Грузовой корабль "прогресс" - пока главный "грузовик" в космосе. Планы на будущее

Грузовой корабль «Прогресс МС-10» успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС) после двухсуточного полёта.

Стыковка грузового корабля «Прогресс МС-10» с орбитальной станцией произошла в автоматическом режиме в 22:29 мск, корабль причалил к служебному модулю «Звезда».

Транспорт доставил на Международную космическую станцию более двух тонн груза. Это и воздух, и топливо, и научное оборудование, и личные вещи космонавтов.


  • gov-news.ru
  • 13 февраля 2018 года с пусковой установки 6 площадки 31 космодрома БАЙКОНУР произведен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-08». Цель полета: доставка на борт Международной космической станции топлива, продуктов, воды и других грузов, необходимых для эксплуатации станции в пилотируемом режиме.

    15 февраля 2018 года в 13:43 мск осуществлена стыковка транспортного грузового корабля «Прогресс МС-08» с Международной космической станцией. Операции сближения и стыковки ТГК с российским служебным модулем «Звезда» прошли в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полётом российского сегмента МКС в Центре управления полётами ЦНИИмаш, а также российских космонавтов на МКС Александра МИСУРКИНА и Антона ШКАПЛЕРОВА.


  • Транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс МС-07» 16 октября 2017 года в 14:04 мск успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). Стыковка корабля осуществлена к стыковочному узлу «Пирс».

    Сближение транспортного корабля с МКС проходило по двухсуточной схеме. Стыковка выполнялась в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полетом российского сегмента МКС в Центре управления полетами (ЦУП) и российских космонавтов Сергея РЯЗАНСКОГО и Александра МИСУРКИНА.

    Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с транспортным грузовым кораблем (ТГК) «Прогресс МС-07» состоялся 14 октября 2017 года в 11:46:53 мск с космодрома БАЙКОНУР.

    ТГК «Прогресс МС-07» доставил на Международную космическую станцию около двух с половиной тонн различных грузов, в числе которых топливо, воздух, оборудование для поддержания станции в рабочем состоянии, посылки и средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа.


  • Летные испытания модернизированного транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС» успешно завершены. Испытания корабля новой серии проводились во время полетов ТГК «Прогресс МС» и «Прогресс МС-02», а также полета ТГК «Прогресс МС-03» в качестве зачетных испытаний. Программа летных испытаний выполнена в полном объеме. По результатам программы испытаний в начале августе 2017 года подписан соответствующий приказ.

    Транспортный грузовой корабль «Прогресс МС» создан ПАО «РКК „Энергия“ имени С.П. Королёва» и является результатом глубокой модернизации корабля «Прогресс М». Корабль располагает оснащен системой спутниковой навигации, новой командно-телеметрической системой, способной работать и в контуре управления через многофункциональную космическую систему ретрансляции «Луч», модифицированной бортовой радиотехнической системой сближения «Курс-НА» и цифровыми блоками управления причаливанием и ориентации транспортного корабля.


  • Корабль окончил свой полет в пятницу, сообщает РИА Новости .

    Согласно расчетным данным, корабль вошел в плотные слои атмосферы, где произошло разрушение конструкции, — говорится в сообщении.

    Затем фрагменты упали в воду.

    ранее сообщалось:

    «Прогресс МС-05» был запущен на последней в истории ракете «Союз-У». Корабль, пристыковавшийся к модулю «Пирс» МКС 24 февраля, восполнил часть техники, потерянной в аварии предыдущего грузовика.

  • Космический грузовой корабль «Прогресс МС-06» пристыкуется к Международной космической станции.

    Сближение корабля со станцией и причаливание к стыковочному узлу служебного модуля «Звезда» российского сегмента МКС проходило в автоматическом режиме под контролем специалистов ЦУП и космонавта Федора Юрчихина.

    «Прогресс МС-06» доставил на МКС около 2,5 тонн грузов: топливо в баках КДУ и системы дозаправки, воду, сжатые газы, а также оборудование для научных комплексных экспериментов, в том числе наноспутники «Танюша-ЮГЗУ», «Сфера-53», ТНС-О № 2.

    Ракета-носитель «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Прогресс МС-06» стартовала с космодрома Байконур 14 июня в 12:20 мск. Это второй российский «грузовик», отправившийся к МКС в этом году. Предыдущий стартовал 22 февраля 2017 года, следующий должен отправиться в космос 12 октября. Планируется, что «Прогресс МС-06» будет находиться в составе МКС до первых чисел декабря, после чего будет затоплен в Тихом океане.


  • фотография причаливающего "космического грузовика" #ПрогрессМС05 от космонавта Андрея Борисенко

    Космический грузовой аппарат «Прогресс МС-05» пристыковался к МКС в автоматическом режиме.

    «Стыковка космического корабля прошло штатно», — сказали в ЦУПе.

    Российские космонавты Сергей Рыжиков и Олег Новицкий контролировали процесс сближения и были готовы в случае необходимости взять управление на себя. После проверки герметичности стыковки и выравнивания давления между кораблем и станцией российские космонавты приступят к его разгрузке.

    Ракета-носитель «Союз-У» успешно стартовала 22 февраля 2017 года в 08:58 по московскому времени с площадки № 1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур и благополучно вывела на заданную орбиту космический грузовой аппарат «Прогресс МС-05». После двухсуточного автономного полёта 24 февраля в 11.43 мск корабль пристыковался к Международной космической станции.


  • 19 июля в 03:20 мск транспортный грузовой корабль (ТГК) «Прогресс МС-03» успешно пристыковался к отсеку «Пирс» Международной космической станции (МКС).

    Сближение транспортного корабля с МКС проходило по двухсуточной схеме. Стыковка выполнялась в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления полетом российского сегмента МКС в Центре управления полётами и российских членов экипажа МКС.

  • Ответ редакции

    «Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.

    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома «Байконур».

    Прогресс-М27М. Фото: NASA

    История

    Продолжительность эксплуатации первых орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании на базе пилотируемого космического корабля (КК) «Союз» грузового корабля, позже получившего название «Прогресс».

    Разработка нового корабля на базе КК «Союз» под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году.

    «Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию, отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива, и приборно-агрегатный.

    Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем — системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки — начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль успешно был состыкован со станцией.

    «Прогресс» первой серии эксплуатировался до 1990 г. Было проведено 43 запуска.

    Технические характеристики ТГК «Прогресс −1» (1978-1990)

    Впоследствии была разработаны корабли модификации «Прогресс М». Первый запуск ТГК «Прогресс М1» («Прогресс М 11Ф615А55») состоялся 23 августа 1989 года. До 2009 года было осуществлено 67 запусков данного грузового корабля.

    Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1» (1989-2009)

    ТГК «Прогресс М1-1» был запущен 1 февраля 2000 года, всего до 2004 года произведено 11 запусков.

    По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации МКС, на данной модификации корабля были введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений — увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.

    Кроме того, в систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:

    Установлено новое программное обеспечение, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания;
    . реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией;
    . введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило космонавтам МКС запускать двигатели ТГК со станции.

    Технические характеристики ТГК «Прогресс М 1- 1» (2000 −2004)

    ТГК модификации «Прогресс М-М» осуществили 29 полетов на орбиту 2008 по 2015 годы.

    Технические характеристики Прогресс М-01М («Прогресс М 11Ф615А60»)

    Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы.

    Основное отличие от предыдущих серий — новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом оперативной памяти (ОЗУ) 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.

    Технические характеристики «Прогресс М-ГКМ»

    На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.

    Ракета космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-15М» на стартовом комплексе российского космодрома «Байконур». Фото: РИА Новости / Олег Урусов

    Технические характеристики «Прогресс МС»

    «Прогресс МС» создавался в результате глубокой модернизации корабля «Прогресс М». Эскизный проект нового грузового корабля, разработанный по заданию Федерального космического агентства (ныне госкорпорация «Роскосмос»), был одобрен на заседании научно-технического совета РКК «Энергия» в августе 2011 года.

    В конструкцию «Прогресса МС» внесен ряд изменений, которые повышают его функциональность и надежность. Он оснащен дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов (на грузовом отсеке), дублирующими электродвигателями в составе стыковочного механизма.

    Бортовая командная радиотехническая система «Квант-В» заменена на единую командно-телеметрическую систему, которая может принимать сигналы с Земли через спутники-ретрансляторы «Луч-5» (в декабре 2015 г. система «Луч» в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с ТГК в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.

    Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты установлена система автономной спутниковой навигации (АСН), которая совместима с ГЛОНАСС и GPS, а также с международной спутниковой поисково-спасательной системой Cospas-Sarsat. С помощью АСН можно определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией — до 1 м (в перспективе будет доведена до 3-4 см).

    Также была усовершенствована система стыковки и сближения с МКС.

    На внешней поверхности корпуса «Прогресса МС» могут устанавливаться четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24-х сверхмалых спутников с орбиты.

    Корабль «Прогресс МС» имеет три отсека: грузовой (для размещения сухих грузов и воды), приборно-агрегатный и отсек компонентов дозаправки (для доставки топлива на станцию). Длина — 7,2 м, максимальный диаметр — 2,72 м, стартовая масса — около 7,3 т. Может брать полезный груз массой около 2,6 т.

    Стыковка со станцией проходит в автоматическом режиме, в случае нештатных ситуаций возможна ручная стыковка с помощью телеоператорного режима управления (ТОРУ). После выполнения программы полета корабль сводится с орбиты и прекращает свое существование в акватории Тихого океана — несудоходной южной его части, близ острова Рождества.

    Запуск ТГК «Прогресс МС»

    Запуски проводятся с космодрома «Байконур» с помощью ракет-носителей типа «Союз» (изготовитель — Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара). Всего состоялось 4 запуска, один из которых был неудачным.

    Первый «Прогресс МС» был выведен на орбиту 21 декабря 2015 г. ракетой «Союз-2.1а». Он доставил на МКС более 2,4 т грузов. 1 июля 2016 г. корабль был отстыкован от станции и отведен на расстояние около 200 м, затем вновь пристыкован, но не в автоматическом режиме, а с помощью усовершенствованной системы дистанционного ручного управления ТОРУ для ее тестирования. 3 июля 2016 г. после отстыковки от МКС корабль был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.

    31 марта 2016 г. также с помощью «Союза-2.1а» стартовал «Прогресс МС-02» с 2,5 т различных грузов для МКС. Корабль вновь летел к станции по двухсуточной схеме полета. Находился в составе МКС со 2 апреля, 14 октября 2016 г. был отстыкован от станции, сведен с орбиты и затоплен.

    Третий корабль «Прогресс МС-03» был выведен на орбиту 17 июля 2016 г. ракетой «Союз-У». Через двое суток, 19 июля, он был пристыкован к МКС. Доставил на станцию более 2,4 т грузов: топливо, кислород, оборудование, продукты питания и посылки для членов экипажа.

    1 декабря 2016 года с космодрома «Байконур» был осуществлен пуск ТГК «Прогресс МС-04» ракетой «Союз-У». До 382 секунды полет ракеты-носителя проходил штатно. После 382 секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирования корабля на расчетной орбите.

    Над сибирской тайгой сгорел космический корабль «Прогресс», который стартовал с космодрома «Байконур». Корабль должен был доставить на космическую станцию груз весом 2,5 тонны. Грузовой космический корабль «Прогресс» должен был доставить космонавтам Международной космической станции фрукты к новогоднему столу и аппаратуру. …»Главные потери из-за крушения - это, конечно, аппаратура и свежие фрукты, которые предназначались к новогоднему столу космонавтов.

    Беспилотный российский шаттл с припасами для МКС сгорел в атмосфере Земли. Ракета “Прогресс МС-04” была в третьей фазе полета. Транспортный корабль «Прогресс МС-04», доставлявший на МКС 2,5 тонны грузов, разбился вечером 1 декабря над юго-востоком Сибири. …Задержание не имеет прямого отношения к тому, что случилось с «Прогрессом» – Евдокимов обвиняется в мошенничестве с имуществом РСК «МиГ», причем еще до перехода на работу в «Роскосмос» в 2014-м году. Над территорией республики Тыва, на высоте в сто девяносто километров был потерян грузовой корабль «Прогресс», большинство фрагментов которого сгорели в атмосфере. Падение «Прогресса» 1 декабря Грузовой корабль “Прогресс” был утерян на высоте в сто девяносто километров над безлюдной местностью в республике Тыва, большая часть фрагментов сгорела в атмосфере.

    Авария с космическим кораблем «Прогресс МС-04» не первая в истории Роскосмоса. Аналогичный инцидент произошел в 2011 году, когда 24 августа с космодрома «Байконур» к Международной космической станции отправилась ракета-носитель «Союз-У» с грузовым космическим кораблем «Прогресс М-12М». Запущенный к МКС грузовой космический корабль «Прогресс-МС-04» потерпел крушение на высоте 190 километров над безлюдной гористой местностью в Республике Тыва. Смотрите кадры запуска аппарата. 1 декабря был потерян космический грузовик «Прогресс МС-04»: аппарат перестал передавать данные на седьмой минуте полета и через несколько часов разрушился в плотных слоях атмосферы. …В истории МКС только один раз складывалась ситуация, когда два подряд грузовика не долетели до станции - в 2015 году, когда был потерян сначала «Прогресс», а потом Dragon; при этом космонавтам не пришлось сокращать рацион и экономить еду.

    Грузовой космический корабль «Прогресс МС-04» рухнул на территории Тувы. …Экипаж Международной космической станции обеспечен всем нужным, нештатная ситуация с «Прогрессом МС-04» на них не повлияет, информирует NASA. По предварительной информации, причина очередного крушения космического транспортно-грузового корабля - техническая неисправность в работе двигателей. …Год назад после запуска пропал навсегда грузовой космический корабль «Прогресс-М». он просто затерялся в просторах Вселенной, так ни разу и не дав о себе знать!

    «Прогресс МС-04» должен был доставить на Международную космическую станцию 2442 кг груза и оборудования, в том числе продовольствие и посылки экипажу, 710 кг топлива, 52 кг кислорода и воздуха, 420 кг воды, первый экземпляр скафандра нового поколения «Орлан-МКС», систему регенерации воды и урины, оборудование для экспериментов по приготовлению кисломолочных продуктов и выращиванию овощей. …До 382 секунды полет ракеты-носителя проходил штатно, но затем прием телеметрической информации прекратился; штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчетной орбите.

    http://www.youtube.com/watch?v=jYdWOQY7pbo
    Потерпел крушение грузовой космический корабль, должен был доставить различные ресурсы космонавтам мкс. Грузовой космический корабль прогресс мс, выведенный на нерасчетную орбиту. Потерпел крушение, на борту корабля было 2,5 тонны разных грузов.
    Обломки грузового космического корабля прогресс мс-04 предположительно: упали на территории тувы. Обломки грузового космического корабля прогресс, вчера потерпел крушение! Упали в западной сибири; грузовой корабль прогресс, российский космический грузовик прогресс мс-04! У которого сразу после пуска 1 декабря возникли проблемы с телеметрией, в районе тувы упал космический грузовик прогресс? Есть и пользователи, корабль прогресс должен был доставить на мкс 2,5 тонны груза. Несмотря на аварию прогресса, это уже вторая за последние пять лет похожая авария.

    Транспортный грузовой корабль «Прогресс М1-10»

    Разработка нового корабля на базе под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года. Все запущенные корабли получили название «Прогресс», за исключением корабля «Космос-1669» в 1985 году: он по принятой в СССР практике секретности и неразглашения космических неудач получил открытое название из ряда спутников ввиду возникновения неполадок, которые вскоре были устранены и позволили кораблю состыковаться со станцией.

    Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску - в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.

    История создания

    Продолжительность эксплуатации первых долговременных орбитальных станций «Салют» была ограничена многими факторами, в том числе и небольшими запасами топлива, компонентов системы жизнеобеспечения и других расходных материалов, имеющихся на борту. Также при возникновении отказов необходимо было обеспечить доставку на орбиту ремонтного оборудования и приборов. Поэтому при разработке орбитальной станции третьего поколения «Салют» было принято решение о создании грузового корабля (на базе пилотируемого КК «Союз»), позже получившего название «Прогресс». Рассматривались разные варианты исполнения; некоторые разработчики предлагали сделать корабль пилотируемым, чтобы иметь возможность возвращать материалы и оборудование со станции на . Другие рассматривали беспилотный вариант, который при той же массе корабля позволял разместить существенно большее количество груза; при этом материалы со станции предлагалось возвращать кораблями «Союз» одновременно с возвращением на Землю экипажа. Именно на последнем варианте в итоге и остановились разработчики. На практике первые грузовики сбрасывали как разовые и они сгорали в верхних слоях атмосферы. Наличие нескольких стыковочных узлов в сателлитном переходном отсеке позволило в дальнейшем присоединять транспортируемые модули для длительной эксплуатации в роли лабораторий, подсобных помещений и складов, модулей жизнеобеспечения и т. п.

    При проектировании были использованы бортовые системы, конструкции и агрегаты корабля «Союз». «Прогресс» имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию; отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива; а также приборно-агрегатный отсек (ПАО).

    Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем - системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки - начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был состыкован со станцией.

    Модификации

    «Прогресс М1-4» перед стыковкой с МКС

    Прогресс 11Ф615А15 (1978-1990)

    • Длина: 7,48 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Масса: 7020 кг;
    • Полезный груз: 2315 кг, из них максимально 975 кг топлива;
    • Первый полёт: 20 января 1978 («Прогресс-1» к станции «Салют-6»);
    • Последний полёт: 5 мая 1990;
    • Количество успешных запусков: 42, из них:
      • 12 к Салюту 6;
      • 12 к Салюту 7;
      • 18 к станции «Мир».
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы.

    Прогресс М 11Ф615А55 (1989-2009)

    • Длина: 7,23 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Масса: 7450 кг;
    • Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топлива;
    • Первый полёт: 23 августа 1989 (Прогресс M 1 к станции «Мир»);
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы и .

    Прогресс M1 (2000-2004)

    «Прогресс М1-12» на орбите

    • Длина: 7,2 м;
    • Максимальный диаметр: 2,72 м;
    • Стартовая масса: 7150 кг (для орбиты высотой 460 км);
    • Масса доставляемого груза: 2230 кг, в том числе:
      • Сухие грузы: до 1800 кг;
      • Топливо: до 1950 кг (на 800 кг больше);
      • Газ наддува обитаемых отсеков: до 40 кг (на 10 кг меньше).
    • Время полёта в составе МКС: до 180 суток, из которых:
      • До стыковки: до 4 суток;
      • После расстыковки: до 3 суток.
    • первый полёт: 1 февраля 2000 (Прогресс М1-1 к станции «Мир»);
    • Энергоснабжение: Аккумуляторы и солнечные батареи.

    По сравнению с ТГК «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации , на корабле введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений - увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТГК с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.

    Негерметичный ОКД претерпел следующие изменения:

    • Удалены баки водяной системы «Родник»;
    • Вместо баков «Родника» установлены дополнительные баки системы дозаправки топливом СД8. Дозаправка орбитальной станции (ОС) осуществляется вытеснением компонентов топлива сжатым газом (гелием) через герметичные гидроразъёмы на стыковочных агрегатах ОС и ТГК, при этом:
      • Максимальный расход окислителя через магистрали увеличен до 0,35 л/с (в 2,33 раза больше чем на предыдущей модификации ТГК);
      • Система СД8, «сухой» массой 635 кг, позволяет подавать топливо, как в баки двигательной установки служебного модуля (СМ) МКС, так и функционально-грузового блока, в коллекторы подсистем причаливания и ориентации ТГК и коллекторы двигателей ориентации СМ;
      • Возможна обратная передача топлива из ДУ СМ в коллекторы ТГК.
    • Снаружи ОКД размещены 12 баллонов с кислородом и азотно-кислородной смесью.

    Аппаратурный состав изменился следующим образом:

    • Вместо БЦВК «Аргон-16» введён новый комплекс;
    • В автономную систему навигации введена аппаратура ГНСС ГЛОНАСС/GPS;
    • Установлена новая аппаратура сближения «Курс-ММ» позволяющая проводить измерение параметров относительного движения для причаливания и стыковки с расстояния не менее 1 км;
    • Установлена новая аппаратура командной радиолинии «Регул», использующая спутники-ретрансляторы;
    • Межбортовая радиосвязь «в узком конусе» возможна на дальности в 30 км, при произвольной ориентации - с 3 км.

    В систему управления движением (СУД) введены следующие изменения:

    • Установлено новое программное обеспечение БЦВК, в котором реализованы схемы безопасного автоматического сближения, перехода в зону причаливания и самого причаливания;
    • Реализованы динамические режимы управления орбитальной станцией;
    • Введено устройство сопряжения, преобразующее информацию поступающую с МКС по цепям межмашинного интерфейса в команды релейного типа, что позволило включать со станции двигатели ТГК для создания управляющих моментов.

    Таким образом, изменения в СУД позволили реализовать управление ориентацией станции с помощью двигателей причаливания и ориентации (на «Прогрессе-М1» - 27 штук) или сближающе-корректирующего двигателя по единой программе от бортового комплекса управления МКС.

    Прогресс М 11Ф615А60 (с 2008)

    • Полезный груз: около 2,5 тонн, топливо, продукты питания и вода, научное оборудование и расходные материалы;
    • Первый полёт: 15:38 мск 26 ноября 2008 года (к МКС).

    Новый корабль четырёхсотой серии. Основное отличие от предыдущих - новый бортовой вычислительный комплекс ЦВМ-101, пришедший на замену «Аргон-16» с полезным объёмом ОЗУ 2048 байт на ферритовых кольцах, эксплуатировавшийся с 1974 г. Вес «Аргон-16» составлял 65 кг, вес новой машины ЦВМ-101 составляет 8,5 кг. Аналоговая телеметрическая система заменена на цифровую.

    Прогресс М-ГКМ

    На базе корабля снабжения были созданы специализированные грузовые корабли-модули (ГКМ), которые доставляли на Международную космическую станцию (российский сегмент) стыковочный модуль № 1 «Пирс» (Прогресс М-СО1) в 2001 году и малый исследовательский модуль № 2 «Поиск» (Прогресс М-МИМ2) в 2009 году.

    Прогресс МС

    Следующая серия модернизированных транспортных кораблей, пришли на смену «Прогресс М-М». Первый корабль серии, Прогресс МС-01, был запущен к МКС 21 декабря 2015 года. От предыдущей серии транспортных кораблей отличается наличием дополнительного внешнего отсека, на внешней поверхности ТГК в отсеке предполагается устанавливать по четыре пусковых контейнера, с помощью которых планируется запускать до 24 спутников стандарта CubeSat со сторонами по 10 см. Запуски будут осуществляться с помощью ракет-носителей “Союз-У” или “Союз-2.1а”.

    На модернизированный корабль установлена дополнительная защита от космического мусора и микрометеоритов на грузовом отсеке. Для повышения отказоустойчивости в состав стыковочного механизма и герметизации стыка были введены дублирующие электродвигатели.

    Стыковочный узел Прогресса-М

    Модернизации подверглись основные бортовые системы, обеспечивающие связь с наземным комплексом управления, а также отвечающие за сближение и стыковку грузового корабля: система управления движением и навигации, бортовая радиотехническая система, система стыковки и внутреннего перехода, телевизионная система.

    Бортовая радиотехническая система «Квант-В» с антенно-фидерными устройствами была заменена на новую единую командно-телеметрическую систему ЕКТС. Вместо аппаратуры сближения и стыковки «Курс-А» на новом «Прогрессе-МС» установлена система «Курс-НА».

    

    Исследование космоса и проникновение в его пространство - извечная цель научно- технического прогресса и вполне логичный этап прогресса. Эра, которую принято называть космической, была открыта 4 октября 1957 года в момент запуска первого искусственного спутника Советским Союзом. Всего через три года в иллюминатор на Землю смотрел Юрий Гагарин. С того времени человеком происходит по экспоненте. Интерес людей ко всему космическому нарастает. И семейство "грузовиков" космоса «Прогресс» - не исключение.

    Доставить груз

    Станции на орбите «Салют» эксплуатировались недолго. И причинами того была необходимость доставки на них топлива, элементов жизнеобеспечения, расходных материалов и ремонтного оборудования в случае поломок. Для третьего поколения «Салютов» было решено включить в проект пилотируемых кораблей «Союз» и грузовой элемент, позже получивший название грузовой космический корабль «Прогресс». Бессменным разработчиком всего семейства «Прогрессов» и сегодня остается ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, расположенная в г. Королев, что в Московской области.

    История

    Разработка проекта велась под кодом 7К-ТГ с 1973 года. На базовом пилотируемом корабле типа «Союз» решено было предусмотреть проектирование автоматического транспортного космического корабля, который будет доставлять до 2,5 тонн груза на орбитальную станцию. Грузовой космический корабль «Прогресс» в испытательный запуск отправился в 1966 году, а в следующем году - в пилотируемый. Испытания оказались успешными и оправдали надежды конструкторов. Первая серия грузовых кораблей «Прогресс» пробыла в эксплуатации до 1990 года. Всего взлетело 43 корабля, включая неудачный запуск под названием «Космос-1669». Далее были разработаны модификации корабля. Грузовой космический «Прогресс М» осуществил 67 взлетов на протяжении 1989-2009 годов. С 2000 по 2004 года 11 взлетов сделал «Прогресс М-1». А грузовой корабль «Прогресс М-М» запускался до 2015 года 29 раз. Последняя модификация «Прогресса МС» актуальна и сегодня.

    Как все происходит

    Грузовой корабль «Прогресс» - это автоматический беспилотный аппарат, который выводится на орбиту, затем включает двигатели и сближается с Через 48 часов он должен состыковаться и разгрузиться. После этого в него помещается то, что уже не нужно на станции: мусор, отработанное оборудование, отходы. С этого момента это уже объект, засоряющий околоземное пространство. Его отстыковывают, при помощи двигателей он отходит от станции, сбрасывает скорость, попадает в атмосферу Земли, где грузовой корабль «Прогресс» сгорает. Происходит это в заданной точке над Тихим океаном.

    Как это устроено

    Все модификации грузового корабля «Прогресс» устроены в целом однотипно. Различия в начинке и специфических обеспечивающих системах понятны лишь специалистам и не являются темой статьи. В строении любой модификации выделяют несколько существенно разных отсека:

    • грузовой;
    • дозаправочный;
    • приборный.

    Грузовой отсек герметичный и имеет стыковочный агрегат. Его предназначение - доставить груз. Отсек дозаправки не герметичный. Он содержит токсичное топливо и именно не герметичность защищает станцию в случае его утечки. Агрегатный или приборный отсек позволяет осуществлять управление кораблем.

    Самый первый

    Грузовой космический корабль «Прогресс-1» взмыл в космос 1978 года. Проверка работы систем управления, аппаратуры сближения и стыковки показала возможность сближения со станцией. Он совершил стыковку с орбитальной станцией «Салют-6» 22 января. За работой корабля осуществлял контроль а руководили процессом космонавты Георгий Гречко и Юрий Романенко.

    Самый последний

    Последняя модификация «Прогресс МС» имеет рад существенных отличий, которые улучшили функциональность и повысили надежность грузового корабля. Кроме того, он оснащен более мощной защитой от метеоритов и космического мусора, имеет дублирующие электрические двигатели в стыковочном аппарате. Он оснащен современной командно-телеметрической системой «Луч», которая поддерживает связь в любой точке орбиты. Запуски проводятся при помощи ракет-носителей «Союз» с космодрома «Байконур».

    Катастрофа корабля «Прогресс МС-4»

    В канун нового года, 1 декабря 2016 года с Байконура совершила старт ракета-носитель «Союз-У», что вывозила на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-4». Он вез космонавтам новогодние подарки, оранжерею «Лада-2», скафандры для работы в режиме открытого космоса «Орлан-МКС» и другой груз общей массой 2,5 тонн для космонавтов Международной космической станции. Но на 232 секунде полета корабль пропал. Позже выяснилось, что ракета взорвалась и корабль орбиты не достиг. Обломки корабля упали в районе гористой и безлюдной территории республики Тыва. Причины крушения предлагались различные.

    «Прогресс МС-5»

    Эта катастрофа не повлияла на дальнейшие космические работы. 24 февраля 2017 года на орбиту вышел грузовой корабль «Прогресс МС-5», который донес часть техники, что была потеряна в предыдущей катастрофе. А 21 июля он был отсоединен от и благополучно затоплен в той части Тихого океана, которую называют «кладбище космических кораблей».

    Планы на будущее

    Ракетно-космическая корпорация «Энергия» объявила о своих планах - создании многоразового пилотируемого транспортного корабля «Федерация», который придет на смену беспилотным прогрессам. Новый «грузовик» будет более грузоподъемный, иметь более совершенные бортовую и навигационную системы. Но самое главное - он сможет вернуться на Землю.