда, когда он был миллионером.

Александр Михайлович был меценатом, и число его благодеяний составит солидный список: 100 000 рублей на строительство Томского Университета, 50000 рублей на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища, 500 000 рублей на дела просвещения, 3500 на строительство иркутского драматического театра. Открытие народных школ, обустройство Томского университета... Но главное внимание ‑ изучению водных путей Сибири.

После перестройки возник интерес к семье Сибиряковых, фамилия которых стала символом благотворительности. Первые работы В. Балязина, Н.В. Вехова были посвящены в основном деятельности старшего брата - Александра Михайловича. Статьи П. Троицкого и книга Т. Шороховой стали первыми попытками познакомить читателей с жизнью и подвигом младшего брата ‑ Иннокентия Михайловича. История знаменитых братьев, ставших символом благотворительности, была услышана высшими людьми нашего государства. Так, 6 августа 2012 года Президент России Путин на заседании Попечительского совета Русского географического общества, ппроходившем на Валааме, сказал:»один из расположенных здесь скитов- Воскресения Христова - возведён на рубеже ХIХ-ХХ веков на средства члена РГО Иннокентия Сибирякова, который вложил в исследовательские, научные проекты значительную часть своего состояния.

У него было семьдесят личных стипендий и стипендиатов. На его деньги существовало первое в России высшее учебное заведение для женщин - это Бестужевские курсы, и открылся первый женский мединститут. И широко известно высказывание Сибирякова: «Мои миллионы - результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым, завладев их трудом». Он выдающийся был человек и действительно многое сделал.

Деятельность Сибирякова, других выдающихся благотворителей не только сохранила их имена в веках, но и стала образцом бескорыстного служения людям, своему Отечеству, стала образцом для последующих поколений, примером, на который мы опираемся и сегодня, активно возрождая традиции меценатства. » http://sibiriakov.sobspb.ru/sibnasledie/103sibnas_putin-insib.html

Тому, что фамилия Сибиряковых снова зазвучала в России, способствовали в первую очередь труды Просветительского общества им. схимонаха Иннокентия Сибирякова, развернувшего свою деятельность в первое десятилетие XXI века. Но время идет, и наследие Сибиряковых изучается и осваивается дальше.

Иннокентий Михайлович пожертвовал в один из нижегородских монастырей 150000 рублей. Казалось, деньги стали для него омерзительными и он начинает с ними титаническую борьбу, но капитал его так велик, что он не может одолеть своего противника.. Это поспешность едва не приводит его к катастрофе. Однажды, войдя в Знаменскую церковь, что на углу Невского проспекта и Знаменской улицы, он протянул стоящей на паперти монахине серебряный рубль. Та, привыкшая к милостыне в несколько мелких момент, умилилась и на глазах жертвователя, опустившись на колени, стала молиться перед образом Божией Матери «Знамение». Эта сцена тронула Иннокентия Михайловича, он тут же спросил у монахини, из какой она обители и где живёт в Петербурге. На следующий день Сибиряков явился по указанному адресу и передал сборщице все свои наличные деньги, которых у него оказалось на тот момент около 190 тыс. рублей. Та пришла в ужас от этой суммы и не смогла принять её беспристрастно на нужды монастыря. Тут возникли какие-то подозрения, и она заявила об этом случае в полицию. Дело было предано огласке, началось следствие, и, увы, родственники Иннокентия Михайловича нанесли ему тяжёлую рану, заявив о его невменяемости. Дело перешло в суд. Суд признал миллионера «в здравом уме и твёрдой памяти», и указанная сумма по праву перешла в Угличский женский монастырь. Иннокентий Михайлович передал колоссальную сумму своему духовнику архимандриту Давиду для завершения работ на подворье и на строительство собора апостола Андрея Первозванного на Афоне - 2.400.000 руб! .

Но если Александр Михайлович был только благотворителем, то его младший брат Иннокентий не остановился на этой добродетели. В 1894 году Иннокентий Михайлович - в тридцать три года - решает принять монашество и переселяется жить послушником на Афонское подворье. 1 Октября 1896 года его духовный руководитель архимандрит Давид постригает уже бывшего миллионера Иннокентия Михайловича Сибирякова в иноческий чин - первую ступень к монашеству. «Как хорошо в этой одежде! Нигде не давит! Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся» ‑ эти слова Иннокентия Михайловича, сказанные, когда он впервый олекся в подрясник, вошло в историю.

Духовный отец направляет инока Иннокентия (Сибирякова) на Афон в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения Церкви и благу Отечества. Но на Афоне он пробыл менее года и 1897 году вернулся к духовному отцу. С той поры и до конца жизни он уже больше не расставался со своим духовным руководителем и вскоре вновь поехал на Афон. Почему же о. Иннокентий едет на Афон и затем быстро возвращается обратно? Добрые дела ненавистны врагу нашего спасения. Если ранее за помощь бедным и обездоленным Иннокентия Михайловича хотели объявить ненормальным и отдать его под опеку, то когда же о. Иннокентий обращается на монашеский путь и едет на Афон, то против него возбуждает дело женщина, которой еще совсем недавно Сибиряков предлагал руку и сердце. К сожалению, тот круг общества, к которому по происхождению принадлежал Иннокентий Михайлович, не всегда соблюдал правила христианской нравственности и Сибиряков имел двоих детей от некоей прусской подданной Марии Михайловны Иотцат. От связи с этой женщиной родились сын, вскоре умерший, и дочь Елена. После обращения к Богу Иннокентий Михайлович, возможно под влиянием отца Давида, предложил ей руку и сердце. Из переписки видно, что он готов был помогать средствами не только М.М. но и ее сестре. И как всегда и везде открыто и нелицемерно предлагал помощь, но брак так и не состоялся и, вероятнее всего, по причине несогласия его бывшей любовницы. 3 июня 1894 года он пишет ей письмо и просит простить его за все то зло, которое он, по его мнению, причинил женщине. Он был готов заботиться о дочери и жене (предлагает купить или снять для нее дом в Петербурге, отправить ее сестру на юг для лечения) и вообще и дальше помогать Марии Михайловне. В конце письма он пишет проникновенные слова истинного христианина: «Плохо, когда живешь без Бога, ходишь, как в темноте, и творишь самые безобразные поступки и даже считаешь их при этом за хорошие. Искренно Вам преданный и желающий Вам здоровья и всего хорошего И. Сибиряков». Настолько сильно было его раскаяние, что в этот же день он пишет еще одно письмо, в котором говорит: «Диавол был в моей душе и заслонял от меня истину. Слава Богу, я очень рад, теперь я могу сообщить Вам, что я с радостью желаю исправить свой грех относительно Вас вполне, именно, позвольте мне просить Вас быть моей законной женой». И приглашает ее тотчас приехать в Петербург и обвенчаться. Но, брачный союз так и не был заклеченен. Когда же Иннокентий Михайлович встает на монашеский путь, это вызывает бурную реакцию у означенной особы: она подает в суд и просит привлечь к ответственности Сибирякова, якобы бежавшего по совету о. Давида на Афон. Читая это письмо, представляешь, насколько люди подобные о. Иннокентию беззащитны от аферисток. «Несколько лет тому назад совратил он меня от трудолюбивой жизни и, клятвенно обещав на мне жениться, прижил со мною сначала сына, который, а потом дочь. Теперь же бросил нас, не обеспечив как следует по его состоянию . Такой бесчестный поступок Сибирякова вынудил меня, в защиту попранных прав наших, обратиться к Санкт-Петербургскому Судебному следователю, который производит по этому делу следствие, остановившееся теперь за побегом Сибирякова в Вашу честную Афонскую Гору. Неужели вы потерпите, в посрамление Святого Афона, пребывание среди себя такого безнравственного человека, который не исполняет своих прямых человеческих обязанностей, а между тем, разными денежными пожертвованиями старается приобрести славу благотворителя . И подумать, что все это Иннокентий Сибиряков делает с благословения также вызываемого Судом по этому делу монаха Давида, который неотступно за ним следует и содействовал вероятно ему советами своими постыдно бежать из России ...» Видно, что устами этой женщины говорит диавол в бессильной злобе на человека, оставившего мир, пожертвовавшего все свое состояние на помощь бедным, на возведение храмов Божиих. Как только Сибиряков отказывается от греховной жизни, становится на путь спасения - это вызывает бессильную злобу диавола и человека, оставившего греховную жизнь, обвиняют в безнравственности. Поэтому звучит и клевета на Сибирякова, что он бросил ее и ребенка и бежал от суда, и что он будто бы только претворяется благотворителем. Неизвестно перед кем и для чего. И даже на человека высокой духовной жизни архимандрита Давида (Мухранова) возводится клевета. Заметим, что именно этот шаг ‑ принятие монашества ‑ оказался настолько страшен для врага нашего спасения. В довершение всего заметим, что Мария Михайловна Иотцат (или Готцат) проживала в Петербурге на улице Теряева, значит пользовалась помощью о. Иннокентия, по крайней мере с 1896 г. Марии Михайловне Иотцат (Iотцат - так, хотя в Адр. книге Яблонского на 1896 г. она фигурирует с фамилией Готцат). Значит, перед тем, как стать монахом Иннокентий Михайлович выполнил свое обещание и купил дом прусской подданой.

Иннокентий Михайлович своим необычным для того времени поступком породил немало легенд. Как и старший брат он сильно выделялся среди людей своих круга, для которого был характерен кутеж, прожигание жизни и разврат. Но если его старшего брата ненавистники похоронили раньше времени, то Иннокентия Михайловича объявили сумасшедшим, ведь не только жертвовать крупные деньги, но постричься в монахи было признаком душевного нездоровья для той части общества. Поступок о. Иннокения породил множество легенд в тогдашнем обществе. Так в «Троицкий Листках излагается такая история.

«Поразительно обращение к Богу бывшего строителя Андреевского скита на Афоне Сибирякова. Сын весьма богатых родителей и рано осиротевший, он, в окружении дурных друзей, встал на путь разврата и пьянства. В чаду распутных увлечений на него напала неизъяснимая смертельная тоска, которая стала настолько невыносимой, что он решил застрелиться. За день до того Сибиряков задумал сделать предсмертное распоряжение об имуществе. В связи с этим ему необходимо было побывать в Государственном банке. Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую от голода, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Бедность и страдальческое лицо женщины тронули Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: «Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю их жизнь. Пусть помина» мою душу». А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: «Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу» -уехал. Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Такова благодатная сила милосердия! Проезжая мимо Казанского собора, он вспомнил, как часто привозила его сюда мать к иконе Божией Матери и как пламенно она молилась перед ликом Царицы Небесной. У него появилось непреодолимое желание помолиться в соборе. Оставив экипаж, он вошел в храм, подошел Казанской чудотворной иконе Божией Матери и пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колени перед Богоматерью, он в одно мгновение почувствовал всю свою вину перед Богом за свою бесплодно прожитую, порочную жизнь. Не смея просить себе прощения, он, плача, только находил в себе силы повторять: «Матерь Божия, спаси меня!» Долго-долго плакал он, и слез: облегчали его сердце. Наконец он поднялся от иконы и, выходя к Казанского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душою В банк для окончания своих дел он не поехал. Отчаянные мысли в не: вовсе исчезли. Напротив, жизнь для него стала теперь настолько дорогой что он почувствовал в ней неоценимое сокровище. Приближаясь подъезду своего дома, он еще издалека увидел ту бедную женщину ребенком, которой обещал помощь, и рад был видеть ее, как Самого Христа. Она явилась причиной его душевного воскресения. Обеспечив ее и ребенка на всю жизнь, он отпустил их с миром, прося молитвенно помнить его до конца. Опасаясь влияния прежних друзей, Сибиряков быстро ликвидировал все свои дела в нашей северной столице и вскоре выехал на Афонскую гору. Здесь остался предварительно на испытательный срок в качестве богомольца, а потом вступил в число братств. Андреевского монастыря. Жизнь свою Сибиряков ознаменовал бесчисленными благодеяниями и закончил ее, соорудив на свои средств величественный собор в Андреевском скиту на Афоне, где и скончался в сане иеросхимонаха. (Троицкие листки с луга духовного. С. 93.)»

Не знаем реальна ли хотел Иннокентий Михайлович покончить жизнь самоубийством, и действительно ли так все было, как повествовала одна из легенд того времени, но очевидно, что он был человеком чистым и сентиментальным и опытная авантюристка легко бы смогла добиться от него всего, что хотела. Вряд ли кто-то сейчас сможет объяснить до конца эту историю с госпожой Иотцат, но не представляется она невинной жертвой, отращённой негодяем от «трудолюбивой» жизни. Скорее всего ей представлялось безумием это пострижение в монахи и в нем она видела серьезную угрозу капиталу Сибирякову, а главное его капиталам, который очевидно играл непоследнюю роль в их взаимоотношениях.

Быть может для главы нашего государства важнее вспоминание о великом меценате. Но, для Православной Церкви человека важнее другое. История любовной связи с Марией Михайловной, покаяние и принятие монашества, делает пример золотопромышленника особенно важным для нас. Без этого завершения жизнь Иннокентия Михайловича была бы каким-то парадоксом мира, поклоняющегося мамоне, происшедшем то ли из-за безумия, то ли из-за филантропии свойственной и для западного мира. Путь же, которым прошел схимонах Иннокентий, ‑ это жизнь православного человека. И жизнь его закончилась в тот момент, когда он совершил все, что должен был совершить. Покаялся, раздал богатство, разорвал греховные узы и принял монашество, и, приняв великую схиму, по афонской традиции, решил навсегда пребывать на Святой Горе. И такой пример покаяния для нас неизмеримо более ценен, планомерная благотворительность преуспевающего человека.

Мы не знаем, как Сибиряков урегулировал это дело, но вскоре он с о. Давидом вновь поехал на Святую Гору, где вскоре скоропостижно скончался 6 ноября 1901 г. Но за это небольшое время он успел на Афоне совершить немало добрых дел. На его средства (как уже писалось выше) завершается великолепный собор Андреевского скита. Мы, к сожалению, пока не знаем всех благодеяний о. Иннокентия на Афоне. На территории Лавры находится скит Каруля ‑ место, где подвизаются самые суровые отшельники. В XIX веке этот скит активно заселяется русскими монахами. Пантелеймонов монастырь, поддерживавший русских пустынников и келлиотов, помогает и русским подвижникам, обосновавшимся на Каруле. Насколько велика была эта помощь можно судить по тому, что в некоторых архивных материалах монастыря Каруля считается своим скитом, как Крумница или Новая Фиваида. По преданию, скит этот был основан еще в древности разбойником, которого отправили в эти места на покаяние. Что это был за скит хорошо иллюстрирует история, описанная одним паломником.

В конце XIX века мимо Карули проплывал пароход, с борта которого один русский монах с удивлением взирал на сооружения, казалось бы прилепившиеся к скале и чудесным образом удерживавшиеся на ней.. Рядом стоял немец, он даже не удивлялся, а просто не верил, что это человеческие жилища. Разве можно жить в такой конурке над пропастью? Видимо, русский монах знал немецкий и вступил с ним в спор, убеждая его, что там живут настоящие монахи. И вдруг спор их был разрешен необычным способом, из оной из каливок наружу высунулась седовласая глава подвижника, украшенная длинной белой бородой. Немец был сражен.

Келлия во имя святителя Иннокентия Иркутского была построена на деньги Сибирякова. Можно представить себе и благолепие карульского храма. Теперь только представить. Мне сербский отшельник, живущий неподалеку, показывал свою фотографию, снятую в этом храме. Увы, мне не удалось побывать в этом храме - он сгорел в начале XXI века.

Келлия во имя святителя Иннокентия Иркутского до пожара

Недолгое время жил в этой келлии архимандрит Софроний (Сахаров). Через некоторое время после него здесь подвизался подвижник - о. Парфений. И о нем мы, увы, можем вспомнить совсем мало. А его жизнь без сомнения могла бы украсить Афонский Патерик. Известно только, что он был княжеского рода и, по собственному его воспоминанию, играл в детстве с будущим греческим королем Георгом II. Многие афонские монахи ощущали, как от него при жизни исходило благоухание... Всего лишь два факта... А что между ними?.. Можно только догадываться: смирение, добровольная нищета и многие подвиги.

«Когда он открыл мне калитку своей кельи, я увидел его перед собой, как символ победы над мирской славой и суетой. Аристократическая, благородная фигура, одетая в порванную рясу» (Архимандрит Херувим. «Из удела Божией Матери»). После о. Парфения в этой келлии подвизался иеромонах Серафим родом с Дальнего Востока, учеником которого и был серб о. Симеон, при котором погибла эта афонская келлия.

Келлия о. Софрония после пожара


Возрождением келлии занялось недавно образованное московское братство во имя Схимонаха Иннокентия (Сибирякова). Удалось частично возобновить келлию и 9 декабря 2014 года на престольный праздник в возрождаемом храме была отслужена Божественная Литургия. На праздник съехалось много гостей и почитателей памяти знаменитого монаха-благотворителя из Москвы, Сибири и Европы.

Так Иннокентий Михайлович Сибиряков, схимонах Иннокентий, обретает почитание не только в среде благотворителей, но и среди афонской монашеской братии. Возможно изучение афонского периода жизни о. Иннокентия только начинается.


Наставления и утешения святой веры христианской, 1911, Монах Климент. «Бессребреник нашего времени» стр 509-519

Забытые страницы русского имяславия. М. 2001 Прошение иноков-изгнанников афонских во всероссийский съезд духовенства и мирян о прекращении церковного на них гонения и о восстановлении их иноческих прав.299-300

По карульскому преданию о. Парфений принадлежал к царскому роду Романовых. В 25 номере «Русского паломника» опубликованы воспоминания схимника Макария о карульских монахах. Об о. Парфении говорится так: «Личность таинственная. Слышно было, что принадлежал к известной княжеской фамилии. Очень редко кого принимал в своем домике с церковкой. Часто служил Св. Литургию, а помогал ему о. схимонах Зосима-карулец, пел и читал на клиросе. Других он не допускал на свое служение. Я все же один раз удостоился быть принятым в его домике, и в беседе с ним за чашкой чая ясно увидел, что он не из простых людей. Не буду останавливаться на нашей беседе. Но он был подвижник и делатель умной молитвы. Его собранность чувств, его отчужденность от мира говорили сами за себя, подавая пример и нам, желающим спасаться. Его дворик с церковкой находился внизу, недалеко от моря, окруженный оградою. Дворик был нам хорошо виден с дорожкой посередине, по которой о. Парфений имел привычку ходить и тянуть четку. Почил тихо и мирно, и незаметно. Какова была его жизнь, такова и кончина

Иеросхимонах Серафим родился около 1903 года и юношей вместе со своими родителями бежал в Китай. Там он получил высшее инженерное образование. Затем он уехал в Сербию, где поступил в Мильковский монастырь. Когда во время Второй Мировой войны на монастырь напали титовские партизаны, то он вместе с о. Антонием (Медведевым), впоследствии архиепископом Сан-Францисским, и о. Стефаном (Карульским) бежал из монастыря через окно. По воспоминаниям о. Стефана вдогонку им свистели пули. Затем прибыл на Афон, где поселился в келье св. Саввы на Капсале, а затем уже переселился на Карулю. За два месяца до смерти о. Серафим обратился к доктору и осенью 1981 во время пребывания в женском Свято-Троицком монастыре в Ламии около г. Волос скончался. После оставил несколько дневников, в которых записывал мысли о спасении. Составлено по публикации в «Православной Руси» № 16 за 2005 год.

На этом фоне уникальной выглядит фигура золотопромышленника Иннокентия Сибирякова, одного из самых богатых людей дореволюционной России. Свой огромный капитал он раздал нуждающимся.

Сумасшедший?

В советское время о Сибирякове (1860-1901 гг.) предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Раздал 10 млн руб. людям - в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 млрд-! Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком.

Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты... Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»

Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели. Выход нашёлся: объявить миллионера сумасшедшим. Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга фон Валь. В 1894 г. на время судебного разбирательства Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали. Историк Татьяна ШОРОХОВА, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь - «просящему - дай»! И этого, увы, многие не поняли».

«В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходных компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн руб., - продолжает Шорохова. - Это умножение капитала выглядит удивительным с учётом того, что за эти же годы миллионы рублей Сибиряков отдал на благотворительность. На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего. На своих приисках он открыл бесплатные столовые и библиотеки. Почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий тысяч рабочих, трудившихся на золотодобыче. К слову, нынешняя «золотая столица» России, где до сих пор добывают большую часть российского золота, - город Бодайбо в Иркутской обл. - основана отцом нашего героя купцом Михаилом Сибиряковым. Это и его поисковая партия обнаружила в знаменитые залежи золота. Семья золотопромышленника жила в Иркутске, здесь в 1860 г. и родился Иннокентий. В 15 лет, оставшись после смерти родителей сиротой, он переехал в Петербург, где окончил известную на всю столицу частную гимназию Бычкова. Потом была учёба в университете. В это время он помогает учёным, спонсирует экспедиции, открывает бесплатные библиотеки и музеи. Огромные средства Сибиряков пожертвовал знаменитому физиологу и педагогу Лесгафту, благодаря чему была основана современная Академия физической культуры им. Лесгафта. В 26 лет у Сибирякова было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом, а потом помогал встать на ноги. На деньги миллионера и его сестры Анны функ-ционировали (первое выс-шее учебное заведение для женщин в России. - Ред.). С его участием основывается в Петербурге и первый женский медицинский институт. В то время Сибиряков делал ставку на науку и просвещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.

Внутренний духовный перелом происходит у золотопромышленника после длительного путешествия по Европе. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царят дух наживы и поклонение золотому тельцу. Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера . Он обращается к православию, ездит по монастырям. Совершает, по мнению окружающих, чудачества. Например, дарит лакею 25 тыс. руб., проходя мимо монахини, собирающей жертву на монастырь, кладёт на сборную кружку серебряный рубль, а увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей все свои свободные наличные деньги - 147 тыс. руб. Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесех; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этот призыв он относил всецело к себе, в его душе уже зрело желание уйти в монастырь. Он говорил: «Часто спрашиваю себя: как в моих руках скопились средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Мои миллионы - результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым». Унизительный судебный процесс, где его дважды освидетельствовали, Сибиряков воспринял как духовное испытание. Лишь однажды воскликнул: «Я раздаю свои, а не чужие деньги!» К счастью, его оправдали, тем самым оправдалось и его имя - Иннокентий, что в переводе значит «безвинный».

«Как я рад!»

«За два следующих года Сибиряков раздаёт 10 млн руб., а также многочисленную недвижимость - дачи и поместья уходят детским приютам и православным общинам, - рассказывает Т. Шорохова. - Я не ставила целью найти в архивах все финансовые документы, подтверждающие помощь Сибирякова организациям и людям, но тем не менее насчитала около 5 млн руб.

После пострига, надев монашеский подрясник, 36-летний экс-миллионер воскликнул: «Как хорошо в этой одежде… Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся!» Он принял мантию с именем Иоанн, через год был пострижен в великую схиму (высший ангельский чин у монахов) с возвращением ему прежнего имени Иннокентий (в честь своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского). Монашеский путь привёл Сибирякова на святую гору Афон в Греции, в русский Свято-Андреевский скит, где он прожил в аскезе и молитвенных трудах 4 года. В 41 год схимонах Иннокентий слёг с чахоткой. Когда за три дня до кончины в его келью вошёл настоятель, схимонах, лёжа на одре, сказал: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».

Отпевали схимонаха Иннокентия 60 священников. Открыв через три года честные мощи отца Иннокентия, насельники увидели, что кость его главы приобрела янтарно-жёлтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на святость. Глава схимонаха Иннокентия сегодня находится на почётном месте в костнице Свято-Андреевского скита.

Иннокентий Сибиряков прошёл великое искушение - богат-ством. Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей. На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путём и пошёл.

Фото из архива Т. Шороховой

Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.
(1 Кор. 3: 19)

В 1867 году в Женеве Ф.М. Достоевский начал работу над одним из своих самых выдающихся произведений, о котором писал племяннице Софье Ивановой: «Идея романа - моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль - изобразить положительно прекрасного человека… Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. На свете есть одно только положительно прекрасное Лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного Лица, уж конечно, есть бесконечное чудо. Всё Евангелие Иоанна в этом смысле; он всё чудо находит в одном воплощении, в одном появлении прекрасного». Роман получил название «Идиот», что в переводе с греческого означает «отдельный, обособленный человек».

Через полтора года произведение публикуется в журнале «Русский вестник», и мир узнаёт о «бедном рыцаре» князе Льве Мышкине. А еще через несколько лет в Санкт-Петербурге началась забавная история. Светские собрания всполошили диковинные слухи: в одну из частных гимназий с правами казенной поступает некий пятнадцатилетний ученик, который в тот же год ее выкупает и фактически заново перестраивает. Как выяснилось, история случилась в действительности: классическая гимназия статского советника Федора Бычкова (по адресу Лиговка, д. 1) в связи с постигшими ее чрезвычайными финансовыми трудностями перешла во владение молодого представителя старинного купеческого рода из Иркутска - он оставался ее домовладельцем еще почти 20 лет. За это время в определенных кругах он снискал славу сумасшедшего, получив прозвище «робкий иркутский купчик». Другие почитали его за добросердечного бессребреника и «просвещенного благотворителя».

В любом случае анекдоты, как он «сорил» деньгами, употребляя их на благотворительность, еще долго ходили не только по светским квартирам, но и по задворкам петербуржского общества. Его педагог, известный профессор-физиолог П.Ф. Лесгафт, которому он потом завещал 350 000 рублей вместе со зданием гимназии, писал о своем подопечном следующее: «Точно так же он не хотел проводить эгоистическую жизнь, окружаясь всеми земными удобствами и удовлетворениями; он жил при самых скромных условиях, и по мере его знакомства с жизненными формами… он становился строже к себе и все более старался избегать всяких телесных развлечений и прихотей. Чуткий ко всему окружающему, он стал верить человеческим нуждам и страданиям и помогать всем к нему обращающимся».

Если внимательно присмотреться к поведению и поступкам молодого человека, то легко заметить, что «робкий иркутский купчик» как будто сошел со страниц романа Ф.М. Достоевского «Идиот». И пусть, в отличие от нищего князя, он был богатейшим наследником сибирских золотопромышленников, их роднило совсем другое. Лейтмотивом жизни «просвещенного благотворителя» стала главная мысль романа, выраженная самим Мышкиным: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

«Если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам как-то становится не по себе»

В 1890-х годах молодой сибиряк снимал скромную квартирку на Гороховой улице, экипаж не заводил, пользовался извозчиком, при этом в буквальном смысле всем раздавал деньги. Сперва он регулярно помогал друзьям-студентам, а со временем молва о его небывалой щедрости разошлась по всему Петербургу, и к его квартире выстраивались огромные очереди разноперого люда. Иногда он принимал по несколько сот человек в день, никому не отказывал и давал каждому ровно столько, сколько у него просили. Среди ходоков встречались не только обездоленные горемыки, нищие, вдовы и сироты, но и промотавшиеся картежники, бражники с перепоя и нечистые на руку пройдохи. Случалось, даже молодые невесты приходили к нему за приданым, и он никому не отказывал. «Жизнь наша красна бывает лишь тогда, - говорил он, - когда всё нам улыбается вокруг… Но если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам как-то становится не по себе».

По словам , «благочестие не состоит из подаяния милостыни, а в сердечном участии». Поэтому в руках «робкого купчика» деньги были не более чем инструментом любви. И нет сомнений, будь Мышкин с достатком, его средства также раздавались бы направо и налево. Так что Федору Михайловичу не было нужды одаривать своего князя миллионами, и без того его детское благочестие и всеохватывающее «сердечное участие» освещают весь сюжет романа.

Что касается молодого сибиряка, то и его сострадание не было избирательным: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Сам он говорил: «Если просят, значит нужно: если можно дать, то есть если имеются средства, то и нужно дать, не производя розыска». Обоим героям дано было познавать мир через любовь, через «сердечное участие», о чем в романе писал Ф.М. Достоевский: «Бросая ваше семя, бросая вашу “милостыню”, ваше доброе дело в какой бы то ни было форме, вы отдаете часть вашей личности и принимаете в себя часть другой; вы взаимно приобщаетесь один к другому; еще несколько внимания, и вы вознаграждаетесь уже знанием, самыми неожиданными открытиями».

Как это часто бывает, среди нуждающихся и выпрашивающих у щедрого благодетеля лепту нашлись и те, кто не устоял перед искушением злой завистью. Пресловутая «скорбь о благополучии ближнего», «порча жизни» и «поругание природы», как называл это чувство святитель Василий Великий, в душах жадных злопыхателей рождала клевету, которая зловонными ручьями растекалась по Петербургу. Увлеченные набирающим силу в русском обществе «шатанием умов» студенты-народники бессовестно упрекали своего благодетеля в недостатке жертв для всеобщего блага, а сам градоначальник Виктор фон Валь, до которого дошли слухи о щедром миллионере, в свою очередь подозревал его в поддержке тайных революционных организаций.

Однажды в 1894 году при входе в Знаменскую церковь молодой человек положил на книжку стоявшей на паперти монахини серебряный рубль. Привыкшая получать мелочь, она так поразилась щедрости незнакомого барина, что, упав на колени перед иконой, стала в полный голос на весь церковный двор благодарить Бога за милость. Тогда растроганный прихожанин спросил у монахини ее адрес и из какой она обители, а на следующий день явился к ней в одно из столичных подворий и передал бумажный сверток. Внутри была наличность в размере 147 000 рублей. Пересчитав деньги, монахиня пришла в ужас. Заподозрив неладное, она поспешила в полицейский участок и донесла на молодого барина.

На него завели дело по подозрению в душевном расстройстве, а также в возможном финансировании революционных кружков и собраний. В ходе следствия вскрылись любопытнейшие факты его жизни. Участию в политическом подполье весьма странный молодой человек уже в свои 25 лет предпочел активную деятельность в качестве почетного жертвователя и члена ряда благотворительных и попечительских обществ. Он не жалел средств на учебные и научные проекты, издавал массу учебников, книг и журналов, выделял баснословные суммы на открытие библиотек по всей Российской империи.

Мало того, еще будучи студентом, он активно участвовал в строительстве Санкт-Петербургского университета, первого Женского медицинского института и Бестужевских высших женских курсов. На свои деньги чудак возводил общежития для студентов и утверждал для них стипендии. В 26 лет он лично содержал 70 стипендиатов, учившихся в России и Европе. Особенное внимание он уделял землякам из Сибири и часто поддерживал проекты, связанные с родным краем. Среди его многочисленных инициатив - несколько этнографических экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток, строительство одного из залов Русского географического общества, театр в Иркутске, народный дом в Барнауле и многое другое. Кроме того, он учредил капитал в 420 000 рублей для пособий и пенсий рабочим своих золотых приисков. Баснословные суммы, исчисляемые миллионами, уходили на строительство приютов, богаделен, больниц, церквей и монастырей по всей России. Молодой человек жертвовал средства на устройство библиотек в Ишиме, Красноярске, Нерчинске, Ачинске, Кургане. И это далеко не полный перечень его благодеяний, которые он творил втихомолку. Благо что его доходы стабильно приумножались.

Когда всплыли все эти подробности, его попытались обвинить в невменяемости и бесконтрольном расточении средств, после чего назначили психиатрическую экспертизу. Как тут не вспомнить слова лакея Епанчиных, характеризующие Льва Мышкина: «Князь просто дурачок и амбиции не имеет…» А сам сибирский «безумец» рассуждал таким образом: «Как человек пуст в своей жизни, как ничтожны все его потребности, обусловленные одной наживой; как жадно всё человечество в своем стремлении к богатству! Но что оно нам приносит… Одно грустное разочарование. Вот я - миллионер, мое “счастье” должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Всё мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах…»

Не исключено, что подобные рассуждения подтолкнули суд подвергнуть его повторной психиатрической экспертизе. К счастью, в обоих случаях медики засвидетельствовали, что молодой человек вменяем, и дело кончилось полным оправданием подозреваемого. Мало того, в адрес градоначальника поступил строгий запрет впредь вмешиваться в его дела. По одним сведениям, за «робкого купчика» заступился обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, а по другим - сам император Александр III, который незадолго до своей смерти удостоил сибирского благотворителя личной встречи.

Побуждаемый душевными склонностями, он проводил в жизнь правило: просящему дай - и прослыл безумцем

Спустя время с этим судебным процессом ознакомился председатель Петроградской губернской ученой архивной комиссии историк Михаил Константинович Соколовский, и вот какую он дал оценку тем событиям: «Общество не удивлялось бы, если бы он преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, если бы он строил себе дворцы во вкусе Альгамбры, накупал картин, гобелены, севр и сакс или в пьяном виде разбивал зеркала, чтобы вызвать хриплый хохот арфянок, - всё это было бы обычно. Но он отошел от этого и, побуждаемый душевными склонностями, проводил в жизнь правило: просящему дай».

Звали этого человека Иннокентий Сибиряков, и был он одним из шести отпрысков известной и влиятельной купеческой династии. Родился 30 октября - в один день с Федором Михайловичем Достоевским, только с разницей в 39 лет. Отец Иннокентия Михаил Александрович на всю Сибирь слыл богатейшим золотопромышленником, открывшим в 1863 году богатые месторождения в бассейне реки Бодайбо. С тех пор капиталы заводов и компаний Сибирякова крепчали, а уже через 40 лет основанное им поселение получило статус города, который до сих пор остается важнейшим центром золотодобывающей отрасли России.

Достоевский создал своего знаменитого героя в 1867 году, когда Иннокентию исполнилось 7 лет. В этот же год его большое семейство постигло несчастье: скончалась матушка Варвара Константиновна. А еще через семь умер отец, оставив сиротами трех сыновей и трех дочерей. Унаследовав огромное состояние, которое регулярно приумножалось доходами от золотопромышленных товариществ, заводов, торговых предприятий и пароходств, дети один за другим перебрались в Санкт-Петербург. В столице состоятельные братья и сестры остались верными семейным купеческим традициям и развернули широкую благотворительную деятельность в самых различных сферах.

Но только самый младший, Иннокентий, на этой почве снискал славу сумасшедшего. Молодой человек мог не читать романа Достоевского и ничего не знать о его главном «бедном рыцаре». Реальную личность и вымышленного персонажа роднил образ Героя из совсем другой Книги, Чья заповедь стала смыслом жизни того и другого: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Еще одно важное совпадение двух «безумцев» говорит о том, что их любовь была выстрадана Крестом, который они несли с детства. Оба терпели хроническую болезнь: Сибиряков изнемогал чахоткой, Мышкин - эпилепсией, и оба лечились в Европе.

Можно долго гадать, чья это фраза: «Отсутствие счастия в жизни гнетет мое сознание безотчетным чувством скорби, горести и отчаяния. Так чувствую я себя теперь, по возвращении в Россию. Здесь, как и везде на свете, я вижу только одни страдания людей, одни муки человеческие, одну суету мирскую. Как будто вся наша жизнь только в одном этом и состоит, как будто Господь Бог всех нас создал для одних страданий на свете и нет для человека никакой отрады, кроме печального конца - смерти… И я думаю, что все эти пытки, все мучения, все страдания суть лишь вещи благоприобретенные человеком, но не наследие Божие для нас на земле. Ведь Царствие Божие внутри нас, а мы всем этим пренебрегли и впали в отчаяние, в тоску, в ад жизни. Да, слаб, ничтожен и малодушен человек в выборе своего земного блага, личного счастья». Не сию ли тайну пытался раскрыть великий писатель? Но эти слова принадлежат Сибирякову.

А князь Мышкин в романе словно продолжает эту мысль: «Сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить»; «Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали!»

Последними словами схимонаха Иннокентия были: «Простите, ничего не могу сказать, кроме грехов…»

В итоге никто из наших героев в Санкт-Петербурге надолго не задержался. В расчетливом прагматичном мире они так и остались непонятыми гостями и умалишенными героями, о чем «бедный рыцарь» Лев Мышкин предрекал заранее: «В обществе я лишний». После гибели Настасьи Филипповны его душевная болезнь до крайней степени обострилась, и его вновь увезли за границу лечиться. Примерно то же самое говорили и о «робком купчике» Иннокентии Сибирякове, который в действительности раздал все свои миллионы и ушел исцелять свое «безумие» в монастырь на Святую гору Афон. Там на его средства возвели самый большой в Греции собор апостола Андрея Первозванного.

По свидетельству своих собратьев по Андреевскому скиту, «дни своей иноческой жизни он проводил, пользуясь малым отдыхом, в строгом посте и горячей слезной молитве. Он в полной мере выполнил в иночестве заповедь нестяжания и послушания беспрекословного и вполне с дерзновением мог сказать с апостолом: “Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом”».

Схимонах Иннокентий закончил свои земные дни в возрасте 41 года: обострилась чахотка. Его последние слова были обращены к настоятелю, входившему в его келью: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».

В настоящее время в Русской Православной Церкви рассматривается вопрос о канонизации Иннокентия Сибирякова.

Выдающийся русский Безсеребреник Афонский схимонах Иннокентий (Сибиряков) родился в Иркутске 30 Октября 1860 года, в день памяти Святой Мученицы Анастасии Солунской и Святого Благоверного Царя Сербского Стефана Милютина.
В семье благочестивого сибирского золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова (1815 - +1874), основателя города Бодайбо, благотворителя со всероссийской известностью и Варвары Константиновны, урожденной Трапезниковой (1826? - +1863) было трое сыновей - Александр (1849 - + 1933) , Константин (1854 - + после 1908), Иннокентий (будущий афонит) и три дочери Ольга (1846 - +?), Антонина (1857 - +1879) и самая младшая в семье Анна (1863 - + после 1911). Их мать была сестрой компаньона М.А.Сибирякова - промышленника Сергея Константиновича Трапезникова. Воспитанные отцом и матерью в традициях православного благочестия и милосердия, дети Михаила Александровича по Божией милости обладали исключительной даже для русских людей широтою душ.
Купец Первой гильдии Михаил Александрович Сибиряков был представителем старинного и богатейшего сибирского рода, основателем которого был Устюжский крестьянин Афанасий (1676 - +1754), отправившийся на освоение Сибири и поселившийся на Байкале, где приобрел несколько лодок и судов, занялся рыбной ловлей, перевозкой людей и грузов через Сибирское море. Разбогатев, Афанасий Сибиряков перебрался в Иркутск, где жили и трудились его потомки. Один из его сыновей - Михаил Афанасьевич Сибиряков (около 1726 - +1799) за открытие серебряных приисков в Нерчинском округе был даже пожалован дворянством.
Михаил Александрович Сибиряков, происходивший из купеческой ветви рода, получил значительную часть наследия своих пращуров и подобно благоразумному, трудолюбивому пятиталанному рабу Христову приумножил наследие многократно (Мф. 25, 14–21).
К концу жизненного пути он владел десятками золотых приисков, многими заводами различного профиля, Бодайбинской железной дорогой и пароходными кампаниями на Лене и Витиме, многочисленными домовладениями и угодьями, а его капитал оценивался в 5 миллионов рублей серебром. Будучи старостой Иркутского Вознесенского храма, значительные суммы из ежегодно зарабатываемых средств М.А.Сибиряков жертвовал на Божии храмы, на нужды Иркутского Вознесенского монастыря, возведение часовни в честь Святителя Иннокентия Иркутского, на строительство в Иркутске богадельни с часовней Святителя Иннокентия Иркутского, занимался попечением о раненых и больных воинах, о пострадавших от стихийных бедствий, о заключенных, о благоустройстве городов и поселков Сибири. Потому-то Господь и влагал в его ум и волю промыслительные способности преумножать собственные богатства, что он их употреблял не только для своих нужд и процветания детей, но более чем десятиною от доходов заботился и о Евангельских ближних, своих соотечественниках, старался во всем угодить и Богу.
Старшим детям Ольге, Александру, Константину и Антонине ещё досталась материнская ласка, но младшие Иннокентий и Анна потеряли мать ещё в младенчестве, а через одиннадцать лет они, ещё не достигнув зрелости, лишились и заботливого отца. Их воспитанием, видимо, занималась старшая сестра Ольга Михайловна, бывшая замужем за князем В.В.Вяземским и проживавшая в Санкт-Петербурге.
Материальным же попечением был занят старший брат Александр Михайлович Сибиряков, который управлял громадным капиталом, хозяйственным наследием приумножил его, благотворительные труды подвиги отца превысил многократно. Константин и несовершеннолетний Иннокентий, а также младшая сестра Анна передали Александру Михайловичу свои наследные доли капитала в управление. Сразу после смерти отца А.М.Сибиряков приобретает в Санкт-Петербурге Александро-Невский стекольный завод, писчебумажную фабрику, а также здание частной гимназии Ф.Ф.Бычкова. Эти приобретения, видимо, были связаны с материальным обезпечением младших братьев и сестры, которых он направляет в 1875 году в Санкт-Петербург, чтобы создать им повседневную финансовую независимость от Сибирских предприятий. Собственность на здание гимназии Ф.Ф.Бычкова он оформляет на имя младшего брата Иннокентия, где тот завершал среднее образование после учебы в Иркутском реальном училище. Средняя сестра Антонина Михайловна вскоре вышла замуж за иркутского предпринимателя Кладищева, но в 1879 году в возрасте неполных 22 лет она внезапна умерла.
Помимо уже существовавших предприятий А.М.Сибиряков продолжал преумножать семейную собственность, создавал новые предприятия «Ангарское пароходство», «Амурское общество пароходства и торговли». Он понимал, что без развития новых транспортных путей - речных, морских, железнодорожных - развитие Сибири и Дальнего Востока, рост благосостояния российского населения будет крайне тормозиться. Он оказал огромное содействие освоению Северного морского пути.
Константин Михайлович вскоре после смерти отца взял большую часть своего наследного капитала и в середине 1870-х годов купил «у обедневших самарских помещиков большое количество земли с целью организации крупного, технически рационального хозяйства» в селе Сколково и деревне Алекаевка Самарской губернии в 50 верстах от Самары, а чуть позже - имение в Закавказье неподалеку от Сочи. К.М.Сибиряков женился на дочери коллежского секретаря Елизавете Аполлоновне Семеновой, служившей в 1870-х годах в частной библиотеке-читальне, открытой К.М.Сибиряковым в Петербурге, у них была дочь Варвара (+ в 1890-х годах) и сын Игорь.
В годы учебы в Императорской Академии художеств (класс художника Н.А.Лаверецкого) Константин увлекается революционным народническим движением, среди его знакомых даже оказываются народовольцы, готовившие покушение на Императора Александра II Освободителя 2 апреля 1879 года. Конечно, Константин не сочувствовал террористическим идеям своих друзей-народовольцев, видимо, даже не знал об их тайных целях, но из-за этих связей с 1879 года он был подвергнут негласному надзору полиции, и ему был временно запрещен въезд в столицы в начале 1880-х годов. А вот народническая идея «хождения в народ» первоначально им была воспринята горячо, и собственно в этих целях он и приобрел земельные угодья, чтобы организовать там народные сельскохозяйственные училища для экономического просвещения и повышения профессионального уровня крестьян. Однако хозяйственником он оказался неумелым, весьма дорогостоящее оборудование, приобретенное за границей, работниками, привыкшими к традиционным формам ведения сельского хозяйства, вскоре было приведено в полную негодность.
Изуверное убийство народовольцами Императора Александра II в Марте 1881 года потрясло всю Россию. Константин пересматривает свои взгляды и увлекается идеями графа Л.Н.Толстого, с которым знакомится лично и вступает с ним в переписку. К концу 1980-х годов он распродает свои самарские имения. В частности, один из участков (83 десятины и мельница) при деревне Алакаевке в начале 1889 года за 7,5 тысяч рублей приобрела семья революционеров Ульяновых (при содействии М.Т.Елизарова). Часть земельных владений он решает подарить общине «толстовцев». Однако временная близость К.М.Сибирякова с народниками и народовольцами была отражена в истории: отдельная статья о нём даже есть в советском справочнике «Деятели революционного движения в России. От предшественников декабристов до падения царизма» (Т. II. Вып. 4. М., 1932).
Константин Сибиряков по примеру своего отца и старшего брата много занимался благотворительностью, но она никогда не касалась церковной сферы: он учреждал стипендии неимущим студентам, поддерживал переселенческое движение в Сибирь и на Дальний Восток, финансировал издания книг, в том числе и книг Л.Н.Толстого за границей, из тех, что были запрещены к изданию в России (например, лже-евангелие Толстого), на свои средства строил народные школы, помогал бедным художникам, писателям, общественным деятелям. На протяжение второй половины 1870-х - начала 1890-х годов он оказал большое идейное влияние на своего младшего брата Иннокентия и младшую сестру Анну, особенно в сфере благотворительности. Анна тоже увлеклась идеями толстовства и женского равноправия, щедрой была её благотворительная миссия в Иркутске, куда она вернулась после учебы в Санкт-Петербурге. Но Иннокентий все же был более духовно настроен, чем средний брат и младшая сестра, и, например, в 1878 году он пожертвовал большую сумму, требуемую на полное восстановление после пожара Иркутской богадельни, которую в свое время создал его отец.
В Августе 1880 года Иннокентий поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета, но из-за болезни прервал учебу в начале весны 1881 года и уехал на Юг в одно из имений брата Константина. Возможно, одной из причин болезни стало потрясение от убийства 1 Марта 1881 года Государя Императора Александра Николаевича. Осенью 1881 года Иннокентий вновь приступил к учебе в университете, но вначале 1882 года опять её прервал по болезни. В Октябре 1884 года И.М.Сибиряков ещё раз поступает в Санкт-Петербургский университет, теперь на юридический факультет и учится там весь 1884/1885 учебный год. 31 октября 1885 года Иннокентий Михайлович решает перейти в разряд вольнослушателей.
Таким образом, Сибиряков проучился 9 месяцев на естественнонаучном отделении физико-математического факультета и окончил первый курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета.
Помимо посещений лекций в университете, Иннокентий становится слушателем домашних курсов выдающегося российского биолога, анатома, антрополога, врача, педагога, создателя научной системы физического воспитания Петра Францевича Лесгафта (1837 - + 1909). В отличие от народников, которые теоретически «радели» о Русском Народе, но мечтали «просветить» его по лекалам западной цивилизации, П.Ф.Лесгафт был горячим российским патриотом, в кругу его педагогических идей русский патриотизм был необходимым элементом. Он считал обязательным «приучить ребенка относиться с уважением к тому, что он русский. Исторически, под влиянием немецких и французских педагогов, русский образованный человек стыдился своего русского происхождения… Германская школа - узкопатриотическая, цель ее - искоренять все, что не немецкое, французская школа имеет целью внешний лоск и поверхностное образование, в Англии идея школы – приготовление “джентльмена”, полного самоуважения к таким же “джентльменам”-англичанам…».
Позже, после нескольких лет знакомства с П.Ф.Лесгафтом Иннокентий Михайлович решает в начале 1890-х годов пожертвовать ученому сумму в 200 тысяч рублей на покупку собственного дома и здания для Биологической лаборатории, открытой П.Ф.Лесгафтом в 1893 году. Это научное заведение стало основой для современного Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта.
Иннокентий Михайлович начал благотворительную деятельность ещё во время учёбы в гимназии, с помощи своим малоимущим одноклассникам. Затем выделял средства на образование молодых людей в России и за границей, помогая им не только закончить учебу, но и встать на ноги. В 26 лет у него было 70 личных стипендиатов. Активно участвовал в работе Общества вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. Выделил около 30 тысяч рублей на открытие музеев, школ и библиотек в сибирских городах, среди которых Иркутск, Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск. В частности, в Томске в 1882 году им было создано Общество попечения о начальном образовании, в 1884 году открыта первая в России бесплатная народная городская библиотека, а в 1892 году - Музей прикладных знаний. Кроме того, Сибиряков поспособствовал созданию Томского университета и выделил 10 тысяч рублей на расширение Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1894–1896 годах он финансировал Якутскую географическую и этнографическую экспедицию, которая вошла в историю российской науки как «Сибиряковская».
На его пожертвования работали петербургские Бестужевские курсы, которые под попечительством Сибирякова смогли обзавестись учебным корпусом и двумя общежитиями (ныне входят в состав СПбГУ). И.М.Сибиряков пожертвовал 50 тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России (нынешний Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова).
Особенное отношение у него было к детским благотворительным организациям. Он был избран почётным членом Общества попечения о бедных и больных детях, жертвовал средства на создание библиотек в церковно-приходских школах и в бедных провинциальных училищах. Более 600 тысяч рублей он потратил на издание научной и художественной литературы. Благодаря Сибирякову вышли в свет такие книги как: Межов В.И. Сибирская библиография: в 3 т. (1891-1892); Межов В.И. Русская историческая библиография за 1800-1854 гг.: в 3 т. (1892-1893); Ядринцев Н.М. Сибирь как колония (СПб., 1882); Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение (1891); Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах (1898); Головачев Д.М. Библиографический указатель по вопросу о золотопромышленности Сибири (СПб., 1890); Худяков И.А. Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки (Иркутск, 1890); Пекарский Э.К. Словарь якутского языка (Якутск, 1899); Фёдоров-Омулевский И.В. Сибирские мотивы (СПб., 1886). В 1894 году он организовал фонд для выплаты пенсий рабочим своих предприятий, в который вложил 420 тысяч рублей.
Весьма значительными были пожертвования Иннокентия Михайловича Российской Православной Греко-Кафолической Церкви. В 1885 году несколько тысяч рублей он передал на строительство Казанской церкви в Иркутске и храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в селе Омолой на реке Лене. 147 тысяч рублей передал в дар женскому Богоявленскому монастырю в Угличе. 25 тысяч рублей выделил на нужды Свято-Троицкого Николаевского монастыря в селе Шмаковка на Дальнем Востоке и 10 тысяч рублей на создание Воскресенского скита Валаамского монастыря.
Видимо, в самом начале 1890-х годов Иннокентий Михайлович становится прихожанином Афонского подворья в Санкт-Петербурге на углу 5-й Рождественской улицы и Дегтярного переулка. Ещё в 1875 году благочестивая купчиха А.У.Джамусова для Афонских нужд пожертвовала здесь на Песках участок земли с каменным домом.
С конца 1888 года настоятелем Санкт-Петербургского подворья Афонского Андреевского скита стал иеромонах, а потом игумен Давид, в миру - Дмитрий Иванович Мухранов из симбирских крестьян (1847 - + 2.06.1930). Именно при нём в Мае 1889 года в память о спасении Царской Семьи во время крушения 19 Октября в Борках Царского поезда началось масштабное строительство храмов и зданий подворья. 8 Сентября 1889 года Санкт-Петербургский Митрополит Исидор совершил чин закладки подворского собора. Духовно одаренный, богословски мыслящий Отец Давид, очевидно, пришелся по сердцу Иннокентию Михайловичу Сибирякову, и он попросил Игумена Давида быть ему духовным отцом.
Видя строительные нужды подворья, вскоре Иннокентий Михайлович передал отцу Давиду 2 миллиона 400 тысяч рублей. Вероятно, часть этой суммы включала пожертвования и старшего брата - Александра Михайловича Сибирякова. Отец Давид долю от этой суммы направил нуждающимся монастырям России, а остальное разделил пополам - на возведение построек Афонского Свято-Андреевского подворья в Санкт-Петербурге и на достройку собора Апостола Андрея Первозванного, постройку больничного, братского и хлебного корпусов в Андреевском скиту на Святой Горе Афон. При этом по просьбе жертвователя Отец Давид сохранил его имя в тайне. 22 Декабря 1892 года Санкт-Петербургский Митрополит Палладий освятил трехпрестольный собор Афонского Андреевского подворья.
В 1894 году Иннокентий Михайлович - в тридцать три года - решает принять монашество и переселяется жить послушником в Афонское подворье. В 1896 году в Москве Митрополит Константинопольской Церкви Филофей по благословению Московского и Коломенского Митрополита Сергия (Ляпидевского) возводит отца Давида в сан архимандрита. На Покров Пресвятой Богородицы 1 Октября 1896 года Архимандрит Давид постригает уже бывшего миллионера Иннокентия Михайловича Сибирякова в иноческий чин - первую ступень к монашеству.
Духовный отец направляет инока Иннокентия (Сибирякова) на Афон в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения Церкви и благу Отечества. Но на Афоне он пробыл менее года и 1897 году вернулся к духовному отцу. С той поры и до конца жизни он уже больше не расставался со своим духовным руководителем.
В 1897 году брат Иннокентий занимается и благотворительными подвигами: он жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тысяч рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М.Сибирякова. На его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7-й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7-й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны. Обычно такие поступки характерны для убежденных царистов. Произошло коренное изменение мировоззрения Иннокентия Сибирякова, он вернулся не только к отеческому Православию, но и к исконным державным устоям России - Самодержавию. В 1898 году брат Иннокентий вместе с отцом Давидом отправляется на Святой Афон. Там 28 Ноября 1898 года игумен Давид постригает его в мантию с новым именем Иоанн в честь Пророка и Предтечи Иоанна - Крестителя Господня. А менее чем через год, 14 Августа 1899 года, монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин - святую схиму - с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского.
Келья Архимандрита Давида и его духовного послушника схимонаха Иннокентия (Сибирякова) находилась рядом с Афонским Андреевским скитом. Множество паломников из России и других православных стран, желавших лично посмотреть на монаха из бывших миллионеров, создавали определенную помеху для уединенного молитвенного делания. Схимонах Иннокентий в вечное пользование приобретает участок на склоне Карули, принадлежащий Великой Лавре. На Каруле русские монахи-отшельники начали селиться с 1870-х(?) годов, и там образовалось целое сообщество подвижников духа из России. По благословению Отца Давида схимонах Иннокентий (Сибиряков) создает на Каруле Исихастирион с двухпрестольным храмом. Главный Престол был посвящен Святителю Иннокентию Иркутскому, а придел был освящен во имя Преподобного Давида Солунского (Небесного Покровителя Архимандрита Давида).
Особенно удивительна история постройки Собора Апостола Андрея Первозванного и больничного корпуса с церковью во имя Святителя Иннокентия Иркутского, уходящая корнями в 1868 год. Тогда Андреевский скит в качестве паломника посетил преосвященный Александр Епископ Полтавский, который уговорил братию скита заложить храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского и предсказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему Святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу». К моменту появления И.М.Сибирякова на Афоне собор Апостола Андрея Первозванного и больничный корпус находились лишь на начальном этапе постройки, и только благодаря тайным пожертвованиям бывшего капиталиста, а теперь уже монаха отца Иннокентия за 1894–1900 годы они были достроены.
В 1897 году были достроены две церкви: Святителя Иннокентия Иркутского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Также были построены храмы Михаила Клопского, Великомученицы Варвары при скитской келье схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и во имя Ильи Пророка при скитской мельнице. На западной стороне скита был устроен четырехэтажный корпус, где размещались хлебная, библиотека, столовая для гостей, там же была построена ктиторская церковь в честь Преподобных Виссариона и Варсонофия и Священномученика Феодорита в память основателей скита.
16 Июня 1900 года Константинопольским Патриархом Иоакимом III в сослужении с Епископом Арсением Волоколамским (Стадницким), в то время ректором Московской духовной академии, был освящён знаменитый Афонский Андреевский собор, рассчитанный на 5 000 человек. Это самый большой собор не только на Святом Афоне, но и во всей Греции, благодаря ему Андреевский скит называют «Кремль Востока». Об этом событии писали многие газеты и журналы, были даже изданы книги, но о том, благодаря кому был построен собор, стало известно только через несколько месяцев после смерти схимонаха Иннокентия (Сибирякова) благодаря настоятелю скита - Игумену Иосифу. Схимонах Иннокентий увидел воочию духовный плод от богатств семи поколений рода Сибиряковых. К этому времени большая часть наследия отца Михаила Александровича Сибирякова и средств, заработанных его старшим сыном Александром Михайловичем, была уже вложена в дела благотворительности Христа ради, и все дети М.А.Сибирякова жили очень скромно на остатки своих богатств.
6 Ноября 1901 года схимонах Иннокентий (Сибиряков) в возрасте сорока одного года почил о Господе нашем Иисусе Христе. Его погребли на кладбище Андреевского скита, а через три года по Афонскому обычаю из земли извлекли останки. Плоть истлела полностью, а кости имели желтый янтарно-медовый цвет, что по Афонскому церковному преданию свидетельствует об особой праведности человека, угодившего Богу, о святости. Кости скелета по традиции сложили в общую братскую костницу Андреевского скита, а честную главу поместили там же в деревянном киоте на почетное место, где она пребывает и ныне. Ныне схимонах Иннокентий (Сибиряков) на Святом Афоне и в России, особенно в Сибири, почитается как Подвижник Благочестия, ревнители по нем служат панихиды и через его заступничество у Престола Божия получают духовную поддержку. Ревнители почитания памяти схимонаха Иннокентия предлагают решать вопрос о его официальном церковном прославлении в ликах Преподобных и Безсеребреников.
К сожалению, Карульский исихастирион Святителя Иннокентия Иркутского, воздвигнутый трудами и жертвами схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и его духовного отца Архимандрита Давида (Мухранова) в начале 2000-х годов пострадала от большого пожара, оставившего после себя только руины. Восстановление этой Афонской святыни - священный долг русских православных людей, чтущих память Безсеребреника схимонаха Иннокентия (Сибирякова).

Составил раб Божий Леонид

Использованы труды:
Троицкий Павел. Русские на Афоне. Середина XIX - начало XX века. М., 2001.
Троицкий Павел. «…И будешь иметь сокровище на небесах» // Московский журнал. 2001. № 12.
Троицкий Павел. Андреевский скит. (Публикация в Рунете).
Игумен Андроник (Трубачёв). Архимандрит Давид (Мухранов) // Православная энциклопедия.
Шорохова Т.С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. СПб., 2005.
Шорохова Т.С. Миллионер, благотворитель, схимник. Симферополь, 2010.
Гаврилова Н.И. Константин Михайлович Сибиряков: материалы к биографии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2(1). С. 244–253.
И другие материалы Рунета.