Хобби райли из головоломки. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать - это нормально

Студии Pixar просто невероятные персонажи. Сценарист “Головоломки” Ронни Дель Кармен объясняет, как же они были созданы.

Это история о том, что происходит в голове у девочки по имени Райли. Ей свойственны обычные для всех людей эмоции – Брезгливость, Печаль, Страх, Гнев и Радость. Особенность этих качеств в том, что они являются реальными персонажами, которые живут в голове у девочки и, соответственно, управляют её поведением.

Не каждый день дизайнеру персонажей приходится создавать абстрактных героев, так что мы были заинтригованы тем, как Pixar решил эту задачу. Вот пять вещей рассказанных нам Ронни Дель Карменом, которые могут вас удивить.

1. “Эти персонажи дались нам труднее всего”


Радость и Печаль

“Если вы думаете, что такие вещи, как визуализация подсознания, изображение абстрактного мышления и восстановление памяти – довольно трудное дело, представьте себе это же, но только с одним отличием – его нужно сделать понятным для детей. Это действительно непростое дело” – говорит Ронни Дель Кармен.

“Нам пришлось создавать персонажей, которых никто никогда не видел раньше, считайте, с нуля. И сделать так, чтобы их заботило то, о чем они должны заботиться в реальности. Мы поставили перед собой цель: выяснить можем ли мы создать связь между героями в голове маленькой девочки и самой, собственно, девочкой”.

2. “Это был доооолгий процесс”


Все фильмы, включая мультфильмы, делаются в общей сложности год, но “Головоломка” создавалась дольше, чем большинство: Pixar начал работу над мультфильмом в 2009.

“Этот мультик создавала маленькая армия, несущая в себе заряд креатива. Мы искали способы представить идеи моего содиректора, Пита Доктера, родившиеся в его голове” – объясняет Дель Кармен. “Мы объединились и попытались рассказать историю. Мне пришлось делать элементарные зарисовки того, как должны выглядеть герои и мир, в котором они будут жить – такие маленькие-маленькие рисуночки”.

“Потом к нам присоединился художник-постановщик и начал представлять себе весь остальной мир и то, как можно его визуализировать. Мы заполучили арт-директоров и дизайнеров, которые могли выходить за рамки и исследовать, например, как создаются и обрабатываются в голове воспоминания.

Так же аниматоры объясняли нам каждый свой шаг: что они хотят сделать и могут сделать с этими эмоциями. Все эти вещи происходили в синергии в течении длительного периода времени”.

3. “Некоторые созданные персонажи так и не попали в мультфильм”

“Мы нарисовали много персонажей, которые в итоге так и не попали в мультфильм” – показывает рисунки Дель Кармен. “С помощью мозгового штурма мы создали таких персонажей, как Надежда, Гордость и другие эмоции, которые могли бы быть в мультфильме, но не вписались в основную сюжетную линию в итоге”.
Вот концепт-арты для некоторых из этих потерянных персонажей:


“Мы полюбили их всех, но героев, которые приглянулись нам больше, мы сделали работниками “Департамента лиц” и “Департамента имен”. Это были институты, которые мы создали внутри долговременной памяти. Мы знаем, что бывают такие ситуации, когда люди быстро могут распознать лицо человека, но с именами все обстоит хуже. Таким образом, мы создали отдел внутри человеческого разума, отвечающий за лица, а потом отдел, который отвечает за имена. И эти ведомства не сотрудничают друг с другом, они буквально ненавидят друг друга. Вот почему бывает такое, что вы можете вспомнить лицо, но из-за дезорганизации Департамента Имен, вы не можете вспомнить нужное имя” – рассказывает Дель Кармен.

4. “Некоторые персонажи выглядят так, как были созданы изначально”

Хотя аниматоры потратили годы работы над деталями персонажей, некоторые из них в конечном итоге были очень близки к зарисовкам Дель Кармена и Пита Доктера.

“Пит долгое время рисовал Гнев в виде квадрата с негодующими глазами и опущенными уголками рта. Таким выглядел Гнев с самого начала. А потом дизайнеры решили сделать персонажей более конкретными, придать им больше реальности, так сказать”.

Вот мастер-класс Дель Кармена о том, как нарисовать Гнев

5. “Они слишком уставшие для того, чтобы делать сиквел”


Несмотря на то, что многие персонажи и сцены остались на “полу” в монтажной, Дель Кармен отклоняет любые попытки разговора о продолжении мультфильма: “Когда мы создавали мультфильм, мы пытались вписать в него все последовательности и возможные ситуации. Все наши усилия пошли на завершение этой истории и она вышла в мир всего несколько месяцев назад. Пять лет создания мультфильма… Это правда истощает. Так что нам нужно взять перерыв, уйти на каникулы. Я помогаю студии в различных маленьких проектах и мне этого пока что хватает”.

Если вы жаждете снова увидеть персонажей “Головоломки”, предлагаем вам посмотреть короткометражку, выпущенную Disney в августе, которая называется “Первое свидание Райли”.

https://youtu.be/r0qZEkXTGIc

Бонус: еще 5 интересных фактов о “Головоломке”

– По словам Пита Доктера, каждая эмоция была основана на определенном визуальном образе: Радость - на звездочке, Печаль - на слезе, Гнев - на огненном кирпиче, Страх - на натянутом нерве, Брезгливость - на брокколи (несмотря на то что, по признанию Пита, он сам очень любит брокколи).

– Зелёное платье и синие волосы Радости были добавлены для того, чтобы сохранить отличие от героини из мультфильма “Питер Пен” Динь-Динь (хотя такой шаг привел к тому, что в первых статьях в прессе её сравнивали с Мардж Симпсон).

– Художник персонажей Альберт Лозано изначально набросал Печаль в пижаме, полагая, что подавленный человек будет оставаться в постели весь день.

– Шестой персонаж Сюрприз в конечном счете вошел в свойство Страха.

– В первом сне Райли фигурирует говорящая крыса (здесь - мышь) Реми из “Рататуя” (2007). Также в мультфильме появлялись два объекта из мультфильма “ВАЛЛ·И” (2008) - огнетушитель (им Радость тушила подпалённого Гневом Страха) и рваный ботинок (он был в мешке Бинго-Бонго). Одно из воспоминаний Райли - фотография на фоне статуи динозавра в пустыне по дороге в Сан-Франциско. Этот динозавр, скорее всего, - один из героев следующего мультфильма “Хороший динозавр” (2015).


Все дети растут, взрослеют, вот только родители ни как не хотят замечать, что их любимые чада уже не такие маленькие детки, и у них есть свои интересы и желания. Так и у героини мультфильма «Первое свидание Райли», девочки, с которой мы уже встречались в картине «Головоломка», наступил период взросления, когда ее перестали интересовать игрушки, а появилось новое увлечение – игра на гитаре. А сегодня она предупредила, что пойдет на каток, без родителей, и что за ней зайдут приятели. Ну уж ни как не ожидали взрослые увидеть на пороге дома не милых подружек дочери, с которыми она будет кататься, а взбалмошного кучерявого мальчишку в кепке по имени Джордан.

Тут у отца семейства, спокойного Билли, все эмоции встрепенулись, обострились. Что же творилось в голове у папы, как вели себя все мысли! Он стал выяснять о мальчишке все, его желания, его хобби. Родители были совсем не готовы к взрослению своей любимой доченьки, а мысль что у Райли может появиться ухажер, вообще подвергала их в шок. Так чем же закончится прогулка их девочки с неизвестным парнем? Правда опасения родителей были совершенно напрасны, ведь настоящее первое свидание Райли им еще предстоит пережить!
Жанр: Мультфильмы , Фильмы 2015

Смотреть Первое свидание Райли (2015) онлайн в хорошем качестве бесплатно.




«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out , в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.

Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности , были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?

Ей 11 лет, и она ни от кого не желает слышать, что это самый прекрасный возраст в жизни. Почему Райли, героиня «Головоломки», отказывается от радостей детства, чтобы погрузиться в горести подросткового возраста? Что происходит у нее в голове? Как рождаются и развиваются ее эмоции? Как устроена память и какую роль играют в нашей психике воспоминания? Именно об этом рассказывает новый фильм студии Disney/Pixar. «За отправную точку я взял момент утраты детской беззаботности: по-моему, это настоящая трагедия. Взрослея, мы теряем нечто очень важное. Мы все это чувствуем: взрослые - потому что способны испытывать эмпатию к себе-ребенку, а подростки - потому что проживают эту утрату. Когда я увидел, как Элли, моя веселая и общительная дочка, замыкается в себе, я задумался, что с ней происходит, что творится у нее внутри. Этот фильм родился из моих вопросов, из моих попыток найти ответы, из моего желания сохранить с ней контакт и видеть ее счастливой», - рассказывает режиссер Пит Доктер (Pete Docter), который работал над этим проектом в течение 5 лет.

На основе своего прочтения классических текстов Фрейда, Юнга, новейших исследований в области неврологии и психологии, а также консультаций со специалистом по эмоциям Полом Экманом (Paul Ekman) Пит Доктер и его съемочная группа создали собственную карту вселенной мозга. «Я хотел исследовать сущностную, а не физиологическую сторону его функционирования», - объясняет режиссер.

Все дисциплины - нейронаука, психоанализ, когнитивная и поведенческая психология - работают на то, чтобы создать целостное видение нашего психического пространства. Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - пять эмоций, которые управляют жизнью Райли, - воплотились в занятных персонажей с такими же именами, которые гуляют по полному опасностей миру, окрашенному в фиолетовые тона. Кружные дороги приводят их к тайным уголкам: зона абстрактного мышления превращает вас в плоский изломанный рисунок кисти художника-кубиста; в киностудии «Мир снов» на стенах висят афиши фильма «Я умею летать», а радужный единорог читает газету. Забвение - это пропасть, долгосрочная память - игра Candy Crush в кислотных цветах, Воображаемый Друг - розовый слон с хвостом как у енота. Бессознательное показывает свои фантастические картины в виде неясных теней. Поездка на поезде (материализация метафоры «ход мыслей») напоминает «Путешествие Чихиро» Миядзаки и сюрреалистические миры Дали, а проплывающие мимо пейзажи - картины Танги.

Наверное, именно это творческое и научное безумие художника-постановщика Ральфа Эгглстона (Ralph Eggleston) - причина тому, что зритель с таким увлечением погружается в это приключение, по сравнению с которым реальность кажется пресной. Пит Доктер тоже, конечно, приложил руку к этому поразительному пространству. Вся его фильмография отражает тяготение к параллельным мирам - будь то мир игрушек в «Истории игрушек», неба в фильме «Вверх», кошмаров в «Корпорации монстров». Его настоящая жизнь - то, что происходит где-то еще. В данном случае - внутри нас.

1. Пять эмоций, которые управляют нами

Почему выбрано всего пять эмоций, тогда как исследователь Пол Экман перечисляет шесть основных эмоций? Для большей связности, ради сюжета повествования, чтобы не «потерять» зрителя, а главное, чтобы не слишком отдаляться от научной реальности, уверяет Пит Доктер. Во внутреннем мире Райли не хватает удивления: «Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам». Так что девочкой движут пять эмоций, которые определяют ее настроение, поведение и отношения с людьми.

2. Когда за пульт управления встает гнев

«Мы хотели показать то, что эмоции делают для нас, какова их роль, - утверждает Рональдо Дель Кармен (Ronnie Del Carmen), режиссер-мультипликатор. - Но есть разница между эмоцией как таковой и тем, что вы с ней делаете, когда испытываете ее. Вы можете кипеть от скрытого гнева. Поэтому нам надо было ясно отличить эмоцию от ее внешнего проявления». Необходимо было подчеркнуть взрывной характер Гнева. Аниматоры представили его в виде красного прямоугольника, который символизирует плотность, жар и силу этой эмоции. Над его головой - языки пламени, потому что он готов сжечь все на своем пути, заставить потерять контроль над собой, и также сжечь вас изнутри, когда вы его подавляете.

3. Шар воспоминаний

Перед Центром управления мозгом за пульт управления встала Радость (а рядом с ней ее партнеры, Страх, Печаль, Брезгливость и Гнев). Она показывает счастливое воспоминание о том, как Райли каталась на коньках, держа родителей за руки. Но ностальгия приближается, и девочке угрожает Печаль: она только что уехала из родного Среднего Запада и переселилась в Сан-Франциско. Серые городские стены ее подавляют.

4. Перед островами личности

Пять персонажей эмоций наблюдают за островками, которые составляют структуру личности Райли: Дружба, Семья, Честность, Хоккей (синоним уверенности в себе, потому что девочка им увлекается и коллекционирует призы) и Озорство. Но равновесие Райли под угрозой: в начале фильма острова сияют огнями, но постепенно покрываются трещинами и вот-вот разрушатся совсем.

5. На краю бездны Бессознательного

Радость и Печаль заблудились в закоулках мозга Райли. Им придется искать дорогу, проходя через долгосрочную память, где находится хранилище воспоминаний. Каждое воспоминание - это шарик, окрашенный эмоцией, которая с ним связана (желтый - Радость, голубой - Печаль, зеленый - Брезгливость...). В подземелье под ногами Радости и Печали скрывается Бессознательное, наш внутренний поэтический театр, блестяще показанный Ральфом Эглстоном. Вдохновением для него послужили английский художник Дэвид Хокни (David Hockney) с его многоцветными декорациями к опере Пуччини «Турандот» и фильм «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы (1982), где виртуозное использование декораций, света и визуальных эффектов преображает действительность.

Время от времени, на экранах кинотеатров появляются фильмы, которые оставляют у зрителей неизгладимое впечатление и потом долго не выходят из памяти. Новый мультфильм студии Pixar - «Головоломка» - один из таких.

Сюжет «Головоломки» сфокусирован на юной девочке Райли, чья жизнь кардинально меняется после переезда её семьи из Минессоты в Сан-Франциско. Зрителей фильма переносят в голову к Райли, и показывают какие эмоции руководят ею по мере действия происходящего: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость.

В этом посте я собрала наиболее интересные факты о мультфильме.

  1. Режиссер Пит Доктер (Pete Docter) и продюсер Джонас Ривера (Jonas Rivera) до этого работали над другим фильмом студии - «Вверх» (Up) и прекрасно знают, на какие кнопки следует нажать, чтобы заставить зрителя расчувствоваться.
  2. Сюжет фильма основан на идее режиссера Пита Доктера.Ему было интересно понять, почему люди хихикают без причины или напевают себе под нос приевшуюся мелодию.
  3. Радость - основную эмоцию Райли - в оригинале озвучивает Эми Полер (Amy Poehler), американская комедиантка, сценарист и актриса. В русском дубляже Радость озвучивала певица Натали.
  4. В оригинале комик Билл Хейдер (Orville Adam “Bill” Hader) озвучивал Страх, Гнев озвучивал стендап-комик Льюис Блек (Lewis Black), Печаль — актриса Филлис Смит (Phyllis Smith), а Брезгливость - комедиантка и актриса Минди Кейлинг (Mindy Kaling). Филис Смит и Минди Кейлинг знакомы многим зрителям по знаменитому американскому сериалу «Офис». В русской версии свои голоса озвучке подарили Владимир Епифанцев, Дмитрий Нагиев, Олеся Железняк и Ксения Собчак.
  5. Рашида Джонс (Rashida Jones) из сериала «Парки и Зоны Отдыха» появляется в маленьком камео. Она озвучивает эмоции крутой девочки из класса Райли.
  6. Кайл МакЛоклен (Kyle MacLachlan), известный ролью Агента Купера из «Твин Пикс» озвучивал папу Райли в оригинале.
  7. Когда Минди Кейлинг показали сценарий, она прослезилась. Она прокомментировала: «Мне кажется, очень здорово, что вы решили сделать фильм о том, что взросление — это сложно, и нет ничего плохого в том, чтобы погрустить об этом».
  8. Чтобы сделать структуру эмоций маленькой девочки более правдоподобной, Pixar консультировались с нейробиологами, детскими психологами и психиатрами. Студия не раз меняла элементы фильма и даже отказалась от одного из задуманных персонажей.

  9. Изначально задумывалось 27 эмоций в голове Райли: Логика, Разум, Гордость, Любовь, Надежда, Schadenfreude («шаденфройде» - немецкое слово, обозначает радость, когда другим больно, разновидность злорадства). Отдельно стоит выделить удивление. По задумке, он (Удивление) должен был вскрикивать от неожиданности, когда кто-то открывал рот, но создатели фильма отказались от него.
  10. Радость хотели изначально назвать «Оптимизм», но потом режиссер Пит Доктер обнаружил, что оптимизм - не эмоция.
  11. В первоначальной версии сценария, вернуться в Штаб-квартиру предстояло Радости и Страху.
  12. Опыт и эмоции юной Райли основаны на дочери режиссёра фильма, Элли. Она уже имеет опыт в озвучке. Элли она подарила свой голос маленькой тёзке из мультфильма «Вверх» (2009). Пит Доктер стал замечать, что раньше она была активной и веселой, но по мере взросления стала тихой и закрытой.
  13. Саундтрек к фильму написал Майкл Джаккино (Michael Giacchino). Это уже пятая совместная работа Майкла с Pixar — до этого он успел поработать над «Вверх», «Тачки 2» (Cars 2), «Рататуй» (Ratatouille) и «Суперсемейкой» (The Incredibles).
  14. Фильм анонсировали в 2011 году под названием The Untitled Pixar Movie That Takes You Inside The Mind.
  15. В тизере к «Головоломкам» были кусочки из всех мультфильмов студии Pixar, кроме «Тачек 2» и «Игрушечной Истории 2».
  16. Перед каждым мультиком от Pixar на широком экране идет короткометражка. На этот раз короткометражка от создателей «Игрушечной Истории» и «Храброй Сердцем» рассказывает о любви двух вулканов, Уку и Леле. Необычно.
  17. В американской версии трейлера к фильму эмоции в голове папы Райли смотрят хоккей. В английской версии трейлера они смотрят футбол.
  18. Дизайн эмоций основан на определенной форме. Радость основана на звезде, Печаль - на слезе, Страх похож на нерв, Гнев - на кирпич, а Брезгливость основана на брокколи.
  19. Френк Оз (Frank Oz) и Дейв Гольц (Dave Goelz) озвучивали охранников Френка и Дейва в подсознании Райли. Сами Френк и Дейв — ветераны кукольного шоу «Маппеты» (Тhe Muppets).
  20. В фильме каток, где Райли занимается хоккеем, находится на месте музея Walt Disney Family в Сан-Франциско.

  21. В сферах с воспоминаниями Райли можно заметить сцены из «Вверх», в частности, сцены из совместной жизни Карла и Элли.
  22. По словам режиссера Пита Доктера, самой сложной частью работы над «Головоломкой» было создание нового и оригинального мира.
  23. В одной из сфер с воспоминаниями можно увидеть, как маленькая Райли катается на детской горке. Такая же горка была в мультфильме «Игрушечная История 3» (Toy Story 3) в детском садике «Солнышко».
  24. Работа над «Головоломкой» длилась 5 лет.
  25. Во время переезда семьи в Сан-Франциско, на электронных проводах можно заметить очаровательных птичек из популярной короткометражки студии Pixar «О птичках» (For the birds)
  26. В ранних версиях сценария Райли попадала в собственную голову и знакомилась с эмоциями.
  27. Фамилия Райли - Андерсон - позаимствована у одной из служащих студии Pixar, Дарлы Андерсон, и персонажа «Игрушечной Истории 3», Бонни Андерсон.
  28. Отец Райли работает в компании под странным названием «Brang». Сценаристы в Pixar подумали, что так бы мог называться очередной стартап в Сан-Франциско.
  29. В Стране Воображения можно заметить синюю коробку с рыбкой-клоуном и надписью «Найди меня». Очевидная отсылка к Немо из «В поисках Немо».
  30. На создание персонажей пяти эмоций вдохновили семь гномов из сказки про Белоснежку.
  31. В фильме есть сцена, где семья сидит за столом, папа Райли думает о хоккее и внезапно жена спрашивает: «Не так ли, дорогой?» чтобы привлечь его внимание. По словам режиссера, подобная сцена часто происходит в его жизни.
  32. В сценах в Минессоте, Райли почти всегда находится между отцом и матерью. В сценах в Сан-Франциско это происходит гораздо реже. Такой контраст показывает, что у семьи сложный период в жизни.
  33. В воображении Райли Минессота всегда яркая и красочная, а Сан-Франциско тусклый и блёклый.
  34. Сложнее всего было анимировать большие и экспрессивные глаза Радости.
  35. «Головоломка» - пятнадцатый фильм студии Pixar и потенциальный пятнадцатый блокбастер студии.
  36. Басист известной рок-группы Red Hot Chili Peppers, Фли (Flea) озвучивал копа Майка в подсознании Райли.
  37. По словам режиссера Пита Доктера, персонаж Печали пришел ему на ум, когда он отправился на прогулку и его мысли потекли в темную сторону. Ему казалось, что его могут уволить и он думал о том, как будет скучать по своим друзьям и коллегам. Тогда он понял, какую роль должна играть Печаль в фильме и что Радость должна понять, что порой поддаваться печали — не так плохо.
  38. Пит Доктер озвучивал Гнев в голове отца Райли.
  39. Филис Смит пригласили озвучивать Печаль, после того как продюсер Джонас Ривера увидел её игру в фильме с Кемерон Диас (Cameron Diaz), «Плохая Училка» (Bad Teacher).
  40. Блю-рей издание «Головоломки» будет включать в себя короткометражку под названием «Первое Свидание Райли».
  41. Пытаясь передать движения эмоции в пространстве, аниматоры Pixar изобразили их как двигающиеся частицы энергии. Когда эмоции перемещаются, можно заметить маленькие отлетающие частички.
  42. Когда режиссера Пита Доктера спросили почему воображаемый друг Райли, Бинго-Бонго сделан из сладкой ваты, он ответил: «Потому что мне нравится сладкая вата».
  43. Поначалу у Брезгливости было фиолетовое платье и длинные волосы. На ранних стадиях она даже задумывалась как мужской персонаж.
  44. По мотивам фильма есть игра под названием «Головоломка: Шарики за ролики», доступная на русском языке в