В слове семья мягкий знак разделительный. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова

Данный конспект предназначен для проведения группового занятия с детьми 3 класса с речевым заключением «Системное недоразвитие речи».

Тема логопедического занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
  • формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ход логопедического занятия:

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
И дня доброго желай.

2. Правило речи.

Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно!
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Чтобы правильно произносить все звуки, давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там
Он глядит по сторонам.
Смотрит как расческа зубы
Нам причесывает губы.
На качелях оказался,
Вверх взлетел,
И вниз спускался.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний,
Безымянный и последний
Наш мизинчик малышок.
Ой, указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять,
И движенья выполнять.

4. Тема логопедического занятия.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

Правильно, это мягкий знак: «Ь».

Нарисуем «Ь» знак
Нежно капелькой вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

Дети пишут «Ь» на пшене.

Тема сегодняшнего занятия: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

Что вы можете сказать о мягком знаке?

  • «Ь» — это буква.
  • «Ь» не обозначает никакого звука.
  • «Ь» можно писать, но нельзя прочитать.

Что обозначает мягкий знак?

Он обозначает мягкость согласного.

5. Фонематическое восприятие.

В карточках фишкой закройте согласную, которая слышится в конце слова.

Соль, конь, нос, хорь, лось, пень, комар, кран, мел.

Вспомните слова, которые я называла.

6. Игра «Назови слова с мягким знаком».

Рассмотрите картинки (презентация). Назовите картинки, в названии которых согласный звук в конце слова произносится мягко.

Лось, конь, дождь, морковь, медведь, букварь, гусь, якорь.

Прочитайте все слова. Что общего во всех этих словах?

Во всех словах пишется мягкий знак.

7. Игра «Вставь мягкий знак».

Прочитайте слова, вставьте «Ь», где нужно.

8. Физминутка (музыкальная).

Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки,
Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши:
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали:
Дружно веселее.
По коленочкам ударим:
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись,
И остановились.

9. Загадка.

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы — фигурные …
(коньки)

Слово «коньки» вывешивается на доске. Логопед читает слово вместе с детьми.

Где находиться «ь» в слове «коньки»?

Почему после «Н» стоит мягкий знак? (Потому что «Н» звучит мягко.)

Да, мягкий знак может находиться и в середине слова.

Мягкий знак – такой хитрец!
В слове встал он в серединку,
Буквам заменил перинку.
Между двух согласных
Чувствует прекрасно.

10. Игра «Спрячьте мягкий знак в серединку».

Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Конь – коньки
Пень – пеньки
Хорь — хорьки

Где в слове может встретиться «Ь»?

11. Работа с предложениями.

Прочитатйте предложения. Какая буква пропущена в словах?

Лос. – сил.ный звер..
Он ест траву и ветки, любит сол.
В чаще леса скрывался лос.
У него бол.шие ветвистые рога

Составить текст, соблюдая следующую последовательность:

1) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
2) Предложение со словом, имеющим «Ь» в середине между гласными.
3) Предложение со словом, имеющим «Ь» на конце.
4) Предложение, где есть два слова с «Ь».

Прочитайте весь текст. Что мы узнали про лося?

Выпишите из текста слова с мягким знаком. Подчеркните в словах согласную букву и мягкий знак после нее.

12. Итог занятия.

Когда в словах пишется мягкий знак?

Когда согласный звук произносится мягко?

Мягкий знак с согласной дружен.
В конце и середине слова нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.

Домашнее задание: выучить стихотворение про мягкий знак.

Галимова Галина Павловна,
учитель-логопед,
коррекционная школа-интернат VIII вида,
Башкортостан, г.Янаул

Мягкий знак — это одна из букв русского алфавита, не имеющая своего звучания. Ее невозможно произнести фонетически, но, несмотря на это, она является значимой и выполняет очень важную роль.

История мягкого знака

На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и . Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и , продолжил смягчать впереди стоящий согласный.

В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).

В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма , и так далее.

Функции мягкого знака

Все мы знаем, что согласные звуки бывают мягкие и твердые. Некоторые согласные всегда мягкие, а некоторые смягчаются другими буквами. Например, йотированные гласныесмягчают твердый согласный, стоящий перед ними. Мягкий знак исполняет абсолютно ту же функцию, что и эти гласные — смягчает согласные, стоящие перед ним:

  • смягчает впередистоящий согласный;
  • выполняет функцию разделения в словах перед йотированными гласными и гласной о в заимствованных словах;
  • не несет особой фонетической нагрузки, но сохраняет грамматическую форму в некоторых словах (мышь, сушь, глушь).

Давайте рассмотрим несколько особых случаев, в которых в середине слова может встречаться мягкий знак.

Мягкий знак, находящийся между двумя согласными

Пример: конь ки, бань ка, голь ф, поль ка, больница, угольный.

В этом случае мягкий знак просто смягчает впереди стоящий согласный. Правило: мягкий знак в середине слова не пишется между сочетаниями согласных щн, щк, чн, чк.

Мягкий знак между согласной и йотированной гласной (разделительный)

Пример: деревья, поленья, соленья, ученье, обезьяна, вьюнок, колье.

В этом случае мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный. Йотированная гласная же раскладывается на два звука.

Мягкий знак может стоять не только перед йотированными гласными.

Пример: бульон, шампиньон, каньон, медальон.

Чаще всего так происходит в иностранных заимствованных словах.


Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?

Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.

Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.

Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:

  • Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
  • Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
  • У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).

Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:


Немного о переносе

Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.

Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.

Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.

Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).

Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.

Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.

Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.

При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.

Упражнения

Мягкий знак в середине слова. 1 класс.

1. Подчеркните те слова, в которых мягкий знак смягчает впередистоящий согласный:

Бурьян, лось, огонь, деревья, соль, обезьяна, колья, бемоль, письмо, соболья, олень, сильный, трель, медальон, ельник, журавль, конь, семья, деньки, пальто, карамель, судьи, кровь, любовь, соловьи, смутьян, канитель, кортель, вальяжный.

2. Впишите мягкий знак там, где он необходим:

Тиш_, камыш_, услыш_, гараж_, спиш_, рож_, кураж_, мираж_, печ_, сеч_, замуж_, хорош_, пляж_, сторож_, страж_, уж_, настеж_, невтерпеж_, пляж_, наотмаш_, береч_, увлеч_, грач_, сплош_.

3. Выполните фонетический разбор данных слов (слова можно выдать детям по варинтам или каждому ребенку дать индивидуальное слово):

Портьера, закулисье, раздолье, сомелье, барьер.

ТСЯ и ТЬСЯ — как правильно?

К сожалению, очень многие допускают ошибку в этой, казалось бы, элементарной орфограмме. Как же узнать, что писать на конце глагола?

Нужно просто задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопрос "что делать", мягкий знак ставится. Если вопрос "что делает?" — мягкий знак не нужен.

Пример: убраться (что сделать?), договориться (что сделать?); красоваться (что делать?).

Убирается (что делает?), договаривается (что делает?), красуется (что делает?).

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Альбом, будильник, Булька, бульвар, вальс, васильки, деньги, ельник, зорька, капелька, кольца, коньки, крыльцо, льдины, мальчик, огоньки, окуньки, Ольга, пальма, пальто, пальцы, пеньки, письмо, полька, понедельник, польза, пузырьки, пчельник, рельсы, редька, синька, сосулька, тюльпан, угольки, учительница, физкультура, фильм, школьник.

Большой, больше, больно, возьми, горько, маленький, мыльный, меньше, нельзя, правильно, сколько, стальной, сильный, только, тоньше, угольный, читальный (зал).

1. Мы гуляли по бульвару. Там росли красивые пальмы. 2. В густом ельнике спрятался заяц. Он испугался мальчика. 3. Кате на ладошку упала капелька. Это тают сосульки. 4. Гимнасты выполняли упражнения на кольцах.

1. Дедушка чинит крыльцо. 2. По реке плывут большие льдины. 3. Школьник правильно решил задачи. 4. У мальчика в банке маленькие окуньки.

1. Ольга написала письмо учительнице. 2. У меня на пальто меховой воротник. 3. У музыкантов сильные пальцы. 4. Срубили сосны. Остались только пеньки.

1. В понедельник у нас урок физкультуры. Надо взять коньки. 2. Костя пускал мыльные пузырьки. Один пузырь был очень большой. 3. Ребята пришли на пчельник. Ольга дала им мед. 4. Быстро мчит по рельсам поезд. Рельсы стальные.

1. Ася в альбоме рисует тюльпаны. 2. В поле много васильков. 3. Быстро бегут по льду стальные коньки. 4. Красная зорька в небе зажглась.

1. Редька горькая, но полезная. 2. Танцуй с нами польку и вальс. 3. Охраняй птиц. Они приносят большую пользу. 4. Первый урок - физкультура. Дежурный, возьми мяч и кольца.

1. Ворона больше галки. 2. Пять меньше, чем десять. 3. Сколько пальцев на двух руках? 4. Бумага тоньше картона.

На зорьке дети были на лугу. Капельки росы покрыли траву. Сколько цветов на лугу! Дети плели из них венки. Собрали большой букет цветов.

Праздник.

В понедельник у нас праздник. Мальчики развесили цветные огоньки. Девочки поставили в вазу большой букет. Ольга будет играть вальс. Я станцую польку. Все готовы к празднику.

На пчельнике.

Дедушка Захар работает на пчельнике. Каждый день мальчики бегают к нему. Они знают: пчел трогать нельзя. Пчелы больно жалят. Но они приносят большую пользу. Пчелы дают мед.

В колхозе.

У нас в колхозе есть пчельник. На пчельнике работает отец Сережи Малькова. Школьники ходят помогать ему. Дядя Петя учит школьников правильно брать мед.

Лена больна.

Было холодно. Лена бегала без пальто. Теперь она больна. Врач дал Лене горькие капли. Лена не хочет их пить, а надо. Нельзя без пальто зимой!

На коньках.

У мальчика новые коньки. Он надел пальто, взял коньки. Скорей на речку! Там лед. Хорошо бегут коньки по льду.

Выборочные диктанты.

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

(Е. Благинина.)

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар.

(С. Михалков.)

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать.

И потому опять настала слякоть,

И потому опять в галошах ты.

(А. Кондратьев.)

Письмо

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак.)

Мальчик взял ее рукой -

Нет снежинки никакой.

А на рукавице

Капелька водицы.

(Н. Полякова.)

Осторожно по льду

На коньках я иду…

(Л. Зубкова.)

Школьник, школьник, ты силач!

Шар земной несешь, как мяч.

(С. Маршак.)

Полны веселья шумного

Бульвары и сады.

И сколько хочешь радуйся,

Скачи на все лады.

(А. Барто.)

Я хожу, хожу, хожу,

А грибов не нахожу.

И в лукошке до сих пор

Только красный мухомор.

(В. Незвал.)

Самодиктанты.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший … (мальчик).

Посадили деревца

Возле школьного … (крыльца).

Пришли морозные деньки.

Нужны нам лыжи и … (коньки).

Зимою каждому зато

Нужно теплое … (пальто).

Комментированное письмо.

1. Вчера был пасмурный день. 2. Я помню летние деньки. 3. Миша сел на пень. 4. Кругом видны только маленькие пеньки.

1. Ветер гнал по дороге пыль. 2. На улице было пыльно и душно. 3. У меня сильная зубная боль. 4. Коля больно ударил ногу.

1. В этой печи плавят сталь. 2. У деда есть стальная сабля. 3. Апрель - второй месяц весны. 4. Апрельское солнышко радует всех.

1. Мы танцуем веселую польку. 2. Книги клади на полку. 3. Васе подарили щенка Бульку. 4. Я люблю булку с изюмом.

1. Угольки погасли в печке. 2. Уголки платка синие. 3. Сережа горько плакал. 4. В парке большая горка.

У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом.

Была зима. Витя бегал на коньках по льду. Ему жарко. Витя стал есть снег. Теперь он болен. Ему больно глотать. Нельзя, Витя, есть снег!

Гена уже большой. Мама дала мальчику деньги. Гена идет в кино. Днем фильм для школьников. Гена любит мультфильмы. Собака Булька скулит. Но собакам нельзя в кино. Булька ждет Гену дома.

Творческие диктанты.

Ель, ельник.

Учитель, учительница.

Мебель, мебельный.

Уголь, угольный.

Зверь, зверьки.

Огонь, огоньки.

Окунь, окуньки.

Конь, коньки.

Контрольные диктанты.

Дул сильный ветер. Лил дождь. Гулять было нельзя. Мальчики играли дома. Собака Жулька ушла под крыльцо. Кот Васька спит на стуле. Пришла осень. (23 слова.)

Юра - школьник. Отец дал мальчику альбом. Юра взял кисть и краски. Он рисует зимний день. Бульвар белый от снега. Вдоль бульвара маленькие елочки. Они тоже в снегу. (27 слов.)

Пришла осень. День стал меньше. Клены и березы голые. Только ельник зеленый. По утрам хрустят тонкие льдинки. Зябнут пальцы. Пора надеть теплое пальто. (23 слова.)

Ребята на льду. Мальчики бегут на коньках. С ними собака Пальма. Она лает. Маленькая Аня горько плачет. Ей страшно. Не надо плакать, Аня! Пальма - умная собака. (26 слов.)

Снежная баба.

Ясный день. Кругом снег. Маленький Миша дома. Он смотрит в окно. Мальчики лепят снежную бабу. Баба большая, ростом с Мишу. Глаза - угольки. Вот так баба! (25 слов.)

На бульваре.

На бульваре играют дети. Они шумят. У Лены кукла Юлька. Лена носит Юльку. Спи, Юлька! А Юлька спать не хочет. (20 слов.)