Джодха и Акбар. История великой любви

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер , располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай .

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве - Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами, переселившимися в Индию в 16-17 веках», - рассказывает профессор и историк университета Махадх , Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность. Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов , прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости, она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну - строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле» , - рассказывает Синха.

Среди его жен, одна - Ругайя Бегум, была женщиной преклонных лет, другая - Салима Султан, была бездетна, а от других - дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани» , что означало «правительница века» .

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум, Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере» , - говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать, но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника, построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар» , где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики.

Подготовила Лилит Мкртчян

Джодха и Акбар: история великой любви.

И снова костюмный сериал с картинками.

«Джодха и Акбар» - эпическая драма, переносящая нас в шестнадцатый век и рассказывающая историю политического брака по расчету между императором Великих Моголов Акбаром и раджпутской принцессой Джодхой Бай. Шоу акцентируется на том, как их политический брак перерастает в любовь до такой степени, что это изменяет судьбу Индии. Кроме того подробно отражаются войны того времени, а также отношения между моголами и раджпутами. И само собой, когда это «дворцовая драма» обходилась без «интриг, скандалов, расследований», как при самом дворе, так и в гареме.

Поехали! (с)

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар, более известный как Акбар Великий - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Ну, не валить и трахать Ритик Рошан, но тем не менее Акбар Раджата Токаса имеет свое лицо и даже не возникает вопросов о его несоответствии.

Рукийя Султан Бегум - первая главная королева, кузина Джалала, верная подруга детства. Несмотря на то, что Рукийя была бездетной, она на протяжении всей жизни пользовалась высоким уважением мужа. Рукийя была старшей в императорском гареме не только по праву первой жены, но и по праву рождения. Она была единственной женой Джалала, будучи сама принцессой Тимуридов, внучкой Бабура по мужской линии. В сериале - умная, властолюбивая, ревнивая, но безумно преданная императору, готовая ради него на всё. То конфликтует с Махамангой за приоритет влияния на Джалала, то вступает с ней же в заговор против Джодхи, считая последнюю недостойной внимания императора, и опасаясь возникшего влечения императора к Джодхе.

Салима Султан Бегум - вторая главная королева, старшая кузина Джалалуддина, внучка Бабура по материнской линии, чем уступает в статусе королеве Рукийе, но принадлежность к высшей тимуридской знати возвышает её над остальными женщинами гарема. Непродолжительно была замужем за Байрам Ханом, главнокомандующим армии Моголов и регентом юного императора Джалала. По взрослению Джалалуддина и в следствии возникших разногласий не без помощи заговора Махаманги, Байрам Хан был удален от двора и вскоре убит во время паломничества в Мекку. Джалал женился на Салиме, чтоб обезопасить и её саму и малолетнего сына Байрам Хана Рахима (от другой жены) от политических заговоров. В сериале - умная, спокойная, не вступает в заговоры, занята воспитанием и обучением Рахима. Симпатизирует Джодхе, в конфликтных ситуациях принимает её сторону.

Джодха - раджпутская принцесса, третья главная жена императора Джалалуддина, мать наследника престола - четвертого императора династии Моголов Джахангира. Тут следует сделать небольшую ремарку по поводу самого имени Джодха. Дело в том, что история не сохранила её настоящего имени. В летописях и документах того времени она значится по своему титулу Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба. Ряд историков считает, что дочь раджи Дхундхара Бхармала звали Раджкумари Хира Кунвари (Харша Бай), а Джодха - это имя другой раджпутки, бывшей замужем за следующим императором. Но так уж сложилось, что с начала 19-го века в ряде исторической и художественной литературе именно Мариам-уз-Замани стали называть Джодхой (ну, кто-то решил: а пусть будет Джодха, так и повелось). Можно спорить до хрипоты с диванными и академическими историками, но тем не менее в общем представлении ширнармасс любимая жена императора Акбара и мать его наследника - Джодха. Да и в кино она уже не первый раз именно Джодха. Пусть ей и остается. В современной индийской историографии принято считать, что именно её брак с Акбаром привел к постепенному сдвигу в сторону толерантности в религиозной и социальной политики в стремительно расширяющейся многоэтнической и многоконфессиональной империи Великих Моголов.

Хамида Бану Бегум - жена второго падишаха Великих Моголов и мать третьего. Практически все правление Хумаюна прошло в изгнании, и Хамида Бану, как преданная супруга сопровождала своего мужа, терпя лишения и подвергая себя опасности. После рождения Джалала вынуждена была оставить его на попечение кормилицам и последовала за Хумаюном в Персию. В сериале являет собой образ классической «вдовствующей королевы», всё понимающей, строго блюдущей придворные и религиозные традиции, но тем не менее мягко возражающая сыну - императору в случае своего несогласия. Помнит о том, что во время скитаний получили кров в раджпутской крепости Умеркот и именно там родился в безопасности будущий император Джалал. Свою благодарность раджпутам проявляет в особой симпатии и опеке раджпутской принцессе Джодхи, ставшей одной из королев Джелалуддина.

Махаманга - кормилица императора Великих Моголов Джалалуддина, часто называемая его приемной матерью. Растила и воспитывала Акбара как своего собственного сына и имела на него большое влияние. С момента удаления от двора Байрам Хана и до начала единоличного правления Джалала (около двух лет) была де-факто регентом империи. В сериале - «абсолют» властолюбия и коварства, инициатор большинства придворных заговоров. Несмотря на любовь и преданность Джалалу, старается как можно больше власти держать в своих руках, а так же продвигает к вершинам власти своего родного сына. Махаманга одна из первых почувствовала в Джодхе угрозу своего беспрекословного влияния на Акбара. Главная цель - опорочить Джодху и удалить от двора. А так же заодно и ослабить влияние королевы Рукийи.

Ахмад Хан - родной сын Махаманги, молочный брат Джалалуддина. Храбрый воин, талантливый военачальник, но совершенно аморальный тип. При покорении княжества Малва проявил особую жестокость к населению и более того, в обход казны, присвоил изъятые богатства и драгоценности. Впал в немилость у императора. Потом реабилитировался и по удалению от двора Байрам Хана получил его должность главнокомандующего армией Моголов. Зависть и непомерные амбиции Ахмад Хана стали причиной убийства им советника Атаги Хана, почитаемого Джалалом как приемного отца. За что Джалал собственноручно казнил Ахмад Хана, сбросив того с 12-ти метровой стены форта Агры. Дважды. Потому что с первого раза не до конца умер. К слову, Махаманга со смирением приняла казнь сына и сказала императору, что он всё правильно сделал. Однако, от горя не оправилась и через 40 дней умерла. О сериальном Ахмад Хане и говорить нечего, у актера и так всё на лице написано). В своих мечтах грезит об императорском троне. По замыслу сценаристов Джодха благими намерениями «умудрилась» стать личным врагом и Ахмад Хана.

Шарифуддин - еще один персонаж из категории «обиженных» или «недооцененных» императором, созаговорник Ахмад Хана по свержению Джалала (но никак не решат, кто из них будет на троне). Ранее за свои военные победы получил титул наместника Аджмера и Нагара. Зять императора Джелала, женатый на его единокровной (от другой матери) сестре Бакши Бану Бегум. По ходу сериала внезапно выяснилось, что со времен покорения раджпутских княжеств страстно возжелал Джодху и ненавидит Джалала за то, что тот «увёл» трофей. Одна из линий заговоров, организованных Шарифуддином, направлена на то, чтоб обесчестить Джодху и дождаться её изгнания из гарема, чтоб благородно подставить в трудный момент участливое плечо, грудь и другие части тела.

Вот такие непростые дела творятся при дворе императора Джалалуддина, который пока еще не дорос до более известного нам имени Акбара. Жертва политического брака, непокорная и своенравная иноврека Джодха (Джалал разрешил ей оставить свою индуистскую веру и не переходить в ислам) мало у кого во дворце вызывает симпатии. Оно и понятно. С первого момента появления она только и талдычит про свою неприязнь и ненависть к императору, считая того жестоким, недалёким и возлагая на него персональную ответственность за бесчинства, творимые солдатами при покорении раджпутских княжеств. Джалал отвечает ей тем же. И если в его случае речь о ненависти не идет, то облегчать существование в гареме он точно не собирается. Сплошные «интриги, скандалы, расследования» и даже ни намека на ту часть заголовка, что называется «историей великой любви». Как там говорится: от любви до ненависти и в обратную сторону - один шаг? Интересно, сколько этот шаг будет длиться в шоу, ведь посмотрено мною уже 153 серии, а там еще и объятий не было, не говоря уж о чем-то более серьезном). Ох, уж мне эта целомудренная Индия! (Камасутру, чур, не вспоминать, тут речь идет о мусульманской Индии)).

Джалал в шоке. Я тоже.


Так и ходят 100 серий. Она со взглядом испуганной газели, а он словно кот вокруг сметаны в закрытой банке. А что, сам обещал не брать её против воли;)

Паридхи Шарма - красавица! Тут главное вовремя остановиться с картинками). Хотя, красоты много не бывает.

И Акбар котик, как есть котик)

Котик сердиццо.

Котик в золотом, как и положено императору. «Материальная» жена Рукийя заботится о внешнем облике императора, подчеркивая его величие и великолепие. А вот «духовная» Джодха больше озабочена духовным ростом супруга, обращая его внимание на то, что подданные должны искренне любить своего правителя по делам его, а не бояться его меча и преклоняться перед великолепием.

Но тем не менее, медленно - медленно по миллиметру дело продвигается. К 121-й серии Джодха даже отважилась на то, чтоб дотронуться до плеча Джалала. Сама! У мужика аж зайцы в глазах запрыгали от неожиданности.

В 133-й серии дошло до того, что Джодха делала массаж головы императору. Правда, тот в полудрёме принял её за королеву Рукийю. В общем, ненависть к императору благими его поступками иссякла, и Джодха уже принимает Джалала как друга и приятного собеседника. И казалось бы, совсем немного осталось до «часа Х», но Махаманга не дремлет. Воспользовавшись безграмотностью императора, полностью переиначивает исполненное благодарностью письмо от Джодхи, представляя его страстным любовным посланием и приглашением ночью в покои.

Хо! Ничего не подозревающий Акбар чего только не нафантазировал себе за рабочий день, и вот ночью летит на крыльях любви, чтоб получить отлуп по полной программе от офигевшей Джодхи. Однако произошедшее считает намеренным планом Джодхи, чтоб унизить его еще раз. Император уязвлен и оскорблен чрезмерно. Поэту и месть спланирована иезуитская.

Акбар демонстративно приближает к себе одну из наложниц гарема Абу Малика, кабульского наместника, поднявшего мятеж против императора. Оказывает ей королевские почести, всем твердит о своей безумной страсти, унижает в её присутствии Джодху. Пара эпизодов и впрямь были жестокими. Но группа поддержки Джодхи в лице матушки Хамиды и королевы Салимы уговаривают Джодху держать удар, бо как она в первую очередь не просто попавшая в немилость жена своего мужа, а одна из главных королев - лицо империи. Джодха смиряется с положением, прилюдно улыбается, покорно исполняет указания императора, а наедине с собой прислушивается к новому чувству, не дающему ей покоя. Ревность, ура! Значит, скоро будет и любовь. Осталось только немного подождать когда изобличат новую фаворитку. Потому что подосланные шпиёнки-убийцы при дворе надолго не задерживаются). Беназир - женщина-змея, чесслово. Нагайна!

Её физиологическая особенность - невосприимчивость к змеиному яду - была использована «воспитателями» убийц. С детства Беназир напитывали змеиным ядом. Один поцелуй с укусом в сахарны уста Джалала и всё, нет императора! Но Джелал-то, как мы понимаем, всю эту любовь к новой наложнице демонстрирует с одной единственной целью - отомстить за унижение Джодхе. И Беназир это отлично просекла, но ничего поделать не может, император не идет на физическое сближение)

Он все на Джодху смотрит страдальческим взглядом))

В общем, прекрасно, я щетаю! Особенно на фоне того, что подобные индийские шоу длятся в среднем по 600-800 серий, а сейчас в Индии показывают где-то в роёне еще только 400-й серии истории Джодхи и Акбара. Такая ужасающая многосерийность компенсируется временем - один эпизод длится 20 минут. Серии щелкаются, что семечки. Эх, жалко, что я в безынтернетье. Ведь втянулась же)). Ну и пусть, что наивно, порой даже до улыбки умиления, но зато красиво и золото-бохато. *вот так и превращаются в классических домохозяек*

К слову, интерьеры не блещут разнообразием, но это даже и не бросается в глаза при обилии и многообразии костюмов множества главных и второстепенных персонажей (одна только Махаманга ходит в бессменном белом вдовьем облачении).

События происходят или во дворе форта Агры, показываемом с разных ракурсов

Или же во внутренних покоях, которые при разной меблировке, ракурсе и подсветке «играют роль» разных помещений.

Ну и вдогонку еще парочка колоритных персонажей - Хашияр и Решам - личные евнухи Рукийи и Махаманги, преданные подручные как в благих делах, так и подлостях.

Не переключайте ваши каналы. Вас ждет еще не одна встреча с героями. Хотя бы до того момента, когда у них «всё случится». Страшно подумать, первенец у них родился на восьмом году брака, а ну как решат всё это время мурыжить)

К мазару (мавзолею) Великого Шейха ордена Чишти суфию Минаудину Чишти. К слову сказать, одна из причин побудивших грозного Акбара завоевать Читор была в том, что Удай Сингх открыто презрительно надсмехался над правителем Амбера (позже город ) за то что тот унизил себя, отдав дочь в гарем Моголов. К тому времени раджа Амбера был тестем Акбара и его дочь Хира Кунвари стала третьей женой Акбара. В день свадьбы она получила новое имя - Мариам уз-Замани. В некоторых русскоязычных источниках (сайтах) Мариам называют христианкой, родом из , но я больше склонен верить другим источникам.

Итак – Мариам уз-Замани была раджпутской принцессой из Амбера. Кстати, знаменитое имя Джодха (Джодхабай, Джодха-бай) впервые стало упоминаться только в 19-м веке и ни в каких исторических документах 16-17 веков, включая знаменитые летописи Акбар-наме (биография Акбара) и Тузук-и-Джахангири (биография Джахангира) никогда Мариам уз-Замани не называлась именем Джодха.
Акбар долгое время не имел наследников, все , рожденные ему женами, умирали в младенчестве. У Акбара вошло в обыкновение обращаться к членам ордена Чишти с просьбами молиться о наследнике. Во время своего шестого паломничества в Аджмер к мазару Великого Шейха, Акбар решил посетить одного из шейхов ордена Чишти суфия Салима, который в то время жил в деревне Сикри. Шейх Салим предсказал, что у Акбара будет три сына. Вскоре после этих утешительных предсказаний Джодха, дочь раджи Амбера, забеременела, и Акбар, во имя того, чтобы сбылось пророчество, отправил супругу пожить в доме шейха Салима. 30 августа 1569 года там и родился ребенок. Позже, когда он станет императором, его нарекут Джахангиром, но при рождении мальчику дали имя Салим в честь святого шейха.

На фото - дом Джодхи в Фатехпур Сикри -

К шейху была отправлена другая жена Акбара и благополучно родила императору второго сына, Мурада. В 1572 году, когда весь двор находился в Аджмере, на свет появился третий сын, которого назвали Даниялем в честь местного святителя из того же ордена Чишти, в чьем уединенном жилище родился ребенок.

На фото - мавзолей святого суфия Салима Чишти в Фатехпур Сикри. Первоначально мавзолей был построен из красного песчаника и только император Шах Джахан велел облицовать его белым мрамором -

На фото - гробница суфия Салима Чишти -

На фото - каввали рядом с мавзолеем суфия Салима Чишти. На заднем плане мечеть Джама Масджид, построенная Акбаром в честь суфия Салима Чишти -

Рядом с деревней Сикри Акбар решил возвести новую столицу империи – Фатехпур Сикри («Город Победы»). Один из западных путешественников отмечает в своих записках, что «здания времен Акбара и его предшественников похожи на деревянные дома, но выстроены из камня, технические особенности конструкций и орнаментировки в точности те же, что и у мастеров, строивших из дерева в других странах. Индийский каменщик вырубал двери, перекрытия, перемычки, перегородки, перила, балки и даже доски для пола из природного песчаника точно так же, как плотник эпохи Тюдоров резал все это из дуба. Обработанные поверхности он точно так же покрывал резьбой и соединял детали при завершении строительства точно таким же способом, за исключением того, что ему не надо было соединять их при помощи колышков: собственный вес камней удерживал их на месте. Дворцовые здания в Фатехпур Сикри состоят только и исключительно из каменных столбов и плит, с идеальной точностью пригнанных друг к другу».

На фото - Фатехпур Сикри -

Фатехпур Сикри был полностью обитаемым примерно четырнадцать лет. В 1585 году Акбар перевел свой двор в Лахор (), откуда в течение последующих лет совершил три поездки в , а когда в 1598 году вернулся в центральную область империи, то направился не в Фатехпур Сикри, а в Агру. Лишь малая часть города у подножия дворца осталась обитаемой. Никогда больше Фатехпур Сикри не повторил короткого периода своего блистательного расцвета.
Ныне Фатехпур Сикри наиболее сохранившийся в мире город-призрак
При дворе Джодха была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами. Уже в период правления Джахангира один из кораблей Джодхи, направляющийся в Мекку, был захвачен португальцами. Несмотря на требование Джахангира вернуть корабль, португальцы ответили отказом и это послужило поводом к победоносному походу Великого Могола на

Полное имя принцессы - Мариам–уз-Замани Бегум Сахиба. Родилась она 1 октября 1542 года. Другое ее имя - Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба. В некоторых письменных источниках ее имя- Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Вы думаете это все с именами?:) Как бы не так. При рождении принцессу нарекли Хира Кунвари. Она вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года. Она была старше своего мужа на 22 дня. И только после замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам–уз-Замани, что значит « Мэри века».

Девушка вошла в тройку главных королев при правлении падишаха Акбара. Она принимала активное участие в политической жизни страны. Она могла даже издавать официальные документы, что было доступно только падишахам. Все свое богатство она использовала на благотворительные цели. На ее деньги разбивались сады, строились колодцы и мечети по всей стране. Ей так же принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно.

Это, конечно не Тадж - Махал. Это сильно ДО Тадж Махаловские времена. Это даже не Красный Форт в Агре. Но и здесь есть, на что посмотреть - индийские мотивы, интересная резьба, всякие разные элементы....

Да, для брака ей пришлось сменить веру на мусульманскую, но она всегда оставалась кришнаиткой. Это видно и по ее дворцу. Он украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны.

А полное имя Акбара Великого – Джалуддин Мухаммад Акбар. Джодбай стала матерью другого Великого Могола – Императора Джахангира. Это его сын Шах – Джахан построит Тадж- Махал.

Интересный факт – Акбар был неграмотным. Он не умел читать и писать, но высоко ценил живопись и архитектуру. Как будет ценить архитектуру его внук - Шах – Джахан.

Народу было не очень много. Если сравнить с Тадж-Махалом, то можно сказать, что тут мы гуляли практически одни. Плюс англо - индийская семья. Вот на фотке этот мальчуган, про которого я рассказывала выше.

После третьей свадьбы Акбара прошло несколько лет. Он жил со своими женами в Агре. Но в этом городе умерли его сыновья-близнецы.

Дальше следует предание – легенда. Из Интернета – «Древняя легенда гласит, что рядом с Агрой, в совсем маленькой деревне жил старик-отшельник. Звали его Селим-Чишти. Он занимался тем, что предсказывал крестьянам дождь, засуху или другие сюрпризы природы. Жители деревни за сбывшиеся прогнозы приносили старику пищу. Других источников существования у старика не было.

Как-то Селим-Чишти сообщил людям, что у падишаха скоро родится сын, а всего у него будет трое сыновей. До Акбара дошли слухи об этом предсказании. Ему очень хотелось поверить словам старика, и он немедленно отвез в эту деревеньку свою жену. Отшельник подтвердил сказанное и получил за это богатые дары.
Вскоре жена Акбара родила мальчика. Падишах был счастлив настолько, что решил на месте маленькой деревеньки, где услышал пророчество, построить новую столицу, которую назвал Фатхпур-Сикри.» Это место находится в 40 км от Агры.

А вот тут, как всегда, сработал закон подлости.) Только я наметила это место для фотосессии, сразу же набежали индусы, и вот именно тут всем приспичило тоже пофотаться.

Практически пусто! Так бы в Тадж Махале! Бы три раза.))

Падишах
Империи Великих Моголов Мать Мариам уз-Замани [d]

Ранняя биография

Войны с раджпутами

Ещё до начала мятежа Султан Хусрау-мирзы падишах Джахангир начал военные действия против раджи Мевара Амар Сингха, от продолжения которых Джахангира отвлекло восстание сына. С Амар Сингхом был заключён мир, однако в 1608 году Джахангир вновь начал войну с Меваром , которая вновь закончилась ничем.

Параллельно могольская армия Джахангира с переменным успехом действовала в Деккане , где фактический правитель Ахмаднагарского султаната Малик Амбар создал внушительную антимогольскую коалицию совместно с Биджапурским и Голкондским султанатами . В 1620 году могольские войска захватили и разрушили столицу Ахмаднагарского султаната Харки . Малик Амбар вынужден был уступить падишаху Джахангиру всю захваченную моголами территорию султаната и согласился на единовременную уплату дани (назрана).

Войны в Декане, потребовавшие концентрации войск, ослабили западные (афганские) границы империи. В 1621 году Кандагар , который в течение многих лет был объектом посягательств империи Сефевидов , был захвачен иранскими войсками.

Последние годы правления

Последние годы царствования Джахангира ознаменованы частыми восстаниями сыновей и полководцев падишаха. При дворе Джахангира, к тому времени, по мнению некоторых исследователей , уже превратившегося в слабовольного пьяницу и наркомана, господствовала группировка во главе с главной и любимой женой падишаха Hyp-Джахан («Светоч мира») и её отцом великим визирем Мирзой Гияс ад-дином Мухаммад-ханом, имевшим мансаб Итимад ад-Даула («Опора государства»).

Желая свести на нет влияние на падишаха придворной раджпутской группировки Махабат-хана, Hyp-Джахан в 1625 году добилась того, чтобы Махабат-хан был назначен в Бенгальскую субу , а также отчитался о своих доходах. Возмущённый Махабат-хан поднял мятеж, неожиданно напал во главе верных ему раджпутских войск на лагерь падишаха на берегу р. Джелам и захватил Джахангира в плен. Однако вскоре мусульманская часть войск Махабат-хана подняла мятеж и истребила раджпутскую часть его армии, сам Махабат-хан в 1626 году бежал к шахзаде Шах Джахан Бахадуру , который поднял мятеж против отца в Деккане .

Получивший свободу падишах Джахангир умер 8 ноября 1627 года .

Личные качества и пристрастия

В исторической литературе сложилась тенденция приписывать Джахангиру образ безвольного пьяницы и опиумного наркомана, беспутного гуляки и неудержимого любителя женщин, мало интересовавшегося чем либо, кроме всевозможных удовольствий . Приходится признать, что Джахангир был наиболее склонным к алкоголизму из всех могольских падишахов .

Однако, кроме прочего, падишах Джахангир известен как тонкий ценитель искусства, обладавший незаурядным литературным талантом и покровительствовавший развитию изобразительного искусства при своём дворе. Благодаря усилиям падишаха придворные художники достигли невиданных ранее высот , в результате чего, в частности, до нас дошло множество разнообразных прижизненных портретов самого Джахангира.

Сохранившийся дневник Джахангира («Джахангир-наме») своим непосредственным и живым стилем изложения ничуть не уступает всемирно известному Бабур-наме его предка падишаха Бабура . Кроме того, содержание дневника свидетельствует о широте интересов и взглядов самого Джахангира, относящихся к самым разным областям научных знаний (от особенностей размножения журавлей и производства сплавов с добавлением метеоритного железа до изучения происхождения географических названий и применения битума в лечении переломов). Естественнонаучные размышления Джахангира, изложенные в его дневнике, ярко свидетельствуют о его страстном желании исследовать, проанализировать и познать саму суть окружавших его явлений и вещей . Некоторые объекты, которые падишах описывал в своём дневнике, он приказывал нарисовать своим придворным художникам.

Характеру Джахангира, как и характеру любого средневекового деспота, были присущи садистские черты. Некоторые исследователи даже говорят о его маниакальной и изобретательной жестокости, о чём свидетельствует ряд исторических фактов. К примеру, взятого в плен мятежного сына Джахангира Хосрова-мирзу по приказу падишаха усадили на слона и водили по улице, уставленной колами, на которых медленно и мучительно умирали его сторонники. Джахангир часто бывал абсолютно непредсказуемым и чудовищно жестоким под влиянием алкоголя. Однажды вечером, например, во время застолья он повелел придворным пить вместе с ним, однако наутро падишах забыл о своём приказании и в ярости велел жестоко наказать наименее влиятельных из своих сотрапезников за то, что они позволили себе пить с падишахом.

Эмоциональные перепады характера падишаха имели и положительные проявления. Чаще всего Джахангир был мягок и любезен, особенно во взаимоотношениях с иностранными представителями, а иногда и чрезвычайно сентиментальным, о чём свидетельствует дневник падишаха. К примеру, до наших дней сохранился внушительных размеров водоём для водопоя животных, сооружённый в Шейхупуре по приказу Джахангира в память о его умершем любимом олене.