Ф тютчев ты клонишь над водами. Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И

«Что ты клонишь над водами…» Фёдор Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Анализ стихотворения Тютчева «Что ты клонишь над водами…»

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни - появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры « », вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.

как могут быть связоны между собой части сложного предложения ».

Искать только «поработай над своей устной научной речью.погатовь...

текст ученый петя надо найти 7 слов с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова. строчки:вот сидит перед вами петя,онн умнее всех на свете

все он знает понимает,все другим он обьясняет. приходили дети к пете говорили дети пете: петя,петя ты ученый говорят они ему:облестает лист зеленый объясни нам почему?! и ответил петя; дети! хорошо, я объясню. лист зеленый облетает, по траве сухой шуршит потому что он плохими к ветке нитками пришит.услыхали это дети если ты все знаешь петя если ты умнее всех расскажи ка нам про снег не поймем зачем зимою снег на улицы валит и над белою землею больше зяблик не летит? и ответил петя; дети! ладно ладно расскажу знаю очень хорошо снег зубной порошок но особый интересный не земной а небесный зяблик больше не летает как известно оттого крылья примерзают у него. услыхали это дети,уживились: что ты петя неужели в самомо деле в самом деле оттого? и тогда сказали дети хороши ответы эти, но ответить на вопросы мы еще тебя попросим: видишь стали дни короче и длиннее стали ночи.? почему ответь,потос вся река покрыта льдом? и ответил петя:дети! так и быть уж,объясню. рыбы в речке строят дом для своих детишек и покрыли речку льдом он им вместо крыши оттого длиннее ночи оттого короче дни,что мы рано стали очень зажигать в домах огни.услыхали это дети,засмеялись:что ты петя неужели в самом деле в самом деле оттого?как вы думаете дети а не врет ли этот ПЕТЯ?

собака(или кошка,или другой питомец,который живёт у вас дома).Какое настроение у тебя бывает,что ты чувствуешь,о чём думаешь.Используй предложения с однородными членами,сложные предложения с союзом и,а,но.К этой работе,конечно,нужно сначала подготовится.

Вот сидит перед вами Петя,он умнее всех на свете всё он знает,Понимает,Всё другим он объясняет Подходили дети к Пете Говорили с Петей дети Петя Петя ты

учё Говорят они ему облетает лист зелёный объясни нам почему И ответил Петя Дети Хорошо Я объясню Лист зелёный облетает По траве сухой шуршит Потому что он плохими К ветке листьями пришит Услыхали это дети И сказали Что ты Петя Неужели В САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ТАКИ опять сказали дети Если ты всё знаешь Петя Если ты умнее всех Расскажика нам про снег Не поймём-зачем зимою Снег на улице валит И над белую землёю Больше зяблик не летит И ответил Петя Дети Ладно ладно Расскажу Знаю очень хорошо Снег-зубной порошок но особый интересный Не земной а небесный Зяблик больше не летает как известно оттого Крылья к туче примерзают Примерзают у него Услыхали это дети Удивились Что ты Петя Неужели В самом деле В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО Хороши ответы эти Но ответь на вопросы Мы ещё тебя попросим Видишь стали дни короче И длиннее стали ночи Почему ответь потом Вся река покрыта льдом И ответил Петя Дети Так и Быть уж объясню Рыбы в речке строят дом Для своих детишек И покрыи речку льдом Он им вместо крыши Оттого длиннее ночи Оттого короче дни Что мы рано стали очень Зажигать в домах огни Услыхали это дети Засмеялись Что ты Петя Неужели в самом деле В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО как вы думаете дети а не врёт ли этот Петя найди и выпиши семь слов с орфограммой проверяемые безударные гласные в коре слова орфограмму подчекнуть найди и выпиши слово с орфограммой Непроизносимые согласные в корне слова

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам

медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова,которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова,из которого можно определить его падеж.Этот падеж?а)Р.п б)В.п

/ / Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Что ты клонишь над водами...» и Фета «Сядем здесь, у этой ивы...»

В творчестве А. Фета и Ф. Тютчева прекрасны не только панорамные картины природы, но и стихи, сфокусированные на отдельных деталях пейзажа. Подтверждением этому являются стихотворения «Что ты клонишь над водами.» и «Ива».

Произведение «Что ты клонишь над водами...» Ф. Тютчев написал в 1935 году. Особенность стиха, по мнению литературоведов, – фольклорные мотивы. В центре авторского внимания ива. Дерево низко склонило ветви над водой, поэту кажется, что оно ловит струю. Листики трепещут над струей, но она лишь смеется над ними и бежит, плеща, дальше.

Образы ивы и струи воды символические. Ива – человек, струя – человеческая жизнь, время. Человек пытается остановить быстротечные минуты и часы, но они убегают вдаль. Человеческая душа трепещет над жизнью, как листья ивы. Можно толковать образы-символы и несколько по-другому. Ива напоминает девушку или парня, страдающего от безответной любви. Струя же – объект воздыхания. Таким образом, Ф. Тютчев за картинами природы скрывает философские и пейзажные мотивы.

Стихотворение «Ива» вышло из-под пера А. Фета в 1954 году. Описание дерева в данном тексте служит фоном для раскрытия классического мотива свидания. В начале произведения лирический герой обращается к неизвестному собеседнику: «Сядем здесь, у этой ивы». После этого он начинает рассматривать иву, поражаясь «чудными извивами на коре вокруг дупла», сочными ветвями и листьями. Вода под деревом также необычная, напоминает дрожащее стекло с золотыми переливами.

Красивая пейзажная зарисовка продиктована не столько увиденным, сколько настроением лирического героя, сердце которого пленено любовными чувствами. Подтвержденьем этого является последняя строфа. В воде герой видит отраженье лица любимой, душа влюбленного радуется, что горделивый взгляд девушки стал мягче.

Пейзажные, философские и интимные мотивы в стихотворениях Ф. Тютчева и А. Фета раскрываются при помощи художественных средств. В стихе «Что ты клонишь над водами...» главную роль играет олицетворение: «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?», «струя бежит… смеется над тобой». Сравнений и эпитетов в тексте немного. В произведении «Ива» привлекают внимание красивые, сочные сравнения: «ветви, как зеленый водопад», «как живые, как иглою… листья воду бороздят». Также А. Фет широко использует метафоры: «золотые переливы струй дрожащего стекла», «в этом зеркале под ивой».

Стихотворения разные по композиции. Стих «Что ты клонишь над водами...» состоит из пяти-, двустишья и терцета, а «Ива» – из двух шестистиший и двух терцетов. Все строфы относительно завершенные по смыслу. Произведение А. Фета написано хореем, а Ф. Тютчева – анапестом, поэтому стихи отличаются по ритму, темпу и настроению. А. Фет оживляет текст восклицательными предложениями, ф. Тютчев же употребляет риторический вопрос и оборванные синтаксические конструкции, усиливая философское звучание стиха.

Центральный образ обоих стихотворений – ива. Авторы показывают красоту дерева, интерпретируя ее в соответствии с ключевым мотивом.

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою!

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..


Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей…

Но струя бежит и плещет

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 2.

Первая публикация - Совр . 1836. Т. IV. С. 34 под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XVII, с общей подписью «Ф.Т.». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 5–6; Изд. 1854 . С. 7; Изд. 1868 . С. 10; Изд. СПб., 1886 . С. 102; Изд. 1900 . С. 102.

Печатается по автографу.

Записано в автографе под цифрой 2; под цифрой 1 - «В душном воздуха молчанье…» (см. коммент . С. 401). Характерная особенность синтаксического оформления текста - частое использование многоточий; 2-я строка заканчивается восклицательным знаком и дополнительной точкой, как бы незавершенным многоточием; 5-я - вопросительным знаком и многоточием (четырьмя точками), 7-я - многоточием (здесь снова четыре точки), 10-я - многоточием (пятью точками). Это обилие точек в конце строк могло ассоциироваться в поэтическом сознании автора с бегущей струей, движением поэтической эмоции; это и знак недосказанности, широкого внетекста, простора для читательского воображения. В написании стихотворения заметно стремление начинать с прописной буквы слова «Макушку», «Струю», «Струей», «Солнце», «Смеется». Прописные буквы в словах, обозначивших главных персонажей сценки, намекают на аллегорический подтекст образов (мотив девичьей обиды), создают мифологическую подоснову картинки.

В списке Муран. альбома (с. 6) многоточия не воспроизведены, в конце 2-й строки - запятая, в 5-й - только вопросительный знак, в 7-й - запятая, в 10-й - точка. Прописных букв нет.

История публикаций свидетельствует о стремлении приблизиться к автографу в передаче знаков препинания, отражающих движение тютчевского поэтического чувства. Ближе всего к автографу в этом отношении Лирика I .

Датируется, как и стих. «В душном воздуха молчанье…», 1830-ми гг.

Н.А. Некрасов отмечал: «Ничего не прибавляем в похвалу этому стихотворению. Заметим только одно, что, несмотря на всю разность содержания, оно напомнило нам стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий», которому оно, по нашему мнению, нисколько не уступает по своему достоинству» (Некрасов . С. 208). Он обратил внимание на чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то, поиск, связанный с образом движущейся воды. Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквами «К. Т.» (Красота. Тютчев) (ТЕ . С. 145).