Е или и в окончаниях глаголов правило. Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит - бегут) , а также по лицам (стираю - стираешь - стирает) . Спряжение - так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе -оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на -ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть - белеют, показать - покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать - кидаешь, кидает, сеять - сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на -ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье - «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. - ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та...т в полях.

Когда ты напиш...шь письмо?

Мы выполн...м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе - дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

Абилжанова Гульшат Раисовна

Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

Цель урока образовательная:

сформировать у учащихся знания о правописании букв Е и И в окончаниях

глаголов; дать полное объяснение о глаголе, научить правильно определять

спряжение глаголов; совершенствовать орфографическую зоркость;

развивающая:

способствовать формированию умения применять теоретические знания

на практике, логично и последовательно излагать свою мысль;

воспитательная:

способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к

предмету, воспитание интереса к народным обычаям и традициям.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая

Оборудование: слайды, карточки

Ход урока:

    Оргмомент. Сегодня на уроке мы углубим наши знания по теме «Глагол» и пополним знания об обычаях и играх казахского народа.

    На доске стих: « Весна идёт навстречу,

Зима скатилась с горки вниз.

Он также радостен и вечен-

Воскресший праздник Наурыз».

Чтобы этот праздник встретить с хорошим настроением, отличными успехами в учёбе, пожелаем друг другу всего хорошего. (слайд с пожеланиями)

Чтобы продолжить работу, класс делится на группы.

Условие: после каждого правильно выполненного задания на доске будет открываться по одной букве зашифрованного слова, которое в конце урока надо разгадать.

    Работа по карточкам. (в группах): Про Наурыз. Определить падеж подчёркнутых слов.

    Блиц-опрос. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какие морфологические признаки глагола знаем?

    Объяснение новой темы:

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

У,-ю

Ем

У,-ю

Им

Ешь

Ете

Ишь

Ите

Ет

Ут, -ют

Ит

Ат,-ят

Рассказать о правилах игры « Теңге алу».

    Закрепление. Работа в группах по карточкам.Определить спряжение глаголов.

1группа 2 группа 3 группа

Уме…м возвраща…м полива…те

Встрет…шь (он) проща…т подруж…мся

(он) угоща…т жар…м рису…шь

Рассказать о правилах игры «Алтын ай қабақ ».

    Физминутка « Қызыл өрік » - на слайде.

    Работа с пословицами. Упр.433. (2 пословицы записать в тетрадь, определить спряжение глаголов).

Рассказать о правилах игры « Орамал тастамақ ».

    Составление синквейна. «Наурыз»

Древний, прекрасный

Убирают, сажают, угощают

Наурыз учит добру и миру.

Новый день.

Рассказать о правилах игры « Күш сынасу ».

    Рассказы учащихся о Наурызе.

    Д/з: Упр.436, вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов.

    Рефлексия. Мы сегодня на уроке усердно осваивали гранит науки. Все группы работали дружно

    Итог урока. В начале урока перед нами была поставлена цель: угадать зашифрованное слово. С заданиями справились хорошо. Были раскрыты все буквы.

Это слово НАУРЫЗ КӨЖЕ .

Наурыз құтты болсын!

Ақ мол болсын!

Всех гостей и учеников угощают напитком наурыз көже .

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .


Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.

Правописание личных окончаний глаголов

С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:

Слова кипеть , кипишь , следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).

В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:

Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить , гладить .

Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на

-ать, -оть,

-ять, -ыть

-еть, -уть.

Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните друзья,

Их на –е спрягать нельзя.

Составим таблицу безударных окончаний глаголов:

I спряжение

II спряжение

-е-

-ут, -ют (в 3-м лице мн.ч)

-и-

-ат, -ят (в 3-м лице мн.ч)

2 глагола – исключения на -ить :

бр ить ,

стел ить

глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на

Ать , -оть , -уть , -ять , -еть , -ыть

стир ать

кол оть и т.д .

глаголы в неопределенной форме на –ить :

служить ,

крушить и т.д.

7 глаголов – исключений на –еть :

видеть , ненавидеть , смотреть ,

зависеть , вертеть , обидеть , терпеть

4 глагола – исключения на –ать :

гнать , держать , дышать , слышать

Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:

Я хочу , бегу

Ты хочешь , бежишь

он хочет , бежит

Мы хотим , бежим

Вы хотите , бежите

Они хотят , бегут

В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.

Например, глагол победить . Вместо первого лица единственного числа, говорят:

Я хочу победить или я постараюсь победить .

Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:

1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).

Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:

Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят .

3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть .

Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и :

ненавидеть – ненавидишь – ненавидит .

Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют .

Например:

Закрут..шь .

Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – закрут ить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и : закрутишь .

Завис..т .

Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:

  1. Окончание безударное.
  2. В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть .
  3. Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят : зависят .

Правописание мягкого знака после шипящих в окончаниях глаголов

Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш . В этом случае после –ш пишется мягкий знак:

бежишь , кричишь , поёшь .

Мягкий знак пишется и перед –ся :

смотришь ся, завиваешь ся .

Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА , он сохраняется и перед –ся и –те :

кричишь

беречь – беречься

режь – режьте .

Х`одит (ходить, 2 спр.) ; `учишь (учить, 2 спр.) ; в`ыучит (выучить, 2 спр.) ; с`ушит (сушить, 2 спр.) ; н`осишь (носить, 2 спр.) ; ц`еним (ценить, 2 спр.) ; успок`оишься (успокоиться, 2 спр.) ; об`идим (обидеть, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; т`ерпишь (терпеть, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; в`идит (видеть, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; см`отришься (смотреться, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; сл`ышишь (слышать, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; г`онит (гнать, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) ; д`ышится (дышать, к 11 глаг. искл. , 2 спр.) .

Бр`еешься (бриться, искл. , 1 спр.) ; ст`елет (стелить, искл. , 1 спр.) ; одол`еешь (одолеть, 1 спр.) ; согр`еешь (согреть, 1 спр.) ; узн`ает (узнать, 1 спр.) ; заб`удешь (забыть, 1 спр.) ; разд`енешься (раздеться, 1 спр.) ; вздр`огнешь (вздрогнуть, 1 спр.) ; г`аснет (гаснуть, 1 спр.) ; встреч`ает (встречать, 1 спр.) ; `ищем (искать, 1 спр.) ; к`олет (колоть, 1 спр.) ; г`аснет (гаснуть, 1 спр.) ; пл`ещет (плескать, 1 спр.) ; р`ежет (резать, 1 спр.) ; дост`игнешь...

0 0

Е-и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения

Запомни:
вы ид ёте (-ете)
окончания глаголов I спряжения
1-е л. я ид[у] (-ю) мы ид[ём] (-ем)
2-е л.ты ид[ёшь] (-ешь) вы ид[ёте] (-ете)
3-е л.он ид[ет] (-ет) они ид[ут] (-ют)

окончания глаголов II спряжения

1-е л.я сиж[у] (-ю) мы сид[им]
2-е л.ты сид[ишь] вы сид|ите|

3-е л.он сид|ит| они сид[ят] (-ат)

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глаголов, нужно определить спряжение глагола, поставив его в неопределенную форму того же вида, в каком находится глагол.
Пример рассуждения:
бор..ся - что делаешь? гл. несов. в., неопр.
ф.: что делать? - бороть- ся - гл. I спр.,
следовательно, надо писать окончание -ешь - бор[ешь]ся.

Запомни:
Ко II спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме: брить, стелить), 11 глаголовисключений: гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать,...

0 0

Спряжение глагола

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи и характерно для спрягаемых форм, инфинитива, причастий и деепричастий. В русском языке существует два основных типа спряжений - 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени; Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Как определить...

0 0

Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения

Дата: 28.08.2013

Пляшет, бормочет, клевещет, ропщут, брызжут, скачут, машут, плещут, полощут.

Решает, вступает, объявит, проявляет, расхвалит, разделит, укрепляет, закручивает, заправит, выключает, исправит, отвечает, проверит, укрепляется, выключается, исправится, проявляется.

Гонит, гоняет, слышит, слушает, гонится, гоняется, слышится.

Дышится, нездоровится, дремлется.

Веет, лает, реет, чуют, клеят, беспокоят, строят, освоят.

Капризничает, безобразничает, озорничает, сапожничает.

Колют, полют, мелют, колются.

Вылетят, выживут, выспятся, выльются, выгорят, вышьет.

Смотрит, увидит, натерпится, зависит, услышит, ненавидит, обидится, сдержится, угонится, смотрится.

Не с разными частями речи

1. Недисциплинированность заключается не в шалостях и незначительных нарушениях...

0 0

Галина С., онлайн репетитор по русскому языку написал(a) 12.01.2012

Часто учащиеся задают учителям одни и те же вопросы: «Как писать: видИл или видЕл? видИт или видЕт?»

Согласитесь, тема «Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола» достаточно хорошо представлена в любом учебнике. Да и другая тема – «Правописание гласной в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л-», казалось бы, тоже неплохо изложена на страницах учебника.

Но обычно учитель на уроках тратит большое количество времени на объяснение и закрепление первой темы и гораздо меньше внимания уделяет второй. Поэтому вторая остаётся «в тени» и почти «стирается» из памяти учащихся. А дальше происходит то, что происходит. Ученик, как только видит пропущенную гласную в конце глаголе, инстинктивно применяет хорошо выученное правило о спряжении глагола и написании личных окончаний глагола. Вот так получается путаница и возникают вопросы,...

0 0

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую категорию глаголов, которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 спряжения глаголов,...

0 0

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

Ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться); 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть); 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

А легко запомнить глаголы ІІ спряжения и исключения поможет стих про спряжения глаголов:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на...

0 0

Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Правило: спряжение глаголов определяется по неопределенной форме (глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать или что сделать и имеют суффикс -ть или – ти). Таблица с примерами:

Спряжение глаголов настоящего времени

Особенности спряжения некоторых глаголов русского языка:

От глагола победить первое лицо единственного числа не образуется. 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени от глагола быть не употребляется. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
хочешь, хочет - по первому спр.;
хотим, хотите, хотят - по второму спр.;
бежишь, бежит, бежим, бежите - по второму спр.;
бегут - по первому спр.;
брезжит - по первому спр.;
брезжут - второму спр. ...

0 0

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).