Граф уткин. В

Рассмотрены общие вопросы металлургического производства. Описаны теория и практика производства тяжелых, легких, некоторых редких и благородных металлов (меди, никеля, свинца, цинка, алюминия, магния, титана, вольфрама, молибдена, золота) и металлургия вторичных цветных металлов. Приведены технологические схемы производства, их аппаратурное оформление, технико-экономические показатели. Большое внимание уделено безотходной технологии и экологии.
Рассчитано на специалистов различной квалификации металлургической промышленности. Может быть использовано учащимися, обучающимися в системе среднего профессионального образования, студентами вузов неметаллургических специальностей.

Металлургическое топливо.
Многие металлургические процессы осуществляются при высоких температурах и связаны с затратами тепловой энергии. Необходимые температуры достигаются сжиганием топлива или за счет использования электроэнергии.

Основные разновидности топлива имеют органическое происхождение. В состав топлива входят углерод, водород, сера, кислород и азот, присутствующие в виде различных соединений и составляющие горючую массу. Кроме того, в топливе могут содержаться вода и зола - негорючая часть топлива, состоящая из оксидов алюминия, кремния, кальция и др.

По агрегатному состоянию различают твердое, жидкое и газообразное топливо, а по способу получения - естественное и искусственное. Искусственное топливо - получают в результате направленной переработки естественного топлива.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Производство цветных металлов, Уткин Н.И., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занимательная библиография, Моргенштерн И.Г., Уткин Б.Т., 1987
  • Уборка 2.0, Основные понятия и технологии, Москаленко С.В., 2017

Следующие учебники и книги.

Искуснейший из всех русских граверов; род в 1780 г. в Твери, в доме Н. А. Муравьева.

В 1785 г. Н. А. Муравьев определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской академии художеств.

Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний У., как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига, а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера.

У. быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании.

В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах.

Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н. А. Муравьева и большой эстамп "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне" с эрмитажной картины Р. Менгса.

Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париже он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россиею, живя, как пленник, под полицейским надзором.

В этот период времени им исполнены гравюры "Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: "Musee Francais", и превосходный портрет князя А. Б. Куракина.

Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила У. за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотою медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, Петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики.

Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил У. по его возвращении в 1814 г. в СПб. звание академика.

По смерти Клаубера в 1817 г. У. занял его место как в Академии, так и в Имп. Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов.

В следующем за тем году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 г. он был переименован в профессора.

В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 руб. в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, "Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду", с оригинала В. Боровиковского, а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А. Н. Оленина и гр. С. С. Уварова.

Это была самая блестящая пора деятельности У., упрочившая его знаменитость: академии Стокгольмская (в 1820 г.), Антверпенская (в 1827 г.) и Дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия;

Имп. академия в 1840 г. почтила его званием заслуженного профессора.

Но с этих пор резец У. стал слабеть.

В 1845 г. уже 65-тилетний художник принялся за гравирование картины В. Шебека "Обедня св. Василия Великого" и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям.

Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф. И. Иордану.

В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности У., при чем Академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали.

После этого У. уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино "Св. Семейство", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшею в 1863 г. - Всех произведений У. насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания.

Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. У. неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов - гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, причем в лучшую свою пору достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого.

Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, - таковы достоинства важнейших из произведений У. В лице его русское искусство имело не только высокодаровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом - А. Олещинского, Д. Андрузского, Ф. Иордана, К. Афанасьева, А. Пищалкина и др. - Ср. Д. А. Ровинский, "Николай Иванович У., его жизнь и произведения" (СПб., 1884). А. С-в. {Брокгауз} Уткин, Николай Иванович (Nicolas Outkine); гравер резцом; один из самых талантливых и добросовестнейших русских граверов.

Побочный сын Н.А. Муравьева; род. в Твери 8 мая 1780 г., с 1794 поступил в граверный класс Академии художеств, где учился y Радига, Иванова и Клаубера; этому последнему он обязан своим серьезным образованием.

В 1798 и 1799 гг. Уткин получил серебряные медали за натурные рисунки; в 1800 малую золотую за выгравированные им 12 контуров с античных статуй; a в 1802 большую золотую, за Иоанна Крестителя, с оригинала Менгса.

В 1803 Уткин отправлен в Париж к знаменитому Бервику; здесь он оставался до 1814 года, сначала за ручательством Бервика, a потом, когда возгорелась война с Россиею, - в качестве пленного, под военным присмотром.

В 1810 году он представил на выставку свою гравюру: Эней, с картины Доминикино, - и получил за нее, по приказу самого Наполеона, золотую медаль.

Петербургская академия, узнав об этом, выбрала его в назначенные, a имп. Александр I послал ему бриллиантовый перстень.

Уткин исполнил за это время много частных работ, и в том числе свой шедевр: портрет посла Куракина (1812); за этот портрет в 1814 г. академия признала его академиком.

По возвращении в Петербург Уткин сделан помощником Клаубера (в 1815 г.), a co смертью Клаубера в 1817 г. занял его место и, кроме того, место смотрителя гравюр в Эрмитаже; в 1819 г. он сделан гравером его величества.

С этих пор он работает без устали и выпускает каждый год то целые сюиты мелких вещиц, то большие капитальные портреты.

В 1827 году вышел его капитальный лист: Екатерина II в Царскосельском саду, заслуживший ему громадную славу; a на выставку 1836 г. он представил шесть больших превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года. Академии: Стокгольмская (1820), Антверпенская (1827) и Дрезденская (1828) признали его своим членом, a в 1840 и своя академия произвела его в заслуженные профессора.

С этих пор резец Уткина стал слабеть.

В 1843 году, уже на 65-м году жизни, он принялся, по заказу академии, за гравирование Василия Великого, с оригинала Шебуева, и кончил его только в 1856 году. Славы ему эта доска (второклассного достоинства) не прибавила.

Между тем Уткин мало-помалу передал и граверный класс (в 1850 г.) и прочие должности свои любимому ученику своему Иордану; 12 дек. 1860 г. отпраздновал он свой 50-летний юбилей, причем академия поднесла ему золотую медаль; после юбилея он совершенно уединился в своей академической квартире, принялся за гравирование "Св. семейства" с ориг. Бронзино, которое он начал еще в 1836 году и за которое принимался впоследствии несколько раз, в 1841 и 1842 годах. Как уже было сказано выше, Уткин своим образованием, как гравер, был всецело обязан Клауберу.

Клаубер передал ему все свое искусство и, так сказать, нашел в нем своего продолжателя; несколько раз Уткин отступал от манеры своего первого учителя и гравировал в манере других мастеров, но снова возвращался к приемам Клаубера, и самое большое число его произведений выполнено под сильным влиянием сего последнего.

Точно так, как и Клаубер, Уткин занимался преимущественно гравированием портретов, и все работы его по этой части далеко выше выполненных им исторических сюжетов и. виньеток.

Замечательно, однако же, что Уткин и начал и кончил свое граверное поприще историческими досками.

В классе Клаубера 15-летний Уткин уже копирует исторические гравюры из галерей Орлеанской и Флорентийской: Вакханка с Сатиром, Речные боги, Меркурий учит Амура и Св. Екатерина, - и копирует их не рабски, штрих в штрих, a свободной манерой, заменяя мелкую отчетливую гравировку оригиналов полутенями своего собственного изобретения.

Несмотря на всю незначительность этих работ, в них уже видна рука хорошего рисовальщика и будущего мастера.

Еще с большею смелостью выполнен им Иоанн Креститель, с картины Менгса, за которую двадцатидвухлетний Уткин получил 1-ю золотую медаль.

Гравюра эта проложена широкими и сильными и вместе с тем чрезвычайно оригинальными, можно сказать, виллевскими штрихами, которых мы не встречаем y первых учителей Уткина - Радига и Клаубера.

Этими же оригинальными штрихами выгравированы им, около того же времени: портрет Михаила Десницкого (1799), пять листов больших голов для Атласа Сарычева (1801) и портрет Никиты Артамоновича Муравьева, с оригинала Попова (1801). Замечательно, что в то же время Уткин гравировал прелестные виньетки, отличающиеся необыкновенной тонкостью и изяществом резца Phoebe fave (1802), Антей, несущий земной шар, переход Суворова через Чертов мост (1800); живописную рамку к Трубадуру, миниатюрные портреты 10 государей на родословном древе, изданном Клаубером в 1801 г., и такой же портрет Петра, награвированный в 1802 г. За этого рода мелкие работы Уткин принимался и впоследствии, по возвращении своем из-за границы, но уже не так удачно.

В Париже Уткин прежде всего принялся добывать себе деньги на хлеб. Историческая гравюра, выполненная им для Наполеоновского музея: Эней, спасающий Анхиза, - с которой начинается так называемая европейская известность Уткина, в сущности, представляет как бы шаг назад в художественном его поприще; рисунок в ней заимствован с гравюры известного гравера-рисовальщика Жерара Одрана, почти точь-в-точь и в ту же меру, - a техническая часть гравюры представляет полнейшее подражание тонкой, красивой до зализанности и трусливой гравировке тогдашних французских мастеров Макре, Бейсона и Ришомма.

В этом же роде награвированы Уткиным одна историческая фреска и несколько античных бюстов для иконографии Висконти, с тою разницею, что в превосходном рисунке каждого из этих бюстов чувствуется серьезный рисовальщик русской академической школы того времени; тогда как рисунок французских граверов, его собратьев, работавших для того же издания, в большинстве случаев страдает ошибками и манерностью.

Из других исторических гравюр Уткина Св. семейство с оригинала Бронзино и Василий Великий с картины Шебуева принадлежат к старческим произведениям Уткина и к славе его как гравера новой страницы не прибавляют.

В портретном гравировании Уткину принадлежит первое место в числе русских художников; он награвировал их более 60, в том числе до 200 портретов больших, безукоризненных в техническом отношении и стоивших граверу усиленного труда и много времени.

В течение пятидесятилетнего художественного поприща своего (1795-1845) Уткин довольно часто переменял манеру своего резца; он гравировал иногда в одно и то же время в двух и в трех разных манерах, подыскивая в каждой работе те или другие, наиболее подходящие к ней технические приемы.

Только сейчас было замечено, каким широким и живописным резцом были выгравированы Уткиным первые портреты его: Михаила Десницкого (1799) и Н.А. Муравьева (1801). В Париже, гравируя под наблюдением Бервика портрет кн. Куракина, он совершенно подчинился технике знаменитого мастера и до того усвоил себе все его приемы, что под этим великолепным портретом можно смело поставить имя Бервика и даже отнести его к числу самых капитальных работ последнего.

Бархатный кафтан князя, бесчисленные бриллианты его орденов, горностаевый мех плаща - все это выполнено с необыкновенным блеском, который, впрочем, нисколько не вредит лицу, выгравированному живописным нантелевским резцом; трудно поверить, чтобы такое совершенное произведение могло выйти из рук двадцатишестилетнего академика.

С этими же бервиковскими приемами и тем же блестящим резцом выгравирован Уткиным и портрет М.Н. Муравьева, который был начат еще в 1812 году и только в 1840 году окончен; портрет этот, однако же, несмотря на все свои достоинства, далеко уступает портрету Куракина.

С возвращением Уткина в Россию начинается самый блестящий период его граверной деятельности - десятилетний, с 1818 по 1827 год. За это время выполнены им самые капитальные работы: Суворов, митрополит Михаил и Екатерина II с картины Боровиковского.

Портрет Суворова награвирован тем же бервиковским блестящим и щегольским резцом, каким выполнен портрет Куракина; той же манерой выгравированы многочисленные ордена, которыми увешана грудь Суворова, - хотя околичности здесь были гораздо проще против куракинского портрета, сиявшего бриллиантами, горностаем и бархатом, и Уткину не было такого простора выказать свое искусство по этой части. Лицо Суворова вылеплено и выполнено превосходно.

За этот портрет Уткин был награжден чрезвычайно щедро: С.-Петербургская академия художеств избрала его в советники;

Стокгольмская в свои члены; от государя он получил бриллиантовый перстень и место гравера его императорского величества с 3000 рублей содержания.

В портрете митрополита Михаила уже нет того сильного блеска в резце, который придает гравюре не совсем приятную щеголеватость.

Издали лицо митрополита точно написано кистью; волосы, клобук, бархат рясы - все это выгравировано чрезвычайно просто и вместе с тем напоминает живую натуру; при этом каждая вещь выгравирована своим особым, подходящим к ней способом; и несмотря на это разнообразие работы, в целом портрет представляет превосходную картину, без малейших признаков пестроты, гармоническую, целую, сочную и правдивую.

Этот портрет вместе с портретом Екатерины II, о котором будет сказано ниже, очень ценится и за границей.

Так, например, на Алферовском аукционе в Мюнхене в 1869 году, где многие гравюры Вилля, Моргена и Манделя, в экземплярах до подписи, шли по 10 и 15 флоринов, - портрет Михаила работы Уткина (тоже до подписи) был продан около 20 флоринов.

Большой портрет Екатерины II с Боровиковского представляет уже произведение вполне самостоятельное: лицо и голова выполнены чрезвычайно мягко и оригинально; кружевной воротничок императрицы поспорит с работами Древе по этой части, a платье, выгравированное чистым и глубоким резцом в одну черту, при всей простоте выполнения, передает как нельзя лучше шелковую материю.

Вся фигура эффектно выделяется на темном ландшафте, живописно вытравленном собратом Уткина, гравером И. Ческим.

Эта гравюра была полным торжеством для Уткина, - Дрезденская академия сделала его своим членом; художественные критики отнеслись о ней с восторгом; a Френцель назвал ее одним из капитальнейших листов новейшей калькографии (Kunstblatt 1830, № 8). Как видно из подписи под гравюрой, она была посвящена императору Николаю Павловичу.

Какие были последствия этого посвящения, из формуляра Уткина не видно; в Академии художеств она прошла незамеченною, - по крайней мере ни в делах нашей академии, ни в журналах Совета о ней не сказано ни слова. В этот же десятилетний период награвировано Уткиным множество более мелких, но все-таки замечательных досок: портреты Аракчеева, музыканта Мюллера, Карамзина (два раза), Гамалея, Семеновой, Муравьева (маленький), Пушкина для "Северных Цветов", и несколько виньеток, бюстов и медалей для книг; большинство этих вещиц, в особенности виньетки, гравированы мелким, чистым и блестящим штрихом, который позаимствован Уткиным y его английского приятеля, гравера Робинзона.

В этой же манере гравированы им почти все последующие произведения его: портреты Лейтона, Буяльского, Эссена, Паскевича, Рикорда, Шишкова, Розенцвейга, Оленина и необыкновенно грациозный и щегольской портрет Екатерины II с рисунка Левицкого, напоминающий самые тонкие и изящные произведения по этой части Радига.

Только в прекрасном портрете графа Уварова, бывшем на выставке 1836 года, Уткин снова обратился к манере старого своего учителя Клаубера (в портрете министра Герцберга).

По справедливой оценке нашего художественного летописца П.Н. Петрова (составителя Отчета Акад. художеств 1862- 1863 гг.), портрет Уварова "отличается превосходным тоном, или, лучше сказать, колоритностью, что замечается и во всех лучших работах Уткина.

Выделка тела не оставляет почти ничего желать; выполнение сюртука и меха шубы - точно так же искусно и согласно с фоном, так что целое представляет выдержанное вполне и изящное в полном смысле произведение.

Это уже яркий закат таланта, все еще оспаривающего y времени права на прежнюю свежесть, непринужденность и силу". "Все, что долгая практика, навык, уверенность в самом себе и постоянный ровный труд в состоянии дать артисту, перешедшему на второе полустолетие, все зто, повторим, есть в портрете Уварова, с которым в состоянии равняться не многие произведения Уткина" (Отчет Академии художеств, 131). Хотя мы и заметили выше, что гравировка в портрете Уварова напоминает, в технических приемах, Клаубера, но все это нисколько не умаляет ни заслуг, ни достоинств Уткина как гравера: заимствуя технические приемы того или другого иностранного мастера, он, так сказать, перерабатывал их по-своему и почти каждой из капитальных работ своих придавал свой собственный оригинальный оттенок, домогаясь, "чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы" [Это его собственные слова, написанные на папке с разными гравюрами, подаренными им Академии художеств, которые должны были служить: "образцом приготовления крепкой водкой для рисовальщика-гравера, как части исторической, особенно для пейзажей, чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы" (sic).]. Но всего важнее, что все его вещи, начиная от самой капитальной и кончая безделушками, выполнены с таким безупречным и классически чистым рисунком, каким рисовали в доброе старое время в нашей академии и который не всегда можно отыскать в произведениях знаменитых учителей Уткина. 1836 годом заканчивается блестящая деятельность нашего гравера; в последние годы он все еще продолжает усердно работать, но старческий резец его не в силах более создать что-нибудь равное прежним капитальным произведениям.

До 1843 года он гравировал разные мелкие вещи, кончал начатый уже давно капитальный портрет Муравьева с Монье (большой - в манере Бервика), награвировал портрет Черткова; a в 1845 году снова обратился к исторической гравюре, и по заказу академии одиннадцать лет почти просидел за одной доской - иконой Василия Великого, с оригинала Шебуева, - доской, которая стоила академии больших денег, но не принесла большой славы ни русской гравюре, ни ее маститому представителю.

Награвируй эту доску другой, второстепенный мастер, - такая доска, выгравированная изящным, щегольским и твердым резцом, обличающим опытного и талантливого мастера и хорошего рисовальщика, могла бы доставить ему почетное место. Но в досках Уткина мы привыкли видеть другие, более высокие качества, и вот причина, почему его св. Василий Великий был принят так холодно и собирателями гравюр, и самими граверами.

Как учитель Уткин заслуживает всякой похвалы и уважения.

Он хорошо понимал, что всякий великий мастер продолжает жить в своих учениках, как отец в детях, и потому без всякой зависти и боязни передавал им все, что знал сам, - a знал он очень много; посвящал их в тайны своих приемов, работал при них сам; поправлял и даже оканчивал их доски, - словом, не делал ни малейшего секрета из своего искусства; в этом он шел по стопам своего добросовестного и честного учителя Клаубера.

Уткин был определен в граверный класс помощником к Клауберу 16 октября 1815 года "к вящим успехам учеников сего класса", как было сказано в предписании Академии художеств.

Через полтора года умер Клаубер и Уткин остался один хозяином класса.

Он мечтал образовать целую школу русского гравировального искусства и в записке, поданной князю Голицыну, писал, что он "не почтет выполненным долга признательности (к академии), если не передаст познаний в искусстве своим молодым питомцам". Но обширному плану его не суждено было осуществиться, несмотря на все его старания и поощрения учеников грверного класса.

В 1817 году в этом классе было 17 человек; в том числе чрезвычайно трудолюбивый гравер К. Афанасьев и другой гравер Олещинский, получивший впоследствии европейскую известность.

В 1819 году в граверный класс поступил наш известный гравер Ф.И. Иордан и несколько других второстепенных учеников [Н. Аберда, Александр Брейтгорн, А. Збруев и Александр Мельников.]. В 1824 году ученикам граверного класса, благодаря влиянию Уткина, было роздано множество наград: получили 2-е золотые медали за гравюры: Олещинский за портрет Кокоринова;

Иордан за Меркурия и Аргуса, с оригинала Соколова;

Д. Степанов за Богоматерь, с Гвидо Рени; Фридрицу была присуждена золотая медаль Общества Поощрения Художников за портрет Бантыша-Каменского; получили медали: Збруев и Брейтгорн.

Но в этом же году вышли из академии и лучшие ученики: Олещинский и Фридриц, a в 1827 году выпущен Ф.И. Иордан, который вскоре за тем уехал за границу.

Несмотря на все усилия Уткина, граверный класс совершенно запустел и в 1831 году y него оставалось всего два ученика.

Но вскоре дела граверного класса начали поправляться, и в 1836 году в классе Уткина были уже талантливые ученики Андрузский и Пищалкин, Лахтин и Слюжинский.

Этими учениками да молодым Захаровым, работавшим в 1842- 1845 годах, заканчивается учительская деятельность Уткина.

С 1845 года он взял на себя подрядную работу гравировать большую доску Василия Великого.

Досуги свои он посвящал на приведение в порядок книг и эстампов Академической библиотеки (1843- 1853), a в 1850 году сдал граверный класс, a вместе с ним и единственного ученика своего Лебедева профессору Ф.И. Иордану.

Иордан бы любимый и весьма талантливый ученик Уткина; рядом с ним стоит и Олещинский, который после выхода из академии уехал в Париж и не возвращался более в Россию.

Во втором ряду учеников Уткина стоят: блестящий Пищалкин, трудолюбивый донельзя гравер Афанасьев и немного наработавший на своем веку Андрузский.

Много обещали ученики его Захаров и Фридриц, но надеждам этим не пришлось сбыться по разным причинам.

Работы Уткина описаны подробно в моей книге "Н.И. Уткин, его жизнь и произведения;

СПб. 1884", - здесь представляю более краткий перечень им, в том же порядке: Портреты 1. Родословное древо, с 10 росс. государями; 1801 года; 1-е отпеч. неконченые; 2-е с подписью сквозными буквами; III со стихами: "О ветвь... Державин", IV с адресом Клауберов. 2. Памятник в. кн. Александры Павловны: 1-е, пробные - в Акад. худ.; 2-е, оконченные; при стихотворениях Жуковского, СПб., 1815-1816. 3. Александр I; неконченый, - в Эрмитаже. 4. Он же; гравирован акватинтой в 1815 г.; 1.11 х 1?. - Акад. худ. - Эрмитаж. 5. Он же; в профиль; диам. = 1.11. - Эрмитаж. 6. Он же; неконченый, для диплома; уник в Эрмитаже. 7. Гр. Аракчеев, с пастели Вагнера, 1818; 1-е, до подписи и герба; 2-е, с пометой: "Н. Уткин 1818"; 3-и с гербом и буквами: "Г. A. A."; в 4-е эти буквы стерты. 9.5 x 7.4. 8. А.И. Бибиков, с ориг. Рокотова; 5 х 3.2. - 1-е прежде подписи; 2-е при Записках о его жизни, СПб., 1817 г. 9. И.В. Буяльский; с ориг. М. Теребенева 1813. 6.1 х 5.9. - 1-е до подписи. 10. А.Г. Варнек; неконченый; уник в Эрмитаже. 4.3? х 3.4. 13. А.Н. Демидов; при его жизнеописании, СПб., 1833. 5 х 4.9. 14. Г.Р. Державин; при его сочинениях, СПб., 1831. 5 х 3.9?. 15. Михаил Десницкий; 5? х 3.2. При его книге: "Труд, пища и покой... СПб., 1799". 11. П. Гамалея, 1820; околичности работал Фридриц, лицо Уткин. 8.5? х 6.4?; во 2-х отпечатках доска в овале; в Гидрографических Записках, СПб., 1848. Ч. IV. 12. А.С. Грибоедов, 1828; 1-е прежде подписи*; 2-е приложены при статье Булгарина о Грибоедове, в Сыне Отечества 1830 г.; 3-и пройдены, с пометою: "2-го тиснения"; при "Горе от ума", СПб., 1854. 4 х 4. 16. Дмитрий Самозванец, профиль с медали; 1831. - 3.2 х 3.7. Во 2-х отпеч. фон затенен облаками.

При Сказании о Дмитрии Самозванце, Устрялова, СПб., 1831, - 3-и, при изд. 1837 г. 17. Екатерина II, с ориг. Боровиковского, ландшафт гравирован Ческим; 1-е отпечатки пробные, чистым офортом*; 2-е прежде подписи и герба; небо штриховано в одну черту*; 3-и, небо штриховано справа в две черты*; 4-е с гербом и подписью*; 5-е с посвящением Николаю I*; 6-е, подписи сквозными буквами зачернены*; 7-е. Новые отпечатки, в моем Атласе к Уткину.

Есть отпечатки киноварью и бистром.

Доска в Акад. художеств (отпечатки продаются там по 15 р.). 20.7? x 15.3?. 18. Она же, с ориг. Левицкого. 1-е прежде подписи, - Акад. худ.; 2-е с подписью, приложены к Обозрению царствования Екатерины II, Сумарокова, СПб., 1832. 5.3 х 3.9?. 19. В.А. Жуковский, в рост; виньетка без подписи; 1-е с неконченой доски; 2-е приложены к сочин. Жуковского, СПб., 1835. 4.10 х 3.9?. 20. Иоанн Грозный. 4.7 х 4.6. При Сказаниях Князя Курбского, СПб. Изд. 1-е 1833; 2-е 1842 г., 3-е 1868 г., для которого доска подправлена Пожалостиным (с пометою: "И. Пож."). 21. А. Канова, 1823 г.; 1.4 х 3.2. 22. Н.М. Карамзин, с ориг. Тропинина. 3.7? х 2.10. При Собрании сочинений в прозе и стихах, СПб., 1825. 23. Он же; 5.9 х 4.4?. 1-е с одним именем гравера; во 2-х прибавлено: "1819"; 3-и с именами мастеров; 4-е с полной подписью; во 2-м изд. Истории Карамзина, СПб., 1818. 24. Великий князь Константин Николаевич, с ориг. П. Соколова; в Календаре 1836 г. 25. И.А. Крылов, с ориг. Кипренского; 4.2? х 3.4?. 1-е прежде подписи*; 2-е с подписью; приложены при Новых баснях его. СПб., 1816. 26. Елизавета Кульман; 3.1? х 2.6. В Библиотеке для чтения 1835 г., VIII. 27. Кн. А.Б. Куракин; 16.6? х 11.11; 1812 г.; 1-й пробный, - в Эрмитаже; 2-й в овале без углов, - y гр. Д.И. Толстого; 3-й оконченный, до подписи*; 4-й с полной подписью. 28. Я. Лейтон; 8.3? х 6.7. С ориг. Дау; 1-е неконченные, - y гр. Д.Т.; 2-е с английской подписью; 3-й с французской подписью. 29. М.В. Ломоносов; 5 х 3.11?. При Собрании его сочинений, СПб., 1840. Доска в Акад. худ. в плохом виде; отпечатки с нее в моем Атласе к Уткину. 30. Памятник Ломоносову; туда же. 1-е без имени Уткина; доска в Акад. худ. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 31. Людовик XVIII; диаметр = 3?. - Акад. худ., не кончен. 32. Марина Мнишек, 1834; 3.9 х 4.6. При Сказании о Дмитрие Самозванце, изд. 1831, 1837 и 1857 гг.; в последнем издании на доске стерто имя Уткина и год. 33. В. кн. Мария Николаевна; 4? х 9.?. 1-е пробные, - в Эрмитаже; 2-е до подписи; 3-и с подписью, - в Альманахе Владиславлева на 1838 г. 34. Памятник Минину и Пожарскому, - 1-й проект. 9.8 х 7.10* (1815 г.). 35. Св. Митрофаний; 1-е, до подписи; 2-е, с подписью сквозными буквами; в 3-х буквы затенены; 5.2 х 4.2. При его жизнеописании 1839 г. 36. Митрополит Михаил, с ориг. Соколова. 13.10 х Ю.2. 1-е до подписи; 2-е с подписью, - доска в Акад. худ.; отпечатки с нее в моем Атласе к Уткину.

Очень красивый лист. 37. М.Н. Муравьев, с ориг. Монье. 13.4? х 9.6. 1-е пробные*; 2-е с подписью, но без имен мастеров*: 3-и с именами и 1840 годом*. 38. Он же, с того же оригинала, - при Собрании сочинений в прозе и стихах. 1-е до подписи, - y И.И. Ваулина 3.8 х 2.10. 39. Н.А. Муравьев; с ориг. Панова*. 40. Мюллер, с ориг. Берже 1822. 8.9? х 6.9. - 1-е до подписи; 2-е с подписью: "Н. Уткин 1822"; 3-и с белой подписью; 4-е с затененной. 41. Наполеон; гравиров. акватинтой. 3.11 х 2.3; на эрмитажном экземпляре помечено: "Grave par Outkine 1800..." 42. В.А. Озеров; бюст с рисунка Гиппиуса. 5.5 х 5.1?; 1-е до подписи; 2-е с подписью, при Сочинениях Озерова, СПб., 1827. 43. В.А. Озеров, с рис. Нотбека. 3.2 х 2.7. - 1-е до подписи, - в Акад. Худ.; 2-е при Сочинениях Озерова, СПб., 1828. 44. Оленин А.Н.; с ориг. К.П. Брюллова; без подписи. 3.6 х 4.3 (1838). Доска в Акад. худож. Отпечатки приложены к моему Атласу к Уткину. 45. Он же; с ориг. Крюгера; 7.5 х 6.3. Доска в Акад. худ., - отпеч. с нее в моем Атласе к Уткину. 46. Он же; сидит y стола; неконченый*. 7.2? х 5.11. 47. Павел I, медаль: "рисов. медалиер Н. Алексеев" (1800); гравир. пунктиром; - в Эрмитаже. 48. Граф Паскевич, с рисунка Реймерса. 5.2 х 5.9. 49. Петр I; без имени Уткина: "Grave., chez Klauber 1803". 5.3 х 3.4?; 1-е пробные, 2-е до подписи; 3-и с подписью, приложены к "Epitre auz detracteurs... St. Pbg. 1803". 50. A.C. Пушкин, с ориг. Кипренского. 8.11 х 4.9. 1-e пробные; 2-е с подписью, при "Северных Цветах" на 1828 г.; 3-и при "Руслане и Людмиле" СПб., 1828, с пометою: "второе тиснение"; 4-е при "Подснежнике" на 1829 г.; помета стерта. 51. Он же, с того же оригинала, 1838 г.; 3.10 х 4.2; 1-е пробные; 2-е до подписи; 3-и к Сочинениям Пушкина 1838 г.; 4-е к изд. 1857 г. 52. П.И. Рикорд, 1835, с ориг. Браунина. 5.8 х 6.9; 1-е до подписи*; доска в Акад. худож. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 53. Розенцвейг; с рисунка Реймера; 4.6 х 4.6; 1-е отпеч. с подписью: "О natur..."; во 2-х подпись заменена другою.

Доска в Акад. худож.; отпечатки в моем Атласе к Уткину. 54. К. Семенова, с рисунка Кипренского. 5.1 х 4.1; 1-е до подписи; 2-е, с подписью, при трагедии: "Танкред, Волтера, СПб. 1816". Доска в Акад. худ. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 55. Н.С. Семенова: "гравирован под смотрением Н. Уткина 1821"; 5.1 х 4.4. В этой доске много работал ученик Уткина Фридриц, a потому она должна быть приписана им обоим. 1-е отпеч. с одною пометою: "1821 года", - в Москов. университете; 2-е при водевиле "Красная Шапочка", СПб., 1821. 56. Кн. А.В. Суворов; 12 х Ю.1; 1-е в австрийском мундире*; 2-е, в русском, без подписи*; 3-и, с пометой: "Уткин 1818"*; 4-е, с белой подписью*; в 5-х подпись затенена.

Доска в Акад. худож. Отпечатки (еще очень хорошие) в моем Атласе к Уткину, 57. Гр. С.С. Уваров; 9.1? х 7.7; с ориг. Голике; 1836 г. 1-е отпеч. до подписи, в Публичн. библиотеке; 2-е с подписью; 3-и с прибавкой: "Член Госуд. Совета..." Доска в Акад. худ. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 58. Н.Д. Чертков, с рисунка А. Брюллова; 9.6 х 7.7. 1-е пробные, неконченые; 2-е до подписи*; 3-и с подписью, слова: "на память потомству" нацарапаны иглой; в 4-х они усилены резцом. 59. А.С. Шишков, с ориг. Дау, 1832; 5 х 3.11; 1-е пробные, неконченые; 2-е до подписи; в Эрмит.*; 3-и с подписью; при "Треязычном Морском Словаре", Шишкова; изд. 2-е. 1795 г. 60. А.П. Эссен, 1830; 2.10 х 1.9; 1-е до подписи*. 61. Юнг-Штилинг; 4.4 х 2.5?; в книге: "Последние дни его... СПб. 1818"; 1-е пробные, неконченые. 62. Он же, по смерти его; 7.4? х 9.3. Уткиным гравировано одно лицо умершего.

В книге: "Кончина Юнг-Штиллинга;

СПб. 1818". - 1-е неконченые*; 2-е без подписи мастеров; 3-и с подписями.

Картинки и виды 63. Святое семейство, с ориг. Бронзино; последняя работа Уткина; 9.9? х 7.6; 1-е отпеч. неконченые (1836 г.); 2-е конченные (1863). Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 64. Иоанн Креститель в пустыне, с оригинала Менгса, 1802; 13.2 х 9.9?. 1-е отпеч. пробные, - в Эрмитаже; 2-е с подписями мастеров*; 3-и с белой подписью; в 4-х подпись затушевана.

Доска в Акад. худож. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 65. Св. Василий Великий, с ориг. Шебуева, 1856; 19.7 х 12.5; 1-е отпеч. пробные, - в Эрмитаже; 2-е до подписи; 3-и с подписью.

Доска в Акад. худ. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 66. Эней выносит Анхиза, с ориг. Доминикино, для Музея Робильяра, 1810; 14.2 х 9.5; 1-е пробные, в Эрмитаже; 2-е до подписи; 3-и с именем гравера; 4-е с подписью. 67-72. Шесть картинок - ученические копии: 1) Св. Екатерина; 2) Речные боги; 3) Меркурий обучает амура (доска в Акад. худож.); отпечатки в моем Атласе Уткина; 4) Camp и вакханка; 5) Св. апостолы Петр и Павел; 6) Портрет, с Ван Дика, - в Эрмитаже и Акад. худож. 73. Внутренний вид Кремля (1796); без имени Уткина - Эрмитаж, Акад. худож.; 13.8? х 18.8. 74. Заглавный лист к Трубадуру, 1798, - Эрмитаж ("grave chez Klauber"). 75 и 76. Антей с земным шаром ("non plus utlra"); и Переход Суворова через Чертов мост; в 1-х y Антея на плечах нет шара; 2-е, оконченные, при Оде на "Переход в Швейцарии через Альпийские горы... СПб. 1800". 77. Лошадь Петра I; в книге Беляева "Кабинет Петра I; 1808". 78-95. 18 античных статуй в контурах, 8°. - Эрмит. и Акад. худож. 96-102. Еще семь таких же антиков. 103. Лист с монетами к Указу 1 октября 1801 г. 104-108. Пять листов к Атласу Сарычева; см. Клаубер. 109. "Phoebe fave"; виньетка к альманаху: "Свиток Муз, СПб. 1802". 4.1 х 2.6?. 110. Душенька; без имени Уткина: "Доколь..."; 4.7? х 3.2. 111. Лошадь, бегущая вправо; 1799*. 5.8 х 7.8. 112. Амур, - в Эрмитаже. 113. Два камея: Фемистокл и Август (1800). 114. Истина, виньетка; 2.3? х 2.9. 115. Она же; 3.3 х 3.8. - 116. Крылатый Гений. 117. Голова Минервы. - 118. Старец и юноша; 3.6 х 2.8 (1818). 119. Голова Медузы (1819). У Е.Н. Тевяшова пробный отгиск, прежде лучей кругом щита. 120. Анатомия, с рис. Salvage. 121. Голова Аполлона; то же. 122 и 123. Медали к книге Келера: "Description d""une medaille de Spartacus. 1824. S.-Pbg.". 124 и 125. Две доски для: "Visconti, Iconographie Grecque, Paris 1808". 126-128. Три доски для его же: "Iconographie Romaine, Paris 1817". 129 и 130. Императоры: Нерва и Траян и Цицерон; туда же. 131. Заголовок: "Обитатель предместья, СПб. 1815". Здесь изображен Мих. Никит. Муравьев; y E.H. Тевяшова оттиск до подписей мастеров, с монограммою Оленина. 132. Громобой, с рис. Безсонова; ландшафт гравирован И. Ческим.

В: "Двенадцать спящих дев" СПб., 1817. Доска в Акад. худож. 3.7? x 2.8?. Отпечатки в моем Атласе к Уткину. 133-152. Двадцать досок контуров с медалей гр. Толстого на 1812-1814 гг. СПб. 153. Медаль на основание Москвы. 154. Александр Великий, камей с рисунка К. Брюллова.

В книгу: "Квинта-Курция..., СПб. 1819". 4.3 х 3.5. 1-е - вся доска без фона. Во 2-х - приделан фон и пройдена вся доска. В 3-х - лицо пройдено и фон выравнен.

В 4-х - темная часть фона с правой стороны фигуры ослаблена.

Все эти 4 оттиска без всяких подписей и без пометы иглою "Н. У.". 5-е - от. с подписями для книги (y E.H. Тевяшова все пять). 155. Благодетельный Самарянин; 3.6 х 3.6. К журналу Императорского Человеколюбивого Общества 1819 г. 156. "Любовь Божия"; 6 х 3.4. При: "Возвание к человекам..." У Е.Н. Тевяшова пробный оттиск, в котором лучи длиннее и доходят ниже пояса фигуры; подписи те же: "СПб. 1820" (книга была запрещена). 157-158. Две доски: "Краткое сведение о постройках в Акад. Худож..." См. Ефимов.

На этих досках гравированы Уткиным одни фигуры.

В лист. 159 и 160. Амур, цатягивающий лук, - две доски для: "Nouvel essai..." Оленина, 1820. - См. M. Иванов. 161. "Буссоль - высотомер", 11? х 15.11?. При книге: "Отражающая буссоль... 1822". 162-163. Две доски при книге: "Алидада с зрительною трубою... 1823". 164. Одна доска из числа 10, изображающих саперов и коннопионеров; прочие девять гравированы в одних контурах, с рисунков Зауервейда покойным имп. Николаем Павловичем, под руководством Уткина.

Первый лист этого последования помещен Уткиным в его Эрмитажной книге, в числе его собственных работ; да и остальные девять листов пройдены и окончены его рукою. На большинстве листов находится монограмма Николая I: *** т. е. Романов III (3-й сын Павла Петровича).

Полный экземпляр этой сюиты находится в С.-Петербургской публичной библиотеке и подарен туда графом М.А. Корфом; впереди приложено письмо его следующего содержания: "Sa Majeste l""Empereur a daigne me dire, le 8 Mai 1857, a Tzarskoe - Selo, que ces planches ont ete gravees par feu son Auguste pere l""Empereur Nicolas I, sur des originaux du peintre Sauerweid, qui se trouvent encore au palais Anitchkoff. Quant au chiffre, se trouvant sous ses planches et usuellement employe par feu l""Empereur avatn Son avenement su trone, il signifiait: Романов III, c""est a dire le troisieme des freres dans l""ordre de la naissance. - Baron M. de Korff". - 3aтем следует 1-й лист, с подписью, сделанною рукою Корфа: "Representation des uniformes de l""armee Imperiale de toutes les Russies par N.R.". 165. Семь героев Илиады; заголовок для перевода Гнедича... 1829. 166-171. Шесть досок к Уставу ордена Св. Анны; 14 апр. 1829 г. 172 и 173. Две доски к Антропометрии Шебуева; доски в Академии художеств.

Отпечатки с них находятся в моем Атласе к Уткину. 174. Заголовок к Запискам Ученого комитета Главного морского штаба, 1832; с рисунка графа Толстого.

Эрмитажный оттиск с подписями мастеров и с надписью на ленте. У Е.Н. Тевяшова оттиск, на котором лента без слов, подписей под рамкою нет. 175-180. Шесть листов к Атласу Буяльского, 1852 г. 181. Евреи, продающие хлеб и платье; 1.9 х 4.5. 182 и 183. Рамочки. - 184. Ножки и ручки; ученические доски (1799 г.). - 185. Глаза и уши. 186. Билет Комиссии погашения долгов. 187. Билет Государственного банка. - 188. Знак для Российской академии. - 189. Диплом для Академии наук. - 190. Билет для Морского кадетского корпуса. - 191. Диплом для Академии художеств. 192 и 193. Два ярлыка, Ex libris, - для имп. Александры Феодоровны. - 194. Ярлык для американского консула. - 195. Орел для клауберовского портрета императрицы Елизаветы Алексеевны. 196. Орел с мальтийским крестом. 197. Орел с московским гербом на груди. 198-221. 24 герба разных частных лиц. 222 и 223. Масонские знаки. 224. Мелкие работы для Карточной экспедиции.

Отдельные фигуры и работы в досках других граверов 225. В гравюре "The battle at la Hogue" (копия с Вулета); несколько фигур. 226. В "Преображении", гравированном Берсеневым (более известном под именем Масловского), две фигуры монахов. 227. Исправлял дощечки, гравированные Жуковским. 228. Работал в портретах Н. Семеновой и Бантыш-Каменского, гравированном Фридрицем. 229. То же, в гравюре ученика своего Захарова: Моление о чаше, с картины Бруни. Наглер приписывает Уткину гравюру Шульце: Живопись и Рисование, - деланную для "Musee Robillard". Есть две литографии работы Уткина: 1. Князь Пожарский и 2. Его собственный портрет (в 1831 году). {Ровинский} Уткин, Николай Иванович воспит. пенсионер и проф. гравирования на меди в И. А. X.; р. 8 мая 1780 г., † 5 марта 1863 г. {Половцов}

Учебник для техникумов. — М.: Металлургия, 1985. — 440 с.: ил.Описаны теория и практика производства цветных металлов: меди, никеля, свинца, цинка, золота, алюминия, магния, титана, вольфрама и молибдена. Рассмотрены общие вопросы металлургического производства. Приведены технологические схемы, их аппаратурное оформление, технико-экономические показатели. Освещены новые металлургические процессы.
Для учащихся металлургических техникумов. Может быть полезна студентам институтов неметаллургических специальностей, инженерно-техническим работникам, мастерам и рабочим — новаторам производства.Предисловие.
Введение.
Основы металлургии
Общие вопросы

Металлы и их классификация.
Руды цветных металлов.
Разведка месторождений и добыча руд.
Вторичное сырье.
Металлургическое топливо.
Огнеупорные материалы.
Обогащение руд цветных металлов
Общие сведения.
Продукты и показатели обогащения.
Дробление и измельчение рудного сырья.
Сортировка материала по крупности.
Методы обогащения руд.
Обезвоживание продуктов обогащения.
Принципы и методы металлургии
Задачи металлургического производства.
Классификация металлургических процессов.
Требования к современному металлургическому процессу и его структура.
Некоторые вопросы теории окислительно-восстановительных процессов.
Отстаивание жидких продуктов плавки.
Продукты и полупродукты металлургического производства
Общие сведения.
Металлы.
Штейны.
Металлургические шлаки.
Газы и пыли.
Подготовка сырьевых материалов к металлургической переработке
Требования к подготовке сырья.
Приготовление шихты.
Окускование мелких материалов.
Пылеулавливание и газоочистка
Принципы пылеулавливания.
Сухие пылеуловители.
Мокрые пылеуловители.
Электрофильтры.
Химическая очистка газов.
Металлургия тяжелых цветных металлов
Металлургия меди

Медь и ее применение.
Сырье для получения меди.
Современное состояние производства меди.
Окислительный обжиг медных концентратов.
Плавка на штейн в отражательных и электрических печах.
Плавка на штейн в шахтных печах.
Автогенные процессы.
Конвертирование медных штейнов.
Огневое рафинирование черновой меди.
Электролитическое рафинирование меди.
Гидрометаллургия меди.
Металлургия никеля
Никель и его применение.
Сырье для получения никеля.
Современное состояние производства никеля.
Получение огневого никеля из окисленных руд.
Получение никеля из сульфидных медио-никелевых руд.
Электролитическое рафинирование никеля.
Гидрометаллургия никеля.
Металлургия свинца
Свинец и его применение.
Сырье для получения свинца и способы его переработки.
Приготовление шихты восстановительной плавки.
Шахтная плавка свинцового агломерата.
Переработка шлаков свинцовой плавки.
Реакционный метод получения свинца.
Пирометаллургическое рафинирование чернового свинца.
Электролитическое рафинирование чернового свинца.
Металлургия цинка
Цинк и его применение.
Сырье для получения цинка и способы его переработки.
Обжиг цинковых концентратов.
Дистилляция цинка.
Рафинирование чернового цинка.
Выщелачивание обожженных цинковых концентратов.
Очистка растворов сульфата цинка от примесей.
Электролитическое осаждение цинка из растворов.
Металлургия благородных металлов
Металлургия золота

Общие сведения о свойствах и применении благородных металлов.
Сырье для получения золота н способы его переработки.
Гравитационное обогащение золотосодержащих руд.
Амальгамация.
Цианирование золотосодержащих руд.
Осаждение золота из цианистых растворов.
Аффинаж благородных металлов.
Металлургия легких металлов
Металлургия алюминия

Алюминий и его применение.
Сырье для получения алюминия.
Современное состояние алюминиевой промышленности.
Производство глинозема.
Производство фтористых солей н угольных изделий.
Электролитическое получение алюминия.
Рафинирование алюминия.
Термические способы получения алюминиевых сплавов.
Металлургия магния
Магний и его применение.
Сырье для получения магния.
Общие принципы производства магния.
Получение безводного хлорида магния.
Электролиз магния.
Термические способы получения магния.
Рафинирование магния.
Металлургия титана
Титан и его применение.
Сырье для получения титана и общие принципы его переработки.
Производство тетрахлорида титана.
Магниетермическое восстановление тетрахлорида титана.
Натриетермическое восстановление тетрахлорида титана.
Восстановление двуокиси титана.
Производство компактного титана.
Рафинирование титана.
Металлургия редких металлов
Металлургия вольфрама

Общие сведения о редких металлах.
Вольфрам и его применение.
Сырье для получения вольфрама и методы его переработки.
Разложение вольфрамсодержащих концентратов.
Переработка растворов вольфрамата натрия на вольфрамовый ангидрид.
Производство вольфрамового порошка.
Производство компактного вольфрама.
Металлургия молибдена
Молибден и его применение.
Сырье для получения молибдена и способы его переработки.
Окислительный обжиг молибденитовых концентратов.
Производство чистой трехокиси молибдена.
Производство металлического молибдена.
Рекомендательный библиографический список
Предметный указатель

Николай Иванович Уткин

Уткин был незаконнорожденным сыном М. Н. Муравьева и дворовой девушки. Отец М. Н. Муравьева был тверским вице-губернатором. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего Ивана Степановича Уткина. Вскоре Уткины переехали в Петербург и вся семья получила вольную.

В пятилетнем возрасте Уткина отдали в Воспитательное училище Академии художеств. Сводные братья Уткины, родившиеся от И. С. Уткина, тоже попали в Академию и оба стали архитекторами.

Сам Уткин в числе лучших учеников окончил гравировальный класс Воспитательного училища, получил «аттестат со шпагою» и был оставлен на три года при Академии художеств для выполнения задания на золотую медаль, которую он и получил за исполнение гравюры «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» по картине А. Р. Менгса.

Гравированию Уткин учился у знаменитого тогда И. С. Клаубера, члена Парижской академии художеств, двадцать лет преподававшего в России. Золотая медаль академии за программную работу давала право на пенсионерскую поездку за границу. Уткин был направлен в Париж в мастерскую известного гравера Ш. Бервика.

В Париже Уткин поселился в доме Анны Семеновны Муравьевой-Апостол, жены русского посла в Испании И. М. Муравьева-Апостола. Анна Семеновна была просвещенной и образованной женщиной, переводчицей. (Она перевела с французского сочинение «Урок матерям», пользовавшееся в то время известностью). Анна Семеновна переехала из Мадрида в Париж, чтобы дать своим сыновьям – Матвею и Сергею – самое передовое европейское образование, которое потом привело их в масонские ложи – и старшего – Матвея – на каторгу в Сибирь, а младшего на эшафот.

Уткин был сводным троюродным братом Матвея и Сергея, они восторгались его происхождением из простого крепостного сословия, талантом и успехами. Уткин дружил с братьями и впоследствии тоже стал членом нескольких масонских лож. Он наладил хорошие отношения с русскими послами в Париже – графом П. А. Толстым и сменившим его князем А. Б. Куракиным, крупным деятелем русского масонства, а также известным масоном и меценатом, секретарем посольства князем Г. И. Гагариным.

Н. И. Уткин. Художник В. А. Тропинин

Н. И. Уткин. Портрет М. Н. Муравьева. С оригинала Ж. Л. Монье

Н. И. Уткин. Портрет М. Н. Муравьева. С оригинала Ж.-Л. Монье

Михаил Никитич Муравьев – отец Уткина. Императрица Екатерина I пригласила его в качестве воспитателя к своим внукам – великим князьям Александру и Константину Павловичам, которым он преподавал «русскую историю и словесность и нравственную философию». После восшествия на престол императора Александра II Муравьев был товарищем министра народного просвещения, попечителем Московского университета, членом нескольких масонских лож, дослужился до генерал-майора, стал тайным советником и сенатором. Писал стихи, басни, оды. Сотрудничал с Н. М. Карамзиным, издавал журнал «Московские Ученые Ведомости».

Женился на баронессе Е. Ф. Колокольцевой. Законные сыновья их – Никита (упоминаемый А. С. Пушкиным в романе Евгений Онегин) и Александр после неудачной попытки государственного переворота 1825 года были осуждены на двадцать лет каторги в Сибирь.

Князь Гагарин помогал Уткину получать выгодные заказы, что позволяло ему хорошо зарабатывать, так как прожить в Париже на одну пенсию Академии художеств было трудно. Послы содействовали Уткину в хлопотах о продлении срока пребывания в Париже. В результате Академия оплатила Уткину дополнительно к обычным трем годам пенсионерства еще один год, а потом разрешила оставаться во Франции без содержания, и Уткин жил на ежегодное пособие, которое выделял ему князь Куракин. Уткин обучал рисованию сына князя и гравировал портрет Куракина.

В Париже Уткин прославился исполнением гравюры с картины Доминикино «Эней, спасающий своего отца Анхиза из горящей Трои». Сам Наполеон на выставке обратил внимание на гравюру Уткина и выразил восхищение мастерством русского гравера. Парижская академия искусств удостоила Уткина за эту работу золотой медали, а Петербургская академия художеств произвела в звание «назначенного в академики». Императору Александру I рассказали о похвале Наполеона, и он пожаловал Уткину бриллиантовый перстень.

Когда началась Отечественная война 1812 года, Уткин не успел покинуть Париж. Сначала он считался «напоруках» у Ш. Бервика. Потом, после разгрома Наполеона в России, его арестовали и отправили в замок Оссонь в Бургундии. После взятия русскими войсками Парижа, Уткина освободили. Он в технике сепии исполнил портрет императора Александра I и получил возможность вместе с его свитой посетить Лондон, где познакомился с новомодным тогда способом литографирования и создал литографию «Портрет князя Д. П. Пожарского».

В Петербург Уткин вернулся в 1814 году. Первое время он жил в доме сводных братьев Муравьевых-Апостолов, пока не получил казенную квартиру в здании Академии художеств. Уткин состоял в нескольких масонских ложах, но в подготовке попытки декабрьского антигосударственного переворота 1825 года участия не принимал и связанные с ним события не отразились на его судьбе.

В 1816 году Уткин получил звание профессора Академии художеств и после смерти своего первого учителя И. С. Клауберга в 1817 году был назначен руководителем гравировального класса академии.

В 1818 году Уткина избрали советником Академии художеств. Он получил звание профессора и придворного гравера и еще один бриллиантовый перстень от императора Александра I, а перед этим в 1817 году его сделали хранителем эстампов Эрмитажа и хранителем музея Академии художеств. Позже Уткин был избран членом Стокгольмской (Шведской королевской) академии художеств и членом Антверпенской и Дрезденской академий. Уткин поддерживал связь со многими знаменитыми европейскими граверами, несколько раз ездил за границу. Работы Уткина выставлялись на выставках в Париже.

В 1860 году Уткин уволился от службы с пенсионом полного оклада жалованья и предоставлением ему титула почетного хранителя эстампов Эрмитажа. Позже он получил звание статского советника – чин пятого класса Табеля о рангах, – дававшее право на потомственное дворянство.

Преподавательской деятельностью Уткин занимался до конца своих дней. Самые известные его ученики – граверы Е. И. Гейтман и Ф. И. Иордан. Часть своей уникальной коллекции гравер Уткин завещал Эрмитажу и Московскому училищу живописи и ваяния.

Гравюры Уткина пользовались огромным успехом. Оттиски с его гравюр продавались необычно большими для того времени тиражами.

Уткин обладал талантом художника-портретиста (он написал акварельные портреты поэта К. Н. Батюшкова, своих сводных братьев Муравьевых-Апостолов, их друзей и – по гравюре – А. В. Суворова). Гравюры Уткина не просто копии с портретов того или иного художника. Это авторские варианты этих портретов в стиле гравюры. Именно по изображениям, созданным Уткиным, современники и их потомки представляли себе внешний облик А. В. Суворова, Н. М. Карамзина, А. А. Аракчеева, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. С. Шишкова, Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова.

Уткин был близок с художником О. А. Кипренским, нарисовавшим его карандашный портрет, дружил с В. А. Тропининым, написавшим несколько его портретов. А. С. Пушкин и Г. Р. Державин обращались к нему с просьбами гравировать иллюстрации к их сочинениям. Уткин был знаком почти со всеми выдающимися и известными людьми своего времени. Зарабатывая немалые деньги, он всю жизнь поддерживал своих многочисленных родственников.

Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Н. И. Уткин. Портрет Е. С. Семеновой. С оригинала О. А. Кипренского и Н. И. Уткина

Н. И. Уткин. Портрет М. В. Ломоносова. С оригинала Л. С. Миропольского. Гравюра была выполнена в 1834 году по заказу Российской академии для Трехтомного собрания сочинений Ломоносова

Н. И. Уткин. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне. С оригинала А. Р. Менгса. За эту гравюру Уткин получил золотую медаль Академии художеств и право на заграничную поездку в Париж. Он исполнил ее по собственному рисунку и работал над ней два года

Н. И. Уткин. Портрет И. Д. Якушкина

Н. И. Уткин. Портрет И. Д. Якушкина

Якушкин был другом сводных братьев Уткина. Он участвовал в попытке государственного переворота 1825 года. По планам заговорщиков Якушкин должен был убить царя. А. С. Пушкин упомянул его в романе «Евгений Онегин». Якушкин был впоследствии осужден на двадцать лет каторги в Сибирь.

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены сей семьи

У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи.

……………………………………

Друг Марса, Вакха и Венеры,

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Ноэли Пушкин,

Меланхолический Якушкин,

Казалось, молча обнажал

Цареубийственный кинжал.

Одну Россию в мире видя,

Преследуя свой идеал,

Хромой Тургенев им внимал

И, плети рабства ненавидя,

Предвидел в сей толпе дворян

Освободителей крестьян.

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Грибоедова. С миниатюры неизвестного художника

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Грибоедова с миниатюры неизвестного художника

Гравюра выполнена Уткиным в 1829 году, уже после того, как Грибоедов погиб. Гравюру заказал друг Грибоедова Ф. В. Булгарин для своей статьи о Грибоедове.

Н. И. Уткин. Портрет C. И. Муравьева-Апостола

Н. И. Уткин. Портрет C. И. Муравьева-Апостола

Сергей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был казнен по делу о попытке государственного переворота 1825 года.

Н. И. Уткин. Портрет князя Д. М. Пожарского

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина с оригинала О. А. Кипренского

Н. И. Уткин. Портрет А. С. Пушкина. С оригинала О. А. Кипренского

Портрет А. С. Пушкина Кипренский писал для одного из самых близких друзей поэта – барона А. А. Дельвига. Дельвиг заказал эту гравюру Уткина для своего альманаха «Северные цветы», в котором печатались главы «Евгения Онегина». Потом оттиск на китайской шелковой бумаге гравированного Уткиным портрета Пушкина продавался в книжных лавках по 25 рублей за экземпляр – очень большие деньги в то время. Гравюра очень нравилась и самому Пушкину. Он поместил ее во второе издание поэмы «Руслан и Людмила». С. Л. Пушкин, отец поэта, писал, что это самое лучшее изображение А. С. Пушкина.

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои, с оригинала Доминикино

Н. И. Уткин. Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои. С оригинала Доминикино

Эней – сын Анхиза, царя племени дарданов, живших по соседству с Троей. Анхиз был возлюбленным богини Афродиты, которая и родила Энея. Во время троянской войны Эней сражался на стороне троянцев, так как греки разграбили его владения. Богиня Афродита после падения Трои помогла Энею спастись вместе с его сыном Юлом, женой Креусой и стариком-отцом Анхизом, которые и изображены на картине. Эней добрался до Италии, где его потомки потом основали город Рим. Энея римляне считали своим прародителем. Гай Юлий Цезарь возводил свой род прямо к Юлу, сыну Энея. Приключениям Энея посвящена эпическая поэма Вергилия «Энеида».

Н. И. Уткин. Портрет М. И. Муравьева-Апостола. Матвей Иванович Муравьев-Апостол – сводный троюродный брат Уткина. Был приговорен к двадцати годам каторги в Сибири за участие в попытке государственного переворота 1825 года

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Н. И. Уткин. Портрет К. Н. Батюшкова

Константин Николаевич Батюшков происходил из древнего знатного дворянского рода и был племянником отца Уткина – М. Н. Муравьева. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа, служил адъютантом знаменитого генерала Н. Н. Раевского. В 1817 году опубликовал «Опыты в стихах и прозе». По мнению Г. Р. Державина, А. В. Жуковского, Н. М. Карамзина, он стал надеждой будущей русской поэзии. Но в 1822 году Батюшков сошел с ума. Согласно одной, основанной только на светских домыслах легенде, это произошло потому, что Батюшков осознал, что А. С. Пушкин превосходит его как поэт. Оба они были членами общества «Арзамас». Пушкин дружески относился к Батюшкову и называл его своим учителем. В ранних стихах Пушкина заметно влияние Батюшкова. Когда он сошел с ума, Пушкин посетил его, уже больного, и под впечатлением от этой встречи написал стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума».

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,

И я б глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса;

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,

И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверька

Дразнить тебя придут.

Не шум глухой дубров -

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков.

По другим сведениям, Батюшков сошел с ума от несчастной любви. Он влюблялся два раза и оба раза безответно. Первый раз в девицу Мюгель – дочь хозяина дома в Риге, в котором Батюшков лечился после ранения, второй раз в Анну Федоровну Фурман, воспитывавшуюся в семье президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Умер Батюшков после тридцатилетних мучений в Вологде и там же похоронен.

Н. И. Уткин. Медальон «Освобождение Москвы». С оригинала графа Ф. П. Толстого. Уткин выполнил серию гравюр с медальонов Толстого для альбома, выпущенного Российской академией в 1818 году

Н. И. Уткин. Портрет князя А. В. Суворова. С оригинала И. Г. Шмидта. Портрет Суворова Уткин написал в 1816 году акварелью. В 1818 году он создал на его основе одну из своих самых знаменитых гравюр

Н. И. Уткин. Портрет князя А. Б. Куракина

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Н. И. Уткин. Портрет графа А. А. Аракчеева. С оригинала И. Ф. Вагнера

Согласно легенде, гравюра была заказана Уткину президентом Академии художеств А. Н. Олениным, которому нужно было просить Аракчеева о какой-то помощи для Академии. Аракчееву очень понравилась гравюра, и он пригласил Уткина на обед, а после обеда сказал ему, что он может попросить у него все, что пожелает. Уткин так растерялся, что не нашелся и ничего не попросил у всесильного временщика.

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека

Н. И. Уткин. Портрет Н. М. Карамзина. С оригинала А. Г. Варнека. Этот портрет Уткин гравировал по заказу книгоиздателей Слениных для «Истории государства Российского» Карамзина.

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II с оригинала В. Л. Боровиковского

Н. И. Уткин. Портрет Екатенины II. С оригинала В. Л. Боровиковского

Эту гравюру Уткину заказал Н. П. Румянцев в память о своем отце фельдмаршале П. А. Румянцеве-Задунайском, обелиск в честь побед которого виден в глубине Царскосельского парка. Гравюра была очень популярна, она имелась и у А. С. Пушкина. Согласно легенде, именно это изображение Екатерины II помогло Пушкину, когда он писал сцену встречи Маши Мироновой с императрицей в романе «Капитанская дочка». За эту гравюру Уткина избрали членом Антверпенской и Дрезденской академий. За нее он получил золотую медаль Саксонского короля.

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Глава 17 1860 – 1863 Спустя шесть месяцев после приема Вагнера на Шоссе-д’Антен Россини радушно встречал на своей вилле в Пасси человека, считавшегося самым главным антивагнерианцем – Эдуарда Ганслика. Австрийский автор опубликовал в венской «Нойе фрайе прессе»

Из книги История импрессионизма автора Ревалд Джон

Глава 18 1863 – 1867 В течение двух летних месяцев 1863 года жизнь на вилле в Пасси протекала менее гладко, чем за последние несколько лет. Россини стал нервным и порой ворчливым. Олимпия ужесточила строгость своей опеки. Ее муж впервые с тех пор, как завершил «Стабат матер»

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Алексей Венецианов 1780-1847 Алексей Венецианов был одним из немногих, кто даже не делал попыток поступить в Академию художеств. Переехав в Петербург из Москвы, он обратился за помощью к Боровиковскому и под его началом постигал основы живописи. Копировал произведения

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Строгий классицизм (1780–1790-е гг.) Русская реплика традиций Андреа Палладио - человека, в конце XVI века заново придумавшего архитектуру древних греков и адаптировавшего стиль античных руин к актуальному строительству. Первым в русскую столицу этот стиль принес Чарльз

Из книги Айвазовский в Крыму автора Барсамов Николай Степанович

Росси Карло (Карл Иванович) Вершиной классицизма стал ампир, торжественный «императорский» стиль, в идеологии опиравшийся на каноны античности и блистательно воплощенный в творчестве К. Росси.Сын итальянской балерины, родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775 года. Постигал

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) Популярность Энгра росла с каждой его новой картиной. Художника очень ценили и часто заказывали ему портреты. Он же на протяжении всей жизни стремился создавать полотна на исторические сюжеты и отвлекался на портреты только по

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Эжен Делакруа (1798–1863) Более остальных художника интересовал исторический жанр. Он создал множество замечательных полотен, рассказывающих о событиях давно минувших дней. Иногда Делакруа выбирал в качестве основы для своей очередной работы сюжет из недавно прочтенной

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Адольф Иванович Фесслер Художник А. И. Фесслер родился в Богемии, в Дейчброде, 8 апреля 1826 года. В 30-х годах прошлого столетия отец Фесслера вместе с семьёй переехал в Крым, в Симферополь. Здесь будущий художник поступил на работу к каретному мастеру. Известный в те годы в

Из книги автора

Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867) Портрет мадемуазель Каролин Ривьер 1805. Лувр, ПарижЖивописец, рисовальщик, музыкант Энгр был любимым художником королей Карла X и Луи-Филиппа, императоров Наполеона I и Наполеона III. Преклонение перед искусством античности и эпохи

Из книги автора

Эжен Делакруа (1798–1863) Свобода на баррикадах (28 июля 1830 года) 1831. Лувр, ПарижДелакруа ярко воплотил дух героических событий июльской революции 1830 года в аллегорическом образе Свободы - женщине во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем, которая в вольнолюбивом порыве

Из книги автора

Эдвард Мунк (1863–1944) Крик 1893. Национальная галерея, ОслоТворчество Мунка открыло новые пути, по котором в последствии шло искусство XX века. В нем нашла отражение основная духовная проблема эпохи - разобщенность человека с миром и самим собой. Магистральной линией его

Из книги автора

Иван Семенович Бугаевский-Благодарный (Богаевский) 1780–1860 Бугаевский-Благодарный родился в Кременчугском уезде Полтавской губернии. В 1779 году он поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого портретиста С. С. Щукина. В 1824 году за

Из книги автора

Михаил Иванович Антонов Антонов происходил из бедных петербургских мещан. Он стал учеником А. Г. Венецианова и по его ходатайству был принят в Академию художеств, обучался под руководством профессоров М. Н. Воробьева и П. В. Басина, потом уехал в Киевскую губернию, где

Из книги автора

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) Девушка в платке Алексей Венецианов – один из основоположников реалистического бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Он считал, что ничего в живописи не нужно «изображать иначе, чем в натуре является,

1780, Тверь – 1863, Санкт-Петербург

Учился в гравировальном классе ИАХ (1894 - 1802) у А. Радига и И.-С. Клаубера. В 1802 получил большую золотую медаль за гравюру "Иоанн Креститель" по оригиналу А.-Р. Менгса и право пенсионерской поездки за границу. В 1803 - 1814 - пенсионер ИАХ в Париже, где занимался в мастерской Ш.-К. Бервика. В 1810 признан "назначенным" в академики за гравюру "Эней выносит Анхиза из горящей Трои" по оригиналу Доменикино. В 1814 - академика за портрет А.Б. Куракина с оригинала Ж.-Б. Реньо. С 1815 - помощник Клаубера в гравировальном классе ИАХ, в 1817 - 1850 - руководитель класса. Хранитель гравюр в Эрмитаже (с 1717), ИАХ (1843 - 1854). Советник ИАХ (с 1818). В 1840 получил звание заслуженного профессора. Член Стокгольмской, Анверпенской, Дрезденской Академий художеств.

Гравер резцом. Портретист, выполнял композиции на мифологические и библейские сюжеты, книжные украшения.