Хорошо ли быть хорошим для всех. У вас появится зависимость от чужого одобрения

Я тут давеча, болея за судьбу государства опубликовал свое видение реформирования Семейного Законодательства.

Набежавшие ОЖП начали конечно с криков, что у нас де светское государство и как вообще быть с атеистами, Церковь отделена от государства, государство у нас светское и вообще никакого Бога нет и т.д. и т.п.

Казалось бы, какая разница кто и на основании какого мировоззрения предлагает поправки в Законы? Нужно ведь смотреть в первую очередь на суть этих поправок, на их логичность, разумность и полезность, а не национальность и вероисповедание автора. Например, когда в Думе какой нибудь депутат вносит какую либо законодательную инициативу, никто ведь не отвергает ее на основании того, что он например еврей и руководствовался своими иудейскими представлениями о добре и зле при составлении своей инициативы. Никто не кричит, что "долой 105 статью из Уголовного кодекса, потому что у нас-светское государство, а 105 статья это наказание за нарушение 6-й Заповеди Библии"? Или вот другой известный медийный персонаж Дмитрий Селезнев, никто ведь не кричит, что у нас светское государство и сейчас 21 век, когда он предлагает внести изменения в Семейное Законодательство в вопросе касающимся алиментных обязательств. А ведь он по вероисповеданию иудей, а вдруг он при разработке этой инициативы опирался на Библию?

Мужчинам на это все равно. Они привыкли смотреть в суть проблемы. Решать сам вопрос, а не заниматься обсуждением личности его задавшего. Последнее это прерогатива баб.

Так вот. Мною в статье была проведена красная линия через всю историю человечества в вопросе касающемся института брака и семьи, начиная от древнего дохристианского Рима, собственно Рима христианского времен императоров Константина и Юстиниана, через историю Российской Империи и до настоящего времени.

Где была показана эволюция института брака и те последствия, к которым те или иные изменения приводили.

Итак. Согласно данным статистики мною была проведена такая аналогия:

1.Законы Божьи в семейном праве в Римской империи и Российской империи-3% развода.

2. Законы выдуманные умом человеческим в современной России и мире после 1917 года-до 93% разводов, блуд, безотцовщина, социальная несправедливость, ущемление мужчин при разводе.

Единственный разумный вывод который можно сделать из этого-со статистикой не поспоришь, положение катастрофичное, необходимо возвращаться ко всему тому хорошему в семейном праве, что было до того, как большевики "раскрепостили" женщину.

Какой вывод сделали женщины читающие и комментирующие мою статью? А вот какие:

1. Все классно. Ничего менять не нужно, потому что сейчас 21 век и "раскрепощение" женщины-это достижение цивилизации. Обратный путь-это рабство и унижение для женщин.

2. Не понятно почему кругом блуд, разврат и разводы повсеместные-наверное всему виной "общее падение нравов" и "в разводе всегда виноваты оба".

3. Что со всем этим делать непонятно, скорее всего нужно "давать женщине больше бонусов" -она и не убежит.

Но пообщавшись с этими женщинами плотнее я выяснил у них, что их неприязнь к моим поправкам зиждется не только и не столько на отвращении к христианству в общем и православию в частности, как в нежелании терять свободу-свободу делать грех в браке не боясь последствий. Одна мне так даже и обрисовала свое видение известной строчкой из одной прилипчивой песенки:

"Тело мое-кому хочу тому дарю,

Дело мое-кому хочу тому даю..."

Т.е. б**дская философия-вы понимаете? Это как если бы серийные убийцы были против введения в УК РФ 105 ст.

Т.е. им все равно на тех несчастных детей, для которых развод родителей трагедия на всю жизнь при любом раскладе. Им все равно на катастрофичную статистику с разводами и абортами, лишь бы не запретили разводы "по любви".

Итак. Ничего не предлагая взамен, этих женщин по сути, де факто устраивает та катастрофическая ситуация с разводами, которая царит в нашем обществе. Они отрицают все инициативы в этой области, если они, эти инициативы посягают на их "право разлюбить в браке".

Тот, кого устраивает нынешняя редакция Семейного кодекса либо блудница либо слепой.

Вопрос. Может ли считаться хорошей матерью женщина, которая оставляет за собой право "разлюбить" отца своих детей и своего мужа, бросить его(развестись), в любое подходящее для себя время, если ей показалось что она "встретила новую любовь"? Может ли быть в принципе хорошей матерью женщина разрушающая собственными руками свою собственную семью, семью своего ребенка, лишая его нормальной, родной, полноценной семьи и родного отца? Может ли быть хорошей матерью женщина не уважающая свой собственный выбор мужа, не желающая нести ответственность за этот выбор, не способная сохранить свою первую семью?

Мы все хотим нравиться окружающим, хотим, чтобы нас любили, говорили о нас только хорошее. Но к чему может привести такое стремление? Полезно ли оно для нас самих? Или цель быть хорошим и удобным для всех заранее обречена на провал?

Если вы посмотрите на свое окружение, наверняка найдете человека, которому дали бы определение “хороший”. Это человек неконфликтный, отзывчивый, всегда вежливый и дружелюбный, готовый в любой момент прийти на помощь и поддержать. И вам самими часто хочется быть таким же... Почему?

С самого детства у нас закладываются определенные модели поведения, которые помогают адаптироваться к жизни в социуме. Одна из них - модель «быть хорошим», она помогает получить поддержку и признание, не прикладывая особых усилий. Дети быстро усваивают: будешь хорошим, получишь подарок от родителей, а учитель будет к тебе благосклоннее, чем к хулигану.

Со временем эта модель может стать основой всей нашей жизни, деловых и личных отношений. К чему это приводит и какие проблемы ждут хорошего человека?

1. ЕСЛИ ВЫ СКЛОННЫ ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ В УГОДУ ДРУГИМ
Вежливость и стремление избегать конфликтов могут привести к тому, что в какой-то момент мы начинаем жертвовать своими интересами ради окружающих. Это происходит из-за страха быть отвергнутыми (друзьями в школе, коллегами, дворовой компанией). Нам важно чувствовать, что с нами все в порядке и нас любят, потому что именно это дает чувство безопасности.

Желание нравиться всем вокруг заставляет нас держать марку всегда и везде, быть хорошим в такси, магазине, метро. Вам автоматически захочется сделать что-то, чтобы понравиться водителю. И вот вы уже протягиваете чаевых больше, чем следует, причем делаете это совершенно неожиданно для себя. Или начинаете развлекать разговорами парикмахера, вместо того чтобы просто расслабиться в кресле. Или не делаете замечание маникюрше, которая неровно нанесла лак, вы ведь ходите в этот салон не первый год, зачем портить хорошее впечатление о себе.

В детстве мы быстро усваиваем: если быть хорошим, получишь подарок от родителей
В итоге наш фокус смещается с внутреннего на внешний: вместо того, чтобы направить ресурсы на работу над собой, мы тратим все усилия на внешние признаки. Нам важнее, что о нас подумают и скажут, и мы делаем все только ради того, чтобы нас оценили и одобрили.

Даже собственное благополучие нас уже не интересует, мы причиняем ущерб себе, делая не то, что нам нравится, или молчим, когда нарушают наши интересы.


Мы отказываемся от себя в угоду окружающим. Порой в этом причина резкой смены настроения, на работе и дома, когда бесконфликтный и вежливый на людях человек в семье становится настоящим монстром. Быть хорошими с чужими довольно легко, зато дома мы снимаем маску и срываемся на близких - кричим, ругаемся, наказываем детей. Ведь семья и так уже нас любит и никуда не денется, с ними можно не церемониться и наконец расслабиться и стать собой.

От такого поведения нужно отучать себя каждому - большому начальнику или мелкому клерку, ребенку или родителю. Потому что это вопрос баланса вашей жизни, того, что вы сами даете и получаете. И если близким, которые так много дают вам, вы не будете отвечать тем же, ваша жизнь может дать крен, семья развалится, друзья отвернутся.


2. ЕСЛИ ВАМ ПОСТОЯННО ТРЕБУЕТСЯ ОДОБРЕНИЕ
Такая модель поведения формирует болезненную зависимость от чужого одобрения. С утра до ночи нам нужно слышать комплименты, признание талантов или красоты. Только так мы чувствуем себя уверенными, воодушевленными, можем что-то делать.

Это работает как энергетический допинг, который нужен постоянно, чтобы перекрыть внутреннюю пустоту, потому что важным для становится все внешнее, а внутренние ценности, чувства и ощущения уходят на второй план.

Если вы стремитесь быть хорошим и там, и там, рано или поздно это приведет к чувству опустошения
Такая схема приводит к категоричному восприятию всего, что с вами происходит. Яркий пример - человек, болезненно реагирующий на любое замечание, даже на конструктивную критику. В его модели любая обратная связь воспринимается только по двум показателям: «Я хороший» или «Я плохой».

И вот вы уже не видите, где черное, а где белое, где правда, а где лесть. Общаться с вами становится все сложнее, вы обидчивы и в итоге превращаетесь в невротика, потому что в каждом, кто вами не восхищается, видите «врага», а если кто-то вас критикует, то причина только одна - он завидует такому хорошему человеку, как вы.


3. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ВСЕМ УГОДИТЬ

Ваши друзья поссорились, а вы хотите для обоих остаться хорошим? Но так не бывает. Как сказала поэт: «Нельзя и с теми быть, и с теми, не предавая тех и тех». Если вы стремитесь быть хорошим и там, и там, или везде занимаете нейтралитет, рано или поздно это приведет к чувству опустошения. И скорее всего оба друга почувствуют себя преданными, и вы потеряете обоих.

Еще одна сторона этой медали - вы так стараетесь быть полезным для других, так много делаете для них, что в определенный момент начинаете требовать такого же отношения к себе. Появляется внутреннее беспокойство, обида, вы начинаете всех обвинять. Эта зависимость действует так же, как и любая другая зависимость: ведет к разрушению. Человек теряет себя.

Ощущение напрасно потраченных усилий, времени, энергии не покидает вас. Ведь вы потратили столько сил, а дивидендов нет. И вы банкрот, энергетический и личностный. Вы чувствуете одиночество, раздражение, вам кажется, что никто вас не понимает. И в какой-то момент вас и правда перестают понимать.

Быть хорошими с чужими довольно легко, зато дома мы снимаем маску и срываемся на близких
Признаемся, неплохо иметь дело с хорошими людьми, и нам всем хочется иметь рядом таких друзей. Но по-настоящему хорошие люди не те, кто всегда идет на поводу у других, и во всем соглашается с чужим мнением. Это те, кто умеет быть честными и откровенными, кто в состоянии быть самими собой, кто готов отдавать, но при этом отстаивать свои интересы, убеждения и ценности, сохраняя при этом достоинство.

Такие люди не боятся показать свои темные стороны и легко принимают недостатки других. Они умеют адекватно воспринимать людей, жизнь, и не требуют за свое внимание или помощь ничего взамен. Эта уверенность в себе дает им ощущение успеха в работе и в личных отношениях.

В одной московской газете под рубрикой "ЭВРИКА" прочитал маленькую заметку, которую привожу практически полностью. "ПОЧЕМУ ПРЕСТУПНИКОВ НАЗЫВАЮТ РЕДКИМИ ИМЕНАМИ. Среди юных преступников в США исследователи Дэвид Кэлист и Дэниел Ли из университета Шиппенсберга (штат Калифорния) крайне редко встречали подростков с самыми популярными в Америке именами Джон или Майкл… А вот среди обладателей имён Алек, Эрнест, Иван, Карим и Малколм оказалось больше в базе данных подростковой преступности".

Поскольку моего дедушку звали Иван, я тут же бросился всё проверять. Вот что оказалось в результате.

Город Шиппенсберг (Shippensburg) находится не в Калифорнии, а в Пенсильвании, его население насчитывает пять тысяч шестьсот с небольшим человек. Университет там действительно имеется, и это хорошо. Во многих наших городах с таким количеством населения и второй средней школы не найдёшь. Великий интернет тут же позволил выяснить, что авторы исследования - студенты начальных курсов, они наваляли свой реферат (видимо, курсовую работу) и выставили его на сайт университета. Это, в сущности, довольно посредственная ученическая работа. Шиппенсбергские ребята безыскусно, хотя довольно старательно, анализировали доступную им полицейскую статистику. В конце своего труда они написали, что, если в среде населения криминальных кварталов и пригородов кого-то называют нетрадиционным для этих мест именем, этот ребёнок имеет высокие шансы попасть в тюрьму. Почему - в своём труде они объяснять не стали. То ли поленились, то ли просто не знали, что сказать. Но порекомендовали полисменам заранее обращать повышенное внимание на поведение американских Иванов и Каримов из городской бедноты.

Но я объясню. Когда я служил в милиции (я там ловил жуликов), у меня был коллега по имени Адольф. Его так назвали родители при рождении в 1938 году в честь тогдашнего лучшего друга СССР, вождя Германии Адольфа Гитлера. Понятно, что настало время, когда в школе его начали звать просто Гитлером, что Адольфу не нравилось. В конце концов он неизбежно треснул одного из обзывальщиков поленом по башке и чуть не попал в детскую колонию. К счастью, у них оказался замечательный участковый, таких сейчас уже не бывает. Старшина по званию, он очень толково объяснил всем обидчикам Адольфа, что, называя его Гитлером, они совершают государственное преступление, пропагандируя фашизм. И за это могут пойти в тюрьму всей семьёй, включая бабушку. Школа впала в ужас, Адольфа до выпуска носили на руках, потом он поступил работать в милицию, где спустя двадцать лет я с ним и познакомился. Чудный мужик Адольф Михалыч, добряк и жизнелюб, мало таких я встречал. Но ему повезло тем, что у него был хороший участковый.

Другим, которых полунормальные родители называли редкими именами: Даздраперма (Да здравствует Первое Мая!), Энгельмаркса, Сталилена, Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Альфонс (ну, это всем понятно), Альберт, Эдуард и даже, как ни странно, Георгий, - повезло меньше. Если они рождались не в элитных, защищённых от окружающего быта семьях партсовработников, во дворах, на улицах и в школьных коридорах их молотили за чудные имена безо всякой боязни попасть под политическую статью. Чтобы не выпендривались. Те, кого колотят ни за что, рано или поздно ожесточаются и отвечают на жестокость сверхжестокостью. Не обязательно конкретным обидчикам, а просто всему окружающему миру. И впоследствии попадают в тюрьму. Вот и весь секрет. Если своего ребёнка ставишь с самого рождения по собственной глупости необычностью имени в исключительное положение в свирепой и безжалостной детской стае и не можешь от этой стаи защитить - пожинай результаты. Чего там изучать-то? К тому же очевидно, что экзотические для Америки Иваны и Каримы - дети иммигрантов, недостаточно адаптировавшихся в специфической среде американских городков.

Но дальше в той же газете есть продолжение: "По словам российского учёного Бориса Хигира, какие-то имена имеют свойство успокаивать психику, другие, напротив, возбуждать. Результат влияния зависит от тембра и частоты звуков произносимого имени".

Борис Хигир в начале 1990-х годов прославился тем, что написал много книг про имена. Он и сейчас пишет. По именам, как он утверждает, можно определять будущее, прошлое человека, его характер, пристрастия и даже находить ему пару. В предисловии к одной книге Бориса Хигира (это предисловие написала женщина с загадочным именем Наталия Толли) говорится, что он, "будучи от природы наблюдательным, однажды был поражён тем, как изменился покладистый характер тигрицы Эльзы (Хигир тогда работал в цирке. - Авт.), когда дрессировщик сменил ей кличку". После этого Хигир занялся изучением человеческих имён.

Это нормальная эволюция всякого исследователя. Все великие научные открытия совершались с помощью животных: мушек-дрозофил, лабораторных крыс и мышей, а также собак. С именами - то же самое. Хотя, строго говоря, Бориса Хигира первооткрывателем считать нельзя. Ещё со времён Тургенева известно: назовёшь собачку Муму, так она непременно утонет. Назовёшь Лайкой - героически погибнет в космосе. Тигрицу тем более можно понять: была Эльзой, стала, к примеру, Жучкой. Интересно, каких результатов ждал дрессировщик? Обычно меня зовут Борей, а когда вдруг называют Володей, я не отзываюсь и не выполняю подаваемые команды даже за вознаграждение.

Снова цитата из газеты. Слова Бориса Хигира. "Почему-то в России именно Сергей - самое криминальное имя. Однако характер определяется не только именем, но и отчеством. Сложному характеру способствуют отчества Дмитриевич, Николаевич, Эдуардович, Семёнович, Константинович. Сергей Сергеевич - ужасно негативное сочетание".

Ужасно тут хочется поспорить с авторитетом насчёт Сергеев. Был Сергий Радонежский, Сергей Есенин, Сергей Павлович Королёв, Сергей Сергеевич Прокофьев (вот кому по-настоящему не повезло!). Здравствуют ныне другие известные и ранее не судимые Сергеи: Безруков, Лукьяненко и даже, не к ночи будь помянуто, - Зверев.

И вновь слово Наталии Толли: "С детства он (Борис Хигир. - Авт.) оказался в цирке, где вначале ухаживал за зверями, а затем работал жонглёром… Последующая работа массажистом в школе спортивного мастерства, где через руки Хигира в буквальном смысле этого слова прошли сотни людей, дала ему богатую возможность сравнивать и сопоставлять характеры людей с их именами".

Судя по имени и фамилии, автор этих строк чрезвычайно мудрая женщина, потому что понимает: главное, чтобы стать настоящим учёным, - наблюдательность и жизненный опыт. Всё прочее глубоко вторично. Когда Борис Хигир работал в цирке, я подрабатывал на Курском вокзале носильщиком, приобретая жизненный опыт. Через мои руки тоже прошли сотни людей и тысячи их чемоданов, что даёт мне все основания заняться серьёзной наукой и сделаться, как и он, российским учёным.

Я полагаю, что вывод Хигира насчёт Сергеев несколько поспешен. Истинно научная оценка опасности этого имени требует привлечения математического аппарата теории игр. Кинул монету: выпал "аверс" - сразу, буквально с детского сада, готовься к тюрьме. Но если "реверс" - есть все шансы стать стилистом или актёром. А если станет на ребро - великим композитором, поэтом или конструктором космических ракет.

Впрочем, Борис Хигир готов по имени предсказать не только перспективу получения судимости или государственной премии, но и состояние здоровья имя обладателя.

Цитата из другой газеты о созданной Хигиром науке: "Среди тех, кто предрасположен к лёгочным заболеваниям, например, чаще всего встречаются Натальи, Владимиры, Яны, Алексеи, Александры. Невротиков больше всего замечено среди Николаев, Дмитриев, Игорей, Екатерин, Анжел, Тамар. Болезни сердечно-сосудистой системы преследуют обладателей таких имен, как Ольга, Зоя, Аркадий, Борис, Валентин, Юрий, желудочно-кишечного тракта - людей с именами Нина, Инга, Алёна (не путать с Еленой), Дарья, Анатолий, Виктор".

Чтобы избежать неизбежного, написано в газете, нужно только попросить Бориса Хигира помочь с переименованием. "Хигир никому не отказывает. Подчас на то, чтобы придумать новое имя, у него уходит две недели. Результат ещё ни разу не разочаровывал ни самого именных дел мастера, ни его подопечных. Спустя некоторое время после смены имени, по словам Бориса Юрьевича, перед ним представал совсем другой человек! Так, как это получилось, к примеру, с 8-летней Наной (в прошлом Дашей). Пока её не переименовали, она была настоящим ёжиком: неврастеничной, неуправляемой, колючей. Дело дошло до визита к детскому психиатру. Став по совету Хигира (за которым обратились её родители) Наной, девочка преобразилась. Стала мягче, спокойней. От вчерашних проблем не осталось и следа" (из той же газеты).

С Борисом Хигиром я познакомился лет десять назад в одной компании. Узнав, что я пишу всякие статьи и книги, он мне сразу начал рассказывать про свою науку. Понятно, что я предложил продемонстрировать его метод лично на мне и на примере моей жены. К сожалению, ни первое, ни второе у него не получилось. Почти всё невпопад. Почти - потому что любой внимательный, умудрённый жизненным опытом человек вполне способен дать психологическую характеристику собеседнику, весьма близкую к истинной, и даже угадать по некоторым признакам примерный род занятий - например по профессиональным татуировкам. Но у меня никаких татуировок не было, а определять прошлое и будущее исключительно по имени - это конечно же полная чепуха. Так я ему сразу и сказал. Он умный человек, поэтому больше на меня времени со своей наукой не тратил. И я прекрасно представляю, как он, умный, обаятельный, объясняет маленькой девочке, что все её беды от неправильного имени и стоит лишь его переменить… И девочка верит, и смена имени действительно работает, потому что она верит Борису Хигиру, который выступает в данном случае в качестве неплохого психотерапевта. Хотя ещё стоит проследить за судьбой этой девочки, чтобы делать окончательные выводы. А вдруг она когда-нибудь прочитает роман Эмиля Золя «Нана» о парижской куртизанке, воплощении пороков, умершей страшной смертью, и поймёт, что отказ именоваться Дашей был несколько опрометчив.

Но ещё я представляю, как многие другие, вдруг поверившие, что в их временных или повторяющихся неудачах, недугах или семейных конфликтах виноваты родители, назвавшие их неправильно, осознают, что именно по этой причине выхода из беды нет…

Изучением человеческих имён занимается наука ономастика (точнее, её раздел - антропонимика). Это чрезвычайно сложная, интересная и важная наука, позволяющая по имени - по РОДОВОМУ ИМЕНИ - фамилии исследовать происхождение семей и родов, пути и обстоятельства переселения народов и многое, многое другое, что даёт возможность лучше понять, кто мы есть, существа рода человеческого - "гомосапиенсы", на этой планете. Эта наука не сделает вас лучше или счастливей (если только вы сами ею не занимаетесь) - задачи науки, любой науки, вовсе не в том. Она всего лишь поможет связать узелки прошлого и настоящего, объяснит крохотные, но бесконечно важные для каждого кусочки личной истории отдельного человека и его близких. Из таких кусочков, наподобие мозаики, постепенно и трудно складывается история народов и человечества. Много лет на страницах журнала "Наука и жизнь" замечательный учёный, филолог Александра Васильевна Суперанская рассказывает именно об этом.

Книги Хигира (как и повествования астрологов, знатоков человеческой ауры, фэншуя и пр. и пр.) всерьёз читать могут только доверчивые. Повезло тем из них, у которых имена правильные. А тем, у кого неправильные (по Хигиру), - не повезло. И если два доверчивых (мужчина и женщина) разошлись, а потом у Хигира прочитали, что произошло это из-за несовпадения имён, и успокоились, - это плохо. Потому что оба они и следующих своих партнёров будут подбирать, скорее всего, по именам, а о том, какие они сами дураки, скорее всего, никогда и не задумаются.

Он симпатичный парень, этот Борис Хигир, он молодец, потому что придумал, как заработать там, где прежде никто не зарабатывал, к тому же дал заработать издателям и продавцам своих книг. Продаются они, кстати, в отделах оккультных наук рядом с астрологией и хиромантией. Может, он и сам уже поверил в то, что придумал, и не ведает, что творит. Немного ду`рит, немного обманывает, немного завораживает ощущением непознанного… Всё это, в сущности, не такое уж большое зло.

Но законы нынешнего нашего российского Мироздания таковы, что всякое мелкое зло прилипает к крупному, умножая его разрушающую силу.

Только это соображение стало причиной того, что я написал данную статью.

"Ура! Наконец-то чай!" -
радостно закричала печень

НУ что, дорогие друзья, наконец-то закончились наши бесконечные праздники и беспробудное веселье. И можно уже выдыхать.
Старый год проводили, новый встретили

Отметили Рождество (кто как мог, конечно).

Словом, повеселились от души (это для Санта для тех, кто плохо себя вел в прошлом году).

Безудержное, как говорится, новогоднее веселье.

Однако если кто-то все-таки ещё не нагулялся и не попустился, то у Главного редактора для вас хорошие новости.
Оказывается, Новый год можно праздновать снова и снова и при желании даже не просыхая не останавливаясь.

С 13 на 14 января по юлианскому календарю
- Между 21 января и 21 февраля с китайцами,
- 1 марта, как древние римляне и венецианцы
- 21 марта, с бахаистами
- 21 или 22 марта с иранцами
- 25 марта, как древние шотландцы
- С 13 по 15 апреля, как в Таиланде
- 14 апреля, с бенгальцами
- 21 июня якутский новый год Ысыах
- 26 июля по календарю майя
- 1 сентября, как древние русы и византийцы
- Между 5 сентября и 5 октября, с евреями
- 11 сентября, с коптами, эфиопами и растафарианцами
- В последнее воскресенье октября, по календарю друидов
- 31 октября, как древние кельты

Ну а мы между тем таки позволим себе вернуться к делам насущным, что в данной ситуации означает вспомнить, что же у нас происходило в минувшемдекабре.

Роман Шапошников
несмотря ни на что продолжает беспощадно поливать нас душераздирающими боевыми воспоминаниями.
Там и про создание первой команды, и про минувший Всоп, и про тренинровочные Игры.
Веселые были денечки!

А насчет того, могло ли быть лучше или не могло.
Позвольте рассказать вам одну историю, а вы уж сам раешайте.

После посещения выставки известного художника, журналист оставил в газете замечание, “Выставка могла быть и лучше”.

Оскорбленный в лучших чувствах художник потребовал письменного опровержения.

На следующий день в газете появилась заметка журналиста: “Опровержение: выставка могла быть и хуже”.

Художник в бешенстве потребовал еще одного опровержения.

На третий день в газете: “Опровержение: Выставка хуже быть не могла”.

Могло быть или нет, хуже или лучше, это наверное не так уж и важно.
Главное, чтобы новогоднее настроение и ощущение праздника остается с нами весь наступивший год, несмотря ни на что.