Эпидемия смеха в танзании.

(ныне Танзания) .

Эпидемия началась 30 января 1962 года в деревне Кашаша, в женской школе-интернате , которую открыла христианская миссия . Три ученицы начали бесконтрольно смеяться и плакать, их смех заразил 95 из 159 школьниц, возрастом от 12 до 18 лет . Смех продолжался от нескольких часов до 16 дней. На учителей смех не распространялся, но ученицы не могли удерживать внимание на учёбе, из-за чего 18 марта 1962 года школу временно закрыли . 21 мая занятия попытались возобновить, но это не удалось сделать (эпидемия к тому моменту уже выбралась за пределы деревни) .

После закрытия школы учащихся отправили по домам, и эпидемия распространилась на соседнюю деревню Ншамба . В апреле и мае 217 человек испытывали приступы смеха, большинство из них - дети и молодые люди. В июне смехом заразились 48 учениц средней школы для девочек Рамашене (Ramashenye), находящейся близ города Букоба .

На школу, в которой началась эпидемия, подали в суд. Бесконтрольный смех охватил в некоторой степени все школы Кашаши и соседней деревни . Эпидемия кончилась через 18 месяцев после начала . Кроме смеха сообщалось о сопутствующих симптомах: болях, обмороках , метеоризме , проблемах с дыханием, сыпи , приступах плача и криках . Всего было закрыто 14 школ, более 1000 человек попали под действие эпидемии .

Одной из возможных причин возникновения эпидемии смеха называют сочетание плохих условий содержания школьниц (неудобные стулья, общежитие без окон и строгость учителей) и невозможности выразить протест; смех был одним из безобидных способов пожаловаться на окружающую действительность .

Напишите отзыв о статье "Эпидемия смеха в Танганьике"

Примечания

Литература

  • Schmidt S. , Schmidt A. . - University of Arizona Press , 2014. - С. 19. - ISBN 9780816530779 .
  • Provine R.R. . - Penguin Group US, 2001. - ISBN 9781101659250 .
  • McGraw P. , Warner J. . - Simon&Schuster, 2014. - 67-75 с. - ISBN 9781451665413 .
  • Трауберг Л.З. . - Искусство, 1988. - С. 246. - (Избранные произведения в двух томах).
  • Бутовская М.Л. . - Научный мир, 2004. - С. 76.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эпидемия смеха в Танганьике

– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.


В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.


30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.
Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.


Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.


Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.


Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».


Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.


Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.


В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.


К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.

Изучены, и далеко не все лекарства придуманы.

Наш мир порой бывает очень странным, и болезни в нем не исключение.

Ниже предлагаем ознакомиться со списком самых странных зафиксированных эпидемий в истории.


Сонная болезнь

1915-1926 годы


Примерно в то время был смертельный испанский грипп (1918-1920 года), а также еще одна свирепствующая болезнь, про которую многие забыли. Данная болезнь была официально названа летаргическим энцефалитом, на пике своем убившая около 1 млн. человек, тогда как миллионы других людей были парализованы.

Хоть ее и назвали "сонная болезнь", однако недуг имел множество симптомов, включающих боль в горле и судороги. В конце концов, зараженный человек впадал в кому или же умирал: смертность летаргического энцефалита достигала 40%.

Ужасная эпидемия закончилась в 1926 году, причем до сих пор не понятно, что стало ее причиной, и как нужно было лечить эту "сонную болезнь".

Эпидемия танцев


В июле 1518 года странная эпидемия танцев напала на город Страсбург (Франция). Это началось с женщиной по имени фрау Трофея (Troffea), которая начала танцевать на улицах без причины, причем и без музыки. В течение недели 34 других человека присоединились к ней. А уже к августу странных людей было 400.

В такие танцы вовлекли даже музыкантов, дабы люди хотя бы танцевали под музыку, и это все не выглядело бы так жутко. Но дальше было еще хуже: все эти "танцоры" не останавливались вплоть до того, что их ноги истекали кровью. Люди начали умирать от сердечных приступов.

Всех, кто имел симптомы этой эпидемии, переместили в горы, где они молились за свою жизнь. В конце концов, большинство выжило. Долгое время предполагалось, что эпидемия танцев была связана с проклятием, насланным служителями собора Святого Вита, однако современные историки склонны относить болезнь к массовой истерии.

Укус насекомого или истерия?


В 1962 году у женщины, работающей на текстильной фабрике в южной части США, вдруг появились сыпь и лихорадка. Она утверждала, что была укушена июньским жуком (хрущ июньский).

В течение нескольких дней у десятков других людей на том же заводе также проявились подобные симптомы, вследствие чего многие работники были госпитализированы, даже если не были укушены. Завод был эвакуирован, но нашли там лишь двух таких жуков.

Также на территории предприятия не было обнаружено никаких опасных химических веществ, которые могли бы привести к такой болезни. Позже было установлено, что это была стресс-индуцированная массовая истерия.

Странная болезнь


А вот болезнь-эпидемия, которую никак нельзя списать на истерику, но ее причина до сих пор неизвестна. Существуют споры относительно того, имеет ли эта болезнь вообще место. Она названа "болезнь Могеллонов" биологом из Университета штата Массачусетс, город Бостон, США, Мэри Леито (Mary Leito).

Эпидемия поражает, прежде всего, белокожих женщин среднего возраста, но на нее пожаловался и сын Мэри Леито, которая стала изучать данный недуг. С тех пор десятки тысяч людей со всего мира утверждали, что поражены "болезнью Могеллонов", в их числе и певица Джони Митчелл.

Симптомы странной болезни варьируются от зуда или жжения и появления крошечных волокон на коже до потери памяти.

Тем не менее, исследования указывают, что большинство из этих волокон являются обычным хлопком из бинтов. Также не обнаружено никаких вирусов или каких-либо заболеваний, связанных с экологическим загрязнением среди обитания больных. Возможно, это некий вид психического заболевания.

Но существует много людей, считающих, что "болезнь Могеллонов" - физическое состояние, а врачи до сих пор пытаются понять суть эпидемии.

Эпидемия смеха


30 января 1962 года в Объединенной Республике Танзания три девушки начали смеяться над шуткой. Этот смех через несколько минут распространился по всей школе, влияя на 60% учащихся, а затем и за пределы школы.

Сообщалось, что многие жители города смеялись непрерывно в течение года , при этом смех сопровождался слезами, обмороками, а иногда и появлением сыпи на теле. Были даже вынуждены закрыть несколько школ, чтобы остановить эту эпидемию.

Данная эпидемия, по сей день остающаяся единственной в своем роде, считается живым примером психической эпидемии.

Эпидемия в Африке


Эта необычная эпидемия в настоящее время распространяется на детей в Африке. Необычный недуг также уже появился в Танзании.

Болезнь выглядит так: дети в возрасте 5 - 15 лет могут упасть головой вперед с судорогами или без. Обычно это происходит во время принятия пищи. Один исследователь даже заметил, что подобное поведение детей наблюдается при принятии незнакомой пищи, такой как шоколад.

В 1962 году в Танганьике (ныне Танзания) произошло нечто странное - ученики одной из школ начали беспричинно смеяться. Смех перерос в настоящую эпидемию и распространился дальше: в соседние деревни и города. До сих пор ученые пытаются найти причину диковинного явления.

30 января 1962 года три девочки начали смеяться посреди урока в школе в деревне Кашаша, Танганьика. Учитель отправил смеющихся учениц во двор, чтобы восстановить порядок в классе.

Во дворе девочки продолжали беспричинно смеяться. Другие ученики смотрели на их безумие. Один за другим школьники начали смеяться. Но глаза их вовсе не улыбались. Это был смех как проклятие. 50 лет спустя местный мусульманский священнослужитель рассказал американскому журналисту, что так духи предков проявляют свою силу.

Смех распространялся. В конце концов 95 из 159 учеников школы заразились смехом. Наряду с хихиканьем девушки беспрерывно плакали. Они сопротивлялись, когда взрослые пытались удержать их. Чиновники закрыли школу и отправили пораженных эпидемией девушек домой в свои деревни.

А смех распространялся дальше: в соседнюю деревню Ншаба, город Букоба - и дошел до соседней Уганды. Первый отчет о феномене в 1963 году написали П.Х. Филипп, местный медицинский работник, и А.М. Рэнкин, профессор Колледжа Университета Макерере. Они считают, что эпидемия продолжалась шесть месяцев. Другие источники утверждают, что она длилась год, два или даже больше. Эпидемию «подцепили» около тысячи человек, большинство из которых были молодыми женщинами и девочками.

Профессор психологии Роберт Провайн занимался изучением этого феномена. Он и его сотрудники записали более 1000 реальных «эпизодов смеха» и изучили обстоятельства, связанные с ними. Провайн удостоверился в том, что по большей части люди смеялись не потому, что что-то было забавным. Они использовали смех как своего рода послание миру и сплоченность группы. «Смех был социальным», - заключил Провайн. И это было заразительно. «Эпидемия смеха в Танганьике - драматический пример заразной силы смеха», - писал он в своей научной статье.

Сильвия Кардозо, этолог Государственного университета Кампинаса, изучает смех как у людей, так и у животных. В отличие от большинства своих коллег, она отметает социогенный характер болезни. Она считает, что причиной эпидемии мог послужить вирус. В одном из интервью она сказала: «Мне кажется невероятным, что чисто психологическая массовая реакция может продлиться так долго и будет настолько распространена».

Американские неврологи Ханна и Антонио Дамасио предполагают, что аномальный смех возникает, когда структуры основной части мозга повреждены. Основываясь на этой модели, они считают, что эпидемию 1962 года спровоцировала вирусная инфекция - вероятно, какой-то энцефалит в основной части мозга.

Правда об эпидемии 1962 года остается в тени истории. Никто не записал имена трех девушек, бывших в центре вспышки смеха. Записи ученых различаются. Ученый Питер Макгроу и журналист Джоэл Уорнер вылетели в Танзанию в поисках свидетелей эпидемии. Они подробно описали исследования в книге 2014 года «Кодекс юмора».

Уорнер и Макгроу посетили школу, где началась эпидемия. Они поговорили с местными жителями об их воспоминаниях о событии. Они даже нашли одну женщину, которая, возможно, была одной из жертв. Она отказалась говорить о том случае.

В конце концов Макгроу и Уорнер сделали выводы из литературы, в частности из исследования Кристиана Хемпельмана. Массовая психогенная болезнь (которую психологи называют «массовая истерия»), по сути, является реакцией на длительное наращивание психологического напряжения, общего для группы людей, которые чувствуют себя бессильными.

«Школы в Центральной Африке особенно подвержены вспышкам массовой истерии. В конце 2008 года несколько девочек в танзанийской школе отреагировали на давление на важных экзаменах таким образом: некоторые упали в обморок, в то время как другие рыдали, кричали или бегали по школе», - рассказывает исследователь Джон Уоллер.

К аналогичным выводам пришли и первые ученые, которые задокументировали эпидемию смеха Танганьики. «Предполагается, что это массовая истерия в восприимчивом населении, - писали Рэнкин и Филипп в 1963 году. - Это, вероятно, болезнь, обусловленная культурой».

Может, этот случай и кажется веселым, но на самом деле это история о разрушительной силе безнадежности, невозможности выразить протест и восстании тела против давления власти как способа пожаловаться на окружающую действительность.

Пять вспышек загадочных психических заболеваний, которые охватывали целые города или деревни, а затем исчезали.

1. Средневековая танцевальная чума

В 1374 году десятки деревушек, расположенных вдоль Рейна охватило смертельное заболевание – танцевальная чума или, по-научному, хореомания (или пляска святого Витта). Сотни людей на улицах прыгали и выделывали коленца под никому (кроме, вероятно, самих танцующих) не слышную музыку. Они почти ничего не ели и не спали, иногда много дней подряд, пока разбитые в кровь ступни не отказывались их держать.

А потом чума прекратилась – почти так же внезапно, как и началась.

Следующая вспышка произошла в Страсбурге в 1518 году, когда женщина по имени фрау Троффеа внезапно вышла на улицу, начала танцевать и не могла остановиться несколько дней. В течение недели к ней присоединилось ещё 34 человека, к концу месяца количество танцующих возросло до 400. Десятки людей падали и умирали от сердечных приступов, инсультов или изнеможения. И в этом случае болезнь ушла так же внезапно.

Учёные всех мастей пытались найти объяснение этой загадке. Какое-то время наиболее вероятным считалось объяснение, согласно которому люди отравились хлебом, поражённым спорыньёй – грибком, который растёт на влажных стеблях ржи. При попадании в организм, он вызывает судороги, лихорадку и бредовые состояния.

Профессор истории Джон Уоллер из Университета Мичигана с этой версией не согласен – в обоих случаях речь шла именно о танцах, не о судорогах. Другая популярная теория – по которой жертвы стали частью некоего танцевального культа, тоже показалась Уоллеру неубедительной.

Профессор Уоллер предложил свою теорию: это были массовые психогенные (обусловленные психической травмой) заболевания, вызванные страхами и депрессией. Обеим вспышкам предшествовали голод, гибель урожая, наводнения – то, что можно было расценить как знаки приближающейся библейской катастрофы. Ужас перед сверхъестественным мог ввести людей в своего рода состояние транса.

Кроме того, танцевальная чума связывалась с именем святого Витта – христианского мученика, танцуя перед статуей которого, по поверью, можно было обрести здоровье. То есть идея танцев ради спасения уже сидела в головах людей. Всё, что было нужно – один человек, который начал бы этот марафон.

Страсбургская вспышка не была последней – в 1840 году нечто подобное произошло на Мадагаскаре.

2. Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году

Этот кошмар начался 30 января 1962 года с обычной шутки. Три ученицы школы для девочек в Танганьике начали хохотать и не смогли остановиться. Вскоре смех охватил 95 школьниц. Размах эпидемии оказался совсем нешуточным, и школу пришлось закрыть на два месяца.


Смех сменялся рыданиями, сопровождавшимися приступами страха и, в некоторых случаях, вспышками агрессии. Эти симптомы быстро распространялись по школе (возможно, путём контакта с инфицированным), и могли продолжаться от нескольких часов до 16 дней.

Школу закрыли в марте, когда число заражённых достигло 95 из 159 учащихся школы. Через 10 дней после закрытия произошла новая вспышка – в одной из соседних деревень. Несколько девочек закрытой школы были родом из этой деревни и, видимо, привезли заразу домой. В результате, с апреля по май в этой деревне жертвами загадочной эпидемии стали 217 человек.

Все жертвы были психически здоровыми людьми. У них не наблюдалось ни жара, ни судорог, в их крови не было найдено ничего необычного. Теории о воздействии некоего психотропного грибка при отсутствии других симптомов не оправдались. Загадка по сей день остаётся нераскрытой.

3. Дромомания, или патологический туризм

Большинство из нас время от времени любит сменить обстановку. Но есть и такие, кто, однажды начав, уже не в состоянии вернуться к оседлому образу жизни. Эпидемия дромомании или неконтролируемого влечения к перемене мест охватила Францию 1886-1909 годов.


Человек, который послужил образцом дромомании для европейского медицинского истеблишмента, был слесарем-газовщиком из Бордо по имени Жан-Альберт Дада. В 1886 году, после того, как он вернулся из своего поистине эпического путешествия, его поместили в госпиталь Сант Андре. Мужчина был, конечно, измождён до крайности, но это ещё полбеды – он был как в тумане, не мог вспомнить, где был и что там делал.

Докторам удалось по крупицам воссоздать его историю и составить медицинский журнал под названием «Безумный путешественник». Оказалось, что страстное желание путешествовать появилось у Дада в 1881 году, когда он где-то на юге Бельгии покинул французскую армию и двинулся сначала в Прагу, потом в Берлин, а затем через восточную Пруссию добрался до Москвы. В Москве Дада арестовали (только что произошло убийство Александра II) и выдворили в Турцию. В Константинополе его приняли во французском консульстве и отправили в Вену, где он опять нашёл работу газовщика.

Вскоре после того, как его история стала известна широкой публике, у Дада появились последователи, во всяком случае, известно ещё о нескольких случаях дромомании во Франции примерно в это время. Случаев самого заболевания было не так много, зато разговоров об этом явлении в медицинских кругах было столько, что вполне тянет на настоящую эпидемию. Они постепенно стихли примерно к 1909 году.

4. Коро или синдром втягивающихся гениталий

Синдром коро – это возникающий у мужчин панический страх, когда им кажется, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость. Эта напасть появлялась в виде эпидемии, первый известный случай которой относится к 300 году до н.э. Чаще всего проявления каро наблюдались в Африке или Азии и сопровождались страхом скорой смерти. Последняя вспышка коро произошла в 1967 году в Сингапуре, когда больше тысячи мужчин пытались предотвращать втягивание своего мужского достоинства при помощи подручных предметов – разных зажимов и палочек.

У женщин тоже наблюдалось нечто подобное – они переживали панику, что их грудь или соски исчезают. Но среди мужчин жертв было всё же неизмеримо больше. Психологи считают, что подобные эпидемии характерны для культур, в которых ценность человека измеряется его способностью к репродукции. Чаще всего эпидемии следовали за периодами социальной напряжённости и общей тревоги. В Китае виновниками коро принято считать духов-лисиц, а в Африке уверены, что это результат колдовства.

5. Двигательная истерия

В Средние века сообщения о разного рода истерических состояниях среди обитательниц монастырей были делом нередким. В одной обители, например, насельницы начали вдруг мяукать и лезть на деревья и вообще вести себя как кошки. Похожие эпидемии возникали на протяжении 300 лет (начиная с 1400 года) по всей Европе. Один из последних случаев произошёл в 1749 году в Вюрцбурге (Германия), когда, после массовых обмороков и пены изо рта среди монахинь, одну женщину обвинили в колдовстве и обезглавили. Обычно эпидемии заканчивались после визита священника и обряда по изгнанию нечистой силы.

Уоллер (тот, что изучал возможные причины танцующей чумы) предложил теорию, согласно которой эпидемии странного заболевания среди монахинь были вызваны сочетанием стресса и религиозного транса.

Женщин часто отправляли в монастыри насильно, к тому же это были места с достаточно суровыми законами, особенно начиная с 1400 года. Религиозное рвение к духовная борьба были по силам далеко не каждой и у многих сдавали нервы. Любое странное поведение истолковывалось вмешательством тёмных сил:

«Они сами допускали возможность, что могут стать одержимыми и подсознательно принимали на себя эту роль», – писал Уоллер.


Вы можете прочитать другие новости на эту тему: