Франциско Гойя. Портрет семьи Карла IV

Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.

Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают. Каждый шаг - это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. Его цель оказывается полем битвы.

И таким образом перед ним появляется его первый природный враг:
Страх

Ужасный враг, коварный, неумолимый. Он таится за каждым поворотом, подкрадываясь и выжидая. И если человек, дрогнув перед его лицом, обратится в бегство, его враг положит конец его поискам. Человек уже никогда не станет человеком знания.

Он может стать болтуном или безвредным напуганным человеком; но во всяком случае он будет побежденным.

Чтобы одолеть страх, нужно всего лишь не убегать.

Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и еще шаг, и еще. Он может быть полностью устрашенным, и, однако же, он не должен останавливаться.

И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его намерение укрепится. Обучение больше не будет пугающей задачей. Когда придет этот счастливый день, человек может сказать не колеблясь, что победил своего первого природного врага. Это происходит постепенно, и все же страх исчезает внезапно, в один миг.

Тот, кто однажды преодолел страх, свободен от него до конца дней, потому что вместо страха приходит ясность, которая рассеивает страх.

К этому времени человек знает все свои желания и знает, что с ними делать; он может открывать для себя или предпринимать новые шаги в обучении, и все его действия пронизывает острая ясность. Человек чувствует, что для него не существует тайн.

И так он встречает второго врага:

Ясность

Эта ясность, столь труднодостижимая, рассеивает страх, но она же и ослепляет..

Она заставляет человека не сомневаться в себе. Она дает уверенность, что он ясно видит всё насквозь. Но всё это заблуждение. Если человек поддастся своему мнимому могуществу, значит он побежден вторым врагом и будет в обучении топтаться на месте. Он будет бросаться вперед, когда надо выжидать, или он будет выжидать, когда нельзя медлить.

Так, вместо человека знания, человек может стать отважным воином, или, скажем, шутом. Однако ясность, за которую он так дорого заплатил, никогда не сменится вновь тьмой и страхом.

Чтобы избежать поражения, нужно победить ясность и пользоваться ею лишь для того, чтобы видеть и терпеливо ждать, и перед каждым новым шагом тщательно все взвешивать; а прежде всего - знать, что его ясность в сущности иллюзорна.

И однажды он увидит, что ясность была лишь точкой перед глазами*. Только так он сможет одолеть своего второго природного врага и достичь такого положения, в котором ему уже ничто не сможет повредить. И это не будет заблуждение, это будет подлинная сила.

На этом этапе ему станет ясно, что сила, за которой он так долго гонялся, наконец принадлежит ему. Он может делать с нею всё, что захочет. Его желание - закон. Он видит насквозь все вокруг.

Это и значит, что перед ним третий враг:

Сила

Это самый грозный враг. И конечно, легче всего просто сдаться; ведь, в конце концов, ее обладатель действительно непобедим.

Здесь человек редко замечает третьего врага, который уже навис над ним. И он не подозревает, что битва уже проиграна. Он превращен своим врагом в жестокого, капризного человека. Но ни ясности, ни силы он не потеряет никогда.

От человека знания человек побежденный собственной силой отличается тем, что последний умирает, так и не узнав в действительности, что с нею делать. Сила - лишь бремя в его судьбе. Такой человек не властен над самим собой и не может сказать, когда и как использовать свою силу.

Но если человек лишь временно был ослеплен силой, а потом отказался от нее, значит не все потеряно, и он еще пытается стать человеком знания.
Человек побежден лишь тогда, когда он оставил всякие попытки и отрекся от самого себя.

Победить третьего врага нужно пониманием. Человек должен прийти к пониманию того, что сила, которую он, казалось бы, покорил, в действительности ему не принадлежит и принадлежать никогда не может. Он должен утвердиться в неизменном самообладании, трезво и бескорыстно пользуясь всем, что узнал. Если он способен увидеть, что без самообладания ясность и сила хуже иллюзии, то достигнет такой точки, где все будет в его подчинении.

Тогда он узнает, когда и как использовать свою силу. Это и будет означать, что он победил своего третьего врага и пришел к концу своего странствия в обучении.

И тут без всякого предупреждения его настигает последний враг:

Старость

Это самый жестокий враг, которого нельзя победить, можно лишь оттянуть свое поражение.

Это пора, когда человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, пора, когда вся его сила в его распоряжении, но и пора, когда им овладевает неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться.

Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Желание отступить затмит его ясность, перечеркнет всю его силу и все его знания.

Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага.

Одного этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно.

Дж. Верди. Дон Карлос / Giuseppe Verdi. DON CARLOS

«Дон Ка́рлос» (фр. Don Carlos, итал. Don Carlo) - «большая» опера Джузеппе Верди в пяти действиях, впервые поставленная Парижской оперой 11 марта 1867 года. Либретто на французском языке написано Камилом де Локлем и Жозефом Мери по мотивам одноимённой драмы Шиллера (нем. Don Karlos, Infant von Spanien). Однако основой для одного из актов - сцена в Фонтебло - послужила другая новелла на тот же сюжет: «Филипп Второй, король Испании» (Philippe II, Roi d’Espagne), автором которой был французский драматург Эжен Кормон.

Полная версия оперы в пяти действиях с балетом продолжается около четырёх часов и является наиболее продолжительной оперой Верди; при жизни композитора и после его смерти появились многочисленные, более короткие редакции. За пределами Франции опера, как правило, исполняется на итальянском языке в переводе де Лозье.

«Дон Карлос» Верди - пятая по счёту опера под этим названием после сочинений Майкла Коста (1844), Паскуале Бона (1847), Антонио Буццола (1850) и Винченцо Москуцца (1862).

Основа оперы была написана Верди в 1866. Обнаружив, что только музыка к опере будет звучать 3 часа 47 минут, Верди удалил из партитуры два дуэта и диалог Елизаветы и Эболи. Ещё три фрагмента он удалил, когда стало ясно, что парижская опера заканчивается слишком поздно, чтобы зрители из предместий успели уехать на последних поездах. Таким образом, в парижскую премьеру была сыграна первоначальная авторская редакция, исключая шесть фрагментов, но включая балет. Несмотря на первоклассный состав солистов и более чем 200 репетиций, публика приняла премьеру холодно и она выдержала только 43 спектакля. В этот период Верди согласился на дальнейшее сокращение партитуры (исключив сцены восстания), а после его отъезда из Парижа руководство театра выкинуло и другие фрагменты. Таким образом, в 1867 в Париже шло три различные редакции «Дона Карлоса» (все - на французском).

Ещё в августе 1866 Ашиль де Лозье подготовил итальянский перевод либретто де Локля и Мери. Итальянская премьера состоялась 27 октября 1867 в Болонье. Несколько ранее, 4 июня 1867, лондонский Ковент-Гарден поставил «Дона Карлоса» по-итальянски, исключив первый акт и балет вовсе и изменив оставшиеся сцены.

В 1872-1873 Верди переписал заново ранее удалённые сцены дуэта Позы и Филиппа, использовав новый итальянский текст Антонио Гисланцони - это единственный фрагмент «Дон Карлоса», изначально написанный под либретто на итальянском.

В 1882-1884 Верди, зная о многочисленных самовольных сокращениях его оперы, заново перекомпоновал её материал в авторскую четырёхактную редакцию 1884 года (поставлена 10 января 1884 в Ла Скала). Наконец, 29 декабря 1886 в Модене исполнили авторскую пятиактную «итальянскую» редакцию.

Действие оперы начинается в Фонтенбло в 1559 и заканчивается в Мадриде в 1568. Шиллеровский сюжет о любовной связи Дон Карлоса и Елизаветы Валуа, проходящей на фоне реальных исторических событий - вымышлен и не подтверждается историками.

Действие начинает разворачиваться накануне подписания Като-Камбрезийского мира 1559, завершившего итальянские войны. При подготовке мирного договора испанские Габсбурги и французские Валуа решили связать две династии брачным союзом. Елизавета Валуа, старшая дочь Генриха II, заочно обручена с доном Карлосом, её ровесником. Дон Карлос тайно приезжает во Францию для встречи с невестой; двое случайно встречаются в лесу Фонтенбло. Вскоре появляется посол Испании, граф ди Лерма, объявляющий неожиданную и страшную для влюблённых новость - Филипп II разорвал помолвку Карлоса и Елизаветы и сам женится на ней.

Король догадывается об отношениях сына и супруги и поручает присмотр за Елизаветой маркизу ди Поза - верному солдату и при этом личному другу Карлоса. Принцесса Эболи, ревнуя дона Карлоса к королеве, клянётся отомстить им и впоследствии передаёт королю компрометирующие письма. Сам же дон Карлос увлечён идеей спасения Фландрии, разрываемой испанским владычеством и инквизицией - дело доходит до открытого противостояния королю с оружием в руке; ди Поза вынужден арестовать дона Карлоса.

В поисках совета король обращается к Великому Инквизитору, который поддерживает планы короля казнить сына и сам требует жизни ди Позы. Ди Позу убивает неизвестный стрелок, когда маркиз посещает дона Карлоса в тюрьме, предлагая свой план побега. За стенами тюрьмы Инквизитор утихомиривает мадридскую чернь, готовую к восстанию в поддержку дона Карлоса.

В финале оперы дон Карлос, бежавший из тюрьмы во Фландрию, останавливается в монастыре Сан-Джусто, чтобы навсегда попрощаться с Елизаветой: его долг - спасать народ Фландрии. Беглеца настигают король и Инквизитор, но их останавливает лишь призрак короля Карла V. Открытый финал оперы даёт надежду на спасение дона Карлоса. В реальной жизни дон Карлос, действительно арестованный на пути во Фландрию, умер в заключении вскоре после ареста, 28 июля 1568.

Don Carlos - Placido Domingo / Дон Карлос - Пласидо Доминго

Elisаbeth de Valois - Katia Ricciarelli / Елизавета Валуа, королева - Катя Риччарелли

Персоналии

(1) Дон Карлос Старший (1788–1855) - второй сын короля.
(2) Франсиско Гойя.
(3) будущий король Фердинанд VII (1784–1833 - первый сын короля.
(4) Мария Хосефа Кармела Испанская (1744–1801) - сестра короля.
(5) Будущая жена Фердинанда (на момент создания картины неизвестно, кто должен был ей стать).
(6) Мария Изабелла Испанская (1789–1848) - дочь короля.
(7) Мария Луиза Пармская (1751–1819) - жена короля.
(8) Франсиско де Паула де Бурбон (1794–1848) - младший сын короля.
(9) Карл IV (1748–1819) - король.
(10) Инфант Антонино Паскуаль (1755–1817) - младший брат короля.
(11) Карлота Жоакин (1775–1830), видна лишь часть головы - старшая дочь короля.
(12) Людовик I, король этрурский (1773–1803) - зять короля.
(13) его сын Карл Людовик (1799–1883), будущий герцог Пармский.
(14) его жена Мария-Луиза Испанская (1782–1824) - дочь короля.

Придворного живописца Франсиско Гойю сложно обвинить в недостоверности - его картина презрительна, реалистична и беспощадна. Изображённая на ней группа заслужила много эпитетов: духовное убожество, мещанская заурядность, семья лавочников, вульгарность, невежество, вырождение и прочая. Тем не менее, полотно прямиком отправилось в мадридскую Академию изящных искусств Сан–Фернандо, преследований мастера не последовало, а королева даже отпустила по поводу себя шутку.

Но всё же, есть некоторая историческая неточность, не относящаяся к художественным достоинствам картины. На парадном портрете семьи Карла IV не хватает главного героя, разделившего с королевской четой судьбу, государство, изгнание и супружеское ложе. Великий князь Мира, гранд, маркиз, герцог, генералиссимус всех родов войск, премьер–министр Испании, "воспетый" согражданами, как "бычок–осеменитель", злосчастный Мануэль Годой попросту остался "за кадром".

Чего уж греха таить, в 1785 году Мария–Луиза Тереза герцогиня Пармская, будущая королева Испании, была упитанной особой 34 лет, подверженной вспышкам гнева и влиянию пагубных страстей. Обладая властью инфанты и внешностью кухарки, она с удовольствием тиранила фрейлин, шпыняла принца Карлоса и совсем не чуралась случайных связей.

Утонув погожим утром в преданных глазах юного гвардейца Мануэля Годоя, Мария–Луиза почуствовала, как её зрелое тело дрогнуло, а широкая грудь задохнулась в тугом лифе.

Ну же, посмотри, как я хорош, - насмешливо подумал бойкий юноша, почтительно склонившись перед своей госпожой. Этот поклон определил последующее десятилетие жизни всего королевства Испании.

Наследнику скромного дворянского рода Мануэлю Годою только что стукнуло 18. Тот чудесный возраст, когда у юноши пропадают прыщи и появляется возможность умереть за отчизну. Как все гвардейцы он был видный малый, а честолюбие и амбиции плескались через край.

Третьим участником нашего "влюблённого трио" предстояло стать принцу инфанту Карлу испанской династии Бурбонов. Грузный 37–летний мужчина, отягощённый ветвистыми рогами, любил предаваться охоте и долгим ковыряниями в неисправных часовых механизмах, держась подальше от интриг, политики и своей властной супруженицы Марии–Луизы.

Золотой век Испанской колониальной империи канул в лету в августе 1588 года, вместе с разгромом "Непобедимой Армады" к северу от Гравелина. Отныне в море господствовал английский флот, определяя скольким испанским галеонам с золотом суждено добраться до родных берегов, а скольким - пополнить британскую казну. С 1700 года в стране воцарилась отдельная ветвь Бурбонов, исправно снабжающая королевство своими просвещёнными отпрысками. Дошёл черёд и до принца Карлоса. Сумасшествие старшего брата Филиппа и смерть отца, Карла III, позволило наконец 40–летнему инфанту взойти на престол в 1788 году под именем Карла IV. Верной тенью следовал за своим господином новый фаворит его жены - молодой офицер Мануэль Годой. Через три года он уже генерал–адьютант гвардии, а ещё через год, в 1792, 25–летний проходимец садится в кресло премьер–министра Испании с титулом герцога.

Большинство художественных публикаций рисует нам незатейливую картину недалёкого, нерешительного монарха, придавленного властной и озабоченной мадам на фоне юного авантюриста, прибиравшего к рукам всё, что плохо лежит. Некоторые идут дальше, стремительный взлёт Годоя преподносится следствием его страшного сексуального голода(сатириазиса), наложившегося на застарелую нимфоманию Марии–Луизы и скрытый гомосексуализм застенчивого Карла. Отличный сценарий костюмированного фильма "только для взрослых". Но не слишком ли крутой замес для конца века рациональной эпохи Просвещения?

Для того, чтобы понять зачем королевской чете, помимо плотских утех, понадобился бойкий паренёк Мануэль Годой, нужно немного окунуться в водоворот политических событий Испании конца XVIII столетия.

Прогрессивный папаша принца Карлоса Карл III, прослыв в миру умелым политиком, эффективным реформатором и крепким хозяйственником, оставил после себя семь (из 13) выживших детей, богатые колонии и страну, возрождённую из затянувшегося средневековья. Карл III мог бы избежать многих ошибок, главная из которых - дурацкий "семейный союз" с французскими Бурбонами, но нелепая смерть супруги Марии Амалии Саксонской, неудачно упавшей с лошади, лишила его верной и мудрой советчицы.

Жены испанских Бурбонов нередко играли важную роль в политике своих мужей. Не был исключением и Карл IV. Гойя умело подчеркнул эту расстановку сил: Мария–Луиза - в центре семьи и художественной композиции.

В наследство супругам достались две политические силы, определяющие ситуацию в стране: военная арагонская партия и гражданская "партия брыжей". В то время, как Карл–старший умело лавировал между ними, заставляя всех плясать под свою дудку, простодушный наследник умудрился настроить против себя обе могущественные организации. Масла в огонь подлило патологическое стремление нового короля вернуть трон своему французскому кузену Людовику XVI, отрёкшемуся от престола под давлением революционных масс. Ни "арагонцы", ни тем более "брыжи" поддерживать Карла IV в его родственном порыве не собирались.

В сложившейся ситуации, королевская чета всерьёз озаботилась созданием третьей политической силы, преданной только их интересам. Тут они и вспомнили, не по годам хваткого, юного гвардейца Мануэля Годоя.

Продолжение, полное глубоких психологические выводов и лёгкой элегической грусти в комментариях.

У этого термина существуют и другие значения, см. Карл II. Карл II Carlos II … Википедия

Карл V (Карл I) Karl V., Carlos I Портрет Карла V в кресле работы Тициана императ … Википедия

Король Испании из династии Бурбонов, правивший в 1788 1808 гг. Ж.: с 1765 г. Мария Луиза, дочь герцога Пармского Филиппа (род. 1751 г., ум. 1819 г.) Род. 11 ноября 1748 г., ум. 19 янв. 1819 г. До вступления на престол Карл жил совершенно праздной … Все монархи мира

Король Испании из династии Габсбургов, правивший в 1665 1700 гг. Сын Филиппа IV и Анны Марии Австрийской. Ж: 1) с 1679 г. Мария Луиза, дочь герцога Орлеанского Филиппа I (род. 1662 г., ум. 1689 г.); 2) с 1690 г. Анна Мария, дочь Филиппа… … Все монархи мира

Король Испании. См.КАРЛ V, Император «Священной Римской империи» … Все монархи мира

У этого термина существуют и другие значения, см. Карл I. У этого термина существуют и другие значения, см. Карл III. У этого термина существуют и другие значения, см. Карл VII. Карл III Carlos III … Википедия

Из династии Бурбонов. Король Неаполитанский в 1734 1759 гг. Король Испании в 1759 1788 гг. Сын Филиппа V и Елизаветы Пармской. Ж.: с 1738 г. Мария Амалия, дочь короля Польши Августа II (род. 1724 г., ум. 1760 г.). Род. 1716 г., ум. 15 дек. 1788 г … Все монархи мира

Из рода Габсбургов. Король Испании в 1516 1556 гг. Немецкий король в 1519 1531 гг. Император «Священной Римской империи» в 1519 1556 гг. Сын Филиппа I и Хуанны Арагонской. Ж.: с 10 марта 1526 г. Изабелла Португальская (род. 1503 г., ум. 1539 г.) … Все монархи мира

Король Неаполитанский. См. КАРЛ III, Король Испании … Все монархи мира

КАРЛ I Габсбург, король Испании в 1516 1556 годах. Смотри Карл V (см. КАРЛ V Габсбург), император «Священной Римской империи» … Энциклопедический словарь

Книги

  • Цикл "Пираты" (комплект из 2 книг) , Светлов Дм.. Нидерландская революция открывает стране путь к достижению экономического могущества. Парламент принял закон, запрещающий кораблям других стран выходить за пределы Атлантического океана.…
  • Двор Карла IV , Бенито Перес Гальдос. 1807 год. Испания накануне грандиозного восстания. Улицы столицы бурлят и полнятся страшными слухами: принц Фердинанд задумал свергнуть с престола родного отца, Карл IV собирается казнить…

186-летию со дня кончины посвящается

Король Испании Карлос IV Бурбон

До вступления на престол принц Карл жил совершенно спокойной жизнью, а когда сделался королем, то оказалось, что трон и Отечество необходимо неустанно защищать от посягательств тиранов. Монарх же по рождению совершенно был добродушен и приветлив. Больше всего ценил он спокойную жизнь и страшился всего, что могло нарушить ее привычный ритм. До времени именем Царственного супруга управляла страной Августейшая супруга принцесса Мария Луиза (1751-1819), дочь герцога Пармского Филиппа, особа умная, решительная и энергичная. Король и королева браковенчались в 1765 году и прожили вместе 38 лет счастливой семейной жизни. Названными достоинствами королева пользовалась на благо страны. При ней делами занимался также фаворит Мануэль Годой, получивший от королевы титулы герцога Алькудиа и Князя Мира.

Вступив на престол в 1788 году, король Карлос IV стал очевидцем крушения Французской империи и казни несчастного короля Людовика XVI де Бурбон. С 1793 года и в последующие годы больше всего хлопот Монарху доставляла именно охваченная революцией Франция.
Так, в 1793 году Конвент, упоенный кровью казненного Монарха, начал борьбу за всемирные «свободу, равенство, братство» и объявил войну Испании. В 1794 году испанская армия потерпела жестокое поражение в Пиренеях, и в 1795 году король Карл IV принужден был присоединиться к Базельскому миру, уступив Франции половину острова Сан-Доминго. Это дало королевству несколько лет мира, рядом с формирующейся тиранией Наполеона.

Противостояние с Наполеоном

Под угрозой нападения по Сент-Ильдефонскому договору 10 (23) января 1801 года Испания вновь уступила и передала Франции Луизиану в Северной Америке, и обязалась начать войну против Португалии, чтобы принудить ее отказаться от союза с Англией. В награду за эти жертвы герцогство Тоскана была превращена Наполеоном в королевство Этрурию (1801-1807) и отдана инфанту Пармскому Луиджи (1773-1803), Августейшему супругу четвертой дочери короля инфанты Марии Луизы (1782-1824), скончавшемуся вскоре при странных обстоятельствах, после чего герцогство было присоединено к Франции. Что же касается Луизианы, то 5 (18) мая 1803 года Наполеон продал ее США за 80 миллионов золотых франков (15 миллионов долларов). После всего случившегося королю Карлосу IV ничего не оставалось, как поддерживать мир с могущественным и беспокойным соседом. Однако дружба с Францией была тоже очень тяжела для Испании. Кроме того, что диктатор Наполеон постоянно требовал у короля денег, кораблей и солдат для войны с Англией, к тому же он обращался с испанским королем презрительно и высокомерно.

В октябре 1804 года под нажимом императора французов Наполеона I король Карлос IV объявил войну Англии, но эта война не принесла Монарху и Испании ничего, кроме огромных убытков и гибели испанского флота 20 октября (2 ноября) 1805 года в битве при мысе Трафальгар.

Вслед за тем события приняли еще более неблагоприятный оборот.
В 1807 году ненасытный Наполеон предложил королю Карлу IV завоевать и поделить Португалию, которая не желала присоединяться к континентальной блокаде. Уже осенью Португалия была захвачена французскими войсками, но под предлогом военных действий Наполеон направлял в Испанию все новые и новые войска. Французы заняли Сан-Себастьян, Пампелу-ну и Барселону.

В марте 1808 года маршал Иоахим Мюрат (1767-1815) подступил к Мадриду. Только тогда Годой и король Карл IV до конца осознали, что оказались в полной власти своего коварного, ненасытного и подлого союзника. Годой посоветовал Монарху бежать в Севилью, а если потребуется, то в колонии, и оттуда руководить борьбой против французов. Однако приготовления к отъезду Двора не остались тайной для жителей столицы и вызвали в них сильное возмущение. Когда Двор расположился в Аранхуэце, множество мадридцев сбежалось туда, чтобы помешать отъезду короля. К разъяренной черни вскоре присоединились солдаты. Агенты французов решили воспользоваться смутой и захватить в свои руки верховную власть, а потому еще более разжигали возмущение. В ночь с 17 (30) на 18 (31) марта началось восстание, первой жертвой которого сделался Князь Мира. Дворец его был разграблен, а сам он едва избежал смерти. В страхе за собственную судьбу король объявил Годоя отрешенным от всех должностей, но буйство народа не прекратилось. Тогда король Карлос IV понял, чего от него добиваются, и 19 марта (1 апреля) подписал свое отречение в пользу Августейшего сына Фернандо. Известие об этом произвело в столице безумную радость, так что даже занятие города французами прошло почти незамеченным. Однако радость эта была напрасной – страна вскоре оказалась в тяжелейшей оккупации и более 5 лет «платила» за отречение Монарха золотом и кровью испанских солдат, гибнущих в сугробах России. В годы оккупации с марта 1808 по 11 (24) декабря 1813 года Испанией правил младший брат тирана Жозеф Бонапарт (1768-1844).
В конце апреля низложенный король встретился в Байонне с Наполеоном и без сопротивления уступил свои права на престол французскому императору. При этом Монарх вытребовал только два условия: Испания не должна быть разделена и Церковь - оставаться без защиты Монарха. Королю удалось также испросить себе владение замком Компьень и 8 миллионов франков ежегодного дохода. Вслед за тем вместе с королевой и Годоем, низвергнутый король Карлос IV переехал в Компьен. Пробыв здесь некоторое время, он перебрался в Рим и прожил там до самой кончины, последовавшей 19 января (1 февраля) 1819 года на 71-м году жизни.

Августейшая семья и потомки
В счастливом и единственной браке с принцессой Марией Луизой Пармской у Монарха появилось на свет 14 Августейших детей: восемь сыновей и шестеро дочерей. К несчастью, семеро чад скончались в детском возрасте. Наследовал трон испанских Бурбонов пятый Августейший сын Государя, будущий король и кавалер ордена Святого Апостола Андрея Первозванного Фернандо VII (1784-1833), прозванный народом Желанным.

Старшая Августейшая дочь короля принцесса Карлотта (1775-1774) браковенчалась с королем Португалии Жуаном VI Браганса (1767-1826), стала державной матерью девятерых детей, в том числе короля Португалии Педро IV (1798-1834).

Пятая Августейшая дочь короля Карлоса IV принцесса Мария Исабель стала державной супругой короля Обеих Сицилий и Андреевского кавалера Франческо I Бурбон (1777-1830). От этого брака появилось на свет 12 детей, в том числе будущий король Обеих Сицилий Фернандо II Бурбон (1810-1859).

Пресс-служба Единого Отечества