Готфрид Август Бюргер (Gottfried August Bürger). Отрывок, характеризующий Бюргер, Готфрид Август

Видным немецким поэтом последней четверти XVIII в. был Бюргер, который вместе с Фоссом и Шубартом образует левое крыло движения «Бури и натиска». В своей эстетической программе Бюргер в известной мере шел дальше штюрмеров. Он не только знакомил литературные круги Германии с фольклором, но и сам писал для народа, сообразуясь с его духовными запросами, с уровнем его эстетической культуры. Бюргер был народным поэтом в самом прямом значении этого слова. Бюргер прекрасно знал сельскую жизнь. Детские годы его прошли в деревне (он был сыном деревенского пастора). После окончания Геттингенского университета по факультету правоведения Бюргер снова оказывается в знакомых ему краях. Ему, не имеющему высокопоставленных покровителей, пришлось занять должность деревенского старосты и судьи, всецело зависящих от местного помещика, крепостника и самодура. За нищенскую плату в течение двенадцати лет Бюргер тянет судейскую лямку в деревенской глуши, постоянно находясь в конфликте с местным начальством. В обязанности Бюргера входил не только разбор судебных дел, но и взимание различных штрафов с крестьян, и он из-за своего «неумения преследовать и тиранить бедных людей» был в немилости у властей.

Последние десять лет жизни Бюргера прошли в Геттингене. Живет он в основном литературным трудом, работая по двенадцать- четырнадцать часов в сутки. Одновременно Бюргер бесплатно читает лекции в университете. В университетской среде он со своими демократическими убеждениями выглядит человеком социально опасным, его всячески третируют, Материальное положение Бюргера (а у него большая семья) по-прежнему ужасно. Изматывающий труд, систематические лишения рано свели поэта в могилу.

Мировую известность Бюргеру принесли баллады, прославился он также как топкий лирик. Его поэтические достижения во многом следствие его передовой для своего времени эстетической концепции. Бюргер призывает к изображению живой современности, критикует немецких писателей за то, что они часто в поисках материала покидают пределы своей родной страны, мало внимания уделяют изображению своей национальной жизни.

Единственный путь к оздоровлению немецкой поэзии Бюргер видит в том, чтобы окунуться в стихию народно-поэтического творчества: только здесь можно найти утраченную «волшебную палочку эпоса, которая должна оживить и взбудоражить фантазию и чувство», привести к созданию произведений, близких и понятных демократическому читателю. Как эстетик Бюргер борется за искусство исторически конкретное, национально окрашенное. В то же время он предостерегает писателей от копирования изображаемого. Задачу художника он усматривает не в подражании, а в изображении, связанном с «преображением» действительности. В статье «О популярности поэзии» (Von der Popularität der Poesie, 1777-1778) Бюргер писал: «Всякое художественное творчество есть в конечном счете не что иное, как изображение первично-предметного... Подражатель, ты здесь как и всюду, бессильный, бесхребетный раб! А ты, изобразитель, ты - могучий властелин, жезлу которого повинуется вся природа» 1.

В связи с этим не совсем верным следует признать замечание Ф. Шиллера, который в своей статье «О стихотворениях Бюргера» (1791) упрекает последнего в натуралистичности, в том, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Отошедший во второй период своей деятельности от движения «Бури и натиска» Шиллер требовал от поэзии «идеализации ее предмета»; отсюда его суровый приговор Бюргеру, изображавшему жизнь без всякого приукрашивания.

Лучшие произведения Бюргера овеяны духом бунтарства. Примером может служить стихотворение «Крестьянин - своему сиятельному тирану» (Der Bauer an seinen durchlauchtigen Tyrannen, 1773), написанное в стиле революционной прокламации. Это стихотворение - одно из лучших в политической лирике «Бури и натиска». Обвиняя помещика в издевательствах над народом, Бюргер гневно заявляет от имени своего героя:

Посевы, что ты топчешь, князь,

Что пожираешь ты с конем,

Мне, мне принадлежат.

Ты не пахал, не боронил,

Над урожаем не потел;

И труд, и хлеб - мои.

Ты - власть от бога? Вздор! Господь -

податель благ земных, а ты -

грабитель и тиран.

(Пер. О. Румера)

Социально-обличительные тенденции отчетливо ощущаются во многих балладах Бюргера. Самая известная из них - «Ленора» (Lenore, 1772-1773), свободно переведенная на русский язык В. А. Жуковским. Героиня ее - простая немецкая девушка, лишившаяся жениха, погибшего в сражении во время Семилетней войны. Беспредельно горе Леноры. В порыве отчаяния она проклинает жестокие законы, установленные «создателем вселенной», отвергает призывы матери покориться власти обстоятельств.

В балладе «Дикий охотник» (Dcr wilde Jäger) Бюргер вывел жестокого крепостника, одержимого страстью к охоте. Со своей свитой и сворой собак он подобно опустошительному урагану проносится по полям своих крепостных крестьян, вытаптывая посевы. В конце концов он превращается в страшный символ зла, в олицетворение силы, губящей все живое на земле. Бюргер воплотил в нем всю бесчеловечную сущность крепостнического строя.

С чувством большой симпатии Бюргер рисует образы простых тружеников. В его поэзии они выступают носителями большого душевного благородства, мужества, ума, В «Песне о благородном человеке» им воспет деревенский батрак, который в отличие от графа и толпы зевак, равнодушных к судьбам людей, рискуя жизнью, в половодье спасает троих утопающих. Спаситель с достоинством отказывается от наград: «Я совесть, граф, не продаю, хоть и бедняк». Гордостью за трудовой народ проникнуты слова, в которых заключен идейный смысл произведения:

Как щедра, как широка

Душа под блузой мужика!

(Пер. В. Левина)

В балладе «Князь и аббат» неграмотный, но наделенный от природы большим умом свинопас Ганс Бендикс выручает из беды аббата, которому князь задал три вопроса. Ответить на них не могли доктора трех факультетов. Лишь Бендикс вышел победителем из трудного испытания. Характерно, что он также отказывается от княжеских милостей.

Бюргер является автором всемирно известной книги «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена». Это остроумная сатира на хвастливое немецкое юнкерство. Созданная на фольклорной основе, она стала немецкой народной книгой, стоящей в одном ряду со сказаниями о Тиле Эйленшпигеле и шильдбюргерах.

Бюргер не был первооткрывателем барона Мюнхгаузена. Образ этого беспардонного враля впервые появился в сборнике юмористических рассказов «Путеводитель для веселых людей» (1781). В 1785 г. Распе, немецкий писатель, проживающий в Англии, издал на английском языке «Повествование о бароне Мюнхгаузене». Бюргер, опираясь на Распе, значительно увеличил число похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальную направленность книги, придал ей художественную цельность. Он создал остроумное, веселое произведение, где главный герой, стремясь себя возвеличить, в действительности выставляет себя на всеобщее посмешище. Саморазоблачение Мюнхгаузена - основной прием Бюргера в создании комического эффекта. О каких только удивительных «историях» не рассказывает барон-хвастун! На сером волке, чудом впрягшемся в сани, он с помпой въезжает в Петербург. Мюнхгаузен побывал на Луне, прокатился па пушечном ядре, сам себя за косу вытащил из болота, один перочинным ножом убил тысячу белых медведей и т. д. и т. п. Барон врет вдохновенно, в минуты повествования верит в истинность своих небылиц. Его приключения составляют преимущественно эпизоды из охотничьей и военной жизни. Лишь эти две сферы интересуют Мюнхгаузена. Рассказывая о России, он не обещает своим слушателям познакомить их с «образом правления, с искусством и науками этой страны». «Я стремлюсь привлечь ваше внимание к более важным и благородным предметам,-заявляет он,- а именно - к лошадям и собакам», а также «ко всякого рода... подвигам, которые дворянину более к лицу, чем крохи затхлой латыни и греческой премудрости...» В этом высказывании весь Мюнхгаузен - невежественный, кичащийся своим титулом, чуждый каких-либо духовных интересов.

Бюргер - один из наиболее радикально мыслящих писателей «Бури и натиска». Он полностью разделял идеи французской революции 1789-1794 гг., решительно, подобно Гердеру, осуждал политику европейских государств, участвовавших в походах против революционной Франции. Бюргер обращался к немецким солдатам с призывом не участвовать в позорной интервенции:

Ты за кого идешь на бой,

Немецкий добрый мой народ,

Бросаешь землю, дом родной,

Хозяйку и сирот?

За князя, за дворянский род

Да за поповский сброд.

(Пер. Л. Лозинской)

Примечания.

1 Цит по кн.: Пауль Рейман. Основные течения в немецкой литературе 1750-1843 гг. М., 1959, с. 181-182.

Родился в семье священника, и был вынужден по желанию деда изучать в Галле теологию, но с 1768 года он уже студент Гёттингенского университета, штудирующий юриспруденцию, философию и филологию. В эти годы он сближается с гёттингенским поэтическим «Союзом рощи», но не становится его членом. С 1772 года Бюргер - судебный чиновник и работает на этом посту до 1784 года. В результате неприятностей и ссор с феодальными сеньорами Бюргер оставил свое место, так и не принесшее ему материальной независимости, и стал приват-доцентом в Гёттингене, а с 1789 года - там же профессором эстетики без жалования.

Бюргер - один из крупнейших представителей движения «Бури и натиска», возникшего в литературе Германии на рубеже 1760-1770-х годов. Именно в эти годы в культурной жизни страны создаются произведения, которое ввели немецкую литературу в круг мировой литературы, - «Гётц» (1771) и «Вертер» (1774) Гёте , «Ленора» (1773) Бюргера. Несколькими годами позднее в литературу с теми же задачами вошел Ф. Шиллер («Разбойники», 1781).

Последние годы жизни Бюргера были омрачены неудачным третьим браком, бедностью, болезнями и резкими критическими нападками Ф. Шиллера на его творчество. Автор на протяжении всей своей жизни неустанно боролся с нищетой, из которой ему так и не довелось выбраться. Тяжелая жизнь труженика и борьба за кусок хлеба привели к тому, что он умер в возрасте 47 лет.

Заслуги Бюргера перед немецкой литературой не вызывают сомнения. Он основоположник национальной серьезной баллады, а его «Ленора» (1773) - одно из первых и лучших произведений этого жанра в мировой литературе. Она была образцом как для многих немецких поэтов (Гёте, Шиллер), так и для ряда зарубежных литераторов (В. Скотт в Англии, В. Жуковский и П. Катенин в России). Также Бюргер известен своими переводами, среди которых – «Макбет» Шекспира , а также фрагменты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера .

Помимо поэзии Бюргер знаменит своим переводом на немецкий язык романа Р.Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена, который он обработал и значительно дополнил. И именно Бюргер до 1847 года считался автором «Приключений Мюнхгаузена» (авторство Бюргера было опровергнуто его биографом Генрихом Дорингом). С тех пор во многих изданиях Распе и Бюргер значатся соавторами, хотя споры об авторстве не утихают до сих пор.

На наш взгляд, проблему авторства следует решать следующим образом. Если речь идет о каноническом и немецком вариантах книги, то авторами следует считать Бюргера и Распе. Английское издание, без сомнения, детище Распе. Необходимо подчеркнуть, что за основу многих изданий был взят вариант-оригинал Бюргера (например, русский - в пересказе К.И. Чуковского).

3. Гризебах подсчитал, что из 4113 строк второго издания Бюргеру принадлежит 1371 строка, то есть треть книги. Эти строки - самые известные во всем издании. Одна треть эпизодов, предложений, реплик, введенная Бюргером, изменила композицию книги, все составные части произведения Бюргер углубил и развил истории, имевшиеся в английских изданиях, раскрыл новые грани, благодаря чему образ барона был показан во всех его проявлениях, превратил «Мюнхгаузена» Распе в подлинно народную книгу.

© по материалам статьи А.Н. Макарова «Приключения барона Мюнхгаузена» (с дополнениями)

Примечание к биографии:

  • На фотографии - памятник Бюргеру в Гёттингене.
  • На рисунке (со шпагой) - портрет барона Мюнхгаузена из немецкого издания 1930 года.
  • I .

    Бюргер

    (Готфрид-Август Bürger) -- немецкий поэт; родился в 1747 г. недалеко от Гальберштадта, сын пастора; первоначальное образование получил в школе в Ашерслебене и уже с самого раннего возраста обнаружил поэтическое дарование. Дед, у которого воспитывался сирота Б., послал (1764) его в Галле для занятий богословием, но молодой поэт семинарской науке предпочел кутежи и стихотворные занятия, так что дед вынужден был отозвать его назад. В 1768 г. Бюргера решили посвятить юриспруденции и отправили в Геттинген; но и здесь Б. продолжал вести такой же рассеянный образ жизни. Лишившись, вследствие этого, материальной поддержки деда, Б. находился в крайне бедственном положении, пока знакомство с Бойе и его друзьями [Так называемый "геттингенский литературный кружок" (Бойе, Фосс, Крамер, Штольберг и др.).], которые оценили его поэтический талант, не открыло перед Б. новой дороги. Благодаря Бойе, Б. получил место чиновника в Альтенглейхене (Ганновер) и здесь женился на дочери некоего Леонгарта, Доре. Брак, однако, не принес счастья поэту. Еще женихом Б., по собственному признанию, был влюблен в младшую сестру своей будущей жены, Августу, которую потом воспел под именем Молли. Когда, после смерти своего отца, Августа стала жить в доме Б., страсть их стала взаимной и поставила их в трагически-мучительное положение, кончившееся только со смертью жены Б. (1784). Расстроив свои служебные отношения, Б. переселился в Геттинген, где сделался приват-доцентом в университете (по кафедре эстетики и стилистики) и обвенчался, наконец, с Молли (1785). Вскоре (1786) смерть ее повергла Б. в страшное отчаяние и надолго прервала его литературные занятия. В 1789 г. геттингенский университет поднес ему докторскую степень и назначил экстраординарным профессором (без содержания). Б. задумал в третий раз испытать счастье в семейной жизни. Эксцентричная и легкомысленная Элиза Ган [Напечатала "Gedichte" (1812), роман "Irrgänge des weiblichen Herzens" (1799) и несколько комедий.] (родилась в 1769 г., ум. в 1833 г.) прислала Б. любовное послание в стихах; завязалась поэтическая переписка, окончившаяся свадьбой (1790). Но уже через несколько недель между супругами возник разлад; жена явно стала изменять Б. и скоро совсем его бросила и, поступив в актрисы, играла в Гамбурге, Ганновере и Дрездене; в 1792 г. они формально развелись. Одинокий, всеми покинутый поэт прожил в крайне стесненных обстоятельствах еще два года и умер в 47 лет, истощенный физически и нравственно (8 июня 1794 г.). В Б., обладавшем самобытным поэтическим талантом, уже замечается поворот немецкой поэзии второй половины XVIII в., которая, перестав быть жалким подражанием французской, становится истинно национальной. Прославившая его баллада "Ленора", сюжет которой взят из германских народных преданий, быстро сделалась популярной во всей Германии и оказала влияние на последующее развитие эпической немецкой поэзии и поэтов-романтиков вообще. Переведенная на английский язык Вальтером Скоттом, а на русском в переработке Жуковского ("Светлана"), "Ленора", как в Англии, так и в России, положила начало нового периода литературы -- романтизма. Суровая критика Шиллера, который в "Allgemeine Literaturzeitung" (1791) отрицает в Б. идеальное чувство любви и красоты, дышит чересчур духом современности и лишена исторической перспективы. Лучшая характеристика Б. дана Шлегелем в его "Charakteristiken und Kritiken". Б. печатал все свои произведения в основанном (1770) Бойе и Готером "Musenalmanach". Здесь в 1774 г. появилась "Ленора", после многократных переделок, согласно критическим указаниям "геттингенского литературного кружка". В 1778 году Б. взял на себя, вместо Гёкинга, редакцию "Альманаха" и издал первое собрание своих стихотворений. Лирика Б., за исключением тех стихотворений, в которых отражается нравственная разбитость поэта, отличается искренностью и теплотой тона, разнообразием формы и силой выражения и навсегда сохраняет за Б. почетное место среди немецких поэтов. Из изданий его произведений лучшие -- 1835 г. с прекрасной биографией Б. Альтгофа, 1869 и 1884. Биографии Б. написаны еще Дерингом (1848) и Прёле (1856); жизнь Б. послужила сюжетом романа Мюллера (1845), переделанного в драму: "В. und Molly". Письма Б. изданы Эрманом (1802) и Шродтманом (1874). Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Оригинал здесь: http://vehi.net/brokgauz/all/017/17275.shtml

    II .

    Бюргер Готфрид Август -- немецкий поэт, сын священника. В историю литературы вошел в качестве создателя немецкой баллады. Свою деятельность Б. начал с подражания поэтам Рококо: "Застольная песня" -- "Trinklied" , "Мой Амур" -- "Mein Amor" , "Ночное празднество Венеры" -- "Die Nachtfeier der Venus" и др. За время своего пребывания в Геттингене Бюргер завязывает личные отношения с группой поэтов так наз. геттингенского союза (Hainbund) -- Гельти (Hölty), Фосс, братья Штольберг, издатель Бойе -- группой, по своим националистическим и смутно свободолюбивым настроениям и по враждебным рационализму тенденциям близкой к Sturm und Drang"у (см.) . Помимо этих настроений, Б. роднит со Sturm und Drang"ом резко поставленная им в жизни и поэзии (стихи к Molly -- сестре жены Б., с которой он был близок) проблема раскрепощения любви -- одна из типичных проблем эпохи. Под влиянием тенденций Hainbund"а в творчестве Б. намечается перелом: в поисках национальной тематики он обращается к балладе, преобразовывая ее коренным образом. Поэты Рококо (см.) знали фабулярное стихотворение, как бурлеск (см.) , как стихотворный рассказ, в центре которого стоит невероятное, чудесное событие (по большей части какой-нибудь эпизод из античной мифологии), в которое сам автор (поэты Рококо были рационалистами) не верит, над которым он склонен поиздеваться. Подобные пьесы отличались значительной вычурностью и были вполне понятны только для сравнительно узкого круга читателей (поэты Рококо обращались главным образом к дворянской интеллигенции и к одворянившимся кругам буржуазии). Б., отражавший взгляды и настроения мелкой буржуазии, кладет в основу своей теории баллады принципы общедоступности и простоты: поэту следует исходить из образцов народной поэзии, стихотворение должно радовать "не только утонченного мудреца, но и сурового жителя леса, не только даму, проводящую время за туалетным столом, но и дочь природы за прялкой". Стихотворение должно обращаться к "народу", но оно должно также изображать народ. Б. выдвигает положение: изучайте народ. Вместо шаблонизированных Зевса, Венеры, Амура и т. п. возникают в балладах Б. простые люди, нарисованные без всякой иронии, без всякой издевки: крестьянин, совершающий героический поступок ("Das Lied vom braven Manne", 1777), крестьянка, горюющая об околевшей корове ("Die Kuh", 1784), дочь священника, обманутая знатным любовником ("Des Pfarrers Tochter von Taubenheim", 1781), служанка, выказывающая преданность возлюбленному ("Graf Walter", 1789). Поэты Рококо смеялись над чудесным, таинственным; Бюргер, стоявший вместе с другими представителями Sturm und Drang"а на почве иррационалистического мирочувствия, реабилитирует чудесное. В ряде его баллад действуют мертвецы, привидения, оборотни ("Lenore", 1773; "Der Raubgraf", 1773; "Der wilde Jäger", 1778). Таинственному Бюргер уделяет много места, оно-то собственно и сделало Бюргера популярным в среде немецких романтиков. Буржуазная аудитория, в своей значительной части ушедшая от настроений эпохи Просвещения, горячо приветствовала иррационалистические тенденции, которыми была проникнута поэзия Б. "Страшные" баллады (особенно "Ленора") имели огромный успех в читательской среде, но вызвали резкий протест со стороны "неоклассиков" (Шиллер, "Ueber В."s Gedichte"), отражавших настроения аристократизировавшейся буржуазии. Впрочем, Бюргеру не удалось полностью осуществить свои теоретические положения. Если одни его вещи отличаются большой простотой, даже известной наивностью, присущей народной поэзии (например "Schön Suschen", 1776), то другие крикливы и искусственны, ("Lenardo und Blandine", 1776). Даже некоторым лучшим произведениям Б. в разной мере присущи только что указанные черты. Борясь с Рококо, Б. иногда прекращал борьбу, создавая вещи во вкусе Рококо (лучшей пьесой Бюргера может считаться баллада о похищении Европы Зевсом). Эта непоследовательность характерна для некоторых немецких буржуазных поэтов того времени, которые, с одной стороны, восставали на дворянскую культуру, с другой же -- не имели нужных сил для окончательной победы над ней. Зато буржуазная природа Б. с особой резкостью проявилась в группе его стихотворений, насыщенных антидворянскими настроениями; в них рисуются картины злодеяний дворянства, страданий угнетаемых им простолюдинов (напр. "Der Bauer an seinen Fürsten", 1775 и др.). Б. принадлежит также переработка знаменитой "Истории барона Мюнхгаузена" (см.) , сатирически изображающей служилое дворянство Германии. Свои взгляды на лит-ру Б. развил в работе "Aus Daniel Wunderlichs Buch". Работа состоит из частей: о разделении пьесы, сердечные излияния о народной поэзии, о допустимости введения привидений и ведьм в поэзию, полемика с просветителями. На русский язык "Ленору" перевел В. А. Жуковский (ср. "Людмилу", 1808 год). Другие перев. -- см . Гербель, "Немецкие поэты". Библиография: I. Сочин. Бюргера, hrsg. Griesbach, Berlin, 1872; Briefe von und an Bürger, hrsg. von Strodtmann, Berlin, 1874, 4 Bde; Собр. стих. издан.: Sauer (Stuttgart, 1884), Berger (Lpz., 1892), Wurzbach (Lpz., 1902, 4 Bde), Bab J. (Berlin, 1914). II. Веселовский А., К народным мотивам. Баллады о Леноре, журн. МНП, СПБ., ноябрь, 1885; Сазанович И., Песни и сказки о женихе-мертвеце или брате-мертвеце, "Варшавск. университетские известия", No 1--3, Варшава, 1890; Каллаш В., Библиографические этюды по лит-ре сказочных схем и мотивов, "Живая старина", вып. 2, СПБ., 1892. Переводы: Б. и Рих. Фосс, Москва, 1901; Зелинский Ф., Античная Ленора, "Вестник Европы", СПБ., 1906; Goedeke G. A., Bürger in Göttingen und Gellinghausen, Hannover, 1873; Wurzbach W., Bürger, Lpz., 1900.

    Б. Пуришев

    Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929 . -- Стб. 49--50. Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-0491.htm

    III .

    Бюргер (Bürger), Готфрид Август (31.XII.1747, Мольмерсвенде, около Хальберштадта, -- 8.VI.1794, Гёттинген) -- нем. поэт. Сын пастора. Получил юридич. образование; был близок к "гёттингенскому содружеству поэтов". Один из выразителей идей "Бури и натиска ", Б. призывал нем. писателей изучать жизнь народа и нар. поэзию, в к-рой он, как и И. Г. Гердер , видел осн. источник обновления и демократизации нем. нац. иск-ва (цикл статей "Из книги Даниэля Бундерлиха", 1776). Используя фольклорные традиции, Б. создал новый для нем. лит-ры жанр серьезной баллады, отличавшейся у него драматизмом, патетикой, сочным нар. колоритом ("Ленора", 1773, в рус. пер. В. А. Жуковского, была высоко оценена А. С. Пушкиным; "Дикий охотник" -- "Der wilde Jäger", 1786, "Дочь пастора из Таубенхейма" -- "Des Pfarrers Tochter von Taubenheim", 1781, и др.). Враждебность Б. феод. строю ярко проявилась в стих. "Крестьянин -- своему светлейшему тирану" (1773), в злободневных эпиграммах "Дворянин и крестьянин", "Герб" и др., а также в сатирич. эпизодах романа о Мюнхгаузене (1786, переработка книги Р. Э. Распе). Страстный сторонник франц. бурж. революции 18 в., Б. разоблачал агрессивную коалицию европ. монархов и призывал нем. народ отказаться от участия в войне, к-рая ведется "за отродье князей и дворян и за поповскую сволочь" (стих. "Ради кого, добрый немецкий народ...", 1793). Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. v. W. v. Wurzbach, Bd 1--4, Lpz., ; Werke und Briefe, Auswahl, hrsg. v. W. Friedrich, Lpz., ; в рус. пер. -- [Стихотворения], в кн.: Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. В. Гербеля, СПБ, 1877, с. 112--125; Удивительные приключения барона Мюнхгаузена, М., 1956. Лит.: Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750--1848, М., 1959, с. 178--84, 196--97; Wurzbach W. v., Gottfried August Bürger. Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1900; Kaim L., Gottfried August Bürger und die französische Revolution, "Zeitschrift für Geschichtswissenschaft", 1955, H. 3, S. 331--57; Friedrich W., Zu Gottfrieds August Bürgers Aufsatz "Die Republik England", "Weimarer BeitrДge", 1956, H. 2, S. 214--32.

    Л. Е. Генин.

    Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1 -- 1962 . -- Стб. 807--808.

    Б. Пуришев

    Бюргер Готфрид Август (Bürger, 1747-1794) - немецкий поэт, сын священника. В историю литературы вошел в качестве создателя немецкой баллады. Свою деятельность Б. начал с подражания поэтам Рококо: «Застольная песня» - «Trinklied» (1767), «Мой Амур» - «Mein Amor» (1768), «Ночное празднество Венеры» - «Die Nachtfeier der Venus» (1769) и др.

    За время своего пребывания в Геттингене (1768-1772) Бюргер завязывает личные отношения с группой поэтов так наз. геттингенского союза (Hainbund) - Гельти (Hölty), Фосс, братья Штольберг, издатель Бойе - группой, по своим националистическим и смутно свободолюбивым настроениям и по враждебным рационализму тенденциям близкой к Sturm und Drang’у.

    Помимо этих настроений, Б. роднит со Sturm und Drang’ом резко поставленная им в жизни и поэзии (стихи к Molly - сестре жены Б., с которой он был близок) проблема раскрепощения любви - одна из типичных проблем эпохи. Под влиянием тенденций Hainbund’а в творчестве Б. намечается перелом: в поисках национальной тематики он обращается к балладе, преобразовывая ее коренным образом.

    Поэты Рококо знали фабулярное стихотворение, как бурлеск, как стихотворный рассказ, в центре которого стоит невероятное, чудесное событие (по большей части какой-нибудь эпизод из античной мифологии), в которое сам автор (поэты Рококо были рационалистами) не верит, над которым он склонен поиздеваться. Подобные пьесы отличались значительной вычурностью и были вполне понятны только для сравнительно узкого круга читателей (поэты Рококо обращались главным образом к дворянской интеллигенции и к одворянившимся кругам буржуазии).

    Б., отражавший взгляды и настроения мелкой буржуазии, кладет в основу своей теории баллады принципы общедоступности и простоты: поэту следует исходить из образцов народной поэзии, стихотворение должно радовать «не только утонченного мудреца, но и сурового жителя леса, не только даму, проводящую время за туалетным столом, но и дочь природы за прялкой». Стихотворение должно обращаться к «народу», но оно должно также изображать народ. Б. выдвигает положение: изучайте народ. Вместо шаблонизированных Зевса, Венеры, Амура и т. п. возникают в балладах Б. простые люди, нарисованные без всякой иронии, без всякой издевки: крестьянин, совершающий героический поступок («Das Lied vom braven Manne», 1777), крестьянка, горюющая об околевшей корове («Die Kuh», 1784), дочь священника, обманутая знатным любовником («Des Pfarrers Tochter von Taubenheim», 1781), служанка, выказывающая преданность возлюбленному («Graf Walter», 1789). Поэты Рококо смеялись над чудесным, таинственным; Бюргер, стоявший вместе с другими представителями Sturm und Drang’а на почве иррационалистического мирочувствия, реабилитирует чудесное.

    В ряде его баллад действуют мертвецы, привидения, оборотни («Lenore», 1773; «Der Raubgraf», 1773; «Der wilde Jäger», 1778). Таинственному Бюргер уделяет много места, оно-то собственно и сделало Бюргера популярным в среде немецких романтиков. Буржуазная аудитория, в своей значительной части ушедшая от настроений эпохи Просвещения, горячо приветствовала иррационалистические тенденции, которыми была проникнута поэзия Б. «Страшные» баллады (особенно «Ленора») имели огромный успех в читательской среде, но вызвали резкий протест со стороны «неоклассиков» (Шиллер, «Ueber В.’s Gedichte»), отражавших настроения аристократизировавшейся буржуазии.

    Впрочем, Бюргеру не удалось полностью осуществить свои теоретические положения. Если одни его вещи отличаются большой простотой, даже известной наивностью, присущей народной поэзии (например «Schön Suschen», 1776), то другие крикливы и искусственны, («Lenardo und Blandine», 1776). Даже некоторым лучшим произведениям Б. в разной мере присущи только что указанные черты. Борясь с Рококо, Б. иногда прекращал борьбу, создавая вещи во вкусе Рококо (лучшей пьесой Бюргера может считаться баллада о похищении Европы Зевсом). Эта непоследовательность характерна для некоторых немецких буржуазных поэтов того времени, которые, с одной стороны, восставали на дворянскую культуру, с другой же - не имели нужных сил для окончательной победы над ней. Зато буржуазная природа Б. с особой резкостью проявилась в группе его стихотворений, насыщенных антидворянскими настроениями; в них рисуются картины злодеяний дворянства, страданий угнетаемых им простолюдинов (напр. «Der Bauer an seinen Fürsten», 1775 и др.).

    Б. принадлежит также переработка знаменитой «Истории барона Мюнхгаузена» , сатирически изображающей служилое дворянство Германии. Свои взгляды на литературу Б. развил в работе «Aus Daniel Wunderlichs Buch». Работа состоит из частей: о разделении пьесы, сердечные излияния о народной поэзии, о допустимости введения привидений и ведьм в поэзию, полемика с просветителями.

    На русский язык «Ленору» перевел В. А. Жуковский (ср. «Людмилу», 1808 год).

    Список литературы

    I. Сочин. Бюргера, hrsg. Griesbach, Berlin, 1872

    Briefe von und an Bürger, hrsg. von Strodtmann, Berlin, 1874, 4 Bde

    Собр. стих. издан.: Sauer (Stuttgart, 1884), Berger (Lpz., 1892), Wurzbach (Lpz., 1902, 4 Bde), Bab J. (Berlin, 1914).

    II. Веселовский А., К народным мотивам. Баллады о Леноре, журн. МНП, СПБ., ноябрь, 1885

    Сазанович И., Песни и сказки о женихе-мертвеце или брате-мертвеце, «Варшавск. университетские известия», № 1-3, Варшава, 1890

    Каллаш В., Библиографические этюды по литературе сказочных схем и мотивов, «Живая старина», вып. 2, СПБ., 1892. Переводы: Б. и Рих. Фосс, Москва, 1901

    Зелинский Ф., Античная Ленора, «Вестник Европы», СПБ., 1906

    Goedeke G. A., Bürger in Göttingen und Gellinghausen, Hannover, 1873

    Wurzbach W., Bürger, Lpz., 1900.

    Перевод с немецкого Вильгельма Левика

    Трубит охоту рейнский граф:
    «Эй, люди! Сбор! Пора, пора!»
    Рванулся конь его, заржав,
    И челядь скачет со двора.
    Лай, визг – по лугу, лесу, полю
    Несется псарня вся на волю.

    Под солнцем купол дальний рдел
    И таял утренний туман.
    Воскресный колокол гудел,
    Скликая мирных прихожан,
    И звуки набожного хора
    Текли в лазурь из врат собора.

    «Ату, ату! Хватай! Бери!»
    На холм, в овраг, вдогон, в обгон!
    И вдруг два всадника – смотри! –
    К ловцам примкнули с двух сторон.
    Был серебристый конь под правым,
    Был левый огнекрасно-ржавым.

    Мой разум их не мог назвать,
    Но сердце угадало вмиг.
    Как день, как божья благодать,
    Был правый чист и светлолик.
    А левый хмур, чернее ночи,
    И молнии метали очи.

    «Счастливый путь и в добрый час,
    Да будут небеса щедры!
    Когда охота кличет нас,
    Милей не может быть игры!»
    Так он, по ляжке хлопнув, крикнул,
    Подкинул шляпу вверх и гикнул.

    Но молвит правый кротко вслед:
    «Не будет ныне вам добра.
    Твой рог трубит, как вестник бед.
    На праздник, в божий храм пора!
    И от бесовских искушений
    Храни тебя твой добрый гений...»

    Тут левый перебил его:
    «Не верь глупцу, мой граф, не верь!
    Что храм, что праздник для того,
    Кем был хоть раз затравлен зверь!
    Охота – вот владык забава,
    А эти речи скучны, право». –

    «Отлично, левый, ты мне люб,
    Ты, видно, промаху не дашь!
    Лишь тот, кто против зверя глуп,
    Предпочитает «Отче наш».
    А ты, ханжа, ты можешь злиться,
    Но мне угодно веселиться!»

    И граф трубит сильней, сильней,
    И бег быстрей... Но что там? Стой!
    Упали замертво с коней
    Один из челяди, другой...
    «Пусть дохнут, пусть! Хоть вся орава!
    Граф, веселитесь! Ваше право!»

    Попрятались в кусты, в хлеба
    Зверьки лесов, долин, равнин.
    Как вдруг – кого там шлет судьба? –
    Навстречу бедный селянин:
    «Граф, пощадите, не топчите!
    Труд, тяжкий труд наш в этом жите!»

    И правый подскакал опять,
    И графа просит он добром.
    Но левый подстрекает гнать
    Без тропок, прямо, напролом.

    Советам левого лукавым.

    «Вон, пес! – рычит он вне себя,
    И дыбом конь его встает. –
    К чертям! Я затравлю тебя!
    Эй, люди, гнать его! Вперед!
    А впредь, чтоб неповадно было,
    Проучит хлыст мужичье рыло!»

    Сказал – и сделал. В рожь, в овсы
    Несется вихрем дикий граф,
    А следом кони, люди, псы,
    Гремя, звеня, летят стремглав.
    И топчут в яростной погоне
    Мужичью ниву псы и кони.

    Заслышав грохот, лай, рога,
    Из норки, с поля, из леска
    Весь мелкий зверь бежит в луга,
    Травим, гоним, но цел пока,
    И норовит укрыться в стадо,
    Как будто ждет хоть там пощада.

    Но слева, справа, с трех сторон
    Через овраг, сквозь рощу, лес
    Летят охотники вдогон,
    Несутся псы наперерез.
    И, видя гибель пред собою,
    Пастух на землю пал с мольбою:

    «Мой господин, помилуй нас!
    Не будь, мой господин, суров
    Смотри, тут воду пьет как раз
    Скотинка наших бедных вдов!
    А бедным – смерть без их коровы!
    Не будьте, господин, суровы!»

    И правый подскакал опять,
    И графа молит кроткий взор.
    Но левый подстрекает гнать
    Всему и всем наперекор.
    И внемлет граф, смеясь над правым,
    Советам левого лукавым.

    «Перечишь графу, дерзкий пес!
    Да хоть бы ты, как брат родной,
    С коровой лучшей вместе рос
    И мужем был вдове иной –
    Открыть вам царствие небесно,
    Клянусь, мне было б только лестно!

    Эй, люди, вам пожива тут!
    Ату, ату! Топчи! Дави!»
    И псы хватают, рвут, грызут,
    Их морды, лапы – всё в крови.
    Убит пастух, погибло стадо,
    Но сердце графа крови радо.

    Затравлен, ранен, от врагов,
    Слабея, зверь уходит прочь,
    В лесную глубь, где свой покров
    Над ним распростирает ночь,
    Где, окружен густой дубравой,
    Живет отшельник величавый.

    Но вслед и лай, и звук рогов,
    И лязг, и хохот, и «ату»,
    И с гиком, с криком сонм врагов
    Несется в глушь и в темноту.
    Там ждет их на своем пороге
    Тот муж святой, живущий в боге.

    «Оставь священный наш приют
    И осквернять его не смей!
    Моля творца, все твари ждут,
    Злодей, погибели твоей.
    Не предавайся здесь разбою,
    Чтоб гром не грянул над тобою!» –

    «Там грянет гром, здесь грянет гром
    Все это кровь бодрит мою,
    И даже на небе седьмом
    Я мышь летучую убью!
    Ты можешь вместе с богом злиться,
    Дурак! Мне любо веселиться».

    Он в рог трубит, пугая лес:
    «Вперед! Настигнем! Истребим!»
    Вдруг муж святой пред ним исчез,
    Исчезли сзади все, кто с ним.
    И рев и лай умолкли в чащах,
    Пустых и непробудно спящих.

    В испуге смотрит граф вокруг,
    Кричит – не слышен крик его.
    Коня хлестнул – не слышен звук,
    Трубит – не слышно ничего.
    Он шпорит, сатаной клянется,
    Но конь стоит, не шелохнется.

    А лес, как черный гроб, угрюм,
    Как черный гроб, ужасен лес,
    И словно моря дальний шум
    Растет в разверстой тьме небес.
    И грянул громовым глаголом
    Господень глас над мертвым долом:

    «Ты святотатец, ты злодей!
    Попрал ты дерзко всё и вся –
    Творца и тварь, зверей, людей!
    И, стоны к небу вознося,
    Взывает все ко мне с мольбою,
    Чтоб суд свершился над тобою.

    Беги же впредь, скачи всегда,
    Гонимый дьяволами вон,
    Скачи до Страшного суда
    На страх владыкам всех времен,
    Для коих – трона их подножье
    И бог, и все творенье божье!»

    И серно-желтый едкий дым
    Окутал лес и небосвод,
    И страх овладевает им,
    Сжимает, душит и грызет.
    Пред ним клубится мрак зыбучий,
    За ним несется вихрь колючий.

    Бушует вихрь, клубится мрак...
    Вдруг из земли, сквозь дым и тьму,
    Гигантский поднялся кулак,
    Когтит его, грозит ему.
    Ух! Смерть ему в затылок дышит.
    Ух! Он спиной глядит и слышит.

    Зеленый, красный, желтый свет
    Кругом дрожит, горит огнем.
    Тому огню пределов нет,
    И бесы, бесы вьются в нем!
    Гудя, раскрылась грудь земная,
    И сотни псов изверглись лая.

    От страха воя, мчится он,
    Самою смертью прочь гоним,
    И вкривь и вкось, в угон, вдогон
    Весь ад несется вслед за ним:
    По воздуху – в часы ночные,
    Подземной тьмой – в часы дневные.

    От бега встречным ветром он
    К затылку вывернут лицом.
    Он чудищ видеть обречен,
    Зажатый их полукольцом.
    Он видеть должен – весь в их власти –
    Хватающие сзади пасти.

    Так вот о вечном беге том,
    О той охоте страшный сказ,
    Чей оглушает гул и гром
    Развратника в полночный час.
    Их все охотники слыхали.
    Но все ль признаются? – Едва ли.

    «Эта баллада имела особое значение в феодальной Германии, где «право охоты» было одной из привилегий дворянства, которые наиболее жестоко и непосредственно отражались на повседневной жизни крестьян. Охотившиеся «господа» безнаказанно вытаптывали поля и выпасы, тогда как «простонародью» было строжайше запрещено применять оружие и охотничью снасть (капканы, силки) даже для защиты своих посевов. Страшный суд – по христианскому верованию, должен наступить после «конца света», когда бог будет судить людей, отправляя праведников в рай, а грешников в ад» (С. КОРЫТНАЯ и Л. КОПЕЛЕВ, с. 244).

    Немецкие баллады. – М.: Гос. изд. детской литературы, 1958. – С. 56-61. – (Школьная библиотека).