Горшочек вари автор сказки. Горшок каши

Вам знакома ситуация, когда в ваш электронный почтовый ящик ежеминутно падают письма, ваш список задач пугающе растет как на дрожжах, ваш рабочий стол загроможден файлами и ярлыками, телефон постоянно звонит, а в планшете непрестанно мигают уведомления о новых сообщениях, фотографиях, музыкальных и видеофайлах, требуя вашего внимания? Биты нескончаемым потоком валятся на вас со всех сторон. Как в старой сказке: горшочек все варит кашу и варит, и кажется, ничто не может остановить его.

Добро пожаловать в век информационных перегрузок!

Марк Хёрст, основатель консалтинговой компании в сфере информационных технологий и личной продуктивности, предлагает комплексное решение для всех этих проблем — овладение цифровой грамотностью.

Цифровая грамотность — это умение обуздать биты и получать некоторую, нужную , информацию, не пытаясь получить ее всю. Управление электронной почтой и списками дел, сортировка фотографий, соблюдение медиадиеты, выбор правильного формата файлов, именование и хранение файлов, а также многие другие полезные хитрости помогут вам избежать информационных перегрузок и контролировать ваш «горшочек каши».

Книга написана для обычных людей (не технарей) и не требует специальных знаний или установленных программ. Прочитав ее, вы начнете работать с меньшим стрессом и более продуктивно, то есть сможете раньше уходить домой и наконец перестанете думать о работе на отдыхе.

Для кого эта книга

Для тех, кто хочет повысить свою продуктивность в эпоху цифровых технологий.

Фишка книги

Интересная тема, по которой почти совсем нет книг.

Биты окружают нас повсюду, и их количество увеличивается ежедневно. Они изменили мир так, как никакая другая технология, возможно, со времен изобретения бумаги. Мы живем не в индустриальном, не в атомном и не в космическом веке — наступила эпоха битов. Те, кто знает, как работать с ними, будут идти в ногу с веком.

Цифровая грамотность позволяет жить и работать с битами более продуктивно и без ущерба для работы и личной жизни. Она окажется полезной любому пользователю, независимо от его профессии, возраста, используемого компьютера или другого устройства и загруженности битами. Нужно только изучить основные навыки и применить их на практике. Как и любая другая грамотность, грамотность цифровая дает преимущества на всю жизнь и при этом не требует специальных программ или дорогостоящего оборудования. Основные ее принципы можно применить к любой ситуации и к любой технологии, связанной с битами.

Развернуть описание Свернуть описание

Исследователи подсчитали, что средневековый человек за всю жизнь получал объём информации, равный потребляемому сейчас в течение нескольких суток. Информация слишком доступна, её стало бесконечно много, словно той каши из волшебного горшочка, что затопила улицы города. Иной раз так и хочется сказать: горшочек, не вари! Но горшочек варит, и сведения разного рода просачиваются в нас, хотим мы того или нет.

Вовсеоружии

«Информирован, значит вооружён», - гласит народная мудрость. Иронизируя над этим утверждением, Марк Твен отмечает, что если человек не читает газет - он не информирован, если читает - дезинформирован. Конечно, наш век назван веком информации, и наука и техника делают всё возможное и невозможное, чтобы человек был «вооружён» информацией до зубов. Но возможно ли сохранить мир в душе, когда приходится постоянно «вооружаться»?

Приступая к написанию очередной статьи о вреде информации, я понимаю, что целью и результатом является, опять-таки, информирование. И всё же недавно почерпнутые данные статистики укрепили моё желание исследовать эту тему. Подсчитано, что в среднем человек в день пишет около ста сообщений, каждые 7–15 минут проверяет обновления или сообщения в социальных сетях, пролистывает порядка десяти страниц различных сайтов, просматривает в среднем полсотни различных постов в день, около сотни фотографий и картинок и, как правило, несколько видеороликов или клипов. Во время бодрствования большинство людей предпочитает держать телефон включённым, чтобы постоянно следить за всевозможными обновлениями и сообщениями. Речь идёт не о подростках, а о людях возрастом от 15 до 45 лет.

Все наслышаны о таком феномене, как клиповое сознание. Напомним, что эта особенность современного человека заключается в мгновенном реагировании на различные раздражители и угасающей, в свою очередь, способности удерживать внимание, сосредотачиваться, вчитываться, вслушиваться, всматриваться, вдумываться. Мы становимся всё более реактивными: звонок телефона - мы тут же на связи, сигнал сообщения - спешим отправить ответ, который долетит быстрее мысли (которая попросту не успевает созреть за эти считанные секунды), друг разместил фото в сети - мы уже отметили его кликом, новое видео - уже сохранили на своей странице… Мы реагируем гораздо быстрее, чем успеваем задуматься о смысле поступившего «стимула».

Исследования «британских учёных»

Итак, данные исследований нам открывают весьма опасную перспективу. Но важно понимать, что и «статистика», «исследования», «доказательства» представляют собой некую опасность, так как способны формировать запрос потребителя. «Исследования» не отображают, а скорее формируют действительность. Например, с помощью средств массовой информации мы узнаём, что проведён некий опрос, который свидетельствует: столько-то людей предпочитают, к примеру, отдыхать на экзотических островах, пить кокосовую воду и употреблять в пищу очень полезный авокадо. И вот человек, принимая на веру «серьёзные исследования», не задавая себе вопросов, стремится не отстать от большинства: собирает изо всех сил средства для поездки на острова, где он станет пить кокосовую воду и убеждаться в полезных свойствах авокадо. Я не имею ничего против экзотики. Но пока нам не рассказали о прелестях отдыха в тропиках со ссылкой на авторитетные имена исследователей, мало кто о них задумывался. После же приобщения к «достоверным источникам» человек, натягиваясь как струна, изо всех сил стремится к «нужному и полезному». Так зачастую информация начинает управлять нами, независимо от того, верим мы в неё или нет. Безусловно, многие стараются критично относиться ко всему написанному и сказанному, но у каждого из нас есть своя ахиллесова пята - сфера, в которой критичность разума слабеет, и мы воплощаем в жизнь слова классика: «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад». Как иначе объяснить истерию вокруг ежесезонных «must have» (обязательно нужно иметь!). И каждый раз эти «нужности» являются нужными именно мне, здесь и сейчас; каждый, приобретая их, остаётся с ощущением своей уникальности и избранности (недаром практически все информационные посылы жонглируют словами «уникальный», «неповторимый», «непревзойдённый» и т.п.).

Но не обманывают ли и эти, приведённые мною выше, пугающие цифры статистики из жизни пользователей соцсетей? Легко проверить. Что видит городской житель, прогуливаясь по улицам? Большинство прохожих вооружены телефонами, имеющими различные приложения и доступный выход в интернет. То и дело слышишь знакомые сигналы оповещений. Из количества публикаций, «лайков» и сообщений становится ясно, что все мои друзья, как реальные, так и виртуальные, на самом деле остаются всё время «на связи». Можно мгновенно узнать, кто где находится, кто что ест, куда едет, с кем встречается, что читает… Люди всё чаще заглядывают в свои телефоны и всё реже оглядываются по сторонам.

FOMO

Психологи, всерьёз встревоженные данным явлением, посвятили ему не один научный труд. Нас они назвали поколением FOMO. Что означает эта английская аббревиатура? Fear of missing out - страх пропустить что-либо. Люди FOMO живут в социальных сетях, размещают фото в инстаграме, имеют в своём телефоне все необходимые приложения, чтобы мгновенно получать различные новости и быть в курсе…

Страх пропустить что-то интересное - это про вас? Тогда давайте бояться вместе. В социальных сетях я была зарегистрирована с давних пор. На вопросы знакомых, что я в этом нахожу, всегда знала, что отвечать: быстрый и лёгкий способ быть на связи с теми, кто далеко, с теми, с кем не поговоришь, запросто набрав номер телефона. Было время, когда общение через социальные сети стало меня утомлять, ушла новизна: наобщавшись с «теми, кто далеко», я вдруг поняла, что потребность эта утоляема, как любая другая. Тогда-то я и решила удалиться из социальных сетей и целый год отлично прожила в полной виртуальной изоляции. Но прошло время: свободные минуты, ожидание где-нибудь в аэропорту или учреждениях, частые вопросы знакомых - читала ли я у такого-то на странице то-то и то-то… И руки потянулись восстановить аккаунт в одной из социальных сетей. Тогда-то я и подцепила этот опасный вирус FOMO. Полагала, что, искушённая уже «быстрым» общением, я не попадусь снова на крючок.

Стоит отметить, что общение в социальных сетях носит сейчас совершенно иной характер, чем это было 5–7 лет назад. Я редко использовала социальную сеть собственно для общения. Признаки FOMO у меня были налицо: теперь я начинала день с просмотра новостей, использовала любую свободную минуту, чтобы «глянуть, что там», оставить пару комментариев, отметиться на интересных событиях, куда приглашают многочисленные друзья (куда я, кажется, так ни разу и не сходила). Стало потребностью знать: что, где, когда, почём… Я подписалась на интересные страницы: сообщества психологов, философов, литераторов, публицистов, модниц, рукодельниц, докторов, актёров… Теперь я читала статьи «прямо с печки», я была в числе первых, кто оставлял комментарий под новыми эссе талантливых современников. Я прочитывала в день не меньше десяти полезнейших статей, девять из которых забывала тут же. Теперь я была в курсе всех самых ярких и интересных мероприятий не только в моём городе, но и по всему миру. Если я и не могу поехать на концерт моих любимых звёзд в Париже, услужливая подписка тут же сообщит, кто из моих друзей собирается посетить данное мероприятие. Открытия, выставки, музеи, премьеры, концерты, клубы, презентации… Я узнавала об этом и замечала, как становлюсь всё более тревожной, напряжённой, зависимой от того, чтобы просматривать, «что же там», «кто же там», «как же там». Обороты набирались, снежный ком летел с горы: страницы групп и людей, на которые подписывалась я, стремительно множились, я втянулась в какой-то бешенный водоворот виртуальных событий, за которым едва поспевала. Теперь телефон стал буквально жизненной необходимостью: каждую свободную минуту я напрягала свои глаза и мозги, вычитывая интересности, копируя полезности, распространяя важности.

Тут-то и превратился мой FOMO во вполне реальный страх зависимости от этого «быть в курсе».

JOMO

Однажды я повстречала свою старую знакомую, коллегу, которая не так давно вернулась в Киев. Мы разговаривали с ней, а мой телефон в сумке то и дело подавал сигналы, сообщая об очередных комментариях, лайках, обновлениях, заставляя меня каждый раз машинально тянуться к сумке.

Тебе звонят, ответишь? - спросила она.

Это уведомления фейсбука приходят, - ответила я.

Я стала выспрашивать у неё, как же она узнаёт о различных мероприятиях, новостях и прочих важностях.

Никак, - ответила мне она. - Если у меня выдаётся свободный день или вечер, я тут же придумываю, чем бы хотела заняться, или вспоминаю, что мне давно пора сделать. Я сама решаю, куда хочу пойти, о чём почитать. Спрашиваю у знакомых, смотрю в интернете, или просто отдаюсь на волю случая. Кажется, я ещё ничего не пропустила, - сказала она, улыбаясь. - Хотя однажды всё-таки пропустила. Была в селе у мамы и, приехав домой, обнаружила, что концерт моей любимой певицы прошёл как раз вчера. Досадно было. Но зато теперь я самостоятельно отслеживаю её гастрольные туры, проявляю активность, так сказать, - и она снова улыбнулась какой-то спокойной, безмятежной улыбкой.

Тут-то меня и осенило. Разве посетила я хоть раз ярмарку рукоделия? Или экологическую акцию, или курс ораторского мастерства, или музей современного искусства для детей? Что полезного вынесла я из тысячи прочтённых статей известных и неизвестных авторов? Тоннами гигабайт информации я засорила свой мозг, и ещё удивляюсь тому, что сон стал неважным, и тревога не покидает, и усталость повышенная… Я всегда в курсе всего и вся, но не представляю и не пытаюсь представить, как применить эти знания в реальности. Я читаю то, что мне услужливо предложено случайным поиском, перелистываю тысячи комментариев людей, чьих лиц никогда не увижу… Все это там, в виртуальном мире, но переживаю я совершенно реально: реально хочу пойти, реально огорчаюсь и радуюсь, реально негодую или восторгаюсь. Я реально жду события, на котором не побываю. Вот такая реально-нереальная жизнь. И главное, я всего лишь потребляю то, что некий искусственный интеллект подбрасывает мне, «зная» о моих предпочтениях по ранее прочтённым статьям.

Конечно, я не открыла Америку поняв, что со мной происходит. Оказывается, сотни тысяч людей по всему миру обеспокоены тем же, и потому как ответ FOMO появилась жизнь в стиле JOMO - joy of missing out, буквально - «радость не быть в курсе». По всему миру появляются люди, которые, испытав на себе эмоциональное выгорание, хроническую усталость, нарушения сна, повышенную тревожность, мнительность, твёрдо решили для себя, что не желают более бояться пропустить что-либо. Они теперь находят особенную радость в том, чтобы не быть в курсе, не знать о новинках, тенденциях, must-have и всём таком прочем. JOMO взяли себе за правило самостоятельно добывать интересующую их информацию, не подписываясь ни на какие рассылки. Более того, есть те, кто, устав от бесконечных «лайков» и комментариев, променял сотни тысяч «очень-важных-интересных-статей» на литературные кафе, где можно вместе с кофе взять любую приглянувшуюся книгу или журнал и прочесть его тут же за чашкой кофе вместо того, чтобы привычно вводить пароль для входа в сеть. В некоторых кафе появились таблички: «У нас нет wi-fi, потому что мы хотим, чтобы вы говорили друг с другом». Те, кто избрал для себя этот путь, не станут выкладывать свои фото в сеть, неважно, находятся ли они на море, в горах или в деревне у деда на сеновале; не станут, потому что предпочитают свободу от «лайков» и комментариев, которые неизбежно нахлынут тут же. JOMO предпочитают быть там, где им хочется, не объявляя об этом всему виртуальному миру.

Крайности опасны. Есть большой риск, что JOMO будет всего лишь другой стороной той же медали. Но когда слово «страх» сменяется словом «радость» - может ли в этом быть что-то дурное?

Я вовсе не призываю всех немедленно удалиться из социальных сетей. Скорее, делаю вывод для себя о том, что виртуальный мир таит много опасностей, поскольку не имеет никаких границ. Перед человеком стоит непростая задача - установить эти границы самостоятельно. Не зря ведь появляются специальные программы для телефонов и компьютеров, которые ограничивают количество посещений сайтов и время пребывания в сети.

Для меня неожиданной помощью стали строки из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Два приятеля обсуждают военные будни, отмечая, что «теперь фронт наводнён корреспондентами и журналистами». Главный герой размышляет о том, как журналист описывает вновь и вновь происходящее: «Однако почему он обижается на пушку? Какая странная претензия требовать от пушки разнообразия! Отчего вместо пушки лучше не удивится он самому себе, изо дня в день стреляющему перечислениями, запятыми и фразами, отчего не прекратит стрельбы журнальным человеколюбием, торопливым, как прыжки блохи? Как он не понимает, что это он, а не пушка, должен быть новым и не повторяться, что из блокнотного накапливания большого количества бессмыслицы никогда не может получиться смысла, что фактов нет, пока человек не внёс в них чего-то своего, какой-то доли вольничающего человеческого гения, какой-то сказки».

Трудно добавить что-либо к этим точным и ёмким строкам. Спустя век после описанных в романе событий хочется вместе с классиком верить в то, что если в «лайк», комментарий или «репост» статьи или фотографии каждый сумеет вложить хотя бы частицу своего личного собственного смысла, то информации станет в тысячи раз меньше, и она станет иметь большую ценность. Тогда, возможно, «горшочек» станет снова волшебным, а «каша» - питательной.

Вконтакте

Марк Хёрст

Марк Хёрст – ведущий конференции Gel (идеи и инновации). Он основал консалтинговую компанию Creative Good и помогает бизнесам разных форматов сделаться клиентоориентированными, то есть, найти общий язык с клиентами. Еще Марк создал программу Good Todo, с помощью которой очень удобно вести список дел.

«Первое, чему учит цифровая грамотность, - умение обращаться с входящими битами, а самый важный для большинства поток информации - это электронная почта».

Автор книги описывает Интернет как огромное количество битов. В сети мы постоянно сталкиваемся с множеством сайтов, на этих сайтах содержатся сотни или даже тысячи статей, которые ссылаются на другие источники; нам приходит множество электронных писем и сообщений в социальных сетях. Всё это создает постоянный поток информации, что сводит производительность труда к минимуму. По сути, своей книгой Марк пытается научить нас цифровой грамотности, чтобы правильно взаимодействовать с битами и не перегружать себя.

В книге детально описаны 3 метода повышения цифровой грамотности:

1. Работа с электронной почтой

Минимум раз в день нужно удалять все письма из ящика электронной почты. Еще три года назад я бы счел этот метод слишком радикальным и забросил бы чтение книги. Но сейчас я ощутил всю силу этого простого правила и готов пожать руку каждому, кто это делает ежедневно. Если у вас большой поток писем, то обычно вы откладываете часть писем на потом. Они накапливаются, и уже скоро их количество исчисляется сотнями или тысячами. Это очень деморализует вас, вы огорчаетесь, постоянно вспоминаете об этом, и часто пропускаете задачи, что получаете в письмах. А теперь представьте, что ваш почтовый ящик пуст:

  • теперь вы можете сконцентрироваться на действительно важных делах;
  • вас не будут отрывать от работы напоминаниями о различных просьбах, что высылали вам по электронной почте;
  • вы не забываете о встречах;
  • Согласитесь, что перспективы достойны таких ежедневных затрат.

2. Работа со списком дел

Самое главное - это наличие списка дел:) Если с этим проблем нет, то следует сосредоточиться на том, чтобы этот список был максимально полным, понятным и легко управляемым. К сожалению, бумажные ежедневники не очень удобны в любых исправлениях или переносах в плане. Отличной альтернативой будет электронный список дел, где легко можно копировать, удалять, дополнять и расширять всё что угодно. Лично я пользуюсь обычным файлом excel в google drive. Несколько советов, как сделать список дел максимально эффективным:

  • держите все задачи в одном списке;
  • не используйте стикеры, они только отвлекают;
  • максимально конкретизируйте поставленные задачи;
  • ставьте дедлайны;
  • приоритезируйте задачи.

3. Медиадиета

Не стоит забывать и про медиадиету. Она должна быть максимально жесткой, чтобы отрезать всю ненужную вам информацию, но при этом основываться на том, что нужно именно вам, а не навязано вам извне. В книге детально описана классификация разных источников информации и оптимальная структура медиапотребления. Уверен, что у каждого есть своя логика работы с битами, но и вы сможете почерпнуть интересные для себя методы, как упростить свою библиотеку битов.

«За цифровой грамотностью будущее. Мир продолжит изменяться: появятся новые потоки информации, новые устройства, новые вызовы времени. Но владеющие цифровой грамотностью пользователи, в любом случае, выиграют, и в производительности, и в здоровье. И это заставляет смотреть в будущее с оптимизмом. Цифровая грамотность - дисциплина, которая побуждает пользователей оставить биты в покое, чтобы продуктивнее работать и жить полной, здоровой жизнью».

Только ежедневное использование этих методов поможет обрести цифровую грамотность. Сотрудники с цифровой грамотностью всегда будут на сотни шагов впереди остальных. Обычные люди с цифровой грамотностью всегда будут счастливее других.

Братья Гримм

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка. - Дай мне ягод, пожалуйста.

На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:

Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

Раз, два, три,
Горшочек, вари!
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:

Раз, два, три,
Больше не вари!

И он перестанет варить.

Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери. Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

Раз, два, три,
Горшочек, вари!

Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек всё варит и варит кашу. Как его остановить?

Нужно было сказать:

Раз, два, три,
Больше не вари!

Да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит. Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течёт.

Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

Раз, два, три, Больше не вари!

И перестал горшочек варить кашу. А наварил он её столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.

Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.

Цифровая грамотность позволяет жить и работать с битами - письмами, задачами, новостями, уведомлениями социальных сетей и прочей цифровой информацией - более продуктивно и без ущерба для работы и личной жизни. Говоря вкратце, владеющие цифровой грамотностью пользователи должны оставить биты в покое.

Срочность и торопливость не помощники в управлении битами. Но и пассивность не решение проблемы. Технологии не могут решить проблемы перегруженности. Простота - достоинство цифровой грамотности. Оставить биты в покое - означает всегда искать возможность удалить, отсрочить или отфильтровать цифровую информацию, иначе она будет накапливаться. Пустота лежит в основе цифровой грамотности.

Успеха в цифровом мире можно достигнуть, если создать спокойное пустое местечко, где мы можем сконцентрироваться на тех битах, которые нам нужны, и тогда, когда они нам нужны. Пустота приносит выгоду - возможность отдыха (завершённость).

Ещё один компонент цифровой грамотности - умение эффективно работать с инструментами.

Управление входящими сообщениями

Чтобы справиться с перегрузкой электронной почты, надо не допускать перегрузки. Нельзя использовать почтовый ящик в качестве списка дел, файловой системы, календаря, списка закладок, адресной книги.

Почтовый ящик - только для временного и краткосрочного хранения электронных писем, которые затем должны быть удалены или перемещены в другое место. Минимум раз в день удаляйте все письма из почтового ящика. Держите папку «Входящие» пустой.

Упорядочить входящие электронные сообщения поможет метод ежедневного стабильного состояния.

  1. Прочтите всю личную почту и удалите её.
  2. Удалите весь спам.
  3. Ознакомьтесь с информационными или предписывающими сообщениями и удалите их.
  4. Сохраните в файлы все важные сообщения.
  5. Выполните дела, на которые уйдёт меньше чем 2 минуты.
  6. Все крупные дела внесите в список дел.

Чем быстрее опустеет почтовый ящик, тем быстрее вы вернётесь к продуктивной работе.

Управление списком дел

Цифровая грамотность минимизирует время, необходимое на организацию списков дел, и увеличивает время на их выполнение.

Чтобы управиться со множеством дел, требуется расставить приоритеты, и это позволит сосредоточиться на нужной задаче в нужный момент.

Бумага - лучший вариант, чтобы набросать заметку-другую, но для управления списками дел она не годится. Цифровая грамотность призывает пользователя ограничить использование бумаги и перейти на цифровую систему управления списками дел. При большом количестве задач необходимо пользоваться только битами. Бумага не может сжимать информацию: чем больше на ней данных, тем больше места она занимает.

Эффективное управление списком дел требует понимания того, как они работают. Выполнение любой задачи можно уложить в четыре этапа.

  1. Создание.
  2. Период инертности.
  3. Вступление в действие.
  4. Исполнение.

Чтобы список дел соответствовал принципам цифровой грамотности, задачи в нём должны продвигаться по этапам. Он должен быть цифровым, а не бумажным, чтобы удовлетворять требованиям пространства и времени.

Четыре компонента грамотного с цифровой точки зрения списка.

  1. Каждая задача приурочена к конкретному дню. Список дел должен концентрировать пользователей только на сегодняшних задачах. То, что предстоит в будущем, должно оставаться там и не отвлекать взгляд. Новые дела в списке на текущий день и на будущее можно создавать при помощи электронной почты.
  2. У каждой задачи есть свой ранг приоритетности в течение дня. После расстановки приоритетности на день пользователь может начинать работу над ними сверху вниз, всегда зная, на чём нужно сосредоточиться в определённый момент.
  3. Каждая задача должна содержать детальное описание и краткое резюме.
  4. Список дел должен быть достаточно простым, чтоб пользователь мог сосредоточиться на самой работе, а не на инструменте.

Если работы слишком много, то эффективный список дел, по крайней мере, сразу прояснит это, и пользователь начнёт думать, как реорганизовать работу или даже частично от неё отказаться.

Медиадиета

Один из самых настораживающих побочных эффектов информационной эры - ощущение, что мы обязаны всё знать. Перегрузка информацией может вызвать те же проблемы, что и разбухший почтовый ящик: она давит на людей, вызывая стресс и тревогу.

Первый шаг к тому, чтобы обрести контроль над перезагрузкой информацией - не чувствовать себя виноватым. Научитесь получать только нужную информацию, не пытаясь получить её всю.

Подход, связанный с цифровой грамотностью, подразумевает медиадиету, которой и нужно придерживаться. Медиадиета на самом деле мало чем отличается от ежедневной пищевой диеты.

Создавая свою медиадиету, следует опираться на возможно меньшее количество источников и тратить как можно меньше времени, но при этом оставаться полностью информированным.

Медиадиета - набор источников с двумя главными компонентами: основным составом и группой просмотра.

Основной состав включает 3 источника.

  1. Звёзды - редкие источники, которые постоянно предоставляют важную и полезную информацию, касающуюся одной или нескольких областей вашего личного или профессионального интереса.
  2. Рабочие лошадки - их в составе диеты большинство. Это источники, которым можно верить в отношении некоторой важной информации.
  3. Точечные игроки - хороши для решения конкретной задачи.

Группа просмотра - источники, которые ещё не попали в основной состав, но могут там оказаться.

Будьте разборчивы в отношении просматриваемых источников. Просматривайте их с определёнными намерениями, понимая, что вы изучаете, зачем и как долго вы намерены использовать этот ресурс. Помните, что в команде не так много места.

Сознавайте, что и зачем вы потребляете, строго оценивайте, что именно вы потребляете, особенно в интернете.

Создание битов

Если нужно что-то сказать, будьте кратки. Каждый раз, посылая электронное письмо, делая фотографию или создавая веб-страницу, вы добавляете ещё несколько капель в и так уже очень глубокий океан. Вы уверены, что ваше сообщение действительно важно?

Цифровая грамотность предполагает, что послание должно иметь в виду ограниченность ресурсов у получателя, поэтому руководствуйтесь следующими правилами:

  • при написании электронного письма старайтесь сохранять краткость и ясность;
  • при передаче фото выбирайте только лучшие;
  • при создании сайта убедитесь, что его тематика ясна с первого взгляда на домашнюю страницу.

Всегда сообщайте о цели письма как можно раньше. Когда письмо попадает в почтовый ящик, первое, что видит его обладатель - поле «Тема». Если оно не заинтересует получателя, у которого мало времени, то это будет единственная часть письма, которую он прочтёт, прежде чем перейти к следующему. Поле «Тема» должно быть описательным, но как можно более кратким.

Письмо должно быть как можно короче, поэтому:

  • излагайте в первую очередь самую важную идею;
  • затем излагайте вторую по важности идею;
  • если имеется и третья по важности идея, подумайте, нужна ли она в этом сообщении вообще;
  • старайтесь быстрее закончить письмо.

Длина письма имеет большое значение. Чем меньше времени уходит на чтение письма, тем больше у него шансов быть прочитанным.

Люди учатся только через то, что они уже знают: прежде чем отправить сообщение, необходимо убедиться, что получатель находится в нужном контексте.

Избегайте двусмысленностей, чтоб получателю не пришлось ничего переспрашивать.

Избегайте относительных дат («сегодня», «завтра»).

Никогда не создавайте битов, которые вы бы предпочли не оглашать всему миру.

Не пишите письма под влиянием гнева.