Речевые разминки для детей начальной школы. Речевые разминки на уроках литературного чтения в начальной школе

1. Речевая разминка

Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь, чтобы дети научились фиксировать внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи. Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения, цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т.д.)

На третьем этапе речевой разминки, его мы называем «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

На четвертом этапе , мы его называем «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов. Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

2. Дыхательная разминка

Дыхательная разминка – действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей локализацией выхода, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

2.1. Упражнения на дыхание

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Косари»

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» – и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча»

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья»

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Ветер и листья»

Вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе – ступенчато произносят звук «П» и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

«Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш (руки разводят в стороны, хлопок)

«Математик»

Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1.

«Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…

«Пчелки»

Глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

Как-то раз пчела мед
В улей принесла (глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

«Медвежата»

Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.
Мам, малины б нам и т.д.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Обрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

2.2. Упражнения по методике А.Н. Стрельниковой

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.
4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого (все видели, как маршируют солдаты).
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение – «Ладошки». И. п.: прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «по ладони зрителю» – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения)
Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте 4 коротких и вдоха, снова – пауза. Помните! Активный вдох носом пассивный выдох через рот. Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение – «Погончики». И. п.: прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены – дох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений Норма: «про­вожайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение – «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ши­рина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине на­клона. Вдох должен кончится вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свёрнутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.
Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3–4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот.

Четвертое упражнение – «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием – поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева.
Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 – 1 стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение – «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте! их (все равно, какая рука сверху – правая или левая)! широко в стороны не разводите, и не напрягайте.
Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3 – 4 секунды.

Шестое упражнение – «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед – руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка! прогнувшись в пояснице), наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох с пола – вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

3. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.

Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках [с, з, ц]), может подниматься за верхние зубы (звуки [т, д, н]), может прижиматься к альвеолам (звук [л]), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук [р]).

Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки [с, з, ц]), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки [ш, ж, щ]).

Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука [й] и всех мягких звуков.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки [к, г]), или образовывать с ним щель, при образовании звука [х].

Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р]), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук [л]).

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук [у]), могут округляться (звук [о]), растягиваться в улыбку (звуки [и, ы]). При произнесении звуков [с, з, ц, л] и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков [ш, ж]. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п, б, м, в, ф].

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми, нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • Требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • Дети, выполняя упражнения в быстром темпе, умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

3.2. Упражнения на артикуляцию

«Окошко»

Широко открыть рот – "жарко".
Закрыть рот – "холодно".

«Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя...".
Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«Чашечка»

Улыбнуться.
Широко открыть рот.
Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

«Киска»

Губы в улыбке, рот открыт.
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Выгнуть язык, горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«Лошадка»

Вытянуть губы.
Приоткрыть рот.
Процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот.
С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...".

«Слоник пьёт»

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника".
"Набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе – "ба-ба-ба-ба...".

«Орешки»

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".

«Качели»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхние зубы.
Кончик языка за нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Блинчик»

Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.

«Гармошка»

Улыбнуться.
Сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу).
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ...".

«Парашютик»

На кончик носа положить ватку.
Широким языком, в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота»

"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).
Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

4. Чтение блоков

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Первая группа блоков

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!
Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че, чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Вторая группа блоков.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Ага, бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Оси суп эта тел тот

Эту тыл тюз ума муж
Кум рус дух уфа уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга тюз юму

Третья группа блоков

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш рижт
Факт финт фунт шурф щедр

Фразы для чтения

Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.

Четвёртая группа блоков

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Блок блях барк взор вгик вжик
Влип враз врач вред втуз

Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения

Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.

Пятая группа блоков

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм

Шестая группа блоков

Чтение двуслоговых слов.

При чтении материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.

Седьмая группа блоков

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.

Сели – съели приём – объём
Сёмка – съёмка веду – въеду
Приезд – съезд взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон
Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал
Ел – ель пусть – пуст кровь – кров
Плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

Бабе – бабьё семя – семья
Коля – колья чего – чьего
Дарю – Дарья браня – враньё

Восьмая группа блоков

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеется. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний
Акция деньжата артистка
Амплуа дибазол ассорти
Знание водная вольница
Горячка заморозь епископ
Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.

Девятая группа блоков

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

Апрельская Ломоносов полширины
Базальтовый обыкновенная эссенция
Зеркальный падчерица фамилия
Диапозитивы революция энтузиазм

Литература:

  1. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  6. Начальная школа. № 6 2001.
  7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева . – Ростов-н-Д: Феникс, 2006. – 349 С.
  8. Павлова Н.Н. «Просто учимся читать»/ Ил. В Зацеляпина, Н. Мельниковой. – М.: Изд-во Библиотека Ильи Резника; Изд-во Эксмо, 2006. – 64с., ил.
  9. Уроки чтения в 3 классе. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва . М. «Просвещение», 2007. – 140 С.
  10. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева . – М.: Ось – 89, 1999.

Карточка 1.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

3.Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Карточка 2.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

3.Восстанови текст.

Ва__ , Ва___ - просто__

Купил ло____ без хвос___.

Сел за___ напе____

И поехал в __________.

Карточка 3.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

3.Восстанови текст.

Я сегод____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

Карточка 4.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.

2. Читай слова быстро.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

3. Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

4. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карточка 5.

1.Читай целыми словами.

2. Читай быстро, доскажи слово.

…И кастрюля на бегу закричала …… :

«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»

А за нею вилки, рюмки да ……. ,

Чашки да …….. скачут по …….. .

3. Читай слова целиком, ускоряя темп.

Карточка 6.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Купила бабуся бусы Марусе.

3.Восстанови текст.

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд и с________!

С________ и срам!

Карточка 7.

1.Читай целыми словами.

2. Читай скороговорки быстро,

не ошибайся.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки – скок – Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню – в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Карточка 8.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

У зайки Бубы заболели зубы.

2. Составь чистоговорку.

Про козу.

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы …………………… .

Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .

За-за-за, за-за-за ………………………. .

Карточка 9.

Сын – сон – сор – сом – сам.

Кошка – кашка – каска – киска.

Миска – мишка – мошка.

2. Скажи быстро:

Сух сук нёс барсук.

3.Восстанови текст.

Кот ловил мышей и _________.

Кролик лист капустный ________

Карточка 10.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

3.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Лара и Валя играют на рояле.

4.Восстанови текст.

Лодки по морю __________ ,

Люди вёслами ___________ .

Карточка 11.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

2.Произнеси отчетливо,

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

2. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

Карточка 12.

1.Кто самый внимательный?

Прочтите слова в паре. Кто прочитал лучше?

2. Прочитай цепочки слов.

Назови, кто это.

Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.

Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.

Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.

3. Читай бегло.

Снег – снеговик – снегопад – снежный.

Зима – зимушка – зимний – зимовщик.

Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок

Море – мореход – морской – моряк.

Карточка 13.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – толко много их не рви.

2. Читай считалку медленно,

потом чуть быстрее,

затем – быстро.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Того поймает,

С нами в салочки играет.

Карточка 14.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ка – ку – ко – нам идти ……. .

Кры – кру – кра – продолжается …… .

2. Читай бегло.

Кадр – класс – класть – каток – клинок.

Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.

Крот – круг – крут – прут.

3. Читай и произноси быстро.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Карточка 15.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

3.Восстанови текст.

Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.

Р-н-л- в р-чк- м-ч-к.

Д-м- сд-в-л- в б-г-ж:

д-в-н, ч-м-д-н, с-кв--ж,

к-рт-н-, к-рз-н-, к-рт-нк-

М-л-ньк-с-б-ч-нк- …

Карточка 16.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ду – до – да – гудят провода.

Док–док–док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

В декабре, в декабре!

Все деревья в серебре.

Карточка 17.

    Читай столбики слов.

Не ошибись!

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать иг о – г ошки!»

3. Читай целыми словами.

Какие это слова?

Глаз- глазной - глазник- глазок-глазомер- глазунья.

Говор- говорить- говорун- разговор.

Книга- книжка- книголюб- книгоноша.

Карточка 18.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ча – ча – ча – горит в комнате ________;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

2.Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

    Произнести с чувством радости.

    Произнести с чувством огорчения.

    Произнеси с чувством обиды .

3. Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Карточка 19.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у ________;

Жи – жи – жи – здесь живут _________;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо–жо–жо–лужок, творожок,

снежок,_________ .

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Не живут ужи, где живут ежи.

Карточка 20.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

2. Читай громко, произноси чётко.

3 . Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

Карточка 21.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

2. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

(С.Михалков)

Карточка 22.

1.Читай слова внимательно.

Не ошибайся.

    Читай скороговорки целыми словами,

произноси их быстро:

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Оса на ноги боса и без пояса.

Карточка 23.

1.Читай целыми словами.

2. Что обозначают эти слова?

Поставь их по порядку.

Май, январь, март, июнь, июль, апрель, август,

февраль, сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь.

3. Определи, что общего в предметах?

Молоток и грабли, карась и щука, гусь и ласточка.

Шуба и варежки, миска и кружка, дуб и ель, юла и кубик.

Топор и игла, курица и синица, щавель и ромашка.

Карточка 24.

1.Читай бегло. Отметь слова, называющие ягоды.

Клубника, черника, земляника, лимон,

слива, груша, клюква, малина, брусника, арбуз.

2. Читай считалки быстро, не ошибись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы –

Ты пойди-ка

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Речевые разминки

1. Дыхание

Схема упражнения:

Полностью вдохните воздух. Не дышите в течении нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких вдохов делайте небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержите воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью развернута, расширена. После этого сделайте спокойный выдох.

а)Произнесите пословицу и скороговорку — сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос к концу, наоборот, ослабляя.

Скороговорка:

Птицам — воздух, рыбам — море, а человеку — отчизна дороже всего.

3. Дикция

Слоги:

би-бэ-ба-бо-бу-бы

ди-дэ-да-до-ду-ды

Слоги с более сложными сочетаниями звуков:

а) би-би-бип

бэ-бэ-бэп

ба-ба-бап

бо-бо-боп и т.д.

б) бим-бем-бам-бом-бум-бам

лир-лер-лар-лор-лыр и т.д.

4. Орфоэпия

- Определите место ударения в словах:

козлы — козлы, орган — орган, угольный — угольный, верхом — верхом, пахнуть — пахнуть, досыпать — досыпать, бегом — бегом, уже — уже, подрезать — подрезать, избы — избы, гоните — гоните, издалека — издалека, иначе — иначе, казаки — казаки.

1. Дыхание

а) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний — бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5,…10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

б) Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорки,

Три Егорки…

Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.

а) «Прыжок в воду». Произнося строки стихотворения, вы «пробегаете» от низкого тона до высокого и обратно.

Вот оборот!

взлетаю. и

Как птица, я вниз

Прыжок! стрелой

взбегаю. Скрываюсь

я легко быстро

На вышку под водой.

б) Тише, жабы! Тихо, тоном предупреждения (можно исполь -

Ни гугу — зовать жест — палец к губам)

Ходит цапля Тихо (тоном испуга)

Чтобы не было беды, Совсем тихо (шепотом)

Наберите в рот воды.

3. Дикция

а) Шутки — чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря; рю-рю-рю — репу я варю; арь-арь-арь — новый букварь; ри-ри-ри — горят фонари; ре-ре-ре — санки на горе; орь-орь-орь — у Андрюши конь; ра-ра-ра — высокая гора; ро-ро-ро — новое перо; ру-ру-ру — коза грызет кору; ры-ры-ры — летят комары; ар-ар-ар — летит комар; ор-ор-ор — у Ромы топор; ур-ур-ур — не гонит кур и т.д.

4. Орфоэпия

а) Параллельное применение двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. Предлагается прочитать предложение дважды: сначала так, как пишем, второй раз так, как говорим:

Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться.

б) При чтении стихотворения И.Токмаковой «Медведь» обратить внимание на г (снек).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке — снег, снег

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!

1. Дыхание

а) «Проколотый мяч» . Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным «ссссс….». Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, выход должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

б) «Поймай комара». Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывный звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».

а) Была тишина, тишина, тишина…

(тихо, медленно)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(громче, быстрее)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь?

(тихо)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

(тихо, быстрее)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

(тихо: прислушиваемся)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(громко, весело)

б) Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вздох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м, л, н: ммм ллл ннн Затем к согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми , ммэ , мма , ммо , мму , ммы ;

лли , ллэ , лла , лло , ллу , ллы ;

нни , ннэ , нна , нно , нну , нны ;

Звуки могут быть заменены счетом от 1 до 10. Эти упражнения проделываются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громко, тише, тихо.

3. Дикция

Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар; ал-ар-ал — темный подвал; ри-ри-ри — купили сухари; ли-ли-ли — мы улицу мели; ре-ре-ре — метель в январе; ле-ле-ле — катались на осле .

4. Орфоэпия

Аналог, баловать, верование, диспансер, договор, звонишь, каталог, квартал, красивее, средства, столяр, уведомить.

1. Дыхание

Следующие упражнения могут быть использованы в качестве дыхательной гимнастики перед началом рабочего дня учителя. Они помогают разогреть речеголосовой аппарат, настроить его на длительную работу.

а) И.п. — сидя на стуле, ноги легка раздвинуты. Наклонить туловище, коснувшись грудью колен, руки свисают — активный быстрый вдох. На несколько минут задержать дыхание. Медленно выпрямиться, поднимая руки вверх, — выдох на звук «ш». Пауза. Упражнение повторить несколько раз.

б) И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуть туловище налево — направо — активный вдох, затем вернуться в и.п. — выдох на звуке «м» с закрытым ртом.

в) И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, пальцы раздвинуты. 1 — движением вперед руки быстро скрестить под грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам (выдох); 2 — повторять вдох, возвращаясь в и.п. (медленным диафрагмальным вдохом выпятить живот).

г) Ходьба на месте, считая про себя, — вдох на счет 1 — 5, пауза на счет 1 — 3, выдох на звук «ффф».

д ) Представьте, что у вас замерзли руки, — согрейте их своим дыханием (следите за тем, чтобы дыхание было реберно — диафрагмальным).

е) Погасите активным прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей.

Прочитай маленькое стихотворение. Какие строчки ты прочитаешь громко, а какие тихо — тихо?

Гром и тишина

Гром грохочет — бух! трах! —

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши…

3. Дикция

Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И посту-кивают,

И похрю-кивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

4. Орфоэпия

Инженеры, бухгалтеры, редакторы, конструкторы, шоферы, ректоры, лекторы, инспекторы, профессора, кондуктора.

Материалы для речевых разминок

I. Упражнения на дыхание

Необходимо решить следующие задачи:

1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) выработать умение делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.

2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает» пушинку снова вверх.

3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».

4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.

5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.

6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

Первый этаж!

Второй этаж!

Третий этаж!

Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных - повторять за ведущим, следить за изменением громкости.

8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.

9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.

12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.

«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»

II Артикуляционные упражнения

Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».

Для языка.

1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 - 3 движения вверх - вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.

3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.

5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.

6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».

7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)

8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.

9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.

10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.

11. «Грустно - весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 - 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)

12. «Ёжик». Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…» Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)

Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).

1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.

2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.

3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.

4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

III Дикционные упражнения

Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования

2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;

3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.

1. «Зевота».

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» - фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» - фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально - ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку - держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед - держать 1 сек. Расслабить - 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу - держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз - держать 1 сек. - по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» - йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле - лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» - это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто - не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс - да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы - мы разучим ее в следующий раз. А сейчас - пора практиковаться!

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

Читай без ошибок. Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

Купила бабуся бусы Марусе.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки – скок – Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню – в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд и с________!

С________ и срам!

Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

май -лай - сарай

стой – бегай – прыгай

зайка – змейка – лайка

урожай – йогурт - тайна

Читай скороговорку быстро, не ошибайся.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей.

Гордей Авдею дал груздей.

Кто самый внимательный? Прочтите слова в паре.

капля – цапля

фокус – фикус

каска – краска

топка – тропка

крыша - крыса

небо – нёбо

щека – щепка

пена – пенал

парик – парник

Прочитай цепочки слов. Назови, кто это.

Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.

Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.

Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.

Читай бегло.

Снег – снеговик – снегопад – снежный.

Зима – зимушка – зимний – зимовщик.

Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок

Море – мореход – морской – моряк.

Учись отчётливо произносить звуки.

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – толко много их не рви.

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее, затем – быстро.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Того поймает,

С нами в салочки играет.

Учись отчётливо произносить звуки.

Ка – ку – ко – нам идти ……. .

Кры – кру – кра – продолжается …… .

Читай бегло.

Кадр – класс – класть – каток – клинок.

Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.

Крот – круг – крут – прут.

Читай и произноси быстро.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!