Что ты мучаешь утенка. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утЁнка

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 3 классе

Ребята, что возьмём с собой на урок?

Саша Чёрный Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Подготовка к чтению

Скороговорки Цыплята просят проса. Цыплятам на подносе выносит просо Фрося. *** Кукушка кукушонку купила капюшон: как в капюшоне он смешон. *** Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

Значение слов Тискать – Притиснешь – Брыкаться – Капут – Рвётся прочь – В свой черёд – давить, прижимать прижмёшь сопротивляться конец, гибель вырывается в свою очередь

Танец маленьких утят

Саша Чёрный * * * Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головёнку, Рвется прочь он всей душой... Ты представь такую штуку, - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черёд? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.

Утки Утки - это птицы средних размеров с относительно короткой шеей. Окраска их оперения разнообразна. Существует большое количество различных видов уток. Самец утки называется селезень. Утки бывают дикие и домашние.

Бегемот Бегемот - одно из крупнейших современных наземных животных. Масса крупных самцов иногда превышает 4 тонны. Большое количество времени бегемот проводит в воде, выходя на сушу в поисках пищи.

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Цели:

Ознакомить учащихся с произведением Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»;

Обучить детей продуктивному и выразительному чтению стихов;

Развить память, речь, образное мышление учащихся;

Воспитать бережное отношение к птицам и животным.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок с использованием информационных технологий.

Планируемые результаты.

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения; умение выразительно читать стихотворение, отражая настроение; умение находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; умение анализировать стихотворение; развитие положительных качеств учащихся (бережное отношение к птицам и животным и др.).

Универсальные учебные действия:

Познавательные: умение выделять главную мысль; умение анализировать ситуацию и делать выводы, совершать иные логические действия.

Регулятивные: умение определять общую цель и пути её достижения, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации .

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; умение слушать других, грамотно высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Личностные : формирование целостного взгляда на окружающий мир, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование доброжелательного и бережного отношения к птицам, животным; формирование мотивации к обучению и саморазвитию; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, мультимедийный проектор, колонки, выставка книг, аудиозапись стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?..», «Танец маленьких утят», манок для уток, раздаточный материал (листки со стихотворением), мягкая игрушка, «смайлики».

Ход урока.

1. Организационный момент:

Приветствие, подготовка к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Мотивация (снятие напряжения, эмоциональный настрой «Ладошки»,

желание работать на уроке и узнать новое).

Учитель: Ребята, что возьмём с собой на урок? Какие качества?

(внимание, вежливость, доброту, уважение, честность, активность, любознательность, аккуратность)

(слайды 1-2)

2. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы начнём знакомство с новым разделом литературного чтения: «Поэтическая тетрадь». Ребята, как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть здесь помещены?

(ответы детей)

3. Работа по теме урока.

Знакомство с поэтом и его стихотворением.

(слайд 3)

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

Учитель: Итак, поэтическую тетрадь открывают стихи Саши Черного. Ребята, наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним. Вы знаете, что такое псевдоним?

(Это имя, используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего. Им часто пользуются деятели искусства.)

- Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). (Вопрос: сколько лет прожил поэт?) Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный». Так и появился псевдоним поэта. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. За свою жизнь Саша Чёрный написал множество детских стихотворений. Сегодня мы познакомимся с одним из них.

Выставка книг.

(слайд 4)

4. Подготовка к чтению.

Учитель: Ребята, перед тем, как перейти к чтению стихотворения, мы с вами выполним некоторые упражнения. Это нужно для того, чтобы вы могли правильно и четко читать слова.

(слайд 5)

Дыхательная гимнастика:

1) Руки вперёд – вдох, руки назад – выдох.

2) На ладошке снежинка. Выдыхаем и сдуваем её.

3) Произнести звуки на выдохе.

Статические упражнения языка и губ:

1) «Ящерица», «Варенье», «Часики» (язык).

2) Изобразить восторг, удивление (губы).

3) Надувание щёк и сужение губ, улыбка (губами).

Речевая разминка: скороговорки

Цыплята просят проса.

Цыплятам на подносе

выносит просо Фрося.

Кукушка кукушонку купила капюшон:

как в капюшоне он смешон.

Корабли лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

(слайд 6)

5. Продолжение работы по теме урока.

Учитель читает стихотворение Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?..»

(слайд 7)

Учитель:

Ребята, о чём это стихотворение? (ответы детей)

Какие чувства вы испытывали, слушая это произведение? (ответы детей)

Каким вы представили себе утёнка? Выполните в ваших тетрадях небольшой рисунок.

(слайд 8)

Совпало ли ваше представление с этим изображением? Покажите ваши рисунки, пожалуйста. (ответы детей)

Ребята, а теперь прочитайте стихотворение сами. (тихое чтение)

6. Словарно – лексическая работа.

Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов и выражений? Подумайте. (слайд 9)

Найдите и прочитайте в тексте:

ТИСКАТЬ – давить, прижимать
ПРИТИСНЕШЬ – прижмешь
БРЫКАТЬСЯ – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться
КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время

7. Физминутка.

Дети выполняют движения под песню «Танец маленьких утят».

(слайд 10)

8. Выборочное чтение.

(слайд 11)

Учитель:

Прочитайте, как поэт убеждал мальчика не тискать утёнка.

9. Анализ.

Учитель:

Почему поэт использует такое интересное сравнение в стихотворении? (слайд 12)

(Утёнок для мальчика – как мальчик для бегемота, без бережного отношения мальчик может навредить птенцу.)

- Как вы понимаете выражение: «Лапы мальчика не шутка, чуть притиснешь – и капут»?

(Лапы – только у животных. У человека – руки. Но без бережного отношения для утенка руки мальчика могут быть опасны, как лапы зверя.)

Давайте посмотрим это на примере.

(С помощью мягкой игрушки ученик показывает, как нужно бережно держать утёнка, чтобы не причинить ему вреда.)

Как взрослый разговаривает с мальчиком: сердито, дружелюбно, ругает его, дает совет?

(Взрослый разговаривает с мальчиком дружелюбно, советует ему не тискать утёнка.)

Итак, сделаем вывод. В чём заключается основная мысль стихотворения? Чему учат нас стихи Саши Чёрного? Что автор хотел сказать читателям? (слайд 13)

(Автор хотел предупредить читателей бережно относиться к братьям нашим меньшим, не обижать слабых, обдумывать свои действия и поступки.)

Подберите к слову «малыш» синонимы. (малютка, птенец, ребенок и др.)

Наш утёнок – птенец. А кто его мама? Какая это птица? (утка)

Что вы знаете об утках? (дикие – перелетные, домашние)

(слайд 14)

Как кричат утки? (ребенок использует манок для уток)

Какие ещё произведения об этих птицах вы знаете? («Серая шейка», «Гадкий утёнок», «Ребята и утята» и другие)

А кто такой бегемот? (ответы детей)

(слайд 15)

10. Выразительное чтение стихотворения.

(слайд 16)

Учитель: Для выразительного чтения важную роль играет расстановка логического ударения. С его помощью вы выделяете слова, которые обладают особой эмоциональной значимостью. Ребята, попробуйте самостоятельно расставить в стихотворении логическое ударение над словами. Для этого у вас на партах приготовлены листы со стихотворением.

Дети расставляют логическое ударение в стихотворении (на раздаточных листах).

Дети выразительно читают стихотворение (2-3 человека).

Учитель: А теперь предлагаю вам послушать, как читает стихотворение Саши Чёрного профессиональный чтец.

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)

11. Рефлексия.

Учитель: Дети, понравился ли вам наш урок? Покажите ваше отношение к уроку с помощью «смайликов».

(слайд 17)

12. Подведение итогов урока.

(слайд 18)

Учитель:

Итак, подведем итог. Дети, скажите, чему вы сегодня научились? (ответы детей)

(Нужно бережно относиться к окружающему миру, к птицам и животным, быть добрее, делиться своей добротой.)

– Что вам особенно понравилось в нашем уроке, что было наиболее интересно? (ответы детей)

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..». По желанию можете выучить стихотворение наизусть и закончить рисунок в тетради.


Тема урока: Поэзия. Саша Черный

Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.

Задачи:

    Образовательная: работать над навыком выразительного чтения.

    Воспитательная: обеспечение нравственного воспитания детей.

    Развивающая: развитее у детей речи и мышления.

Оборудование: учебник чтения для 3 класса (Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.), презентация.

Ход урока

Я предлагаю вам послушать удивительное стихотворение:

Стихи не пишутся - случаются,

как чувства или же закат.

Душа - слепая соучастница.

Не написал - случилось так.

Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Верно. Я попрошу вас открыть учебники на стр. 45.

Давайте прочтем надпись над картинкой?

Скажите, почему художник решил написать слово «тетрадь» буквами разного цвета?

А что же изображено на самой картинке?

Учащиеся слушают стихотворение.

О стихах (поэзии).

Дети открывают учебники на нужно странице. Ученик читает надпись над картинкой.

Потому что стихи есть разные.

Дети начинают описывать изображение.

Потому что стихи бывают веселые.

Подготовка к восприятию

Переверните, пожалуйста, лист.

Смотрите, вверху страницы изображен портрет. Это портрет поэта Саши Черного. Вы уже знакомы с этим поэтом?

Хорошо. Я вам немного расскажу об этом поэте. Настоящее имя Саши Черного – Александр Михайлович Гликберг. Он родился 10 октября 1880 года в Одессе. В семье, где рос мальчик, было пять детей, двое из которых были Саши: один блондин, т. е. Белый, а другой брюнет, т. е. Черный. Отсюда и пошел псевдоним поэта. В 10 дет Саша поступил в гимназию, где ему было сложно учиться и его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. Уже в 15 лет он сбежал из дома, начал бродяжничать и оказался совсем без денег. Мать с отцом перестали помогать ребенку. Вскоре о Судьбе Саши узнал один журналист и написал об этом статью, которая попала в руки житомирскому чиновнику. Чиновник был растроган этой историей и забрал юношу к себе в дом. Так Саша оказался в Житомире.

Не окончив гимназию и там из-за конфликта с директором, его призвали на военную службу, где отслужил 2 года. После армии он устроился на работу в газету «Волынский вестник», но редакция вскоре закрылась. Поняв, что ему по душе литература, молодой человек переехал в Петербург и начал писать стихи.

Творчество Александра Михайловича можно назвать и нежным, ласковым, и ироничным, сатирическим. С детьми он говорит на взрослом языке. С одним из его стихотворений мы сегодня и познакомимся. Но перед этим я предлагаю вам сделать речевую разминку.

Дети переворачивают страницу.

Да/нет.

Слушают.

Речевая разминка

На интерактивной доске высвечено стихотворение, которое дети должны прочитать с разной интонацией:

Была тишина, тишина, тишина…

(тихо и медленно)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(громче и ускоряясь)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

(тише – прислушиваясь)

Закапал, закапал, закапал по крыше…

(негромко и быстро)

Наверное, сейчас барабанить он станет…

(шепотом)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(громко)

Сначала читают поочередно несколько учащихся, затем все вместе хором.

Первичное восприятие

Сейчас я прочту вам стихотворение замечательного поэта Саши Черного, а вы мне потом скажите, о чем же там идет речь?

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...

Ты представь такую штуку, -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу
И брыкаться и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь - и капут.

Так о чем же идет речь в этом стихотворении?

Слушают.

О том, что мальчик поймал утенка и начал его тискать.

Анализ прочитанного

Давайте обратим внимание на знаки препинания. Какие знаки нам встречаются?

Правильно. Какая же интонация должна быть в первой строчке стихотворения?

Какое необычное слово встретилось нам в этой строке?

Скажите, что означает это слово?

Теперь посмотрим на вторую строку. У нас появились антонимы. Кто может их прочесть?

Назовите мне другие антонимы, которые вы знаете.

Молодцы! Обратим внимание на последнюю строчку. Автор использовал слово «душа». Как вы понимаете это слово? Что такое душа?

Душа – это наши чувства, переживания. Это наше сознание. Как вы думаете, душа есть только у человека? Или она есть у всего живого?

Верно. Душа есть у всех живых существ. Поэтому, как вы думаете, утенку нравится, что мальчик его тискает?

Верно. Представим, что у нас на ладонях сидит маленький утенок. Давайте его погладим. А теперь давайте сожмем нашего утенка. Что будет, если мы его сдавим? Тогда давайте пересадим нашего утенка на парту.

Так раз душа есть у всех живых существ, значит, как нужно к ним относится?

Правильно. Прочитайте первую строфу нашего стихотворения.

Переходим к следующей строфе. Какой знак препинания нам встречается?

Значит, какую интонацию хотел передать автор?

Верно, тире показывает нам, что интонация должна быть поучительной. И действительно, давайте представим, что толстый бегемот захотел нас обнять и лизнуть языком? Разве нам будет приятно?

Конечно, нам будет неприятно, мы даже испугаемся этого бегемота. Давайте прочтем вторую строфу с поучительной интонацией.

Отлично. Смотрите, в последней строчке следующей строфы у нас еще одно необычное слово. Какое?

Какие синонимы есть у слова «брыкаться»?

Скажите, первые две строчки третей строфы нужно читать с такой же интонацией? Или с другой?

А последние две строчки этой строфы?

Почему же у нас меняется интонация?

В конце этой строфы мы видим еще один знак препинания – «!..». Что значит само по себе многоточие?

А восклицательный знак?

Давайте прочитаем и третью строфу.

А тут мы встречаем слово «снеси». Как можно было бы заменить это слово?

Почему же тогда Саша Черный использовал именно это слово, а не другое?

Именно. В стихотворении всегда должна быть рифма. А к кому автор просит отнести утенка?

Как вы думаете, почему он просит отнести утенка именно к утке, а не просто отпустить?

Так почему же поэт взял именно это слово?

В конце мы видим слово «капут». Вы знаете, что оно обозначает?

Правильно, слово «капут» пришло к нм из немецкого языка и означает гибель или конец.

Какую интонацию вы использовали бы, читая эту строфу?

Верно. Давайте прочтем ее.

«?», «–», «!..», «…».

Вопросительная.

Ученик читает первую строчку стихотворения.

«Тискаешь».

Трогать, мять, сжимать и т. д.

Он хотел показать, как именно мальчик обращается с утенком; что он его не просто трогает, а именно тискает.

Малыш и большой.

Перечисляют.

Отвечают на поставленный вопрос.

Душа есть всего живого.

Нет, не приятно.

Представили, что на ладонях сидит утенок. Повторяют за учителем.

Ему будет больно.

Пересадили утенка на парту.

Бережно, нежно, аккуратно.

Читают.

«–».

Поучительную.

Нет, нам будет неприятно.

Некоторые учащиеся читают строфу.

Брыкаться.

Дергаться, вырываться, извиваться и т.д.

С такой же.

С другой.

Недосказанность.

Он передает наши эмоции.

Что можно было перечислять еще и еще.

Дети читают третью строфу.

Отнеси, принеси, понеси и т.д.

Потому что если использовать другое слово, но пропадет рифма.

К утке.

Потому что утка – это мама утенка. А рядом с мамой будет не так страшно.

Нет.

Он хотел показать нам, что для утенка руки мальчика большие и страшные, поэтому использовал именно это слово.

Да, это слово означает конец.

Поучительную.

Читают строфу.

Обобщение и вывод

Раз мы разобрали все стихотворение, можем ли мы прочесть его правильно, выразительно?

Давайте попробуем.

Так что же этим стихотворением хотел сказать нам поэт?

А к чему мы теперь можем призывать людей?

Да.

Читают стихотворение целиком.

Что ко всему живому нужно относиться бережно.

Предлагают свои призывы.

Домашнее задание

А теперь запишите домашнее задание: выучить это стихотворение наизусть.

Записывают.

Цели: продолжать формирование навыков выразительного чтения; развивать умения воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слова; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: портрет Саши Чёрного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает стихотворение:

Кто?

Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал - в ответ все хором нараспев:

Лев!

Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Нет, ни лев, ни слон…

Храбрее всех, малыш, -

Мышь!

Сам вчера я видел чудо,

Как мышонок влез на блюдо

И у носа спящей кошки

Не спеша поел все крошки.

Что!

Интересное стихотворение?

Слово учителя.

Настоящее имя Саши Чёрного - Александр Михайлович Гликберг. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Чёрный. Поэт уехал из России и много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком поселке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

В 1911 году появились его первые произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живших в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты.

IV. Чтение и анализ стихотворения (с. 43).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Откройте учебники на странице 43 и прочитайте самостоятельно стихотворение.

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух (2-3 учениками).

С какой целью написал это стихотворение Саша Чёрный? (Предупредить нас о том, какой хрупкий утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию.)

3. Словарно-лексическая работа.

Объясните значение слов:

притиснешь - прижмешь;

в свой черед - в свою очередь, когда придет время;

кап y т - конец, гибель.

4. Беседа (с. 43).

1) Герой этого стихотворения действительно не малыш, а «большой»? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

2) На сколько строф можно разделить это стихотворение?

Информация для учителя

В учебнике (с. 43) между строфами специально чуть-чуть увеличено межстрочное расстояние, чтобы учащиеся увидели, что строф - четыре.

3) Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?

Поставьте цифры (первая тема - цифра 1, вторая тема - цифра 2) карандашом справа возле каждой строфы. (Первая тема: 1-я и 4-я строфы - взаимоотношения мальчика и утенка. Вторая тема: 2-я и 3-я строфы - взаимоотношения бегемота и мальчика.)

4) Вам уже встречалось стихотворение, в котором автор в конце возвращается к той теме, которая звучала в начале? (Роберт Бёрнс «В горах мое сердце».)

V. Итог урока.

Чему научило нас это стихотворение?

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 43).