Эссе на тему “Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.” Г. Фрейтаг (ЕГЭ обществознание)

Как мы видели, статус - основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнить по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как чело­век, занимающий данную позицию, использует свои права и выполня­ет предписанные обязанности, относится уже не к структуре, а к куль­туре, так как речь идет о поведении.

Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль - динамическая, т.е. поведенческая сторона статуса.

Поскольку роль мы рассматривали до сих пор как элемент структуры, то можно предположить, что статус можно рассматривать в качестве элемента культуры. Иногда это так и делают. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведе­ния, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

Статусная роль

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если из­мерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, до­хода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответ­ствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего по­ложения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполне­ние данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статус­ной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто сто­ит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он бу­дет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, пусть это будет сделано в форме нео­добрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая дан­ному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Статусные права

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые от­личают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оцени­вает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической по-

зицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость сту­дентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается нака­занию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, ко­торыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: "Я не знаю этого". Подо­бное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Статусный диапазон

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а ста­тусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает неко­торый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "акаде­мическими свободами": независимость суждений, свободный выбор те­мы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных осо­бенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя со­всем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики или биологии.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведе­ния. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее не­формальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Статусные символы

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят спе­циальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского на­селения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отли­чия, которые определяются иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются нагрудными знаками, погонами, голо­вным убором, цветом и формой одежды.

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы зна­ем по опыту, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Цилиндр ассоциируется у нас с английским лордом, фу­файка - с русским крестьянином, трусы и майка - со спортсменом; перечисление этих ассоциаций можно продолжить.

Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, же­сты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например, в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необхо­димости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию). Кроме того, они маркируют род войск.

В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул "профессор" значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его скорее за личные качест­ва и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор де­монстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетент­ность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, захо­дя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус - покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.

Статусные обязанности

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обя­занностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обя­зывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обя­зывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствую­щий социальным стандартам одного с ними круга людей.

В закрытом обществе - кастовом или сословном - контроль за со­блюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Наблюдаются различия не только между обществами, но и между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в боль­шей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгна­ния из своей среды. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко за­вершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее нака­зываются их нарушения. В Полинезии до не давних пор существовал обычай, по которому проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить или съесть.

Статусный образ

Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как дол­жен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается су­допроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ста­вит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на са­довом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусно­му образу.

Статусная идентификация

Статусная идентификация - это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом. В викторианской Англии профессор, входивший в аудиторию, облачался только в мантию. Сегодня его по­ведение более свободное, тем не менее и по отношению к нему выпол­няются определенные требования. Так, обязательным атрибутом дол­жен быть костюм с галстуком. Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистан­цироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно. Современной системе образования свойственны скорее партнерское взаимоотношение студентов и преподавателей, свобод­ный академический диалог и взаимная критика позиций, нежели мен­торское поучение взобравшегося на кафедру непререкаемого ав­торитета.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фа­ мильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая ди­станция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную но­гу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают. Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он так­же фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчи­ненным не фамильярничает, а грубит. Случаи, когда человек относит­ся одинаково терпимо к фамильярности и к грубости, свидетельствуют о низком уровне идентификации со своим статусом.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свиде­тельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньши­ми талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знаю­щий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным

инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, - пример низкой иден­тификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост, но обходится без служебной машины, то это пример низкой иден­тификации с социальным статусом.

Автор своим высказыванием затрагивает проблему взаимосвязи социального статуса и ролевой свободы. Автор своим высказывание хотел сказать нам, что социальный статус и ролевая свобода тесно взаимосвязаны между собой. Автор отмечает, что чем выше статус человека, тем более его ролевая свобода.

Прежде чем разобраться с моим мнением по этому вопросу, хотелось бы разобраться с терминами. Так, под социальным статусом понимается место человека в системе общественных отношений. Обильная роль - это ожидаемое поведение человека, ассоциирует с его социальным статусом. Следовательно, социальная роль предписывается определенном социальному статусу. И если меняется социальных статус, то меняется и социальная роль.

Я согласен с данным утверждением.

В качестве примера можно привести положения действующей конституции РФ. Так, если обратиться к высшему тащусь гражданина РФ, то. Есть к президенту страны, то мы увидим, что у него много полномочий, причем весьма серьезных. Его ролевая свобода охватывает назначением председателя правительства, представление государственной думе кандидата на должность председателя ЦБ, представление совету федерации кандидатов на должности судей конституционного и верховного судов, а также генерального прокурора.

Обратимся к истории. Статус с ролевой свободой еще был тесно связан и в Древней Руси. Так у помещика было более развита ролевая свобода, нежели у крестьян, которой у них практически не было. Так помещик мог продать крестьянина, обменят его или даже убить.

Тем самым, проблема очень даже актуально. Ведь не существует такого общества, в котором не было бы власти. Ну а наличие власти, всегда будет порождать дифференциацию общества и различную социальную ролевую свободу.

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя оп ределенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения. Почему именно по ведения? Разве высокий статус не выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах недвижимого имущества?

Иногда именно поведение становится наиболее ярким при знаком проявления того или иного статуса, его отличитель ной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество – все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры поведения нельзя снять или одеть. Они – продукт воспитания всей жизни и характеризуют внутреннее благород ство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах человек обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. В США и Европе высший класс одевается даже скром нее, нежели средний. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

1. приобретение статуса;

2. поведение в статусном положении;

3. потеря статуса.

Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более же сткого соответствия, чем статус давно приобретенный. Профессор со стажем, давно получивший признание студентов и коллег, может одеваться очень свободно, но только что полу чивший профессорское звание доктор наук стремится выглядеть с иголочки.

Человек, чувствующий, что его уровень жизни упал и ему трудно поддерживать прежний статус, будет хвататься за малейшую возможность удержаться в прежнем положении, чем позволит себе поступки, соответствующие более низкому ста тусу, в котором он, быть может, уже оказался благодаря уда рам судьбы. Можно считать это динамикой статусного несо ответствия.

Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники ста раются всеми силами удержаться на уровне жизни прежнего класса. Подобное поведение присуще и рабочим. Высококва лифицированный рабочий даже в моменты безденежья редко берется за неквалифицированную работу. Взяться за непрес тижную работу означает потерять социальное достоинство. Именно так поступали английские рабочие в XIX веке: «В наи более плохие для промышленности годы, когда тысячи меха ников или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предприниматель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обидное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положения, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных работников или исполнять какие-либо случайные ра боты за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать» .



Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблюдаются и в XX веке. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 90-е годы XX века безработные – быв шие инженеры, учителя, врачи – не соглашались на непрес тижную работу. Они либо ждали подходящего случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифи цировались на такие занятия, которые считали достойными. Зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись со циально значимыми символами и статусными приличиями, большинство современных безработных не желает.

Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе очень сильно различается. В вождестве ста тусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди имеют необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до пятидесятого поколения предков. Как считалось, все люди в вождестве являются родственниками друг друга, так как весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.

Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Что касается степеней старшинства, то они вычисляются та ким сложным способом, особенно на некоторых островах, что их количество равно общему количеству членов рода. К при меру, положение третьего сына ниже, чем положение второ го, который в свою очередь стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним бра та, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, имеющий са мый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю. В такой системе родовых отношений каждый, вклю чая вождя, должен делиться со своими родственниками.

Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или увольнение служащего, особенно высокопостав ленного.


Фрейтаг рассматривает в своем высказывании проблему сущности статуса и роли, а именно соотношение социального статуса и ролевых ожиданий общества. Данная проблема актуальна в условиях жесткой дифференциации общества.

Публицист убежден в том, что в современном обществе злоупотребление должностными полномочиями стало постоянным явлением. Автор говорит о важности соблюдения ролевых предписаний.

Важно, чтобы общество воспринимало этот факт не как данность, нужно вырабатывать социальное неодобрение подобного поведения, всяческое порицание, для его устранения.

Статус напрямую связан с ролью. Статус - . Роль -.

Я считаю, что нужно ужесточить ответственность за совершение преступлений, связанных с коррупцией: я считаю, что лишение свободы должно быть приоритетным при вынесении приговора по статьям 290, 291 УК РФ, (вне зависимости от суммы), проводить полную конфискацию имущества. Только так мы сможем добиться того, чтобы чиновники и другие лица не выходили за рамки своих полномочий.

Так, много примеров из жизни можно привести для того, чтобы показать, что в России данная проблема является очень частым явлением и с ним нужно бороться. Так, богатые родители по блату устраивают своих детей на работу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы