Ионыч полное содержание читать. Главные герои и их характеристика

Антон Павлович Чехов - величайший русский драматург, внесший огромный вклад в развитие мировой литературы.

В свое время он был признан Почетным академиком по разряду изящной словесности Императорской Академией наук. За всю свою жизнь автор создал более 900 произведений. Его пьесы на протяжении уже более века ставятся во многих театрах мира. Публике также знакомы его короткие рассказы. В них с точностью до мелочей, с иронией и сарказмом Чехов рисует образы обычных людей, высмеивая их пороки. Одним из таких рассказов автора является произведение «Ионыч». В центре сюжета - история жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева. Это повествование о человеке с хорошими задатками и благородными мечтами, который незаметно превращается в обычного обывателя, равнодушного ко всем и ко всему. Итак, краткое содержание Чехова «Ионыч».

Знакомство главного героя с семьей Туркиных

В одном губернском городе, называемом С., вел практику молодой врач Дмирий Ионыч Старцев. Жизнь в этом местечке была скучна и однообразна. Несмотря на то, что имелись в городе и библиотека, и театр, и клуб, эти заведения мало пользовались спросом у обывателей. Впрочем, были здесь и умные образованные люди, например семья Туркиных. Глава семейства Иван Петрович часто устраивал любительские спектакли, в которых главным действующим лицом был он сам. Он обладал хорошим чувством юмора, так что порой нельзя было понять, шутит он или говорит всерьез. Его жена Вера Иосифовна занималась сочинительством романов и повестей, которые охотно читала перед публикой. Их дочь, Екатерина Ивановна, хорошо играла на рояле и мечтала поступить в консерваторию. Дмитрию Ионычу часто советовали побывать у Туркиных и познакомиться с ними. Однажды он решил принять приглашение главы семейства и посетить их. Знакомство состоялось. На Дмитрия Ионовича оно произвело самое приятное впечатление. Даже краткое содержание Чехова «Ионыч» способно передать особую легкость характера и живость ума главного героя, еще не погрязшего в обыденщине маленького городка.

Предложение руки и сердца Старцева и отказ Кати

Прошел год, прежде чем земский врач вновь навестил семью Туркиных. В этот раз его вызвали к Вере Иосифовне, которая уже давно страдала мигренью. Появившись в доме, главный герой отметил, как похорошела за это время Екатерина Ивановна или Котик, как звали ее домашние. Незаметно для себя Старцев влюбляется в девушку. Теперь земский врач становится частым гостем в семье Туркиных. Однажды он решается сделать Кате предложение. Облачившись в чужой фрак, так как своего он не имел, наш герой едет в дом к Туркиным и наедине предлагает Котику пожениться. Неожиданно он получает резкий отказ. Екатерина Ивановна объясняет ему, что в ее планы не входит замужество, что впереди ее ждут консерватория и блестящая музыкальная карьера. Дмитрий Ионыч не ожидал такого поворота. Он ошеломлен. Его самолюбие уязвлено. Вскоре наш герой узнает об отъезде Кати в Москву. Таким чистым и полным надежд показывает главного героя в начале повествования Чехов. Рассказ «Ионыч», краткое содержание которого здесь приводится, - это история об истинных человеческих ценностях, о том, как важно не упустить в жизни самое главное - любовь близких.

Встреча Ионыча с Катей через несколько лет

Прошло долгих четыре года, прежде чем Дмитрий Ионыч вновь увиделся с Катей. За это время земский врач приобрел большую практику. Он располнел, ходил неохотно, предпочитая езду на тройке с бубенцами пешим прогулкам. За это время он почти не бывал у Туркиных. Но однажды наш герой получает пригласительное письмо от Веры Иосифовны и Екатерины Ивановны. Старцев едет к ним в гости. Встреча его с Котиком не произвела на него должного впечатления. А вот Екатерина была явно взволнована. Теперь это была уже не романтичная девушка, грезившая мечтами о музыке, а взрослая женщина, успевшая разочароваться в жизни. Она приглашает Ионыча в сад, чтобы поговорить наедине. Там Катя рассказывает нашему герою о том, что она разуверилась в своем таланте пианистки, о том, что для нее он теперь является чистым возвышенным человеком, у которого есть благородная цель в жизни - помогать больным. У Старцева не находит отклика в сердце и, покидая дом Туркиных, он с облегчением думает о том, как хорошо, что он не женился когда-то на Екатерине Ивановне. Краткое содержание Чехова «Ионыч» не позволяет передать всю полноту изменений, которые совершаются в Кате и Старцеве спустя всего четыре года после их последней встречи.

Душевная деградация главного героя

После этой встречи было еще одно письмо Котика Старцеву. Но на него он не ответил и более уже не посещал их. Прошло много лет. За это время Ионыч разбогател, приобретя уже огромную практику. Чувствовал он себя неважно, ужасно располнел. Но о том, чтобы оставить работу, Ионыч не помышлял - жадность одолела. Жизнь нашего героя скучна и однообразна. Ко всему и всем он равнодушен. Он одинок, рядом нет родной души. Екатерина Ивановна тоже постарела, часто болеет. Единственная отрада для нее - ежедневная игра на рояле. Рассказ Чехова «Ионыч», краткое содержание которого приведено здесь, - это история о том, что может произойти с человеком, лишенным возможности развиваться и двигаться вперед. К сожалению, часто мы понимаем, что потеряли, лишь спустя годы, когда вернуть этого уже не в силах.

Вы прочитали краткое содержание Чехова «Ионыч». Я советую уделить время этому произведению в полном объеме.

На этой странице сайта находится литературное произведение Ионыч автора, которого зовут Чехов Антон Павлович . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Ионыч в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Чехов Антон Павлович - Ионыч без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Ионыч = 15.9 KB


Рассказы –

Антон Павлович Чехов
Ионыч
I
Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.
Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.
И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник – это было Вознесение, – после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и всё время напевал: Когда еще я не пил слез из чаши бытия…
В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.
– Здравствуйте пожалуйста, – сказал Иван Петрович, встречая его на крыльце. – Очень, очень рад видеть такого приятного гостя. Пойдемте, я представлю вас своей благоверной. Я говорю ему, Верочка, – продолжал он, представляя доктора жене, – я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу. Не правда ли, душенька?
– Садитесь здесь, – говорила Вера Иосифовна, сажая гостя возле себя. – Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит.
– Ах ты, цыпка, баловница… – нежно пробормотал Иван Петрович и поцеловал ее в лоб. – Вы очень кстати пожаловали, – обратился он опять к гостю, – моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух.
– Жанчик, – сказала Вера Иосифовна мужу, – dites que l"on nous donne du the.
Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне. Потом пили чай с вареньем, с медом, с конфетами и с очень вкусными печеньями, которые таяли во рту. С наступлением вечера мало-помалу сходились тости, и к каждому из них Иван Петрович обращал свои смеющиеся глаза и говорил:
– Здравствуйте пожалуйста.
Потом все сидели в гостиной, с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал…» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука… В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать.
– Недурственно… – тихо проговорил Иван Петрович.
А один из гостей, слушая и уносясь мыслями куда-то очень, очень далеко, сказал едва слышно:
– Да… действительно…
Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.
– Вы печатаете свои произведения в журналах? – спросил у Веры Иосифовны Старцев.
– Нет, – отвечала она, – я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? – пояснила она. – Ведь мы имеем средства.
И все почему-то вздохнули.
– А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь, – сказал Иван Петрович дочери.
Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело всё: и пол, и потолок, и мебель… Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, – было так приятно, так ново…
– Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, – сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. – Умри, Денис, лучше не напишешь.
Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.
– Прекрасно! превосходно!
– Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. – Вы где учились музыке? – спросил он у Екатерины Ивановны. – В консерватории?
– Нет, в консерваторию я еще только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
– Вы кончили курс в здешней гимназии?
– О нет! – ответила за нее Вера Иосифовна. – Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растет, она должна находиться под влиянием одной только матери.
– А все-таки в консерваторию я поеду, – сказала Екатерина Ивановна.
– Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
– Нет, поеду! Поеду! – сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю…
Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
– А ну-ка, Пава, изобрази! – сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
– Умри, несчастная!
И все захохотали.
«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.
Он зашел еще в ресторан и выпил пива, потом отправился пешком к себе в Дялиж. Шел он и всю дорогу напевал: Твой голос для меня, и ласковый, и томный…
Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать.
«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.
II
Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте…
Вера Иосифовна давно уже страдала мигренью, но в последнее время, когда Котик каждый день пугала, что уедет в консерваторию, припадки стали повторяться всё чаще. У Туркиных перебывали все городские врачи; дошла наконец очередь и до земского. Вера Иосифовна написала ему трогательное письмо, в котором просила его приехать и облегчить ее страдания. Старцев приехал и после этого стал бывать у Туркиных часто, очень часто… Он в самом деле немножко помог Вере Иосифовне, и она всем гостям уже говорила, что это необыкновенный, удивительный доктор. Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени…
Праздничный день. Екатерина Ивановна кончила свои длинные, томительные экзерсисы на рояле. Потом долго сидели в столовой и пили чай, и Иван Петрович рассказывал что-то смешное. Но вот звонок; нужно было идти в переднюю встречать какого-то гостя; Старцев воспользовался минутой замешательства и сказал Екатерине Ивановне шёпотом, сильно волнуясь:
– Ради бога, умоляю вас, не мучайте меня, пойдемте в сад!
Она пожала плечами, как бы недоумевая и не понимая, что ему нужно от нее, но встала и пошла.
– Вы по три, по четыре часа играете на рояле, – говорил он, идя за ней, – потом сидите с мамой, и нет никакой возможности поговорить с вами. Дайте мне хоть четверть часа, умоляю вас.
Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось.
– Я не видел вас целую неделю, – продолжал Старцев, – а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня.
У обоих было любимое место в саду: скамья под старым широким кленом. И теперь сели на эту скамью.
– Что вам угодно? – спросила Екатерина Ивановна сухо, деловым тоном.
– Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите.
Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей, хотя во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом. Она, как почти все с – ие девушки, много читала (вообще же в С. читали очень мало, и в здешней библиотеке так и говорили, что если бы не девушки и не молодые евреи, то хоть закрывай библиотеку); это бесконечно нравилось Старцеву, он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни, и, очарованный, слушал, когда она рассказывала.
– Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? – спросил он теперь. – Говорите, прошу вас.
– Я читала Писемского.
– Что именно?
– «Тысяча душ», – ответила Котик. – А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч!
– Куда же вы? – ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. – Мне необходимо поговорить с вами, я должен объясниться… Побудьте со мной хоть пять минут! Заклинаю вас!
Она остановилась, как бы желая что-то сказать, потом неловко сунула ему в руку записку и побежала в дом, и там опять села за рояль.
«Сегодня, в одиннадцать часов вечера, – прочел Старцев, – будьте на кладбище возле памятника Деметти».
«Ну, уж это совсем не умно, – подумал он, придя в себя. – При чем тут кладбище? Для чего?»
Было ясно: Котик дурачилась. Кому, в самом деле, придет серьезно в голову назначать свидание ночью, далеко за городом, на кладбище, когда это легко можно устроить на улице, в городском саду? И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище.
У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Светила луна. Было тихо, тепло, но тепло по-осеннему. В предместье, около боен, выли собаки. Старцев оставил лошадей на краю города, в одном из переулков, а сам пошел на кладбище пешком. «У всякого свои странности, – думал он. – Котик тоже странная и – кто знает? – быть может, она не шутит, придет», – и он отдался этой слабой, пустой надежде, и она опьянила его.
С полверсты он прошел полем. Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота… При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядет час в онь же…» Старцев вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, – мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем.
Кругом безмолвие; в глубоком смирении с неба смотрели звезды, и шаги Старцева раздавались так резко и некстати. И только когда в церкви стали бить часы и он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь навеки, то ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние…
Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху; когда-то в С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела.
Никого не было. Да и кто пойдет сюда в полночь? Но Старцев ждал, и, точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятия. Он посидел около памятника с полчаса, потом прошелся по боковым аллеям, со шляпой в руке, поджидая и думая о том, сколько здесь, в этих могилах, зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью, отдаваясь ласке. Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало; перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным…
И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом. Старцев едва нашел ворота, – уже было темно, как в осеннюю ночь, – потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей.
– Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.
И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал:
«Ох, не надо бы полнеть!»
III
На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в ее комнате причесывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер.
Пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай. Иван Петрович, видя, что гость задумчив и скучает, вынул из жилетного кармана записочки, прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость.
«А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев, рассеянно слушая.
После бессонной ночи он находился в состоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим; на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал:
«Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач…»
«Ну что ж? – думал он. – И пусть».
«К тому же, если ты женишься на ней, – продолжал кусочек, – то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе».
«Ну что ж? – думал он. – В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…»
Наконец вошла Екатерина Ивановна в бальном платье, декольте, хорошенькая, чистенькая, и Старцев залюбовался и пришел в такой восторг, что не мог выговорить ни одного слова, а только смотрел на нее и смеялся.
Она стала прощаться, и он – оставаться тут ему было уже незачем – поднялся, говоря, что ему пора домой: ждут больные.
– Делать нечего, – сказал Иван Петрович, – поезжайте, кстати же подвезете Котика в клуб.
На дворе накрапывал дождь, было очень темно, и только по хриплому кашлю Пантелеймона можно было угадать, где лошади. Подняли у коляски верх.
– Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, – говорил Иван Петрович, усаживая дочь в коляску, – он идет, пока врет… Трогай!

Было бы отлично, чтобы книга Ионыч автора Чехов Антон Павлович понравилась бы вам!
Если так будет, тогда вы могли бы порекомендовать эту книгу Ионыч своим друзьям, проставив гиперссылку на страницу с данным произведением: Чехов Антон Павлович - Ионыч.
Ключевые слова страницы: Ионыч; Чехов Антон Павлович, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В мае 1898 года, пройдя курс лечения на юге Франции , Чехов вернулся в Мелихово . Рассказ «Ионыч» был написан в паузах между строительными заботами, открытием новой школы и приёмом гостей .

    В своей записной книжке Чехов обозначил контур сюжета, в центре которого, по предварительным задумкам, была семья Филимоновых (в итоговой редакции фамилия изменена на Туркиных) :

    Сюжет

    В губернском городе С. семья Туркиных считалась такой же достопримечательностью, как библиотека, театр или клуб. Глава семьи Иван Петрович устраивал любительские спектакли. Его жена Вера Иосифовна писала романы и повести. Дочь Екатерина Ивановна, имевшая домашнее прозвище Котик, играла на рояле. Даже лакей Павлуша обладал актёрским талантом.

    Отзывы и рецензии

    Одним из первых на рассказ «Ионыч» откликнулся литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский , который, отдав должное «оригинальности и силе дарования Чехова», одновременно отмечал «рискованность приёмов», с помощью которых автор показывает, почему главный герой - человек с изначально возвышенными и благородными намерениями - не протестует против давящей среды, не вступает на борьбу с нею, а, напротив, постепенно врастает в неё .

    Тему «обыденщины», которая засасывает лучших людей, превращая их в «заправских провинциальных обывателей», развил в своей книге «Очерки о Чехове» (1903) литературный критик Александр Сергеевич Глинка : по его мнению, тот «жизненный футляр», в который попал доктор Старцев, не оставил герою шансов для выбора :

    Достаточно жёсткую оценку «страдающе-ноющим интеллигентам господина Чехова» дал критик Евгений Александрович Ляцкий , который в рецензии журнала «Вестник Европы » назвал их «подлинными детищами „толстовско -катковской “ ложно-классической системы», не имеющими ни веры, ни идеалов. Сам рассказ показался критику растянутым и скучноватым; финал вызвал вопросы: радоваться ли за то, что Ионыч остался жить, или же сокрушаться из-за его судьбы? Кроме того, критик отметил недостаточную проработанность образов Ивана Петровича, Веры Иосифовны и их дочери, «личность» которой «намечена самыми общими штрихами» .

    Из более поздних отзывов выделяются заметки Александра Солженицына ; по мнению писателя, рассказ «Ионыч» - очень жизненный, с плотной динамикой. Характеризуя доктора Старцева как человека «с духовным ожирением», а Котика - как «самоуверенную провинциальную девицу», Солженицын задаётся вопросом: действительно ли автор не видел в России деятельных, толковых людей, или же это восприятие жизни возникло у Чехова под влиянием «вождей общества и предшествующих литераторов»? Особо выделяется эпизод, в котором доктор Старцев отправляется на кладбище :

    Эта же сцена произвела большое впечатление на писателя Руслана Киреева : по его мнению, в эпизоде несостоявшегося свидания Ионыча и Котика отразились переживания самого автора, знавшего о своей болезни, внутренне готовившегося к уходу и незадолго до этого побывавшего на русском кладбище в Ницце ; поэтичность описаний не самоцельна - в них содержится «одно из самых главных откровений Чехова, объясняющее - вероятно, с наиболее возможной для него полнотой - его, сугубо чеховское, отношение к смерти» .

    Художественные особенности

    Композиция

    Развивая сюжет, Чехов сохраняет ровный, сдержанный тон; ни один из героев не получает от автора каких бы то ни было оценок. В то же время за счёт повтора одних и тех же деталей писатель добивается «нарочитого сгущения красок»: это касается шуток Ивана Петровича; романов, читаемых гостям Верой Иосифовной; музицирования Котика; реплики лакея Павы, который, провожая визитёров, неизменно «становится в позу» и произносит: «Умри, несчастная!»

    Тот же повествовательный принцип (акцент на определённой детали) используется при разработке образа доктора Старцева. Эволюция героя показана через тонкости: сначала он ходит пешком, позже у него появляется пара лошадей, затем тройка с бубенцами и кучером Пантелеймоном; наконец, в финале Чехов рисует «внушительную картину», когда «кажется, что едет не человек, а языческий бог» .

    Герои

    Ионыч впервые посещает Туркиных праздничным весенним днём. Настроение молодого, доброжелательного, наивного земского врача приподнятое, и эта праздничность идёт изнутри, чувствуется в нём самом: герой упивается молодостью, весной, уютом в доме Туркиных и радостью от того, что после долгой работы ему, наконец, выпали часы отдыха .

    Пора влюблённости молодого доктора опять-таки выпадает на праздничный день. В душе́ героя «переливаются и играют томление, желание уединиться с Екатериной Ивановной, трепетное ожидание свидания». В то же время в атмосфере праздника звучат лёгкие, еле уловимые нотки увядания: Чехов напоминает о приближении осени, о ранних сумерках. Ночью, бродя в одиночестве по кладбищу, Дмитрий Ионович начинает терзаться сомнениями: «К чему приведёт этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?» Эта по-беликовски «опасливая оглядка» неожиданно пресекается меркантильными соображениями («А приданого они дадут, должно быть, немало» ) .

    Старцев, по утверждению Овсянико-Куликовского, вызывает неоднозначное впечатление: с одной стороны, он - «человек рутины», с другой - обладатель «просвещённого ума» :

    Екатерина Ивановна, по мнению литературоведа В. А. Михельсона, относится к светлым образам рассказа. Своим страстным желанием убежать из города С., свободолюбивыми исканиями она напоминает сестёр Прозоровых . Если рассматривать её музицирование в контексте времени, то можно обнаружить, что она, вероятно, тяготела к творчеству раннего Метнера , Скрябина и Рахманинова - композиторам, которые были непонятны ни доктору Старцеву, ни родителям девушки .

    Вернувшись домой после краха артистической карьеры, Екатерина Ивановна с теплотой вспоминает о Старцеве - человеке, которым она из-за юношеского эгоизма когда-то пренебрегла :

    История несостоявшейся любви строится, по замечанию чеховеда Владимира Катаева , так же, как в «Евгении Онегине »: вокруг двух признаний. Отличие заключается в том, что «вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она , поняв, что лучшего человека в её жизни не было, говорит ему о своей любви - и с тем же отрицательным результатом». Ещё одно сравнение - с комедией «Горе от ума » - литературовед приводит, когда поясняет, что Дмитрий Ионович, подобно Чацкому , влюбился в девушку из другого круга; при этом их разделяет не духовный, а «материальный барьер». Получив отказ, Старцев не отправился, как Чацкий, по свету, а по инерции остался жить в Дялиже .

    Город

    Немало страниц в исследованиях посвящено образу города С. Так, драму доктора Старцева литературовед В. П. Рынкевич напрямую связывает с «тотальным провинциализмом, исполнившим до краёв жизнь уездной и губернской России». Эта тема является сквозной в творчестве Чехова: она прослеживается и в письмах, посвящённых родному Таганрогу , и в таких произведениях, как «Огни », «Моя жизнь», «Человеке в футляре », «Невеста ». При этом, подчёркивает литературовед, Чехов ведёт речь не только о географическом, но и о духовном провинциализме - том, «от которого не убежишь на поезде» :

    Однако упрекать одну лишь среду в том, что она способствует перерождению личности, неправильно, убеждён Владимир Катаев. Духовный распад доктора Старцева связан со многими факторами: это и сила времени, и самопоглощённость, и неумение человека угадать то мгновение, которое «решает всю его дальнейшую судьбу» .

    В своем небольшом рассказе автор высмеивает недостатки человека, которые встречаются почти у каждого. Писатель на страницах произведения показывает нам жизнь земского доктора Дмитрия Ионовича Старцева в маленьком городке. В начале своей службы Ионыча, так его называли, наполняли мечтания и надежды на прекрасное будущее. Он даже был готов связать свою жизнь с прекрасной девушкой. Но прошли молодые годы, и мы видим уже состоявшегося врача, который презирает окружающих его людей, и даже его возлюбленная Екатерина уже не кажется ему такой непорочной и светлой.

    С первых страниц произведения перед нами предстает семейство Туркиных, которое пользовалось огромным уважением у жителей маленького городка. Все члены семьи занимались творческим делом: Иван Петрович организовывал спектакли для горожан и обладал большим чувством юмора, его супруга сочиняла романы, а их дочь замечательно исполняла музыкальные партии на фортепиано. Наш герой, молодой врач Старцев, также любил проводить длинные вечера в этом доме. Ему было комфортно и приятно слушать литературные труды Веры Иосифовны и слушать музыку в исполнении Котика.

    Так медленно прошло четыре года. Дмитрий Ионович продолжать бывать в доме Туркиных. Но Вера Иосифовна все больше страдала головными болями, а Старцев неожиданно для себя влюбился в Екатерину Ивановну. Она даже назначает ему свидание, и он в назначенное время приходит, но оказывается в полном разочаровании, так как девушка не приходит. На следующий день молодой человек готов предложить Котику руку и сердце. Думая о том, как он это сделает, его одолевали и мысли о том, что получив Екатерину Ивановны в жены, ему предоставят еще и большое приданое. Но временами Старцев не переставал думать о том, что эта молодая особа ему не пара. Она и богата и ее родителей уважают, а он был обыкновенным доктором.

    Решившись на столь важное предложение, юноша получает отказ. Капризная Екатерина Ивановна не хочет связывать свою жизнь со Старцевым, так как у нее другие планы на будущее. Она мечтает поступить в консерваторию и уехать из этого города. Оскорбившись на такие слова, молодой человек тяжело переживает и долго страдает из-за неразделенной любви. Но все переживания вскоре прошли. Через четыре года наш герой сильно растолстел, все больше ездил в карете. Дмитрия приглашали во многие семейства, но, ни с кем из них он не мог найти общего языка. Окружающие нервировали его своими разговорами, и поэтому он часто молчал на званых обедах. Старцев перестал посещать культурные учреждения, и полностью отдавался своей работе.

    Однажды Старцев получает от Туркиных письмо, где они приглашали его в гости. Немного подумав, он решается посетить их. Приехав к ним, Дмитрий встречает Екатерину Ивановну, прибывшую из большого города к родителям. Котик сильно изменилась. Это была похудевшая девушка с тоскливым взглядом. Ей было как-то уже неловко быть в своем родном доме. Она радостно встретила Старцева, и стала вспоминать их отношения. Но ему уже неинтересно слушать бессмысленные творческие творения Веры Иосифовны, и слушать монотонное исполнение музыкальных произведений Екатерины. Он даже с облегчением размышляет о том, что не сочетался законным браком с этой скучной девушкой. А Котик все время рассуждала без умолку о профессии врача, о его благородном деле. Но Дмитрий уже так больше не думал. На вопрос девушки о его жизни, он отвечает, что проходит она без разных эмоций и ярких впечатлений.

    И пока Екатерина Ивановна говорила ему о своей бездарности, Старцев в мыслях все думал о крупных суммах денег, которые он пересчитывал ежедневно в конце рабочего дня. Но и эти мысли его так сильно не волновали. Ему становится скучно у Туриных, и он торопится уехать домой. Но Старцева просят посмотреть на их слугу Павлушу, который очень сильно всех смешит своим необычным произношением фразы из спектакля. По пути домой Дмитрий думает о том, какие же низкие в культурном вопросе люди проживают в этом городке. И он нисколько не жалеет о том, что не породнился с Туриными. И когда Котик снова приглашает его в гости, он не отвечает на это письмо и больше не приезжает в этот дом.

    Через несколько лет Старцев предстает перед нами зажиточным человеком. Он все-таки не женился, сильно обрюзг. У нет никаких интересов. Все больные покорно его слушают, и не говорят ничего против, а слуги стараются также не перечить ему, и склоняют голову перед Ионычем. Ведь так его стали называть в городе. А его бывшая возлюбленная состарилась, стала часто болеть, и долгими часами играла на рояле.

    Картинка или рисунок Ионыч

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Байрон Каин

      Пьеса Джорджа Гордона Байрона Каин, написанная в 1821 году, стала главным достижением его трагической драматургии. Поэт представил её как мистерию, так называли средневековые драмы с религиозным сюжетом

    • Краткое содержание Перловый суп Улицкая

      Маленькая девочка четырех лет рассказывает о детстве, в котором она видела бедных и обделенных людей. Она с нежностью описывает свою красивую, умную и добрую маму. Марина Борисовна любила готовить вкусный перловый суп.

    • Краткое содержание Барбос и Жулька Куприн

      Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

    • Краткое содержание Куприн Юнкера

      Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

    • Краткое содержание Игра в классики Кортасар

      Середина 20 века. Орасио Оливейра, мужчина средних лет аргентинского происхождения, проживает в Париже.

    Даже небольшие произведения иногда становится трудно вспомнить в подробностях, особенно когда предстоит важная контрольная работа. В этом случае помощь в подготовке окажет качественный краткий пересказ по главам, который быстро напомнит ученику все детали сюжета. А чтобы окончательно подготовиться к уроку, вам наверняка понадобится .

    Самое интеллигентное семейство города С. – Туркины. Иван Петрович – шутник и балагур, играющий и ставящий спектакли. Его супруга, Вера Иосифовна – писательница. Их юная дочь Екатерина (ее ласково зовут Котик) занимается музыкой. Доктора Дмитрия Ионовича Старцева только прислали в город. И сразу свели с Туркиными, которые пригласили врача к себе. Старцев пришел в гости и был радушно принят.

    Между супругами шутливые отношения: Вера Иосифовна при муже предлагает молодому врачу за ней ухаживать втайне от «ревнивого» супруга. Хозяйка стала читать свой неправдоподобный роман о любви графини-меценатки и художника. Старцев понимал, что роман плох, но так приятно сидеть в комфорте, с культурными людьми после его деревенского быта. Романы Вера Иосифовна не печатает, деньги есть и так.

    После чтения просят сыграть Екатерину, она стучит по клавишам немелодичный, но трудный пассаж. Котик училась дома, даже не окончила гимназии, но мечтает поступить в консерваторию и уехать. Мать надеется, что этого не случится. Напоследок, перед самым уходом гостей, лакей Пава показывает «театральную миниатюру». Вечер очень приятен Старцеву.

    Глава 2

    Старцев долго не бывал у Туркиных из-за забот с больными. Но у Веры Иосифовны начались мигрени, и доктор приехал сначала по делам службы, а потом стал ездить просто так. Ему нравилась Екатерина.

    Однажды он позвал ее в сад, воспользовавшись редкой минутой наедине. Он завел разговор о пустяках, лишь бы она говорила. Но Котик убежала, оставив записку с назначением встречи ночью на кладбище. Старцев не поверил, что она серьезно, но на всякий случай пришел, походил по кладбищу и помечтал. Возлюбленную так и не дождался.

    Глава 3

    На следующий день он хочет сделать предложение Екатерине. Но ее сначала причесывали к танцевальному вечеру, а потом она была настолько прекрасна в бальном костюме, что Старцев не смог ничего сказать. Он подвозит ее на бал, при случае обнимает, но ее это вовсе не радует. Зато Екатерину радует удачная шутка над влюбленным.

    Старцев позже приезжает в клуб, где все же делает девушке предложение. Она отказывает. Он впадает в депрессию. Скоро Екатерина уезжает, чтобы поступить в консерваторию, а Старцев успокаивается.

    Глава 4

    Через 4 года Старцев имеет уже обширную практику, он потолстел и передвигается только в тройке. Обыватели города С. не привлекают героя из-за глупости и узких интересов, с ними даже не поговорить. И герой молчит, даже если приглашают на обед. Он увлекается винтом и накоплением денег. Вот и все развлечения.

    Спустя много времени его зовут к себе Туркины, и Старцев соглашается. Там все по-старому: шутки Ивана Петровича, роман его жены. Екатерина вернулась из Москвы, видимо, там ничего не сложилось. Она снова играет пассажи, а потом зовет Старцева в сад. Она восторгается его врачебным трудом, он не видит в этом ничего возвышенного. Она надеется, что они будут видеться и говорить. А он спешно прощается и уходит. На прощание Пава опять играет свой спектакль. Теперь Старцева это раздражает, как раньше умиляло.

    Глава 5

    Спустя пару лет Старцев окончательно растолстел, даже еле ходит. Практика громадна, накоплений столько, что куплено несколько домов. Герой устает и еле дышит, но места ни одного не оставляет – жадность.

    Старцев стал нетерпелив и злобен, покрикивает на пациентов. Ему скучно и одиноко. А у Туркиных опять все также: шутки Ивана Петровича, роман его жены и рояль дочери.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!