Гибкое сознание читать онлайн. Гибкое сознание — Кэрол Дуэк


Кэрол Дуэк

Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль - представление о себе - определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей - великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, - а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал - и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся - что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» - не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались - становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала - им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился - значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Издано с разрешения Random House

Copyright © 2006 by Carol S. Dweck, Ph.D.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Эту книгу хорошо дополняют:

Сила воли

Келли Макгонигал

Сделай себя сам

Тина Силиг

В этом году я…

М. Дж. Райан

Ваша группа поддержки

Кейт Феррацци

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль – представление о себе – определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей – великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, – а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал – и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся – что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» – не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться . Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались – становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала – им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился – значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Может ли человек развить свои способности, или они неизменны – вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ на него – это уже вопрос новый. К чему приведет вас уверенность в том, что интеллект или индивидуальность можно развивать, и наоборот – каковы будут последствия убежденности, что это ваше неизменное качество? Давайте сначала обратимся к первой проблеме, веками вызывающей яростные споры, – о человеческой природе, а затем вернемся ко второй – о том, насколько велика сила внутренних убеждений.

Почему люди разные?

Испокон веков люди мыслят по-разному, действуют по-разному и преуспевают по-разному. А потому рано или поздно возникает вопрос: почему люди разные, почему некоторые из них более умны или порядочны и нет ли чего-то такого, что делает их такими раз и навсегда? Мнения экспертов на этот счет разнятся. Некоторые утверждают, что у подобных отличий есть физические предпосылки и, следовательно, они неизбежны и неизменны. На протяжении веков 2 к числу таких физических оснований относили шишки на черепе (френология), размер и форму черепа (краниология), а сегодня – гены.

Другие ученые указывали на огромные различия в жизни людей, в их опыте, образовании, а также в способах обучения. Возможно, вы удивитесь, узнав, что активным защитником данной позиции 3 являлся Альфред Бине, изобретатель IQ-теста. А разве IQ-тест создавался не для определения «богом данных» умственных способностей детей? На самом деле нет. Бине, француз, работавший в Париже в начале ХХ века, составил этот тест для выявления учеников парижских муниципальных школ, которым обучение не приносило должной пользы, чтобы для этих детей разработали новые образовательные программы, способные помочь им войти в «колею» . Он не отрицал наличие индивидуальных интеллектуальных особенностей, но верил, что обучение и тренировки способны привести к коренным переменам в умственных способностях детей. Вот цитата из одной из его основополагающих книг, «Современные идеи о детях», в которой он обобщает свою работу с сотнями школьников, испытывающих трудности с усвоением учебного материала.


Кэрол Дуэк

Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль - представление о себе - определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей - великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, - а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал - и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Кэрол Дуэк

Глава 1. Какие бывают установки

Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.

Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это 1 , наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Итак, я приглашала малышей по одному в отдельную комнату, просила устроиться поудобнее и, когда они расслаблялись, давала им решить серию головоломок. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за их действиями и реакцией. Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное.

Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!» Другой мальчик, изрядно попотев над головоломкой, поднял довольное лицо и веско заключил: «Вы знаете, я на это и надеялся - что будет познавательно!»

«Да что же с ними такое?» - не могла понять я. Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Эти дети что, инопланетяне? Или они что-то такое знают?

У каждого человека есть свой образец для подражания, некто указавший ему верную дорогу в переломный момент жизни. Для меня образцом стали эти дети. Очевидно, они знали нечто такое, что было неведомо мне, и я решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок?

Что такое они знали? Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались - становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала - им даже в голову не приходило, что они терпят поражение . Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился - значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Люди с фиксированным сознанием (с установкой на данность) верят, что врожденные ум и талант неизменны. Они тратят время на то, чтобы доказать всем, что они умны и талантливы, вместо того, чтобы развивать свои таланты. Кроме того, они верят, что талант ведет к успеху сам по себе. И они ошибаются. Люди с гибким сознанием (с установкой на рост) верят, что все качества можно развить, планомерно работая над собой, а изначальный уровень интеллекта и таланта — это всего лишь стартовая точка. Такой подход формирует любовь к постоянному обучению и устойчивость к трудностям и неудачам. Вряд ли найдется хоть один выдающийся человек, который бы не обладал этими качествами. Переход к гибкому сознанию усиливает мотивацию и продуктивность в бизнесе, образовании и спорте. Он обогащает личные отношения. Когда вы прочитаете эту книгу, вы узнаете как это происходит.

Введение

В один прекрасный день студенты усадили меня за стол и буквально приказали написать эту книгу. Они хотели, чтобы другие люди могли воспользоваться нашими открытиями и сделать свою жизнь лучше. Я уже давно собиралась взяться за перо, но только теперь эта работа стала моим приоритетом.

Моя книга продолжает традицию в психологии, раскрывая идею воздействия внутренних убеждений на человека. Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся. Изменение убеждений, даже простейших, может иметь далеко идущие последствия.

В этой книге вы узнаете, как одна простая мысль - представление о себе - определяет значительную часть ваших поступков. Строго говоря, с этим представлением связан каждый ваш шаг. И то, как вы видите и оцениваете себя, и то, что вам не дает полностью реализовать свой потенциал, продиктовано вашей внутренней установкой.

Ни одна книга до сих пор не рассказывала об установках и не показывала, как их можно использовать в жизни. Теперь вы неожиданно для себя поймете психологию великих людей - великих в науке и искусстве, в спорте и в бизнесе, - а также тех, кто лишь подавал большие надежды. Вы поймете своих коллег, своего босса, своих друзей, своих детей. Вы поймете, как высвободить потенциал - и свой, и своего ребенка.

В конце каждой главы, а также в последней части книги вы найдете конкретные рекомендации, как применять полученные знания на практике: как определить, какая установка руководит вашей жизнью, и понять, как она работает и как ее можно изменить при желании.

Моя работа посвящена теме личностного роста. Она помогла мне ускорить мое собственное развитие. Надеюсь, она поможет и вам.

Ключевые идеи книги:

Все мы обладаем установкой либо на данность, либо на рост.
. Те, кто полагает, что их уровень интеллекта и личные качества неизменны, имеют
установку на данность.
. Те, кто считает возможным изменить свою личность, имеют установку на рост.
. Люди с установкой на рост уверены, что у них обязательно будут возможности для
самосовершенствования.
. Установки формируют мировосприятие. Но их можно изменить.
. Ученики, которых хвалят за способности, обычно приобретают установку на дан-
ность и отказываются от решения сложных задач. Ученики, которых поощряют за
приложенные усилия, показывают со временем лучшие результаты.
. Спортсмены с установкой на рост воспитывают в себе силу характера, постоянно
заставляя себя преодолевать трудности.
. Руководители с установкой на данность, считающие себя гениями, могут быстро
развалить компанию.
. Компаниям нужно оценивать кандидатов на руководящие должности исходя не из
их “природных талантов”, а из способностей к личностному росту, и обязательно
давать им задачи, позволяющие научиться чему-то новому.
. Наставник должен всеми силами показывать, что он заинтересован в том, чтобы
ученик развивался и двигался дальше.

Приветствую всех. С вами Екатерина Калмыкова. Задумывались ли вы когда-нибудь о своих способностях? Возникал ли у вас вопрос: на полную мощность вы используете их или нет? Если нет, то как воспользоваться своими способностями полностью? Как вы считаете, а можно ли улучшить свои способности или они неизменны?

Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, то добро пожаловать к прочтению этой статьи.

Развить способности (интеллект, талант) под силу каждому человеку, надо лишь, во-первых, иметь желание, во-вторых, изменить свое мышление.

Известный психолог Кэрол Дуэк (профессор психологии в Стэнфордском университете) длительное время изучала и исследовала два типа мышления людей – «фиксированное мышление» и «мышление роста».

Результаты своих работ и экспериментов она изложила в книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей ». Я ее читала несколько раз и каждый раз находила что-то новое. И вообще, мое мнение, что человек который хочет чего-то добиться в этой жизни, должен хотя бы раз ее прочитать.

В этой книге вы узнаете, как установка на данность обрекает людей на провал, а установка на рост – открывает путь к самореализации, выстраиванию успешной карьеры и налаживанию счастливых взаимоотношений с окружающими в любом возрасте. А еще – как можно привить такую установку и себе, и другим.

«Гибкое сознание» Кэрол Дуэк - очень полезная книга, так как помогает посмотреть на себя как бы со стороны, провести самоанализ и анализ окружающих вас людей, выявить проблемные моменты и найти пути их решения. Благодаря информации из книги у вас появится возможность улучшить свое отношение к жизни, к людям, а в первую очередь, к себе. Вы осознаете силу веры в себя, поймете насколько велико ее значение во всех изменениях, происходящих в вашей жизни, будь то хороших или не очень.

А теперь остановимся поподробнее на видах мышления. К.Дуэк выделяет их два вида.

Фиксированное мышление – это мышление статического вида. Оно подразумевает то, что наш характер и способности статичны, неизменны и даны нам при рождении. Успех людей с таким видом мышления зависит от природы-матушки, от генов. Если у человека есть определенные способности, то он их использует. Если нет – то нет, такова его наследственность и судьба.

Люди, обладающие таким типом мышления, стараются добиться поставленных целей, чтобы доказать себе, что они из себя что-то представляют. Каждый раз они любуются, наблюдают за собой со стороны и отвечают на вопрос «Ну как я? Я выгляжу умным в этой ситуации?». То есть ф иксированное мышление стремится к самоутверждению.

В случае не достижения запланированной цели данная категория людей расстраивается, падает самооценка и такая ситуация в целом на них негативно влияет. В случае успеха, это считается очередным доказательством таланта и способностей человека.

Мышление роста – это мышление динамического вида. Оно подразумевает, что характер, талант и способности можно «вырастить» в себе, развить, прикладывая определенные усилия. Если вы не наделены желанными способностями от природы, вы можете добиться их занимаясь, например тренировками. Если что-то не получается, возникает проблема, то человек не успокаивается, а идет дальше, прикладывая все свои силы, чтобы добиться желаемых результатов.

В случае поражения — не расстраивается, а наоборот, все ошибки и неудачи он расценивает как обучающие моменты, из которых делает поучительные для себя выводы. Успех побуждает человека дальше учиться и узнавать еще о своих возможностях и способностях.

Человек, обладающий мышлением роста, понимает, что его характер и способности – это не неизменность. Они считают, что нельзя оценить и узнать весь потенциал человека, измерить все его способности. Всегда есть возможность усовершенствования, развития. Мышление роста стремится к обучению.

Тип мышления закладывается в человеке в самом детстве. И от того к какому типу мышления он будет принадлежать зависит его жизнь, его работа, его окружение, его отношение. Вера в развитие способностей помогает фиксированное мышление преобразовать в мышление роста.

Кэрол Дуэк проводя свое исследование, ставила интересный эксперимент с детьми. Им были предложены легкие и сложные головоломки. Дети, у которых уже сложилось фиксированное мышление, выбирали легкие головоломки и разгадывали их неоднократно, раз за разом, тем самым доказывая себе, что они догадливы и умны.

Дети с мышлением роста удивлялись, зачем они разгадывают одни и те же головоломки, ведь это не интересно. Они пытались разгадывать тяжелые загадки.

Если эти наблюдения спроецировать на взрослый мир, то мы увидим похожую картину. Большинство выполняют на работе изо дня в день одни и те же функции, не желая видеть ничего нового. Чтобы попробовать изменить себя прочитайте книгу и она заставит вас сделать попытку и посмотреть на себя другими глазами.

К.Дуэк проводила изучение данной темы и вот один из ее выводов:

«Видение себя, которое вы выбрали, напрямую влияет на то, как вы проведете свою жизнь. Если вы верите в то, что у вас статичный уровень интеллекта, один характер на всю жизнь и одна, неизменная личность, вы будете проявлять одни и те же качества снова и снова».

И еще один:

«Люди, обладающие фиксированным мышлением, заинтересованы только в реакции на их действия, а не в самой информации. Если, например, они неверно отвечают на поставленный вопрос, их зачастую не интересует правильный ответ. Люди с мышлением роста напротив всегда слушают правильный ответ, так как они заинтересованы в обучении, в том, чтобы расширить границы своих познаний».

И в заключении хотелось бы отметить, что к какому бы типу мышления вы не относились, у вас есть возможность повлиять и изменить его.

Цифровой вариант данной книги можно приобрести ЗДЕСЬ .

Лучше не тратить время на очередное доказательство своего превосходства, а потратить его на саморазвитие.

Лучше окружить себя людьми, не восхищающими вами, а помогающими вам расти.

Лучше не делать каждый раз одно и то же, а использовать новые способы для решения задач.

Самое основное условие для мышления роста — это вера в себя. Все зависит только от вас, а не от природы или наследственных данных.

Все в ваших руках – дерзайте! А если вам не хватает мотивации, то прочитайте вот .

К какому типу мышления относитесь вы? Есть ли у вас желание его изменить?

Екатерина Калмыкова