Где родился рэй брэдбери. Интересные факты из биографии рэя брэдбери

Каждое его произведение было искренним рассказом о маленьких людях и больших мирах, о любви и будущем человечества, о вопросах жизни и смерти и мгновенно становилось достоянием мировой литературы.

Sputnik Грузия рассказывает о 10 наиболее малоизвестных фактах из жизни и творчества Рэя Брэдбери — человека, сумевшего пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

1. Близость смерти

Брэдбери чувствовал близость смерти с малых лет. У него было два старших брата-близнеца, родившихся в 1916 году: Леонард и Сэм, Сэм умер в возрасте двух лет. Сестра Элизабет, появившаяся на свет в 1926 году, также умерла в детском возрасте от воспаления легких, в том же году ушел из жизни дед писателя. Такое раннее знакомство со смертью не могло не найти отражения во многих будущих работах писателя.

"Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня", — писал Брэдбери.

2. Потомок колдуньи

В семье Брэдбери существовала легенда, что на знаменитом "Салемском процессе" 1692 года была сожжена прабабка писателя Мэри Брэдбери. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году. Этот факт достоверно не подтвержден, но сам Рэй верил в него.

© AP Photo /

3. Нет образования - есть будущее

У Рэя не было высшего образования. В 1938 году он окончил среднюю школу. Из-за затрудненного материального положения семьи денег на высшее образование не было, Брэдбери так и не смог поступить в колледж. Три последующих года своей жизни юноша провел, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса. Но отсутствие дальнейшего образования не помешало ему в жизни, о чем писатель упомянул в своей статье "Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м". Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса. Писатель вспоминал: "Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку".

© AP Photo / Doug Pizac

4. Любовь всей жизни

Свою будущую жену и любовь всей своей жизни Маргарет (Мэгги) Маклюр Брэдбери встретил в 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса, где та работала. Уже через год, в 1947 году, Мэгги и Рей поженились, их брак продлился до смерти Маклюр в 2003 году. В течение первых нескольких лет Мэгги много работала, чтобы Рэй имел возможность заниматься творчеством. Писательская деятельность в то время не приносила ему особых доходов. Общий месячный доход семьи составлял около 250 долларов, из которых половину зарабатывала Маргарет. В их браке родились четыре дочери: Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра. К Маклюр обращено посвящение автора в романе "Марсианские хроники": "Моей жене Маргарет с искренней любовью".

5. Слава из Playboy

Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа "451 градус по Фаренгейту" (Fahrenheit 451) в 1953 году. Примечательно, что роман впервые был опубликован в недавно тогда появившемся журнале Playboy. В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором любые книги подлежат сожжению. В 1966 году режиссер Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм "451 градус по Фаренгейту".

© AP Photo / Katy Winn

6. Страх автоаварий

На протяжении всей жизни Брэдбери панически боялся автомобильных аварий. Во время Великой депрессии семье приходилось частенько пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться, и Рэй не раз становился свидетелем кошмарных автомобильных аварий. Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина, и некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Крайне впечатлительный юноша в тот же день заболел и дал слово никогда не садиться за руль автомобиля. От этих тяжелых воспоминаний он не мог избавиться до конца жизни, а иногда они прорывались и в его рассказах.

7.Феноменальная память

Рэй Брэдбери отличался феноменальной памятью. По словам писателя, он помнил все, что слышал и видел едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное. Брэдбери писал, что может мысленно вернуться к часу своего рождения: "Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни". Некоторые его биографы считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным, в результате чего в последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.

© AFP / JM HURON

8. Обращение к авторитетам

В своем творчестве Рэй Брюдбери не раз обращался к авторитетам — отдавал дань уважения великим писателям и поэтам. "Что-то страшное грядет" - строка из "Макбета" Шекспира; "Диковинное диво" - из неоконченной поэмы Колриджа; строка Йейтса "Золотые яблоки солнца, серебряные яблоки Луны"; "Электрическое тело пою" - отсылка к Уитмену (о теле электрическом я пою; Легионы любимых меня обнимают, и я обнимаю их); "И по-прежнему лучами серебрит простор луна…" - это Байрон (…не бродить уж нам ночами, хоть душа любви полна). Второе название рассказа "Уснувший в Армагеддоне" - "И видеть сны, быть может" - это слова Гамлета. "Домой вернулся моряк, домой вернулся он с моря!" - этими словами начинается "Реквием" Роберта Луиса Стивенсона. Рассказ "Машины счастья" озаглавлен строкой Уильяма Блейка. В его рассказах оживают Томас Вулф ("О скитаниях вечных и о Земле"), Чарльз Диккенс ("Самое прекрасное время"), Хемингуэй ("Машина Килиманджаро"), Стендаль ("Эшер-2"), Бернард Шоу ("Марк-5"). Его герои постоянно цитируют любимых авторов. Как говорил Гренджер из "451 по Фаренгейту": "…когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим".

9. Люди — идиоты

Рэй Брэдбери давал следующее определение фантастики: "Фантастика - это наша реальность, доведенная до абсурда". В романе Брэдбери предугадал и описал современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель резко ответил: "Потому что люди - идиоты". По словам фантаста, современное общество хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные "штуки вроде айфона". А ведь можно было развивать науку и осваивать космос, считал Брэдбери.

© AP Photo / Mark Lennihan

10. Вера в лучшее

Рэй Брэдбери до последнего верил в лучшее. Будучи уже довольно пожилым человеком, он каждое утро начинал с работы над рукописью очередного рассказа или повести, веря в то, что еще одно новое произведение продлит ему жизнь. Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, еще до выхода получив высокий покупательский спрос. В 79 лет Брэдбери перенес инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора.

В одном из своих последних интервью мэтр сказал: "Знаете, а девяносто лет — это вовсе не так круто, как я думал раньше. И дело не в том, что я езжу по дому в кресле-каталке, застревая на поворотах… Сотня просто звучит солиднее. Представьте себе заголовки во всех газетах мира — "Брэдбери исполнилось сто лет!". Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я еще не умер".

Рэймонд Дуглас (Рэй) Брэдбери (Raymond Douglas (Ray) Bradbury). Родился 22 августа 1920 года в Уокигане, США - умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков».

За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.

Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Пьесы Брэдбери были хорошо приняты публикой, но его стихотворения не пользовались большим успехом. Главное достижение Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя - Дуглас - он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса.

Отец писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891-1957), был потомком англичан-первопоселенцев, которые пересекли Атлантику и обосновались в Северной Америке ещё в 1630 году. Мать Брэдбери, Мари Эстер Моберг (1888-1966), была шведкой. Будущие супруги познакомились в небольшом городке Уокиган, расположенном на берегу озера Мичиган, к северу от Чикаго. Одним из интересов родителей Брэдбери было активно развивающееся в то время киноискусство.

У Брэдбери было два старших брата-близнеца, родившихся в 1916 году: Леонард и Сэм, но Сэм умер в возрасте двух лет. Сестра Элизабет, появившаяся на свет в 1926 году, также умерла в детском возрасте от воспаления лёгких, в том же году ушёл из жизни дед писателя. Такое раннее знакомство со смертью нашло отражение во многих будущих литературных работах.

В семье Брэдбери существовала легенда, что на знаменитом «Салемском процессе» 1692 года была сожжена прабабка писателя, некая Мэри Брэдбери. Этот факт достоверно не подтверждён, но сам Рэй верил в него.

Во время Великой депрессии в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, приняв приглашение родственника семьи, позднее ставшего прототипом дядюшки Эйнара и носящего то же имя. Там Рэймонд в 1938 году окончил среднюю школу. Три последующих года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса. Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и Брэдбери так и не смог поступить в колледж. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему в жизни, о чём писатель упомянул в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет, когда написал продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза. Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе книгу, и тогда сам решил вообразить, что может быть дальше. Брэдбери признавал влияние Берроуза на своё творчество в частности, Марсианские хроники Брэдбери не были бы написаны, не прочти он Берроуза.

К двадцати годам Рэй твёрдо решил стать писателем. Примечательно, что первая его публикация - это стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», которое было опубликовано в уокиганской газете в 1936 году. В других своих ранних работах Брэдбери имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер, которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть приоритеты в творчестве.

В 1937 году Брэдбери вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов», которая была одним из многих объединений молодых писателей, активно возникавших в возрождающейся после Великой Депрессии Америке. Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной.

В то время Брэдбери много работал, постепенно оттачивая литературное мастерство и формируя индивидуальный стиль. В 1939-1940 гг. он издавал мимеографический журнал «Футуриа фантазия», в котором впервые стал размышлять о будущем и его опасностях. Всего за два года вышло четыре номера этого журнала. К 1942 году Брэдбери окончательно перестал продавать газеты и полностью перешел на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. Тогда Брэдбери также активно следил за развитием науки и техники, посетил Всемирную выставку в Чикаго и Всемирную выставку в Нью-Йорке (1939).

В 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса Брэдбери встретил работавшую там Сусану Маклюр (Мэгги), которая стала впоследствии любовью всей его жизни. 27 сентября 1947 года Мэгги и Рей заключили брак, который продлился до смерти Маклюр в 2003 году, в браке родилось четыре дочери: Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра. К Маклюр обращено посвящение автора в романе «Марсианские хроники»: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

В течение первых нескольких лет Мэгги много работала, чтобы Рэй имел возможность заниматься творчеством. Писательская деятельность в то время не приносила ему особых доходов; общий месячный доход семьи составлял около 250 долларов, из которых половину зарабатывала Маргарет.

Брэдбери продолжал писать рассказы, лучшие из которых вскоре были опубликованы в первом сборнике, названном «Тёмный карнавал». Издание однако было встречено публикой без особого интереса. Спустя три года появился сборник «марсианских» рассказов, составивший роман «Марсианские хроники», который стал первым настоящим коммерчески успешным литературным творением Брэдбери. Писатель потом признавался, что считает «Хроники» своей лучшей книгой. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе, а с Конгдоном он связывался исключительно по телефону бензоколонки, находившейся напротив его дома. Но уже во вторую поездку в Нью-Йорк Брэдбери встретили поклонники его творчества: во время остановки в Чикаго они хотели получить автограф к первому изданию «Марсианских хроник».

Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) в 1953 году. Роман впервые был опубликован в недавно появившемся журнале Playboy. В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором любые книги подлежат сожжению. В 1966 году режиссёр Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм «451 градус по Фаренгейту».

Кинематограф вообще играл важную роль в жизни писателя: им созданы множество сценариев к фильмам, самым известным из которых считается «Моби Дик». Также Брэдбери мог бы стать сценаристом знаменитой ленты Хичкока «Птицы», но был в то время занят сериалом «Альфред Хичкок представляет», поэтому не смог взять ещё один проект.

Став популярным писателем, Брэдбери продолжал активно писать, работая по несколько часов каждый день. В 1957 году вышла его книга «Вино из одуванчиков», к которой затем он написал продолжение под названием «Лето, прощай!». Однако, редакторы отказались печатать продолжение, сославшись на «незрелость» текста: писатель выпустил вторую часть лишь в 2006 году, спустя полвека после первой.

Роман «Вино из одуванчиков», как и «Марсианские хроники», был составлен из отдельных рассказов, некоторые из которых ранее уже публиковались. Книга эта однако представляет собой более целостное произведение, чем «Хроники…». «Вино из одуванчиков» считается наиболее автобиографичным романом Брэдбери, причём авторские черты можно заметить сразу в двух героях - братьях Томе и Дугласе Сполдинг, живущих в городке Грин Таун, прототипом которого стал родной для Брэдбери Уокиган.

Некоторые читатели замечали сходство этой книги с другим произведением американской литературы - романом Андерсона Шервуда «Уайнсбург, Огайо» (Winesburg, Ohio), который тоже делится на отдельные истории, объединённые действующими лицами, сюжет также развивается в хронологическом порядке. Но при этом протагонист Андерсона, Джордж Уиллард, взрослее братьев Тома и Дугласа у Брэдбери, поэтому духовные переживания и мысли в книге Андерсона более «взрослые». Яркость и красочность детства и ощущение жизни - главные темы обоих произведений.

Следующий роман Брэдбери - «Надвигается беда», также известный как «Что-то страшное грядет», вышел в 1962 году. По-английски название звучит как «Something wicked this way comes», что отсылает к «Макбету» Шекспира, к фразе из четвёртого акта, произнесённой ведьмой. Ведьма говорит о симпатии ко злу, которое ведьмы пробудили в Макбете; также и герой Брэдбери Чарльз Хэллуэй рассуждает о симпатии ко злу, всегда скрывающейся в сердцах, открытых для ещё большего зла, у людей, сдавшихся и променявших «что-то на ничего», превративших себя в абсурдных персонажей, питающихся болью и страхом других.

После 1963 года Брэдбери продолжил публиковать новые рассказы, но также активно сконцентрировался на ином жанре -драме. Его первый сборник небольших пьес «The Anthem Sprinters and Other Antics» вышел в 1963 году и был посвящён Ирландии, где Брэдбери провёл шесть месяцев. Вскоре на телевидении вышло два шоу по пьесам Брэдбери: «Мир Рэя Брэдбери» (англ. The World of Ray Bradbury, 1964) и «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого» (англ. The Wonderful Ice Cream Suit, 1965). Также в 1960-е писатель участвовал в создании фильма по истории Америки для нью-йоркской Всемирной выставки 1964 года. Его заинтересованность фантастикой и драматическим искусством продолжилась и в 1970-х годах, но в то время Брэдбери также увлёкся поэзией, выпустив три сборника своих стихотворений. В 1982 году все стихотворения были изданы в одном томе англ. The Complete Poems of Ray Bradbury. На протяжении этого периода жизни Брэдбери также создавал много литературных произведений, далёкой от фантастики, печатался в различных по тематике журналах: от Life до Playboy.

Некоторые из своих ранних рассказов Брэдбери в 1984 году переиздал в специальном сборнике «Воспоминание убийства» (англ. A Memory of Murder), а позже опубликовал детективный роман «Смерть - дело одинокое» (англ. Death Is a Lonely Business, 1985). Также в то время на кабельном телевидении начал выходить сериал «Театр Рэя Брэдбери», в котором были экранизованы многие рассказы писателя. В этот период жизни Брэдбери получил множество наград в области литературы и искусства в целом.

Рэя Брэдбери часто называют «мэтром фантастики», одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя узкими рамками - в жанре фантастики написана лишь часть его произведений. Тем не менее, помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики: Небьюла (1988), Хьюго (1954).

Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с работы над рукописью очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.

Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, ещё до выхода получив высокий покупательский спрос.

В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора.

Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года. В России первым из средств массовой информации в прямом эфире об этом сообщила телекомпания НТВ в девятнадцатичасовом выпуске новостей программы «Сегодня». А в праймовом выпуске новостей в 23:15 смерть классика мировой фантастики была новостью номер один. Российские информационные агентства дали информацию спустя 15-20 минут после программы «Сегодня». Многие американские издания поместили на своих страницах некрологи. The New York Times назвала Брэдбери «писателем, сумевшим превратить современную научную литературу в мейнстрим».

На протяжении всей жизни Брэдбери демонстрировал интерес к науке и говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения. Эти элементы являются отличительными чертами фантастики Брэдбери, которая оказала значительное влияние на литературу, особенно наиболее известные «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Своими живыми, волнующими воображение рассказами, написанными свежим, поэтическим стилем, Брэдбери сумел популяризировать жанр научной фантастики, сделав возможным его своеобразное возрождение.

The New Yorker писал, что Брэдбери был одним из самых читаемых в Советском Союзе американских писателей, наравне с Эрнестом Хемингуэем, Айзеком Азимовым и Джеромом Сэлинджером.


Биография и эпизоды жизни Рэя Брэдбери. Когда родился и умер Брэдбери, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Рэя Брэдбери:

родился 22 августа 1920, умер 5 июня 2012

Эпитафия

«Бродит по космосу южная ночь,
Черные дыры, открытые двери.
Мы с этой ночью похожи точь-в-точь,
Мантру шепчем: Брэдбери-Брэдбери».
Из песни «Брэдбери» группы «Ундервуд»

Биография

Когда он вез свой роман «Марсианские хроники» издателям в Нью-Йорк, у него не было даже денег на поезд, поэтому пришлось ехать на автобусе. А телефоном для связи с литературным агентом ему служил телефон на соседней с домом бензоколонке. Спустя три года он стал всемирно известным писателем, что даже для него самого стало полной неожиданностью.

Биография Рея Брэдбери - это история долгой и счастливой жизни. Это история человека талантливого, влюбленного в свою семью и в свою работу. Он родился в Уокигане, а в 14 лет переехал с семьей в Лос-Анджелес, где закончил среднюю школу и подрабатывал разносчиком газет. У мальчика не было денег на колледж, поэтому его «университетами» стали публичные библиотеки, где он проводил дни напролет. Как писал потом сам Брэдбери, «в 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». Отсутствие образования никак не помешало ему стать известным писателем, внесшим огромный вклад в американскую и мировую литературу. Правда, поначалу молодому писателю приходилось туго - несколько лет его поддерживала жена, так как публикации Брэдбери не приносили семье много денег. С Маргарет Рэй познакомился, что вовсе не удивительно, в книжном магазине, вместе они вырастили четверых детей и прожили в счастливом браке 56 лет - вплоть до смерти Мэгги. Ей писатель посвятил свой роман «Марсианские хроники».

Ему было всего 33 года, когда его настигла всемирная слава - вместе с публикацией романа, сыгравшего важную роль в творческой биографии Брэдбери, под названием «451 градус по Фаренгейту». Спустя несколько лет роман был экранизован. Всю жизнь Брэдбери испытывал особенную любовь к кинематографу - он писал сценарии к фильмам, а также был автором и ведущим цикла передач по собственным рассказам, имевшим большой успех. Трудолюбию Брэдбери мог бы позавидовать любой писатель - каждый год он выпускал по новому роману. Многие из них становились бестселлерами сразу же после выхода. Цитаты Брэдбери - из его книг или интервью - заучивались наизусть. Он стал одним из самых популярных авторов последних десятилетий еще при жизни, но никогда не терял своей увлеченности писательством и не страдал звездной болезнью. В 1999 году он перенес настоящую болезнь - инсульт, после которого оказался в инвалидном кресле, но и это его не останавливало. Так, последняя заметка писателя была написана за неделю до смерти Брэдбери.

Смерть Рея Брэдбери наступила 5 июня 2012 года. Дочь писателя назвала причиной смерти Брэдбери «продолжительную болезнь». Похороны Брэдбери состоялись в мемориальном парке Вествуд-вилледж. Брэдбери выкупил место на этом кладбище за несколько лет до своей смерти. В соответствии с завещанием писателя на могиле Брэдбери были высечены слова «Автор „451 градус по Фаренгейту“». День рождения писателя отмечается его поклонниками как день памяти Брэдбери.

Линия жизни

22 августа 1920 г. Дата рождения Рэймонда Дугласа Брэдбери.
1934 г. Переезд из Уокегана (штат Иллинойс) в Лос-Анджелес.
1937 г. Вступление в «Лигу научных фантастов».
27 сентября 1947 г. Брак с Маргарет Сусаной Маклюр (Мэгги).
1953 г. Издание романа «451 градус по Фаренгейту», принесшего писателю всемирную славу.
1957 г. Выход книги «Вино из одуванчиков».
1962 г. Выход романа «Надвигается беда».
1964-1965 гг. Выход телевизионных шоу по пьесам Брэдбери.
1967 г. Экранизация романа «451 градус по Фаренгейту».
1985-1992 гг. Выход цикла телепередач по мотивам рассказов Брэдбери «Театр Рэя Брэдбери».
1988 г. Получение премии Небьюла.
2000 г. Награждение Брэдбери медалью фонда Национальной книжной премии за вклад в американскую литературу.
2003 г. Смерть жены Брэдбери.
2004 г. Награждение Брэдбери Национальной медалью США в области искусства.
2006 г. Выход последнего романа Брэдбери.
2007 г. Получение Пулитцеровской премии за «глубоко повлиявшую на литературу карьеру непревзойденного автора научной фантастики и фэнтези».
5 июня 2012 г. Дата смерти Рэя Брэдбери.

Памятные места

1. Город Уокеган, штат Иллинойс, США, где родился Рэй Брэдбери.
2. Школа Los Angeles High School, где учился Брэдбери.
3. Лос-анджелесская «Лига научных фантастов» (Los Angeles Science Fantasy Society), в которой состоял Брэдбери.
4. Дом Брэдбери в Лос-Анджелесе.
5. Мемориальный парк The Pierce Brothers Westwood Village, где похоронен Брэдбери.

Эпизоды жизни

Сам Брэдбери и его близкие говорили о том, что при всем своем таланте и интеллекте писатель сохранял характер ребенка, отличаясь любознательностью, способностью каждый день удивляться чему-то новому и интересному. Известная цитата Брэдбери: «Я никогда не слушаю никого, кто критикует мои космические путешествия, мои аттракционы или моих горилл. Когда это происходит, я просто упаковываю моих динозавров и выхожу из комнаты».

Многие поклонники писателя считали, что тот обладает даром предвидения - так, в своих произведениях Брэдбери «предсказал» появление спутникового телевидения, банкоматов, устройств слежения, мобильных телефонов, плоских телеэкранов и многого другого. Сам Брэдбери считает, что он просто родился в удачное время, в эру развития электроники, и все эти изобретения были лишь очевидными предположениями.

Каждый день своей жизни Брэдбери начинал с того, что занимался любимой работой. Писатель считал, что написание нового рассказа продлевает ему жизнь и был уверен, что доживет, как минимум, до ста лет. Брэдбери умер на 92-м году жизни.

Заветы

«Смерть - это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым».

«Нужно постоянно быть в состоянии влюбленности во что-нибудь. В моем случае - в книги, в писательство».

«Что такое Вселенная? Это большой театр. А театру нужна публика. Мы - публика. Жизнь на Земле создана затем, чтобы свидетельствовать и наслаждаться спектаклем. Вот зачем мы здесь. А если вам не нравится пьеса - выметайтесь к черту».


Интервью Рэя Брэдбери российскому телевидению в 2005 году

Соболезнования

«Новость о кончине Рэя Брэдбери немедленно вызвала в памяти многих американцев образы из его произведений, запечатленные в нашем сознании зачастую с юного возраста. Его дар рассказчика изменил нашу культуру и обогатил наш мир. Но Рэй также понимал, что наше воображение может стать инструментом для лучшего понимания, средством для обеспечения перемен и выражением наших заветных ценностей. Без сомнений, Рэй через свои произведения продолжит вдохновлять многие следующие поколения. Наши мысли и молитвы сейчас с его семьей и друзьями».
Барак Обама, президент США

«Если бы я хотел сделать заявление, я бы сказал, что мне его очень не хватает. Я буду рад услышать слова о нем от всех, кто его знал. Его влияние испытали на себе так много художников, писателей, учителей и ученых. Их рассказы о нем всегда очень трогают и успокаивают. Его творчество живет своей жизнью в огромном корпусе книг, фильмов, телесериалов и театральных постановок и, что более важно, в головах и сердцах тех, кто его читал, потому что читать его означало его знать. Он был самым большим ребенком из тех, кого я знал».
Дэнни Карапетян, внук Рэя Брэдбери

5 июня на 92-м году жизни скончался известный американский писатель, легенда фантастики Рэй Брэдбери.

Американский писатель, классик научной фантастики Рэй Дуглас Брэдбери (Ray Douglas Bradbury) родился 22 августа 1920 года в городе Уокигане (штат Иллинойс, США). Второе имя - Дуглас - получил в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса.

Дед и прадед Рэя Брэдбери - потомки англичан-первопоселенцев, приплывших в Америку в 1630 году; в конце XIX века они издавали две иллинойские газеты (в провинции это означало определенное положение в обществе и известность). Отец, Леонард Сполдинг Брэдбери, был служащим компании по производству электроэнергии. Мать, Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.

В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья Брэдбери перебралась в Лос-Анджелес.

Литературой Рэй всерьез увлекся еще в школе. С 9 лет он все свое свободное время проводил в библиотеках. Сочинять начал еще в возрасте 12 лет. К 20 годам он твердо решил, что станет писателем.

С 18 лет он начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

В 1938 году в Лос-Анджелесе Рэй окончил среднюю школу. В колледж ему поступить так и не удалось .

Позже, в 1971 году, вышла его статья под названием "Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на Луне в 1932-м".

Его первый рассказ был опубликован в 1941 году, после чего Брэдбери стал много печататься в журналах. За первым сборником рассказов "Мрачный карнавал" (Dark Carnival, 1947) вышли "Марсианские хроники" (The Martian Chronicles, 1950) - цепь связанных общим сюжетом новелл о прагматиках землянах, эксплуатирующих и развращающих идиллически настроенных марсиан. Роман является классикой научной фантастики и самым известным произведением Брэдбери.

Затем в первых номерах журнала Playboy вышел его роман "451 градус по Фаренгейту" (Fahrenheit 451, 1953). После этого слава Брэдбери разрослась до всемирной. В 1967 году роман был экранизирован режиссером Франсуа Трюффо.

Среди других наиболее известных произведений Брэдбери: поэтичная романизированная автобиография "Вино из одуванчиков" (Dandelion Wine, 1957), романы "Чую, что зло грядет" (Something Wicked This Way Comes, 1962), "Заполночь" (Long After Midnight, 1977), "Смерть - удел одиноких" (Death is a Lonely Business, 1985), "Кладбище для лунатиков" (Graveyard for Lunatics, 1990).

В числе его наиболее значительных сборников: "Человек в картинках" (The Illustrated Man, 1951), "Золотые яблоки Солнца" (The Golden Apples of the Sun, 1953), "Страна октября" (The October Country, 1955), "Лекарство от меланхолии" (A Medicin for Melancholy, 1959), "Механизмы радости" (The Machineries of Joy, 1964), "Электрическое тело пою!" (I Sing the Body Electric, 1969), "Быстрее взгляда" (Quicker Than the Eye, 1996) и "Несущийся слепец" (The Driving Blind, 1997).

Рассказы составляют самую большую по объему часть творчества Брэдбери.

Произведения Брэдбери включены более чем в 800 антологий. Ему принадлежат также поэтические сборники, рассказы для детей, детективы, киносценарии (особое место занимает сценарий фильма "Моби Дик").

Брэдбери выступал как автор и ведущий цикла телепередач "Театр Рея Брэдбери" , включавший 65 мини-фильмов по мотивам рассказов писателя. Съемки сериала проводились с 1985 до 1992 гг.

В 1970-м году Брэдбери написал статью "Девочки налево, мальчики направо - мечта о Лос-Анджелесе", которая вышла в "Лос-Анджелес Таймс". В ней он сетовал на то, что в американской культуре нет понятия "центральной городской площади", которая, по его мнению, делает Париж Парижем и служит местом для семейных и дружеских встреч в мексиканских городах.

Спустя несколько лет общий друг познакомил Брэдбери с известным архитектором Йоном Жерде. За обедом выяснилось, что источником вдохновения для недавно открывшегося сити-молла "Глендейл Галерея" (город Глендейл, штат Калифорния) послужила как раз статья Брэдбери.

Этот обед положил начало еженедельным встречам, во время которых Брэдбери и Жерде разработали несколько концепций для фирмы Жерде ("Жерде Партнершип"). Из них вырос новый сити-молл "Хортон Плаза", построенный в 1985 году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе "Эстетика затерянности". За год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остается самой крупной торговой точкой города.

Брэдбери - лауреат премий О"Генри, Бенджамина Франклина, премии Американской академии, премии Энн Радклифф, премии "Гэндальф". В 1988 году он был удостоен титула "Гранд мастер", год спустя получил премию Брэма Стокера "за достижения всей жизни".

В 2000 году он был награжден медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.

Почетный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния).

В 2007 году удостоен специального упоминания Пулитцеровской премии за плодотворный творческий путь, оказавший большое влияние на литературу.

Брэдбери был женат на Маргарэт МакКлюр (Marguerite McClure). Они поженились 27 сентября 1947 года. Ее руками был набран первый экземпляр "Марсианских хроник". Ей же и была посвящена эта книга. В семье Брэдбери родились 4 дочери. 24 ноября 2003 года Маргарэт МакКлюр не стало.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Необычный, уникальный, неординарный – такие эпитеты можно применить к творчеству выдающегося писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери. Когда берешь в руки его роман или повесть, удивляешься нестандартности написанного. С его героями можно унестись на машине времени в далекое прошлое, шагнуть в другой мир, побеждать силы зла и воевать с врагами. За всю жизнь из-под пера писателя Рэя Брэдбери вышло более восьмисот различных произведений.

Талантливый ребенок родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Его мать, Мари Эстер Моберг, была родом из большого шведского клана Мобергов. Женщина потеряла двух детей (сына и дочь), и поэтому чрезмерно опекала Рэя, не позволяя ему даже при простуде долгое время вставать с постели. Впечатлительный мальчик, обладавший поразительной памятью, с горечью воспринял известие о смерти своего братика и сестрички Элизабет. Это и повлияло в будущем на его рассказы, одна из главных тем которых – уход от смерти в фантастические, вымышленные миры.

Невероятным был тот факт, что Рэй, в отличие от других детей, помнил первые часы после своего рождения. Может, это связано с тем, что на свет он появился переношенным. Мальчик отчетливо помнил и первый снегопад, и то, как его в возрасте трех лет первый раз взяли в кино. Образ урода в фильме под названием «Горбун собора Парижской Богоматери» поразил впечатлительного ребенка.

Отношения с отцом Леонардом Сполдингом Брэдбери и старшим братом у Рэя никак не складывались. Сказывалась несхожесть характеров: Рей Брэдбери сильно отличался мечтательностью и любовью к чтению. Фантастика – один из жанров писателя. В образах героев часто можно узнать членов его семьи. Например, дядюшка Эйнар (его образ представлен в одноименном фантастическом рассказе писателя Брэдбери) существовал на самом деле. Он был любимым из родственников Рэя, его дядей, переехавшим в Лос-Анджелес вместе с семьей. Также из реальной жизни в рассказах взяты имена Биона и тети Невады.

Из-под пера Рэя Брэдбери вышло свыше четырехсот рассказов. Это и «Завтра конец света» (The Last Night of the World), и «Берег на закате» (The Shoreline at Sunset), и «Улыбка» (The Smile), а также «И грянул гром» (A Sound of Thunder) и многие другие. Многие рассказы и повести автор называет цитатами из произведений других известных писателей и поэтов: «Something Wicked This Way Comes» - из Шекспира; «Диковинное диво» - из неоконченной поэмы Колриджа «Кубла(й) Хан»… Удивительно, что автор этих уникальных творений получил только школьное образование, хотя в школе он посещал поэтический кружок, посетителями которого, кроме него, были тринадцать талантливых девушек.

С выбором, кем он хочет стать, юный Рэй определился еще в 12 лет. Упорно, шаг за шагом он осваивает нелегкую профессию писателя, несмотря на Великую депрессию, царившую в Америке.

Начало карьеры писателя

Первой его публикацией стало стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», опубликованное в 1936 году в уокиганской газете.

В 30-х годах семейство Брэдбери переехало в Лос-Анджелес. А в возрасте 20 лет Рэй стал зачитываться произведениями Достоевского, которые были своего рода учебниками для талантливого юноши. Будущий писатель видел образец того, как нужно правильно писать романы.

В 1937 году Брэдбэри вступает в «Лигу научных фантастов», объединение молодых писателей. Спустя время, его первые рассказы можно было увидеть в дешевых изданиях в мягких обложках. Но среди иных произведений они выделялись лиричностью и глубиной мысли.

Первые серьезные работы Рэя Дугласа Брэдбери – это его сборник рассказов под названием «Мрачный карнавал», изданный в 1947 году, а также произведения «Марсианские хроники» и «451 градус по Фарнейту», которые увидели свет в 1950-м. Первое издание «Марсианских хроник» завоевало поклонников таланта писателя: когда он возвращался из поездки (чтобы продать книги, Рэю пришлось путешествовать из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк), его встретила толпа людей, желающих взять автограф.

Если вы не знакомы со знаменитым научно-популярным фантастическим рассказом , предлагаем вам ознакомиться с кратким его содержанием перед прочтением.

Кстати, первый экземпляр книги «Марсианские хроники» был набран руками преданной соратницы и жены Маргарет (и посвящен также ей). С этой женщиной автор уникальных фантастических произведений связал свою судьбу 27 сентября 1947 года. Она придавала большое значение творческой работе Рэя и поэтому со дня женитьбы давала возможность мужу оставаться дома и творить.

Эрудированная и образованная женщина, Маргарет владела четырьмя языками, хорошо знала особенности литературы и отдавала предпочтение некоторым писателям (в числе них Агата Кристи, Марсель Пруст и, конечно же, её любимый Рэй Брэдбери). В браке этой чудесной пары родились четыре дочки: Александра, Сьюзен, Беттина и Рамона. Еще одной серьезной работой Брэдбэри можно считать вышедшую в 1957 году книгу «Вино из одуванчиков» роман, который был составлен из отдельных рассказов. К сожалению, её продолжение, которое называлось «Лето, прощай», сразу не было напечатано по причине, как утверждали редакторы, «незрелости текста». Этот роман увидел свет лишь в 2006 году.

Что же является главным достижением Рэя Брэдбери? То, что он сумел заинтересовать своего читателя новыми жанрами фантастики и фэнтези, которые до того использовались в литературе редко. После 1963 года Рэй Брэдбери, как и прежде, продолжал публиковать рассказы, но, кроме этого, заинтересовался новым жанром – драмой. Следствие этого – первый сборник пьес «The Anthem Sprinters and Other Antics»,посвященный Ирландии, который был выпущен в 1963 году.

Увлечение Брэдбери поэзией проявилось в написании трех сборников, которые в 1982 году быливыпущены в одном томе. За этот период жизни автор создавал много романов и рассказов, далеких от фантастического жанра, публиковался в различных журналах.

Важной составляющей творческой жизни стало для Рэя Брэдбери и кино. Воспитанный на классических голливудских фильмах, писатель-фантаст называет свои рассказы, романы и повести «кинематогрофичными». Кроме того, из-под его пера вышло множество киносценариев, в частности к фильму «Моби Дик», который стал самым успешным.

С 1985 по 1992 год выходит цикл телепередач «Театр Рэя Брэдбери», который состоит из шестидесяти пяти мини-фильмов, снятых по мотивам рассказов Брэдбери. Честь Рэю Брэдбери делает и тот факт, что его творчество как сценариста высоко оценил выдающийся режиссер Сергей Бондарчук.

Последние годы жизни

Когда Рэй Брэдбери был уже в пожилом возрасте, он каждый день писал либо рассказ, либо повесть в надежде на то, что это продлит ему жизнь. Самый последний крупный роман был опубликован в 2006 году. В возрасте 79-ти лет писатель пережил инсульт, в результате чего вынужден был сидеть в инвалидном кресле. Но даже в таком состоянии автор способен был шутить и сохранять бодрость духа. «Представьте себе заголовки во всех газетах мира, – отвечал писатель журналистам, когда ему было девяносто. – Брэдбери исполнилось сто лет! Мне сразу выдадут какую-нибудь премию». Увы, до столетнего юбилея известный писатель не дожил восемь лет. Он умер в 2012 году.

Такова фантастическая судьба прозаика и сценариста, поэта и фантаста Рэя Брэдбери.

Биография и творческая деятельность Рэя Дугласа Брэдбери

5 (100%) 2 votes