В какой сказке есть блюдце с яблоком. Сказка Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Информация для родителей: Серебряное блюдечко и наливное яблочко - одна из лучших русских народных сказок. В ней рассказывается о скромной и доброй девочке Марьюшке, которой отец привёз в подарок волшебное блюдечко. Эта волшебная и поучительная сказка, будет интересна детям в возрасте от 4 до 8 лет. Текст сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» написан увлекательно и приятно, её можно читать на ночь детям. Приятного чтения вам и вашим малышам.

Читать сказку Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Жили-были мужик с бабой. Было у них три дочери. Двух старших любили в обновах по улицам прохаживаться да перед зеркалом красоваться. А младшенькая, Марьюшка перед зеркалами не вертелась – с утра до ночи работала. Весь наряд Марьюшки - сарафан, да русая коса до пят.

Старшие дочери над младшей посмеиваются, наряды свои пёстрые перебирают, да Марьюшку работать за себя заставляют. А Марьюшка молчит, в поле работает, хозяйство ведёт, да по дому прибирается. Так они и жили.

Собрался однажды мужик на базар, сено продавать. Подозвал он дочерей своих и спрашивает:
— Каких вам гостинцев купить, чем порадовать?
— Купи мне батюшка платье нарядное, в шелках да с узорами невиданными – просит старшая.
— А мне привези платье алое, из бархата заморского – просит средняя.

А Марьюшка молчит, ничего не просит. Мужик её сам и спрашивает:
— А тебе гостинец какой надобно, что твои очи Марьюшка порадует?
— А купи мне батюшка яблочко наливное, да блюдце серебряное.

Сестры старшие потешаются над Марьюшкой:
— Зачем тебе яблоко дурочка?! Полон сад у нас яблок наливных одно краше другого! Зачем тебе блюдечко дурочка?! Гусей кормить?
— Нет, сестрички мои, не для этого. Буду яблочко я по блюдцу катать да слова приговаривать, те, что бабушка мне сказала, за то, что я её калачом потчевала.

Мужик на старших сестёр посмотрел с укором:
— Довольно над сестрой потешаться, каждый по сердцу гостинец выбрал!

Уехал мужик на базар, да через несколько дней вернулся, гостинцев привёз дочерям – все как заказывали.

Сестры старшие над младшей посмеиваются, да нарядами своими любуются. А Марьюшка присела и яблочко по блюдцу серебряному катает, да приговаривает:
— Катись яблочко, катись, вокруг блюдца обернись, покажи города и луга, леса и моря, горы и степи, всю землю родную. Вдруг все вокруг ярким светом озарилось, катится яблочко по блюдечку, и не нем вся земля русская видна – красотища неписаная. Увидели сестры старшие чудо невиданное, зависть их одолела. Хотели на наряды свои Марьюшкину игрушку выменять, да та отказала. А покоя не знают, сидят, думают-гадают, как обманом или хитростью блюдечком с яблочком овладеть.

Стали в лес сестру младшую заманивать, мол пойдём в лес по ягоды. Марьюшка согласилась. Идут они по лесу тёмному - ягод не видать. Присела Марьюшка да яблочко на блюдечке катает, а сама приговаривает:
— Катись яблочко, катись, вокруг блюдца обернись, на лужайках и в лесу ягодки пусть вырастут.

Вдруг вся полянка ягодками стала усеяна, только наклонись да собирай. Увидели сестры чудо такое, зависть и вовсе рассудок их помутила. Схватили они палку берёзовую и убили Марьюшку. А когда спохватились, делать было уже нечего. Закопали они сестричку свою младшую под ивой плакучею. Яблочко с блюдечком себе забрали, ягод полные корзины набрали, да до дому пошли. Пришли старшие дочери в дом родной, стали врать отцу:
— Марьюшка в лесу потерялась, мы её найти не смогли, видно волки её погубили.

Опечалился отец, но делать нечего, дочку младшую не воротишь. А в то время пастух молоденький овечку искал потерявшуюся, видит ива стоит плакучая, а под ней земля нарытая бугорком лежит – вокруг цветы луговые, а в серёдке тростник вырос.
Срезал тростник пастушок на дудочку новую, не успел к губам поднести, а дудочка сама заиграла, да песнь запела:
— Пастушок играй, играй, песенку печальную, как сестрички родные меня погубили, как за яблочко с блюдечком, под ивою схоронили.

Пришёл пастух в деревню, а дудочка все играет. Собрался народ диву даётся, вразуметь не может про что дудочка играет, и отец Марьюшкин пришёл, услышал он песнь эту, догадался он о чём дудочка играет. Позвал дочерей старших – те как дудочкину песнь услышали, напугались не на шутку, рассказали все как было.
Заплакал отец:
— Веди нас, пастух, туда, где ты дудочку срезал, а дочерей моих старших свяжите и в лес отведите.
Люди сестёр старших в лес отвели и к дубу вековому привязали. А пастух с отцом могилку Марьюшки отыскали. Откапали её, а Марьюшка будто живая – ещё краше, чем была стала, щёки румянцем налились, будто спит она сном беспробудным.
Вспомнил батюшка, что в царском доме водица живая водится. И отправился он во дворец к царю на поклон, живой воды просить. Приходит мужик во дворец – видит с золотого крылечка царь спускается. Мужик ему в ноги кланяется, все как есть, чистую правду ему рассказывает.
Отвечает царь ему:
— Бери водицу живую для дочери, а затем ко мне возвращайся, вместе с дочкой своей и яблочком с блюдечком.
Откланялся мужик царю, отблагодарил за щедрость великую. И отправился домой с водицей живою.
Пришёл мужик домой и облил водицей живою Марьюшку. Та тотчас и проснулась, да отца обняла. Счастливы отец с дочерью, радуются, но обещано было во дворец к царю вернуться. И пошли они ко двору царскому.
Вышел царь на крыльцо золочёное, смотрит на Марьюшку, любуется. Предстала перед ним девушка-краса, ясно солнышко, русая коса до пят достаёт, глаза цвета чистого неба.
Вопрошает царь у Марьюшки:
— Где же твоё яблочко да блюдечко серебряное?
Достала Марьюшка из ларчика блюдечко и яблочко наливное. Спросила она царя:
— Что увидеть ты Государь желаешь? Армию свою, аль красоту земли русской?

Покатилось наливное яблочко на серебряном блюдечке – войска царские и их мощь, да владения русские и земли бескрайние показывает. Удивился царь чуду невиданному, а Марьюшка ему в дар игру свою предлагает:
— Возьми Царь-батюшка серебряное блюдечко и наливное яблочко, будешь царство своё видеть, да врагов примечать иноземных.
Молвит царь в ответ, разглядев душу Марюшкину добрую:
— Ты гостинец отцовский – чудо дивное, себе оставь, потешайся. А мне лишь ответ твой в подарок сгодится – Хочешь ли ты женой мне стать, да царством со мной вместе править? Сердце твоё доброе народу нашему правдой послужит и мою жизнь приукрасит. Промолчала Марьюшка, лишь улыбнулась скромно и вся разрумянилась, по душе ей пришёлся царь. А в скором времени они свадьбу сыграли, а народ долго помнил царицу Марьюшку, с её сердцем добрым, ведь она о народе заботилась.

Жили себе старик со старухою, родили они себе три дочери. Две девки - умные, а третью - прозвали дурочкой. Отец был рыбаком. Наловил он раз много рыбы и решил ехать в город. Собрался в город за покупками, две умные дочери просят его: «Батюшка, купи нам по шелкутневому сарафану».- «Куплю».

А дурочка ничего не просит. А она не дурочка, а тихая была, вежливая. Звали ее Танюшкой. Пошел отец к ней и спрашивает: «Что же ты, доченька, ничего не просишь? Что купить тебе?» - «Ничего мне, батюшка, не надо».- «Да как же? Сестры твои просят купить шелкутневые сарафаны, а ты ничего не просишь!» - «Купи мне, батюшка, наливное яблочко - золотое блюдечко!»

Справился с делами старик и поехал в город. Приехал он в город. Пошел на базар и купил старшим дочерям по сарафану, а младшей купил наливное яблочко - золотое блюдечко. Купил он все подарки и поехал домой.

Вот он привез дочерям подарки. Старшие, умные дочери, причесали головы, надели сарафаны и пошли гулять, а младшая дочка дома осталась.

Причесала она голову, надела рубашку, села, положила на колени золотое блюдечко, а на него наливное яблочко и сказала:

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

Как сказала она, так все это и явилось: и поля, и моря, и широкие луга, и стрельба, и пальба, и гор красота, и небес высота!

Старшие дочери увидели ее яблочко и блюдечко да и заревновали. Вот они и просят младшую сестру: «Сестрица наша милая, дай нам поиграть наливное яблочко - золотое блюдечко!» - «Поиграйте!»

Взяли сестры наливное яблочко - золотое блюдечко и стали играть. Старшая сказала:

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

Как сказала она, так все это и явилось сестрам: и поля, и моря, и стрельба, и пальба, и широкие луга, и гор красота, и небес высота.

Полюбилось старшим сестрам наливное яблочко - золотое блюдечко, они и стали уговаривать младшую сестру: «Отдай нам, сестричка, наливное яблочко - золотое блюдечко, а мы тебе дадим свои шелкутневые сарафаны!» - «Нет, сестрицы, того нельзя сделать! Наливное яблочко - золотое блюдечко заветный подарочек от батюшки! Просите батюшку - он вам, может, и купит, а шелкутневого сарафана мне не надо».

Крепко осерчали старшие сестры на младшую, а ей не сказывают об этом. Прошло сколько-то времени, когда младшая сестра забыла обо всем, они и стали ее уговаривать: «Пойдем с нами за клубникою в лес».- «Пойдемте, сестрицы»,- отвечает им Танюшка.

Пошла она с ними. Пришли сестры в дремучий лес, взяли и убили ее. Убили Танюшку, зарыли под одним деревом, а наливное яблочко - золотое блюдечко себе взяли.

Пришли из леса домой старшие сестры и гутарят отцу: «А дурочка наша ушла куда-то! А мы ее искали, искали, кликали, кликали, так и не нашли»,- «Куда ж делась она?» - спрашивает отец. «Не знаем... Поди, бирюки растерзали».

Отец-то любил меньшую дочку, души в ней не чаял. Крепко он плакал по Танюшке. Не верит он старшим дочерям, что меньшая заблудилась, а еще больше не верит, что ее нет на свете в живых. Неделю плакал отец, другую и третью плакал, и все не верит, что нет его Танюшки в живых. «Поди, завистницы завели ее в лес да и бросили»,- думает он себе.

В станице был пастух. Он гонял барашков пасти в тот лес, куда сестры Танюшку завели. Гонял, гонял он свое стадо - и набрел в лесу на бугорок-могилку. На могилке той тростинка выросла. Сел он на бугорок отдохнуть, достал ножичек и думает: «Срежу тростинку, сделаю дудочку и буду на ней играть».

Срезал он тростинку, сделал дудочку и затеял играть.

Играет он на дудочке, а дудочка и гутарит:

Было нас всех три сестры,

Ходили мы в лес за клубникою,

За клубникою, за малиною...

Меня сестры родные убили,

Меня сестры родные сгубили

И с белого со света сбыли -

За наливное яблочко,

За золотое блюдечко!

Диву дался пастух. Думает, что ему это почудилось. Вот и решил он еще раз сыграть. Играет он на дудочке, а дудочка гутарит, жалобно так девичьим голоском выговаривает:

Было нас всех три сестры,

Ходили мы в лес за клубникою,

За клубникою, за малиною...

Меня сестры родные убили,

Меня сестры родные сгубили

И с белого со света сбыли -

За наливное яблочко,

За золотое блюдечко!

Пришел вечер, пастух гонит в станицу стадо барашков. Пригнал в станицу, идет по прогону и играет на дудочке, а дудочка гутарит, жалобно так девичьим голосом выговаривает:

Было нас всех три сестры,

Ходили мы в лес за клубникою,

За клубникою, за малиною...

Меня сестры родные убили,

Меня сестры родные сгубили

И с белого со света сбыли -

За наливное яблочко,

За золотое блюдечко!

Услыхал эти слова отец, поспешил к пастуху, просит его: «Дай мне дудочку». Пастух ему дал дудочку.

Вот отец затеял играть на ней, а дудочка сама так и гутарит:

Родимый мой батюшка,

Родимая моя матушка!

Ходили мы в лес за клубникою,

За клубникою, за малиною,

Меня сестры родные убили,

Меня сестры родные сгубили

И с белого со света сбыли -

За наливное яблочко,

За золотое блюдечко!

Тогда стал отец горько плакать. Поплакал и спросил пастуха, где он дудочку такую нашел. Тот ему все рассказал.

Пошел потом отец в лес, нашел бугорок, разрыл землю, видит - Танюшка лежит. Вынул дочь свою, а она мертвая. Принес он дочь домой. Тут ему старуха-волшебница сказала: «Пойди до царя да возьми у него в колодце живой воды. Обрызгай той водой дочку, она оживет».

А старшие сестры-злодейки, как увидали убитую, так и голосить стали. Ревут, голосят, волосы на себе рвут. Боязно им стало.

Отец поехал до царя живую воду из колодца брать, а царь спрашивает: «На что тебе вода?»

Отец-то все царю и рассказал. Тогда царь гутарит ему: «Если девка проснется, то приведешь ее до меня, да нехай все берет с собой!»

Приехал отец домой, брызнул водой на дочь мертвую - она встала. Взял он дочь, наливное яблочко - золотое блюдечко и повез до царя.

Приехали до царя. Царь как глянул на старикову дочку, так и полюбил Танюшку. Заставил царь ее поиграть в наливное яблочко - золотое блюдечко. Взяла Танюшка наливное яблочко - золотое блюдечко и сказала:

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко:

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

Как сказала Танюшка, тут же все и представилось: и поля, и моря, и широкие луга, и стрельба, и пальба, и гор красота, и небес высота.

Тогда царь сказал себе: «Вот такую девку мне в жены взять». Подумал, подумал да и спросил рыбакову дочку: «Пойдешь за меня замуж?» - «Пойду,- отвечает Танюшка,- только, царь-батюшка, пусть мои сестры со мной живут. Мне жалко их, не наказывай! Пускай они с нами жить будут».- «Нехай живут»,- сказал царь.

Повенчался царь. Стали они жить. Живут они и любят друг друга. Царь-то в Танюшке души не чает: и красива она, и увежлива.

Сестры ей завидуют, а поделать ничего не могут. Так и живет рыбакова дочка с царем, а сестры-завистницы злятся. Долго так жили, вот и видит царь разные нехорошие дела за сестрами жены. Терпел он, терпел - да и прогнал их из своего государства. Прогнал и успокоился.

Опосля того царь с Танюшкой стали хорошо жить и поживать да добра наживать.

Я у них в гостях была, мед-пиво пила.

из сказки:
- А тебе что купить, Машенька?

А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко... Стану я катать яблочко по блюдечку да заветные слова приговаривать.

Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.

Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, и полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют.

Катись-катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку,
покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря,
покажи мне гор высоту и небес красоту...
Русская сказка

Баба-яга на ступе летает, помелом след заметает.

Ступа - это вот что:

Мы сейчас говорим - "летающая тарелка", но тогда тарелок в быту не было (неудобно мыть посуду за отсутствием водопровода и Fairy). Кушали из общего котла, ложками, вся семья поочередно. Поэтому нечто выпуклое и округлое напоминало больше всего ступу. Но заметьте - и у нас, и у наших предков ассоциации почему-то одни и те же - кухонные:)

(Кстати, круглая тарелкообразная форма для летательного аппарата и компоновочно и аэродинамически не слишком удобна. Объяснение тут на мой взгляд только одно - движителем или антигравитатором является что-то большое и вращающееся, что и определяет форму судна).

След от ступы - это вот что:

Насчет "заметания помелом". Обратили внимание, что вначале след тоненький и четкий, а потом его разметывает, как пыль веником? А потом след-то и вовсе пропадает! Куда это он пропадает, если вначале явный такой? Для необразованного аборигена, это Баба Яга свой след помелом заметает за собой, чтобы значит по следу ее не нашли...

Блюдо серебряное, на котором города, леса, моря и горы видны.

Блюдо серебряное:

Моря, леса и горы видны:

А что такое яблочко наливное? Которое на блюде катается?

Чтобы найти нужную точку на google-earth, вы сначала должны покрутить планету, повернув ее к себе нужным боком. Вот вам яблочко наливное катается (крутится)
Излишне, полагаю, объяснять, что для аборигена изображение планеты Земля - не означало ровным счетом ничего знакомого и понятного. Что он увидит, если перед ним покрутить на небольшом экранчике "шарик" планеты? Яблочко он увидит, наливное (бока желтенькие местами), и это яблочко катается по блюду (крутится пальцами на тачскрине).

А знаете, как надо было активировать "блюдечко серебряное"? Для этого надо "заветные слова приговаривать". О как! Голосовое управление. Вообще, идея голосовых команд в сказках (все эти "Сим-сим, откройся" - это такой технослед, который просто невозможно не заметить. Никакая архаичная техника этого не может - телеге или мельнице голосом не скомандуешь. Да что там архаичная - еще десять лет назад техника не управлялась голосом...

(Выдумать такое средневековому сказителю совершенно невозможно, да в сказках и нет выдумок, и быть их не могло по определению. Это сегодня сказки играют роль "фэнтэзи для детей". А раньше они заменяли науку историю, заодно вместе с газетами и телевидением. Сказки - это память народа.

Выдумывать сказку для архаичного человека - это все равно, что для нас сознательно врать детям на уроке физики или географии. Вы ведь не будете врать детям в учебнике, верно? Вот и в сказках нет никаких фантазий, разве что неизбежные искажения.)

А знаете, что происходило при включении "блюдечка"? Если слова заветные сказать?
"Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась". Ну как вам? Стандартная мелодия при включении гаджета, а затем включается яркий экран - все как обычно!!

"И бывает нечто, про что говорят - смотри, вот это новое! Но это уже было в веках, бывших прежде нас"
(с) тов. Экклезиаст.

Клубочек волшебный .

Что дает Баба-Яга Ивану Царевичу, чтобы он нашел искомый далекий объект (например, место, где живет Кащей?)

На самом деле речь о треке на экране навигатора. Как выглядит трек на экране? Как линия. Но линия - это абстракция, необразованный человек не знает абстрактных понятий. Как он назовет изгибающуюся цветную линию на экране? Ниткой он ее назовет, ниткой.

А клубочек откуда взялся, думаю теперь понятно. Представьте, рассказчик рассказывает:
и дала Баба-Яга Ивану царевичу штуку такую, с ниткой, и по нитке он шел...
Что за штуку с ниткой? - перебивают его слушатели? Клубок что ль?
А и верно, клубок выходит она ему дала. Вот небось клубок катился и разматывалась нитка-то, а Иван-то царевич по нитке-то и шел... Агась...

Примерно так выглядела нитка в клубочке волшебном, с помощью которого которого Иван царевич путь держал в Кощеево царство:

Что еще интересно:

Что такое серебряное блюдце, клубок, или яблочко, было бы непонятно еще лет десять-пятнадцать назад. А старая сказка описывает поразительно точно даже детали. "Звон серебряный" при включении, и "горница осветилась" от включенного экрана... Ах!

А знаете, где младшая дочь взяла блюдце серебряное? Попросила отца на базаре купить! Вот так вот. А слова заветные - ей старуха подсказала, которую она случаем накормила. Надо думать, старуха и блюдце купить надоумила.

То есть, мы имеем классический Fallaut, когда на базарах городских, посреди кур ощипанных, ножей булатных, сапогов сафьянных и бочек дубовых, продаются еще и антикварные остатки былой технороскоши. Которыми уже и пользоваться никто не умеет. Так, штуковина занятная - а толку вроде ноль, вот никто и не покупает. Но случилось все недавно - оттого и этакие айпады еще на прилавках антикварных встречаются, и старухи древние еще порою помнят, как их включать...

Насколько стара сказка? Я уверен, что невозможна длительная (тысячу-две лет, например) сохранность таких сказок. Сказка описывает, в сущности, бытовуху. Отнюдь не эпические деяния Владимира Красна Солнышко, например, достойные сохранения в веках. Причем бытовуху, совершенно непонятную крестьянину - в отличие от тех же деяний Владимира.

Каждое поколение происходят новые и новые события, причем события для народа действительно важные (не бытовуха). Эти события становятся сюжетами сказок (то есть неписьменной историей, тем, что рассказывают друг другу у костра, или сидя у печи, подрастающему поколению).

Эти события неизбежно будут вытеснять старые непонятные истории, не имеющие никакого внятного смысла. Такие, как эта сказка.
Я клоню к тому, что сказка эта - не очень старая. Она возрастом в несколько поколений вероятно была, когда ее первый раз записали. Но не в пару тысяч лет. А записали ее вряд ли ранее 19 века.

Обратите внимание, все древние гаджеты - при явно сопоставимом с современным уровне технологий - почему-то не имели проблем с батарейкой. Это к вопросу о вечном двигателе и халявной энергии эфира, все такое. Другими словами, если наши технологии доросли до айпада, нам пора бы уже давно и с энергией вопрос закрыть. Ан нет - айпад нам сегодня можно, а вечную батарейку - ни-ни. Качайте нефть.

Ну и последнее. Похоже, прошлый раз все накрылось медным тазом, примерно на нынешнем нашем уровне технологий;)

Про серебряное блюдечко и наливное яблочко

Источник текста: В.А. Гатцук - Сказки русского народа. Издательство "ЭОС", Москва, 1992 г. OCR и проверка орфографии: Старик и море (Официальный сайт Эрнеста Хемингуэя). У мужика с женой было три дочери: Две -- нарядницы, затейницы, а третья -- простоватая; и зовут ее сестры, а за ними и отец с матерью -- дурочкой. Дурочку везде толкают, во все помыкают, работать заставляют; она не молвит и слова, на все готова: и траву полет, и лучину колет, коровушек доит, уточек кормит. Кто что ни спросит -- все дура приносит: "Дура, поди! За всем, дура, гляди!" Едет мужик с сеном на ярмарку, обещает дочерям гостинцев купить. Одна дочь просит: "Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан". Другая дочь просит: "Купи мне алой китайки". А дура молчит да глядит. Хоть дура, да дочь; жаль отцу: -- и ее спросил: "Чего тебе, дура, купить?" Дура усмехнулась и говорит: "Купи мне, свет-батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко". "Да на что тебе?" -- спрашивают сестры. "Стану я катать яблочком по блюдечку, да слова приговаривать, которым научила меня прохожая старушка за то, что я ей калач подала". Мужик обещал и поехал. Близко ли, далеко ли, мало ли, долго ли был он на ярмарке, сено продал, гостинцев купил: одной дочери алой китайки, другой кумачу на сарафан, а дуре серебряное блюдечко да наливное яблочко; вернулся домой и показывает. Сестры рады были, сарафаны пошили, а на дуру смеются да ждут, что она будет делать с серебряным блюдечком, с наливным яблочком. Дура не ест яблочко, а села в углу, приговаривает: -- Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту! Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота. Солнышко за солнышко катится, звезды в хоровод собираются... Так все красиво, на диво, что ни в сказке сказать, ни пером написать! Загляделись сестры, а самих зависть берет: как бы выманить у дуры блюдечко; но она свое блюдечко ни на что не променяет. Злые сестры похаживают, зовут-подговаривают: "Душенька сестрица! В лес по ягоды пойдем, землянички наберем". Дурочка блюдечко отцу отдала, встала да в лес пошла; с сестрами бродит, ягоды собирает и видит, что на траве заступ лежит. Вдруг злые сестры заступ схватили, дурочку убили, под березкой схоронили, а к отцу поздно пришли, говорят: "Дурочка от нас убежала, без вести пропала; мы лес обошли, ее не нашли: видно, волки съели!" Жалко отцу: хоть дура, да дочь! Плачет мужик по дочери; взял он блюдечко и яблочко, положил в ларец и замкнул; а сестры-то слезами обливаются. Водит стадо пастушок, трубит в трубу на заре и идет по лесу овечку отыскивать. Видит он бугорок под березкой в стороне, а на нем вокруг цветы алые, лазоревые, над цветами тростинка. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку, а дудочка сама поет-выговаривает. "Играй-играй, дудочка! Потешай света-батюшку, мою родимую матушку и голубушек сестриц моих. Меня, бедную, загубили, со свету сбыли за серебряное блюдечко, за наливное яблочко!" Люди услышали, сбежались, вся деревня за пастухом идет, пристают к пастуху, выспрашивают: кого загубили? От расспросов отбою нет. "Люди добрые! -- говорит пастух. -- Ничего я не ведаю. Искал я в лесу овечку и увидел бугорок, на бугорке цветочки, над цветочками тростинка; срезал я тростинку, сделал себе дудочку -- сама дудочка играет, выговаривает". Случился тут отец дурочки, слышит слова пастуха, схватил дудочку, а дудочка сама поет: "Играй-играй, дудочка, родимому батюшке, потешай его с матушкой. Меня, бедную, загубили, со света сбыли за серебряное блюдечко, за наливное яблочко". "Веди нас, пастух, -- говорит отец, -- туда, где срезал ты тростинку". Пошел за пастухом он в лесок, на бугорок, и дивится на цветы, алые, лазоревые. Вот начали разрывать бугорок и мертвое тело отрыли. Отец всплеснул руками, застонал, дочь несчастную узнал -- лежит она убитая, неведомо кем загубленная, неведомо кем зарытая. Добрые люди спрашивают: кто убил-загубил ее? А дудочка сама играет-выговаривает: "Свет мой батюшка родимый, меня сестры в лес зазвали, меня, бедную, загубили за серебряное блюдечко, за наливное яблочко; не пробудишь ты меня от сна тяжкого, пока не достанешь воды из колодезя царского..." Две сестры-завистницы затряслись, побледнели -- а душа как в огне -- и признались в вине; их схватили, связали, в темный погреб замкнули до царского указа, высокого повеленья; а отец в путь собрался в город престольный. Скоро ли, долго ли -- прибыл он в тот город. Ко дворцу он приходит; вот, с крыльца золотого царь-солнышко вышел, старик в землю кланяется, царской милости просит. Говорит царь: "Возьми, старик, живой воды из царского колодезя; когда дочь оживет, представь ее нам с блюдечком, с яблочком, с лиходейками-сестрами". Старик радуется, в землю кланяется и домой везет скляницу с живою водою; бежит он в лесок, на цветной бугорок, отрывает там тело. Лишь он спрыснул водой -- встала дочь перед ним живой и припала голубкой на шею отцу. Люди сбежались -- наплакались. Поехал старик в престольный город, привели его в царские палаты. Вышел царь-солнышко; видит старика с тремя дочерями; две за руки связаны, а третья дочь -- как весенний цвет, очи -- райский свет, по лицу заря, из очей слезы катятся, будто жемчуг, падают. Царь глядит, удивляется; на злых сестер прогневался, а красавицу спрашивает: "Где ж твое блюдечко и наливное яблочко?" Тут взяла она ларчик из рук отца, вынула яблочко с блюдечком, а сама царя спрашивает: "Что ты, царь-государь, хочешь видеть: города ль твои крепкие, полки ль твои храбрые, корабли ли на море, чудные ль звезды на небе?" Покатила наливным яблочком по серебряному блюдечку, а на блюдечке-то один за одним города выставляются, в них полки собираются, со знаменами, со пищалями в боевой строй становятся, воеводы перед строями, головы перед взводами, десятники перед десятнями; и пальба и стрельба, дым облако свил, все из глаз сокрыл! Яблочко по блюдечку катится, наливное по серебряному: на блюдечке море волнуется, корабли, как лебеди, плавают, флаги развеваются, с кормы стреляют; и стрельба и пальба, дым облако свил, все из глаз сокрыл! Яблочко по блюдечку катится, наливное по серебряному: в блюдечке все небо красуется, солнышко за солнышком кружится, звезды в хоровод собираются... Царь удивлен чудесами, а красавица льется слезами, перед царем в ноги падает, просит помиловать: "Царь-государь! -- говорит она. -- Возьми мое серебряное блюдечко и наливное яблочко, лишь прости сестер моих, за меня не губи ты их". Царь на слезы ее сжалился, по прошенью помиловал; она от радости вскрикнула, обнимать сестер бросилась. Царь глядит, изумляется; взял красавицу за руки, говорит ей приветливо: "Я почту доброту твою, отличу красоту твою: хочешь ли быть мне супругою, царству доброю царицею?" "Царь-государь! -- отвечает красавица. -- Твоя воля царская, а над дочерью воля отцовская, благословенье родной матери. Как отец велит, как мать благословит, так и я скажу". Отец в землю поклонился; послали за матерью -- мать благословила. "Еще к тебе слово, -- сказала царю красавица: -- не отлучай родных от меня; пусть со мною будут и мать, и отец, и сестры мои". Тут сестры ей в ноги кланяются: "Недостойны мы!" -- говорят они. "Все забыто, сестры любезные! -- отвечает она им. -- Вы родные мне, не с чужих сторон; а кто старое зло помнит, тому глаз вон!" Так сказала она, улыбнулась и сестер поднимала; а сестры в раскаяньи плачут, как река льются, встать с земли не хотят. Тогда царь им встать приказал, кротко на них посмотрел, во дворце остаться велел. Царь во дворце; крыльцо все в огнях, как солнце в лучах; царь с царицей сели в колесницу; земля дрожит, народ бежит: "Здравствуй, -- кричит, -- на многие лета!"

Русская народная сказка.

Раз уехали отец с матерью в поле. Подошла к дому бедная старушка и попросила хлеба. Старшие сестры с ней и говорить не захотели, а Аленушка вынесла старушке калач и проводила ее за ворота.
- Спасибо тебе, девица, - сказала старушка. - За доброту твою вот тебе совет: поедет твой батюшка на ярмарку, попроси его купить тебе для забавы серебряное блюдечко да наливное яблочко. Будешь катать яблочко по блюдечку да приговаривать:

Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

А коль случится нужда у тебя, девица, - помогу тебе. Попомни: живу на краю леса дремучего, и идти до моей избушки ровно три дня и три ночи.
Сказала старушка эти слова и ушла в лес.
Много ли, мало ли времени прошло, собрался крестьянин на ярмарку.
Спрашивает он дочерей:
- Каких вам гостинцев купить?
Одна дочь просит:
- Купи мне, батюшка, кумачу на сарафан.
Другая говорит:
- Купи мне ситцу узорчатого.
А Аленушка просит:
- Дорогой мой свет-батюшка, купи мне серебряное блюдечко да наливное яблочко.
Обещал крестьянин дочерям исполнить их просьбу и уехал. Вернулся он с ярмарки, привез дочерям гостинцы: одной - ситцу узорчатого, другой - кумачу на сарафан, а Аленушке - серебряное блюдечко да наливное яблочко. Старшие сестры радуются подаркам, а над Аленушкой смеются да ждут, что она будет делать с серебряным блюдечком и наливным яблочком.
А та не ест яблочко, села в уголок, катает яблочко по блюдечку и приговаривает:

Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.

Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясное солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются; так все чудесно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Загляделись сестры, взяла их зависть, захотели они выманить у Аленушки блюдечко с яблочком. Но Аленушка ничего взамен не берет.
Задумали тогда сестры отнять у нее блюдечко с яблочком обманом да силой. Похаживают, подговаривают:
- Душенька Аленушка! Пойдем в лес по ягоды, земляничку соберем.
Согласилась Аленушка, отдала блюдечко с яблочком отцу и пошла с сестрами в лес.
По лесу Аленушка бродит, ягоды собирает, а сестры все дальше ее ведут. Завели в чащу, напали на Аленушку, убили и под березой схоронили, а к отцу с матерью поздно вечером пришли и говорят:
- Аленушка от нас убежала и пропала. Мы весь лес обошли, так и не нашли: видно, ее волки съели.
Горько заплакали отец с матерью, а сестры просят у отца блюдечко и яблочко.
- Нет, - отвечает он им, - никому я не отдам блюдечко с яблочком. Пусть будут они мне на память об Аленушке, дочери моей любимой.
Положил яблочко с блюдечком в ларец и замкнул.

Прошло немалое время. Гнал на заре пастушок мимо леса стадо Одна овечка отстала и зашла в лес. Пошел пастушок по лесу овечку отыскивать. Видит, стоит стройная белая березка, а под ней бугорок а на нем вокруг цветы алые, лазоревые, а над цветами тростинка.
Срезал пастушок тростинку, сделал дудочку, и, диво-дивное, чудо-чудное, дудочка сама поет, выговаривает:

Играй, играй, пастушок,
Играй потихоньку,
Играй полегоньку.
Меня, бедную, убили.
Под березку положили,
За серебряное блюдечко,
За наливное яблочко.

Пришел пастух в деревню, а дудочка все поет свою песенку. Люди слушают - диву даются, пастуха выспрашивают.
- Люди добрые, - говорит пастух, - ничего я не знаю. Искал я в лесу овечку и увидал бугорок, на бугорке цветы, над цветами тростинка; срезал я тростинку, сделал себе дудочку, а дудочка сама играет, выговаривает.
Случились тут отец и мать Аленушки, и услыхали они слова пастушка. Схватила мать дудочку, а дудочка сама поет, выговаривает:

Играй, играй, родная маменька,
Играй потихоньку,
Играй полегоньку.
Меня, бедную, убили,
Под березку положили,
За серебряное блюдечко,
За наливное яблочко.

Сжалось сердце у отца и матери, как услыхали они эти слова.
- Веди нас, пастух, - сказал отец, - туда, где срезал ты тростинку.
Пошли отец с матерью за пастухом в лес, и люди с ними пошли. Увидали под березкой бугорок с цветами алыми, лазоревыми. Начали разрывать бугорок и нашли убитую Аленушку.
Узнали отец с матерью дочь свою любимую и заплакали слезами неутешными.
- Добрые люди, - спрашивают они, - кто убил, загубил ее?
Взял тут отец дудочку, а дудочка сама поет, выговаривает:

Играй, играй, свет-батюшка,
Играй потихоньку,
Играй полегоньку.
Меня сестры в лес зазвали.
Меня, бедную, убили,
Под березку положили,
За серебряное блюдечко,
За наливное яблочко.
Ты пойди, пойди, свет-батюшка.
На край леса дремучего,
Там стоит изба тесовая,
В ней живет старушка добрая,
Даст живой воды она в скляночке,
Чуть обрызнешь меня той водицею, -
Пробужусь-очнусь от сна тяжкого,
От сна тяжкого, от сна смертного.

Пошли тогда отец с матерью на край леса дремучего. Шли они ровно три дня и три ночи и дошли до лесной избушки. Вышла на крыльцо древняя старушка. Попросили у нее отец с матерью живой воды.
- Помогу я Аленушке, - отвечает старушка, - за ее сердце доброе.
Дала она им склянку с живой водой и говорит:
- Всыпьте в склянку горсть родимой земли, без того вода силы иметь не будет.
Земным поклоном поблагодарили старушку отец с матерью и пошли в обратный путь.
Пришли в деревню, всыпали, как велела старушка, горсть родимой земли в склянку с живой водой, взяли с собой сестер-лиходеек и в лес пошли. И люди пошли с ними.
Пришли в лес. Спрыснул отец дочку живой водой - ожила Аленушка.

А сестры-лиходейки испугались, белее полотна стали и признались во всем. Схватили их люди, связали и привели в деревню.
Тут собрался народ. И порешили наказать сестер-лиходеек карою страшною - прогнать их с родимой земли. Так и сделали.
А Аленушка вновь стала жить с отцом, с матерью, и любили они ее пуще прежнего.