Цитаты для егэ по русскому языку. Цитаты для сочинения


Цитаты из книг для подготовки к ЕГЭ по литературе

Цитаты из прозы .

Жуковский «Светлана»

Начало баллады

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали…»

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье »

Фонвизин «Недоросль»

Стародум «В большом свете водятся премелкие души»

«Унижать рабством себе подобных беззаконно »

Простаков

«Без вины виноват»

«без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить » - философия невежественного дворянства

«Уж четыре года как учится » – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день »

Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет? »

Грибоедов «Горе от ума»

Современники о комедии :

Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов »

Катенин «Ума и соли тьма »

Софья «Счастливые часов не наблюдают »

«Он не в своем уме » (о Чацком) - первая распускает слух.

Фамусов «Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой»

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца » (Софье)

«Кто беден, тот тебе не пара » (Софье)

«Что будет говорить княгиня Марья Алексевна! » (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)

Молчалин : «В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь » (бесхребетность и подобострастие)

Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья »

«Злые языки страшнее пистолета »

Чацкий «Чины людьми даются,

А люди могут обмануться »

«Дома новы, но предрассудки стары»

«И дым Отечества нам сладок и приятен…»

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«Молчалины блаженствуют на свете!»

«А врочем, он дойдет до степеней известных

Ведь нынче любят бессловесных» (о Молчалине)

Пушкин «Капитанская дочка»

«Береги платье снову, а честь смолоду » - эпиграф, завет отца Гриневу

«Я приехала просить милости, а не правосудия » - Маша Миронова Екатерине II

Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою »

«Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести » - Гринев Пугачеву.

«Евгений Онегин»

«Неужто ты влюблен в меньшую?

-А что? – «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт»

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила» (Ольга )

«Он с лирой странствовал на свете:

Под небом Шилера и Гете

Их поэтическим огнем

Душа воспламенилась в нем» (Ленский )

«Ни красотой сестры своей,

ни прелестью ее румяной,

Не привлекла она б очей » (Татьяна )

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой »(Татьяна )

«Я вас люблю(к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна» (последнее объяснение Татьяны с Онегиным )

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины » (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)

«Чего ж вам больше?

Свет решил,

Что он умен и очень мил »(об Онегине , светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)

«Уж не пародия ли он? » (Татьяна об Онегине)

«С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом? (Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)

Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной

«И здесь, героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго, навсегда »


Предмет сопоставления

Онегин

Автор

Театр

Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам.

Для автора театр – это «волшебный край»

Природа

Природа на Онегина наводит сон.

Автор «предан всей душой полям, цветам, деревне»

Любовь

Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать»

Автор говорит, вспоминая о своей любви, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам»

Творчество

Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его»

Смысл собственной жизни автор видит в следующем «быть может, в Лете не потонет, строфа, слагаемая мной»

Поэма «Медный всадник»

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

И вдаль глядел. » (о Петре 1)

Гоголь «Шинель»

«Зачем вы меня обижаете? » - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой» .

Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе »

«Ревизор»

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор » - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского .

Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет »

«Единственным положительным героем моей комедии является смех »- признавался Гоголь

Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает »

Городничий «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!»

«Мертвые души»

Принцип изображения помещиков:


  • Внешний вид усадьбы

  • Состояние хозяйства

  • Господского дома

  • Внутреннего убранства

  • Характеристика помещика

  • Его взаимоотношения с Чичиковым
О Манилове «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой» , а между тем, воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота)

Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая »

«Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять »

Плюшкин «прореха на человечестве »

Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.

«Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой! » - говорил отец Чичикову (завет отца)

Гоголь о Чичикове : «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель »

Лермонтов «Мцыри»

Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:

«Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил,

Не то что милых душ - могил! »

«Герой нашего времени»

Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри », начало повести «Бэла», «Фаталист », конец повести «Бэла», «Максим Максимыч », предисловие к «журналу Печорина»

Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? »

«Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? »(Печорин )

«После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? »(Печорин )

«И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? » (Печорин )

«Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »

Островский «Гроза»

Катерина «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать » (вольность, стремление к свободе)

Законы «темного царства »:

В нем правят деньги

«Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине )

Любое живое слово, живая мысль, живое чувство преследуются в городе.

Тургенев «Отцы и дети»

Писарев «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг »

Базаров нигилист, т.е. «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. »(так объясняет Аркадий)

Базаров «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта »

«Рафаэль гроша медного не стоит »

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр! » - Базаров об Одинцовой (цинизм)

Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров думает: «Нет, я еще долго на свете маячить буду »

Катя говорит Аркадию «Он хищный, а мы с вами ручные »

Перед смертью Базаров Одинцовой : «Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет »

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому живется весело, вольготно на Руси?»

«Роман сказал: Помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому!-

Сказали братья Губины,

Иван и Митодор.

Старик Пахом потужился

И молвил в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву,

А Пров сказал: Царю.

Корчагина Матрена Тимофеевна «Не дело между бабами счастливую искать»

«Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого »

Гриша Добросклонов «В минуты унынья, о родина-мать,я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю.»

Савелий-богатырь «клейменный, да не раб »

Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

Говорят «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет? »

«Жил-дрожал, и умирал – дрожал »

Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников говорит Соне : «Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею? »

Лужин воплощает эгоистическую расчетливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага » (сродни с «арифметикой» Раскольникова)

Свидригайлов - отсутствие нравственных границ, неразличение добра и зла.

Чехов «Ионыч»

Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча.

Семья Туркиных

«Вишневый сад»

Лопахин : «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья! »

Двойное ударение в названии.

Горький «На дне»

Лука «Во что веришь - то ты и есть»

«По-моему ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают »

О человеке «он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит»

«Человек всего может…Лишь бы захотел»

«Человека приласкать никогда не вредно»

Сатин «Человек - это звучит гордо! »

«Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью»

«Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев »

Маяковский «Облако в штанах»

Четыре части - каждая реализует конкретную идею

1.Долой вашу любовь

2.Долой ваше искусство

3.Долой ваш строй

4.Долой вашу религию

Ахматова поэма «Реквием»

Посвящена жертвам сталинских репрессий.

В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:

«Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград »

Изображается драма всей безвинной Руси:

«Буду я, как стрелецкие женки,

Под тюремными башнями выть »

Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали »:

«Нет! И не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл-

Я была тогда с мим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был »

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Иешуа «Правду говорить легко и приятно »

Воланд «Ну что ж… обыкновенные люди…В – общем похожи на прежних…квартирный вопрос только испортил их »

«Рукописи не горят»

«Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут »(Маргарите )

Понтий Пилат «Трусость, несомненно один из самых страшных пороков…Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок »

Твардовский «Василий Теркин»

«Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда

Да и в каждом взводе»

«Почему так- без начала?

Потому что сроку мало.

Почему так- без конца?

Просто жалко молодца»

«Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Стало, может быть, светлей»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт искренне желает всем школьникам удачи в подготовке к единым государственным экзаменам. Мы собрали коллекцию перлов из экзаменационных работ предыдущих лет. Наслаждайтесь и не повторяйте ошибок предшественников.

Обществознание

  1. Без мозга, как известно, нельзя жить. Без мозга человек - это просто сосуд с кровью.
  2. Я рада, что живу сейчас, когда наша власть отменила крепостное право.
  3. Определение социального неравенства в учебнике разительно отличается от того, которое диктовала нам учительница.
  4. В комендантский час дети до 16 лет не имеют права находиться даже на кладбище, хотя там никого нет.
  5. С древних времен общество делится на элиту, люмпенов и таких, как мы.
  6. Умный человек из-за огромного количества мыслей в своей голове может потерять семью.
  7. В результате полета человека в космос мы наконец узнали, что Земля круглая.
  8. При Ельцине в стране развился хаус.
  9. Я в свои 17 лет уже попробовал себя в образе писателя и не понаслышке знаю, что такое внутренние мучения и тоска. Как и Гете, я болею, когда у меня нет новых идей, нет того огонька, той мысли, из-за которой хочется творить. Многие люди смиряются с этим, но не мы с Гете.
  10. Один человек - ничто, а все вместе - часть природы.
  11. Маугли не мог завести детей с волками.
  12. Мир тесен, а мозг человека необъятен.
  13. На субъектов гражданского права возложены разные обязанности, такие как являться лицом.
  14. Если не удается жить в обществе, остается только жить с девушкой.
  15. Партии, занявшие на выборах призовые места, попадают в Думу.
  16. Эмпирический уровень познания имел место как в Среднековье у алхимиков, так и в наше время у физиков, сделавших андрогинный коллайдер.
  17. От женщины общество может ждать чего угодно.
  18. Гендер - это влиятельный ученый-социолог, видимо, немец.
  19. В наше время все меньше людей счастливы в браке - это все от бедности, наркомании и гомосексуализма.
  20. По жизни я почти во всем согласен с философом Гегелевым.
  21. Когда человек задумался над продолжением рода, в одиночку это у него не получилось.
  22. Главная функция государства - удовлетворение граждан.
  23. Известный певец, скрывающийся под псевдонимом Ласковый Май.
  24. В стране повышается уровень венерической грамотности.
  25. Сегодня браки похожи на союз клеща и собаки. Но ситуация ухудшается тем, что обычно в браке два клеща и ни одной собаки.
  26. Животные из-за выхлопных газов перестают интересоваться размножением. Та же участь ждет и человека.

История

  1. Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития.
  2. Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни.
  3. При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало.
  4. Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, обидевшись, когда узнал, что бояре стучат на царя.
  5. Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду.
  6. Царь Александр неожиданно скончался в Таганроге от воспаления мозгов.
  7. Декабристов ждала гостеприимная Сибирь.
  8. Николай II отдал приказ стрелять по рабочим после окончания рабочего дня.
  9. В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря.
  10. Врагов советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось.
  11. Хрущев подавил восстание рабов в Новочеркасске.
  12. У Брежнева были большие брови и странно поставленная речь. Он был выдающимся и удивительным человеком, его поступки послужили на благо России, и поэтому мы все его любим и знаем как пухленького и большебрового мужичка. Он направлял свою деятельность в разных направлениях. Я бы пожал руку такому выдающемуся человеку, как Брежнев.
  13. Османская империя в те времена находилась в стороне от наркотрафика.
  14. Западники привнесли в Россию, например, трамвай. Славянофилы до смерти ездили на лошадях.
  15. Политика царя вызывала голод и бешенство населения.
  16. Княгиня Ольга до замужества с князем Игорем носила имя Прекрасная.
  17. Елизавета Петровна считалась первой красавицей среди своих подруг.
  18. Колхозницы бежали в город, поскольку там было больше здоровых мужчин.
  19. Солженицына отправили в лагерь за рассказ «Один день Вани Денискина».
  20. «Шмон», «борзой», «стукач» - этих слов нельзя было найти в орфографических словарях. Солженицын принес их в наш язык.
  21. После высылки Солженицын продолжил свой лагерный путь в США.

Русский язык

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.

В.Г.Белинский

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

А.П.Сумароков

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

К.Д.Ушинский

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

И.С.Тургенев

Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

А.И.Куприн

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен…

А.И.Куприн

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г.Паустовский

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

А.Н.Толстой

Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием всего человечества.

Олесь Гончар

Литература и поэзия

… Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:

Хорошие стихи не так легко писать…

А.С.Пушкин

Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.

А.М.Горький

Стих, как монету, чекань –

Строго, отчётливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям – просторно.

Н.А.Некрасов

Пушкин у нас – начало всех начал.

А.М.Горький

Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

С.А.Есенин

Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного.

К.Г.Паустовский

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

А.М.Горький

Мощь, мудрость и красота литературы открывается во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим.

К.П.Паустовский

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

В.В.Маяковский

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

Л.Н.Толстой

Толстой и Достоевский – два величайших гения; силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумлённое внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гёте.

А.М.Горький

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Дружба

Одежду не беречь – порвётся, дружбу не хранить – оборвётся.

Тувинская пословица

Покупаешь коня – смотри на его зубы; заводишь друга – смотри в его сердце.

Китайская пословица

Трусливый друг опаснее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Русская пословица

Друзья познаются в беде.

Русская пословица

На вопрос: кто друг, кто нет, в трудный час найдёшь ответ.

Таджикская пословица

Веселишься, ешь да пьёшь – так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.

Татарская пословица

Иные друзья пригодны лишь чай пить.

Японская пословица

Человеку нужен человек,

Чтоб душе в общении раскрыться

И вобрать своих сокровищ свет.

Человеку нужен человек.

Н.Коноплёва

Дерево сильно корнями, а человек – друзьями.

Грузинская пословица

История

Изучая старое – узнаёшь новое.

Японская пословица

Труд

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Русская пословица

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Русская пословица

Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться.

Украинская пословица

Душу вложишь – всё сможешь.

Японская пословица

Всё созидает для смертных забота и труд человеческий.

Архилок

У кого огонёк в груди теплится, у того и в руках всё горит.

Русская пословица

Самое трудное мужество – мужество повседневного, многолетнего труда.

В.А.Сухомлинский

Труд рабочего,

хлеб крестьянина –

на этих двух осях

катится время

на всех скоростях

и вертится жизнь вся.

В.В.Маяковский

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Н.Г.Чернышевский

Труд человека кормит, а лень портит.

Русская пословица

Жить – это к каждой капле вдохновения добавлять 99 капель пота.

Мартин Ларни

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский

Ничего не делая, мы учимся дурным делам.

Английская пословица

Обычаи

В каком народе живёшь, того и обычая держись.

Русская пословица

Когда находишься в Риме, поступай, как римляне.

Английская пословица

На чьей земле поселишься, того и воду пей.

Казахская пословица

Ум, знания, книга, наука

Ум – одежда, которую никогда не износишь; знание – родник, который никогда не исчерпаешь.

Киргизская пословица

Книга – лучший товарищ.

Русская пословица

Голова от книг умнеет.

Болгарская пословица

Золото добывается из земли, а знание – из книги.

Тувинская пословица

Книга учит, как на свете жить.

Украинская пословица

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Эфиопская пословица

В наследство сыну лучше оставь одну книгу, чем миллион монет.

Корейская пословица

Книги – друзья, книги – учителя.

Латинская пословица

Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книг.

Датская пословица

Солнце взойдёт – оживает природа, книгу прочтёшь – просветляется ум.

Монгольская пословица

С грамотой – вскачь, без грамоты – хоть плач.

Русская пословица

Лишь глупцы упорствуют в своих заблуждениях.

Немецкая пословица

Состаришься, а всё чему-нибудь учишься.

Китайская пословица

Будь жаден лишь к знаниям.

Монгольская пословица

Лишь усилиями мы достигаем цели, а не желаниями.

Древнеиндийская пословица

Наука есть вождь к познанию правды, просвещению разума.

М.В.Ломоносов

Знания, не рождённые опытом, полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Познание природы есть один из самых могучих рычагов победы человека над миром.

А.Ферсман

Книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на место.

А.И.Герцен

Б.Паскаль

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.

К.Д.Ушинский

Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошлых времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Р.Декарт

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.

В.Г.Белинский

Добро и зло

Добром добро оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец.

Туркменская пословица

В доме, где дымит печь, прожить можно, а где злоба пышет – не проживёшь.

Японская пословица

Слово, речь

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

Русская пословица

Скажешь – не воротишь; напишешь – не сотрёшь; отрубишь – не приставишь.

Русская пословица

Слово – стрела: выпустишь – не вернёшь.

Грузинская пословица

Хорошую речь хорошо и слушать.

Русская пословица

Речь – образ души.

Латинская пословица

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Взаперти,

Как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

В.Шефнер

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

А.М.Горький

Развитие языка идёт вслед за развитием народной жизни.

Н.Г.Чернышевский

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Л.Н.Толстой

Рана, нанесённая мечом, заживёт, а языком – нет.

Армянская пословица

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Ф.И.Тютчев

Совесть, нравственность

Поступай днём так, чтобы ночью твой сон был спокоен.

Индийская пословица

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.

Древнеиндийская пословица

Есть ценности, которым нет цены.

М.Борисова

В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого.

Л.Н.Толстой

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к хорошим людям.

М.М.Пришвин

Благодарность – малейшая из добродетелей, неблагодарность – худшая из пороков.

Английская пословица

Если ты сделал добро – скрой, если тебе сделали добро – расскажи.

Арабская пословица

Жизнь без цели – человек без головы.

Ассирийская пословица

За каждым спуском есть подъём

Ассирийская пословица

Как поступишь с другими, так поступят с тобой.

Ассирийская пословица

Кто бежит от малой трудности, очутится перед большей.

Ассирийская пословица

Не судите да не судимы будете.

Из Нагорной проповеди Иисуса Христа

Война и мир

Была война… Была когда-то…

Почти истлел войны скелет.

Брат опускал в могилу брата,

А мать старела в двадцать лет.

Г.Горбовский

Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление.

В.Гюго

И каждый, защищавший Ленинград,

Вложивший руку в пламенные раны,

Не просто горожанин, а солдат,

По мужеству подобный ветерану.

О.Берггольц

Прислушайтесь, люди, и бейте тревогу!

Смертельной войне преградите дорогу.

Пусть больше не будет ни горя, ни слёз

Под грохот орудий и стоны берёз.

Софья Скороход

Такой ценою заплатила

За мир Земли моя страна,

Что никакой безумной силой

Не может быть побеждена.

Е.Лаврентьева

Родина, Россия, родная земля, патриотизм

Эти нивы золотые,

Эти рощи и луга,

Наша Родина – Россия

Сердцу с детства дорога.

Б.Дворнов

Нет на свете Родины дороже.

Надо так работать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

С.Прокофьев

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов

А только и прежде и ныне

Милей мне моя сторона -

По той по одной лишь причине,

Что жизнь достаётся одна.

А.Твардовский

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

А.С.Пушкин

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества.

В.Г.Белинский

Отечество

которое есть,

но трижды –

которое будет.

В.В.Маяковский

Я лиру посвятил народу своему.

Н.А.Некрасов

Красота земли должна быть одним из могучих факторов при воспитании нового человека. Наша природа должна расцвести для новых времён во всём своём великолепии.

К.Г.Паустовский

Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.

Н.Г.Чернышевский

Любовь к Родине – не отвлечённое понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

А.Н.Толстой

Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу.

П.С.Нахимов

О Родина! Смогу ль забыть

Твои нелёгкие победы,

Твои немыслимые беды.

Забыть, как прадеды и деды

Умели драться и любить.

В.Фирсов

Без чувства своей страны – особенно, очень дорогой и милой в каждой мелочи – нет настоящего человеческого характера.

К.Г.Паустовский

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев

Юность, молодость

Храни своё неопасенье,

Свою неопытность лелей:

Перед тобою много дней,

Ещё уловишь размышленье.

С.А.Баратынский

Молодёжь – основная сила, коренная мощь человечества завтрашнего дня.

А.В.Луначарский

Жизнь даёт каждому человеку огромный неоценимый дар – молодость, полную сил, юность, полную чаяний, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе, полную надежд и упований.

Н.А.Островский

Юность человека есть прекрасная, роскошная весна, время деятельности и кипения сил; она бывает однажды в жизни и никогда больше не возвращается.

В.Г.Белинский

Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Д.И.Писарев

Воля, свобода

Так жизнь скучна,

Когда боренья нет.

М.Ю.Лермонтов

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идёт за них на бой.

Гёте

Смысл жизни, долг, профессия

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем.

М.Ю.Лермонтов

Человек, выполнивший свой долг, - это достаточно высокое понятие. И тот, о ком это сказано, должен воспринимать это как высокую и при этом точную оценку своей деятельности или своего поступка.

К.М.Симонов

Все работы хороши –

Выбирай на вкус.

В.В.Маяковский

Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной.

Н.Островский

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…

Н.Островский

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям.

А.М.Горький

Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все свои помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать.

Н.Н.Бурденко

Всё прекрасное на земле – от солнца, а всё хорошее – от человека.

М.М.Пришвин

Как жить на земле человеку? Как жить?

В этом главный вопрос.

Под стать ли в раздумьях я веку

И принят ли веком всерьёз?..

Олег Шестинский

Мечта – это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть. Это как на земле – дороги нет, а пройдут люди, проложат дорогу.

Из древней рукописи

Если путь твой к познанию мира ведёт,

Как бы ни был он труден и долог, вперёд!

Фирдоуси

В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и нужно ей дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю ещё большими чудесами.

А.М.Горький

Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, и желание и отказ.

А.С.Макаренко

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Слова Чацкого из комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо.

А.М.Горький

Мать, женщина

То – сердце матери!

Оно так нежно, верно!

Суждено ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей…

Лидия Койдула

О женщина!.. Нарядней мотылька

Твоих одежд весёлое мельканье,

И ты порой, как мотылёк, легка…

Но в трудный час –

Не ты ли стойче камня?!

Т.Зумакулова

О матери слова уже нашли поэты,

Прировняв её Отчизне…

О женщина!.. О мать!.. Ты – соль земли!

Без матери заглохла б нива жизни.

Художникам ты озаряла мир,

Являя дивные свои обличья…

Шекспир без Дездемоны – не Шекспир,

И адом стал бы рай без Беатриче!

Т.Зумакулова

«Не будь, как женщина…»

Так поучать любил мудрец,

Собрав чело в морщины…

«Как женщина!..»

Но под грозой стоять,

Но быть в работе женщине под стать

Способен только истинный мужчина!..

Т.Зумакулова

Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери.

Н.А.Некрасов

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя!

А.М.Горький

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.

Беранже

Героизм, подвиги

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!...

А.М.Горький

В жизни всегда есть место подвигам.

А.М.Горький

Подвиг, как талант, сокращает путь к цели.

А.Леонов

Герои! Мы знаем не все имена,

Но мужество ваше на все времена.

Л.Прокофьев

Великие люди и герои наиболее полно выражают облик своего народа, и имена их живут в веках.

Ж.Лафит

Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть.

А.М.Горький

Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

Ю.Фучик

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

С.В.Михалков

Нет героев от рождения – они рождаются в боях.

А.Т.Твардовский

В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить.

М.Ю.Лермонтов

Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.

Юлиус Фучик

Подвиг не свершается сам по себе. Он приходит как естественное завершение прожитой до него жизни. Нужно работать – каждодневно, ежечасно, во имя людей наших, во имя Родины. Это, если хотите, и есть подлинный героизм.

Ю.А.Гагарин

Искусство

Искусство – высочайшее проявление могущества в человеке.

Л.Н.Толстой

Простота, правда, естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

К.Глюк

Спорт, движение

Движение – кладовая жизни.

Плутарх

Любовь

Любовь – самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности.

А.С.Макаренко

На ЕГЭ по литературе нужно уметь писать быстро, коротко и по делу. Любовь к предмету может только помешать. С моим знакомым произошла печальная история: последнее сочинение у него оказалось слишком большим, и он не успел переписать его в бланк. Итог — 54 балла. Он тяжело это пережил, потому что рассчитывал на высокий балл: литературу он знает действительно хорошо.

Писать много и красиво опасно потому, что можно потеряться в собственных рассуждениях и уйти далеко от темы. Есть опасность сделать совсем страшное — высказать собственное мнение. На ЕГЭ вы должны писать лаконично и максимально обезличенно. Я училась писать сочинение без черновика и установила для себя временные ограничения: по 15 минут на каждое из маленьких сочинений (8, 9, 15, 16) и два часа на большое сочинение. Остальное время — на решение тестов, перенос ответов в бланк и непредвиденные ситуации вроде выхода в туалет или внезапного ступора.

Надо цитировать огромные куски текста

Цитировать на ЕГЭ по литературе необходимо: без этого сочинения не оценят по критерию аргументированности. Свои рассуждения нужно подкреплять текстом произведения. Однако не надо целиком учить монолог Катерины из «Грозы» и запоминать все полторы сотни стихотворений из кодификатора — не засоряйте голову ненужной информацией. Цитатой считается не только фраза или строка стихотворения, но даже словосочетание из оригинала, заключённое в кавычки.

Требуется знать только произведения из кодификатора

В теории кодификатора достаточно, чтобы выполнить все задания; на практике оказывается, что этого мало. Например, в заданиях по лирике часто дают произведения не из кодификатора. Мне на ЕГЭ попалось стихотворение Юрия Кузнецова «Знамя с Куликова».

В самих сочинениях произведения не из кодификатора тоже можно использовать. Я на экзамене в одном из ответов цитировала стихотворение Максимилина Волошина «Заклинание». Блеснуть эрудицией перед проверяющими не вредно, но помните о том, что я писала в первом пункте: нельзя уходить от темы.

История не важна

Как и с цитатами, здесь нужно держаться середины: не надо заучивать генеалогическое древо Александра Сергеевича Пушкина и даты выхода каждой из редакций «Евгения Онегина», но полностью игнорировать биографии авторов, истории создания произведений и культурный контекст эпохи нельзя. Исторические сведения имеют важное значение для анализа произведения, а все письменные задания на ЕГЭ, по большому счёту, направлены именно на это.

Сын учится в 9 классе. Впереди экзамены по русскому языку. Сейчас учитель готовит их к этому серьезному испытанию. Одно из заданий - сочинение, в котором должно быть строго 70 слов. 69 слов считается невыполненным заданием. Допускается на несколько слов больше.

Сын написал сочинение, увидел, что не дотягивает до нужного количества, далее диалог между сыном и учителем:
- А можно я в конце напишу слово Аминь?- спросил сын.
- У тебя 69 слов?- спросил учитель.
- Нет, 65,- ответил сын.
- Тогда тебе надо добавить ещё «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа»...

ИГ взяло на себя ответственность за ЕГЭ.

Такого вредоносного для страны удара мы от них не ожидали!

А давайте устроим сдачу ЕГЭ по любому школьному предмету для всего нашего правительства. Поскольку результат легко предсказуем, то придется сделать один из двух выводов: либо ЕГЭ – это полная херня, не дающая нормального образования, либо наши министры – недоучки, волей случая или иными путями выбившиеся на высокие посты.

С просторов интернета. Несколько грустно...
Из свежего ЕГЭ по истории. Напоминаю, что это экзамен ПО ВЫБОРУ, т.е. выпускники считают, что эту дисциплину они знают лучше.
1. Сочинение по периоду 1921-1928. «В это время правил Сталин, он был очень хороший человек. При нем была русско-польская война, которая завершилась победой. Другой личностью присутствовавшей в этом периоде был Рузвельт, который приехал в СССР на конференцию о ненападении. Сталин внес не мало важный вклад в развитие страны, но в 1924 году он умер. После этого Ленин развенчал культ личности Сталина».
2. Декабристы – это обыкновенные рабочие, которые призывались на службу.
3. Ленин посещает Казахстан и у него появляется идея о распашке целены в казахстанских степях. Ленин начинает посылать в Казахстан целые караваны.
4. Сочинение по периоду 1689-1725. В этот период правила дочь Петра 1 Екатерина 2, на ее правление пришлась эпоха дворцовых переворотов, она продолжала политику отца и тоже открывала университеты. Но потом царем стал Петр 3, он восхвалял короля Польши и унизительно отдал территории России под ее влияние.
5. Сочинение по периоду 1237-1257. «…тогда правили А. Невский и ипископы (главы орды)… ипископы, монархи имели власть над Ливонским ордером… в 1240 состоялось ледовое побоище…. когда на озеро пришла оставшаяся часть крестоносцев, была оттепель после (весны) зимы, русские солдаты окружили крестоносцев и стали аккуратно подталкивать их на лед… часть их потонула, а часть отошла к правому берегу Невы…Это важный период истории: появились Тевтонский ордер и Ливонский, которые служили монархам. Монарх – священнослужитель, предводитель ордера».
6. На сенатской площади и состоялось кровавое воскресенье.
7. Какую войну вел Иван Грозный? Варианты: столетнюю, войну с крестоносцами в результате которой победил Дмитрий Донской.
8. Брежнев пытался заботиться только о пролетариате и ни о чем другом не думал.
9. СССР был такой сильной державой, что ввел войска США во Вьетнам.
10. Николай I много сделал для демократизации российского общества... Лично вникал во все реформы... Много сделал для развития рабочего и научного потенциала... А.И. Герцен Вольный заслужил его одобрение и основал первую типографию, стал первым русским книгопечатником...
11. Аргумент, подтверждающий неизбежность поражения восстания декабристов: "Тухачевский не явился на Сенатскую площадь".
12. В правление Николая II экономика была в упаДЕ, экономический процесс составлял всего 8% в год.
13. При Николае строились железные дороги: две вели в Англию, а одна в США. А четвертая была самой длинной в мире.
14. Донской - младший сын А.Невского.
15. В Крымской войне погибло свыше миллиона тысяч солдат.
16. Сталин назначил Жукова командиром взвода.
17. Отец Ивана Грозного - Иван III (Темный)
18. III отделение Его императорского величества канцелярии возглавил Дзержинский.
19.Ленин решил создать некую комбинацию между социализмом и капитализмом, что в итоге и прозвали ленинизмом.
20.Избирательная Рада...
21.У Ленина не было друзей и приятелей. Он имел только соучастников.
22.Сталин, будучи мужланом, сумел добиться вершин власти, а вот вся интеллигенция при нем осела в Сибири...
23. В этот период (1985-1991) произошла авария на Чернобыльской АЭС. Хрущев приказал ликвидировать её последствия, и их ликвидировали - всех выселили. Еще в этот период Брежнев организовал голосование о сохранении Советского Союза. Хрущев и Брежнев много сделали для сохранения и могущества нашей страны в это время
24. В период с 1945 по 1953 год произошло много событий. 9 мая закончилась война, а еще в мае Гитлер покончил жизнь самоубийством. Между этими событиями несомненно есть определённая связь.

Пишу со слов подруги:
«У моих родственников из Рязани сын учится в 9 классе, в этом году они сдают ЕГЭ (специально не буду писать с заглавных букв – слишклм много чести для этого идиотизма). У ребенка сахарный диабет 1 типа, он на инсулине. В школе подают списки, что необходимо пронести с собой на экзамен. Мальчику необходимы 2 кусочка сахара на случай гипогликемии, потому что сахар скачет, может быть высокий, а может и упасть. Так вот, завуч подал списки в комиссию от министерства образования, пришел ответ: сахар с собой нельзя.

Поехали в эту комиссию (психиатр, дефектолог, логопед и педиатр) со всеми справками и характеристиками на ребенка, 1,5 часа объясняли вот этим самым врачам - что такое гипогликемия и для чего нужен сахар с собой. Комиссия стоит на своем, категорически нельзя проносить ничего, потомучто (внимание!) ребенок будет рассасывать сахар, чмокать и вообще отвлекать других учеников от решения заданий. И вообще - раз у вас сахарный диабет, то сдавайте экзамен в коррекционном классе и учитесь в коррекционной школе (это где глухонемые, например, или дети с умственной задержкой в развитии). Ребенок учиться хорошо в обычной школе, всего одна четверка по русскому языку, без поблажек из-за болезни. Разрешение в результате дали, конечно, но нервы помотали и маме и ребенку из-за двух кусочков сахара.

Министерству образования мой пламенный привет! Что б вам этот сахар поперек горла встал, когда вы будете по утрам чай пить.»

ЕГЭ наступает.
Насыпал кофе в чашку, включил чайник.
Через пару минут, кладовщик:
- А вам сколько воды налить?
- На три четверти...
еще минута,
- А это больше половины стакана или меньше?
Я пошутил:
- Это семьдесят пять процентов....

Выход он нашел...
налил половину...

ЕГЭ-2013: пёрлы из сочинений.

«Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».

«При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».

«Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».

«Крестьянам тоже хотелось взбунтоваться против Николая I, но декабристы не взяли их на Сенатскую площадь. После этого крестьяне возненавидели всех».

«Декабристов ждала гостеприимная Сибирь».

«Мыслящим людям все время чего-то хочется. А властям не всегда хватает для мыслящих людей, ведь самим надо».

«Московский университет это единственное место при Николае I, где можно было нести, что угодно, не опасаясь, что тебе закуют рот кандалами».

«Когда общественная жизнь подавляется, есть только два утешения – водка или философия Гегеля».

«Крестьяне ленились работать в колхозах. На заводах их можно было заставить хоть что-то делать».

«Колхозницы бежали в город, поскольку там было больше здоровых мужчин».

«Бабушка мне часто говорит, что Егора Гайдара за его «терапию» самого надо было пытать шоком».

«В 1990-е началась политика денежного террора».

«Помещики устраивали облавы на крестьян, потом к этому присоединились большевистские комиссары».

«Совершались безнаказанные удары власти по населению, наложение на рабочих мзды…».

"Елизавета Петровна считалась первой красавицей среди своих подруг".

"Елизавета сама повела Преображенский полк на штурм дворца, который охраняли солдаты Анны Иоанновны. Когда надо было бежать, ей мешало платье. Пара солдат подняли ее и несли на плечах до конца".

"Победить в войне и открыть университет, ну разве это не показатель качества правления, особенно женщины, которой по определению управлять сложно".

"Елизавета Петровна вытащила Кулибина из нищеты, в которой он спивался".

"Я думаю, что если бы Елизавета Петровна поменьше слушала бы своих мужиков, она стала бы такой же великой, как Екатерина II".

"Несмотря на свою ответственность в делах государства, Елизавета вела праздный образ жизни, из-за чего и умерла".

Для борьбы с публикацией в интернете вопросов и ответов к ЕГЭ чиновники пошли на хитрость. С будущего года вопросы, как и прежде, для всех часовых поясов будут одинаковыми, а вот правильные ответы - разными.

Еще раз про ЕГЭ.

Моему старшенькому в этом году надо будет в первый раз сдавать это самое ЕГЭ. И я до некоторого времени не беспокоилась - подумаешь, тест какой-то. Школа очень сильная, учится хорошо, товарищ разумный, проблем-то быть не должно. Ну правда склад ума не гуманитарный, но это же неплохо.
Но однажды, примерно год назад, услышала или прочитала где-то про вопросы, которые задавались на ЕГЭ. Была, мягко скажем, удивлена. Дурь конечно полная! Например: Какой породы была Тургеневская Муму?
Едем с сыном из школы, я делюсь с ним своим возмущением. А он мне говорит, что про Муму - это как раз очень простой вопрос, и он ответ знает - Мума была БОКСЁРОМ.
Я чуть не выпустила руль из рук от неожиданности. Воображение живо нарисовало мне картину утопления человеком боксёра - этакой здоровенной, зубастой и мускулистой рыжей псины.
Тут надо сказать, что сын никогда не шутит. Ну вот как-то не любит и не умеет, так уж сложилось, человек серьёзный, физик-математик, какие шутки? Но я всё же спросила:
- Ты что, серьёзно?
- Конечно, почему бы нет. Ведь в книге, насколько я помню, не сказано какой она была породы конкретно.
- Но.. Но там написано, что это была маленькая собачка!!! - простонала я.
- Ну, во-первых, боксёр не такой уж большой, это же не дог. А во-вторых, Герасим-то был огромный человек, и относительно него боксёр - собачка маленькая.
Я пришла в ужас. Человеку 14 лет! Это по каким же тёмным закоулкам гуляет сознание у моего ребёнка. И правильно наши детки говорят взрослым - вы нас не понимаете. Как уж тут понять?
По поводу ЕГЭ теперь у меня имеется серьёзное беспокойство.
Тургенева перечитала - действительно, порода Мумы там не названа, есть только описание.

Требования к образованию всё выше, а уровень знаний всё ниже. Может быть, пора спуститься с небес на грешную землю, перестав морочить гражданам голову? Безусловно, есть талантливые или просто смышленые дети, для тестирования которых вполне подойдет форма ЕГЭ. Но говорить надо об основной массе школьников, которым и модернизированный по высшему разряду ЕГЭ категорически противопоказан.

И дело тут даже не в самом экзамене, а в системе обучения, которую подгоняют под этот заимствованный на стороне метод проверки знаний. А подходы в обучении напрямую влияют на уровень знаний, который катастрофически падает, несмотря на то, что требования к нему вроде бы как ужесточаются.

Ниже кое-что из подборки ответов по ЕГЭ учащихся иркутских школ, которые враз насовершали десятки исторических открытий:
- «неграмотность ликвидировалась большевиками для того, чтобы просто стадо стало умным стадом»;
- «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;
- «в СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря»;
- «врагов советской власти называли дивидентами», «дивидентское движение росло и ширилось» (сохранена оригинальная грамматика);
- «жену декабриста можно было, во-первых, лишить звания, во-вторых, оскорбить, в-третьих, изнасиловать»;
- «при Екатерине II людей не пытали бутылками из-под шампанского».

От школьников не отстают студенты. Это ответы студентов на уроках истории в Ставропольском строительном техникуме:

Преподаватель: «Когда в России свершилась революция
1917 года?»
Студент: «В 1924 году».

Преподаватель: «Ты, Василий Иванович, за большевиков или за коммунистов? (из книги Фурманова «Чапаев»). А вы за кого?»
Студент: «Не знаю. За большевиков. А может, за коммунистов». Чапаев, как известно, выкрутился: «Я за III Интернационал», но о нем студенты и слыхом не слыхивали.

Преподаватель: «Кто такой Владимир Ленин?»
Студент: «Президент СССР. Друг Петра I».

Преподаватель: «Кто такой Михаил Бакунин?»
Студент: «Родоначальник русского анахренизма...»
После чего пытается доказать, что ответ его правильный, ведь он вычитал его в Интернете!

На просьбу показать на карте Англию, после долгих поисков и раздумий слышу: «Нет ее здесь, какая-то Великобритания написана...» Некоторые не в состоянии выговорить в общем не самые сложные слова: абсолютизм, пролетариат, легитимность...

В отряд космонавтов студенты без долгих раздумий зачислили не только конструктора ракет С.П. Королева, но еще Белку и Стрелку, это, мол, такие позывные были. Кому-то, наверное, все это покажется смешным.

http://rus.ruvr.ru/2012_06_07/77337662/
http://rus.ruvr.ru/2011/05/05/49881820.html

Сегодня случайно на работе занялись ответами на ЕГЭ для 4 класса по математике и русскому. Ну с математикой почти все ответили (4 класс, я - бывший программер, ныне - главбух, ответили ПОЧТИ все). Дошла очередь до русского. Вопрос: какое из слов начинается с мягкого согласного:
железо
цепь
лань
еловый
Набор слов я точно не помню, но принцип соблюден. Вы будете смеяться, но это "еловый" - оно начинается со звуков "й"-"э", а "й" по современным правилам и есть мягкий согласный. Я все понимаю - язык развивается, и наука о языке - тоже, но, ради бога, зачем эту хрень впихивать в голову четвероклассникам, которые не читают книг, зато говорят "ложут" и "туфлей"!!! Господа Онищенки и иже с ними, одумайтесь, пока не поздно.

Вова всем налил, призадумался и ответил:
- А ведь и, правда, все эти «Бабы – ЕГЭ» просто страшилки и тараканьи бега. Штука важная, но не самая главная в жизни. По эмоциям и счастью, тот же дембель будет куда покруче.
Давайте тогда выпьем за самый счастливый момент жизни каждого из нас.
Выпили и все, покопавшись в себе, стали рассказывать, про покупку первой квартиры, рождение ребенка и даже получение в Кремле Государственной премии…
Но я не унимался и не отставал от Володи:
Раз мы все пьем твой коньяк и гранатовый сок, то давай все же проясним самый счастливый момент твоей жизни и выпьем за него.
Вова задумался, улыбнулся, поставил рюмку на стол, помялся и рассказал:
- Да, был у меня поворотный момент, когда жизнь из черно-белой превратилась в объемную.
Тут, конечно, ЕГЭ – ХРЕНГЕ и рядом не стояло.
Случился он 31-го декабря 94-го года.
Мы с моей девушкой пришли к подруге, у которой родаки свалили на Новый Год в санаторий и четырехкомнатная хата была полностью в нашем распоряжении.
Кот на крышу – мыши в пляс…
Всего были приглашены пять, или шесть пар, практически не знакомых друг с другом, мы заявились самые последние.
Только вручили хозяйке тортик и шампанское, еще даже не успели, разуться, осмотреться и поздравить всех с наступающим, как вдруг затренькал домофон.
Это были «родаки», которые забыли какую-то сумку и уже поднимались на этаж.
Бедная хозяйка, с перепугу начала всех нас прятать вместе с шубами и ботинками. Кто оказался в шкафу, кто под кроватью, некоторым повезло меньше и они попали на холодный балкон. Застекленный, но все же зима.
Мою девушку стали заталкивать в кладовку под полки с вареньем, но она запищала, что боится темноты и замкнутого пространства. В результате оказалась за диваном, а меня таки пихнули в эту кладовку.
Только все «мыши» успели «устаканиться» и поймать тишину, вошли родители.
Ничего не заметили. Но и уходить сразу не собирались. Решили посидеть, отдохнуть, попить кофейку, раз уж вернулись, да и поехать не спеша. Время есть, и пробки к вечеру станут пожиже.
У родителей-то время было, а вот было ли оно у парня, который как часовой почетного караула, не шелохнувшись стоял на подоконнике за занавеской – это большой вопрос.
Сижу между холодными банками, прислушиваюсь, вдруг чуть не заорал. Меня что-то потрогало. В кладовке я был не один.
Это «что-то» тоже напугалось моей реакции и спросило женским голосом:
- Ц-ц-ц! Тихо… Здрасьте. С наступающим. А Вы мальчик или девочка?
- Я мальчик. С наступающим. Меня зовут Володя.
- Очень приятно, а я Мария.
Вот это и был самый лучший момент моей жизни.
Мы разговаривали, тихо как мышки смеялись, ели клубничное варенье и щупали лица друг друга, чтобы понять какие они на вид. А потом…
Короче, не важно. Нашли друг друга…
В темной кладовке мы с Машей прожили целую жизнь, как один миг, а по времени – ни много ни мало - два часа, пока родители нашей хозяйки не уехали, наконец, в свой пансионат.
Скрюченные и замерзшие, как пленные немцы под Сталинградом, гости выползли из всех щелей, и сходу устроили живую, скандальную очередь в туалет.
Вот такая история.
Но поскольку крайности сходятся, то тут же пришлось пройти и через самый худший момент моей жизни.